Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  439  440  441   ..

 

 

Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола)

Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

2.3 Результаты собственных исследований и их обсуждение

Педагогическое наблюдение.

Нами было просмотрено 25 футбольных матчей, 15 встреч по баскетболу и 18 волейбольных поединков первенства города Вологды.

В процессе их анализа были выявлены типичные профили общения для выше перечисленных видов спортивных игр (см. табл. 2), которые используются учителями физической культуры в процессе обучения в школе (баскетбол, волейбол и футбол).

Таблица 2

Типичные профили общения в баскетболе, волейболе и футболе

No Наблюдаемые ситуации + -
1 Подготовка зала для предстоящего занятия
2 Организация разминки
3 Использование игровых упражнений при организации разминки
4 Деление на команды равные по своим возможностям
5 Организация заключительной части занятия
6 Подготовка зала по окончанию тренировки, уборка инвентаря
№ п/п Категории общения Доля различных категорий общения в спортивной деятельности (%)
Баскетбол Волейбол Футбол
1 Ориентирующая 61,6 24,5 70,3
2 Стимулирующая 24,7 48,2 15,3
3 Оценочно-экспрессивная (положительная) 7,1 14,6 3,1
4 Оценочно-экспрессивная (отрицательная) 6,6 12,7 11,3
Всего 100 100 100

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

юношеский спортивный коллектив общение

- в соответствии с записью общения по категориям составляется определенный профиль общения (структура внутригруппового общения) для каждого отдельного случая. Например, тренер, составляя ежемесячно профиль общения своей команды, может наблюдать динамику изменений в долях преобладания той или иной категории;

- зная типический профиль общения (для данного вида спорта), тренер может проводить специальные занятия со спортсменами, направленные на корректировку их общения в нужном направлении;

- можно отметить, что спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям на наш взгляд, можно отнести:

1. общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;

2. зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;

3. зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;

4. зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;

5. зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;

6. влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.

Выборочное наблюдение показывает, что внутригрупповое общение протекает главным образом в речевой форме: на жестовую коммуникацию в волейбольных командах приходится 8, в баскетбольных — 33, в футбольных — 10,6% всех обращений. Неодинаковый процент речевого общения объясняется особенностями каждого вида спортивно-игровой деятельности.

Преобладание речевых форм общения в волейболе связано с тем, что спортсмены находятся близко друг от друга и не имеют контакта с противником. Игроки следят главным образом за полетом мяча и лишь «чувствуют», где находятся их партнеры. Возникает объективная необходимость сообщить партнеру: а) о своем местоположении; б) о своей готовности или намерении выполнить определенное действие; в) о том, что игрок, как и партнер, правильно воспринял ситуацию; г) о необходимости определенного действия со стороны партнера. Обращения к партнерам могут быть предназначены и для введения противника в заблуждение. Например, вспомогательный нападающий (проходящий игрок) возгласом «дай сюда!» (передачу) и движением на удар отвлекает блокирующих игроков противника, облегчая действия своим партнерам. Часто волейболисты применяют речевую форму общения, чтобы привлечь внимание партнера, который переходит в другую зону площадки или готовится к приему мяча. Когда партнеры находятся в противоположных зонах площадки, более удобными оказываются неречевые формы общения — они обеспечивают необходимую быстроту, точность и скрытность передачи информации.

Напротив, в баскетболе и футболе больший процент жестовой коммуникации обусловлен контактом с противниками и необходимостью скрывать нападающие действия (например, при быстром прорыве). В защитных действиях и баскетболисты, и футболисты применяют исключительно речевую форму общения. Игроки следят за действиями и взаимным расположением друг друга, противников и стараются не смотреть на мяч. Слово, жест партнеров показывают спортсмену, что партнер (или партнеры) готов или намерен действовать определенным образом, и требует от него также определенных действий.

Жестовой коммуникации в футболе меньше по сравнению с баскетболом, так как футболистам труднее действовать скрытно: после атаки противники сразу же возвращаются в свою зону, где в воротах стоит вратарь.

Беседы со спортсменами показывают, что предпочтение формы общения в процессе деятельности существенно зависит и от индивидуально-психологических особенностей конкретного игрока, его возраста и пола.

Коллективная самоорганизованность, успешность общения спортивной команды проявляется в условиях требующих принятия коллективного решения и организации игровой деятельности, когда по той или иной причине в конкретный момент отсутствует тренер, как главная руководящая и организующая структура.

Нами были разработаны особенности на основании методики заключающейся в обеспечении условий, способствующих формированию эмоционального компонента групповой сплочённости посредством проблемно – ориентированного подхода. Они заключались в формирование благоприятного, социально – психологического климата, путём организации общения в группе с целью самопроявления в ней каждого участника и их сплочение, а именно:

- формирование эмоционального компонента игровой деятельности посредством групповой дискуссии;

- формирование эмоционального компонента межличностного общения посредством построения тренировочного процесса, с учётом межличностного предпочтения и приятия.

Поэтому, мы наблюдали поведение игроков (на примере группы ПФСС по футболу) в ситуации требующей от них самостоятельного проведения тренировочного занятия. Для облегчения процесса была подготовлена карта наблюдения (табл.3).


Таблица 3

Карта наблюдения

No Наблюдаемые ситуации До эксперимента После эксперимента
+ - + -
1 Подготовка зала для предстоящего занятия + +
2 Организация разминки - +
3 Использование игровых упражнений при организации разминки - -
4 Деление на команды равные по своим возможностям - +
5 Организация заминки - -
6 Подготовка зала по окончанию тренировки, уборка инвентаря + +

Как видно из карты наблюдения, до проведения эксперимента занимающихся интересовал только игровой процесс, которому и было уделено всё тренировочное время, разминка представляла собой самостоятельные, хаотичные удары по воротам, деление на команды осуществлялось на основании взаимных выборов, в результате чего одна из команд оказывалась гораздо сильнее. После проведения педагогического эксперимента показатели изменились. Занимающимися была организована разминка, хоть и не отличающаяся оригинальностью, но достаточная для подготовки организма к предстоящим нагрузкам. Деление на команды производилось посредством выбора капитанов, которые в дальнейшем формировали команды, производя поочерёдные выборы игроков. Отчасти это служит доказательством эффективности применения на практике разработанных нами особенностей методики.

Результаты социологического исследования

Исследование коллективных характеристик мы начали с анализа коллективных взаимоотношений, непосредственно влияющих на эффективность межличностного общения. Метод наблюдения оказывается хотя и пригодным для изучения этой проблемы, но весьма громоздким, а интервью – неудобным. Дать приемлемое решение задачи можно путём социометрической техники. Каждый член группы, будучи элементом системы общения (как в роли выбирающего j-члена, так и в роли выбираемого i-члена), в разной степени включён процесс элементарных парных отношений между выбирающими и выбираемыми.

В начале педагогического эксперимента участникам исследования была предложена анкета (приложение 1), результаты которой заносились в социо-матрицы (приложения 2,3), на основании которых был высчитан объём взаимодействия, по формуле:

Vj =

Величина Vj показывает степень включённости данного лица в систему контактов с другими лицами. В ней одинаково учтены как положительные, так и отрицательные взаимодействия. Она даёт числовую меру размера социально-психологических контактов в группе. Измерить объём коммуникаций члена группы – это значит установить, с кем и как часто он общается, обменивается информацией. Индекс Vj для каждого члена группы в результате получился следующим (табл. 4):

Таблица 4

Объём взаимодействия

Член группы А Б В Г Д Е Ж З И
Индекс Vj 1.63 1.5 1.75 1.25 1.18 1 1.5 1.13 0.63

Полученные результаты были отображены в социограммах, схематическом изображении реакций испытуемых друг на друга. Нами были выбраны круговая (рис.1, а.), наглядно показывающая систему контактов между членами группы и концентрическая (мишеневая) социограмма (рис.1,б), предполагающая то, что всех лиц в группе можно разбить на типы по степени их влияния на окружающих. Наиболее влиятельных располагают в центре мишени. Остальных – в следующих кругах по мере уменьшения личного веса.

По окончании проведения педагогического эксперимента было проведено повторное исследование. Результаты обработки представлены в таблице 2 и в социо-матрицах (приложение 4, 5).

Таблица 3

Объём взаимодействия

Член группы А Б В Г Д Е Ж З И
Индекс Vj 1.75 1.5 1.75 1.38 1.25 1,13 1.75 1.37 1,38

Полученные результаты были также отображены в социограммах (рис.2)



При сопоставление социограмм а и б на рисунках 1 и 2, сразу видна разнокачественность эмоциональных ядер. В социограммах на рис. 2 чётко выделяется ядро, состоящее главным образом из взаимно и положительно связанных членов. Также можно сделать вывод, что в группе появился явный лидер («А» член группы), если до проведения эксперимента этот член группы мог считаться номинальным лидером, то после стало окончательно ясно, что именно этот человек имеет наибольший вес внутри своей группы, так как получил наибольшее количество положительных выборов. Определился актив («А», «Б», «В» и «Ж» члены), а это говорит о том, что команда прошла один из этапов на пути становления коллектива, чему в немалой степени способствовало применение нами особенностей методики.

Результаты тестирования

В начале педагогического эксперимента нами было проведено два тестирования, тестирование эмоциональной сферы на основании методики «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» (Приложение 6) и тестирование позволяющее определить потребность в высоких достижениях, представляющее собой методику «Потребность в достижении» (Приложение 7).

Анализ эмоциональной сферы показал следующие результаты:

У 40 % ярко выражаются эмоциональные проблемы в повседневном общении, обуславливаемых негибкостью, неразвитостью и невыразительностью эмоций;

У других 40 % , эмоции осложняют взаимодействие с партнёром по причине неумения управлять ими, дозировать, либо по причине их негибкости и невыразительности;

У 20-ти % (один человек) отмечается яркое доминирование негативных эмоций, явно мешающих устанавливать контакты с людьми.

При сопоставлении с результатами социометрического исследования именно этот член команды получил наименьшее количество выборов.

Результаты наглядно представлены в диаграмме 1 (рис. 3).

Рис. 3. Анализ эмоциональной сферы

По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирование, его результаты для наглядности были отображены в виде гистограммы, в которую для сравнения были занесены и результаты первоначального тестирования (рис. 4).


Рис. 4. Анализ эмоциональной сферы после эксперимента

Из диаграммы видно, что у членов группы произошли изменения в эмоциональной сфере, а именно изменилось соотношение лиц с негативным проявлением эмоций и лиц, чьи эмоции имеют негибкий, неразвитый характер эмоций, в сторону последних, что является хорошим результатом.

Первоначальное тестирование потребности в достижениях получилось следующим:

- у 37 % исследуемых отмечается высокая степень выраженности потребности в достижениях. Этот процент составляют лица с высоким личным весом внутри своей группы;

- 43 % имеют среднюю степень выраженности потребности в достижениях и 20 % (один человек) не имеет потребности в достижениях спортивного результата.

Данные результаты наглядно представлены в диаграмме 2 (рис. 5).


Рис. 5. Потребность в достижениях

Результаты повторного тестирования были также представлены в виде гистограммы (рис. 6).

Рис. 6. Уровень потребности в достижениях до и после эксперимента

Из диаграммы видно, что количественная характеристика, отражающая высокую степень выраженности потребности в достижениях возросла на 33%, количество членов группы, чья потребность в достижении результатов средняя, увеличилось на 10% и коренным образом изменилось процентное содержание членов группы с низкой степенью потребности, после эксперимента процентное содержание этой характеристики равно нулю, чему в немалой степени способствовало применение разработанных нами особенностей методики.

Результаты анализа спортивных достижений

О результативности коллективной деятельности спортивной команды можно судить, в том числе, по результатам, показанным во время участия в соревнованиях. Нами были рассмотрены только наиболее важные соревнования, ранг которых в сравнении с другими намного выше, а именно первенство города по мини-футболу и спартакиада ВУЗов.

Анализировались выступления за последние два учебных года.

В 2007-2009 учебном году команда выступала во втором дивизионе и заняла последнее место, переместившись в третий. В чемпионате области среди ВУЗов она заняла третье место.

На протяжении сезона 2008-2009 команда принимала участие в играх первенства города среди мужских команд третьего дивизиона и уверенно завоевала 1 место, не проиграв ни одной игры. Разность забитых и пропущенных мячей составили +101. В первенстве области среди ВУЗов из 9 участников команда ВГПУ заняла высокое второе место, проиграв лишь одну игру в финале.

Успешность этих выступлений, на наш взгляд, отчасти была обеспечена проведенной нами работой по совершенствованию процесса общения. Разработанные рекомендации нашли свое успешное применение на практике. Выступления команды на первенстве города и межвузовской спартакиаде в сезоне 2008-2009 гг. отличается стабильностью, это является хорошим показателем результативности совместной деятельности.


Выводы

1. В процессе написания выпускной квалификационной работы нами были проанализированы литературные источники, касающиеся вопросов анализа особенностей психологического общения, рассмотрена проблема успешности спортивной деятельности, выявлены особенности взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен», изучены психологические особенности юношеского возраста, подробно проанализированы методы и средства общения.

Из коллективных характеристик, на основании которых мы судили о степени сформированности коллектива и успешности общения в нем нами были выделены: коллективные взаимоотношения, эмоциональность, направленность на достижение значимых целей, результативность, коллективная самоорганизованность.

2. Нами были разработаны особенности на основании методики заключающейся в обеспечении условий, способствующих формированию эмоционального компонента групповой сплочённости посредством проблемно – ориентированного подхода и совершенствования процесса общения. Они заключались в формирование благоприятного, социально – психологического климата, путём организации общения в группе с целью самопроявления в ней каждого участника и их сплочение, а именно:

- формирование эмоционального компонента игровой деятельности посредством групповой дискуссии;

- формирование эмоционального компонента межличностного общения посредством построения тренировочного процесса, с учётом межличностного предпочтения и приятия.

3. В процессе эксперимента мы изучали уровень изменения коллективных характеристик, результаты оказались следующими:

- в коллективных взаимоотношениях после эксперимента определилось ядро, состоящее главным образом из взаимно и положительно связанных членов группы, выявился актив и определился явный лидер;

- в эмоциональной сфере произошли изменения в соотношении лиц с негативным проявлением эмоций и лиц, чьи эмоции имеют негибкий, неразвитый характер, количество последних возросло на 40% по сравнению с первоначальными показателями;

- направленность на достижение высоких результатов изменилась следующим образом, количественная характеристика отражающая высокую степень выраженности потребности в достижениях возросла на 33% и стала равна 70%, количество членов группы, чья потребность в достижении результатов средняя, увеличилось от первоначальных 30% на 13%, и коренным образом изменилось процентное содержание членов группы с низкой степенью потребности, после эксперимента процентное содержание этой характеристики равно нулю;

- коллективная самоорганизованность после эксперимента отличается более четкой структурированностью наблюдаемых ситуаций.

На основании анализа результатов явно прослеживаются стадии, которые проходит коллектив в процессе своего формирования на основе эффективного общения, а именно это появление актива и выявление лидера, складывание единого общественного мнения по наиболее важным вопросам в процессе групповых дискуссий и последняя стадия, на которой спортсмен предъявляет повышенные требования к себе (об этом можно судить на основании результатов тестирования «Потребность в достижении»). Таким образом, коллектив превращается в инструмент индивидуального развития и воспитания входящих в него на основе соответствующего организованного общения.


Список использованной литературы

1.Богданов В.А., Семёнов В.Е. Социальная психология. – Л.: «Издательство ЛГУ», 1980. – 216 с.

2.Базарова Т.Ю., Ерёмина Б.Л. Управление персоналом. – М.: «ЮНИТИ»,1998 – 236 с.

3.Бойко В.В., Волков И.П. Труд, контакт, эмоции. – М.: «Просвещение»,1980 – 186 с.

4.Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности. - Вестник СПбГУ.,1997. – 247 с.

5.Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000. - С. 10-12. - № 6

6.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М: «ФиС», 1986 – 207 с.

7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – 2-е изд., дораб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 154-166.

8. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. - С. 12-24.

9.Джамгаров Т.Т. , Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. –М., 1979 – 256 с.

10. Джамгаров Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. – М., 1983. – С. 25-32

11. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, С. 133 - №5.

12.Журавлёв А.А. Психология коллективной деятельности. – Ленинград: Издательство ленинградский университет, 1990 – 184с.

13.Загайнов Р.М. Психология в команде. – М.: «ФиС», 1984. – 144 с.

14.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 476 с.

15.Зотов Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе. – М., 1984. – 303 с.

16.Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсмена. – М: «ФиС», 1998. – 256 с.

17. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно творческих дел. – М.: «Педагогика», 1989. – 206 с.

18. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб.: Издательство РГПУ Им. Герцена, 2000. – 486 с.

19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

20. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

21. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – Спб. : Питер, 2003 – 399 с.

22. Келлер В.С. Деятельность спортсмена в вариативных конфликтных ситуациях. – М.: ФиС, 1991. – 184 с.

23. Коломейцев Ю.А. Взаимодействие в спортивной команде. – М: «АКАДЕМИЯ»,1984. – 315 с.

24. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 1983. – С. 122-151.

25. Кочетков Л.П. Управление футбольной командой. – М.: «Астрель», 2002. – 243 с.

26. Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. – М.: «ФиС», 1988. – 321 с.

27. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., Изд. Ленинградского ун-та, 1967. – 173 с.

28. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с.

29. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., «Педагогика», 1972. – 334 с.

23.Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М. : «ФиС», 1979. – 176 с.

30. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с31. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977. – С.134-14432. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

33. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. – М: «Аспект – Пресс», 1995. – 317 с.

34. Мельникова В.М. Психология. – М.: «ФиС», 1987. – 367 с.

35. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М: «Педагогика», 1996. – 253 с.

36. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: «ФиС», 1979. – 224 с.

37. Некоторые вопросы практики спортивной психологии. – Москва, ВНИИФК, 1969. - 163 с.38. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000. -156 c.

39. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М: Просвещение: Гуманитарный изд. Центр «Владос» ,1994. – 351 с.

40. Немов Р.С.Социально – психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: «Педагогика», 1984. – 201 с.

41. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Издательство ЛГУ, 1979. – 151 с.

42. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М.: «Политиздат», 1986. -255 с.

43. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированного спортсмена. – М.: «ФиС», 1986. – 186 с.

44. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 152 с.45. Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. А.В. Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 144 с.

46. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М. ; «ФиС», 1959. – 309 с.

47. Рудик П.А. Психология. – М. : «ФиС», 1976. – 239 с.

48. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на результат. – М.: «Академия», 1983. – 179 с.

49. Русалинова А.А. Психология общения. – М.: «Просвещение», 1979. – 207 с.

50. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. – СПб. – 1998. – 342 с.


Приложение 1

АНКЕТА

С целью выработки рекомендаций для тренера по формированию эффективного общения в группе ПФСС по футболу просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Прочтите список членов вашей группы

а) Романов С.

б) Феклистов А.

в) Шихов А.

г) Малыгин А.

д) Суханов А.

е) Лятин В.

ж) Колесов А.

з) Шамаев А.

и) Павлов Е.

Отвечая на вопросы, указывайте буквы тех членов группы, которых вы выбираете или отвергаете. Ваши ответы будут использоваться только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат.

1.С кем бы вы желали вместе играть в команде на играх первенства города.

В первую очередь ____ во вторую очередь____ в третью очередь_____

2.С кем вы не желаете играть

В первую очередь ___ во вторую очередь ____в третью очередь_____

Проверьте правильность ваших ответов. Укажите шифр – номер своей фамилии по списку. Благодарим вас.


Приложение 2

Матрица выбора 1 (до эксперимента)

No п.п. Кто выбирает (j) Кого выбирают (i) Число отданных выборов
А Б В Г Д Е Ж З И + -
1 А 0 0 + 0 - + + 0 - 3 2 5
2 Б + 0 + 0 0 - + - 0 3 2 5
3 В - + 0 + + 0 - 0 0 3 2 4
4 Г + + + 0 - 0 - 0 0 3 2 5
5 Д 0 - + - 0 0 0 0 + 2 2 4
6 Е + + 0 0 - 0 0 - 0 2 2 4
7 Ж + 0 - + 0 0 0 - 0 2 2 4
8 З + - 0 0 - 0 + 0 0 2 2 4
9 И 0 0 0 0 0 - + + 0 2 1 3
Число полученных выборов + 5 3 4 2 1 1 4 1 1 21
- 1 2 1 1 4 2 2 4 1 14
6 5 5 3 5 3 6 5 2 39

Примечание. Плюс – выбор (положительный выбор); минус – отвержение (отрицательный выбор); ноль – безразличие.


Приложение 3

Матрица выбора 2

Члены группы (j-члены)
А Б В Г Д Е Ж З И
Шифр выбранных i-членов В Е Ж А В Ж

Б Г

Д

А Б В В И А Б А Г А Ж

Ж

З

22
Шифр отвергнутых i-членов Д И Е З А Ж Д Ж Б Г Д З В З Б Д Е З 18
Число взаимно положительных связей 2 1 3 1 1 1 1 0 0 9
Число взаимно отрицательных связей 0 1 1 1 1 0 1 1 0 6
Число положительных полученных связей 5 3 4 2 1 1 4 1 1 22
Число отрицательных полученных связей 1 2 1 1 4 2 2 3 1 17
Число положительных отданных связей 3 3 3 3 2 2 2 2 2 22
Число отрицательных отданных связей 2 2 2 2 2 2 2 2 1 17
Hij – сумма связей j-членов 13 12 14 10 11 8 12 9 5 94

Примечание. Подчёркнутыми буквами обозначен взаимный выбор.


Приложение 4

Матрица выбора 1 (после эксперимента)

No п.п. Кто выбирает (j) Кого выбирают (i) Число отданных выборов
А Б В Г Д Е Ж З И + -
1 А 0 0 + 0 - + + 0 - 3 2 5
2 Б + 0 + 0 0 - + - 0 3 2 5
3 В - + 0 + + 0 - 0 0 3 2 5
4 Г + + + 0 - 0 + 0 0 4 1 5
5 Д + - + - 0 0 0 0 + 3 2 5
6 Е + + 0 0 + 0 0 - 0 2 2 4
7 Ж + 0 - + 0 + 0 - 0 3 2 5
8 З + - 0 0 - 0 + 0 + 3 2 5
9 И 0 0 0 0 0 - + + 0 2 1 3
Число полученных выборов + 6 3 4 2 2 2 5 1 2 23
- 1 2 1 1 3 2 1 3 1 16
6 5 5 3 4 3 6 4 2 38

Примечание. Плюс – выбор (положительный выбор); минус – отвержение (отрицательный выбор); ноль – безразличие.


Приложение 5

Матрица выбора 2

Члены группы (j-члены)
А Б В Г Д Е Ж З И
Шифр выбранных i-членов В Е Ж А В Ж

Б Г

Д

А Б В

Ж

В И

А

А Б

Д

А Г

Е

А Ж

И

Ж

З

27
Шифр отвергнутых i-членов Д И Е З А Ж Д Б Г Д В З Б Д Е 15
Число взаимно положительных связей 2 1 3 2 1 1 2 1 1 14
Число взаимно отрицательных связей 0 1 1 1 1 0 1 1 0 6
Число положительных полученных связей 6 3 4 2 2 2 5 1 2 27
Число отрицательных полученных связей 1 2 1 1 3 2 1 3 1 15
Число положительных отданных связей 3 3 3 4 3 2 3 3 2 26
Число отрицательных отданных связей 2 2 2 1 2 2 2 2 1 15
Hij – сумма связей j-членов 14 12 14 11 12 9 14 11 7 104

Примечание. Подчёркнутыми буквами обозначен взаимный выбор.


Приложение 6

Текст-опросник методики «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов»

Пожалуйста, прочтите суждения и напротив каждого проставьте «да» или «нет» в зависимости от того согласны вы с ним или нет:

1.Обычно к концу учебного дня на моём лице заметна усталость.

2.Случаеться, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнёров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно)

3.В общении мне часто не хватает эмоциональности, выразительности

4.Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5.Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость

6.Я обычно умею скрыть от партнёров вспышки эмоций.

7.Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чём-то своём.

8.Бывает, я хочу выразить партнёру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание),но он этого не чувствует, не воспринимает.

9.Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10.В деловом обращении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнёрам.

11.Все мои неприятные переживания обычно написаны на моём лице.

12.Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становиться излишне выразительной, экспрессивной.

13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

14.Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15.Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходиться обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16.Иногда близкие люди одёргивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.д.

17.Разговаривая, излишне жестикулирую.

18.Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19.Пожалуй, моё лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20.Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21.Если я хочу, то мне всегда удаётся скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22.Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

23.Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.

24.Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25.Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

СПАСИБО


Приложение 7

Методика «потребность в достижении»

Пожалуйста, прочтите суждения и напротив каждого проставьте «да» или «нет» в зависимости от того согласны вы с ним или нет:

Текст опросника

1.Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчёта.

2.Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3.Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.

4.Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5.По моему мнению, большинство людей живёт дальними целями, а не близкими.

6.Вжизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7.Эмоциональные люди мне нравятся больше чем деятельные.

8.Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые её элементы

9.Поглощённый мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10.Мои близкие считают меня ленивым.

11.Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12.Мои родители слишком строго контролируют меня.

13.Терпения во мне больше, чем способностей.

14.Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15.Думаю, что я уверенный в себе человек.

16.Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17.Я не усердный человек.

18.Когда всё идёт гладко, моя энергия усиливается.

19.Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20.Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21.Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22.Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23.Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  439  440  441   ..