Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  599  600  601   ..

 

 

Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе

Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие педагогического общения

1.2 Функции и стили педагогического общения

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическая часть

2.1 Особенности педагогического общения в вузе

2.2 Анализ применения моделей педагогического общения (на материале ОмГАУ)
преподаватели плюсы минусы
1 4, 6, 11, 15,, 17,18, 19, 23 1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,,24
2 1,2,5,6,10,12,13,14,17,18, 22,23, 3,4,7,8,9,11, 15,16, 19, 20,21, 24
3 7,8,9,10,14,16, 20,21,22,24 1,2,3,4,5,6,11,12,13,15,17, 18, 19,23
4 1,2,3,4,5,6,13,15, 19, 20, 22,23 7,8,9,10,11,12,14,16,17,18, 21,24
5 5, 9,10, 14, 16, 18, 20,21,22 1,2,3,4, 6,7,8,11,12,13, 15, 17, 19,23,24

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложения

Приложение № 1

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый материал

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке занятия даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с аудиторией?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за кафедрой?

5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы занятия?

7. Часто ли вы по ходу занятия включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы занятия обучающихся (студентов)?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе занятия?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди обучающихся (студентов)?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание обучающихся (студентов)?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны обучающихся (студентов) во время занятия?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли вы, чтобы обучающиеся (студенты) задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?

17. Забываете ли вы во время занятия о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди обучающихся (студентов) в группе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки обучающихся (студентов)? Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении обучающихся (студентов)?

20. Поощряете ли вы обучающихся (студентов) учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы занятия?

21. Отвечаете ли вы сразу же на реплики обучающихся (студентов)?

22. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

23. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану занятия времени?

24. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ к тесту
педагог Модель
1 Диктаторская "Монблан"
2 Негибкого реагирования "Робот"
3 Активного взаимодействия "Союз"
4 Негибкого реагирования "Робот"
5 Авторитарная "Я сам (а)"
Модели общения № вопросов
Да "+" Нет "-"
Диктаторская "Монблан" 4, 6, 11, 15, 17, 23 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24
Неконтактная "Китайская стена" 9, 11, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.
Дифференцированное внимание "Локатор " 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23
Гипорефлексивная "Тетерев" 9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22
Гиперрефлексивная "Гамлет" 3,12,14,18, 19, 20,22,25 2, 5, 6, 11, 13, 23
Негибкого реагирования "Робот" 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24
Авторитарная "Я сам (а)" 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21
Активного взаимодействия "Союз" 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.

Приложение №2

Секреты успешного общения

Технические приемы эффективного слушания.

1. Выявите свои привычки слушания, слабые и сильные стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек - это первый шаг к их совершенствованию.

2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы сами не скажите ему об этом?

3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости во взгляде (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет обращаться с внимательным, живым собеседником.

4. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон).

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства "закодированными", в соответствии с принятыми социальными нормами.

6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения. Следить надо за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

7. Придерживайтесь одобрительной реакции но отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.

8. Прислушивайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию. Вам станет легче слушать собеседника.

9. Помните, что часто цель собеседника - получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие - лучший ответ собеседнику.

(по материалам Интернет)

Причины ошибок при общении ( по Р.С. Немову).

1. Недостаток информации о данном человеке.

В силу этой причины человек воспринимается и оценивается односторонне, например, только с положительной или же исключительно с отрицательной стороны. Естественно, сложившийся образ не будет соответствовать действительности.

2. Неверная информация о данном человеке, полученная из источников, не вполне достоверных. Часто в своих отношениях к людям мы руководствуемся сведениями, полученными из третьих рук. При этом мы неоправданно доверяем этим сведениям, часто забывая о том, что их источниками могут быть люди, восприятие которых весьма субъективно, а оценки предвзяты.

Для того чтобы избежать ошибок подобного рода, необходимо всегда интересоваться точками зрения других людей о данном человеке и не спешить делать окончательные выводы о человеке без достаточного личного опыта общения с ним.

3. Неспособность правильно воспринимать и оценивать людей.

К сожалению, этим страдают практически все без исключения люди. Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Соответствующие ей умения развиваются прижизненно и зависят от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей. Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.

4. Субъективная положительная или отрицательная установка на человека.

От такой установки трудно избавиться, особенно если она сложилась давно. Чтобы избавиться от этого хотя бы частично, постарайтесь ответить на вопросы: почему я отношусь к этому человеку именно так? Не потому ли, что он похож на кого-то другого из моего прошлого опыта? Заслуживает ли он такого отношения к себе?

Приемы активного слушания

( по Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной, Н.В. Куренковой)

Основным приемом активного слушания является перефразирование. По своей сути оно представляет сравнение своей гипотезы с картиной внутреннего мира другого человека и, следовательно, умение понять чувства и слова собеседника. Когда человек слышит свои собственные мысли и чувства от другого, они звучат иначе, и эта разница усиливает их понимание. Существуют три основные причины перефразирования:

1. Для проверки восприятия: "Правильно ли я понял?"

Когда перефразирование здесь сделано точно, собеседник лучше понимает, как другой чувствует себя в подобной ситуации и как можно более эффективно помочь ему. Реакцией, как правило, служат фразы, подтверждающие точность или неточность сказанного: "Да, так и было", "Хорошо", "Нет, это было не так".

2. Для объяснения того, что сказал собеседник: "Ты это имел в виду?"

Такое перефразирование дает возможность для акцентирования некоторых моментов сказанного, часто оно открывает новые аспекты и позволяет посмотреть на происшедшее с другой позиции.

3. Для того, чтобы показать сопричастность.

Оно показывает, что слушающий хорошо понимает говорящего, вникает в то, что его волнует, и таким образом создает доверие.

Хорошее перефразирование:

Словно говорит "Я с тобой";

Ухватывает сущность того, что сказал собеседник, опуская детали;

Передает общий смысл другими словами.

Правила эффективного общения по Д. Карнеги:

Искренне интересуйтесь другими людьми.

Улыбайтесь.

Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.

Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,

Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.

Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

Памятка (по В.М. Лещинскому и СВ. Кульневич)

Пытаясь использовать любые рекомендации по общению, помните:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  599  600  601   ..