Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  625  626  627   ..

 

 

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста

Хакасский государственный университет

Введение

Мотивы,№

1 2 3 4 5 6
I выбор + + + +
II выбор + + + +
III выбор + + + +
Контрольный выбор + + + +
Тип мотива Характеристика поведения ребенка
1. Социальные мотивы На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно
2. Учебно-познавательные мотивы Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно
3. Оценочный мотив Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель
4. Позиционный мотив Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель
6. Игровые мотивы Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры

Мотивы

Социальный

Учебный

Игровой

Позиционный

Внешний

Оценочный

1 2 3 4 5 6 7
1. Адвянова Саша 3 2 2
2. Бедненко Рома 2 2 3

3. Белых

2 2 3
4. Белкин Алеша 2 2 2
5. Захарова Лена 2 2 2
6. Горбань Анна 2 2 2
7. Елисеев Рома. 2 3 2
8. Кенжаева Лена 2 2 3
9. Сжабина Олеся. 3 2 2
10. Зубцова Кристина 3 2 2
1 2 3 4 5 6 7
11. Канзычаков Стас 2 2 2
12. Кучубеев Дима 2 2 2
13. Керина Аня. 3 2
14. Семыкин Тима 2 3 2
15.Левкович Руслан 3 2 2
16. Лескин Паша. 2 3 2
17. Островских Артем. 2 2 3
18. Садыкова Таня 2 2 2
19. Силищева Ксения 2 2 3
20. Прутовых Кристина. 3 2 2
Итого: 8 23 37 28 7 29

Заключение

В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели основные подходы к понятию психологической готовности и к ее структуре. Над этой проблемой работали такие ученые как Л.И. Божович., Д.Б. Эльконин, Е.Е.Кравцова, Н.Г. Салмина.

Проанализировав данные источники, мы пришли к выводу, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

Структура психологической готовности включает в себя готовность основных психических сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.

Опираясь на работы Л.И. Божович, в которых основным критерием психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника » т.е. наиболее важным представляется мотивационный план, наибольшее предпочтение мы отдали изучению мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснении побудительных мотивов в поведении, самыми общими, основными являются мотивы мотивации и мотивов.

Слово мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность. Что же касается мотива, то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Рассмотрение проблемы мотивационной готовности к обучению в школе позволило предположить, что мотивационная готовность детей 6 и 7 лет имеет качественные отличия, которые позволяют большинству детей 7 лет быть готовыми к включению в учебную деятельность в отличие от детей 6-летнего возраста, у которых преобладают игровые мотивы.

Для подтверждения или опровержения этих данные было проведено экспериментальное исследование. Цель данного исследования –выявить особенности и сравнить уровни мотивационной готовности к обучению детей шести и семилетнего возраста.

Для диагностики мотивационной готовности был использован комплекс методик: это методика Л.А. Венгера «Две школы », методика М.Р. Гинзбурга «Исследование мотивации учения у старших дошкольников » и методика с воспитателями на «Ранжирование мотивов учения у детей дошкольного возраста ».

Результаты, полученные в нашем исследовании подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что в 7 лет процент детей готовых к школьному обучению (в мотивационном плане) выше, чем в 6 лет.

Библиография

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. – 34-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 240 с.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, - 1997. – 100 с.: ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. / Под ред. Фельдштейна. – М., 1995.

5. Венгер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Восросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М., 1992.

6. Глоссер У. Школа без неудачников. – М., 1991.

7. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Наука, 1995 – 119 с.

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М,: Логос, 1999 – 382 с.

10. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – М.: Дельта, 1998 – 222 с.

11. Коломенский Я.Л, Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста – М.: Просвещение, 1998.

12. Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 1999 – 40 с.

13. Леонтьев А.А. Лекция как общение. – М., 1974.

14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1976.

15. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности 6-7 лет / Научно-исследовательский институт общей психологии: Академия педагогических наук. – М.: Педагогика, 1992.

17. Нортова-Бочавер С.К., Мухартова Е.А. Скоро в школу. – М.: Глобус, 1995 – 128 с.

18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е издание, доработанное. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352 с.

19. Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. / Сост. Л.И. Земцева, Е.Ю. Суикова. – М., 1988.

20. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка к к школе. – Минск, 1982.

21. Подготовка детей к школе в семье. / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976.

22. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование. / Под ред. В.В. Давыдова – М., 1992.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие – М.: Владос, 1996 – 539 с.

24. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 128 с.

25. Тетрадь для подготовки в школу: Советы школьного психолога. – Пермь, 1994.

26. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. -–1983 - №4.

27. Формирование интереса к учению у дошкольников. / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1986.

28. Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность детей к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001 – 256 с.

29. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  625  626  627   ..

 

Мотивы

Социальный

Учебный

Игровой

Позиционный

Внешний

Оценочный

1 2 3 4 5 6 7
1. Баженов Дима 3 2 2
2. Бондарь Даша 3 2 2
1 2 3 4 5 6 7
3. Богданова Даша 2 2 2
4. Булаева Настя 2 2 2 2
5. Боргояков Дима 2 3 2
6. Вуколов Сережа 2 2 2 2
7. Иридеков Коля 2 3 2
8. Гаврилова Кристина 2 2 2
9. Козлов Саша 2 3 2
10. Кызласова Ксения 3 2 2 2
11. Рязанов Коля 2 2 2
12. Львов Саша 3 2 2 2
13. Пасека Лера 2 3 2 2
14. Сазанов Андрей 2 2 2 2
15. Топоева Вика 3 2 2
16. Тюкпие- ков Андрей 2 2 2
17. Ушаков Саша 2 2 3
18. Чупин Миша 2 3 3
19. Шакирова Мери 2 2 2
20. Якова Анжела 2 2 2
Итого: 15 38 26 23 8 25