Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  550  551  552   ..

 

 

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в системе мер административного процессуального обеспечения

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в системе мер административного процессуального обеспечения

СОДЕРЖАНИЕ

§2. Процессуальные правила и тактика освидетельствования

Ранее освидетельствование проводилось по направлению органа дознания или по постановлению следователя, но с участием понятых.

В постановлении (направлении) о назначении освидетельствования указывались основания для его проведения и вопросы, интересующие следователя (дознавателя).

Сотрудники ГАИ и милиции в соответствии с «Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции МВД России» (Приложение 1 к приказу МВД России от 10 января 1994 г. № 6) и ст. 132 УПК РСФСР были обязаны доставить лиц, указанных в направлении (по­становлении) следователя, в медицинское учреждение для освидетельствования.

Освидетельствование, было необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у следователя оснований об алкогольном опьянении.

Для освидетельствования было необходимо, чтобы освидетельствуемое лицо имело документы, удостоверяющие его личность (паспорт, водительское удостоверение или другой документ с фотографией). Освидетельствование проводилось в медицинских учреждениях (наркологических диспансерах, поликлиниках, больницах и т. д.) специалистами-медиками.

При освидетельствовании, кроме сотрудников милиции, освидетельствуемого лица и медицинских работников, в обязательном порядке в соответствии со ст. 181 УПК РСФСР должны были присутствовать понятые (не менее двух человек). Поэтому индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГАИ и используемые ими для проверки состояния алкогольного опьянения водителя, не имели доказательственной силы, так как их реакция не являлась специфичной. Она могла наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятия лекарств и т. д.). Факт опьянения устанавливался только при проведении судебно-медицинской экспертизы, которая и должна была быть назначена, особенно при положительной реакции индикатора.

Эти выводы соответствовали требованиям Инструкции от 29 июня 1983 г., в которой, в частности, были закреплены следующие положения.

Освидетельствование с использованием индикаторных трубок "контроль трезвости".

К работе с индикаторными трубками "контроль трезвости" допускались работники Государственной автомобильной инспекции и участковые инспекторы милиции сельской местности.

Освидетельствование водителя с использованием индикаторной трубки "контроль трезвости" проводилось в присутствии двух свидетелей. Трубка вскрывалась непосредственно перед применением в присутствии обследуемого лица и свидетелей. Работник, проводящий освидетельствование, надевал мундштук респираторного баллона на конец трубки, расположенный ближе к реагенту. Затем он предлагал обследуемому лицу взять из упаковки индивидуальный мундштук однократного пользования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть трубку до полного наполнения респираторного баллона.

Наполнитель под действием паров алкоголя должен был изменить окраску с желтой на зеленую в течение 1-2 минут. По высоте окраски наполнителя путем сравнения с цветной шкалой инструкции-памятки, прилагаемой к каждому комплекту "контроль трезвости", определялось содержание алко­голя в выдыхаемом воздухе.

Если окраска реагента не изменялась или высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, не достигала уровня красной риски, то проба на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе признавалась отрицательной. Если высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, достигала красной риски или выше ее, то проба признавалась положительной. Освидетельствование оформлялось протоколом.

Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе являлась подтверждением факта употребления алкоголь­ного напитка, а протокол при согласии водителя с результатами обследования служил основанием для привлечения этого водителя в установленном порядке к ответственности за управление транспортным средством (далее - ТС) в нетрезвом состоянии.

Если обследуемое лицо было несогласно с результатами пробы, то его направляли на освидетельствование в медицинское учреждение.

При уклонении водителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составлялся протокол о нарушении ПДД, в котором указывались признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

При подозрении на наличие у обследуемого лица заболевания, внешние проявления которого сходны с признаками алкогольного опьянения, или травматических повреждений проверка его с помощью индикаторных трубок "контроль трезвости" или других специальных технических средств не проводилась. Данному лицу оказывалась первая медицинская помощь (если она требовалась), а затем пострадавший доставлялся в лечебное учреждение для оказания ему медицинской помощи и освидетельствования на состояние опьянения.

Однако на деле это правило зачастую нарушалось. Да и забегая вперед укажем, что и теперь первые предварительные выводы делает все же инспектор ГИБДД (ГАИ) с использованием все той же "трубочки трезвости". Если первичный осмотр не позволяет сделать точные выводы, водителя направляют в медучреждение для сдачи анализов.


Освидетельствование в медицинских учреждениях

Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления состояния алкогольного опьянения проводилось в любое время суток в специализированных кабинетах наркологических диспансеров врачами-психиатрами или наркологами, или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских автолабораториях врачами-психиатрами, наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей.

Направление на освидетельствование осуществляли работники милиции и следователи, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ), большинство норм которого вступило в силу с 1 июня 2002 г., в ст. 179 в понятие "освидетельствование" включено и выявление состояния опьянения.

Освидетельствование - следственное действие, которое проводилось для обнаружения у человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого требовалось производство судебной экспертизы. Освидетельствование могло быть произведено подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также свидетелю с его согласия, за исключением случаев, когда это необходимо было для оценки достоверности его показаний (ст. 179 УПК РФ). О производстве освидетельствования следователь выносил постановление, которое являлось обязательным для освидетельствуемого лица.

С выходом в свет постановления Правительства РФ от 26 декабря 2002 г № 930, во исполнение п. 6 ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в России появились "Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов" (далее - Правила). Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет ТС соответствующего вида (далее именуются соответственно - медицинское освидетельствование и водитель ТС), а также порядок оформления его результатов.

Медицинскому освидетельствованию подлежат водители ТС, в отношении которых, согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем ТС, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование осуществляется в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ требованиям. При этом медицинское освидетельствование проводится только врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Акт медицинского освидетельствования составляется в двух экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В том случае, если водитель ТС находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте. Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.

Естественно, что выход в свет указанных выше Правил сам по себе являлся демократическим документом, позволявшим цивилизованно фиксировать факт установления опьянения лица, управляющего ТС.

Однако не хватало детального регламентирования отдельных положений по факту освидетельствования лица на состояние опьянения, которое и появилось в виде приказа Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (далее - приказ Минздрава России № 308). Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г. (регистрационный № 4913).

С целью устранения недомолвок и противоречий в институте о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения законодатель ввел в оборот девять учетных форм, иных документов, именуемых Приложениями № 1-9. Так, введены следующие учетные формы и документы.

Учетная форма № 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (Приложение № 1).

Учетная форма № 304/у "Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами" (Приложение № 2).

Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнение учетной формы № 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опья­нения лица, которое управляет транспортным средством" (Приложение № 3).

Инструкция по порядку ведения и хранения учетной формы № 304/у "Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами" (Приложение № 4).

Список учетных форм первичной медицинской документации, подлежащей дальнейшему использованию (Приложение № 5).

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (Приложение № 6).

Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (Приложение № 7).

Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение № 8).

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (Приложение № 9).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие краткие выводы.

Первое. Несмотря на то, что процесс медицинского ос­видетельствования на состояние опьянения регулируется не на федеральном уровне, а по приказу Минздрава России № 308, тем не менее, сам факт появления такого правового акта - шаг на пути в построении правового государства. Во-первых, потому, что до выхода в свет приказа № 308 в Рос­сии не было четкого определения, с какого момента лицо (водитель ТС) может считаться пьяным. Во-вторых, цифра 0,5 промилле и выше (п. 11 Приложения № 3 к приказу Минздрава России № 308), подтверждающая такую концентрацию алкоголя в крови у определенного лица (если у него тяжкое физическое состояние), есть точка отсчета, первоначаль­ная предельная "планка", дающая право врачу (фельдшеру) считать водителя находящимся в состоянии опьянения. Это - официальная точка зрения. В-третьих, состояние опьянения может подтверждаться и другими критериями в комплексе, которых шесть. (См. комментарий к Приложению № 6).

Второе. Законодатель специально дает столь подробную регламентацию процесса медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданина, тем самым отсекая иные пути освидетельствования с помощью, так называемых трубок трезвости, что ранее порождало многочисленные споры между водителем и инспектором ГАИ (ГИБДД). Теперь только лицо, имеющее специальное медицинское образование (врач, фельдшер), состоящее в штате в медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию, правомочно проводить медицинское освидетельствование водителя на состояние опьянения.

Как недостатки законодательства о медицинском освидетельствовании лиц на состояние опьянения следует выделить два главных момента.

Первый момент. В комментируемом приказе Минздрава России № 308 и во всех Приложениях к нему (№ 1- 9) речь идет о медицинском освидетельствовании лица, которое управляет ТС. Речь идет о водителе ТС. Однако ДТП может произойти и по вине, скажем, пьяного пешехода. Однако выходит, что по буквальному смыслу приказа Минздрава России № 308 пешехода нельзя освидетельствовать на состояние опьянения, ибо в приказе Минздрава России № 308 речь идет об освидетельствовании только водителей ТС, но не других уча­стников дорожного движения. Это в корне не верно!

Второй момент. Сам факт того, что точка отсчета концентрации алкоголя в крови начинается с цифры 0,5 промилле и выше, не должна создавать иллюзию у водителя того, что бутылка пива или стакан сухого вина за рулем ему "не повредят". Это не соответствует истине. Инспектор ГИБДД (ГАИ), "учуяв" от такого водителя запах спиртного изо рта, все равно правомочен направить в этом случае водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, где неприятностей будет избежать довольно трудно.

Таким образом, можно сделать вывод, что если у водителя не тяжкое физическое состояние и содержание алкоголя в крови менее 0,5 промилле (например, 0,2 промилле), но комплекс данных (см. Приложение № 1, № 2 и № 6 в совокупности) позволяет сделать вывод о нахождении его в состоянии опьянения, то он может быть признан таковым и при уровне алкоголя в крови менее 0,5 промилле. Таково смысловое толкование п. 11 Приложения № 3. И об этом во всех случаях должен знать водитель как правоприменитель.


Приложение № 1

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930

"Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов"

В соответствии с пунктом 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов.

Председатель Правительства

Российской Федерации М.Касьянов

Москва

26 декабря 2002 г.

N 930

Правила

медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов

(утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее именуются соответственно - медицинское освидетельствование, водитель транспортного средства), а также порядок оформления его результатов.

2. Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

3. Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

5. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

6. Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

7. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

8. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения см. приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308

9. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

11. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.

Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.


Приложение № 2

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица (далее - Акт), которое управляет транспортным средством"_____"____________________200__г.

1. Фамилия, имя, отчество_________________________

Возраст (год рождения) __________ Домашний адрес

Где и кем работает (со слов свидетельствуемого) ___

Кем и когда (точное время) направлен на освидетельствование, № протокола о направлении___________________

Дата и точное время освидетельствования__________

Кем освидетельствован (врач, фельдшер)_____________

2. Причина освидетельствования: подозрение на управление транспортным средством в состоянии опьянения

3. Внешний вид освидетелъствуемого: состояние одежды, кожных покровов, наличие повреждений (ранения, ушибы, следы от инъекций)________________________________

4. Поведение: напряжен, замкнут, раздражен, возбужден, агрессивен, эйфоричен, болтлив, суетлив, настроение неустойчиво, сонлив, заторможен, жалуется ли на свое состояние (на что именно)__________________________

5. Состояние сознания, ориентировка в месте, времени, ситуации и собственной личности______________________

6. Речевая способность; связность изложения, нарушения артикуляции, смазанности речи, результаты проведения пробы со счетом______________

7. Вегетативно-сосудистые реакции (состояние сосудов кожных покровов и видимых слизистых, потливость, слюнотечение)______________

Дыхание: учащенное, замедленное____________________

Пульс_____артериальное давление__________________

Зрачки: сужены, расширены, реакция на свет_________

Нистагм при взгляде в стороны____________________

8. Двигательная сфера____________________________

Мимика: вялая, оживленная _______________________

Походка (шатающаяся, разбрасывание ног при ходьбе), ходьба с быстрыми поворотами (пошатывание при поворотах) ___________________

Устойчивость в позе Ромберга ______________________

Точные движения (палъце-носовая проба и др.)__________

Дрожание век, языка, пальцев рук

9. Имеются ли признаки нервно-психических заболеваний, органического поражения центральной нервной системы, физического истощения, перенесенные травмы (со слов освидетелъствуемого)__________

10. Сведения о последнем случае употребления алкоголя и лекарственных средств: субъективные, объективные (по документам и другим источникам)______________________

11. Запах алкоголя или другого вещества иго рта (какого именно)_____

12. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе:

12.1. Первичное исследование с применением двух приборов (методов)

12.1.1. Время исследования, наименование прибора (метода), заводской номер прибора, дата последней поверки (проверки), результат исследования________________________

12.1.2. Время исследования вторым прибором (методом), наименование прибора (метода), заводской номер прибора, дата последней поверки (проверки), результат исследования

12.2. Через 20 минут: исследование одним из использованных методов, указанных в п. 12.1.1., 12.1.2., наименование прибора (метода), результат исследования____________

13. Результаты лабораторного исследования биологических сред: время отбора пробы, наименование среды, название лаборатории, проводившей исследования, методы исследования, результаты исследования, № заключения о результатах исследования________________________________

14. Другие данные медицинского осмотра или представленных документов_____________________________________

15. Заключение______________________________________

16. Ф.И.О. медработника, проводившего освидетельствование (разборчиво), подпись_____________________________

Акт может заполняться рукописно, на машинке, на компьютере (формат А4). МП


Приложение № 3

Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»

1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - освидетельствование), проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

2. Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безо­пасностью движения и эксплуатации транспортного средства.

3. Освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям.

4. Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшером), прошедшим соответствующую специальную подготовку на базе наркологических учреждений органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

5. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, определяется по результатам химико-токсикологического исследования, проводимого в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

6. При освидетельствовании используются технические средства индикации и измерения, зарегистрированные и разрешенные Министерством здравоохранения РФ для использования в медицинских целях и рекомендованные для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

7. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя, наркотических средств, психотропных и других вызывающих опьянение веществ в биологических средах человека используются технические средства, поверенные в установленном порядке, тип которых внесен в Государственный реестр средств измерения и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется с периодичностью, установленной при утверждении данного типа средств измерений.

8. По результатам освидетельствования составляется в двух экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое уп­равляет транспортным средством (далее - акт), с указанием даты освидетельствования и номера, соответствующего номеру регистрации освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транс­портными средствами.

9. При заполнении акта фамилия, имя, отчество освидетельствуемого лица указываются на основании документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа - со слов освидетельствуемого либо лица, его сопровождающего, с соответствующей записью об этом в акте. Все пункты акта заполняются без каких-либо сокращений и подчеркиваний. Акт подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения, в котором проводилось освидетельствование.

10. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент освидетельствования. В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись "от освидетельствования отказался".

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

11. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

Очевидно, что Приложение № 3 - одно из самых важных Приложений в приказе Минздрава России № 308, ибо регламентирует процедуру и порядок освидетельствования на состояние опьянения лица, управлявшего ТС, причем с определенными требованиями по заполнению учетной формы 307/у (Приложение № 3), т. е. с фиксацией самого факта опьянения лица.

Самый первый момент, который законодатель оговаривает сразу, так это то, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет ТС, проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Таким образом, ясно, что отныне только медицинская структура в соответствии с имеющейся у нее лицензией может проводить медицинское освидетельствование определенного лица на состояние опьянения.

Второй момент. Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасно­стью движения и эксплуатации ТС.

Третий момент. Освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пун­ктах (автомобилях), соответствующих установленным Мини­стерством здравоохранения РФ требованиям.

Четвертый момент. Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером), прошедшим соответствующую специальную подготовку на базе наркологических учреждений органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Пятый момент. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, определяется по результатам химико-токсикологического исследования, проводимого в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

И шестой момент. При освидетельствовании используются технические средства индикации и измерения, зарегистрированные и разрешенные Министерством здравоохранения РФ для использования в медицинских целях и рекомендованные для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Далее следует обратить внимание читателя на такое обстоятельство. Современная медицина может определять не только количественное содержание алкоголя в воздухе, но может также фиксировать наркотические средства, психотропные и другие, вызывающие опьянение человека. В этом случае врач правомочен использовать технические средства, поверенные Госстандартом России (п. 7 Приложения № 3).

Акт медицинского освидетельствования (далее - Акт) на состояние опьянения составляется в двух экземплярах, причем в нем указываются:

а) дата освидетельствования;

б) номера регистрации, соответствующие номеру регистрации освидетельствования в журнале.

В п. 9 Приложения № 3 законодатель указывает, что при заполнении акта фамилия, имя, отчество освидетельствуемого лица указываются на основании документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа - со слов освидетельствуемого либо лица, его сопровождающего, с соответствующей записью об этом в акте. Все пункты акта заполняются без каких-либо сокращений и подчеркиваний. Акт подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения, в котором проводилось освидетельствование. Указанные особенности еще раз подчеркивают высокую значимость Акта как документа правового характера.

По результатам освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент освидетельствования. В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации производится запись "от освидетельствования отказался".

По большому счету, отказ водителя от медицинского освидетельствования на состояние опьянения не всегда играет ему на руку, ибо Приложение № 6 к анализируемому приказу Минздрава России № 308 содержит четкий перечень критериев, исходя из которых медработник имеет достаточные данные полагать, что водитель ТС находится в состоянии опьянения. (См. комментарий к Приложению № б).

Может быть так, что проведение освидетельствования в полном объеме стало невозможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого. В этом случае в Акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное конкретное исследование (абзац 2 п. 10 Приложения № 3).

В абзаце 1 п. 11 Приложения № 3 повторяется правило, а точнее концепция подхода к освидетельствованию лица на состояние опьянения. Так, основа заключения - данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

В абзацах 2 и 3 п. 11 Приложения № 3 законодатель делает два исключения из общих правил по установлению признаков опьянения.

Первое исключение. При наличии клинических признаков опьянения и невозможности лабораторным исследованием установить вызвавшее опьянение вещество, заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения.

Второе исключение. В случае, если из-за тяжести состояния освидетельствуемого клинических признаков опьянения выявить не удается, допускается вынесение заключения о наличии опьянения вследствие употребления алкоголя на основании результатов лабораторного исследования крови методами аналитической диагностики. В этом случае заключение о наличии алкогольного опьянения выносится при концентрации алкоголя в крови 0,5 и более промилле. Таким образом, можно сделать вывод, что если у водителя не тяжкое физическое состояние и содержание алкоголя в крови менее 0,5 промилле, но комплекс данных (см. Приложение № 1 и № 2 в совокупности) позволяет сделать вывод о нахождении его в состоянии опьянения, то он может быть признан таковым и при уровне алкоголя в крови менее 0,5 промилле.

Последний абзац п. 11 Приложения № 3 особенно важен. Концентрация алкоголя в крови 0,5 промилле и более у исследуемого гражданина дает основания считать его находящимся в состоянии опьянения. Что такое доза 0,5 промилле? Много это или мало?! В новом КоАП РФ хотели ограничить "предел" содержания алкоголя в крови до 0,2 промилле, что соответствует одному стакану красного вина или двум бутылкам пива емкостью 0,33 л, выпитых мужчиной средних лет и среднего веса на голодный желудок.

Если углубиться в проблему исследуемых вопросов относительно всей концепции освидетельствования лиц на состояние опьянения, можно увидеть следующие коллизии. Речь не идет о том, чтобы разрешить или категорически запретить употреблять спиртные напитки тем, кто управляет автомобилем. Речь идет о том, чтобы ввести соответствующие нормы. Ведь Россия подписала Женевскую конвенцию и должна теперь ей соответствовать. Однако упомянутые в приказе Минздрава № 308 полпромилле шагом к международному законодательству не назовешь. По той простой причине, что приказ Минздрава России отнюдь не является указом (приказом) для органов системы МВД России.

Для них имеют силу федеральные законы, постановления Правительства РФ, "свои" инструкции, но не ... Инструкция Минздрава России. К слову говоря, такая же Инструкция от 29 июня 1983 г. содержала в себе все тоже положение о максимально допустимой дозе алкоголя в крови в ... 0,5 промилле. Так что в этом вопросе Россия вернулась к старому.

В последнем, 12-м пункте комментируемого Приложения содержатся нормы о процедуре выдачи и получения Акта освидетельствования на состояние опьянения.

Так, по завершении всей процедуры освидетельствования, включая получение результатов лабораторных исследований, подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру Акта.

Во всех случаях первый экземпляр акта выдается на руки представителю органа, которому предоставлено пра­во государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств. Второй экземпляр акта остается в организации здравоохранения, в котором произведено освидетельствование, и хранится в течение 3 лет.


Приложение № 4

Инструкция по порядку ведения и хранения учетной формы № 304/у "Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами"

1. Учетная форма "Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют, транспортными средствами" (далее - журнал) ведется в организациях здравоохранения, осуществляющих медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Журнал заполняется медицинским работником, участвующим в проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

3. Регистрация каждого случая проведенного медицинского освидетельствования на состояние опьянения заверяется подписью врача (фельдшера), проводившего освидетельствование.

В случаях, когда окончательное заключение по результатам медицинского освидетельствования выносится после получения результатов лабораторного исследования, в журнале расписывается врач (фельдшер), проводивший освидетельствование, и руководитель структурного подразделения организации здравоохранения, где осуществлялось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

4. Листы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью организации здравоохранения и подписью ее руководителя.

В случае окончания журнала до конца года в следующем журнале нумерация продолжает нумерацию оконченного и сданного на хранение журнала.

Приложение № 4 корреспондирует с Приложением № 2 (форма № 304/у), которое впитало в себя 14 стандартных граф. (См. комментарий к Приложению № 2). Как уже и было отмечено выше, упомянутый журнал ведется соответствующим медицинским работником (п. 2) на каждый зарегистрированный случай медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что заверяется подписью врача или фельдшера (п. 3).

При лабораторных исследованиях в журнале расписывается не только врач (фельдшер), но и соответствующий руководитель структурного подразделения организации здравоохранения (абзац 2 п. 3 Приложения № 4).

Как уже было сказано выше, журнал - документ строгой отчетности, его листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписаны руководителем медучреждения.

Характерно, что не реже одного раза в три месяца ведение журнала проверяется руководителем (заместителем руководителя) организации здравоохранения, в структурном подразделении которого осуществляется медицинское освидетельствование на состояние опьянения, с указанием даты проверки и подписью под последним зарегистрированным медицинским освидетельствованием.

Законодатель включил правило, что в процессе работы с журналом обеспечивается его хранение, исключающее доступ к журналу посторонних лиц. При этом заполненный журнал заверяется подписью руководителя организации здравоохранения и хранится в течение 3 лет.

Нумерация проводимых медицинских освидетельствований начинается с 1 января каждого года.


Приложение № 5

Список учетных форм первичной медицинской документации, подлежащей дальнейшему использованию

№ п\п Наименование формы № формы Формат Вид документа Срок хранения
1 Акт меди­цинского ос­видетельст­вования на состояние опьянения лица, которое управляет транспорт­ным средством 307/у А4 Бланк Второй экземпляр акта медицинского освидетельствования на со­стояние опьянения лица, которое управляет транспортным средст­вом, хранится в организации здравоохранения, выдавшем акт медицинского освидетельствования, 3 года после календарного года, в котором выдан акт медицинского освидетельствования
2 Журнал реги­страции ме­дицинских освидетель­ствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспорт­ными средст­вами 304/у А4 Журнал Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, хра­нится в организации здравоохранения, где проводились медицинские освидетельствования, 3 года после календарного года последней записи в журнале

Очевидно, что Приложение № 5 не нуждается в подроб­ном комментировании. В нем сказано, что Акт формы № 307/у (формат А4) сам по себе является бланком. Второй экземпляр его хранится в организации здравоохранения, выдавшей Акт медицинского освидетельствования, причем 3 года после календарного года, в котором выдан акт.

Журнал регистрации медицинского освидетельствования (Журнал) имеет номер формы 304/у, формат А4 и хранится в организации здравоохранения, где проводилось медицинское освидетельствование, причем 3 года после календарного гона последней записи в журнaлe.


Приложение № 6

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

Приложение № б - очень важное Приложение. Мы бы назвали данное Приложение "Критерии, подтверждающие состояние опьянения".

Таких критериев шесть: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; выраженное дрожание пальцев рук; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Итак, мы видим, что официальных критериев, подтверждающих состояние опьянения, - всего 6. Полагаем, что они являются исчерпывающими, т. е. не подлежащими расширительному толкованию.


Приложение № 7

Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами

Продолжительность подготовки — 36 ч.

1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и экспертиза опьянения. Определения и понятия.

1. Подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами).

1.1. Вопрос медицинского освидетельствования в российском законодательстве и в ратифицированных Российской Федерацией международных документах. Основные нормативные документы.

1.2. Юридические и медицинские критерии состояния опьянения.

2. Действие психоактивных (ПАВ) и токсических веществ на организм человека.

2.1. Вопросы токсикодинамики ПАВ. Доза, эффект.

2.2. Клинические признаки опьянения ПАВ, факт употребления алкоголя и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.

2.2.1. Клиника алкогольного опьянения, степени опьянения, формы простого алкогольного опьянения. Виды наркотического и токсического опьянения и их характеристика.

2.2.2. Особенности медицинского освидетельствования при беспомощном (тяжелом) состоянии обследуемого.

2.3. Токсикокинетика алкоголя.

2.3.1. Абсорбция, элиминация и объем распределения алкоголя. Модели Видмарка, Михаэлиса-Ментена.

2.3.2. Токсикокинетические константы. Основные понятия о метаболизме алкоголя. Эндогенный алкоголь.

2.4. Токсикокинетика наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

2.5. Основные пути метаболизма и выведения наркотических средств и психотропных веществ. Скорость элиминации.

3. Предварительные методы исследования ПАВ.

3.1. Индикаторы и измерители алкоголя в выдыхаемом воздухе и биологических жидкостях (кровь, слюна, моча).

3.2. Методики проведения исследований выдыхаемого воздуха и биологических жидкостей на алкоголь с помощью технических средств. Оценка результатов.

3.3. Методы скрининга на наркотические средства и психотропные вещества. Их характеристика и оценка результатов.

4. Направление на лабораторное (химико-токсикологическое) исследование.

4.1. Порядок отбора, консервирования, маркировки биологических проб. Условия хранения и транспортировки.

4.2. Ведение журнала регистрации учета направлений на химика-токсикологическое исследование.

5. Основные принципы аналитической диагностики ПАВ.

5.1. Краткая характеристика подтверждающих методов.

5.2. Интерпретация результатов химико-токсикологических исследований.

5.3. Рекомендованные уровни пределов обнаружения ПАВ.

6. Оформление результатов медицинского освидетельствования.

6.1. Анализ результатов клинических и лабораторных исследований.

6.2. Формулировка заключения. Заполнение "Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством". Ведение "Журнала регистрации медицинских освидетельствований лиц, которые управляют транспортными средствами".

7. Основные ошибки при проведении медицинского осви­детельствования.

Приложение № 7 в структуре приказа Минздрава России № 308 (как, впрочем, и Приложение № 8) является сугубо специфическим, ибо касается только программы подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения меди­цинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют ТС. Поэтому нет смысла комментировать читателю сугубо медицинские термины и формулировки.


Приложение № 8

Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств

Продолжительность подготовки — 36 ч.

1 Подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами)

1. Роль и значение медицинских осмотров водителей транспортных средств в системе профилактики дорожно-транспортных происшествий. Требования нормативных актов к организации и методам проведения медицинских осмотров.

2. Оборудование и оснащение кабинетов медицинских осмотров. Ведение документации при проведении медицинских осмотров.

3. Алкоголь, наркотические средства и другие психоактивные вещества.

4. Алкоголизм, наркомания и токсикомания.

5. Фармакинетика алкоголя. Механизм поступления алкоголя в выдыхаемый воздух и биологические жидкости.

6. Методы определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе и биологических жидкостях.

7. Способы и устройства для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.

8. Применение индикаторных и измерительных средств при выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе.

9. Признаки употребления наркотических средств и других психоактивных веществ. Методы экспресс-определения наркотических средств в моче.

10. Изменение показателей кровообращения при заболеваниях сердечнососудистой системы. Отстранение от управления транспортным средством при нарушениях ритма и частоты сердечных сокращений, а также выраженных изменениях показателей артериального давления у здоровых людей и больных гипертонической болезнью. Иные признаки сердечнососудистых заболеваний.

11. Измерение температуры тела и критерии отстранения от управления транспортным средством при инфекционных, простудных и воспалительных заболеваниях. Карантинные мероприятия при инфекционных заболеваниях.

12. Физиолого-гигиенические основы режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Утомление и переутомление. Нарушения режима труда и отдыха.

13. Неотложные состояния и доврачебная помощь при них.

14. Анализ работы кабинета медицинских осмотров.

Приложение № 8 отличается от Приложения № 7 тем, что касается программы подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, межрейсовых и текущих медосмотров водителей ТС. Несмотря на одинаковую продолжительность программы подготовки по Приложению № 7 и № 8 в 36 ч., перечень программных вопросов в указан­ных Приложениях полярно отличается друг от друга, что связано со спецификой подготовки.


Приложение № 9

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортным средством

1. Требования к салону передвижного пункта (автомобиля) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (ППМО).

1.1. ППМО должен обеспечивать работу персонала для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при температурах окружающего воздуха от -45 до +40°С и относительной влажности 80% при температуре окружающего воздуха +20°С.

1.2. Основные технические параметры ППМО должны отвечать требованиям ОСТ 42-21-32-88 "Помещения медицинские на автомобильных шасси. Общие технические требования".

1.3. Салон ППМО должен быть оборудован резиновой дорожкой шириной 0,6 м и длиной не менее 3 м для проведения пробы на устойчивость походки; высота салона при этом должна быть не менее 1,85 м.1.4. Салон ППМО должен быть снабжен боковой (для входа) и задней (распашной) дверями; проемы дверей должны быть оборудованы подножками, выдерживающими нагрузку до 200 кг, и местным освещением.

1.5. Электропитание салона должно осуществляться от внешней сети 220 В, 50 Гц (на оборудованной стоянке) или от бортовой сети базового - шасси.

1.6. Система освещения должна обеспечивать общий уровень освещенности салона не менее 100 лк и иметь в своем составе дополнительный направленный светильник, обеспечивающий освещенность не менее 600 лк с диаметром светового пятна 200 мм на уровне рабочего места персонала ППМО.

1.7. Исходя из условий обеспечения работоспособности медицинской аппаратуры предельно допустимая концентрация летучих горючих веществ в салоне ППМО должна быть не более 15 мкг/л (при работающем двигателе базового шасси и включенных системах жизнеобеспечения салона ППМО).

1.8. Салон ППМО должен быть оборудован 2 рабочими сиденьями для медицинского персонала, сиденьем для освидетельствуемого и рабочим столом для оформления актов и заполнения журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения. Встроенная мебель должна обеспечивать размещение и надежное крепление медико-технического оснащения, документации и прочего инвентаря и иметь в своем составе вешалку для верхней одежды.

1.9. Бортовой холодильник для хранения биологических проб должен иметь объем не менее 10 л.

1.10. Салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 1 литра емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, а также съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л.

1.11. Передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава России.

2. Медико-техническое оснащение ППМО.

2.1. Прибор для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - 1 шт.

2.2. Тест-системы для индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе - 50 шт.

2.3. Тест-полоски для определения наркотических средств в моче - 10 шт.

2.4. Стерильные флаконы из дрота 12 мл (пенициллиновые) — 50 шт.

2.5. Колпачки алюминиевые — 50 шт.

2.6. Приспособление для обжима алюминиевых колпачков ПОК-1 — 1 шт.

2.7. Прозрачные стеклянные широкогорлые градуированные сосуды объемом 300—600 мл с пробками и покровными пластинами (крышками) — 10 шт.

2.8. Резиновые перчатки — 20 пар.

2.9. Универсальная индикаторная бумага для определения рН мочи.

2.10. Термометры для измерения температуры мочи— 2 гит.

2.11. Термометры для измерения температуры тела — 2 шт.

2.12. Тонометры механические — 2 шт.

2.13. Фонендоскопы — 2 шт.

2.14. Шпатели одноразовые — 30 шт.

2.15. Молоточек неврологический — 1 шт.

2.16. Медицинский ящик-укладка врача "скорой помощи".

2.17. Комплект шин иммобилизационных.

2.18. Комплект иммобилизационных головодержателей.

2.19. Носилки складные.

2.20. Комплект постельных принадлежностей.

2.21. Комплект средств для дезинфекции салона.

2.22. Средства связи. 3. Нормативно-правовые документы и методические пособия, регламентирующие порядок медицинского освиде­тельствования на состояние опьянения; журналы, бланки установленной формы.

Приложение № 9 касается регламентации технических и медицинских требований, предъявляемых к передвижному пункту (автомобилю), именуемому еще и аббревиатурой ППМО (передвижной пункт медицинского освидетельствования) на предмет медицинского освидетельствования лица (во­дителя) на состояние опьянения при температурах окружающего воздуха от -45 до +40 градусов °С и относительной влажности 80% при температуре окружающего воздуха +20 градусов "С.

Учитывая, что нормы Приложения № 9 выходят за рамки обычного гражданского и процессуального права и касаются специфических технических и медицинских требований к специальному автотранспорту для проведения медицинского освидетельствования лиц, управлявших ТС, то нет надобности комментировать эти положения Приложения № 9. К тому же они достаточно подробно прописаны в тексте самого Приложения № 9.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Международные акты

1. Всеобщая декларация прав человека (Резолюция № 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1992.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.— 2001. — № 2. — Ст. 163.

Действующее российское законодательство, иные правовые акты и официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. — М., 2001.

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 23. — Ст. 2277; 2003. — № 27 (ч. 1). — Ст. 2697.

3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 5. — Ст. 375.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 1998. — № 22. — Ст. 2332; № 26. — Ст. 3012; 1999. — № 7. — Ст. 871; Ст. 873; № 11. — Ст. 1255; № 12. — Ст. 1407; № 28. — Ст. 3489; Ст. 3490; 2001. — № 11. — Ст. 1002; № 13. — Ст. 1140; № 26. — Ст. 2587; Ст. 2588; № 33 (ч. 1). — Ст. 3424; № 47. — Ст. 4404; Ст. 4405; № 53 (ч. 1). — Ст. 5028; 2002. — № 10. — Ст. 966; № 11. — Ст. 1021; № 44. — Ст. 4298; 2003. — № 11. — Ст. 954; № 15. — Ст. 1304; № 27 (ч. 2). — Ст. 2708; Ст. 2712; № 28. — Ст. 2880; № 50. — Ст. 4848; Ст. 4855; 2004. — № 30. — Ст. 3091; Ст. 3092; Ст. 3096.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. 1). — Ст. 4921; 2002. — № 22. — Ст. 2027; № 30. — Ст. 3015; Ст. 3020; Ст. 3029; № 44. — Ст. 4298; 2003. — № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; Ст. 2706; № 27 (ч. 2). — Ст. 2708; № 28. — Ст. 2880; № 50. — Ст. 4847; № 51. — Ст. 5026; 2004. — № 17. — Ст. 1585; № 27. — Ст. 2711; Ст. 2804; № 40. — Ст. 3989.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 1; № 30. — Ст. 3029; № 44. — Ст. 4295; Ст. 4298; 2003. — № 1. — Ст. 2; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; № 27 (ч. 2). — Ст. 2708; Ст. 2717; 2004. — № 19 (ч. 1). — Ст. 1838; № 30. — Ст. 3229; № 34. — Ст. 3529; Ст. 3533.

7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 22. — Ст. 2066; № 52 (ч. 1). — Ст. 5038; 2004. — № 27. — Ст. 2711; № 34. — Ст. 3533.

8. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 10 — Ст. 360; № 32. — Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2964; 1999. — № 14. — Ст. 1666; № 49. — Ст. 5905; 2000. — № 31. — Ст. 3204; № 46. — Ст. 4537; 2001. — № 1 (ч. 2). — Ст. 15; № 31. — Ст. 3172; № 32. — Ст. 3316; 2002. — № 18. — Ст. 1721; № 27. — Ст. 2620; № 30. — Ст. 3029; 2003. — № 2. — Ст. 167; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; № 28. — Ст. 2880; № 50. — Ст. 4847; № 52 (ч.1). — Ст. 5038; 2004. — № 30. — Ст. 3087; № 35. — Ст. 3607.

9. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 15. — Ст. 769; 1993. — № 2. — Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — № 52. — Ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3033.

10. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 33. — Ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2964; 1998. — № 16. — Ст. 1796; № 30. — Ст. 3613; 2000. — № 26. — Ст. 2730; 2001. — № 11. — Ст. 1002; 2002. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5132; 2003. — № 50. — Ст. 4847; № 52 (ч. 1). — Ст. 5038; 2004. — № 10. — Ст. 832; № 27. — Ст. 2711; № 35. — Ст. 3607.

11. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 15. — Ст. 1269; 2000. — № 1 (ч. 1). — Ст. 9; № 46. — Ст. 4537; 2002. — № 19. — Ст. 1794; № 30. — Ст. 3033; 2003. — № 2. — Ст. 156; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; 2004. — № 35. — Ст. 3607.

12. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 29. — Ст. 2759; 1998. — № 30. — Ст. 3613; 2001. — № 11. — Ст. 1002; 2003. — № 1. — Ст. 2; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; № 50. — Ст. 4847; 2004. — № 27. — Ст. 2711; № 35. — Ст. 3607.

13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349; 1997. — № 29. — Ст. 3502; 1998. — № 30. — Ст. 3613; 1999. — № 2. — Ст. 233; 2000. — № 1 (ч. 1). — Ст. 8; 2001. — № 13. — Ст. 1140; 2003. — № 2. — Ст. 167; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; 2004. — № 27. — Ст. 2711; № 35. — Ст. 3607.

14. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2. — Ст. 219; 2002. — № 30. — Ст. 3033; 2003. — № 2. — Ст. 167; № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; 2004. — № 35. — Ст. 3607.

15. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3808; 2000. — № 33. — Ст. 3348; 2002. — № 47. — Ст. 4634; 2003. — № 27 (ч. 1). — Ст. 2700; 2004. — № 35. — Ст. 3607.

16. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 14. — Ст. 1666.

17. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 25. — Ст. 2897; 2002. — № 27. — Ст. 2679.

18. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 11. — Ст. 945; № 28. — Ст. 2023.

19. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и результаты его оформления»1.

20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г.; регистрационный № 4913).

21. Приказ МВД России от 18 января 1993 г. № 17 "О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции".

22. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1999. — № 24, 30; 2001. — № 41; 2004. — № 16.

23. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 1, 34.

Монографическая и учебно-методическая литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел: (Общая часть): Курс лекций / Под общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб., 2004.

2. Административная деятельность органов внутренних дел: (Часть Общая): Учебник. — 3-е изд. — М., 2000.

3. Административное право: (Общая и Особенная части) / Под ред. А.П. Коренева. — М., 1986.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2001.

5. Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1981. — Т. 1.

6. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. — Свердловск, 1966. — Вып. 4.

7. Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1996.

9. Ангелов А. Административное производство в Чехословакии, Венгрии и Польше. — София, 1962.

10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989.

11 Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2000.

12. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. — Пермь, 1969.

13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — М., 2004.

14. Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. — Омск, 2001.

15. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. — М., 1975.

16. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: В 2 ч. — М., 1982. — Ч. II: Элементы и формы реализации права в механизме административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.


1 Административное право: Учебник/ Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристь, 2003. – С .387.

2 См.: А. Стахов. Виды административного принуждения.//Российская юстиция, 2001, № 9. С. 27

3 Расследование дел о преступлениях с административной преюдицией: Учебное пособие./ Под ред.В.И. Жулева. – М.:НИИ МВД РФ, 1993. С. 22.

4 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. Академия права», 2003. – С.168.

5 Там же.

6 См.: А.В.Куракин Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы России.//Закон и право, 2002, № 9. С. 15

7 См.: Саенко С.И. Институт условного взыскания административных санкций.//Акт. пробл. Борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы межд. Научно-практической конференции. – Барнаул, 2003. С. 159.

8 Пехтерев А.Ф. Административное принуждение в деятельности правоохранительных органов России.//Современное право, 2003, № 11. – С. 22.

9 См.: Кононов А. С. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации.//Журнал российского права, 1998, № 8. С. 26.

10 См.: Административное право/ Под. Ред. А.П. Коренева. – М., 1996. – С. 54.

11 См.: Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства.//Государство и право, 2004, № 2. С. 98.

12 Бахрах Д.И. Административное право. – М.: НОРМА, 2001. – С. 180.

13 Уголовно-процессуальное принуждение и ответственность, их место в решении задач предварительного расследования: Сб. науч. трудов/Под ред. Ефимичев С.П. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987.

14 Никишаева Ю.В. Некоторые проблемы реализации административного законодательства в борьбе с административными правонарушениями.//Акт. пробл. Борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы межд. Научно-практической конференции. – Барнаул, 2003. – С. 157.

15 См.: В.В.Денисенко, А.А.Михайлов. Административная юрисдикция Органов внутренних дел: - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

16 Административно-процессуальное право./Под ред. И.Ш. Килясханова. – М., 2004. С. 321.

[1] Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1, ст.11.

[2]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  550  551  552   ..