ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Литература
Приложения
Уровни
|
2000
|
2001
|
2002
|
Городской |
57 |
77 |
79 |
Областной |
59 |
61 |
60 |
Российский |
6 |
3 |
1 |
Общее кол-во сертификатов |
9 |
9 |
11 |
Выводы к первой главе
Мотивы
|
Начало ОЭР
|
Завершение ОЭР
|
Познавательный |
20,5% |
41% |
Внешний, социальный |
40,1% |
35,7% |
Коммуникативный |
58,7% |
89% |
Ориентация на содержание занятия |
27,8% |
78,9% |
Направленность на педагога |
53,8% |
75,3% |
Проведение досуга |
83,2% |
60,2% |
Показатели
|
начало ОЭР
|
конец ОЭР
|
н |
ср |
в |
н |
ср |
в |
1 |
Когнитивный |
8 |
83 |
9 |
7 |
64 |
29 |
2 |
Мотивационный |
20 |
55 |
25 |
10 |
63 |
27 |
3 |
Коммуникативный |
30 |
65 |
5 |
5 |
60 |
35 |
4 |
Эмоциональный |
18 |
78 |
4 |
- |
52 |
48 |
5 |
Креативный |
15 |
73 |
12 |
10 |
70 |
20 |
Уров-ни
|
Педагогические
задачи
|
Самореализация детей |
Познание |
Творчество |
Досуг |
Досу-
|
Организовать досуг, развлечение;
|
Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников. |
на основе самопознания
|
дни открытых дверей, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, фестивали,
|
Ре-про-дуктивный
|
Увлечь ребенка;
|
Овладение специальным знаниям и навыкам по профилю избранной деятельности на репродуктивном уровне;
|
На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу» |
Пассивное потребление культурных ценностей (знаний, опыта и т.д.)
|
Твор-ческий
|
Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний. |
Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей. |
Участие в коллективной творческой деятельности, поиск средств для выполнения дел, поручений |
Активное участие в коллективных творческих делах |
Иссле-
|
Повысить уровень внутренней мотивации;
|
Самостоятельное порождение знаний;
|
Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения). |
Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство. |
Направленность
|
Качества личности
|
Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств
|
Общественно-значимые качества
|
доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость |
Трудовые десанты, ярмарки,
|
Личностные
|
точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчи-вость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность |
декоративное прикладное творчество, изодеятельность,
|
Коммуникативные качества
|
общительность, чуткость
|
коллективные творческие дела, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги,
|
Начало
|
Социально-значимые
|
Завершение ОЭР
|
5
|
1.Доброта
|
3
|
№
|
Критерии |
Характеристика уровней |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Владение основами теории воспитания детей |
Имеет общее представление о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях детей |
Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко учитывает возрастные особенности детей |
Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе с детьми |
2 |
Умение осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания |
План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей детей. |
Содержание воспитания программы составлено с учетом воспитательных задач и опирается на интересы детей |
Содержание воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей |
3 |
Владение методами и формами воспитательной деятельности |
Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания.
|
Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами. |
Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в –методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Владение методикой диагностики уровня социальной активности детей |
Имеет слабое представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики |
Имеет полное представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически |
Содержание воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики |
5 |
Умение осуществлять анализ воспитательной деятельности |
Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности |
Владеет методикой анализа воспитательной деятельности, анализ осуществляет не систематически |
Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности |
Содержание |
Количество часов |
всего |
лекция |
практика |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Теоретические основы дополнительного образования |
12 |
8 |
4 |
1. Современная концепция гуманистического воспитания в педагогике |
4
|
2
|
2
|
2. Концептуальные основы деятельности Центра эстетического воспитания детей |
2
|
2
|
- |
3. Воспитание социальной активности детей в УДО |
6 |
4 |
2 |
II. Психолого-педагогические основы дополнительного образования |
24
|
14
|
10
|
1. Изучение личности ребенка в условиях дополнительного образования |
6 |
4 |
2 |
2. Возрастные особенности личности детей и подростков |
6 |
4 |
2 |
3. Психолого-педагогическая диагностика развития личности ребенка в условиях УДО |
6 |
4 |
2 |
4. Технологии общения в УДО |
2 |
- |
2 |
5. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству |
4 |
2 |
2 |
III. Организация деятельности педагога дополнительного образования. |
24 |
12 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Методическая деятельность педагога дополнительного образования. |
8 |
4 |
4 |
3.Особенности деятельности педагога дополнительного образования. |
6 |
4 |
2 |
4. Проектирование содержания воспитания |
10 |
4 |
6 |
IV.Организация детского досуга в УДО |
12 |
8 |
4 |
1. Технологии организации форм воспитательной работы. |
4 |
2 |
2 |
2.Методы досуговой педагогики. |
2 |
1 |
1 |
3.Моделирование основных форм детского досуга. |
4 |
2 |
2 |
Итого: |
72 |
47 |
25 |
Уровни профессионального мастерства |
Начало ОЭР |
Завершение ОЭР |
Высшая квалификационная категория |
5% |
8,6 % |
Первая квалификационная категория |
11 % |
27,8 % |
Вторая квалификационная категория |
22 % |
37 % |
Показатели удовлетворенности (в б мах)
|
1999
|
2003
|
Сплоченность коллектива |
1,85 |
1,92 |
Атмосфера творчества |
1,76 |
1,85 |
Отношения с администрацией |
1,82 |
1,87 |
Готовность к оказанию помощи,
|
1,84 |
1,97 |
Жизнедеятельность коллектива |
1,79 |
1,91 |
№
|
позиции
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
1999
|
2003
|
1999
|
2003
|
1999
|
2003
|
1 |
Владение основами теории воспитания детей |
65% |
27% |
23% |
58% |
12% |
19% |
2 |
Умение осуществлять целеполагание |
72% |
20% |
10% |
65% |
8% |
25% |
3 |
Владение методами и формами воспитательной деятельности |
59% |
17% |
21% |
54% |
10% |
29% |
4 |
Диагностика уровня воспитанности детей |
87% |
44% |
13% |
47% |
- |
6% |
5. |
Анализ воспитательной деятельности |
75% |
27% |
24% |
48% |
1% |
25% |
Пара-метры
|
Конец
|
20 –30-е
|
40-80-е
|
Конец
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Цели
|
Компенсировать отсутствие школьного образования.
|
Идеологическое воспитание подрастающего поколения;
|
Всестороннее развитие личности на основе коммунистического мировоззрения.
|
Развить мотивацию детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся (Типовое положение об УДО). |
Задачи
|
Развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятия по душе для его разумного досуга.
|
Привитие трудовых навыков,
|
Организация досуга детей и проведение массовой культурно-просветительной работы; (Воронова М.А.)
|
Компенсирование
|
Принципы
|
- общественности;
|
- соблюдение строгой светскости;
|
- комплексный подход к воспитанию;
|
- признание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Функции
|
компенсирующая: компенсировать отсутствие у детей школьного образования
|
воспитательная, профилактически оздоровительная |
- профессио-нальное и гражданское самоопределение;
|
-образовательная функция;
|
Виды образовательных учреждений
|
детские клубы, детские библиотеки, детские площадки, детские кружки и ассоциации, детские театры, профилактории и лечебные учреждения, учреждения внешкольного физического воспитания (Воронова М.А.) |
внешкольные учреждения: дворцы, дома пионеров, станции юных техников, детские библиотеки, детские железные дороги, станции юных туристов, станции юннатов, пионерские лагеря (загородные, городские, школьные, колхозные).
|
многопрофильные учреждения: дворец, дом, центр, детский парк, детский оздоровительный лагерь.
|
Направления
|
клубная работа по интересам детей
|
просветительская и идейно-политическая пропаганда (В.А.Березина). |
учебно-кружковая, массовая работа,
|
- реализация дополнительных образовательных программ;
|
Цель |
Обеспечить реализацию педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО |
Задачи
|
- разработать структуру процесса воспитания социальной активности детей;
|
Этапы
|
Содержание
|
Предполагаемые
|
Организационный
|
- выработка критериев и диагностирование показателей подготовлености педагога к владению воспитательными технологиями;
|
- Методическое описание, сценарии субъектно-ориентированных форм воспитания
|
Формирующий
|
- апробация образовательных программ;
|
- образовательные программы по направлениям
|
Заключительный
|
- проведение диагностики по разработанным критериям;
|
- Программа развития воспитания детей в МУ ДОД ЦЭВД на 2003-2007 гг. |
Учебно-тематический план (фрагмент)детского объединения "Искусство вокруг нас" 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения “Аленушка” (традиционный)
№
п-п
|
Наименование темы |
Количество часов |
Всего |
Теор. |
Прак. |
1 |
Организационный |
12 |
2 |
10 |
2 |
Знакомство с художественными материалами: графические материалы, гуашь и акварель, смешивание техник. |
21 |
7 |
14 |
3 |
Лепка: «пластилиновая сказка», тестопластика. |
36 |
12 |
24 |
4 |
Поделки из бумаги: вырезывание, конструирование, оригами. |
30 |
10 |
20 |
5 |
Аппликация: аппликация из ткани и бумаги, аппликация из природных материалов. |
36 |
11 |
15 |
6 |
Различные техники изобразительного искусства: граттаж, акварель, витраж. |
24 |
8 |
16 |
7 |
Декоративно-прикладное творчество: оттиски орнамента, плетение. |
27 |
9 |
18 |
8 |
Рисование: люди, животные, растения. |
24 |
8 |
16 |
9 |
Обобщающие занятия |
6 |
1 |
5 |
Итого: |
216 |
68 |
148 |
Продолжение Приложения 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
Психологическая культура |
Выявление (диагностика) и развитие личностных качеств ребенка, способствующих формированию художественной культуры детей. Психология общения. Психологический тренинг. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, мышления, памяти, речи, умения выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и их авторам. |
30 |
8 |
22 |
7 |
Физическая культура |
Общая физическая подготовка. Развитие и укрепление мелкой и крупной моторики кисти рук. Сохранение правильной осанки тела при выполнении работ. |
10 |
- |
10 |
8 |
Искусство |
Орнамент. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Народные промыслы: дымковская и хохломская росписи. |
50 |
10 |
40 |
9 |
Социальная практика |
Правила и обязанности участника детского объединения. Выходы в выставочные залы. Концерты |
20 |
4 |
16 |
Итого:
|
216 |
40 |
176 |
Приложение 4
Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения «Искусство вокруг нас» 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения «Аленушка» (по образовательным областям)
№
п/п
|
Образовательная
область
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Всего |
Теор. |
Прак. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Словесность |
Вводное занятие. Энциклопедия искусства. Словари и справочники по искусству. Периодические издания по искусству. Понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах. Понятие о художественных материалах. |
6 |
2 |
4 |
2 |
Культурная антропология |
История изоискусства и декоративно-прикладного искусства в Оренбуржье, России и за рубежом. Традиции декоративно-прикладного искусства |
6 |
2 |
4 |
3 |
Естествознание |
Изображение растительного и животного мира средствами изо и декоративно-прикладного искусства. Понятие о движении и пластике. Возможности использования природного и бросового материалов в искусстве. Понятие о свойствах различных природных материалов. Художественные материалы: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь и акварель, тушь и перо. |
24 |
8 |
16 |
4 |
Математика |
Правила расположения материалов при составлении художественных композиций. Математические расчеты при смешении красок. Геометрические фигуры при изготовлении композиций |
12 |
4 |
8 |
5 |
Технология |
Вырезывание и конструирование из бумаги. Оригами. Аппликация: из бумаги, из ткани, из природных и бросовых материалов. Изготовление декоративных рамок из веток, ваз из косточек и семян. Техники изобразительного искусства: гратаж, витраж, монотипия, рисунок на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге.
|
68 |
12 |
56 |
содержание ..
31
32
33 ..
|
|
|