Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513   ..

 

 

Формирование лексических навыков через использование приемов технологии критического мышления

Формирование лексических навыков через использование приемов технологии критического мышления

Глава 1.Лингвометодические основы обучения лексике на начальном этапе общеобразовательной средней школы

Выводы к главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению комплекса приемов технологии критического мышления

2.1. Анализ учебно-методического комплекта «English-6» под редакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа

В начальный период обучения иностранному языку учебник играет особую роль: он служит не только источником информации, но и средством, поддерживающим мотивацию к постоянному получению знаний. Учащиеся на данном этапе придают особое значение учебнику как яркой, интересной книге.

На современном этапе обучения ИЯ одним из наиболее популярных среди учеников и учителей является учебно-методический комплект, над созданием которого работал коллектив сотрудников кафедры английских учебников Межвузовского центра иноязычного образования при Липецком педагогическом институте: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегрудова, О. В. Черных, И. П. Костина, Е. В. Кузнецова, Ф. В. Войтенков. Научным руководителем авторского коллектива является профессор Е. И. Пассов. Также при создании УМК «English-6» участвовали профессор Г. Д. Томахин из России и Сьюзан Файнберг из США. Данный УМК рекомендован Министерством образования Российской федерации.

В рамках нашего исследования мы проводим анализ УМК «English-6» под редакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа на предмет специфики организации обучения лексики.

В учебно-методический комплект входят учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассеты. Данный УМК реализует начальный этап обучения английскому языку с отсроченным началом обучения. Практическая цель обучения на данном этапе определена как «формирование у обучаемых коммуникативного ядра – основополагающих навыков и умений иноязычного общения». (17, с. 144) По сравнению с ранним началом обучения иностранному языку (1-4кл.), традиционный вариант с началом обучения в 5-м классе обладает меньшими возможностями реализации определенной программой практической цели обучения. Но, тем не менее, данный этап «должен обеспечить самые неотложные коммуникативно-познавательные потребности учащихся данного возраста, подготовить их к овладению иностранным языком на базовом уровне». (15, с.136) Таким образом, одной из задач нашего

21

исследования будет проверка того, как реализует вышеуказанную цель УМК «English-6». С точки зрения лексики важна реализация такого аспекта, как «развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за языковыми явлениями, осознания возможности выражать одну и ту же мысль иными средствами по сравнению с родным языком, развитие языковой догадки». (17, с. 145)

В основе данного УМК лежит концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре, разработанная Е. И. Пассовым. Коммуникативный подход направлен на овладение всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) и всеми аспектами иноязычной культуры (познавательный, учебный, развивающий и воспитательный).

В УМК «English-6» доминирующим аспектами является обучение говорению. Кроме того, данный УМК реализует принцип индивидуализации, комплексного подхода к овладению иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит в диалоге двух культур. Все аспекты иноязычной культуры тесно связаны, и каждый из них вносит вклад в развитие обучаемого. (9)

Единицей построения учебного материала для данного класса является раздел (Unit). В I четверти рассматриваются Unit1 - Unit3, во II четверти - Unit4 – Unit6, в III четверти - Unit7 – Unit9, в IV четверти - Unit10 – Unit12. Тематические разделы имеют единую структуру и включают 7 уроков за исключением уроков по книге для чтения. Представленные разделы посвящены темам: “What do you like?”, “What are you like?”, “Do you get on well with people?”, “Does your health depend on you?”, “Whatever the weather”, “What are your habbits?”, “Home, sweet home”, “Do you like to go shopping?”, “Is your private life your own business?”, “What do you know about your family?”, “What are you going to be?”, “Have you got a secret wish?” Каждый раздел нацелен на подготовку учащихся к общению в одной из сфер жизни англоязычных стран. Данные разделы соответствуют указанным в программе тематикам.

В учебник включено несколько приложений:

1) Англо-русский словарь;

2) Грамматический справочник;

3) Лингвострановедческий справочник, дающий пояснения основных реалий Великобритании и США;

4) Ответы к разделу «Test yourself».

Для нас представляет интерес англо-русский словарь. В нем представлен новый вокабуляр и слова, которые встречаются в учебнике. Каждому слову дается транскрипция и перевод. Всего в словаре около 2100 слов. Лексика,

22

представленная в данном УМК, оценивается как сложная. Следует отметить,

что она распределена неравномерно по разделам.

Таблица 1.

Номер раздела

(Unit)

Количество ЛЕ для

обязательного изучения

Unit 1

59

Unit 2

63

Unit 3

25

Unit 4

86

Unit 5

42

Unit 6

24

Unit 7

48

Unit 8

56

Unit 9

20

Unit 10

27

Unit 11

47

Unit 12

27

Введение лексики происходит в основном через контекст или наглядность (иллюстрации). Достоинством данного УМК можно считать то, что он развивает языковую догадку, т.е. дается возможность узнать перевод слова самостоятельно. Учебник дает памятку по работе с незнакомыми словами.

Познание культуры стран изучаемого языка в данном УМК служит базой для овладения языком как средством общения, способствует более глубокому пониманию и осознанию родной культуры.

Упражнения, предназначенные для формирования лексических навыков, находятся в рубриках «Word box», «Word building». Следует отметить, что система упражнений по работе над лексикой в данном УМК недостаточно хорошо разработана. Преобладающие типы упражнений: matching (на сопоставление), fill in the gaps (на заполнении е пропусков), подстановочные таблицы. На усвоение лексики направлено большое количество картинок и фо

23

тографий, представленных в учебнике.

В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь до 1366 ЛЕ. Но, как мы уже заметили, учебник перегружен лексическим материалом, уровень которого оценивается как сложный. Также учебник перегружен грамматическим материалом. Как следствие, многие важные моменты не получают должной отработки. «Сроки работы над циклами не совпадают со сроками окончания четверти. Возникает трудность проведения промежуточного контроля». (9, с.34)

К концу шестого класса учащиеся должны уметь без предварительной подготовки вести сложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, адекватно реагируя на его реплики. Но, как показывает практика, этого результата не достигается, поскольку лексика, представленная в учебнике сложна для усвоения и применения в общении.

В данном параграфе мы провели анализ УМК «English – 6» под редакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа на предмет лексики. Несмотря на то, что данный УМК предусмотрен для общеобразовательных учреждений, лексика, представленная в нем лексика, специфична и сложна для усвоения учащимися. Поэтому педагогу, работающему по данному УМК, необходимо корректировать предложенные задания с учетом индивидуальных особенностей класса. Кроме того, возникает потребность в создании комплекса приемов, которые сделают процесс обучения лексике максимально эффективным. К данной проблеме мы обратимся в следующем параграфе.

2.2. Комплекс приемов технологии критического мышления, направленных на формирование лексических навыков

В настоящее время в методике преподавания ИЯ существует разнообразие техник обучения, но ни одна из них не является совершенной и оптимально подходящей для всех учащихся, т.е. нет такой технологии, которая бы давала одинаковый качественный прирост у каждого обучающегося. Следующей проблемой является содержание учебника, а именно недостаток (либо однообразие) приемов по работе над лексическим материалом и собственно характер лексики: представленная в УМК лексика не отвечает требованиям коммуникативного подхода в обучении. Учащиеся не способны применить заученные ЛЕ в речевой деятельности. И, как следствие, педагог вынужден

24

корректировать в УМК материал с учетом особенностей учащихся. Нет универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов. Вышеперечисленные проблемы являются причиной отсутствия

должного внимания к процессу обучения лексике. И среди инноваций в зарубежной методике очень мало техник направлено именно на работу над лексическим материалом на каждом этапе.

В настоящее время большинство учителей стремится привить своим ученикам способность мыслить критически. Это стало практически одной из задач процесса обучения, поскольку технология критического мышления направлена на развитие навыков письма и чтения, способности дискутировать и развития творчества. Именно поэтому нам интересна возможность применения данной технологии в процессе преподавания иностранного языка, в частности обучения лексике.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Reading and Writing for Critical Thinking – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» - ЧПКМ. «В основу ее положены идеи и положения теории Выготского о зоне ближайшего развития; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления и др.» (23, с. 58) Активные разработчики теории – Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стил – смогли перевести положения теории на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

В процессе обучения английскому языку критическое мышление имеет немалое значение. В соответствии с методикой использования данной технологии критическое мышление развивается через чтение и письмо. Если взять во внимание иностранный язык, то в основе этих двух видов речевой деятельности лежит лексика. (В главе1 уже было замечено, что лексика - фундамент для осуществления всех видов речевой деятельности). Именно поэтому технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» вызывает у нас интерес как прием активизации лексического материала и максимального увеличения активного словаря учащихся. Более того, нам интересны приемы, которые предлагает данная технология.

Прежде всего, установим, что относится к критическому мышлению. «Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются». (6, с. 3) Запоминание

25

фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, но они сами, даже в своей совокупности критического мышления не представляют.

Профессор Дэвид Клустер из США выделяет следующие позиции, характеризующие данную технологию. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На таких занятиях каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, реализуется принцип индивидуализации. Самостоятельность есть первая и возможно важнейшая характеристика критического мышления. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь конечным пунктом мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Важно то, что мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Любопытство – свойство всего живого. Это свойство присуще и малышам и старшеклассникам. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблему и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть многообразие окружающих нас проблем. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. (6)

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме «введение-основная часть-заключение». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – функции которого:

1) Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

2) Пробудить к ней интерес;

26

3) Активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно

думать, выражая свои мысли собственными словами;

4) Структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ – выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала.

На начальном этапе достаточно сложно предусмотреть все три этапа (вызов, осмысление, размышление), поскольку уровень фоновой лексики достаточно низок у учащихся.

Наибольшую актуальность в рамках нашего исследования приемы технологии. Всего выделяют 11 приемов. Нас же интересуют приемы, которые могут быть использованы при работе над лексикой.

Прием «КУБИК» используется на этапе осмысления, а именно на этапе первичного закрепления лексики. Установка на использование новых слов дает учащимся возможность применить на практике как новый вокабуляр, так и ранее изученный. Кроме того, развивается творческое, ассоциативное мышление, повышается мотивированность к работе над иноязычной лексикой у учащихся.

Учителю необходимо до урока изготовить кубик из плотной бумаги. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1) Опиши это. (Цвет, форма, размеры и т. п.).

2) Сравни это. (На что похоже и от чего отличается?).

3) Проассоциируй это. (Что это напоминает?).

4) Проанализируй это. (Как это сделано, из чего состоит?).

5) Примени это. (Что с этим можно сделать? Как это можно применить?)

6) Приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это). (23)

Ученики делятся на группы. Преподаватель, либо сами учащиеся бросают кубик. Таким образом определяется, в каком ракурсе будет осмысляться та или иная лексика. Кроме того, предоставляется возможность реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания. На уроке создается «целостное представление об изучаемом материале; предлагаются условия для конструктивной интерпретации полученной информации». (24, с. 91)

Этап размышления предполагает применение КЛАСТЕРа (Cluster Methode). Данный прием направлен на активизацию лексического материала и систематизацию вокабуляра учащихся. Кластер является одной из техник ассоциативного письма, стимулирующий детскую речь, воображение. Это вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует обучение.

27

Cluster Methode противопоставляет свободные ассоциации систематичности, образ – понятию, оригинальность – конвенции, детскую оригинальность – взрослости.

В центре листа, либо на доске пишется слово (проблема, тема). Далее вокруг него записываются слова и предложения, которые приходят на ум в связи с заявленной темой (они соединяются черточками). Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциативные цепочки. Важно записывать все мысли, которые приходят в голову. Причем, судить о качестве этих мыслей, проверять их орфографию не надо. (23; 24)

Данный прием позволяет выявить и оформить личные смыслы каждого учащегося, дает учителю возможность получить «обратную связь» от каждого учащегося.

Также на этапе размышления используется «ВЫХОДНАЯ КАРТА» . Данный прием тренирует умение находить и формулировать проблемы, определять самому дальнейшие содержательные ходы, дает учителю возможность получить обратную связь от каждого ученика». (24, с. 92) «Выходная карта» может применяться на этапе закрепления лексики.

В конце занятия учитель просит учащихся написать на маленьких листочках три тезиса:

1) Самая важная идея данного занятия.

2) Самая спорная мысль занятия.

3) Что бы я хотел( а) обсудить на следующем занятии.

Тезисы можно адаптировать относительно лексики следующим образом:

1) Самое(ые) важное(ые) слово(а) занятия.

2) Самое(ые) сложное(ые) слово(а) занятия.

3) Я бы хотел(а) узнать больше слов по теме…

Важно, чтобы не терялась идея «выходной карты»: ученик должен подвести итог(резюме) всему занятию.

Кроме того, этап размышления включает создание СИНКВЕЙНа . «Синквейн – это стихотворение форме, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». (2, с. 57) Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости, богатого понятийного запаса.

Синквейн состоит из 5 строк. Преподаватель называет тему для синквейна. Каждому ученику дается до 5 минут, чтобы написать свой синквейн. Далее можно объединить учащихся в пары с тем, чтобы они озвучили и обсуди

28

ли свои синквейны. Можно обнародовать синквейн сразу на класс.

Выделяют следующие правила написания синквейна:

1) В первой строчке одним словом называется тема (лексическое понятие).

2) Вторая строка – описание этой темы (понятия) двумя прилагательными.

3) Третья строка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия понятия.

4) Четвертая строка – это фраза из четырех строк, показывающая личное отношение к теме (понятию).

5) Последняя строка – синоним темы, подчеркивающий ее суть. (24)

Синквейн развивает способность искать, находить самые подходящие и лаконичные слова для выражения своей мысли, позволяет в творческой форме воспроизвести содержание занятия. Он способствует развитию навыков различения смысловых оттенков лексического значения слова.

И на этапе осмысления, и на этапе размышления может использоваться КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Данный прием направлен на формирование умений проводить сравнительный анализ понятий, организует осмысление. Он может применяться на этапе отработки лексики, сразу после семантизации.

Таблица используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более понятий. Например, сравнение house и home. (см. приложение) Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. (24)

Таким образом, мы провели анализ технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и выявили целесообразность использования приемов данной технологии на основных этапах урока при работе над лексическим материалом. Этап осмысления предполагает использование «кубика» и концептуальной таблицы. Этап размышления – кластер, выходная карта, синквейн. Главное преимущество данных приемов в том, что их применение может варьироваться в зависимости от содержания занятия. Исключение составляет этап семантизации, поскольку вышеперечисленные приемы не реализуют данную цель. Единственное, семантизация, как и другие этапы работы над лексикой, может быть построена в рамках схемы ведения урока, предложенной технологией.

Теперь мы обратимся к практическому применению разработанного комплекса приемов.

29

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Анализ лингвометодических основ обучения лексической стороне речи на начальном этапе и обзор приемов технологии критического мышления позволили нам разработать программу опытно-экспериментальной работы (с учетом специфики УМК “English-6” под реакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа).

Эксперимент по внедрению комплекса приемов технологии критического мышления проводился на базе 6 класса средней общеобразовательной школы №2 п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области, где обучение английскому языку проводится по УМК “English-6” В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа.

В качестве экспериментальной группы выступает 6А класс, в котором обучается 14 человек. В качестве контрольной группы выбран 6Б класс, где 13 человек изучают английский язык.

Перед опытно-экспериментальной работой была поставлена цель: апробация разработанного комплекса приемов. Реализация данной цели проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контролирующий.

На первом этапе решались задачи:

1) Определение базы эксперимента;

2) Разработка критериев и показателей уровня сформированности лексических навыков учащихся;

3) Отбор методов исследования;

4) Определение уровня сформированности лексических навыков в контрольной и экспериментальной группе.

Реализация третьей задачи предполагала изучение Государственного стандарта по обучению иностранным языкам и возрастных особенностей учащихся. Анализ теоретического аспекта проблемы позволил выявить следующие критерии. Данные критерии проявляются в следующих показателях.

Таблица 2.Критерии и показатели сформированности лексических навыков

Критерии

Показатели

Проявления

Методика отслеживания

Деятель-ностный

-умение произношения

ЛЕ;

- умение использовать ЛЕ

в новой коммуникативной ситуации;

- умение написания ЛЕ;

- умение использовать ЛЕ

в творческой работе

-умение воспринимать ЛЕ на слух, фонетическая грамотность в оформлении устной речи;

- использование ЛЕ в спонтанной речи;

- грамотное оформление письменной речи;

- использование ЛЕ в сочинениях, синквейнах

- аудирование, анализ устных сочинений, устный опрос;

- устный опрос, наблюдение, анализ письменных сочинений, тесты;

- анализ творческих работ

Когнитивный

- количество употребляемых ЛЕ в устной и письменной речи;

- умение смыслового различения ЛЕ

- умение строить высказывания, содержащие разнообразие ЛЕ;

- умение подбирать необходимые ЛЕ в зависимости от речевой ситуации

- анализ устных и письменных сочинений;

- тесты (на заполнение пропусков, на сопоставление)

Мотивационный

- познавательный интерес к предмету, отсутствие отвлеченности;

- стремление к обогащению собственного вокабуляра

- стремление проявить свои ЗУН на занятии, демонстрация внимания, сосредоточенности;

- желание использовать новые ЛЕ в устной и письменной речи, самостоятельный поиск новых ЛЕ в для придания оригинальности собственной речевой деятельности

- беседа, устный опрос, наблюдение;

Для определения эффективности разработанного комплекса выделим уровни проявления показателей по каждому критерию.

31

Таблица 3. Критерии и уровни сформированности лексических навыков

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Деятель-

ностный

-правильное произношение ЛЕ;

-правильное написание ЛЕ (самостоятельность в действиях);

-употребление ЛЕ в новой коммуникативной ситуации

-достижение правильного произношения и написания ЛЕ происходит при помощи небольших поправок учителя или при помощи консультации словаря

-правильное произношение и написание ЛЕ достигается только при помощи учителя или словаря

Когнитивный

-высокое количество употребляемых ЛЕ;

-умение правильного смыслового использования ЛЕ в устной и письменной речи

-средний уровень количества употребляемых ЛЕ в устной и письменной речи, но с эпизодическими ошибками

-отсутствие разнообразия в используемых ЛЕ (небольшое количество);

-правильное смысловое различение ЛЕ только при помощи учителя

Мотивационный

-стабильный познавательный интерес к предмету;

-стремление к использованию большего количества ЛЕ

-учащиеся проявляют интерес к предмету;

-обогащение вокабуляра происходит только за счет заученных ЛЕ

-эпизодический познавательный интерес к предмету,

-отсутствие стремления к обогащению вокабуляра

Для того, чтобы определить уровень сформированности лексических навыков в контрольной и экспериментальной группе было проведено тестирование.

32

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513   ..