Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  362  363  364   ..

 

 

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ

Федеральное агентство Российской Федерации по образованию


1. Конституционный Суд России: место в механизме государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений[1]

3. Основания отказа в принятии обращения
к рассмотрению Конституционным Судом РФ
[3]

4. Конституция, конституционный контроль и социальные
противоречия современного общества

6. Предварительный контроль[6]

Ставшее известным Письмо Секретариата Конституционного Суда РФ о недопустимости жалобы на нормы ФЗ «О борьбе с терроризмом» интересно, как это стало уже привычным в практике Конституционного Суда РФ, прежде всего своим «побочным продуктом» - воспроизведенной в нем позицией суда. Жалоба была признана не соответствующей предъявляемым требованиям по той причине, что в тот момент в Госдуме рассматривался законопроект о внесении изменений в обжалуемую норму Закона. Является ли такой подход логичным следствием из принципа недопустимости предварительного конституционного контроля либо же первым шагом на пути к его произвольному толкованию? Об этом рассуждает Виктор Анатольевич Лушников, советник Управления конституционных основ административного права Секретариата Конституционного Суда РФ.

В государствах, где существует конституционный контроль законов, он осуществляется либо в предварительном порядке (в отношении законопроектов и не вступивших в силу принятых законов), либо в последующем (в отношении обнародованных и вступивших в силу законов). В России воспринята концепция исключительно последующего судебного конституционного контроля, что нашло нормативное закрепление в статье 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционно-правовое регулирование наделяет Конституционный Суд РФ полномочием по проверке конституционности законов, при этом под законами подразумеваются лишь акты действующего законодательства.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ о недопустимости предварительного конституционного контроля высказана им по крайней мере в семи решениях (шесть «отказных» определений и одно постановление). Конституционный контроль признается предварительным в случае, если Конституционный Суд РФ должен был бы проверить конституционность: 1) законопроекта, рассмотренного Государственной Думой в первом или втором чтении; 2) закона принятого, но не подписанного Президентом РФ и не обнародованного.

Впервые такая правовая позиция была сформулирована в Определении Конституционного Суда РФ от 26.09.95 №74-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании ч. 1 статьи 74 Конституции РФ и проверке конституционности статьи 3 Таможенного кодекса РФ». Обращение Государственной Думы в Конституционный Суд РФ было вызвано затруднениями, которые возникли при разработке проекта федерального закона «О свободных экономических зонах». При этом требование заявителя по вопросу толкования ч. 1 статьи 74 Конституции РФ сводилось к тому, чтобы Конституционный Суд РФ разъяснил, что указанная конституционная норма имеет в виду запрещение установления границ только между субъектами РФ при осуществлении ими экономических связей друг с другом и что действие этой нормы не распространяется на свободные таможенные зоны и свободные склады при осуществлении в них внешнеторговых операций с зарубежными странами. Отказывая в принятии запроса к рассмотрению, Конституционный Суд РФ указал, что Государственная Дума вправе сама решать вопросы таможенного регулирования, связанные с принятием Федерального закона «О свободных экономических зонах». В запросе фактически в скрытой форме предлагалось суду осуществить предварительный контроль обсуждаемого в Государственной Думе законопроекта, что не входит в компетенцию Конституционного Суда.

В другом случае Законодательное собрание Владимирской области просило Конституционный Суд РФ разъяснить, что следует понимать под общими принципами организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ч. 1 статьи 72 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ отказал заявителю в принятии к рассмотрению его обращения, учитывая, что Государственной Думой был принят в первом чтении ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В связи с этим, отметил Конституционный Суд РФ, рассмотрение запроса означало бы предварительный конституционный контроль, что не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и не является допустимым (Определение от 04.02.97 №14-О).

Приведенная правовая позиция была подтверждена Конституционным Судом в определениях от 11.06.99 №104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Тверской области о толковании положений статьи 12 Конституции РФ», от 01.07.99 №98-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (ч. 1) Конституции РФ», от 25.12.2003 №430-О «По запросу Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ч. 1 статьи 26 Конституции РФ» и от 08.04.2004 N 128-О «По запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ».

В подтверждение и развитие данной правовой позиции в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.04.98 №11-П по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» отмечается, что Конституционный Суд РФ не осуществляет предварительный контроль законов, не вступивших в силу, то есть не подписанных и не обнародованных Президентом РФ. Следует отметить, что в данном случае речь идет не о законопроекте, а об уже принятом, но не прошедшем заключительные стадии законодательного процесса законе.

Однажды сформулированный и неоднократно подтвержденный вывод о недопустимости предварительного конституционного контроля представляет собой устоявшуюся правовую позицию Конституционного Суда РФ. Этот фактор необходимо учитывать всем заявителям, направляющим запросы и жалобы в Конституционный Суд. В противном случае заявитель рискует получить отказ суда в принятии обращения к рассмотрению.


Заключение

Конституционный Суд РФ осуществляет особый вид правосудия - конституционное правосудие, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное судопроизводство. Он наделен функцией конституционного контроля.

Предназначение Конституционного Суда в правовой защите федеральной Конституции, его конституционная компетенция, юридическая сила принимаемых им решений, роль в обеспечении баланса (равновесия) и ограничения властей объективно предопределяют статус Конституционного Суда как не только особого органа судебной власти, но одновременно и как высшего конституционного органа одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной власти.

Судебный конституционный контроль - важный составной элемент системы сдержек и противовесов обеспечивающей баланс, уравновешивание властей в конституционных границах, один из конституционно-правовых гарантов баланса, динамического равновесия властей. Обеспечению правового характера законов (действующего права) призваны служить различные институты публичной власти, прежде всего законодательная власть. В то же время в данной сфере существенную роль играют и специальные институты и процедуры - судебный нормоконтроль, особенно судебный конституционный контроль. Конституционный Суд как раз и призван проверять конституционно-правовое качество законов и придавать им качество правовых законов, если оно ущербно.

В принципе никто не отрицает, что Конституционный Суд фактически осуществляет в определенных пределах правотворческую функцию. Определенный набор причин делает правотворческую роль Конституционного Суда законной.

Согласно ч. 1 статьи 43 Закона о Конституционном Суде, решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Конституционному Суду;

2) обращение в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В соответствии с частью второй статьи 40, основаниями несоответствия обращения могут быть:

1) явная неподведомственность обращения Конституционному Суду;

2) несоответствие обращения требованиям Закона о Конституционном Суде по форме;

3) подача обращения ненадлежащим органом или лицом;

4) неуплата государственной пошлины.

Для жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан статьей 97 Закона о Конституционном Суде установлены следующие критерии допустимости:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Конституционный Суд должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых по сути преобладают аспекты политической целесообразности, при этом о политическом, а не правовом, характере обращения может свидетельствовать сам момент обращения заявителя в Суд.

В современных условиях наблюдается небывалый конституционный динамизм в России и других государствах СНГ, странах Центральной и Восточной Европы, других государствах. При этом принятие каждой новой конституции неизбежно сопровождается завышенными социальными ожиданиями и политическими иллюзиями, о чем свидетельствует не только российская история, но и история становления и развития конституционализма современных демократических государств.

Процесс исторических преобразований, сопровождавший Россию на всем протяжении выработки, принятия и в последующем - тринадцатилетнего периода действия Конституции 1993г., выдвигает на передний план исследование Конституции как документа, впитавшего в себя все многообразие социальных противоречий в условиях политических и экономических преобразований и призванного конституционно-правовыми средствами способствовать - как реально действующий, работающий акт - разрешению их при переходе к качественно новым направлениям социально-экономического и политического развития общества и государства.

Сама сущность конституции как политико-правового явления, призванного отражать основополагающие качественные характеристики общества, государства и личности в их соотношении и взаимосвязях, предопределяет необходимость восприятия конституционных явлений во всей их многогранности и противоречивости, когда конституция может рассматриваться как порождение и своего рода нормативно-правовой результат социальных противоречий.

Конституция России - юридизированная форма отражения социальных противоречий. Судьба российской Конституции, история ее становления и развития достаточно адекватно отражают общую сложную, противоречивую судьбу нашего государства.

Конституция - нормативно-правовая основа разрешения противоречий современного общества. Конституционный Суд - универсальный институт разрешения социальных противоречий и конфликтов. Являясь судебным органом конституционного контроля, он обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и нередко обладающие нормативностью.

Современный уровень исполнения актов Конституционного Суда РФ, основанный на их «самодостаточности», непосредственном действии, внешне идеальный, рассчитанный на четкое функционирование институтов власти, к сожалению, не всегда эффективен и порой дает отдельные «сбои». Некоторые из них очевидны: неоперативность исполнения постановлений; продолжение действия актов правительственного и ведомственного уровня; игнорирование отдельными должностными лицами и органами постановлений по делам конкретного нормоконтроля; медленное распространение органами законодательной и исполнительной власти, а также правоприменителями правовых позиций Конституционного Суда на аналогичные положения других нормативных актов.

В России воспринята концепция исключительно последующего судебного конституционного контроля, что нашло нормативное закрепление в статье 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный контроль признается предварительным в случае, если Конституционный Суд РФ должен был бы проверить конституционность: 1) законопроекта, рассмотренного Государственной Думой в первом или втором чтении; 2) закона принятого, но не подписанного Президентом РФ и не обнародованного.


Список использованного законодательства

1.Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г.

3.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г.

4.Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г.

5.Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»от 14.05.1997 г.

6.Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»от 23.06.2004 г.

7.Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г.

8.Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 г.

9.Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»от 06.02.1998 г.

10. Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15.04.1998 г.

11. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.07.1999 г.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г.

13. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06. 2000 г.

14. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.

15. АПК РФ

16. ГПК РФ

17. Налоговый кодекс РФ

18. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (утратил силу).

19. Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.1994 г. №981

20. Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 г. №604 (в ред. от 5 октября 2000 года №760)

21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20.11.1990 г.«О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки от 16.10.1995 г.

22. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный Закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» от 06.04.1998 г. №11-П

23. Постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 года «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» от 15.06.1998 г.

24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации от 16.06.1998 г.

25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений ч. 2 статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан Веселяшкиной О.Ю., Веселяшкина А.Ю. и Лазаренко Н.П. от 23.02.1999 г.

26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от по делу о проверке конституционности федерального закона от 15.04.1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» 20.07.1999 г.

27. Постановление Конституционного Суда «О признании неконституционным п. 11 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»от 25.04.2000 г.

28. Определение Конституционного Суда РФ от 15.06.1995 г. по жалобам граждан Шульженко и Мазанова

29. Определение Конституционного Суда РФ от 16.06.1995 г. №67-О

30. Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1995 г. №74-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании ч. 1 статьи 74 Конституции РФ и проверке конституционности статьи 3 Таможенного кодекса РФ».

31. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.1995 г. №93-О

32. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.1995 г. №77-О

33. Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.1995 г. №80-О

34. Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1997 г. №14-О

35. Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 г. №56-О

36. Определение Конституционного Суда РФ от 22.05.1997 г. №62-О

37. Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.1997 г. №88-О

38. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.1997 г. №138-О

39. Определение Конституционного Суда РФ от 08.01.1998 г. №3-О

40. Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.1998 г. №32-О

41. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 г. №134-О

42. Определение Конституционного Суда РФ от 03.12.1998 г. по запросам Тульской областной Думы и администрации Тульской области

43. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 г. №190-О

44. Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.1998 г. №137-О по запросу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о толковании положений статьи 80 и части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации

45. Определение Конституционного Суда РФ от 11.03.1999 г. №10-О

46. Определение Конституционного Суда РФ от 11.06.1999 г. №104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Тверской области о толковании положений статьи 12 Конституции РФ»

47. Определение Конституционного Суда об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (ч. 1) Конституции РФ от 01.07.1999 г.

48. Определение Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 г. №160-О

49. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 г. №182-О

50. Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 г. №211-О

51. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 г. № 229-О

52. Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 г. №11-О

53. Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 г. по запросу Московского областного суда

54. Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2000 г. по запросу судьи Юркина

55. Определение Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 г. по жалобе гражданина Лобанова

56. Определение Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 г. №45-О по обращению Независимого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Ставропольского края

57. Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2000 г. №58-О

58. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2000 г. №76-О

59. Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2000 г. №91-О

60. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2000 г. по жалобе гражданина Дробалова

61. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 г. по жалобе гражданки Горшковой

62. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 г. №268-О

63. Определение Конституционного Суда РФ от 15.12.2000 г. по запросу Законодательного Собрания Тверской области и жалобам ОАО «Мосэлектроприбор» и Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов

64. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 г. по жалобе гражданки Солововой

65. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2001 г. №89-О

66. Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 г. №162-О

67. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 г. №151-О

68. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 г. №174-О

69. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. №182-О

70. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. №203-О

71. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. №248-О

72. Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2001 г. №216-О

73. Определение Конституционного Суда РФ от 07.12. 2001 г. №256-О

74. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 г. №37-О

75. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 г. №23-О

76. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04. 2002 г. №69-О

77. Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 г. №107-О

78. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 г. №252-О

79. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. №430-О «По запросу Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ч. 1 статьи 26 Конституции РФ»

80. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 №128-О «По запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ».

81. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1993 г. «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей».

82. ГПК Республики Казахстан

83. ГПК Кыргызской Республики

84. Конституция РСФСР 1918 г.

85. Конституция РСФСР 1978 г.

86. ГПК РСФСР

87. УПК РСФСР


Список использованной литературы

1.Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003 г. №11.

2.Митюков М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. // Журнал российского права. 2001 г. №7.

3.Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. 2003 г.

4.Лушников В.А. Предварительный контроль // эж-ЮРИСТ. 2005 г. №12.

5.Петров А.А. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ. // «Журнал российского права». 2004 г. № 12.


[1] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. 2003г.

[2] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. 2003 г.

[3] Петров А.А. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ. // «Журнал российского права». 2004 г. № 12.

[4] Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003 г. №11.

[5] Митюков М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. // Журнал российского права. 2001 г. №7.

[6]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  362  363  364   ..