Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  183  184  185   ..

 

 

История Болонского процесса

История Болонского процесса

История Болонского процесса

«Болонским» называют процесс создания странами Европейского Союза единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов – Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.).

Цели создания ЕПВО:

единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно;

высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

На данный момент в Болонский процесс входит 47 государств. Россия присоединилась в 2003 году, в 2005 году – Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан.

Болонский процесс строится на началах добровольности и ничего от своих участников не требует. Его главная цель – прозрачность, сопоставимость, «понятность» существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую.

Принципы Болонского процесса

В Болонской декларации указаны 10 основных задач, решение которых будет способствовать ЕПВО:

введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

переход на двухступенчатую систему высшего образования;

введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

обеспечение автономности вузов;

введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»);

переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.

Причины присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу:

система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;

на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче;

взаимодействие системы образования Республики Беларусь с ЕПВО предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;

формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;

и т.д.

Последствия присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу

Преимущества:

формирование системы высшего образования, адекватной современному этапу развития экономических и социальных отношений, включая гибкое образование, хорошо адаптируемое к быстро изменяющимся условиям;

устранение «разрыва» в реформировании систем образования России, стран СНГ и Республики Беларусь;

доступ в европейскую сеть обеспечения качества и возможность международной аккредитации белорусских университетов;

прямой доступ к европейским информационным ресурсам и облегчение признания дипломов (особенно важно для иностранных граждан);

повышение престижа белорусской высшей школы за рубежом и увеличение притока иностранных студентов;

расширение доступа к европейским программам академического и научного сотрудничества;

возможность влияния на формирование европейских решений в области высшего образования и в смежных областях;

социальный эффект для лиц, в силу разных причин меняющих место жительства, за счет системы признания результатов их обучения, приобретенных профессиональных квалификаций и отдельных курсов через систему зачетных кредитов;

расширение доступа к международным интеллектуальным ресурсам для насыщения учебных программ и обеспечения качества;

в период осуществления академической мобильности та часть белорусских студентов, которая склонна к практическим занятиям бизнесом, установит горизонтальные связи со своими сверстниками, чтобы потом воспользоваться ими для осуществления экономического сотрудничества в различных формах (для создания совместных предприятий, для расширения международных торговых связей).

Возможные негативные последствия:

снижение качества образования на первой ступени в условиях сокращенных сроков обучения;

утечка мозгов в более развитые страны (ценным является специалист с более продолжительным сроком обучения, 4-летние белорусские специалисты в Европе будут мало востребованы);

замена упрощенного приложения к диплому советского образца более сложным, рекомендованным ЮНЕСКО и Советом Европы;

переход на международную аккредитацию вузов и связанные с этим финансовые затраты.

Готовность Республики Беларусь к процедуре вступления

Во-первых, Беларусь с 2002 года предприняла шаги для введения системы высшего образования, основанной на двух основных циклах. Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» (2007 год) было утверждено введение в Беларуси системы обучения, обеспечивающей подготовку дипломированных специалистов и магистров. Этот же Закон определяет автономию высших учебных заведений.

Во-вторых, образовательные стандарты высшего образования (внедрены с 1 сентября 2008 г.) основываются на компетентностном подходе и позволяют внедрять системы кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2003 году в Республике Беларусь был разработан проект инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы зачетных единиц.

В-третьих, в 2007 году в рамках выполнения НИР была проведена разработка нового образца приложений к дипломам на основе образца ЮНЕСКО/Совета Европы.

В-четвертых, Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» и проект Кодекса Республики Беларусь об образовании поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в других вузах Беларуси и мира.

В-пятых, Беларусь стремится обеспечивать качество образования и прилагает усилия для разработки сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство образования рассматривает возможность создания систем, технологий и критериев оценки и контроля качества образования, совместимых с зарубежными стандартами, а к 2010 г. предполагает сформировать систему обеспечения качества высшего образования, совместимую с международными процедурами оценки качества образования.

В-шестых, Министерство поддерживает общемировые воззрения в высшем образовании относительно развития межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, высокой роли практической подготовки.

В-седьмых, Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 года № 5 о выполнении обязательств Республики Беларусь по Лиссабонской конвенции 1997 года, обеспечил правовую основу процедуры признания и установления эквивалентности зарубежных документов/квалификаций образования, которая осуществляется Отделом экспертиз и признаний документов об образовании Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы».

28 июля Президент Республики Беларусь поручил министру образования Александру Радькову начать процедуру присоединения Беларуси к Болонскому процессу.

Основная цель Болонского процесса – это создание Европейского пространства высшего образования и дальнейшее его совершенствование. Принятие Беларусью Болонского соглашения будет способствовать единой стандартизации национальной и европейской систем высшего образования, усилению интеграции в сфере науки, расширению доступа к европейским программам академического сотрудничества и привлечению к нам иностранных абитуриентов.

С принятием болонского соглашения мы должны будем перейти на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура). Таким образом, мы сможем достигнуть сопоставимости степеней высшего образования. И тогда гораздо проще будет получить образование в другой стране и даже трудоустроиться за рубежом.

Существует большая разница между нашей и европейской системами образования. И для того, чтобы её ликвидировать, понадобится очень много времени. Ведь для этого необходимо осуществить коренные преобразования в самом образовательном процессе.

Если мы решим вступать и менять, что делать в первую очередь? Есть какие-то стандарты?

- Стандартов нет. Есть модель, которую разделяют участники Болонского процесса. И это не только 3-ступенчатая программа. Главное - создать прозрачную систему образования, которая позволит в разных странах сопоставлять дипломы и полученную квалификацию. Вот конкретный пример - приложение к диплому. У нас ни один студент, получающий диплом, не получает приложения, которое соответствует европейским требованиям. Какое у нас сейчас приложение? Вдвое сложенный листик. А в Европе - это книжечка, где написано очень много. Если там сказано, что у вас 8 баллов по предмету, то прилагается система оценки, критериев. Все на английском языке. И будет понятно, что если у вас восьмерка, например, по идеологии, то вы и правда ее хорошо усвоили. И работодатель получит удовольствие от этого знания.

Какие еще нас ждут плюсы?

- БП откроет возможность студентам участвовать в европейских образовательных процессах, усилит студенческую мобильность. Наше образование станет более качественным.

А как практически проходит процесс присоединения? Как долго протянется эта процедура?

- Сначала нам нужно подать заявку. Наши документы рассмотрит экспертная группа. Она же приедет в Беларусь для изучения системы высшей школы. Но мы готовы к этой процедуре. Ведь наши вузы завершают процесс перехода на европейские стандарты, значит, на этом уровне проблем возникнуть не должно. Далее решение о включении Беларуси будет принимать Конференция министров образования европейских стран. Она проводится один раз в три года. Я так думаю, что решение может быть принято в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  183  184  185   ..