Смазочные материалы экскаваторов

  Главная      Учебники - Экскаваторы     Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы (Беркман И.Л.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

§ 55

Смазочные материалы экскаваторов

Длительная и экономичная работа экскаваторов в значительной степени зависит от регулярного и тщательного смазывания трущихся поверхностей деталей. Преждевременный износ подшипников, зубчатых колес, цепей, канатов, втулок и других деталей происходит главным образом из-за неудовлетворительного смазывания или применения смазочных материалов низкого качества.

Правильный выбор и хорошее качество смазочных материалов существенно уменьшают вредные сопротивления от сил трения, на преодоление которых затрачивается значительная часть мощности двигателя.

Для надежной работы машины масло, используемое для смазывания, должно обладать определенными свойствами: не выдавливаться под нагрузкой, т. е. быть достаточно вязким; не содержать воды, щелочей и кислот, которые разъедают металлы, а также примесей пыли, песка и других твердых частиц; хорошо проникать в зазоры между деталями и создавать прочную масляную пленку на поверхности металла; иметь такую температуру застывания, которая соответствовала бы условиям эксплуатации в различное время года, например зимой более низкую.

Для смазывания тех или иных деталей применяют различные смазочные материалы. Их выбирают исходя из условий работы: удельного давления на рабочих поверхностях, частоты вращения, температурного режима и конструкции узла (например, открытая или закрытая, цепная или зубчатая передача, наличие уплотнений).

Удельное давление на поверхностях трения колеблется в широких пределах. Чем выше удельное давление, тем большей вязкостью должны обладать смазочные материалы. Недостаточно вязкое масло выжимается из зазора между поверхностями трения, вслед-ствие чего толщина масляной пленки уменьшается до полного разрыва, что приводит к непосредственному соприкосновению трущихся поверхностей.

С увеличением скорости движения силы жидкостного трения увеличиваются. Чем больше вязкость масла, тем больше внутренние силы сцепления частиц и, следовательно, больше должна быть сила, необходимая для преодоления этого сцепления. Вязкость масла и относительная скорость движения трущихся поверхностей находятся в следующей зависимости: чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость смазочного материала.

В некоторых случаях из-за несоблюдения сроков ремонта износ поверхностей трения превышает установленные нормы. Увеличенные зазоры, например в сопряжении цапфа— подшипник, приводят к тому, что правильно выбранное масло перестает надежно работать, выжимается и не создает необходимой толщины масляной пленки. В этих случаях следует переходить на более вязкие смазочные материалы. Летом для смазывания трущихся поверхностей необходимо применять более вязкие смазочные материалы, чем зимой.

Не меньшее значение имеет и влага, проникающая к поверхности трения. При значительной влажности окружающей среды применяют смазочные материалы, не изменяющие своих свойств от наличия влаги.

По условиям работы детали объединяют в группы, одинаковые по удельному давлению, окружной скорости и конструктивному исполнению (табл. 15).

Для жидких масел основными показателями являются вязкость, температура вспышки, температура застывания, кислотность, а для консистентных — температура каплепадения и консистенция (густота смазки). В табл. 16 приведены характеристики применяемых на экскаваторах смазочных масел, в табл. 17 — пластичного смазочного материала.

 

 

 

 

Таблица 15
Рекомендуемые смазочные материалы для деталей экскаваторов

Детали

Условия работы

Рекомендуемый смазочный материал

 

давление,

кгс/'см2

скорость,

м/с

Зубчатые передачи: закрытые

открытые

3000-5000 7000-1 2500

1-8,5 0,5-1,5

Масло для коробки передач и рулевого механизма Г рафитная смазка УСсА

Подшипники скольжения: в редукторах

рабочего оборудования и гусеничного хода

90-150

4-8

0,5

Масло для коробки передач и рулевого механизма Пресс-солидол «С» и соли­дол «С»

Цепные передачи: открытые закрытые

5000-45000

400-800

0,3-0,6 6-8

Графитная смазка УСсА Масло индустриальное И-40А

 

 

Таблица 16 Смазочные масла

Показатели

Масло

индустри­альное И-40 А

автотракторное

Масло для коробки передач и рулевого механизма

компрес­

сорное

К-12

дизельное

АС-8

АС-10

М-8В2

М-11В2

М-14В2

ГОСТ

20799-75

10541-63

4002-53

1861-73

 

17479-72

 

Вязкость кинемати­

 

 

 

 

 

 

 

 

ческая, сСт,

 

 

 

 

 

 

 

 

при 100° С

8+0,5

10±0,5

20,5-32,4

11-14

8±0,5

11 ±0,5

14±0,5

Температура засты­

 

 

 

 

 

 

 

 

вания,0 С

-15

-25

-15

-20

-25

-20

-15

-10

Кислотное число

0,05

0,02

0,02

0,15

0,02

0,02

0,02

 

 

Таблица 17 Пластичный смазочный материал

 

Показатели

Солидолы синтетические

Смазка

 

Пресс-соли­дол «С»

Солидол

«С*

графитная

УСсА

канатная

39у

ГОСТ

4366-76

3333-55

5570-69

Предел прочности на сдвиг при 50° С, гс/см2, не менее

1

2

         

         

Температура каплепадения, ° С

77

65-75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..