1. Финансовая
деятельность
государства,
ее понятие и
роль
Реализация
стоящих перед
государством
задач связана
с необходимостью
использования
финансовой
системы. В
результате
оно осуществляет
деятельность
по планомерному
и целенаправленному
образованию,
распределению
и использованию
государственных
централизованных
и децентрализованных
денежных фондов,
т. е. финансовую
деятельность.
Итак, финансовая
деятельность
государства
— это осуществление
им функций по
планомерному
образованию,
распределению
и использованию
денежных фондов
(финансовых
ресурсов) в
целях реализации
задач социально-экономического
развития, обеспечения
обороноспособности
и безопасности
страны. Главной,
определяющей
целью этой
деятельности
должно быть
создание условий,
обеспечивающих
достойную жизнь
человека, его
свободное
развитие (ст.
7 Конституции
РФ).
Содержание
финансовой
деятельности
государства
выражается
в многочисленных
и разнообразных
функциях в
сфере образования,
распределения
и использования
государственных
денежных фондов.
Финансовая
деятельность
государства
выступает как
важная и необходимая
составная часть
механизма
социального
управления.
Это выражается
в том, что аккумулированные
государством
денежные средства
направляются
в отрасли народного
хозяйства,
социальную
и другие сферы
с учетом приоритетности
финансируемых
мероприятий
на соответствующих
этапах развития
страны, ее внешних
и внутренних
условий. Посредством
финансовой
деятельности
создается
материальная
база, необходимая
для функционирования
органов государственной
власти и управления,
правоохранительных
органов, обеспечения
обороны и
безопасности
страны.
Воздействие
государства
на социально-экономические
процессы
осуществляется
не только в
форме прямой
финансовой
поддержки,
выделения
средств на
определенные
планы, программы
и т.п., но и косвенно
— путем предоставления
налоговых
льгот, применения
низких процентных
ставок при
кредитовании
или беспроцентных
кредитов,
предоставления
отсрочек по
налоговым
платежам и т.
п. в целях стимулирования
какой-либо
деятельности,
признанной
государством
в качестве
приоритетной.
Финансовой
деятельности
государства
свойственны
организационно-правовые
особенности.
Так, от других
сфер деятельности
государства
она отличается
межотраслевым
содержанием,
поскольку
аккумуляция,
распределение
финансовых
ресурсов затрагивает
все отрасли
и сферы государственного
управления.
Во-вторых,
осуществление
государством
финансовых
функций протекает
(в зависимости
от их содержания,
роли, масштабов
действия) в
виде деятельности
представительных
и исполнительных
(государственного
управления)
органов власти.
Например,
распределение
бюджетных
средств по
основным направлениям
жизнедеятельности
государства
или субъектов
Федерации
производится
представительными
органами, а
распределение
финансовых
ресурсов внутри
отраслей народного
хозяйства —
в порядке
государственного
управления
органами
исполнительной
власти. В-третьих,
сфера финансовой
деятельности
относится к
ведению как
федеральных
органов, так
и субъектов
Федерации, а
также органов
местного
самоуправления.
Кроме того,
имеется область
совместного
ведения Федерации
и ее субъектов.
Как управляющая
система финансовая
деятельность
проявляется
в разнообразных
методах. Их
выбор зависит
от ряда факторов:
от задач государства
на конкретном
этапе; источников
его доходов;
от цели использования
средств; от
соотношения
объема финансовых
ресурсов, имеющихся
в распоряжении
государства,
и потребностей
в средствах;
от состояния
экономики
страны; приоритетности
мероприятий
и т, д.
2. Предмет и
понятие финансового
права
Осуществление
финансовой
деятельности
государства
требует правового
урегулирования
прав, обязанностей,
ответственности
участвующих
в ней субъектов.
В этом и заключается
предназначение
финансового
права: посредством
его норм финансовая
система приводится
в действие и
используется
государством.
Область финансов
и отдельные
их стороны
затрагивают
нормы и других
отраслей права.
Однако именно
в сферу финансового
права эта область
подпадает в
целом, хотя на
разные звенья
финансовой
системы его
нормы распространяются
не в одинаковой
мере. Это объясняется
тем, что к предмету
финансового
права относятся
государственные
финансы. С другими
звеньями финансовой
системы эта
отрасль права
связана постольку,
поскольку
регулирует
отношения,
связанные с
аккумуляцией
средств в денежные
фонды государства
и органов местного
самоуправления,
а также использованием
этих средств
(например,
налоговые
платежи из
финансовых
ресурсов предприятий,
основанных
на негосударственных
формах собственности).
Следует заметить,
что в ходе финансовой
деятельности
государства
возникают,
помимо финансовых,
другие общественные
отношения,
например, трудовые,
гражданские
и др., регулируемые
соответствующими
отраслями
права. Финансовое
же право
распространяется
только на финансовые
отношения.
Итак, финансовое
право — это
совокупность
юридических
норм, регулирующих
общественные
отношения,
которые возникают
в процессе
образования,
распределения
и использования
денежных фондов
(финансовых
ресурсов) государства
и органов местного
самоуправления,
необходимых
для реализации
их задач.
К предмету
финансового
права относятся
закрепление
структуры
финансовой
системы, распределения
компетенции
в данной области
между Федерацией
и ее субъектами,
местным самоуправлением
в лице соответствующих
органов, регулирование
на основе этих
исходных норм
отношений,
возникающих
в процессе
финансовой
деятельности.
Широк круг
участников
финансовых
отношений:
а) между Российской
Федерацией,
ее субъектами
и местными
административно-территориальными
единицами в
лице соответствующих
органов представительной
и исполнительной
власти, возникающие
в связи с распределением
финансовых
ресурсов страны;
б) между финансовыми
и налоговыми
органами государства,
с одной стороны,
и предприятиями,
организациями,
учреждениями
— с другой, в
связи с выполнением
финансовых
обязанностей
перед государством,
распределением
между ними или
расходованием
государственных
денежных средств;
в) между государственными
(муниципальными)
финансово-кредитными
органами в
связи с образованием,
распределением
и использованием
соответствующих
государственных
(муниципальных)
денежных фондов
и ресурсов
(бюджетных,
внебюджетных,
кредитных,
страховых);
г) между государственными
(муниципальными)
предприятиями,
организациями,
учреждениями,
с одной стороны,
и их вышестоящими
органами
государственного
(муниципального)
управления
— с другой, в
связи с распределением
и использованием
в соответствующих
отраслях народного
хозяйства и
сферах социальной
жизни бюджетных
или кредитных
ресурсов, а
также собственных
средств предприятий,
организаций,
учреждений;
д) между финансово-кредитными
органами, с
одной стороны,
и юридическими
и физическими
лицами — с другой,
в связи с образованием
и распределением
государственных
кредитных
ресурсов и
централизованных
страховых
фондов;
е) между финансово-кредитными
органами государства,
с одной стороны,
и физическими
лицами — с другой,
в связи с выполнением
обязанностей
последних по
внесению платежей
в государственные
(муниципальные)
денежные фонды
(в бюджет, внебюджетные
целевые фонды).
Итак, предмет
финансового
права — это
общественные
отношения,
возникающие
в процессе
деятельности
государства
по планомерному
образованию,
распределению
и использованию
централизованных
и децентрализованных
денежных фондов
в целях реализации
его задач.
3. Система и
источники
финансового
права
Финансовое
право состоит
из множества
отдельных
финансово-правовых
норм. Совокупность
этих норм выражается
в сложной
целостной
системе, внутри
которой финансово-правовые
нормы в определенной
последовательности
и взаимосвязи
группируются
в различные
институты и
более крупные
подразделения.
Группировка
финансово-правовых
норм зависит
от особенностей
и взаимных
связей регулируемых
ими финансовых
отношений, то
есть имеет
объективную
основу. Однако
право не только
отражает общественные
отношения; его
предназначение
— регулировать
и активно
воздействовать
на них. Поэтому
на построение
системы финансового
права, группировку
его норм, формирование
институтов
оказывают
влияние и
потребности
практики.
Следовательно,
система российского
финансового
права — это
объективно
обусловленное
системой общественных
финансовых
отношений
внутреннее
его строение,
объединение
и расположение
финансово-правовых
норм в определенной
последовательности.
Наиболее крупные
подразделения
российского
финансового
права — части:
Общая и Особенная.
К Общей части
относятся нормы
финансового
права, которые
закрепляют
основные общие
принципы, правовые
формы и методы
финансовой
деятельности
государства,
систему государственных
органов, осуществляющих
финансовую
деятельность,
и разграничение
их полномочий
в этой области,
основные черты
финансово-правового
положения
других субъектов,
с которыми они
вступают во
взаимоотношения,
формы и методы
финансового
контроля и
другие подобные
им финансово-правовые
нормы. Они действуют
в масштабе всей
финансовой
деятельности
государства
и имеют для нее
общее значение.
Нормы Общей
части финансового
права конкретизируются
в его Особенной
части. Особенная
часть состоит
из нескольких
разделов, включающих
в себя соответствующие
финансово-правовые
институты.
Каждый из них
представляет
собой совокупность
финансово-правовых
норм, регулирующих
группу однородных
финансовых
отношений.
Финансово-правовой
институт
объединяет
правовые нормы,
регулирующие
более узкую
и близкую по
содержанию
группу финансовых
отношений,
чем раздел.
(например, в
раздел «Правовое
регулирование
государственных
доходов» —
институты
налогов с юридических
и физических
лиц, неналоговых
доходов и др.).
В Особенную
часть финансового
права входят
разделы, в которых
сгруппированы
нормы, регулирующие
отношения в
области: а)
государственной
бюджетной
системы; б)
внебюджетных
государственных
и муниципальных
фондов; в) финансов
государственных
предприятий;
г) государственных
доходов; д)
государственного
кредита; е)
государственного
страхования;
ж) государственных
расходов; з)
банковского
кредитования'
и) денежного
обращения и
расчетов; к)
валютного
регулирования.
Они имеют
соответствующие
наименования.
В системе финансового
права находит
отражение
финансовая
система Российской
Федерации как
объективно
существующая
экономическая
категория.
Единство финансов
получило правовое
выражение в
Общей части.
Построение
Особенной части
отражает состав
финансовой
системы, выделение
в ней нескольких
звеньев. В результате
государственный
бюджет, государственный
и банковский
кредит, государственное
страхование
получили правовое
оформление
в виде соответствующих
разделов
финансового
права.
Нормы финансового
права Российской
Федерации
содержатся
в большом числе
разнообразных
правовых
нормативных
актов, или
источниках.
К ним относятся
акты представительных
и исполнительных
органов государственной
власти разных
масштабов и
уровней и органов
местного
самоуправления
(общие и отраслевые,
федеральные,
республиканские,
областные,
местные и др.).
Итак, источники
финансового
права Российской
Федерации —
это правовые
акты представительных
и исполнительных
органов государственной
власти и местного
самоуправления,
в которых содержатся
нормы финансового
права.
Главный источник
финансового
права — Конституция
Российской
Федерации,
конституции
и уставы субъектов
Федерации.
4. Понятие и
виды финансово-правовых
норм
Финансово-правовые
нормы — это
исходные первичные
элементы, из
которых состоит
финансовое
право как отрасль
права. Им свойственны
все общие черты
правовой нормы,
но присущи и
особенности,
характерные
именно для
данной отрасли
права.
Как и любая
другая норма
права, финансово-правовая
норма представляет
собой установленное
и охраняемое
государством
правило поведения
участников
общественных
отношений,
выраженное
в их юридических
правах и обязанностях.
Особенности
финансово-правовой
нормы обусловлены
тем, что она, в
отличие от норм
других отраслей
права, регулирует
отношения,
возникающие
в процессе
планового
образования,
распределения
и использования
государством
и органами
местного
самоуправления
финансовых
ресурсов, необходимых
им для осуществления
своих задач.
Это выражается
в особенностях:
а) содержания
финансово-правовых
норм; б) характера
установленных
в них предписаний;
в) мер ответственности
за нарушение
предусмотренных
правил и г) способов
защиты прав
участников
финансовых
отношений.
Содержание
финансово-правовых
норм составляют
правила поведения
в общественных
отношениях,
возникающих
в процессе
финансовой
деятельности
государства.
Эти правила
выражаются
в предоставлении
участникам
данных отношений
таких юридических
прав и возложении
на них юридических
обязанностей,
осуществление
которых обеспечивает
планомерное
образование
и использование
централизованных
и децентрализованных
денежных фондов
(доходов) государства
и органов местного
самоуправления
соответственно
их задачам в
каждый конкретный
период времени,
вытекающим
из политики
по социально-экономическому
развитию страны.
Лучшему уяснению
особенностей
и роли финансово-правовых
норм способствует
их классификация.
Ее можно провести
по нескольким
основаниям.
В зависимости
от способа
воздействия
на участников
финансовых
отношений,
определяющего
характер их
юридических
прав и обязанностей,
финансово-правовые
нормы подразделяются
на три вида:
обязывающие,
запрещающие
и уполномочивающие.
Обязывающие
финансово-правовые
нормы требуют
от участников
финансовых
отношений
(государственных
органов, предприятий,
граждан) совершить
определенные
действия,
устанавливают
их обязанности
в сфере этих
отношений. Они,
например,
предписывают
налоговым
органам известить
граждан-налогоплательщиков
о суммах и сроках
предстоящих
платежей, а
гражданам —
уплатить своевременно
эти платежи.
Запрещающие
финансово-правовые
нормы содержат
запрет на совершение
определенных
действий,
устанавливают
обязанность
участников
финансовых
отношений
воздержаться
от них. Так, Банкам
запрещено
задерживать
исполнение
поручений
налогоплательщиков
на перечисление
налогов в бюджет
Уполномочивающие
финансово-правовые
нормы устанавливают
права участников
финансовых
отношений на
совершение
определенных
самостоятельных
действий в
предусмотренных
рамках. Например,
органы местного
самоуправления
вправе вводить
на своей территории
местные налоги
в рамках их
перечня, основного
содержания
и предельных
размеров,
установленных
законодательством
РФ.
В зависимости
от своего содержания
нормы финансового
права могут
быть материальными
и процессуальными.
Материальные
финансово-правовые
нормы закрепляют
виды и объем
денежных обязательств
предприятий
и граждан перед
государством,
источники
образования
кредитных
ресурсов банков,
виды расходов,
включаемых
в бюджеты и
внебюджетные
фонды, то есть
материальное
(денежное) содержание
юридических
прав и обязанностей
участников
финансовых
отношений.
Процессуальные
финансово-правовые
нормы устанавливают
порядок деятельности
в области сбора,
распределения
и использования
государственных
денежных фондов
(доходов).
5. Финансовые
правоотношения,
их особенности
и виды
Для достижения
целей, поставленных
государством
в процессе
финансовой
деятельности,
необходима
правовая
урегулированность
значительной
части возникающих
при этом отношений.
Урегулированные
нормами финансового
права, они
становятся
финансово-правовыми
отношениями:
возникают на
основе норм
финансового
права, их участники
находятся во
взаимной связи
через субъективные
юридические
права и обязанности,
такие связи
(отношения)
охраняются
принудительной
силой государства.
Итак, финансовые
правоотношения
— это урегулированные
нормами финансового
права общественные
отношения,
участники
которых выступают
как носители
юридических
прав и обязанностей,
реализующие
содержащиеся
в этих нормах
предписания
по образованию,
распределению
и использованию
государственных
денежных фондов
и доходов.
Финансовые
правоотношения
имеют свои
особенности.
Основная
особенность,
которая определяет
и другие отличительные
черты финансовых
правоотношений,
заключается
в том, что они
возникают в
процессе планового
образования,
распределения
и использования
государственных
(а также муниципальных)
денежных фондов
и доходов, то
есть в процессе
финансовой
|