Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  318  319  320   ..

 

 

Лабораторная - Коррупционная связь власти и бизнеса в России

Лабораторная - Коррупционная связь власти и бизнеса в России

Содержание

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Результаты проведенного анкетирования.

1. Как Вы полагаете, уместно ли говорить о том, что между властью и предпринимательством в России существует коррупционная связь? Если существует, то, пожалуйста, определите характер этой связи.

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) нет, этой связи нет; 0 % 0%
б) да, эта связь существует, но носит единичный и случайный характер; 0 % 0 %
в) да, существует, более того, коррупционная связь власти и предпринимательства достаточно распространена в России; 12 % (6 чел) 20 % (8 чел)
г) да, существует, причем коррупционная связь власти и предпринимательства – характерное для России явление; 88 % (44 чел) 80 % (32 чел)
д) свой вариант. 0 % 0 %

2. В чем Вы видите основные причины коррупционного взаимодействия органов власти и предпринимательства? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) исторические традиции России; 10 % - 5 чел. 17,5 % - 7 чел.
б) чиновники и предприниматели зависят друг от друга, поэтому и заключают взаимовыгодную сделку – обмен власти на деньги, и, таким образом, обретают то, в чем нуждаются; 64 % - 32 чел. 62,5 % - 25 чел.
в) недостатки законодательства России о государственной службе и предпринимательской деятельности; 24 % - 12 чел. 57,5 % - 23 чел.
г) низкая зарплата чиновников в России; 94 % - 47 чел. 82,5 % - 33 чел.
д) зачастую члены семей государственных служащих занимаются предпринимательской деятельностью, что и порождает коррупцию в данной сфере; 12 % - 6 чел. 35 % - 14 чел.
е) свой вариант ответа. 0 % 0%

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, успешно заниматься предпринимательством в России, без коррупционной поддержки органов власти?

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) да, возможно, более того, коррупционная поддержка органов власти несущественно влияет на деятельность предпринимателя; 0 % 0%
б) да, возможно, но с незаконной поддержкой, оказываемой чиновником, предприниматель может гораздо эффективнее вести свое дело; 34 % - 17 чел. 52,5 % - 21 чел.
в) предприниматель в России настолько зависит от решений органов власти, что без коррупционной поддержки чиновника он просто не сможет эффективно вести свое дело; 66 % - 33 чел. 47,5 % - 19 чел.
г) свой вариант. 0 % 0%

4. Как Вы полагаете, по инициативе какой из сторон возникают и развиваются коррупционные связи между властью и бизнесом в России?

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) в большинстве случаев инициатива в заключении коррупционной сделки принадлежит предпринимателю; 68 % - 34 чел. 60 % - 24 чел.
б) так как коррупционная сделка представителя власти и предпринимателя является взаимовыгодной, инициатива в ее заключении принадлежит обеим сторонам; 22 % - 11 чел. 25 % - 10 чел.
в) чаще всего инициатива в заключении коррупционной сделки принадлежит чиновнику; 10 % - 5 чел. 15 % - 6 чел.
г) свой вариант. 0 % 0 %

5. Коррупционная поддержка каких органов власти нужна для успешного ведения малого, среднего и крупного бизнеса? (Возможен выбор разных вариантов ответа).

Для малого бизнеса:

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) исполнительные органы власти района (города); 82 % - 41 чел 72,5 % - 29 чел.
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды; 74 % - 37 чел. 42,5 % - 17 чел.
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; 10 % - 5 чел. 5 % - 2 чел.
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 56 % - 28 чел. 45 % - 18 чел.
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 26 % - 13 чел. 47,5 % - 19 чел.
е) правоохранительные органы субъектов федерации; 4 % - 2 чел. 0 %
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; 0 % 0 %
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; 0 % 0 %
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; 0 % 0 %
к) свой вариант.[1] 28 % - 14 чел. 5 % - 2 чел.

Для среднего бизнеса:

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) исполнительные органы власти района (города); 14 % - 7 чел. 25 % - 10 чел.
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды; 36 % - 18 чел. 30 % - 12 чел.
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; 78 % - 39 чел. 57,5 % - 23 чел.
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 24 % - 12 чел. 30 % - 12 чел.
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 14 % - 7 чел. 22,5 % - 9 чел.
е) правоохранительные органы субъектов федерации; 56 % - 28 чел. 55 % - 22 чел.
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; 4 % - 2 чел. 0 %
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; 2 % - 1 чел. 0 %
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; 0 % 0 %
к) свой вариант. 0 % 0 %

Для крупного бизнеса:

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) исполнительные органы власти района (города); 12 % - 6 чел. 5 % - 2 чел.
б) РОВД, районные прокуратуры, районные суды;[1] 12 % - 6 чел. 7,5 % - 3 чел.
в) исполнительные и законодательные органы власти субъектов федерации; 20 % - 10 чел. 42,5 % - 17 чел.
г) лицензирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 8 % - 4 чел. 2,5 % - 1 чел.
д) регистрирующие органы исполнительной власти субъектов РФ; 4 % - 2 чел. 0 %
е) правоохранительные органы субъектов федерации; 18 % - 9 чел. 40 % - 16 чел.
ж) федеральные органы законодательной и исполнительной власти РФ; 74 % - 37 чел. 62,5 % - 25 чел.
з) Генеральная прокуратура РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, МВД РФ, ФСБ РФ; 48 % - 24 чел. 60 % - 24 чел.
и) межгосударственные организации, такие, как ООН, ЕЭС, НАТО и т.д.; 2 % - 1 чел. 0 %
к) свой вариант. 0 % 0 %

6. Какие «услуги» государственных органов являются наиболее востребованными среди предпринимателей в России (для малого, среднего и крупного бизнеса)?

Для малого бизнеса.

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; 100 % - 50 чел. 100 % - 40 чел.
б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»); 100 % - 50 чел. 100 % - 40 чел.
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; 14 % - 7 чел. 7,5 % - 3 чел.
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; 16 % - 8 чел. 7,5 % - 3 чел.
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; 10 % - 5 чел. 7,5 % - 3 чел.
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); 4 % - 2 чел. 0 %
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; 0 % 0 %
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; 0 % 0 %
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; 2 % - 1 чел. 0 %
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; 10 % - 5 чел. 0 %
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; 0 % 0 %
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; 0 % 0 %
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; 0 % 0 %
о) свой вариант[1]. 2 чел. 0 %

Для среднего бизнеса:

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; 78 % - 39 чел. 60 % - 24 чел.
б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»); 82 % - 41 чел. 52,5 % - 21 чел.
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; 72 % - 36 чел. 70 % - 28 чел.
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; 70 % - 35 чел. 70 % - 28 чел.
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; 62 % - 31 чел. 37,5 % - 15 чел.
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); 66 % - 33 чел. 22,5 % - 9 чел.
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; 14 % - 7 чел. 12,5 % - 5 чел.
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; 10 % - 5 чел. 15 % - 6 чел.
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; 14 % - 7 чел. 15 % - 6 чел.
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; 30 % - 15 чел. 20 % - 8 чел.
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; 4 % - 2 чел. 2,5 % - 1 чел.
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; 2 % - 1 чел. 2,5 % - 1 чел.
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; 0 % 2,5 % - 1 чел.
о) свой вариант. 0 % 0 %

Для крупного бизнеса:

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; 32 % - 16 чел. 27,5 % - 11 чел.

б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»);

38 % - 19 чел. 35 % - 14 чел.
в) незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; 14 % - 7 чел. 25 % - 10 чел.
г) передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; 14 % - 7 чел. 25 % - 10 чел.
д) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации; 12 % - 6 чел. 25 % - 10 чел.
е) информационная поддержка коммерческой организации (передача сведений о конкурентах, партнерах и т.д.); 86 % - 43 чел. 57,5 % - 23 чел.
ж) «заказные» банкротства конкурирующих предприятий; 90 % - 45 чел. 77,5 % - 31 чел.
з) привлечение конкурентов к уголовной ответственности; 38 % - 19 чел. 60 % - 24 чел.
и) привлечение конкурентов к административной ответственности; 42 % - 21 чел. 62,5 % - 25 чел.
к) привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности; 92 % - 46 чел. 80 % - 32 чел.
л) незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета; 90 % - 45 чел. 75 % - 30 чел.
м) передача выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации; 88 % - 44 чел. 77,5 % - 31 чел.
н) законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне; 88 % - 44 чел. 80 % - 32 чел.
о) свой вариант. 0 % 0 %

7. Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса? (Возможен выбор нескольких вариантов ответов).

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) с помощью законодательного ужесточения ответственности за совершение коррупционного правонарушения; 26 % - 13 чел. 45 % - 18 чел.
б) повышая заработную плату чиновникам; 100 % - 50 чел. 100 % - 40 чел.
в) уменьшая количество законодательных «административных барьеров», с помощью замены «разрешительного» характера подписи чиновника на «регистрирующий»; 86 % - 43 чел. 85 % - 34 чел.
г) с помощью воспитательных мер; 14 % - 7 чел. 15 % - 6 чел.
д) улучшая качество работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в России; 76 % - 38 чел. 87,5 % - 35 чел.
е) свой вариант.

8. Можно ли, на Ваш взгляд, расценивать такие акции, как «дело «оборотней», «дело «Юкоса», как попытку органов власти бороться с коррупцией в России?

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) полагаю, данные акции – планомерная работа правоохранительных органов; 0 % 2,5 % - 1 чел.
б) предполагаю, что данные акции были всего лишь «политическим спектаклем» накануне парламентских и президентских выборов. 78 % - 39 чел. 67,5 - 27 чел.
в) возможно, «дело «Юкоса» - способ нечестной конкурентной борьбы коммерческих организаций; 14 % - 7 чел. 30 % - 12 чел.
г) эти два дела нельзя рассматривать как единую акцию государственной власти, так как у каждого из них – свои причины и мотивация; 6 % - 3 чел. 0 %
д) свой ответ. 2 % - 1 чел. 0 %

9. Каковы Ваши прогнозы насчет борьбы с коррупцией в России?

Вариант ответа Служащие коммерческой организации Государственные служащие
а) с коррупцией в России бороться бессмысленно, ее невозможно победить; 46 % - 23 чел. 42,5 % - 17 чел.
б) думаю, в ближайшее время государство сможет существенно снизить уровень коррупции; 20 % - 10 чел. 12,5 % - 5 чел.
в) полагаю, о существенном снижении уровня коррупции речь может идти только в далеком будущем – через несколько десятилетий; 34 % - 17 чел. 45 % - 18 чел.
г) свой вариант. 0 % 0 %

1 См.: Голик Ю.В. Борьба с коррупцией как перманентный процесс // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 150.

2 См.: Чуклинов А.Е. Проблема коррупции и антикоррупционная политика в России: что изменилось в стране с приходом к власти В.В. Путина? // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 213.

3 См.: http://www.business.ua/i488/a11805/ по сост. на 6 марта 2004 года.

4 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М, 2002. С. 369. Это так называемая «узкая» трактовка понятия коррупции, сторонниками которой являются: А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев В.Е. Эминова, В.В. Лунеев, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко и другие известные ученые. Тем не менее, многие видные криминологи – С.В Максимов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман и другие – предпочитают трактовать коррупцию более широко. Первые усматривают суть коррупции в подкупе - продажности чиновника, последние расширяют границы коррупции, ядром которой считают должностное злоупотребление. Настоящее исследование посвящено изучению именно коррупционной сделки власти и бизнеса в России, поэтому и избрана «узкая» трактовка понятия коррупции.

5 См.: Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М., фонд ИНДЕМ, 2002. С. 11.

6 Там же. С. 11.

7 Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

8 По состоянию на декабрь 2003 года, зарплата Депутата Государственной Думы составляет 15 тысяч рублей; начинающего сотрудника аппарата Государственной Думы – 4 – 5 тысяч рублей; сотрудника аппарата администраций района – 4 – 6 тысяч рублей; оперативного сотрудника МВД, ФСБ, в звании лейтенанта, – 6 – 8 тысяч рублей; следователя прокуратуры в звании лейтенанта – 8 – 9 тысяч рублей. Данные сведения получены в результате частных бесед с сотрудниками данных органов.

9 См.: Криминология – учебник // Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 328.

[10] См.: Криминология – учебник // Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 502-503.

11 Данные получены в результате проведенных бесед с сотрудниками этих предприятий.

12 Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

13 2 человека прямо указали на Басманный суд столицы.

[14] Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

[15] См.: Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. №4, 2003. С. 112.

[16] Респонденты, отвечая на данный вопрос, могли выбрать несколько вариантов ответа.

[17] В. Н. Лопатин. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право №7, 2001 г. С. 23. Данная идея развивается также во многих других работах, например, Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998; Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально– экономические и правовые аспекты. М, 2001; Зацепин М.Н. Некоторые криминальные истоки коррупции в современной России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М,2000, и многих других работах, практически во всей учебной литературе.

[18] Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // http://sartraccc.sgap.ru/ по состоянию на 6 марта 2004 года.

[19]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  318  319  320   ..