МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
1.Организация коммерческой деятельности в торговле
Показатели |
Предыдущий период (2002 г.), тыс. р. |
Отчетный период (2003 г.), тыс. р. |
Отклонения, тыс. р. |
Темпы роста, % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) |
1177 |
2927 |
+1750 |
248,68 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
587 |
1129 |
+542 |
192,33 |
3. Валовая прибыль |
590 |
1798 |
+1208 |
304,75 |
4. Коммерческие расходы |
506 |
955 |
+449 |
188,74 |
5. Прибыль от продаж |
84 |
843 |
+759 |
1003,57 |
6. Прибыль до налогообложения |
182 |
843 |
+661 |
463,19 |
7. Чистая прибыль |
136 |
770 |
+634 |
566,18 |
8. Среднегодовая стоимость основных средств |
448 |
799 |
+351 |
178,35 |
Показатели |
Предыдущий период (2002 г.) |
Отчетный период (2003 г.) |
Отклонения |
Темпы роста, % |
1. Фондоотдача |
1,31 |
1,41 |
+0,1 |
107,63 |
2. Фондоемкость |
0,76 |
0,71 |
-0,05 |
93,42 |
3. Оборачиваемость активов, оборот |
2,63 |
3,66 |
+1,03 |
139,16 |
4. Рентабельность продаж, % |
7,14 |
28,8 |
+21,66 |
403,36 |
5. Экономическая рентабельность (рентабельность активов), % |
18,75 |
105,51 |
+86,76 |
562,72 |
2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Виктор»
Предприятие-производитель |
Оптовое торговое звено |
Розничное торговое предприятие |
Потребитель |
Декада |
Плановые объемы поставки, V план.
|
Фактические объемы поставки, V факт. (л) |
Отклонения фактических объемов поставки от плановых, (л) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
100 |
150 |
190 |
200 |
140 |
0 |
-5 |
0 |
0 |
-5 |
2 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
90 |
160 |
190 |
190 |
150 |
-10 |
5 |
0 |
-10 |
5 |
3 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
110 |
155 |
180 |
200 |
150 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
5 |
4 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
70 |
155 |
200 |
210 |
140 |
-30 |
0 |
10 |
10 |
-5 |
5 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
100 |
140 |
210 |
200 |
145 |
0 |
-15 |
20 |
0 |
0 |
6 |
100 |
155 |
190 |
200 |
145 |
130 |
170 |
170 |
200 |
145 |
30 |
15 |
-20 |
0 |
0 |
Коэффициенты |
Значения коэффициентов |
Оценка ритмичности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариации, Квар
|
0,074 |
0,024 |
0,029 |
0,011 |
0,011 |
Не ритм |
Не ритм |
Не ритм |
Не ритм |
Не ритм |
Ритмичности, Критм
|
0,93 |
0,97 |
0.97 |
0,99 |
0,98 |
Аритмичности, Каритм
|
0,13 |
0,04 |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
Критерий выбора поставщика |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки |
0,30 |
8 |
2,4 |
2. Цена |
0,25 |
10 |
2,5 |
3. Качество товара |
0,15 |
9 |
1,35 |
4. Условия платежа |
0,15 |
6 |
0,9 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,05 |
9 |
0,45 |
Итого: |
1,00 |
8,3 |
Критерии выбора поставщика |
Поставщики |
«Аквалей» |
«Coca-cola» |
«Pepsi» |
«Леда» |
1. Надежность поставки |
2,4 |
2,4 |
1,8 |
1,8 |
2. Цена |
2,5 |
2 |
2,25 |
1,5 |
3. Качество товара |
1,35 |
1,35 |
1,2 |
1,05 |
4. Условия платежа |
0,9 |
0,9 |
1,2 |
1,05 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,45 |
0,3 |
0,45 |
0,3 |
Итого: |
8,3 |
7,55 |
7,7 |
6,1 |
Широта ассортимента |
Насыщенность ассортимента |
Глубина ассортимента |
1 |
2 |
3 |
Алкогольные напитки |
Водка
|
- «Воронецкая»
|
1 |
2 |
3 |
Безалкогольные напитки |
Газированная вода в банках 0,33 л
|
- «Coca-cola»
|
Шоколад |
Плитки
|
- «Аленка»
|
Наименование товарных групп |
Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов |
«Взыскательные потребители» |
«Потребители, ориентирующиеся на качество товара» |
Алкогольные напитки |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор алкогольных напитков. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. |
Безалкогольные напитки |
Соответствие среднее. Представлен очень широкий ассортимент различных безалкогольных напитков, которые способны удовлетворить самый взыскательный вкус. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент безалкогольных напитков от различных производителей по различным ценам. |
Шоколад |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор как импортной, так и отечественной продукции. Ассортимент представлен широко распространёнными марками. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус. |
Наименование товаров (товарных групп) |
Объем продажи, тыс. руб. |
Базисный период
|
Отчетный период
|
Темп роста, % |
Шоколад |
5100 |
6700 |
131,37 |
Алкогольные напитки |
12000 |
26500 |
220,83 |
Безалкогольные напитки |
7800 |
12300 |
157,69 |
Наименование товара (товарной группы) |
Объем продаж, тыс. руб. |
Доля вклада,
|
Группа и ее вклад в результат |
Безалкогольные напитки |
12300 |
27,03 |
В
|
Шоколад |
6700 |
14,73 |
С
|
Алкогольные напитки |
26500 |
58,24 |
А
|
Критерий конкурента |
Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале |
Конкурент №1 |
Конкурент №2 |
Конкурент №3 |
«От заката до рассвета» |
«Дубки» |
«Березки» |
1. Использование конкурентом методов конкурентной борьбы |
4 |
3 |
4 |
2. Доля рынка |
6 |
4 |
2 |
3. Перспективы развития |
3 |
2 |
7 |
4. Местонахождение |
3 |
3 |
3 |
5. Производственные возможности |
6 |
3 |
4 |
6. Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара. |
9 |
3 |
2 |
7. Финансовое состояние |
4 |
3 |
6 |
8. Доля собственного капитала |
9 |
8 |
7 |
9. Реклама нового товара |
3 |
3 |
6 |
Итого |
47 |
32 |
41 |
Факторы конкурентоспособности |
«Виктор» |
Конкуренты |
«От заката до рассвета» |
«Дубки» |
«Березки» |
1. Имидж фирмы |
4 |
3 |
3 |
4 |
2. Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
4 |
3. Цена |
5 |
5 |
2 |
5 |
4. Соответствие потребностям покупателей |
5 |
5 |
3 |
2 |
5. Методы стимулирования |
4 |
0 |
1 |
0 |
6. Средства рекламных коммуникаций |
3 |
1 |
0 |
3 |
7. Режим работы и его соответствие требованиям покупателей |
4 |
5 |
5 |
4 |
8. Местонахождение |
3 |
3 |
3 |
3 |
9. Уровень культуры обслуживания |
5 |
1 |
0 |
3 |
10. Форма продажи или каналы сбыта |
4 |
2 |
3 |
3 |
Всего |
43 |
31 |
23 |
31 |
3. Предложения по оптимизации торговых процессов
Наименование вида работы |
Содержание работы |
Достигаемые результаты по достижению этапа |
1 |
2 |
3 |
1 этап. Концепция создания высокоприбыльного торгового предприятия |
1.1.Маркетинговое исследование потребительского рынка района распространения влияния ООО «Виктор» |
Анализируется общее состояние потребительского рынка, тенденции его развития, изучается район окружения магазина, выявляются магазины-конкуренты, анализируются параметры их конкурентоспособности (торговая площадь, широта и глубина ассортимента, ценовая политика, предоставляемые виды дополнительных услуг и т.д.). На фоне конкурентов происходит тестирование ООО «Виктор». |
Определяется круг основных конкурентов ООО «Виктор», по ключевым показателям тестируется его конкурентоспособность. Формируются основные рыночные параметры для разработки будущей концепции развития магазина. |
1.2.Описание технических характеристик ООО «Виктор» |
Дается краткое описание фасада и интерьера ООО «Виктор», его площадных параметров, планировки, коммуникаций и оборудования. Приводится оценка этих характеристик. |
Подготавливается основа для выявления технических ограничений в ООО «Виктор», оказывающих влияние на разработку его концепции. |
1 |
2 |
3 |
1.3.Обзор современных типов торговых предприятий, форм и технологий торговли. |
Приводится краткая классификация торговых предприятий, форм и технологий торговли, рассматриваются их особенности и специфика. |
Подготавливается основа для оптимального выбора формата ООО «Виктор» и разработки его концепции. |
1.4.Концепция развития ООО «Виктор» |
Дается словесное описание ООО «Виктор»: его тип, покупательская, товарная ориентация, определяются основные ассортиментные группы, назначаются широта и глубина ассортимента и виды дополнительных производств и услуг. Производится сегментация потребителей, определяется режим работы, ценовая политика, подбираются торговые технологии и формы торговли. Дается описание необходимых к внедрению оригинальных «изюминок». Формируются требования к расстановке оборудования. Задаются моменты по оформлению. |
Концепция развития магазина является основным руководящим документом и обычно служит техническим заданием для проектировщиков при реконструкции. Концепция служит основой высокой конкурентоспособности и прибыльности ООО «Виктор», устойчивости его на рынке, стабильности получаемых доходов, быстроты «раскрутки» на рынке. |
1 |
2 |
3 |
1.5.Исследование технологических характеристик ООО «Виктор» |
Дается краткая классификация площадей, приводятся нормативные и фактические характеристики помещений. Дается их сравнительная оценка и назначаются пути оптимизации. |
Подготавливается основа для разработки в соответствии с концепцией технологической схемы ООО «Виктор». |
1.6.Технологическая схема ООО «Виктор» |
Дается классификация зон торгового зала, общие сведения об оценке эффективности использования торговых площадей. Определяются основные нормативы и требования расстановки в зале торгового оборудования. Приводятся технологические схемы со спецификацией оборудования, экспликацией помещений, перечень возможных поставщиков оборудования, сравнительный анализ предложенных в работе технологических схем, а также необходимые пояснения к вариантам планировок. |
На выходе 2-3 варианта реализации концепции ООО «Виктор» в форме его технологической схемы (схемы расстановки оборудования в магазине), являющейся заданием на проектирование и поставку оборудования. В схемах также учитываются (помимо концепции) современные технологии мерчандайзинга и логистики. По предлагаемому торговому оборудованию производится оптимизация по принципу: цена-качество.
|
1 |
2 |
3 |
2этап. Разработка организационной схемы управления ООО «Виктор» и мероприятий по совершенствованию организации работы. |
2.1.Разработка эффективной системы управления |
Дается краткий критический анализ существующей схемы управления, приводится информация о новых эффективных схемах управления, которые используют лучшие предприятия торговли России и мира. Проводится разработка эффективной схемы управления. |
Разработанная организационная схема управления позволяет организовать эффективное управление с учетом мирового и российского опыта в этой области. |
2.2.Определение штата и основных функциональных обязанностей персонала |
Определяются оптимальный штат персонала, основные функциональные обязанности (или разрабатываются должностные инструкции для персонала), дается матрица распределения полномочий и ответственности между работниками. |
Является основой для разработки положения об оплате труда и стимулирования работников магазина. Руководитель предприятия получает современную систему управления качеством и количеством труда на предприятии. |
1 |
2 |
3 |
2.3.Разработка эффективной системы оплаты труда и стимулирования |
Дается критический анализ существующей системы оплаты труда и мотиваций, приводится краткий обзор достижений в этой области в РФ и мире, дается разработка наиболее эффективной системы оплаты труда и стимулирования персонала. |
Является основой для разработки положения об оплате труда и стимулирования работников. Руководитель предприятия получает современную систему управления качеством и количеством труда на предприятии. |
2.4.Разработка мероприятий по построению плана рекламной стратегии |
Даются цели, задачи и основные принципы рекламы, особенности плана и рекомендуемые этапы рекламной стратегии. |
Является основой для создания плана рекламной стратегии. Позволяет в наиболее краткий срок внедрить разработанные рекомендации и добиться высокоприбыльной работы. |
2.5.Разработка рекомендуемой номенклатуры товаров |
Разрабатывается в печатном или электронном виде полная номенклатура товаров, рекомендуемых к продаже. В нем выделяются основные и второстепенные товарные позиции. Отмечается спектр наиболее популярных и ходовых продуктов. |
Для работы торгово-управленческого персонала готовый многостраничный документ (информационная база), позволяющий управлять широтой и глубиной ассортимента, оптимизировать его по различным характеристикам. |
1 |
2 |
3 |
2.6.Оформление торгового зала. Мерчандайзинг. Профессиональные советы продавцам. |
Даются рекомендации по внутреннему информационному оформлению торгового зала. Даются материалы по экспресс-обучению продавцов некоторым основам профессиональной деятельности (искусство выкладки товара, эффективное использование площадей торгового зала, использование программ по продвижению товара, дается методика аттестации продавцов и т.д.). Приводятся рекомендации по психологической «настройке» продавцов на покупателя. |
Является инструкцией по применению современных технологий по организации, способам выкладки товаров и информированию покупателей. Дополнительно даются готовые «Памятки» для продавцов двух типов: «Профессиональные советы продавцу» и «Психологическая «настройка» продавца». |
2.7.Выбор поставщиков, рекомендации по организации работы с поставщиками |
Подбираются наиболее крупные и известные поставщики товаров по различным группам и рекомендуются принципы организации работы с ними. Даются координаты местонахождения поставщиков. |
Для работы торгово-управленческого персонала готовый многостраничный документ, позволяющий оптимизировать выбор основных поставщиков товаров. |
2.8.Разработка рекомендаций по системе предотвращения потерь и безопасности |
Рассматриваются общие моменты потерь, возникающих в ООО «Виктор», приводятся классификация потерь и существующие способы борьбы с ними. Разрабатываются основы программы предотвращения потерь. |
Дается основа для разработки Программы по предотвращению потерь и безопасности. Предоставляются типовые внутренние документы по данной программе. Внедрение данной программы позволяет минимизировать потери (включая недостачи) до уровня 0,1-0,5% от товарооборота. |
Вопрос |
Методы |
Какие товары заказать и в каком количестве |
Эффективный ассортимент |
Какую установить цену (наценку) |
Ценообразование |
Сколько отвести места на полках для того или иного продукта, где разместить и как оформить, чтобы его замечали и покупали |
Выкладка, мерчандайзинг, мероприятия по продвижению |
Заключение
Библиографический список:
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2000.
2. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.
3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.
4. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры и задачи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2002.
7. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика,1998.
8. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 1996.
9. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. - М.: Дело и сервис,2002.
10. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 1997.
11. Панкратов Ф.Г., Серегина К.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Риполь-Сараюси Ф.Б. Основы финансового анализа и управленческого анализа. - М.: Приор, 2000.
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2002.
14. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Проверка торгового предприятия. - М.: Дело и сервис, 2002.
15. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. - Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», №6 (36) - 2001.
16. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 - 2000.
17. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - http://www.aup.ru.
18. Козлов В.К., Уваров С.А., Щербаков В.В. Содержание и организация коммерческой деятельности. - http://www.marketing.spb.ru.
19. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия. - http://www.kafedra-mg.mn.ru.
20. Ассортиментная политика. - http://www.retail.ru.
21. Управление запасами: от модели к реализации (часть вторая). - http://www.logist.ru.
содержание ..
586
587
588 ..
|
|
|