КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
КОРОТКИХ СЕТЕЙ
Контактные соединения коротких сетей
Контактные соединения представляют собой разъемные стыки отдельных
участков короткой сети. От качества и надежности работы контактов
силового токопровода в значительной мере зависит бесперебойная работа
дуговой печи. Конструкция контактных соединений должна обеспечивать
необходимое усилие сжатия при различных режимах токовой нагрузки и отвод
выделяющегося в зоне контакта тепла без перегрева контактного узла.
Переходное сопротивление контактного соединения зависит в основном от
материала, формы и состояния поверхностей контактирующих деталей, а
также от усилия сжатия.
Данные для расчета переходного сопротивления контактов приведены в [6].
Величина переходного сопротивления контакта в значительной мере влияет
на температуру контактного соединения. Ниже на конкретном примере
рассмотрено влияние токовой нагрузки и конструктивных факторов на
тепловой режим контактного узла.
Предельно допустимая температура контактного
соединения должна приниматься заведомо ниже температуры рекристаллизации
контактирующих материалов и температуры интенсивного их окисления.
Наиболее сложны условия работы контактных соединений в области высоких
температур окружающей среды в местах значительных тепловыделений печи.
Так, например, в дуговых сталеплавильных печах в наиболее напряженных
тепловых условиях находятся контактные соединения медных труб с корпусом
или щеками электрододержателя. В руднотермических печах, особенно при
работе с открытым колошником, в наиболее тяжелых условиях находятся
контактные соединения токоведущих труб со щеками электрододержателей, а
также соединения кабельных наконечников гибкого участка токопровода с
подвижными башмаками электрододержателей.
Для надежной работы контактных соединений, расположенных в зонах
значительного внешнего тепловыделения, как правило, требуется
принудительный отвод тепла при помощи водяного охлаждения одной или
обеих контактирующих деталей. Не менее важно при этом обеспечить
необходимое усилие сжатия токоведущих деталей в рабочих условиях
нагретого контактного соединения за счет правильного выбора материала
стяжных болтов или шпилек.
Расчет переходного электрического сопротивления контакта может быть
сделан лишь весьма приближенно. Величины этих сопротивлений в правильно
выполненных контактных соединениях незначительны и не имеют
сушественного значения с точки зрения падения напряжения и потери
мощности. Поэтому в практике конструирования коротких сетей, как
правило, нет необходимости рассчитывать переходные сопротивления
контактов при условии соблюдения следующих обязательных требований:
1) усилие сжатия при всех режимах работы должно быть не менее 2,5 кН на
1 кА номинального тока (2,5 Н/А);
2) рабочие поверхности контактов должны быть зачищены до металлического
блеска и защищены от окисления смазкой или специальными покрытиями (это
требование не относится к деталям контактов из неметаллических
материалов, например, из угля или графита, а также к деталям из
неокисляющихся металлов);
3) за счет естественного или принудительного охлаждения температура
соединения не должна превышать максимально допустимую величину.
Необходимо обратить особое внимание на первое требование. В практике
эксплуатации коротких сетей большинство неполадок в контактных
соединениях вызывается недопустимым уменьшением сжимающих усилий в
контактах. Существенную роль в этом может играть различие термического
удлииения стяжных болтов или шпилек в сравнении с увеличением суммарной
толщины стягиваемого пакета при его нагреве за счет протекания тока.
«Пакет» или «Контактный пакет» — совокупность стягиваемых деталей (токоведущпе
шины, прокладки, накладки, шайбы и другие детали, например, тарельчатые
пружины).
Не представляет сложности обеспечить весьма значительное усилие сжатия
контактных соединений в холодном состоянии. Однако достичь стабильного
поддержания даже минимально необходимого усилия сжатия нагретых
контактов короткой сети оказывается сложной задачей. .
Для обеспечения стабильности сжимающего усилия в контактном соединении
необхбдимо, чтобы линейное расширение болта или шпильки при нагреве от
холодного состояния до рабочей температуры, соответствующей
установившемуся режиму протекания тока, не отличалось существенно от
увеличения толщины стягиваемого пакета в том же режиме.
В процессе монтажа токоведущие детали стягиваются в холодном состоянии
некоторым усилием F0, соответствующпм растягивающему напряжению сто и
относительному удлинению ео стяжного болта или шпильки.
При разогреве контактного соединения до установившегося теплового
состояния в режиме рабочего тока контактный пакет достигает рабочей
температуры fb а стяжной болт или шпилька — температуры t2.
Применение маломагнитной стали для изготовления
стяжных болтов и шпилек несколько улучшает условия работы контактного
соединения. Если вместо болтов из обычной малоуглеродистой стали
применить болты из маломагнитной стали, например, типа 1Х18Н9, то
следует ожидать, что в режиме номинальной нагрузки короткой сети их
температура будет лишь незначительно превышать температуру контактного
пакета.
Применением стяжных болтов или шпилек из сплавов на медной основе,
имеющих близкие к меди величины коэффициентов линейного расширения
(например, лату-яи), можно обеспечить относительную стабильность усилия
сжатия контактного соединения медных токоведущих деталей.
Крепежные детали из сплавов цветных металлов не подвергаются
дополнительному нагреву в магнитном поле и их температура лишь
незначительно отличается от температуры контактного пакета. Заменителем
сплавов .из цветных металлов для изготовления стяжных болтов или шпилек
может быть маломагнитная сталь с заметно меньшим коэффициентом линейного
расширения в сравнении с медными токоведущими деталями.
Однако маломагнитные стали имеют высокие коэффициенты линейного
расширения, ввиду чего применение таких маломагннтных сталей для
изготовления стяжных болтов и шпилек контактных соединений является
малоэффективным.
Принципиально возможно применение стяжных болтов и шпилек из пластмасс с
повышенной механической прочностью. Однако и в этом случае необходимо
обращать внимание на соотношение коэффициентов линейного расширения
пластмассы и материала токоведущих деталей, поскольку при относительно
малых значениях линейного расширения пластмассы может случиться
нарушение прочности болта или шпильки. Условия работы контактного
соединения особенно усложняются в тех случаях, когда контактный пакет
имеет принудительное охлаждение одной или более токоведущих деталей, а
стяжной болт или шпилька имеет в рабочем режиме температуру, значительно
превышающую температуру контактного пакета. Примером такого соединения
является стык водоохлаждаемой токоведущей трубы с водо-охлаждасмым
корпусом электрододержателя дуговой сталеплавильной печи, обычно
являющийся слабым местом короткой сети и причиной частых простоев
агрегата. Поскольку принудительное охлаждение стяжного болта или шпильки
связано со значительными конструктивными и эксплуатационными
сложностями, надежный электрический контакт в таких условиях может быть
достигнут только специальными мерами, позволяющими обеспечить
необходимое усилие сжатия после нагрева за счет искусственного
выравнивания термических расширений стяжного болта или шпильки и
контактного пакета с деталями прижима.
В качестве примера приводим расчет усилия сжатия контактного соединения
водоохлаждаемой токоведущей трубы диаметром 60/30 мм с бронзовым
корпусом электрододержателя (рис. II.1).
Удлинение стяжного болта в результате нагрева превышает упругую
деформацию болта в холодном состоянии, то есть в результате нагрева до
рабочей температуры контактное соединение полностью теряет усилие
сжатия.
В данном случае выполнение стяжного болта из латуни не дает уменьшения
термического расширения болта,
поскольку некоторое снижение температуры болта за счет немагнитности
латуни компенсируется повышенным коэффициентом линейного расширения
латуни в сравнении с маломагнитной сталью. Кроме того, первоначальное
удлинение стяжного болта в результате затяжки в холодном состоянии не
может заметно измениться, так как снижение приблизительно в 2 раза
допускаемого напряжения для латунного болта компенсируется вдвое меньшим
значением модуля упругости латуни.
Удлинение стяжного болта в результате затяжки в холодном состоянии
примем, как и для стали Х14Г14НЗТ, т. е. 26,5-10-3 мм (при
повышенном на 10 % модуле упругости сплав ХН60Ю допускает на столько же
более высокое напряжение на растяжение). Поскольку дополнительное
удлинение стяжного болта в сравнении с контактным пакетом составляет
лишь 10 % удлинения от предварительной затяжки, усилие стяжки пакета в
горячем состоянии снизится лишь на 10 %, т. е. рабочее усилие стяжки
будет вполне достаточным для обеспечения работоспособности контактного
соединения.
При отсутствии возможности выполнения стяжных болтов или шпилек из
дорогого и дефицитного сплава типа ХН60Ю выравнивание линейных
расширений болта и контактного пакета может быть достигнуто введением
дополнительной промежуточной колодки (между токоведущей медной трубой и
нажимной крышкой) из металла с высоким коэффициентом линейного
расширения, например, из маломагнитной стали Х14Г1НЗТ или из алюминия.
Для выбора действенного способа выравнивания термических расширений
контактного пакета и стяжного болта необходимо экспериментально
определить фактические температуры нагрева отдельных деталей
контактного узла в конкретных условиях его рабочего режима. В качестве
справочного материала для ориентировки в табл. 2.2 приведены основные
физические и механические свойства некоторых металлов, применяемых в
конструкциях контактных соединений, а в табл. 2.3 допускаемые по
условиям механической прочности нагрузки для болтов и шпилек из латуни и
некоторых марок стали.
Качество электрического контакта зависит не только от фактической
величины суммарного усилия затяжки болтов, но и от степени жесткости
концов шин, образующих контакт — чем жестче концы шин, тем хуже контакт,
поскольку значительная часть усилия затяжки гасится во внутреннем
механическом напряжении шин. С этой точки зрения для улучшения контакта
широких шин значительной жесткости полезно выполнять продольные прорези
на концах шин [7]. В этом же источнике приводится ряд других полезных
рекомендаций по выполнению и обслуживанию контактных соединений. В
частности, указывается, что достаточная длина нахлеста в контактах
плоских шин составляет 5—7 толщин одной шины.