Смогли четко сформулировать правила на следующем уроке |
8 |
7 |
Заключение.
В ходе проведения исследования была сформулирована гипотеза, которая заключается в том, что применение сократовского метода в обучении иностранному языку значительно улучшает качество освоения трудных тем по предмету;
объектом работы являются особенности и специфика сократовского метода обучения в педагогической практике;
предметом – применение сократовского метода как части эвристического и проблемного обучения в современной педагогике.
Распространение софистических учений в греческих демократиях, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материалистов, но и со стороны объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ (469 — 399). Скульптор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской войны в Афинах с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-политического строя афинской рабовладельческой демократии.
Согласно методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения.
То, что ученики сами находят ответы, используя собственные догадки и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода. Метод Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции — софисты — могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило «вытягивание» восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма «Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать».
Cовременный урок иностранного языка, все больше и больше становится необычным по своей форме. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Это позволяют сделать нетрадиционные или нестандартные формы урока, которые широко используются в последнее время. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки. Благодаря, которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Данные формы урока позволяют активизировать мысли учащихся и побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. В наибольшей степени это касается уроков иностранного языка. Каждый урок должен быть увлекательным и интересным, чтобы поддерживать у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в день, продвигаясь маленькими шажками вперед. И одна из главных задач педагога иностранного языка сделать урок таковым, так как зачастую интерес к иностранному языку присутствует только на начальной стадии обучения, как интерес к новому.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что цель, сформулированная в начале нашей работы – рассмотрение специфики применения сократовского метода и определение его места и роли в современном процессе обучения – достигнута. Гипотеза – подтвердилась.
Используемая литература.
1.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985 – 208 с.
2.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 414 с.
3.
Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: КГУ, 1967 – 76 с.
4.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985 – 344 с.
5. Геращенко И.Г., Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физической культуры. – М, 1998 №4. – 64 с.
6.
ГорбачевВ.Г. Основы философии. – М.: Владос, 2003 –336 с.
7.
Журавский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: АПН РСФСР, 1963 – 510 с.
8.
Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986 – 190 с.
9.
Капранова В.А. История педагогики. – М.: Новое знание, 2007
– 240 с.
10.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1982 – 704 с.
11.
Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001 – 352 с.
12.
Кондаков Н.И. Логический словарь. – М.: Наука, 1971–720 с.
13.
Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 2001
– 325 с.
14.
Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. – СПб, 1999 №3. – 199 с.
15.
Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе. Пер. с греч. С. И. Соболевского. – М. –Л.: Академия, 1935 – 422 с.
16.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991 – 80 с.
17.
Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. – М.: Советская педагогика, 1968 -№ 7. – 56 с.
18.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Знание, 1981 – 185 с.
19.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969 – 641с.
20.
Махмутов М.И.
Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
21.
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968 – 208 с.
22.
Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.:Просвещение, 1986 – 548 с.
23.
Рожанский И. Д. Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989 Ч. 1. – 575 с.
24.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984 – 96 с.
25.
Энциклопедия этикета. – СПб.: МиМ, 1997. – 348 с.
26.
http://ru.wikipedia.org/
27.
http://www.sokratovo.ru/
28.
содержание ..
606
607
608 ..
|
|