Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43   ..

 

 

Психология управления

Психология управления

Тема

Распределение психосоциотипов по квадрам

Тест 2

Безмятежность,

Перспективные возможности; новые,

Энтузиазм, азарт,

Вдохнов-ляющиеидеи

Дон Кихот

Интересные люди

Гексли

Воображение,

Скептическое

Бальзак

Эмоциональное

Есенин

импульсивность поступков,

Здесь и

Воля и

Стратегия

Жуков

Упоение

Цезарь

Внимаие;

Холодное

Габен

Теплая

Дюма

Литература

1. Аугустинавiчуте А. Дуальна природа людини. К.: Соцiотех, 1992.- 76с.

2. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К.: ВЗУУП, 1991.-

160 с.

3. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К.: ВЗУУП, 1991.- 158 с.


Тема 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ

1. Трудовой коллектив

Понятие коллектива, применимое к трудовой и управленческой деятельности. Назовите необходимые условия существования трудового коллектива. Каковы стадии развития коллектива и в чем их особенности?

2 . Группа как объект управления

Опишите структуру группы как трудового коллектива. Формальные и неформальные группы. Какие социально-психологические слои существуют в трудовом коллективе? Что такое социальная роль? Охарактеризуйте формальные и неформальные роли в трудовой группе.

3. Конфликты в коллективе и пути их преодоления

Охарактеризуйте пошагово рационально-интуитивную модель преодоления конфликта. Каковы стили выхода из конфликтной ситуации? Дайте характеристику конфликтных типов личности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Исследуйте психологическую атмосферу в коллективе. В качестве объекта исследования можете взять как реальную рабочую группу, так и учебную группу, студентом которой Вы являетесь.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ: методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от "+3" до "-3" баллов. Чем левее расположен знак * (отмечающий выбранную оценку), тем выше балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от +30 (наиболее положительная оценка) до -30 (наименее благоприятная оценка). Как правило, каждому члену группы выдается индивидуальный бланк. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика проводится анонимно, что повышает ее надежность.

ИНСТРУКЦИЯ РЕСПОНДЕНТУ: перед Вами бланк ответов, на котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак "*", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Определите свой стиль поведения в конфликтной ситуации. Проведите диагностику сотрудников реального коллектива.

Опросник А.Томаса ( в адаптации Н.Гришиной).

Выберите суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом - сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом - сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Согласно " ключу " определите и подсчитайте результаты. Какой стиль поведения в конфликтных ситуациях у Вас преобладает?

Литература

1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М. Психология управления. Курс лекций. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р._на-Д.: Феникс, 1997.

3. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. К.: Внешторгиздат, 1991.

4. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Файн-Лайн, 1997.

Тема 4. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Вопросы для самоподготовки

1. Лидерство как психологический феномен

Кто такой лидер в коллективе? Дайте определение лидерства. В чем отличие формальных и неформальных лидеров? Назовите и охарактеризуйте психоаналитические типы лидеров. Опишите типы неформальных лидеров.

2. Типология лидерства в управленческой команде

Какие типы лидеров необходимы при формировании управленческой команды? Как они соотносятся с теорией психосоциотипов? Какие функции осуществляет в управленческой команде каждый их этих лидеров?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Определите собственную групповую роль в управленческой команде и сравните с полученными результатами диагностики психосоциотипа.

Тест "Групповые роли"

Инструкция: в каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в таблицу ответов.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получиться.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только её план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З. Хотя меня и интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выхода из тупика, не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне несимпатичен.

В.Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работ.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей, идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж . Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

Таблица ответов респондента.

"Ключ" для обработки и интерпретации ответов респондента.

Сумма


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Исследуйте направленность Вашей деятельности в управленческих ситуациях.

Опросный лист решения ситуаций

ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКУ : прочитайте внимательно каждую из 20 предложенных ситуаций, возникающих в трудовой деятельности, и а) выберите из четырех предложенных решений (обозначенных буквами А, Б, В и Г) то, которое направлено на интересы дела; свой выбор занесите в бланк ответов, обведя кружком соответствующую букву против номера ситуаций; б) выберите из четырех предложенных решений то, которое соответствовало бы Вашему поведению в данной ситуации, и обведите соответствующую букву в бланке ответов квадратиком. Если ответ, обозначенный Вами как направленный на дело, и Ваш собственный выбор совпадают, то буква в бланке ответов будет обведена дважды - кружком и квадратом.

1. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задачи неотложными. Выберите наиболее приемлемый для интересов дела вариант решения.

А. Не оспаривая варианта начальника буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

В. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной.

Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

2. Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосредственного и от Вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у Вас нет, необходимо срочно начать работу. Выберите соответствующий интересам дела ответ.

А. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

Б. Сначала буду выполнять задание наиболее, на мой взгляд, важное.

В. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

3. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой, чтобы Вы разобрались и поддержали его позицию.

Выберите вариант поведения в интересах дела.

А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешение конфликтных противоречий - это их личное дело.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте менеджера по работе с персоналом.

В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

4. В самый напряженный период выполнения производственного задания в коллективе совершен неблаговидный поступок, в результате чего сорвана работа. Руководителю неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как поступить руководителю в интересах дела?

А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения работы.

Б. Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

В. Сообщу о случившемся тем, кому наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновников и доложить.

Г. После рабочего дня соберу всех работников, публично потребую выявления виновных и их наказания.

5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами:

А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные, товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

Б. Второй часто предпочитает идти на обострение отношений, "невзирая на лица", отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

6. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником.

А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.

Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

7. Когда Вам приходится общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему лучше склониться в интересах дела?

А. Вести разговоры, близкие Вам по деловым и профессиональным интересам.

Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

В. Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

8. Подчиненный второй раз не выполнил Ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится.

Как бы Вы поступили в интересах дела?

А. Дождаться выполнения задания, а потом сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв материально.

В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на обсуждение коллектива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, наказать работника в административном порядке или передать вопрос о его наказании вышестоящему руководителю. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

9. Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что Вы ему указываете.

Как поступить с этим подчиненным в интересах дела?

А. Разобравшись в причинах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

Б. Постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

В. Обращусь к коллективу, пусть обратят внимание на его неправильное поведение и воздействуют на него своими методами.

Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

10. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать в интересах дела?

А. Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.

Б. Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников новшеств, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

В. Прежде всего собрать руководителей, ответственных за вопросы, в связи с которыми внедряются новшества, поручить им разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на мнение специалистов, поддержку администрации.

Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества работы и продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции, не противопоставлять новое старому.

11. В самый напряженный период завершения работы (производственной программы) один из сотрудников Вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации в интересах дела?

А. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь: "Вы возьмете эту работу, а Вы поможете доделать это".

Б. Предложу коллективу: "Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения".

В. Попрошу ответственных за данные вопросы специалистов (менеджеров) высказать свои предложения, предварительно обсудив их с коллективом, затем приму решение.

Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его от себя лично выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

12. У Вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы Вы предприняли в первую очередь?

А. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.

В. Обращусь к коллеге со словами: "От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше".

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

13. Вы недавно стали руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет работали на должностях более низкого ранга. На 8 час. 15 мин. Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.

Как начать беседу, чтобы выиграло дело?

А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую от него объяснений об опозданиях на работу.

Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: "Как Вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и Вы?".

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.

14. Вы работаете руководителем подразделения уже второй год. Молодой работник обращается к Вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием. - Почему на четыре? - спрашиваете Вы. - А когда женился Иванов, Вы ему разрешили четыре, - невозмутимо отвечает работник и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня согласно действующему положению. Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как поступить в интересах дела?

А. Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.

Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной.

В. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.

Г. Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: "Так поступать не следовало". Поздравлю, пожелаю счастья.

15. Вы - руководитель трудового коллектива. В период ночного дежурства один из Ваших работников в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит Вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

Как Вы ответите на звонок в интересах дела?

А. "Действуйте согласно разработанным правилам. Срочно прочтите их, они у меня на столе, и сделайте все, что требуется.

Б."Доложите о случившемся дежурному. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавшего оправьте в травмпункт. Завтра разберемся".

В."Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь.

Г."В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача".

16. Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей предприятий о том, как лучше обращаться с подчиненными.

Одна из точек зрения защищала интересы дела. Какая?

А. Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывая особенности личности.

Б. Все это мелочи. Главное в оценке людей - это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.

В. Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.

Г. Лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия.

17. Вы - руководитель предприятия. После реорганизации Вам нужно срочно переукомплектовать несколько подразделений согласно новым направлениям работы. Как Вы поступите, чтобы выиграло дело?

А. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников подразделений, предложу свой проект на обсуждение коллективу.

Б. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых подразделений.

В. Предложу обсудить состав новых подразделений в коллективе, выслушаю все возможные предложения и при принятии решения учту пожелания членов коллектива.

Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые подразделения, затем поручу этим людям подать свои предложения по укомплектованию штата.

18. В Вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а Вас нет. Как поступить в этом случае в интересах дела?

А. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением сократить эту единицу.

В. Предложу менеджеру по персоналу обсудить эту ситуацию и подготовить предложения, как поступить с этим человеком.

Г. Найду для этого человека подходящее дело, соответствующее его интересам, попрошу помочь ему более опытного работника.

19. При распределении годовой прибыли некоторые члены коллектива посчитали, что их незаслуженно "обошли", это явилось поводом для жалоб и недоразумений в коллективе. Как отреагировать на создавшуюся ситуацию в интересах дела?

А. Отвечу жалобщикам примерно так: "Коэффициенты распределения годовой прибыли указаны в уставе, я тут ни при чем".

Б. Хорошо, я учту Ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с Вашими непосредственными руководителями.

В. Не волнуйтесь, Вы получите свои деньги. Изложите Ваши претензии на мое имя в письменной форме.

Г. Пообещав установить истину, сразу же пройду к непосредственному руководителю жалобщиков и побеседую с ним и другими членами коллектива. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложу пересмотреть ранее принятое решение и учесть претензии при следующем распределении.

20. Вы недавно начали работать руководителем крупного подразделения современного предприятия, придя на эту должность из другого учреждения (фирмы, предприятия). Еще не все знают Вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, Вы видите трех работников вашего подразделения, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на Вас внимания. Возвращаясь через 20 мин., Вы видите ту же картину. Как Вы себя поведете, преследуя интересы дела?

А. Остановлюсь, дам понять работникам, что я новый начальник подразделения. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора приниматься за дело.

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник, вызову его к себе в кабинет.

В. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к руководству.

Г. Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела на их участке, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих работников на заметку.

Обсчитайте полученные результаты согласно "Ключу".

Вначале проверьте правильность ответов, обозначенных Вами в бланке ответов, как направленные на дело. При каждом совпадении с ключом (буквами первого столбца) поставьте себе +5 баллов. Прикаждом несовпадении - -5. Подсчитайте общую сумму, которая может колебаться от +100 до -100 баллов. Ответ "0" считается неплохим для начинающего управленца. Хороший же руководитель должен уметь четко дифференцировать сферу направленности своих управленческих усилий: на дело, на психологический климат, на собственные интересы , на официальную субординацию. Успешный руководитель в своей работе ориентируется в равной степени на интересы дела и интересы людей, которые под его руководством делают это дело ( психологический климат ). Теперь подсчитайте свою личную направленность. За каждое совпадение с определенным столбцом ключа поставьте себе 1 балл соответственно направленности: дело, психологический климат, сам ( личные интересы ), официальная субординация.

Тема 5. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие стиля управления

Какие разновидности стилей управления выделяет психология управления? На каких стадиях развития коллектива применим каждый из стилей? Какой из них является наилучшим для коллектива и организации?

2. Директивный стиль управления

Охарактеризуйте данный стиль. Назовите "перегибы" в директивном стиле управления. Охарактеризуйте их. Почему каждый из этих "перегибов" негативно влияет на развитие коллектива и организации?

3. Демократический стиль управления

Охарактеризуйте данный стиль. Каковы его положительные и отрицательные стороны? Каковы тенденции в корпорациях цивилизованных стран в плане применения демократического стиля управления? Назовите синонимы данного стиля

4. Либеральный стиль управления

Охарактеризуйте данный стиль. Каковы его положительные и отрицательные стороны? Назовите "перегибы" либерального стиля. Почему они негативно влияют на развитие коллектива и организации?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведите социально-психологичекое исследование по определению стиля управления.

Методика определения стиля управления трудовым коллективом В.П.Захарова А.Л.Журавлева

Методика может применяться как экспертная оценка, так и как самооценка в сравнении с мнением экспертов. В качестве экспертов отвечают на вопросы методики от 1 до 5 человек нижестоящих (подчиненных, помощников, заместителей), от 1 до 5 - вышестоящих (непосредственный начальник и начальник начальника или его заместители), от 1 до 5 - равностоящих ( руководители подобного должностного уровня).

Количество экспертов каждого уровня должно быть равным. Самооценка оцениваемого руководителя не складывается со средним значением оценки экспертов, а сравнивается.

ИНСТРУКЦИЯ РЕСПОНДЕНТУ : опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о руководителе (или о себе самом как руководителе, если Вы оцениваете свою управленческую деятельность). Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой.

1. а/ Центральное руководство требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему.

б/ Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в/ Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2. а/ Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б/ Приказывает так, что хочется выполнить.

в/ Приказывать не умеет.

3. а/Старается, чтобы его заместители были высококвалифицированными специалистами.

б/ Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в/ Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4. а/ Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б/ В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в/ Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5. а/ Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б/ Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в/ Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.

6. а/ На критику начальства обычно не обижается, прислушивается к ней.

б/ Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.

в/ Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7. а/ Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б/ Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в/ Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8. а/ Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б/ Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

в/ Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9. а/ Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б/ Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в/ Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.а/ Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б/ В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

в/ По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.а/ В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б/ В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в/ Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.а/ Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

б/ Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в/ Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны.

13. а/ Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б/ Он требователен, но одновременно и справедлив.

в/ О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14. а/ Контролируя результаты, всегда замечает положительные стороны, хвалит подчиненных.

б/ Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

в/ Контролирует работу от случая к случаю.

15. а/ Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

б/ Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в/ Не может влиять на дисциплину.

16. а/ В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б/ С руководителем работать интересно.

в/ Подчиненные предоставлены самим себе.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ - Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ (пассивного невмешательства)- П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Применение методики возможно в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Литература

1. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Файн-лайн, 1997.- 188 с.

2. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. Книга II. Как строить организацию. Киев: МЗУУП, 1993. - 190с.

Тема 6. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Вопросы для самоподготовки

1. Мотивация принятия управленческих решений

Каковы виды решений, принятых в управленческой практике? Особенности мотивации принятия решений в экспертной группе и группе "руководство-подчинение". Каковы шаги выработки установки на успех руководителя в процессе решения управленческих задач?

2. Типология руководителей в принятии решений

Охарактеризуйте типы руководителей, принимающих решения. Каковы приемы мотивирования ими исполнителей?

3. Мышление руководителей и принятие решений

Психологические средства процесса активного мышления.

4. Мозговая атака как метод принятия управленческих решений

Что такое "мозговая атака" и в каких управленческих ситуациях целесообразно ее использовать? Каковы этапы мозговой атаки? Охарактеризуйте каждый из этапов. Какие методы, способствующие принятию управленческих решений, еще Вам известны?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведите коллективную или индивидуальную мозговую атаку.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА: мозговая атака может стать быстрым и легким путем решения сложных проблем и принятия решений; техника основана на состоящем из трех этапов процессе "мозгового штурма":

1) вы даете волю своему воображению и интуиции и выдвигаете как можно больше идей;

2) вы критически оцениваете эти идеи, учитывая возможность их реализации и эффективность действия, скажем, по 10-балльной шкале (чем выше балл, тем удачнее идея);

3) проранжируйте идеи, набравшие наивысшие оценки; подумайте о порядке их реализации. Возможно, Вам придет совершенно новая идея, рожденная возможностями найденных лучших идей.

Вы можете использовать этот процесс для нахождения альтернативных возможностей почти в любом случае, начиная с мелкого вопроса и кончая сложным, рассчитанным на длительный срок предприятием. Вы можете использовать его для принятия решения, когда вы не уверены в чем-либо или вообще для выдвижения творческих идей. Если есть какой-либо вопрос, который вас беспокоит, то изберите его для мозговой атаки (например, как сделать прибыльнее ваш бизнес, пустить в продажу товар или услугу, убедить людей вступить в вашу организацию и т.п.). Или выберите гипотетическую проблему, чтобы тренироваться в использовании этого метода, и вы сможете применить свои способности для решения какой-либо другой проблемы. Вы можете работать с группой людей и проводить мозговую атаку по общим проблемам или использовать эту технику сами.

Если вы выполняете это упражнение сами, возьмите лист бумаги и карандаш и вверху напишите проблему, которую вы хотите решить, или цель, которую вы хотите достичь. Если вы решите проделать это упражнение с группой, то назначьте руководителя, и пусть он запишет проблему или цель на доске или в таблице. Эта проблема или цель могут быть техническими, например, строительство здания или разработка изделия; вопросом организационного плана, таким как создание более эффективной группы по сбыту; методами осуществления чего-либо, такими как рекламирование или сбыт новой программы; вопросом личного плана, таким как отыскание лучшей работы или продвижение по службе;

гипотетической целью, такой как решить, что вам делать, если вы неожиданно получите премию или выиграете крупную сумму денег.

Затем разделите ваш лист бумаги, доску или таблицу на три колонки и озаглавьте их соответственно: "Подходы", "Люди" и "Вещи". Потом для каждой колонки задайте себе следующие вопросы:

- Каковы методы, с помощью которых я могу решить эту проблему, или каковы все альтернативные методы, которые я могу использовать для выполнения этого задания?

- Какие люди или группы людей мне нужны, чтобы осуществить это?

- Какие вещи мне нужны для достижения этой цели?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43   ..

 

Планомерное продви-жение,

Разум,

Действие

Романтика преодоления.

Лондон

Борьба схаосом.

Холмс

Анализ;

Истина,

Робеспьер

Реализм,внедрение.

Горький

доводить

Чувства;

Буря

Романтическая

Гамлет

Пламенный и радушный.

Гюго

Молчаливое переживание;

Сочувствие людской боли.

Ватсон

Неприятие зла, нравственная

Драйзер