Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  789  790  791   ..

 

 

Понятие хозяйственного права ХП как отрасли российского права

Понятие хозяйственного права ХП как отрасли российского права

1. Понятие хоз. права (ХП) как отрасли российского права.

Сделки с недвижимостью

В соответствии с законодательством недвижимостью являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения (ст.130 ГК РФ.)

Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя)
за нарушение прав потребителей

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа

1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Этот орган (его территориальные органы) направляет:

в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

2. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

3. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

4. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

5. Федеральный антимонопольный орган вправе утверждать положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. (п. 5 введен Федеральным законом от

Статья 45

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:

участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Граждане имеют право создавать общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» и собственными уставами, вступать в подобные общественные объединения.

Комментируемая статья предусматривает широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров.

Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» принято для осуществления помощи общественным объединениям потребителей на федеральном уровне.

Важным правом общественных объединений потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты данной экспертизы, в случае рассмотрения спора в суде, оцениваются последним наряду с другими доказательствами.

Закон устанавливает право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) на проведение сравнительных исследований качества (работ, услуг) и публикацию результатов данных исследований. При этом публикация результатов сравнительных исследований качества (работ, услуг) не является рекламой.

Одной из основных функций общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей является осуществление юридических консультаций и оказание иных правовых услуг, помощь в собирании и представлении доказательств, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, представительство их интересов в суде. При этом юридические консультации и оказание иных правовых услуг, помощь в собирании и представлении доказательств, в т. ч. проведение потребительских экспертиз, могут осуществляться как на договорной основе, так и безвозмездно (например, консультации, разъяснения). Представительство интересов потребителей в суде осуществляется в соответствии со ст. 46, 48–54 ГПК РФ.

В некоторых случаях невозможно на практике обнаружить всех потерпевших (например, в случае производства и продажи партии товаров ненадлежащего качества). Комментируемая статья предоставляет право общественным объединениям потребителей действовать в интересах неопределенного круга потребителей, предъявлять иски о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. В частности на право предъявлять иски в судах в интересах неопределенного круга потребителей прямо указывается в п. 6 постановлении Пленума ВС РФ 17.01.97 № 2.

46.Государственная и общественная защита прав потребителей. Полномочия федерального антимонопольного органа. Права общественных объединений потребителей.

47. Основы инфраструктурного обеспечения хозяйственной деятельности.

ОРГАНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ СПОРЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Органами, разрешающими споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, являются арбитражные и третейские суды, которые разрешают дела в соответствии с правилами подведомственности и подсудности. Третейские суды не являются государственными органами и рассматривают возникшие споры, только если между сторонами имеется специальное третейское соглашение, которое может представлять собой отдельный акт или внесение третейской надписи в текст самого договора. Любое решение, регламентирующее передачу спора на рассмотрения в третейский суд, должно быть закреплено в письменной форме. На территории России существуют постоянно действующие суды третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ, одноименные третейские суды при региональных торговых палатах, суды при Союзе юристов, а также специализированные суды и временные, которые создаются сторонами для решения конкретного спора. Стороны, заключавшие между собой третейское соглашение, несут обязанности исполнять решения суда. Возбуждение производства в третейском суде начинается с подачи искового заявления.

Арбитражные суды - государственные суды, разрешающие подведомственные ему дела по существу, решения которых обязательны для исполнения. Система арбитражных судов:

1) арбитражный суд субъекта РФ;

2) федеральный арбитражный суд округа;

3) Высший Арбитражный Суд РФ.

Задачей арбитражного суда является защита нарушенных и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность Стороны, которые принимают участие в арбитражном судопроизводстве, обладают одинаковыми правами в ходе процесса.

Дела в арбитражном суде рассматриваются в открытом судебном заседании. В субъектный состав дела арбитражного суда входят: юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридическое лицо определяется как организация, которая имеет в собственности имущество и может от своего имени осуществлять личные имущественные и неимущественные права. Предпринимателем является лицо, осуществляющее деятельность без образования юридического лица Лицами, участвующими в арбитражном суде могут быть организации, учреждения и граждане. Обращение в арбитражный суд может осуществляться в форме искового заявления, заявления, жалобы. Непосредственность судебного разбирательства предполагает исследование арбитражным судом всех доказательств по делу.

При завершении дела по существу арбитражный суд выясняет у участвующих в деле лиц, нет ли у них дополнительных материалов. При их отсутствии исследование дела завершается, и суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Случаи вторичного обращения в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускаются.

Арбитражные суды решают экономические споры в порядке общего судопроизводства, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельности.

49. Основы правового обеспечения внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
2. Квотирование и лицензирование как метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Правовое регулирование внешней торговли.

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:

1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств.
2. Виды таможенных режимов и платежей.
3. Порядок производства таможенного оформления.
4. Осуществление таможенного и валютного контроля.
5. Определяет виды и случаи таможенных льгот.
6. Регулирует правовой статус таможенных органов.
7. Правоохранительная деятельность (таможенные преступления и правонарушения).
8. Порядок проведения дознания и ОРД при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил.

В Российской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. Общее руководство осуществляет Президент и Правительство. Непосредственное руководство возложено на Государственный таможенный комитет.

Система таможенных органов:

Государственный таможенный комитет.
Региональные таможенные управления Российской Федерации.
Таможенные посты.

2. Квотирование и лицензирование как метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Общие квоты экспорта устанавливаются министерством экономики Российской Федерации.

Виды квот:

а) квоты для государственных нужд, предусмотрен экспорт товаров для выполнения внешнеэкономических обязательств РФ;
б) квоты предприятий (кроме а), установленные Министерством экономики;
в) региональные квоты для аукционной продажи. Определяются Министерством экономики.

Приобретенные на аукционах квоты подтверждаются сертификатом.

Сертификации подлежат:

  • сырая нефть;
  • нефтепродукты;
  • газо, нефте, углерод - продукты;
  • углеводородное сырье;
  • природный газ;
  • электроэнергия;
  • цветные металлы;
  • целлюлоза;
  • твердая и мягкая пшеница;
  • рыба;
  • деловая древесина хвойных пород;
  • шпалы.

Выдача лицензии - обязательное требование. Законодательство РФ устанавливает перечень товаров, на которые квоты не устанавливаются, но лицензия обязательна: дикие животные, растения, лекарства, коллекции минералов.

Законодательство устанавливает перечень товаров, экспорт/импорт которых определяется Президентом и Правительством:

1. Товары общего назначения: драгоценные металлы, изделия, драгоценные камни, наркотики.
2. Стратегическая группа: вооружение, техника, военные работы и услуги.

Лицензия выдается в соответствии с кодами товаров.

Выдаются лицензии:

1. Генеральные - на 1 календарный год (ровно).
2. Разовые - до 12 месяцев (не больше).

Контроль за вывозом/ввозом осуществляет Государственный таможенный Комитет.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  789  790  791   ..

 

Методы государственных закупок в РФ

Конкурентные

Неконкурентные

Конкурсные:

Внеконкурсные: