Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  616  617  618   ..

 

 

Шпоры

Шпоры

  1. Предмет и задачи курса

Курс «Т. и организация госслужбы» возник в 90-х годах 20 века. Обусловлено происшедшими переменами а государственном устройстве. Возникла необходимость научного нового подхода к устройству гос. аппарата, новых научных концепций в области управления. Актуальность связана с кардинальными переменами в устройстве государства. Новые реформы требуют новых технологий и методов управления. А также – возрастание роли новых гос. служащих

Наука , ее предмет – разнятся

Предметом изучения курса является государственная служба, как особый социально-правовой и организационный институт, а структурными частями являются:

- государственный аппарат

- типы, виды , уровни госсл.

- гос. должности и т.д.

Предметом изучения курса «Государственная служба» является ком­плексное правовое регулирование разнообразных государственно-служебных отношений, складывающихся в процессе осуществления го­сударственной службы.

На основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права законодательство регулирует организацию государственной службы Российской Федерации и служеб­ные отношения государственных служащих, содействуя эффективному функционированию аппаратов государственных органов всех ветвей вла­сти, гармоничному взаимодействию всех видов государственной службы, а также взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой, созданию правовых гарантий с механизмом их реализации для граждан Российской Федерации при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

Основной юридической базой данного учебного курса является Федеральный закон «Об основах государственной служ-

бы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ о государственной службе, являющиеся с точки зрения правоотраслевой принадлежности актами административ­ного законодательства.

Нормативные акты конституционного, трудового, финансового пра­ва и других отраслей законодательства представлены в учебном курсе лишь в той части и постольку, в какой и поскольку они непосредственно регламентируют государственно-служебные отношения. Таким образом, содержание учебного курса и его юридическая база полностью отражают многоаспектность государственной службы как сложного комплексного правового института

Целью теории гос. службы является совершенствование деятельности администрации.

В настоящее время представлены 4 научных направления

1. Структурно-институциональное - процесс формирования гос. аппарата по различным ветвям и уровням власти, кроме того координацияпроцесс формирования гос. аппарата по различным ветвям и уровням власти,

формы учреждения гос. должностей;

аппаратная иерархия.

  1. Деятельностно-функциональное – выяснение специфика как профессиональной деятельности: вырабатывает совершенствование технологий, улучшение документооборота.

  2. Кадроведческое – изучение различных моделей коллективного и индивидуального труда, отношение руководителей и подчиненных, проф. Подготовка и переподготовка, стиль управления персоналом.

Цель учебного курса «Государственная служба» - дать слушателям комплекс современных юриди­ческих знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; лицам, находящимся на государственной службе, - помочь более глубоко и системно изучить законодательство о государственной службе и практику его применения, закрепить навыки его реализации в своей служебной деятельности.

Основные задачи курса:

- дать слушателям глубокие и систематизированные знания о сущ­ности государственной службы, ее организации и функционировании, принципах воплощения государственной кадровой политики на государ­ственной службе, ее актуальных проблемах и задачах;

- ознакомить слушателей с правами, обязанностями, действующи­ми правоограничениями, а также вопросами юридической ответственно­сти государственных служащих;

- обучить слушателей правильному ориентированию в обширном законодательстве о государственной службе, которое регулирует все ви­ды государственно-служебных отношений, связанных с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы;

- информировать слушателей о зарубежном опыте организации и функционировании государственной службы в государствах федератив­ного типа;

- способствовать развитию законодательства о государственной службе и укреплению правопорядка на государственной службе и др.


02. Актуальность курса

Актуальность изучения правовой организации государственной службы и правового положения государственных служащих определяется следующими обстоятельствами.

1. Прежде всего эта актуальность связана с противоречивым станов­лением самой государственной службы как современного государствен­но-правового института. Она должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально ориентированной, прочно связывающей госу­дарство с обществом.

Вместе с тем признано, что в настоящее время организация государ­ственной службы и ее кадровая основа находятся в состоянии кризиса и не соответствуют целям и задачам социально-экономического развития страны. Последствия проявляются практически во всех сферах жизни: в экономике, финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, внутренней, межнациональной и международной политике.

Такое положение обусловлено слабой проработкой задач, функций и принципов организации государственной службы, недостаточными про­фессионализмом и компетентностью государственных служащих и - как следствие этого - поверхностным владением современными методами осуществления государственной власти.

Политическая задача государства состоит в том, чтобы обеспечить народ Российской Федерации компетентными, добросовестными и дее­способными государственными служащими, исполняющими и обеспечи­вающими задачи и функции государства, полномочия его государствен­ных органов.

2. Формирование современной и эффективной государственной службы Российского государства относится к приоритетным направлени­ям преобразований, происходящих в административно-политической сфере.

До начала реформы государственной службы 1992-1995 гг. в зако­нодательстве не было официального определения понятия «государст­венная служба». В научном обиходе и в юридической практике понятие «государственная служба» связывалось с выполнением служащими госу­дарственных организаций трудовой деятельности, предусмотренной за­нимаемыми должностями и направленной на осуществление задач и функций государства, оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие, которые работали в любой государ­ственной организации, а не только в государственных органах.

Федеральным законом от 31 июля 1995 г. дано принципиально новое определение государственной службы как профессиональной деятельно­сти по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственным служащим отнесены только лица, занимающие государ­ственные должности в государственных органах

С учетом кардинального изменения сущности института государст­венной службы, его назначения в государстве и обществе, его новых за­дач и функций необходимо коренное глобальное улучшение профессио­нальной подготовки государственных служащих.

3. Актуальность курса государственной службы связана также с не­утихающим в российском обществе политическим противоборством раз­личных социальных сил, политических партий, блоков и общественных движений за власть, за влияние, в том числе и на государственных слу­жащих

Курс государственной службы будет способствовать обеспечению нейтральности государственной службы по отношению к политическим, философским и конфессиональным взглядам.

4. Актуальность изучения курса государственной службы возрастает в связи с ее федеральной организацией и практическим осуществлением на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, которые самостоятельно организуют свою государственную службу, определяют формы и методы ее осуществления.

Учет целей, содержания и приоритетов федеральной государствен­ной службы и государственной службы субъектов РФ очень важен в це­лях гармонизации федеративных отношений и обеспечения основопола­гающего принципа организации государственной службы - единства го­сударственной службы.

5. Необходимость изучения курса государственной службы вызыва­ется также настоятельным требованием преодолеть усиливающиеся от­чуждения общества от государственной власти, а государственного аппа­рата - от граждан

Изучение курса государственной службы призвано способствовать становлению системы общественного контроля за деятельностью госу­дарственных служащих в целях предотвращения правонарушений и зло­употреблений с их стороны и направления их деятельности на удовлетво­рение потребностей и интересов общества.

6. Учебный курс «Государственная служба» призван также удовле­творить насущную потребность в повышении профессионализма и компе­тентности государственных служащих, многие из которых не имеют со­временной юридической и административно-управленческой подготовки

7. Значение курса государственной службы усиливается настоятель­ной необходимостью омоложения кадров государственных служащих. В настоящее время на государственной службе преобладают кадры, сфор­мированные предыдущей исторической эпохой, недостаточно приспособ­ленные к функционированию в условиях нарождающейся рыночной эко­номики, их профессиональный и демографический ресурс будет практи­чески исчерпан в ближайшие 10-15 лет.

Омоложение государственно-политической элиты и государственно­го аппарата должно сопровождаться становлением продуманной системы последовательного и организованного привлечения молодежи на государ­ственную службу. Профессиональная подготовка государственных слу­жащих из людей молодого и среднего возраста является насущной зада­чей государства. Важную роль в реализации этой задачи призван сыграть и курс «Государственная служба», посвященный изучению организации государственной службы и законодательства о ней в Российской Федера­ции.

8. Изучение предлагаемого курса призвано способствовать выбору государственными служащими должной модели поведения на государст­венной службе, предусматривающей безусловное исполнение законов, твердое знание своих прав и обязанностей, готовность и способность сто­ять на страже интересов граждан и государства.

Государство и государственный служащий взаимозависимы и взаи­моответственны друг перед другом. Сейчас немало трудностей вызывает отсутствие действенной системы правовой и социально-экономической защиты государственных служащих, стимулирования их профессиональ­ной подготовки и служебного роста, повышения эффективности служеб­ной деятельности и ответственности за ее результаты.

9 Как никогда актуальна задача создать Свод этических правил в виде профессиональных стандартов должного поведения государственных служащих, проводить образовательно-воспи­тательную работу среди государственных служащих, внести соответст­вующие изменения в образовательные программы государственных слу­жащих.


03. Обоснование концепции реформы Государственной службы в России.

В июле 1995 г. принят закон «Об основах гос службы в РФ»

Важнейшие результаты:

  1. Обоснование принципов гос службы

  2. Определение гос должности и понятия гос служащего

  3. Определение типологии гос должностей и их классификации

  4. Определение профессиональных требований к гос должностям

  5. Введение 5 правовых норм для гос служащих (правовой статус)

А)права, б) обязанности, в) ответственность, г) гарантии, д) льготы

Закон дает модель государственной службы

В законе нет функций (концепция отсутствует)

По мнению Старилова: гл. функция-

  1. Разработка проектов новых законов, устан. модель гос. сл.

  2. Внесение изменений и дополнений в законодательство

  3. Анализ деятельности гос служащих

  4. Проведение научных исследований в кадровой политике

  5. Изучение аналогичного опыта

Структура должна быть независимой – отдельный государственный орган, финансируемый из федерального бюджета (постоянный кадровый мониторинг)

Но до сих пор такого органа нет.

Далее:

Принятие соответствующих законов субъектов Федераций. Положение Правительства по реализации этого закона (требовалась детализация, издание подзаконных актов в целях реализации закона)


04. Основные направления становления и реформирования госслужбы в России.

1. Необходимо учитывать социально-экономические потребности. Которые связаны с реформированием экономики, развитием рыночных отношений, разгосударствлеванием и приватизацией. Госрегулирование необходимо совместить с рыночным механизмом

2. Нужны новые управленческие кадры

3. Для преодоления отчужденности общества от власти, чиновничества от народа надо повысить эффективность работы с кадрами, совершенствовать управление персоналом.

4. Политическая ситуация ведет к тому, что кадры, особенно руководящие находятся в эпицентре противостояния федеральных и региональных структур, борьба за власть различных социальных сил.

5. Актуальность кадровых проблем тесно связана с насущной потребностью содержательного обновления и интенсификация профессионального обучения работающих, подготовка новых кадров.

6. Выработка новой государственной кадровой политики.


06. Гос служба как социальный институт

Как социальный институт гос служба представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. В обществе существуют –политические, экономические, духовная сферы жизни. Выступая элементом общественной структуры. Гос служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

Во-первых