Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  585  586  587   ..

 

 

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Изучение самоконтроля как элемента учебной деятельности младших школьников

1.1 Самоконтроль как элемент учебной деятельности

1.2 Психические особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников

1.4 Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Тема курса Название этапов Цели, задачи этапа Класс Сроки
Диагностический Исходный уровень развития умений самоконтроля. 1 август, сентябрь

Введение позиции "Я - контролер"

Начальное представление о самоконтроле. Формирование начальных представлений о самоконтроле.

1

октябрь-май

Работа

1. Умение

Развитие умения контролировать свой результат. 2 2-3-я четверти
2. Умение контролировать процесс достижения цели. (Послеоперационный контроль). Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели.

2

4 четверть

3. Самоконтроль разными

Развитие умений самоконтроля разными способами. 3 3-4-я четверти
Диагностический

Реальный уровень развития умений самоконтроля.

3 май

Самоконтроль разным

Развитие умений самоконтроля разными способами. 4 1-4-я четверти
Диагностический Диагностика уровня развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля. 4 май

Глава 2. Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников

2.1 Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса

Фамилия, имя Задания для самостоятельной работы
Петров К. 5+3 7-2 8-2 10-3 Задача
+ 6 + 8 6+3
Иванов А. 2 + + 8 6-3=4

Оценка

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень
Александр С. +
Александра Т. - Г. +
Александра Ч. +
Алина Д. +
Анжела З. +
Анна П. +
Армине Д. +
Артем У. +
Василий К. +
Виктория Т. +
Виталий Д. +
Глеб К. +
Григорий Ш. +
Давид Ч. +
Дарья Ж. +
Иван М. +
Илья С. +
Людмила К. +
Маргарита Т. +
Павел В. +
Юлия Г. +

Оценка

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Александр С. +
Александра Т. - Г. +
Александра Ч. +
Алина Д. +
Анжела З. +
Анна П. +
Армине Д. +
Артем У. +
Василий К. +
Виктория Т. +
Виталий Д. +
Глеб К. +
Григорий Ш. +
Давид Ч. +
Дарья Ж. +
Иван М. +
Илья С. +
Людмила К. +
Маргарита Т. +
Павел В. +
Юлия Г. +

2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля

Оценка

Степень осознания Объект контроля

Проявление

высокая средняя низкая

результат

процесс деятельности отсутствует присутствует
Александр С. + + +
Александра Т. - Г. + + +
Александра Ч. + + +
Алина Д. + + +
Анжела З. + + +
Анна П. + + +
Армине Д. + + +
Артем У. + + +
Василий К. + + +
Виктория Т. + + +
Виталий Д. + + +
Глеб К. + + +
Григорий Ш. + + +
Давид Ч. + + +
Дарья Ж. + + +
Иван М. + + +
Илья С. + + +
Людмила К. + + +
Маргарита Т. + + +
Павел В. + + +
Юлия Г. + + +

Оценка

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень
Александр С. +
Александра Т. - Г. +
Александра Ч. +
Алина Д. +
Анжела З. +
Анна П. +
Армине Д. +
Артем У. +
Василий К. +
Виктория Т. +
Виталий Д. +
Глеб К. +
Григорий Ш. +
Давид Ч. +
Дарья Ж. +
Иван М. +
Илья С. +
Людмила К. +
Маргарита Т. +
Павел В. +
Юлия Г. +

Оценка

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Александр С. +
Александра Т. - Г. +
Александра Ч. +
Алина Д. +
Анжела З. +
Анна П. +
Армине Д. +
Артем У. +
Василий К. +
Виктория Т. +
Виталий Д. +
Глеб К. +
Григорий Ш. +
Давид Ч. +
Дарья Ж. +
Иван М. +
Илья С. +
Людмила К. +
Маргарита Т. +
Павел В. +
Юлия Г. +

Заключение

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство "Ось-89", 2000. - 272 с.

2. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования - на основную школу // Начальная школа. - № 8. - 2004. - с.13-15.

3. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.34-35.

4. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет // Вопросы психологии. - № 4. - 1988. - с.25-28

5. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Издательство "Союз", 2000. - 159 с.

6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 140 с.

7. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1999. - 114 с.

8. КотырлоВ.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев: Издательство: "Киев", 1979. - 279 с.

9. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - № 2. - 1986. - с.36-39.

10. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. - № 2. - 2003 март - апрель. - с.12-14.

11. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М.: Высшая школа, 1979. - 150 с.

12. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. - М.: Просвещение, 1997. - 120 с.

13. Мир детства: младший школьник / Под ред.А.Г. Хрипковой; Отв. ред.В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. - 400 с.

14. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. - №10. - 1988. - с.18-21.

15. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - 213 с.

16. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

17. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников // Начальная школа. - № 11. - 2004. - с.31-37.

18. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с.

19. Реан А.Л., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 160 с.

20. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.

21. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе. - №3. - 1980. - с.24-26.

22. Семенов И. H., Степанов Ю. H. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Исследование проблемы психологии творчества. - М., 1983. - с.154-182.

23. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.10-13.

24. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

25. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. - № 2. - 1989. - с. 19-22.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  585  586  587   ..

 

Оценка

Степень осознания Объект контроля

Проявление

высокая средняя низкая

результат

процесс деятельности отсутствует присутствует
Александр С. + + +
Александра Т. - Г. + + +
Александра Ч. + + +
Алина Д. + + +
Анжела З. + + +
Анна П. + + +
Армине Д. + + +
Артем У. + + +
Василий К. + + +
Виктория Т. + + +
Виталий Д. + + +
Глеб К. + + +
Григорий Ш. + + +
Давид Ч. + + +
Дарья Ж. + + +
Иван М. + + +
Илья С. + + +
Людмила К. + + +
Маргарита Т. + + +
Павел В. + + +
Юлия Г. + + +