Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..

 

 

Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Литература

Приложения

Выводы к первой главе

Уровни 2000 2001 2002
Городской 57 77 79
Областной 59 61 60
Российский 6 3 1
Общее кол-во сертификатов 9 9 11
Мотивы Начало ОЭР Завершение ОЭР
Познавательный 20,5% 41%
Внешний, социальный 40,1% 35,7%
Коммуникативный 58,7% 89%
Ориентация на содержание занятия 27,8% 78,9%
Направленность на педагога 53,8% 75,3%
Проведение досуга 83,2% 60,2%

Показатели

начало ОЭР конец ОЭР
н ср в н ср в
1 Когнитивный 8 83 9 7 64 29
2 Мотивационный 20 55 25 10 63 27
3 Коммуникативный 30 65 5 5 60 35
4 Эмоциональный 18 78 4 - 52 48
5 Креативный 15 73 12 10 70 20
Уров-ни

Педагогические

задачи

Самореализация детей
Познание Творчество Досуг

Досу-

Организовать досуг, развлечение;

Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников.

на основе самопознания

дни открытых дверей, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, фестивали,

Ре-про-дуктивный

Увлечь ребенка;

Овладение специальным знаниям и навыкам по профилю избранной деятельности на репродуктивном уровне;

На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу»

Пассивное потребление культурных ценностей (знаний, опыта и т.д.)

Твор-ческий

Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний. Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей. Участие в коллективной творческой деятельности, поиск средств для выполнения дел, поручений Активное участие в коллективных творческих делах

Иссле-

Повысить уровень внутренней мотивации;

Самостоятельное порождение знаний;

Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения). Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство.

Направленность

Качества личности Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств

Общественно-значимые качества

доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость

Трудовые десанты, ярмарки,

Личностные

точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчи-вость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность

декоративное прикладное творчество, изодеятельность,

Коммуникативные качества

общительность, чуткость

коллективные творческие дела, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги,

Начало

Социально-значимые

Завершение ОЭР

5

1.Доброта

3

Критерии Характеристика уровней
низкий средний высокий
1 2 3 4 5
1 Владение основами теории воспитания детей Имеет общее представление о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях детей Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко учитывает возрастные особенности детей Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе с детьми
2 Умение осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей детей. Содержание воспитания программы составлено с учетом воспитательных задач и опирается на интересы детей Содержание воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей
3 Владение методами и формами воспитательной деятельности Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания. Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами. Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в –методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах
1 2 3 4 5
4 Владение методикой диагностики уровня социальной активности детей Имеет слабое представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики Имеет полное представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически Содержание воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики
5 Умение осуществлять анализ воспитательной деятельности Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности Владеет методикой анализа воспитательной деятельности, анализ осуществляет не систематически Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности
Содержание Количество часов
всего лекция практика
1 2 3 4
I. Теоретические основы дополнительного образования 12 8 4
1. Современная концепция гуманистического воспитания в педагогике

4

2

2

2. Концептуальные основы деятельности Центра эстетического воспитания детей

2

2

-
3. Воспитание социальной активности детей в УДО 6 4 2
II. Психолого-педагогические основы дополнительного образования

24

14

10

1. Изучение личности ребенка в условиях дополнительного образования 6 4 2
2. Возрастные особенности личности детей и подростков 6 4 2
3. Психолого-педагогическая диагностика развития личности ребенка в условиях УДО 6 4 2
4. Технологии общения в УДО 2 - 2
5. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству 4 2 2
III. Организация деятельности педагога дополнительного образования. 24 12 12
1 2 3 4
2. Методическая деятельность педагога дополнительного образования. 8 4 4
3.Особенности деятельности педагога дополнительного образования. 6 4 2
4. Проектирование содержания воспитания 10 4 6
IV.Организация детского досуга в УДО 12 8 4
1. Технологии организации форм воспитательной работы. 4 2 2
2.Методы досуговой педагогики. 2 1 1
3.Моделирование основных форм детского досуга. 4 2 2
Итого: 72 47 25
Уровни профессионального мастерства Начало ОЭР Завершение ОЭР
Высшая квалификационная категория 5% 8,6 %
Первая квалификационная категория 11 % 27,8 %
Вторая квалификационная категория 22 % 37 %
Показатели удовлетворенности (в б мах) 1999 2003
Сплоченность коллектива 1,85 1,92
Атмосфера творчества 1,76 1,85
Отношения с администрацией 1,82 1,87

Готовность к оказанию помощи,

1,84 1,97
Жизнедеятельность коллектива 1,79 1,91

позиции низкий средний высокий
1999 2003 1999 2003 1999 2003
1 Владение основами теории воспитания детей 65% 27% 23% 58% 12% 19%
2 Умение осуществлять целеполагание 72% 20% 10% 65% 8% 25%
3 Владение методами и формами воспитательной деятельности 59% 17% 21% 54% 10% 29%
4 Диагностика уровня воспитанности детей 87% 44% 13% 47% - 6%
5. Анализ воспитательной деятельности 75% 27% 24% 48% 1% 25%
Пара-метры Конец

20 –30-е

40-80-е

Конец
1 2 3 4 5
Цели

Компенсировать отсутствие школьного образования.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения;

Всестороннее развитие личности на основе коммунистического мировоззрения.

Развить мотивацию детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся (Типовое положение об УДО).
Задачи

Развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятия по душе для его разумного досуга.

Привитие трудовых навыков,

Организация досуга детей и проведение массовой культурно-просветительной работы; (Воронова М.А.)

Компенсирование

Принципы

- общественности;

- соблюдение строгой светскости;

- комплексный подход к воспитанию;

- признание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;

1 2 3 4 5
Функции

компенсирующая: компенсировать отсутствие у детей школьного образования

воспитательная, профилактически оздоровительная

- профессио-нальное и гражданское самоопределение;

-образовательная функция;

Виды образовательных учреждений детские клубы, детские библиотеки, детские площадки, детские кружки и ассоциации, детские театры, профилактории и лечебные учреждения, учреждения внешкольного физического воспитания (Воронова М.А.)

внешкольные учреждения: дворцы, дома пионеров, станции юных техников, детские библиотеки, детские железные дороги, станции юных туристов, станции юннатов, пионерские лагеря (загородные, городские, школьные, колхозные).

многопрофильные учреждения: дворец, дом, центр, детский парк, детский оздоровительный лагерь.

Направления

клубная работа по интересам детей

просветительская и идейно-политическая пропаганда (В.А.Березина).

учебно-кружковая, массовая работа,

- реализация дополнительных образовательных программ;

Учебно-тематический план (фрагмент)детского объединения "Искусство вокруг нас" 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения “Аленушка” (традиционный)

Цель Обеспечить реализацию педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО
Задачи

- разработать структуру процесса воспитания социальной активности детей;

Этапы Содержание

Предполагаемые

Организационный

- выработка критериев и диагностирование показателей подготовлености педагога к владению воспитательными технологиями;

- Методическое описание, сценарии субъектно-ориентированных форм воспитания

Формирующий

- апробация образовательных программ;

- образовательные программы по направлениям

Заключительный

- проведение диагностики по разработанным критериям;

- Программа развития воспитания детей в МУ ДОД ЦЭВД на 2003-2007 гг.

п-п

Наименование темы Количество часов
Всего Теор. Прак.
1 Организационный 12 2 10
2 Знакомство с художественными материалами: графические материалы, гуашь и акварель, смешивание техник. 21 7 14
3 Лепка: «пластилиновая сказка», тестопластика. 36 12 24
4 Поделки из бумаги: вырезывание, конструирование, оригами. 30 10 20
5 Аппликация: аппликация из ткани и бумаги, аппликация из природных материалов. 36 11 15
6 Различные техники изобразительного искусства: граттаж, акварель, витраж. 24 8 16
7 Декоративно-прикладное творчество: оттиски орнамента, плетение. 27 9 18
8 Рисование: люди, животные, растения. 24 8 16
9 Обобщающие занятия 6 1 5
Итого: 216 68 148

Продолжение Приложения 3

1 2 3 4 5 6
6 Психологическая культура Выявление (диагностика) и развитие личностных качеств ребенка, способствующих формированию художественной культуры детей. Психология общения. Психологический тренинг. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, мышления, памяти, речи, умения выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и их авторам. 30 8 22
7 Физическая культура Общая физическая подготовка. Развитие и укрепление мелкой и крупной моторики кисти рук. Сохранение правильной осанки тела при выполнении работ. 10 - 10
8 Искусство Орнамент. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Народные промыслы: дымковская и хохломская росписи. 50 10 40
9 Социальная практика Правила и обязанности участника детского объединения. Выходы в выставочные залы. Концерты 20 4 16

Итого:

216 40 176

Приложение 4

Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения «Искусство вокруг нас» 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения «Аленушка» (по образовательным областям)

п/п

Образовательная

область

Наименование темы Количество часов
Всего Теор. Прак.
1 2 3 4 5 6
1 Словесность Вводное занятие. Энциклопедия искусства. Словари и справочники по искусству. Периодические издания по искусству. Понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах. Понятие о художественных материалах. 6 2 4
2 Культурная антропология История изоискусства и декоративно-прикладного искусства в Оренбуржье, России и за рубежом. Традиции декоративно-прикладного искусства 6 2 4
3 Естествознание Изображение растительного и животного мира средствами изо и декоративно-прикладного искусства. Понятие о движении и пластике. Возможности использования природного и бросового материалов в искусстве. Понятие о свойствах различных природных материалов. Художественные материалы: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь и акварель, тушь и перо. 24 8 16
4 Математика Правила расположения материалов при составлении художественных композиций. Математические расчеты при смешении красок. Геометрические фигуры при изготовлении композиций 12 4 8
5 Технология

Вырезывание и конструирование из бумаги. Оригами. Аппликация: из бумаги, из ткани, из природных и бросовых материалов. Изготовление декоративных рамок из веток, ваз из косточек и семян. Техники изобразительного искусства: гратаж, витраж, монотипия, рисунок на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге.

68 12 56

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..