1. Дж. Филлис. Основы езды и выездки. Факсимильное воспроизведение
издания 1901г. М.: 1990.
2. Д.Я. Гуревич, Г,Т. Рогзлее. Словарь-справочник по коневодству и
конному спорту. М., Росагропромиэдат, 1991,
3. Конный туризм. М.: Профиздат, 1985
4. Д.М. Диллон. Прыжки в конном спорте. М.:ФИС. 1971.
5. Конный спорт, М,:ФИС, 1983.
6. К. Прайор, Несущие ветер. М.: Мир, 1981.
7. Т.В. Боярский. Седлайте коней, М.: Детская литература, 1983
8. Журнал "Коневодство и конный спорт"
Послесловие
"15 уроков" были написаны в результате занятий с начинающими конниками
на подмосковной конеферме в период с 1981 по 1991г.
Часто приходилось видеть, что всадники, давно занимающиеся верховой
ездой в городских прокатах, оказывались совершенно неподготовленными для
полевой езды. Литературы, которую можно было бы порекомендовать,
особенно — кратких популярных руководств, практически не было. "15
уроков" появились на свет именно в силу надоевшей необходимости
повторять новичкам одно и то же.
Спортсмены-конники и опытные тренеры вряд ли согласятся со всеми
рекомендациями. Однако автор отдает себе отчет, что выработка "мягких
рук" у талантливого спортсмена-конника или воспитание жестокого
обращения с животными далеко не в первую очередь связаны с прочтением
подобных книжек.
Упоминая в тексте о таких крайне грубых мерах как передергивание поводом
или воздействие на один повод двумя руками, автор сознает, что они могут
применяться лишь постольку, поскольку здоровье и жизнь всадника все-таки
важнее чем лошади, А за 10 лет пришлось сталкиваться с травмами, причем
серьезными. Когда девочка весом в 40 кг физически не справляется с
шестисоткилограммовым тяжеловозом-полукровкой, который, "подставив
плечо" увозит ее куда ему вздумается, можно рекомендовать даже грубые
меры воздействия на рот лошади, К сожалению не все имеют возможность
учиться ездить верхом на безукоризненно выезженных добронравных "арабах"
в светлом манеже на мягких опилках.
Одним из главных моментов в обучении верховой езде является работа
всадника над собой. Победить надо не коня, а собственную робость,
нетерпение, невыдержанность, физическую неподготовленность. Если всадник
не решил эти проблемы, то работа с конем Будет неровной, в зависимости
от настроения и состояния. Именно среди таких конников встречаются люди,
ездящие по многу лет, но совершенно не понимающие и не чувствующие
лошадь, которых страшно брать в поле. С ними и случаются всяческие
происшествия и травмы.
Специально для въедливых читателей, серьезно интересующихся проблемой
взаимоотношений человека и животных настоятельно рекомендуется лучшая из
известных автору книг по дрессировке "Несущие ветер" К. Прайор.
В заключение автор выражает глубокую признательность всем тем. кто
вольно или невольно помогал в написании "15 уроков". Это — рецензент
Д.Я. Гуревич, коллеги и учителя Т.А. Черныш, М.А. Леонова, Т.А.
Тихонова. Технический редактор В.Л. Арсеньева.