Износ и ремонт деталей гусеничного хода экскаватора Э-505, Э-505А

  Главная      Учебники - Экскаваторы     Экскаваторы Э-505, Э-505А (Э-651). Конструкция, эксплуатация и ремонт (Смолин А.П.) - 1958 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

 

Гусеничный ход экскаватора Э-505, Э-505А

 

 

 

Износ и ремонт деталей гусеничного хода экскаватора Э-505, Э-505А

 


Наиболее тяжелым видом износа гусеничных звеньев является отрыв проушин для крепления пальцев. Это повреждение с трудом поддается надежному ремонту, так как приваривать новые кованые ушки с усиливающими накладками не позволяют габаритные размеры шарниров звена. При первой возможности такие звенья следует заменить. Кроме того, имеют место износ и трещины подошвы звеньев и частичная поломка загнутых краев. Несквозные трещины заваривают, а сквозные трещины, когда нет угрозы разрыва всего звена, заваривают с приваркой накладки на подошву. Звенья большей частью не восстанавливают, если площадь отломанных кусков не превышает 10% от опорной площади звена и когда от них нет трещин, идущих к проушинам. Допускается износ дорожек катания колес, толщина металла которых составляет 15 мм, не превышающий 4—5 мм. Большой износ восстанавливают наваркой электродами. Обработка слоя наплавки при тщательной наварке по шаблону необязательна. В противном случае требуется обработка на строгальном или фрезерном станке. Каждая гусеница экскаватора не должна иметь свыше пяти-шести поврежденных звеньев. Работавшая гусеница значительно вытягивается, и после 3—5 лет эксплуатации иногда приходится выбрасывать целое звено. Это необходимо делать сразу на обеих гусеницах.

Ведущие и натяжные колеса изнашиваются очень мало и служат не менее 3—4 лет без ремонта. В редких случаях наблюдается поломка кулачков ведущего колеса вследствие попадания крупных камней или кувалды, закладываемой часто экскаваторщиками при развороте гусениц. Это нельзя допускать, так как литое колесо не поддается ремонту. Валы и оси колес необходимо только шлифовать и в исключительных случаях наваривать и обтачивать при средних ремонтах экскаватора. На фиг. 110 показаны передвижные подшипники. Бронзовые втулки этих подшипников при нормальной эксплуатации работают без замены 2—3 тыс. час., их заменяют при средних ремонтах. Иногда деформируются гнезда самих подшипников, особенно внутренних у ведущих колес, принимая эллиптическую форму. В таких случаях приходится проверять гнезда на станке и ставить бронзовые втулки увеличенного наружного диаметра, учитывая натяжение 0,05— 0Д2 мм. Отрыв гребня подшипников происходит очень редко. При поломке гребня устанавливают хомут из стальной поковки в горячем состоянии и обрабатывают его по форме гребня подшипника. Опорные колеса изнашиваются значительно быстрее, чем ведущие и натяжные — через 2—3 тыс. час. работы, поэтому при ремонте обтачивают их обода, если износ по ободу не превышает 3—4 мм, или обтачивают с последующей наваркой и обработкой под номинальный размер 260 ± 3 мм (фиг. 104). На осях колес образуется ступенчатый износ в средней части, достигающий иногда такой величины, что исчезает верхняя смазочная канавка; в этом случае оси следует заменить. При незначительном износе, не свыше 0,3 мм, оси

обтачивают и шлифуют с обязательной заменой бронзовых втулок опорного колеса. В некоторых случаях бывает выгоднее изготовить новые оси с ремонтными размерами (диаметром 61—62 мм) и расточить старые бронзовые втулки, когда мастерские не имеют хорошего бронзового литья; надо растачивать также и чашки 1 (фиг. 104) сальников, диаметр отверстия которых 60± 1 мм.

Поддерживающие ролики при износе на 5—6 мм по наружному диаметру обтачивают под один размер. Если наружный диаметр роликов после обточки меньше 227 мм при больших местных износах, которые нельзя устранить обточкой, обод ролика наваривают и

обтачивают на станке под номинальный размер (фиг. 105). На экскаваторе Э-505 ролики изготовлялись из стали 30ГЛ, диаметр их был 230 мм, а на экскаваторе Э-505А их изготовляют из чугуна марки МСЧ 28-48 диаметром 240 мм. Поэтому наваривать можно только стальные ролики, чугунные ролики имеют достаточный запас на обточку обода без наварки. Оси роликов изнашиваются незначительно, при ремонте их обычно только шлифуют. Все втулки кронштейнов при ремонте заменяют.

Нередко наблюдается прогиб натяжных винтов. Их можно выправить с нагревом и последующей проверкой резьбы на станке, при этом необходимо изготовить новые гайки. При плохом уходе резьба покрывается ржавчиной, и гайка не отвертывается. Такие винты при разборке приходится разрезать газосваркой. Поэтому при эксплуатации винты должны быть всегда хорошо смазаны и закрыты чехлами.

Все однорядные втулочно-роликовые цепи (фиг. 111) на экскаваторе одинаковы по конструкции и имеют шаг 78,1 мм.

 

 

 

 

 

 

Фиг. 110. Передвижные подшипники колес гусеничного хода: а — внутренний подшипник ведущего колеса; б — наружный подшипник ведущего колеса; 1 — хомут.

 

 

 

 

Фиг. 111. Втулочно-роликовая цепь, шаг 78,1 мм:
1 — палец; 2 и 5 — щеки; 3 — ролик; 4 — втулка; 6 — шплинт пальца.

 

 

 

 

Звено состоит из двух щек 2 и 5, изготовленных из стали 40ХН, представляющих собой изогнутые пластинки размером 132,5 (раз-вернутая длина) X 45 X 10 (толщина) мм. Щеки (фиг. 112) неодинаковы и имеют овальные и круглые отверстия разного диаметра. Одна щека имеет овальное отверстие диаметром 25 и круглое — диаметром 17 мм, другая — соответственно — диаметром 22 и 25 мм. Пальцы ходовых цепей должны быть поставлены шплинтами внутрь, а не наружу, так как иначе они могут задевать за гусеницы экскаватора. Щеки соединяются попарно пальцами 1 (фиг. 111 и 113) также из стали 40ХН. На пальцы надевают втулки 4 из стали 40ХН, имеющие на одном конце шлиц, которым втулка входит в отверстие правой щеки, и ролики 3 из стали марки 50. В отверстия на концах пальцев ставят шплинты из круглой проволоки 6,5 X 40 мм.

 

 

 

 

 

Фиг. 112. Щеки втулочно-роликовой цепи, шаг 78,1 мм,
а — дет. 107-071-23; б-дет. 107-071-24.

 

 

 

 

Полное вращение при движении цепи могут иметь только ролики. Втулки, пальцы и щеки поворачиваются только при изгибах цепи на звездочках. Зазоры между деталями цепи допускаются: для пальца и втулки до 0,48, для втулки и ролика до 0,56, для отверстий в щеках втулок и пальцев 0,36—0,60 мм.

Эти допуски и зазоры являются значительными. Ввиду отсутствия заводских чертежей при изготовлении цепей на местах обычно устанавливают допуски меньшие, и цепи получаются тугими, негнущимися. Это не спасает их от быстрого износа и поломки, так как применяемый металл и термообработка не соответствуют техническим требованиям, в результате чего пальцы гнутся или ломаются, втулки и ролики выкрашиваются, а в щеках быстро образуются овальные отверстия. Те же дефекты наблюдаются и в цепях заводского изготовления, но значительно реже и в меньшей степени, причем обрыв пальцев наблюдается редко, а чаще пальцы изнашиваются. Новые ходовые цепи служат 1—2 года без ремонта, и машинист экскаватора всегда предпочтет старую заводскую цепь — новой, местного изготовления. Каждый экскаватор имеет

в запасе 10 звеньев на общее количество звеньев всех цепей 214—217. Запасные звенья обеспечивают только первый год эксплуатации, учитывая случайные обрывы звеньев ходовые цепей в тяжелых условиях передвижки или обрывы звеньев в напорной цепи при неосторожной перегрузке напорного барабана и упоре рукояти в седло. Отсутствие звеньев для замены вынуждает иногда разбирать втулочно-роликовые цепи противообгонной муфты, что

является недопустимым. При ремонте цепи подвергают полной переборке с отбраковкой и заменой негодных деталей. Опыт показывает, что, как правило, отбраковывают, пальцы, ролики и втулки, поэтому эти детали желательно иметь в запасе. Отремонтированная цепь должна быть проверена по шагу, для чего замеряют ее длину и делят на количество звеньев. Допустимое отклонение в шаге не должно превышать 0,25—0,5 мм. Уход за цепями при эксплуатации заключается в их нормальном натяжении и хорошей смазке роликов всей цепи, имеющих специальное смазочное отверстие, поливом из масленки отработанного масла через каждые 32 часа работы.

 

 

 

 

 

Фиг. 113. Детали втулочно-роликовой цепи, шаг 78,1 мм:
1 — палец цепи; 2 — втулка; 3 — ролик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..