Содержание
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) нет, этой связи нет; |
0 % |
0% |
б) да, эта связь существует, но носит единичный и случайный характер; |
0 % |
0 % |
в) да, существует, более того, коррупционная связь власти и предпринимательства достаточно распространена в России; |
12 % (6 чел) |
20 % (8 чел) |
г) да, существует, причем коррупционная связь власти и предпринимательства – характерное для России явление; |
88 % (44 чел) |
80 % (32 чел) |
д) свой вариант. |
0 % |
0 % |
2. В чем Вы видите основные причины коррупционного взаимодействия органов власти и предпринимательства? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) исторические традиции России; |
10 % - 5 чел. |
17,5 % - 7 чел. |
б) чиновники и предприниматели зависят друг от друга, поэтому и заключают взаимовыгодную сделку – обмен власти на деньги, и, таким образом, обретают то, в чем нуждаются; |
64 % - 32 чел. |
62,5 % - 25 чел. |
в) недостатки законодательства России о государственной службе и предпринимательской деятельности; |
24 % - 12 чел. |
57,5 % - 23 чел. |
г) низкая зарплата чиновников в России; |
94 % - 47 чел. |
82,5 % - 33 чел. |
д) зачастую члены семей государственных служащих занимаются предпринимательской деятельностью, что и порождает коррупцию в данной сфере; |
12 % - 6 чел. |
35 % - 14 чел. |
е) свой вариант ответа. |
0 % |
0% |
3. Возможно ли, на Ваш взгляд, успешно заниматься предпринимательством в России, без коррупционной поддержки органов власти?
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) да, возможно, более того, коррупционная поддержка органов власти несущественно влияет на деятельность предпринимателя; |
0 % |
0% |
б) да, возможно, но с незаконной поддержкой, оказываемой чиновником, предприниматель может гораздо эффективнее вести свое дело; |
34 % - 17 чел. |
52,5 % - 21 чел. |
в) предприниматель в России настолько зависит от решений органов власти, что без коррупционной поддержки чиновника он просто не сможет эффективно вести свое дело; |
66 % - 33 чел. |
47,5 % - 19 чел. |
г) свой вариант. |
0 % |
0% |
4. Как Вы полагаете, по инициативе какой из сторон возникают и развиваются коррупционные связи между властью и бизнесом в России?
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) в большинстве случаев инициатива в заключении коррупционной сделки принадлежит предпринимателю; |
68 % - 34 чел. |
60 % - 24 чел. |
б) так как коррупционная сделка представителя власти и предпринимателя является взаимовыгодной, инициатива в ее заключении принадлежит обеим сторонам; |
22 % - 11 чел. |
25 % - 10 чел. |
в) чаще всего инициатива в заключении коррупционной сделки принадлежит чиновнику; |
10 % - 5 чел. |
15 % - 6 чел. |
г) свой вариант. |
0 % |
0 % |
5. Коррупционная поддержка каких органов власти нужна для успешного ведения малого, среднего и крупного бизнеса? (Возможен выбор разных вариантов ответа).
Для малого бизнеса:
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) исполнительные органы власти района (города); |
82 % - 41 чел |
72,5 % - 29 чел. |
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды; |
74 % - 37 чел. |
42,5 % - 17 чел. |
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; |
10 % - 5 чел. |
5 % - 2 чел. |
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
56 % - 28 чел. |
45 % - 18 чел. |
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
26 % - 13 чел. |
47,5 % - 19 чел. |
е) правоохранительные органы субъектов федерации; |
4 % - 2 чел. |
0 % |
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; |
0 % |
0 % |
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; |
0 % |
0 % |
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; |
0 % |
0 % |
к) свой вариант.[1] |
28 % - 14 чел. |
5 % - 2 чел. |
Для среднего бизнеса:
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) исполнительные органы власти района (города); |
14 % - 7 чел. |
25 % - 10 чел. |
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды; |
36 % - 18 чел. |
30 % - 12 чел. |
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; |
78 % - 39 чел. |
57,5 % - 23 чел. |
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
24 % - 12 чел. |
30 % - 12 чел. |
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
14 % - 7 чел. |
22,5 % - 9 чел. |
е) правоохранительные органы субъектов федерации; |
56 % - 28 чел. |
55 % - 22 чел. |
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; |
4 % - 2 чел. |
0 % |
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; |
2 % - 1 чел. |
0 % |
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; |
0 % |
0 % |
к) свой вариант. |
0 % |
0 % |
Для крупного бизнеса:
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) исполнительные органы власти района (города); |
12 % - 6 чел. |
5 % - 2 чел. |
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды;[1] |
12 % - 6 чел. |
7,5 % - 3 чел. |
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; |
20 % - 10 чел. |
42,5 % - 17 чел. |
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
8 % - 4 чел. |
2,5 % - 1 чел. |
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; |
4 % - 2 чел. |
0 % |
е) правоохранительные органы субъектов федерации; |
18 % - 9 чел. |
40 % - 16 чел. |
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; |
74 % - 37 чел. |
62,5 % - 25 чел. |
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; |
48 % - 24 чел. |
60 % - 24 чел. |
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; |
2 % - 1 чел. |
0 % |
к) свой вариант. |
0 % |
0 % |
6. Какие «услуги» государственных органов являются наиболее востребованными среди предпринимателей в России (для малого, среднего и крупного бизнеса)?
Для малого бизнеса.
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; |
100 % - 50 чел. |
100 % - 40 чел. |
б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»); |
100 % - 50 чел. |
100 % - 40 чел. |
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; |
14 % - 7 чел. |
7,5 % - 3 чел. |
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; |
16 % - 8 чел. |
7,5 % - 3 чел. |
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; |
10 % - 5 чел. |
7,5 % - 3 чел. |
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); |
4 % - 2 чел. |
0 % |
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; |
0 % |
0 % |
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; |
0 % |
0 % |
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; |
2 % - 1 чел. |
0 % |
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; |
10 % - 5 чел. |
0 % |
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; |
0 % |
0 % |
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; |
0 % |
0 % |
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; |
0 % |
0 % |
о) свой вариант[1]. |
2 чел. |
0 % |
Для среднего бизнеса:
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; |
78 % - 39 чел. |
60 % - 24 чел. |
б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»); |
82 % - 41 чел. |
52,5 % - 21 чел. |
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; |
72 % - 36 чел. |
70 % - 28 чел. |
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; |
70 % - 35 чел. |
70 % - 28 чел. |
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; |
62 % - 31 чел. |
37,5 % - 15 чел. |
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); |
66 % - 33 чел. |
22,5 % - 9 чел. |
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; |
14 % - 7 чел. |
12,5 % - 5 чел. |
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; |
10 % - 5 чел. |
15 % - 6 чел. |
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; |
14 % - 7 чел. |
15 % - 6 чел. |
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; |
30 % - 15 чел. |
20 % - 8 чел. |
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; |
4 % - 2 чел. |
2,5 % - 1 чел. |
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; |
2 % - 1 чел. |
2,5 % - 1 чел. |
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; |
0 % |
2,5 % - 1 чел. |
о) свой вариант. |
0 % |
0 % |
Для крупного бизнеса:
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; |
32 % - 16 чел. |
27,5 % - 11 чел. |
б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»);
|
38 % - 19 чел. |
35 % - 14 чел. |
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; |
14 % - 7 чел. |
25 % - 10 чел. |
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; |
14 % - 7 чел. |
25 % - 10 чел. |
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; |
12 % - 6 чел. |
25 % - 10 чел. |
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); |
86 % - 43 чел. |
57,5 % - 23 чел. |
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; |
90 % - 45 чел. |
77,5 % - 31 чел. |
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; |
38 % - 19 чел. |
60 % - 24 чел. |
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; |
42 % - 21 чел. |
62,5 % - 25 чел. |
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; |
92 % - 46 чел. |
80 % - 32 чел. |
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; |
90 % - 45 чел. |
75 % - 30 чел. |
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; |
88 % - 44 чел. |
77,5 % - 31 чел. |
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; |
88 % - 44 чел. |
80 % - 32 чел. |
о) свой вариант. |
0 % |
0 % |
7. Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса? (Возможен выбор нескольких вариантов ответов).
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) с помощью законодательного ужесточения ответственности за совершение коррупционного правонарушения; |
26 % - 13 чел. |
45 % - 18 чел. |
б) повышая заработную плату чиновникам; |
100 % - 50 чел. |
100 % - 40 чел. |
в) уменьшая количество законодательных «административных барьеров», с помощью замены «разрешительного» характера подписи чиновника на «регистрирующий»; |
86 % - 43 чел. |
85 % - 34 чел. |
г) с помощью воспитательных мер; |
14 % - 7 чел. |
15 % - 6 чел. |
д) улучшая качество работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в России; |
76 % - 38 чел. |
87,5 % - 35 чел. |
е) свой вариант. |
8. Можно ли, на Ваш взгляд, расценивать такие акции, как «дело «оборотней», «дело «Юкоса», как попытку органов власти бороться с коррупцией в России?
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) полагаю, данные акции – планомерная работа правоохранительных органов; |
0 % |
2,5 % - 1 чел. |
б) предполагаю, что данные акции были всего лишь «политическим спектаклем» накануне парламентских и президентских выборов. |
78 % - 39 чел. |
67,5 - 27 чел. |
в) возможно, «дело «Юкоса» - способ нечестной конкурентной борьбы коммерческих организаций; |
14 % - 7 чел. |
30 % - 12 чел. |
г) эти два дела нельзя рассматривать как единую акцию государственной власти, так как у каждого из них – свои причины и мотивация; |
6 % - 3 чел. |
0 % |
д) свой ответ. |
2 % - 1 чел. |
0 % |
9. Каковы Ваши прогнозы насчет борьбы с коррупцией в России?
Вариант ответа
|
Служащие коммерческой организации |
Государственные служащие |
а) с коррупцией в России бороться бессмысленно, ее невозможно победить; |
46 % - 23 чел. |
42,5 % - 17 чел. |
б) думаю, в ближайшее время государство сможет существенно снизить уровень коррупции; |
20 % - 10 чел. |
12,5 % - 5 чел. |
в) полагаю, о существенном снижении уровня коррупции речь может идти только в далеком будущем – через несколько десятилетий; |
34 % - 17 чел. |
45 % - 18 чел. |
г) свой вариант. |
0 % |
0 % |
1 См.: Голик Ю.В. Борьба с коррупцией как перманентный процесс // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 150.
2 См.: Чуклинов А.Е. Проблема коррупции и антикоррупционная политика в России: что изменилось в стране с приходом к власти В.В. Путина? // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 213.
3 См.: http://www.business.ua/i488/a11805/ по сост. на 6 марта 2004 года.
4 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М, 2002. С. 369. Это так называемая «узкая» трактовка понятия коррупции, сторонниками которой являются: А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев В.Е. Эминова, В.В. Лунеев, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко и другие известные ученые. Тем не менее, многие видные криминологи – С.В Максимов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман и другие – предпочитают трактовать коррупцию более широко. Первые усматривают суть коррупции в подкупе - продажности чиновника, последние расширяют границы коррупции, ядром которой считают должностное злоупотребление. Настоящее исследование посвящено изучению именно коррупционной сделки власти и бизнеса в России, поэтому и избрана «узкая» трактовка понятия коррупции.
5 См.: Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М., фонд ИНДЕМ, 2002. С. 11.
6 Там же. С. 11.
7 Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
8 По состоянию на декабрь 2003 года, зарплата Депутата Государственной Думы составляет 15 тысяч рублей; начинающего сотрудника аппарата Государственной Думы – 4 – 5 тысяч рублей; сотрудника аппарата администраций района – 4 – 6 тысяч рублей; оперативного сотрудника МВД, ФСБ, в звании лейтенанта, – 6 – 8 тысяч рублей; следователя прокуратуры в звании лейтенанта – 8 – 9 тысяч рублей. Данные сведения получены в результате частных бесед с сотрудниками данных органов.
9 См.: Криминология – учебник // Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 328.
[10]
См.: Криминология – учебник // Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 502-503.
11 Данные получены в результате проведенных бесед с сотрудниками этих предприятий.
12 Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
13 2 человека прямо указали на Басманный суд столицы.
[14]
Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
[15]
См.: Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. №4, 2003. С. 112.
[16]
Респонденты, отвечая на данный вопрос, могли выбрать несколько вариантов ответа.
[17]
В. Н. Лопатин. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право №7, 2001 г. С. 23. Данная идея развивается также во многих других работах, например, Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998; Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально– экономические и правовые аспекты. М, 2001; Зацепин М.Н. Некоторые криминальные истоки коррупции в современной России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М,2000, и многих других работах, практически во всей учебной литературе.
[18]
Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // http://sartraccc.sgap.ru/ по состоянию на 6 марта 2004 года.
[19]
содержание ..
318
319
320 ..
|
|
|