Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  253  254  255   ..

 

 

Билеты (экзамен): Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе

Билеты (экзамен): Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе

Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Этапы обучения. Этапы усвоения.
Объяснение нового материала. Проецирование новых знаний на определённые виды познавательной деятельности (показывать использование знаний при решении задач, соответствующих целям обучения)
Формирование знаний и умений. Изменение качественных состояний в процессе формирования (изменение формы знаний и умений от материализованной до умственной, уровня обобщённости и самостоятельности)
Этапы обучения. Результаты этапов.
Предварительный, первый этапы. Создаётся мотивация, формируется сознательный интерес субъекта.
Этап объяснения. Выделяется состав необходимой деятельности.
Этап усвоения знаний. Овладение видами деятельности.
№ этапа Содержание этапа Основные дидактические задачи этапа
1

Открытие модуля (Входной контроль, постановка проблемы. Сообщение содержания модуля, его основных знаний и умений, тематики творческих заданий.)

· Подготовка уч-ся к работе над усвоением новых знаний.

2 Серия уроков-семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи обязательного уровня.

· Установление правильности и осознанности нового материала.

3 Серия уроков-практикумов, на которых решаются задачи разного уровня, взятые из творческих работ уч-ся и из общего списка задач модуля.

· Обеспечение усвоения способов действий в стандартных и измененных условиях

4 Контроль в форме зачета или контрольной работы · Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий
5 Резюме (общение модуля)

· Коррекция знаний и умений

Уровни дифференциации учебной деятельности Требования к уровням дифференциации учебной деятельности
1. Общекультурный Понимание основных, ведущих идей курса, умение их объяснять, умение применять теоретические знания в практической ситуации
2. Прикладной Глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса
3. Творческий Умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий
Блоки целей
развития воспитания обучения
Средняя (полная) ступень школы
Развитие способностей личности. Формирование научного мировоззрения и нравственно-духовной культуры Формирование мотивации к профессиональному образованию. Формирование целостности и гуманитарной выраженности менталитета личности Формирование системы специальных знаний, умений и навыков на твор-ческом уровне профильного и углубленного характера. Формирование системы навыков самообразования. Формирование функцио-нальной грамотности
Блок целей воспитания Блок целей обучения
Формирование убеждений Формирование системы знаний
Формирование системы социальных умений и навыков Формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков
Формирование направленности личности Формирование структуры опыта
Формирование структуры социальных позиций Организация деятельности других лиц
Формирование структуры социальных ролей Самоорганизация деятельности
Формирование структуры деятельности Рефлексия деятельности других лиц
Ценностная ориентация личности Рефлексия собственной деятельности
Номер учебного элемента (УЭ) Название учебного элемента Управление обучением (содержание, формы, методы)
1.К.0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения
1.К.1 Учебные элементы Пояснение к учебному материалу
………….. Обобщение (резюме) Источники информации, алгоритмы решения задач
1.К.L Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Ответы, методы, внутрипредметные связи
Порядковый номер в учебном элементе Учебный материал Управление обучением (содержание, формы, методы)
0 Цели и задачи УЭ Необходимые знания и умения
1 Содержание учебного материала Пояснения к учебному материалу, источники информации
… … … Обобщение (резюме) Алгоритмы решения задач, ответы
L Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням Методы и внутрипредметные связи
Цель Тип урока Логика построения урока
Восприятие и первичное осознание нового материала Изучение и первичное закрепление новых знаний Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление и первичное запоминание → проверка усвоения → закрепление → анализ
Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению Закрепление новых знаний Мотивация → актуализация ведущих способов и действий → восприятие образца применения знаний → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации → самоконтроль и контроль → коррекция
Выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия Комплексное применение знаний Мотивация → актуализация комплекса знаний → образец применения знаний → самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция
Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе Обобщение и систематизация знаний Мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного → обобщение и систематизация → установление внутрипредметных и межкурсовых связей, мировоззренческих идей
Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности Проверка, оценка и коррекция знаний Мотивация → самостоятельное выполнение контрольных заданий → самоконтроль → контроль → анализ → оценка → коррекция

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Методы обучения
Основная подгруппа Отдельные методы обучения
1. Методы стимулирования и мотивации учения
1.1. Методы формирования интереса к учению 1.1. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования
1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении 1.2. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

Лекция, рассказ, беседа

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, дедуктивные, аналогии и пр.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление логических операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский), репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение и практическая тренировка)
2.4. методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа
3. Методы контроля и самоконтроля
3.1. методы контроля Устный, письменный, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль
Методы обучения
Основная подгруппа Отдельные методы обучения
1. Методы стимулирования и мотивации учения
1.1. Методы формирования интереса к учению 1.1. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования
1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении 1.2. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

Лекция, рассказ, беседа

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, дедуктивные, аналогии и пр.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление логических операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский), репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение и практическая тренировка)
2.4. методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа
3. Методы контроля и самоконтроля
3.1. методы контроля Устный, письменный, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль
Рис.4
(А) пересекаются (В) скрещиваются
(Б) параллельны (Г) могут быть пересекающимися, параллельными и скрещивающимися (в зависимости от вида тетраэдра)
(А) пересекаются (В) скрещиваются
(Б) параллельны (Г) возможны все три случая (А) – (В)
(А) скрещиваются (В) параллельны (Д) не определить
(Б) пересекаются (Г) пересекаются или параллельны
(А) только b (В) только c и d (Д) все три прямые b, c, d
(Б) только c (Г) только b и c
(А) параллельны (В) пересекаются или параллельны
(Б) пересекаются (Г) ответ отличен от (А) – (В)
(А) параллельны (В) пересекаются или параллельны
(Б) пересекаются (Г) ответ отличен от (А) – (В)
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) 1 или бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) 1 или бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) 0 или бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) 0 или бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1
(А) 0 (В) бесконечно много (Д) 0 или бесконечно много
(Б) 1 (Г) 0 или 1

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение 1

(А) 5 см (В) 2 см (Д) ответ отличен от указанных
(Б) 4 см (Г) 5 см или 2 см

Приложение 2

Шаги Содержание
1 Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы
1.1 Выявление учебных элементов темы
1.2 Выявление связей и отношений между учебными элементами темы
1.3 Формирование логической структуры учебных элементов темы
1.4 Определение уровней усвоения учебных элементов темы
1.5 Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы
1.6 Определение осознанности усвоения учебных элементов темы
2 Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков
2.1 Выявление учебных умений и навыков
2.2 Систематизация общеучебных и специальных умений и навыков
2.3 Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков
2.3.1 Формирование мотивационной структуры действий
2.3.2 Формирование системы ориентировочных действий
2.3.3 Формирование системы исполнительских действий
2.3.4 Формирование системы контрольных действий
2.3.5 Формирование системы корректирующих действий
2.3.6 Формирование системы управляющих действий учителя
2.4 Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках недельного цикла познания или цикла деятельности
Коэффициенты A B C

Уровни преподавания:

1,00

0,64

0,36

2-й 0,64 0,36 0,16
3-й 0,36 0,16 0,04

Приложение 3

Показатели Степень обученности по уровням
1-му 2-му 3-му 4-му 5-му
1. Какую часть от общей СОУ составляет данный уровень 1/25 3/25 5/25 7/25 9/25
2. То же, % 4 12 20 28 36
3. Степень обученности учащихся (СОУ) при достижении этого показателя, % 4 16 36 64 100

1. По рисунку 1 определите:

1. По рисунку 1 определите:

Приложение 4

Не имеют общих точек (параллельны)
Имеют общие точки
Прямая и плоскость

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  253  254  255   ..