Подрыв затонувших судов и барж

  Главная       Морское дело - Учебники      Подводное подрывное дело (Буянов М.М.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31 

 

 

ГЛАВА IX РАСЧЕТ НА ПОДРЫВНЫЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, ВСТРЕЧАЕМЫХ В ПРАКТИКЕ ПОДВОДНЫХ РАБОТ



§ 1. Подрыв затонувших судов и барж



К подрыванию затонувших судов прибегают, когда судно не может быть извлечено из воды в целом виде,
за отсутствием на месте соответствующих подъемных средств. Методы взрывания затонувших судов различны, они зависят от места и глубины, заноса песком или илом и от силы подъемных средств.

До подрывных работ необходимо произвести обследование при помощи водолазной станции. Обследованием устанавливаются: размеры судна, его конструктивные особенности, положение под водой по отношению к грунту и слой наноса. Результаты наносятся на чертеж, по данным составляется план и выбирается соответствующий метод работ. В большинстве случаев необходимо вести взрывы сосредоточенно, удлиненными зарядами (рис. 18).

 

Если наносный слой большой, заряды следует укладывать от края прореза, с таким расчетом, чтобы водолазу можно было проходить по уже взорванному месту (рис. 19).
 

 

При укладывании следующего заряда нанос на корпусе от силы взрыва предыдущего заряда очищается; это позволяет следующий заряд положить непосредственно на железо и тем самым увеличить радиус действия его.

Взрывы удобнее и безопаснее производить электродетонатором. В качестве взрывчатых веществ лучше применять динамит (в теплое время года) и тротил. При применении аммонитов надо их хорошо патронировать.

Подрывники ЭПРОН при взрывании бортов затонувших судов применяют удлиненные заряды в шлангах и трубах. Например, при подъеме носовой части крана в Архангельске применили аммонит, запатронированный в старые 6-дюймовые шланги, вес зарядов 8—15 кг. Взрывание производилось детонирующим шнуром. Результаты были хорошие.

Для подрыва днища одного судна были применены железные трубы длиной 1,5—2 м, наполненные динамитом. Взрывание производилось электродетонатором. Результаты получились хорошие.

Заряженная труба при помощи нажатия до половины уходила в грунт. После взрыва 10 мм железо перебивалось, слой цемента высотой 10—15 см раздроблялся. Отдельные куски цемента и железа разлетались на 120 м. При разделке взрываемого судна на отдельные куски, при подъеме следует учесть, что наносный слой частично (до 25%) будет подниматься краном на поверхность.

Для перебивания валов необходимо прикрепить заряд плотнее к нему. Для валов больших размеров заряды укрепляются с двух сторон.

Снятие винтов с гребных валов применялось некоторыми экспедициями с помощью взрыва.

Например, в 1929 г. подрывники ЭПРОН сняли с помощью взрыва два винта весом по 8 т. Два заряда весом по 200 г были заложены между кронштейном и втулкой гребного вала, после взрыва винт сошел с вала.

 

Таким способом гребные винты были сняты с кораблей „Свободная Россия", „Гаджибей“ и др.

Металлургия снятия винта проста. Она производится нижеследующим способом. Водолазы под водой отдают крепление винта (конуса, гайки). Затем между кронштейном и валом к последнему прикрепляют два заряда по 200 г в диаметрально-противоположном направлении. После выхода водолазов из воды производится взрыв. От силы взрыва винт сходит со своего первоначального места, после этого его можно свободно снять с вала. Кроме затонувших судов данный способ применяется на плавающих судах. Это экономит время и средства по сравнению с тем, если бы корабль для съемки винта понадобилось заводить в док. Например, ЭПРОН в Новороссийске был снят винт взрывом подрывниками, не заводя в док, причем метод взрывания был несколько иной: на вал надевалась деревянная колодка, с внешними отверстиями для закладки небольшого заряда с двух сторон вала (рис. 20).

Количество взрывчатого вещества, необходимого для снятия винта, зависит: от веса винта, коэфициента трения, от коэфициента прикипания (как долго винт находится на данном валу) и от площади, на которую будут воздействовать газы при взрыве. Практика показывает, что при закладке взрывчатых веществ в закрытой камере в количестве 200—300 г повреждений никаких не происходит.