Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  438  439  440   ..

 

 

Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ
Ю.К. Бабанский В.И. Логинова В.Г. Нечаева

Воспитание отношения к труду;

Формирование отношения к труду;

Формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых
Критерии Показатели Методы
Когнитивный

· наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;

Анкеты
Мотивационно-потребностный

· наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;

Наблюдение, анкеты
Деятельностно-практический проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности. Наблюдение, анализ продуктов деятельности
Критерии Уровни сформированности положительного отношения к миру труда и профессий
высокий средний низкий
Контр. Экспер. Контр. Экспер. Контр. Экспер.
Когнитивный 14,28 9,52 28,56 38,09 57,16 52,39
Мотивационно-ценностный 19,05 9,52 28,56 38,09 52,39 53,39

Практико-

14,28 9,52 23,8 23,81 61,92 66,67
№ п/п Ф. И. ученика Критерии
Когнитивный Мотивационно-ценностный Практико-деятельностный
1. Саша Б. высокий высокий высокий
2. Олег Б. средний средний средний
3. Ира В. низкий низкий низкий
4. Андрей Г. средний высокий средний
5. Оля Д. низкий низкий низкий
6. Надя Д. низкий низкий низкий
7. Вова З. низкий низкий низкий
8. Максим К. низкий низкий низкий
9. Саша К. низкий низкий низкий
10. Наташа Л. высокий высокий высокий
11. Сергей Л. средний средний средний
12. Настя М. низкий низкий низкий
13. Костя М. средний средний средний
14. Жанна М. низкий низкий низкий
15. Зина Н. низкий низкий низкий
16. Оля Н. средний средний низкий
17. Андрей Н. низкий низкий низкий
18. Максим О. низкий низкий низкий
19. Женя П. низкий низкий низкий
20. Игорь П. высокий высокий высокий
21. Андрей Я. средний средний средний
№ п/п Ф. И. ученика Критерии
Когнитивный Мотивационно-ценностный Практико-деятельностный
1. Иван А. высокий высокий высокий
2. Оксана Б. средний средний средний
3. Рада Д. низкий низкий низкий
4. Никита Е. средний средний средний
5. Алексей К. низкий низкий низкий
6. Денис С. низкий низкий низкий
7. Даша М. низкий низкий низкий
8. Рома У. низкий низкий низкий
9. Игорь К. низкий низкий низкий
10. Таня С. низкий низкий низкий
11. Данил П. средний средний средний
12. Катя Ч. низкий низкий низкий
13. Сергей Г. средний средний средний
14. Катя Ф. низкий низкий низкий
15. Ольга Б. средний средний низкий
16. Семён Б. средний средний низкий
17. Степан М. низкий низкий низкий
18. Катя У. средний средний низкий
19. Алина Ц. низкий низкий низкий
20. Дима Т. высокий высокий высокий
21. Рома Я. средний средний средний
п а р а ш ю т
п а р о х о д
р а к е т а
в е л о с и п е д
а в т о м о б и л ь
с а м о л ё т

Игра «Изобретатель»

Для игры понадобится 10 картинок с чётким изображением предметов: молоток, клещи, вешалка, нож, вилка, ножницы, так далее. Внимательно рассматриваются картинки, анализируются назначения предметов.

Ребёнку предлагают создать из двух предметов один новый, но сначала необходимо нарисовать его. Коллективно обсуждаются полученные новые предметы, выбирают наилучший вариант и вместе его разрабатывают. Готовый предмет в рисунке вылепливают из пластилина.

Потом дети самостоятельно выполняют такое же задание.

Урок труда «Осенний букет».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

· Расширить представления учащихся об окружающем мире, явлениях природы.

· Развить образное творческое мышление, сообразительность, любознательность и самостоятельность.

· Оживить в памяти учащихся полученные представления, объединить их и подвести к понятию «Осень».

· Развивать эстетические качества.

· Способствовать развитию личности учащегося, воспитывать его характер.

· Формировать целеустремлённость, настойчивость учащегося в достижении цели.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

· Два образца «букет».

· Шаблоны листьев, ваз.

· Цветная бумага.

· Альбомный лист, тетрадь в клетку.

· Ножницы, кисточка.

· Клей.

· Линейка, карандаш.

· Клеёнка (подкладка).

· Салфетка.

ИГРА «ВНИМАНИЕ»

Цель игры: развивать внимание и зрительную память учащихся.

Материал: фигуры – задания – 6 штук; тетради учащихся в клетку; карандаши.


1 2 3 4 5 6

Предложить учащимся рисовать фигуры в две клетки и располагать их последовательно друг за другом на одной линии (горизонтально в строчку).

Со словом «Внимание» показать учащимся первую фигуру-задание. Через несколько секунд убрать её. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано и запомнить увиденное, то есть форму фигуры, соотношение частей, разницу в толщине линий, число разных элементов, длину линий и угол между ними.

Учащиеся зарисовывают увиденную фигуру в тетрадь.

Подготовить следующую фигуру –задание для показа.

Таким образом последовательно учащиеся зарисовывают все фигуры – задания.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать: чёткость, длину линий, правильность окружностей, углов, расположение рисунков в линию.

ИГРА «СКЛЕИМ КУВШИН»

Цель игры: учить учащихся зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять из частей неправильной формы целый предмет.

Материал: Конверт с кувшином из «осколков» разнообразной формы, образец – рисунок кувшина


Ход игры:

Познакомить учащихся с изображением кувшина. Обратить их внимание на форму, цвет кувшина, его рисунок.

Предложить учащимся «склеить» разбитый кувшин.

Дать учащимся дополнительные указания: «Посмотри внимательно на рисунок. Как присоединяются части? Правильно ли ты сложил кувшин?»

При выполнении задания следить, чтобы учащиеся больше ориентировались на общий вид кувшина, а не многократно подставляли то одну, то другую часть кувшина, находя нужную. При затруднении показать учащимся приёмы соединения «осколков».

Игра заканчивается, когда все учащиеся сложат кувшин в соответствии с образцом.

БЕСЕДА «Какое время года»

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И ёлочек. Я….

Задать учащимся вопрос: «Когда это бывает?»


Что происходит в природе осенью?

Почему улетели птицы?

Куда скрылись бабочки, жуки, пауки?

Что такое листопад?

Загадка. Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падёт – почернеет.

Листья в поле пожелтели

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.

Вопрос: «Какие деревья осенью не желтеют?»

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Обратить внимание учащихся на образцы засушенных листьев и образцы «Осенних букетов».

Вопрос: «С какого дерева этот лист?»

«Как ты узнал?»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовка к работе

· Назначить дежурного в классе.

· Разложить раздаточный материал (альбомный лист, шаблоны листьев, ваз)

· Проверить наличие инструмента и материалов, необходимых для работы.

ХОД РАБОТЫ

· Продемонстрировать учащимся образцы осенних букетов и сообщить тему занятия.

· Напомнить учащимся о соблюдении правил санитарии, гигиены при работе с клеем, пользовании ножницами и техники безопасности.

· Выбрать яркие цвета бумаги для вазы, листьев по своему усмотрению и вкусу.

Анализируя с учащимися образец «Осенний букет», необходимо отметить и подобрать красивые цветосочетания.

· Положить лист цветной бумаги на стол лицевой стороной вниз.

· Разместить шаблон вазы с края листа, напомнив учащимся об экономии материала.

· Обвести по шаблону остро заточенным карандашом контур вазы.

· Взять ножницы и вырезать вазу строго по линиям контура. Отложить вазу на край стола слева.

· Отрезать полоску шириной А, равной длине листа с припуском.

· Обходя рабочие места учащихся, оказывать нуждающимся практическую помощь.

· Сложить полоску бумаги гармошкой. Продемонстрировать приём работы.

· Наложить шаблон на сложенную полоску и обвести карандашом контур листа.

· Взять ножницы и аккуратно вырезать листья по намеченным линиям, поворачивая сложенную полоску. При этом необходимо следить, чтобы края листьев были не рваные, чёткие.

· Отложить готовые листья на край стола слева.

· Во время самостоятельной работы следует следить за правильностью выполнения приёмов работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности.

· При выполнении ошибок и затруднений, характерных для многих учащихся, остановить работу и снова продемонстрировать приёмы работы.

· Взять лист цветной бумаги тёмного цвета (коричневого, чёрного) для веточки.

· Разметить при помощи линейки полоску шириной 0,5 см по ширине листа.

· Взять ножницы, отрезать полоску шириной 0,5 см и отложить на край стола слева.

· Убрать со стола обрезки бумаги, набор цветной бумаги.

· Напомнить пословицы:

«Что на месте лежит, само в руки бежит»

«Порядок время бережёт»

· Положить альбомный лист бумаги на середину стола.

· Положить ножницы над верхним краем листа бумаги, лезвиями в левую сторону.

· Положить клеёнку с правой стороны.

· Поставить подставку с кисточкой и клеем в правый верхний угол клеёнки.

· Положить салфетку в развёрнутом виде над ножницами.

· Расположить на листе вазу, ветки, листья так, чтобы букет с вазой располагался на всём листе.

· Положить вазу на клеёнку.

· Кисточкой нанести тонким слоем клей на середину вазы с изнаночной стороны, не касаясь краёв.

· Аккуратно наложить на лист покрытую клеем вазу и прижать салфеткой, а затем прогладить.

· Затем также аккуратно нанести тонкий слой клея на ветки, листья и наклеить поочерёдно, соблюдая последовательность, чередуя их по форме, цвету, величине.

· Прижать и прогладить салфеткой ветки, листья.

Во время работы поэтапно показывать учащимся удачные и неудачные «моменты» в создании «Осеннего букета».

Важно, чтобы каждый ученик добивался намеченной цели, а если не получается, почему? Необходимо устранить причины неудач.

Дежурный в конце занятия собирает шаблоны и складывает их в определённое место.

Учащиеся сдают свои работы «Осенние букеты для оценки результатов и приступают к уборке рабочего места.

Подведение итогов работы.

Выставить все работы у доски и проанализировать их. Следует отметить качество вырезания, наклеивания деталей.

Теперь можно увидеть у кого получился самый красивый «букет», отмечая удачно подобранные листья с художественным вкусом, пониманием красоты.

Привлечь учащихся к оценке своих работ и работ товарищей. Они определяют лучшие работы и те, которые выполнены с низким качеством.

Необходимо вселить надежду на успех, успокоить учащихся, кто ещё не добился хороших результатов в работе.

Особо поощрить тех учащихся, кто быстрее и лучше выполнил работу, оказывали помощь товарищу.

Отметить также хорошее поведение учащихся и соблюдение ими правил техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  438  439  440   ..