Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  545  546  547   ..

 

 

Становление системы местного самоуправления в РФ

Становление системы местного самоуправления в РФ

Ãëàâà 1 .

Муниципальное образование -

Муниципальное образование -

1. Жители конкретных сел приближены к решению вопросов местного значения.

1. Один представительный орган, один глава на весь район.

2. Меньше иждивенчества.

2. Единая политика на территории района (экономическая, налоговая, социальная).

3. Население шире представлено в органах местного самоуправления.

3. Консолидированный местный бюджет, возможность концентрации финансовых средств при решении конкретных проблем района.

4. Средства, собранные в местный бюджет на территории конкретного села, сельсовета, в полном объеме работают на жителей этих сел.

4. Не требует существенных изменений сложившаяся в области бюджетная система.

5. Исполнительные органы гос.власти области ближе к населению, т.к. в каждом районе работает территориальное управление администрации области.

5. Устав муниципального образования один в районе, 20 - в области.

6. Есть возможность разрабатывать и принимать уставы поселков, сельсоветов, так как в них есть представительные органы, избранные населением.

6. Губернатор взаимодействует непосредственно с главами администраций муниципальных образований.

7. Вариант более демократичен, т.к. местное самоуправление строится снизу вверх.

7. Упрощается вопрос административно-территориального деления и установления границ муниципальных образований.

8. Легче выделить муниципальную собственность и закрепить ее в одних руках.

9. Не произойдет увеличение количества аппарата управления на местном уровне.

10. Кадровый потенциал есть и готов решать вопросы местного значения.

Ãëàâà 6 Основные трудности и проблемы становления системы местного самоуправления в Российской Федерации

На протяжении всей своей истории Россия всегда была сильным государством с чрезвычайно централизованной властью. Первая система самоуправления в России (земство), которая быстро развивалась на протяжении нескольких десятилетий, начиная с шестидесятых годов XIX века, была полностью уничтожена большевиками, а ее опыт был полностью забыт. Жестко централизованный советский режим систематически принижал роль закона и одновременно бесконечно наращивал власть государства. В результате у советского народа было почти полностью искоренено чувство ответственности, личная инициатива и общинный дух (в отличие от советского коллективизма).

В настоящее время система самоуправления в России создается с нуля, и даже на этой начальной стадии она уже подвергается серьезной опасности: в последнее время растет число случаев упразднения в результате волюнтаристских решений, принятых администрациями субъектов федерации.

Своими действиями субъекты федерации вторгаются в полномочия местных органов самоуправления. Они незаконно уменьшают круг ведения этих органов, распоряжаются муниципальной собственностью, формируют местные бюджеты и назначают глав администрации, а также членов представительных органов местного самоуправления (этот материал был собран группой экспертов из Комитета Думы по местному самоуправлению). Эта тревожная тенденция может объясняться заметным сдвигом в сторону более сильного и централизованного государства.

Нет согласия между субъектами федерации по основной концепции самоуправления или даже по тому, нужно ли вообще самоуправление. Федеральная конституция, предусматривающая институт самоуправления в РФ, не признается в качестве закона прямого действия по крайней мере в нескольких субъектах федерации.

Муниципалитеты не имеют финансовой самостоятельности, которую они должны были бы иметь как единицы местного самоуправления. Местные налоги и долевые доходы от налогов составляют лишь малую часть бюджетов местного самоуправления. За пределами этого источника дохода муниципалитеты вынуждены выпрашивать субсидии либо у федерального правительства, либо у правительств субъектов федерации. Эти правительства затем начинают вторгаться в полномочия муниципалитета, что по существу приводит к реставрации системы советского образца.

Концепция муниципальной собственности до сих пор остается весьма расплывчатой. Процесс приватизации еще не окончен, и в настоящий момент невозможно определить, что именно останется за федеральной, областной или муниципальной собственностью. Следовательно, остается неясным, какая собственность, предприятие или недвижимость будет облагаться муниципальным налогом или сколько налоговых поступлений сможет в будущем получать муниципалитет.

Психологически жители и руководители небольших, особенно городских муниципалитетов, не готовы к самоуправлению. Новоизбранные (или в некоторых случаях назначенные) глав органов местного самоуправления гораздо более склонны прислушиваться к мнению областных властей (которых они в большинстве случаев до сих пор считают своими начальниками), чем к мнению членов своей общины.

В декабре 1996 года Независимый аналитический центр провел опрос общественного мнения жителей Ленинградской области по проблемам местного самоуправления. Согласно результатами исследования, население Ленинградской области в целом достаточно плохо знакомо с законодательством по местному самоуправлению. Только 21% жителей читали текст закона о местном самоуправлении. Большинство опрошенных являются сторонниками централизованного управления (42%), и только 23% считают, что лучше самоуправление. Представляется достаточно очевидным, что даже при введении местного самоуправления в полном объеме, любые действия федеральных или областных властей, направленные на укрепление центральной власти на местах, осуществление контроля над действиями местных властей от имени центральной власти будут положительно восприняты большинством населения.

Причины негативного отношения жителей Ленинградской области к местному самоуправлению, усилившегося за последний год, становятся более понятны, когда видишь результаты опроса по “кадровым” проблемам. Очень кратко и сухо эти результаты можно сформулировать таким образом: “Управлять некому”. За прошедший год и так бывший не особенно сильным оптимизм жителей по поводу способностей местных политиков и хозяйственников к управлению значительно уменьшился. Вывод о том, что именно разочарование в способностях местных политиков и хозяйственников к эффективному самоуправлению - причина негативного отношения к самой идее местного самоуправления, хорошо подтверждается анализом изменений общественного мнения о том, от каких конкретных условий или причин будет зависеть организация жизни на территории. За прошедший год уменьшилась доля тех, кто считал главной причиной положение в стране в целом и увеличилась доля тех, кто считает самым важным “честность чиновников”(36%). Эти изменения означают, что люди уже меньше связывают ситуацию в конкретном регионе с ситуацией в стране, то есть приписывают больше ответственности за происходящее не Москве, а местным чиновникам. Данные однозначно свидетельствуют о резком падении доверия населения к местным властям, оказавшимся, по мнению людей, неспособными к решению возникающих проблем.

Администрации "городов одного завода" сталкиваются с очень серьезными проблемами, связанными с приватизацией. Эти города были построены в советском прошлом специально для обслуживания крупных предприятий. Завод был смыслом бытия, а также источником средств существования для такого города. Жилье, коммунальные службы, услуги - все принадлежало предприятию. Сегодня как только завод становится акционерным обществом, он прекращает финансирование инфраструктуры, поскольку это невыгодно. И тогда инфраструктура тяжким бременем ложится на скудный муниципальный бюджет, который не в состоянии это бремя вынести. В большинстве случаев это приводит к развалу муниципальных служб. Некоторые муниципалитеты пытаются привлечь частные предприятия к предоставлению услуг и содержанию коммунальной службы. Однако большинство муниципалитетов без энтузиазма относится к такой инициативе, ибо они опасаются, что налоговые поступления, полученные от этих предприятий, будут отобраны администрацией субъекта федерации.

По существу нет системы юридической защиты местного самоуправления, прежде всего в том, что касается вопросов собственности. Ощущается острая потребность в развитии административного права по вопросам местного самоуправления, которое служило бы гарантом соблюдения прав человека как органами местного самоуправления, так и правительством.

Противодействие развитию местного самоуправления в РФ происходит из-за нежелания правительств высшего эшелона (федерального и субъектов федерации) делиться властью, собственностью и финансами с органами местного самоуправления.

В настоящее время качество жизни большей части населения Российской Федерации находится на очень низком уровне и продолжает снижаться по всем основным показателям. В ближайшем будущем следует предусмотреть твердые гарантии, обеспечивающие качество жизни граждан, образующих местное сообщество, на уровне по крайней мере не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Законопроект о государственных социальных стандартах находится на рассмотрении в Государственной Думе. Аргументы в пользу выборности главы местного самоуправления:

выборность главы дает большую гарантию населению, образующему местное сообщество, что он будет соблюдать именно интересы этого сообщества; обеспечивает подотчетность избранного главы перед всеми избирателями, а не только перед вышестоящим начальством; расширяет степень свободы и придает уверенность в принятии ответственных решений и действиях.

О сновные понятия


—А—

административный контроль, 11; 12

—В—

властные полномочия общей компетенции, 13

внутренняя структура законодательного органа, 15

волость, 7; 10

выборы представительного органа местного самоуправления, 6

выборы глав местного самоуправления, 6

выборы, 6; 7; 10; 18

—Г—

глава администрации, 6, 7, 11,13, 15

государственные социальные стандарты, 15, 18

—Е—

Европейская Хартия местного самоуправления, 11, 12

—З—

Законодательное собрание, 7

—К—

Конституции Российской Федерации, 3, 10; 13; 14

концепции местного управления, 13; 14

критерии местного самоуправления, 11

—М—

местная администрация, 3; 6; 9; 10; 17

местное самоуправление, 11

местные органы самоуправления, 12

местный бюджет, 9; 18

местный исполнительный орган, 11

местный представительный орган, 6, 11

модели местного самоуправления, 20

муниципалитет, 10; 13, 15; 18; 20; 24; 25

муниципальное образование, 10; 18

мэр, 7, 16

—О—

общегосударственные социальные стандарты, 18

органы местного самоуправления, 5, 6; 7; 9; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 21

—П—

полномочия органов местного самоуправления, 12

представительный орган, 15; 16

принципы местного самоуправления 11, 13; 14

—Р—

разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, 3

референдум, 10; 12; 17

—С—

система местного самоуправления, 4, 5; 6, 10, 11; 14; 19; 20, 21

собрание представителей, 7; 9

Союз малых городов, 19

староста сельского или иного населенного пункта /деревни, села, поселка/, 7

степень автономии субъектов Российской Федерации, 3

структура местного самоуправления, 13

субъекты федерации, 3

—У—

уровни местного управления, 14

Устав, 7; 10; 16

Устав Ленинградской области, 7; 10

Устава муниципального образования, 10

—Ф—

формы местного самоуправления, 4

функции местного самоуправления, 17



1. Множество уставов муниципальных образований с различными подходами к организации, структуре органов местного самоуправления (названия органов местного самоуправления, порядок избрания главы, штатная структура администраций и т.п.).

1. Главы администраций в районах избираются и не подчинены Губернатору области, а лишь взаимодействуют с ним.

2. Взаимодействие Губернатора с органами местного самоуправления не непосредственно, а через территориальные управления администрации области.

2. На уровне сел и сельсоветов сохранится иждивенчество, по- прежнему будут ждать решения вопросов из района.

3. Средства местных бюджетов раздроблены, нет возможности концентрации средств на решении объемных задач в масштабе района.

3. Из района труднее увидеть пути эффективного решения проблем конкретного села.

4. Налоговая политика (в части местных налогов и сборов) определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

4. Эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования снижается.

5. Социально-экономическое развитие, налогооблагаемая база поселений, сельсоветов неравномерны. Возникают серьезные трудности в их выравнивании с целью обеспечения примерно одинакового уровня жизни людей.

5. Крупные поселения (города Асино, Колпашево, ряд райцентров) не имеют возможности на самоуправление

6. Затруднено бюджетное взаимодействие и сбор налогов в местные бюджеты.

6. Сегодня в районах области (кроме Асиновского) нет представительных органов, избранных населением непосредственно, а значит необходимо, видимо, сначала избрать их, а затем принимать уставы районов, либо выносить проекты уставов на районные референдумы, но это дороже.

7. Отсутствие необходимого количества кадров, специалистов на уровне сельсоветов и необходимость увеличения муниципальных служащих.

8. Много проблем возникает при определении границ муниципальных образований.

9. Как поделить между всеми муниципальными образованиями больницу? А подобных объектов муниципальной собственности немало.

10. Большая часть проблем решения вопросов местной жизни будет перекладываться на органы государственной власти. А это - договорные отношения с каждым муниципальным образованием.