Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
Этапы обучения. |
Этапы усвоения. |
Объяснение нового материала. |
Проецирование новых знаний на определённые виды познавательной деятельности (показывать использование знаний при решении задач, соответствующих целям обучения) |
Формирование знаний и умений. |
Изменение качественных состояний в процессе формирования (изменение формы знаний и умений от материализованной до умственной, уровня обобщённости и самостоятельности) |
Этапы обучения. |
Результаты этапов. |
Предварительный, первый этапы. |
Создаётся мотивация, формируется сознательный интерес субъекта. |
Этап объяснения. |
Выделяется состав необходимой деятельности. |
Этап усвоения знаний. |
Овладение видами деятельности. |
№ этапа |
Содержание этапа |
Основные дидактические задачи этапа |
1 |
Открытие модуля (Входной контроль, постановка проблемы. Сообщение содержания модуля, его основных знаний и умений, тематики творческих заданий.)
|
· Подготовка уч-ся к работе над усвоением новых знаний.
|
2 |
Серия уроков-семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи обязательного уровня. |
· Установление правильности и осознанности нового материала.
|
3 |
Серия уроков-практикумов, на которых решаются задачи разного уровня, взятые из творческих работ уч-ся и из общего списка задач модуля. |
· Обеспечение усвоения способов действий в стандартных и измененных условиях
|
4 |
Контроль в форме зачета или контрольной работы |
· Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий |
5 |
Резюме (общение модуля) |
· Коррекция знаний и умений
|
Уровни дифференциации учебной деятельности |
Требования к уровням дифференциации учебной деятельности |
1. Общекультурный |
Понимание основных, ведущих идей курса, умение их объяснять, умение применять теоретические знания в практической ситуации |
2. Прикладной |
Глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса |
3. Творческий |
Умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий |
Блоки целей |
развития |
воспитания |
обучения |
Средняя (полная) ступень школы |
Развитие способностей личности. Формирование научного мировоззрения и нравственно-духовной культуры |
Формирование мотивации к профессиональному образованию. Формирование целостности и гуманитарной выраженности менталитета личности |
Формирование системы специальных знаний, умений и навыков на твор-ческом уровне профильного и углубленного характера. Формирование системы навыков самообразования. Формирование функцио-нальной грамотности |
Блок целей воспитания |
Блок целей обучения |
Формирование убеждений |
Формирование системы знаний |
Формирование системы социальных умений и навыков |
Формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков |
Формирование направленности личности |
Формирование структуры опыта |
Формирование структуры социальных позиций |
Организация деятельности других лиц |
Формирование структуры социальных ролей |
Самоорганизация деятельности |
Формирование структуры деятельности |
Рефлексия деятельности других лиц |
Ценностная ориентация личности |
Рефлексия собственной деятельности |
Номер учебного элемента (УЭ) |
Название учебного элемента |
Управление обучением (содержание, формы, методы) |
1.К.0 |
Цели и задачи модуля |
Необходимые знания и умения |
1.К.1 |
Учебные элементы |
Пояснение к учебному материалу |
………….. |
Обобщение (резюме) |
Источники информации, алгоритмы решения задач |
1.К.L |
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) |
Ответы, методы, внутрипредметные связи |
Порядковый номер в учебном элементе |
Учебный материал |
Управление обучением (содержание, формы, методы) |
0 |
Цели и задачи УЭ |
Необходимые знания и умения |
1 |
Содержание учебного материала |
Пояснения к учебному материалу, источники информации |
… … … |
Обобщение (резюме) |
Алгоритмы решения задач, ответы |
L |
Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням |
Методы и внутрипредметные связи |
Цель |
Тип урока |
Логика построения урока |
Восприятие и первичное осознание нового материала |
Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление и первичное запоминание → проверка усвоения → закрепление → анализ |
Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению |
Закрепление новых знаний |
Мотивация → актуализация ведущих способов и действий → восприятие образца применения знаний → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации → самоконтроль и контроль → коррекция |
Выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия |
Комплексное применение знаний |
Мотивация → актуализация комплекса знаний → образец применения знаний → самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция |
Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе |
Обобщение и систематизация знаний |
Мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного → обобщение и систематизация → установление внутрипредметных и межкурсовых связей, мировоззренческих идей |
Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности |
Проверка, оценка и коррекция знаний |
Мотивация → самостоятельное выполнение контрольных заданий → самоконтроль → контроль → анализ → оценка → коррекция |
Методы обучения |
Основная подгруппа |
Отдельные методы обучения |
1. Методы стимулирования и мотивации учения |
1.1. Методы формирования интереса к учению |
1.1. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования |
1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении |
1.2. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований |
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций |
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
|
Лекция, рассказ, беседа
|
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) |
Индуктивные, дедуктивные, аналогии и пр. |
2.3. Гностические методы (организация и осуществление логических операций) |
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский), репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение и практическая тренировка) |
2.4. методы самоуправления учебными действиями |
Самостоятельная работа |
3. Методы контроля и самоконтроля |
3.1. методы контроля |
Устный, письменный, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль |
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
|
Методы обучения |
Основная подгруппа |
Отдельные методы обучения |
1. Методы стимулирования и мотивации учения |
1.1. Методы формирования интереса к учению |
1.1. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования |
1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении |
1.2. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований |
2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций |
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
|
Лекция, рассказ, беседа
|
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) |
Индуктивные, дедуктивные, аналогии и пр. |
2.3. Гностические методы (организация и осуществление логических операций) |
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский), репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение и практическая тренировка) |
2.4. методы самоуправления учебными действиями |
Самостоятельная работа |
3. Методы контроля и самоконтроля |
3.1. методы контроля |
Устный, письменный, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль |
Рис.4 |
|
(А) пересекаются |
(В) скрещиваются |
(Б) параллельны |
(Г) могут быть пересекающимися, параллельными и скрещивающимися (в зависимости от вида тетраэдра) |
(А) пересекаются |
(В) скрещиваются |
(Б) параллельны |
(Г) возможны все три случая (А) – (В) |
(А) скрещиваются |
(В) параллельны |
(Д) не определить |
(Б) пересекаются |
(Г) пересекаются или параллельны |
(А) только b |
(В) только c и d |
(Д) все три прямые b, c, d |
(Б) только c |
(Г) только b и c |
(А) параллельны |
(В) пересекаются или параллельны |
(Б) пересекаются |
(Г) ответ отличен от (А) – (В) |
(А) параллельны |
(В) пересекаются или параллельны |
(Б) пересекаются |
(Г) ответ отличен от (А) – (В) |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) 1 или бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) 1 или бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) 0 или бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) 0 или бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 0 |
(В) бесконечно много |
(Д) 0 или бесконечно много |
(Б) 1 |
(Г) 0 или 1 |
(А) 5 см |
(В) 2 см |
(Д) ответ отличен от указанных |
(Б) 4 см |
(Г) 5 см или 2 см |
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение 1
Шаги |
Содержание |
1 |
Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы |
1.1 |
Выявление учебных элементов темы |
1.2 |
Выявление связей и отношений между учебными элементами темы |
1.3 |
Формирование логической структуры учебных элементов темы |
1.4 |
Определение уровней усвоения учебных элементов темы |
1.5 |
Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы |
1.6 |
Определение осознанности усвоения учебных элементов темы |
2 |
Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков |
2.1 |
Выявление учебных умений и навыков |
2.2 |
Систематизация общеучебных и специальных умений и навыков |
2.3 |
Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков |
2.3.1 |
Формирование мотивационной структуры действий |
2.3.2 |
Формирование системы ориентировочных действий |
2.3.3 |
Формирование системы исполнительских действий |
2.3.4 |
Формирование системы контрольных действий |
2.3.5 |
Формирование системы корректирующих действий |
2.3.6 |
Формирование системы управляющих действий учителя |
2.4 |
Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках недельного цикла познания или цикла деятельности |
Приложение 2
Коэффициенты |
A |
B |
C |
Уровни преподавания:
|
1,00
|
0,64
|
0,36
|
2-й |
0,64 |
0,36 |
0,16 |
3-й |
0,36 |
0,16 |
0,04 |
Показатели |
Степень обученности по уровням |
1-му |
2-му |
3-му |
4-му |
5-му |
1. Какую часть от общей СОУ составляет данный уровень |
1/25 |
3/25 |
5/25 |
7/25 |
9/25 |
2. То же, % |
4 |
12 |
20 |
28 |
36 |
3. Степень обученности учащихся (СОУ) при достижении этого показателя, % |
4 |
16 |
36 |
64 |
100 |
Приложение 3
1. По рисунку 1 определите:
|
1. По рисунку 1 определите:
|
|
|