Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  347  348  349   ..

 

 

Учет расходов по реализации

Учет расходов по реализации

СОДЕРЖАНИЕ

1 Заработная плата работников отдела сбыта (торговли) предприятия
2 Отчисления от заработной платы работников отдела сбыта (торговли) по установлен­ным законодательством нормам.
3 Расходы по страхованию имущества предприятия, обслуживающего процесс сбыта товаров и самих товаров
4 Расходы по командировкам работников отдела сбыта (торговли)
5 Амортизация основных средств, обслуживающих процесс реализации товаров
6 Расходы по содержанию основных средств, используемых при обслуживании процесса реализации
7 Транспортировка грузов до пункта, обусловленного договором
8 Погрузочно-разгрузочные работы
9 Расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг)
10 Расходы по рекламе (расходы на разработку и издание рекламных изданий, участие в вы­ставках, ярмарках, стоимость образцов-товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы).
11 Затраты на тару и упаковку продукции на складах предприятия (за исключением случа­ев, когда условиями договора предусмотрен отпуск продукции без затаривания и упа­ковки или стоимость тары включают в состав себестоимости продукции, оприходованной на склад. Если затаривание осуществляют в соответствии с технологией производства до передачи продукции на склад, стоимость тары включают в производственную себестои­мость продукции)
12 Комиссионные сборы или отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям за реали­зацию продукции по установленным договорам
13 Биологические потери при хранении и транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции
14 Прочие расходы, связанные со сбытом товаров приобретенных. [3. 247.]

Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит

1.

Начислена заработная плата работникам, связан­ным с реализацией товаров, а также работникам, обслуживающим процесс отгрузки и реализации товаров, работ, услуг 811 681
2. Начислен социальный налог 811 635
3. Начислена амортизация основным средствам, используемым в процессе реализации 811

131

4. Материальные затраты 811 201-206,208
5. Аренда 811 683
6. Услуги коммунальных служб 811 671, 687
7. Реклама 811 451,671,687
8. Охрана, подписка и другие разовые услуги 811 352
9. Услуги банка 811 441
10.

Налоги:

811

637

11. Закрытие счета 811 571 811
Показатели 2002 2003 2004 Отклонение
2002 к 2003 2003 к 2004

Стоимость основных

198602,7 405545,7 236090,0 +37487,3 -169455,7
Всего активов 409631,2 866763,5 936079,4 +526448,2 69315,9

Удельный вес

49,51

46,8 25,2 -24,3% -21,6

Активная часть

30,5 31,7 57,4 +26,9 25,7

Коэффициент

0,02 0,05 0,17 -0,15 0,15

Коэффициент

0,98 0,95 0,83 -0,15 -0,12

Коэффициент

1,09 0,08 0,28 -0,81 -0,81

Коэффициент

- - 0,55 0,55 -
Показатели 2003 г. 2004 г. Изменение

Изменение

Сумма,

Уд.вес,

Сумма,

Уд.вес,

Тыс.

%

1. Долгосрочные

444342,5 51,3 391314,8 41,8 -53027,7 -11,9 -9,4

В том числе

406186,1 46,9 236026,4 25,2 -170159,7 -41,8 -21,6
1.2. Финансовые вложения 38156,4 4,4 155288,4 16,6 117132 307,0 12,2
2. Текущие активы 422421,0 48,7 544464,6 58,2 122043,6 28,9 9,4

В том числе:

163450 18,9 206911,4 22,1 43461,4 26,6 3,3

2.2. Готовая продукция

52493,9 6,1 61079,3 6,5 8585,4 16,4 0,4

2.3. Дебиторская

202072 23,3 271609,9 29,0 69537,9 34,4 5,7
2.4. Денежные средства 4405,1 0,5 4864 0,5 458,9 10,4 0,0
3. Всего активов 866763,5 100 935779,4 100 69015,9 8,0 -
4. Стоимость производственного потенциала 569636,1 65,7 442937,8 47,3 -126698,3 -18,4 -16
ПОКАЗАТЕЛИ 2002 2003 Изменение
1. Величина текущих активов 422421,0 544464,6 122043,6
2. Величина текущих пасивов 350005,1 409383,3 59378,2
3. Чистый оборотный капитал 72415,9 135081,3 62665,4
4. Общий коэфициент покрытия 1,207 1,330 0,123
5. Коэфициент быстрой ликвидности 0,590 0,675 0,052
6. Коэфициент абсолютной ликвидности 0,013 0,012 -0,001

Содержание хозяйственных

Сумма, тенге Корреспонденция счетов
Дебет
1. Поступление покупных товаров
1. Акцептован налоговый счет-фактура поставщика ТОО «Аим»» за товары, которые поступили и полно­стью оприходованы на склад: покупная стоимость товара 300 000 222/1 671
Сумма НДС, 15 % 45 000 331 671
Итого 345 000 Х
2 Оплачен счет-фактура ТОО «Аим» за поступившие товары 345 000 671 441
3. НДС по поступившим товарам поставлен в зачет 45 000 633 331
2. Формирование продажной цены и реализация покупных товаров.
4. На основании накладных, покупные товары, отпущенные со склада магазина в подотчет продавцам, заведующим отде­лами (условно вся сумма) 300000 222 /2 222/1
5. Произведена торговая наценка на переданные для реализации товары в размере 30% от их покупной стоимости 90000 222 /2 222/3
6. На сумму НДС увеличена стоимость (цена) переданных для реализации товаров (15% от 390000 тенге) 58 500 222/ 2 222/4
7. Списывается согласно отчетов продавцов стоимость реализо­ванных товаров (условно вся сумма) 300 000 801 222/2

8.

Учтены расходы по реализации товаров 20 000 811

671,687, 681 и др

9. Согласно отчетов продавцов, сверенных с данными кассовых аппаратов, в кассу получен: доход от реализации товаров приобретенных (вся сумма) 390 000 451 701
Сумма НДС от дохода, полу­ченного от реализации товаров (15% от суммы дохода) 758 500 451

633

10. Оплачен НДС в бюджет (раз­ница между суммой, причи­тающейся к платежу - 58500 тенге, и суммой, отнесенной в зачет - 45000 тенге) 13 500 633 441
11. После реализации товаров сторнируется (методом «крас­ное сторно»): сумма наценки в цене товара 90 000 222 /2 222/3
сумма НДС в цене товара 58 500 222 /2 222/4
12. Списывается в конце отчетного периода сумма полученного дохода 390000 701 571
13.

Списывается в конце отчетного периода (условно) сумма расходов: продажная стоимость товаров

300 000 571 801

14

расходы по реализации товаров 20 000 571 811

15

Финансовым результатом от реализации товаров является доход - 70000 тенге (390000-300000-20000)
1 Заработная плата работников отдела сбыта (торговли) предприятия
2 Отчисления от заработной платы работников отдела сбыта (торговли) по установлен­ным законодательством нормам.
3 Расходы по страхованию имущества предприятия, обслуживающего процесс сбыта товаров и самих товаров
4 Расходы по командировкам работников отдела сбыта (торговли)
5 Амортизация основных средств, обслуживающих процесс реализации товаров
6 Расходы по содержанию основных средств, используемых при обслуживании процесса реализации
7 Транспортировка грузов до пункта, обусловленного договором
8 Погрузочно-разгрузочные работы
9 Расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг)
10 Расходы по рекламе (расходы на разработку и издание рекламных изданий, участие в вы­ставках, ярмарках, стоимость образцов-товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы).
11 Затраты на тару и упаковку продукции на складах предприятия (за исключением случа­ев, когда условиями договора предусмотрен отпуск продукции без затаривания и упа­ковки или стоимость тары включают в состав себестоимости продукции, оприходованной на склад. Если затаривание осуществляют в соответствии с технологией производства до передачи продукции на склад, стоимость тары включают в производственную себестои­мость продукции)
12 Комиссионные сборы или отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям за реали­зацию продукции по установленным договорам
13 Биологические потери при хранении и транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции
14 Прочие расходы, связанные со сбытом товаров приобретенных. [3. 247.]

Содержание хозяйственных операций Сумма, тенге Корреспонденция счетов
Дебет Кредит

1.

Начислена заработная плата работникам, связан­ным с реализацией товаров 396413,00 811 681
2. Начислен социальный налог 74964,00 811 635
3.

Начислена амортизация основным средствам, используемым в процессе реализации:

30724,17

811

131

4. Расходы на топливо, бензин 38317,00 811 203
5. Аренда склада АО Биназар 44270,00 811 683
6. Услуги почты 6925,00 811 687
7. Услуги Телекома 7630,00 811 671
8. Вода Астана су арнасы 332,32 811 671
9. Реклама в «Караване» 1000 811 687
10.

Услуги:

118665,73

811 671,687
11. ТОО Рекламное агентство плюс - Реклама 77697,67 811 671,687
12. Услуги банка 3423,95 811 441
13.

Налоги:

10229,30

811

637

14. Закрытие счета 811 837747,46 571 811

1. Товарно-материальные запасы на начало года:

1

10124,3

2. Товарно-материальные запасы на конец года:

2

15771,7

3. Приобретено материалов, товаров, работ и услуг 3 43930,5
4. Расходы по оплате труда 4 6209,6
5. Сумма дооценки товарно-материальных запасов. 5 -
6. Другие расходы, включаемые в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)

6

128,3

Итого (стр1-стр2)+ сумма строк с 3 по 6. 7 44620,7
7.Стоимость товарно-материальных запасов, включенных в расходы на ремонт.

8

364,0

8.Стоимость товарно-материальных запасов, использованных не в целях предпринимательской деятельности.

9

-

9. Себестоимость реализованного товара (стр.7 – стр.8- стр9.) 10 44256,7

Содержание выходных машинограмм по учету товаров

и использование их в аудиторском процессе

Компания

Категории рейтинга

Средний балл

Место по рей­тингу

Обслуживание клиентов Технический уровень Возможность продвижения карье­ры Обучение персо­нала
Балл место балл место балл место балл место

Arthur Andersen

8.71

1

9.00

1

7.61

5

9.18

1

8.63

1

Наименование машинограмм Призначные реквизиты Использование в контрольно-реви­зионном процессе
Машинограмма «Приход оплаченных товар­но-материальных ценностей» Наименование поставщика, номер счета, его дата, сумма, дата поступления това­ра и оплаты Контроль полноты оприходования то­варно-материальных ценностей
Машинограмма «Приход неоплаченных то­варно-материальных ценностей из-за от­сутствия сопроводительных документов» Наименование поставщика, номер счета, дата выписки счета, сумма, дата поступ­ления товара Контроль неотфактурованных поста­вок товаров
Машинограмма «Ведомость оплаченных сче­тов поставщиков за товары, находящиеся в пути» Наименование поставщика, номер счета, дата выписки счета, дата оплаты счета, сумма Контроль за поступлением товаров, находящихся в пути
Машинограмма «Ежедневная сводка доку­ментов поставщиков, по которым обнару­жены отклонения при приемке товаров или проверке счетов» Наименование поставщика, номер и дата документа, стоимость товара, торговая скидка, стоимость тары, транспортные расходы Контроль за предъявлением претен­зий поставщикам и их удовлетво­рением
Машинограмма «Оборотная ведомость движе­ния товаров на складах» Движение товаров на складе в количествен­ных и стоимостных измерителях Закрепление в учете материальной от­ветственности за товары при склад­ском хранении
Машинограмма «Сличительная ведомость по результатам инвентаризации» Код склада и материально ответственного лица, наименование товара, код товара, единица измерения. Контроль результатов инвентаризации и принятых по ним решений
Списание естественной убыли. Регулирова­ние суммовых разниц при пересортице, определение окончательного результата инвентаризации

В условиях функционирования программы «1С-Бухгалтерия» имеются составляемые в оперативном порядке сведения о сверхнормативных запасах товарно-материальных ценностей в натуральном и денежном выражениях (в разрезе складов, материально ответственных лиц и наименований товаров). На основании этих данных аудитор выясняет причины сверхнормативных запасов ценностей и вместе с администрацией предприятия разрабатывает предложения, направленные на устранение недостатков.

По результатам изученного материала по учету и аудиту операций, связанных с реализацией, выявлены следующие недостатки и предложены мероприятия по их устранению:

1. Затраты по доставке товаров от поставщиков и на погрузочно-разгрузочные работы относят на затраты по реализации, т.е. на 811 счет. По нашему мнению эти затраты должны быть включены в себестоимость товаров, т.е. на 801 счет, в качестве транспортно-заготовительных расходов.

2. Заработная плата продавцов на предприятии исчисляется по тарифной системе, т.е. независимо от произведенного объема продаж за отчетный период. По нашему мнению заработную плату работников торговли необходимо «привязать к объемам реализации. Предлагается следующая схема: а) установить оклад, зависящий от выхода – дней; б) установить размер премий в процентах от суммы реализации, превышающий минимальный объем. Для применения данной системы предварительно необходимо тщательно все рассчитать и проанализировать, сравнить прогнозные данные с имеющимися данными.

Данные предприятия:

В магазине №1 работает 2 бригады по 15 дней, в каждой бригаде по 6 человек, заработная плата продавца в месяц 20000 тенге, бригадира 25000 тенге, т.е. ежемесячный фонд заработной платы 250000 тенге.

По новой системе:

Состав бригады оставить тот же, размеры окладов снизить до 15000 тенге для продавцов и до 20000 тенге для бригадиров и установить 20 % премиальных от оклада при выполнении плана продаж и премию 1 % от объема реализации.

Проведем сравнительный анализ в таблицах 12, 13.

Таблица 12.

Сравнительный анализ применения окладно -премиальной

системы оплаты труда

Показатели Сумма, тенге
Плановый объем реализации 1 200 000
Фактический объем реализации 1 350 000
Фонд заработной платы при окладной системе оплаты труда 250 000

Фонд заработной платы при новой системе:

- по окладу

- премия за выполнение плана

- премия за перевыполнение плана

246 000

190 000

38 000

18 000

Экономия (перерасход) расходов по заработной плате 4 000

И, наоборот, при невыполнении плана:

Таблица 13.

Сравнительный анализ применения окладно -премиальной

системы оплаты труда

Показатели Сумма, тенге
Плановый объем реализации 1 200 000
Фактический объем реализации 1 150 000
Фонд заработной платы при окладной системе оплаты труда 250 000

Фонд заработной платы при новой системе:

- по окладу

- премия за выполнение плана

- премия за перевыполнение плана

190 000

190 000

0

0

Экономия (перерасход) расходов по заработной плате 60 000

Применение данной системы не предполагает снижение расходов по реализации, а, скорее всего, использование так называемого человеческого фактора. Это рекомендация больше направлена на улучшение кадровой политики, которая, в конечном итоге, влияет на финансовый результат деятельности предприятия.

Как показывает практика деятельности предприятия, состав бригад продавцов очень часто меняется, происходят кражи, недостачи, подставляется для реализации товар, не числящийся у предприятия, тем самым снижается выручка от реализации. Это все происходит из-за того, что продавцы не заинтересованы в конечном результате деятельности. По нашему мнению применение новой системы оплаты труда как раз этот недостаток и устранит.

В нашем расчете все данные условны, размер плановых заданий и размеры премий руководство может пересматривать ежемесячно, учитывая разные факторы (сезонность, моральная изношенность и другие).

3. Налоги, уплачиваемые предприятием полностью относятся на расходы по реализации. Считаем это не верным поскольку:

а) налог на имущество должен быть учтен только по имуществу, используемому в процессе реализации, т.е. налог на имущество с здания офиса, офисной мебели, оргтехники и других основных средств должен относится на общие и административные расходы;

б) налог на транспортные средства также должен быть распределен между общими и административными и расходами по реализации;

в) земельный налог – аналогично.

4. Услуги банка, по нашему мнению должны отражаться как общие и административные расходы.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что предприятие практически все текущие затраты относит на расходы по реализации, объясняя это тем, что предприятие носит характер торгово-посреднической фирмы. Однако, если исходить из этой логики, тогда все затраты можно было бы относить на себестоимость продукции. Мы считаем, что это неверно, должна быть четкая система распределения затрат: 1) себестоимость, 2)расходы по реализации, 3) общие и административные затраты, 4) расходы по процентам. Предлагается следующая номенклатура затрат, применительно к предприятию:

Себестоимость:

- Стоимость товара (цена поставщика)

- Расходы по транспортировке

- Другие прямые затраты

Расходы по реализации:

- Заработная плата работников, занятых в реализации товаров и социальный налог,

- Начисленная амортизация и текущий ремонт по основным средствам и нематериальным активам, используемым в реализации,

- Расходы на тару, упаковку и другие расходные материалы,

- Реклама

- Коммунальные расходы по объектам, используемым в реализации,

- Транспортные расходы по доставке товара покупателям,

- Налог на имущество, землю и транспортные средства, непосредственно занятых в реализации,

- Прочие затраты по реализации.

Общие и административные расходы:

- Заработная плата административно-управленческого персонала и социальный налог,

- Начисленная амортизация и текущий ремонт по основным средствам и нематериальным активам, используемых в административных целях,

- Расходы на канцтовары и другие материалы,

- Коммунальные расходы по объектам, используемым в административных целях,

- Налог на имущество, землю и транспортные средства, связанных с администрацией,

- Банковские услуги,

- Прочие общие и административные затраты.

Расходы по процентам:

- Вознаграждения банку,

- Вознаграждения внебанковским учреждениям,

- Вознаграждения юридическим и физическим лицам.

Надеемся, рекомендованные мероприятия найдут применение на практике исследуемого предприятия и принесут положительный эффект в деятельности фирмы в целом, так и в учете расходов по реализации в частности.0


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам дипломной работы в заключение можно подвести следующие выводы:

Реализация товаров – завершающая фаза товарооборота. Бухгалтерский учет должен вести контроль за выполнением плана реализации товаров в целом по предприятию, складам, магазинам, по ассортименту товаров, формам реализации, по видам покупателей, а также контроль за выполнением договоров с покупателями и за правильностью отпуска товаров.

Большое значение имеют при этом расходы, связанные с реализацией товаров. Поскольку данные расходы не находят отражение в себестоимости, то они учитываются на предприятиях отдельно и включаются в состав затрат периода.

Перечень статей, относимых в расходы, связанных с реализацией очень многогранен, имеет свои специфические особенности. Многие статьи перекликаются с элементами затрат, включаемых в себестоимость продукцию, поэтому необходимо четко различать и даже предусмотреть в учетной политике состав расходов по реализации.

Объектом исследования послужило предприятие ТОО «Фалькон».

Анализ финансово-экономической деятельности предприятия показал, что оценка имущественного положения предприятия показывает состояние основных средств, обеспеченность ими и характеризуют их движение за отчетный период. Общая стоимость основных средств в 2003 году уменьшилась. Общая же сумма активов не уменьшилась вследствие того, что увеличились инвестиции в основной капитал. На 25,7 пункта увеличилась активная часть основных средств в силу того, что в выбытии основных средств значительную долю составляют здания – не активная часть. Коэффициент износа в 17% является вполне приемлемым. Коэффициент выбытия перекрывает коэффициент обновления почти в 2 раза. В целом состояние имущественного положения предприятия можно считать удовлетворительным.

Валюта баланса, отражающая реальную стоимость активов, снизилась за анализируемый период на 18,4 %. Это отрицательно характеризует работу предприятия, поскольку свиде­тельствует о его спаде. Снижение стоимости имущества обеспечено снижением стоимости основных средств. Анализируя структуру статей актива баланса можно сказать, что наибольший удельный вес занимают основные средства 46,8 % в 2003 году, но к 2004 году он снижается до 25,2 %. Доля текущих активов составила в 2003 году 48,7% в 2004 году – 58,2 % .

На анализируемом предприятии уровень коэффициента маневренности в 2003 году составлял 0,49, а в 2004 - 0,58, что характеризует хорошую мобильность активов и бесперебойную работу предприятия.

Положительной тенденцией для кредитоспособности предприятия является увеличение собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала), что является следствием превышения текущих активов над текущими пассивами. Увеличение суммы текущих активов связано с ростом товарно-материальных запасов и величины денежных средств. Отрицательным моментом здесь является рост дебиторской задолженности, хотя существует реальная перспектива ее погашения. Положительным в уменьшении доли текущих обязательств является погашение кредиторской задолженности на основную часть суммы и отсутствие задолженности по краткосрочным кредитам.

Положительной тенденцией является рост коэффициентов текущей и быстрой ликвидности. Даже учитывая принятые в западной практике их нижние значения, рассчитанные показатели достаточно высоки. Однако величины этих коэффициентов необходимо скорректировать на сумму дебиторской задолженности, поскольку она является значительной частью текущих активов. Это состояние характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, который в 2004 году снизился на 0,001, и его показатель характеризует, что всего 5% краткосрочных заемных средств может быть погашено немедленно.

Учетная политика исследуемого предприятия разработана в соответствии с требованиями Указа Президента РК, имеющего силу Закона ,№ 2732 от 26.12.95 г. «О бухгалтерском учете» Казахских стандартов бухгалтерского учета и с учетом требований нормативно-правовых актов и рекомендаций Министерства финансов РК и с учетом конкретных экономических условий деятельности предприятий.

Организация учета приобретенных товаров в ТОО «Фалькон» ведется согласно Стандарта бухгалтерского учета № 7. Для учета товаров приобретенных для реализации применяются активные инвентарные счета 222 «Товары приоб­ретенные» и 223 «Прочие товары». Счета 222 и 223 используются, в ос­новном, торговыми предприятиями, предприятиями общественного пи­тания, снабженческо-сбытовыми, посредническими, внешнеэкономиче­скими организациями, а также промышленными, строительными и сельскохозяйственными предприятиями, если они наряду с производством продукции осуществляют торговые операции.

Для учета расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Расходы по реализации продукции, возмещаемые покупателями, на счете 811 не отражают, а учитывают, как реализацию услуг вспомога­тельных и обслуживающих производств и хозяйств — если они произ­ведены указанными производствами и хозяйствами. Аналитический учет по статьям расходов по реализации товаров, работ, услуг ведут по утвержденной предприятием номенклатуре статей в машинограмме.

Задачами аудита товаров и расходов по их реализации в ТОО «Фалькон» являются про­верки соблюдения правил приемки и документального оформ­ления поступивших ценностей в розничную торговлю, правиль­ности их учета, закрепления материальной ответственности, со­блюдения розничных цен, обеспечения контроля за сохран­ностью товаров и списанием товарных потерь.

При проверке организации учета товарно-мате­риальных запасов аудитор должен проверить правильность отражения хо­зяйственных операций, связанных с учетом товаров, приобретенных для продажи.

Применяя документальные методические приемы контроля, нормативно-правовую документацию, аудитор исследует пер­вичные документы, регистры бухгалтерского учета, делает вы­воды о соблюдении на проверяемом предприятии правил при­емки и полноты оприходования поступивших товарно-матери­альных ценностей, закреплении материальной ответственности, правильности применения розничных цен и торговых скидок при оприходовании товаров.

Сохранность товарно-материальных ценностей проверяется и контролируется при помощи инвентаризаций. В ТОО «Фалькон» они проводятся не реже двух раз в год.

Особое внимание аудитор должен уделить проверке расходов, связанных с реализацией товарно-материальных запасов. Учитываются эти расходы на счете 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». По дебету его отражается стоимость расходов, связанных с реализацией товаров, в корреспонденции со счетами: по учету денежных средств - на сумму оплаты; товарно-материальных запасов - на стоимость их использования; 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 685 «Начисленная задолженность по отпускам работников» подраздела 68 «Прочая кредиторская задолженность и начисления» — на сумму начисленной заработной платы, премий и других аналогичных выплат, а также отпусков работников; 635 «Социальный налог», 636 «Земельный налог», 637 «Налог на имущество» и 637 «Налог на транспортные средства» подраздела 63 «Расчеты с бюджетом по налогам» - при начислении налогов; подразделов 64 «Кредиторская задолженность дочерним (зависимым) товариществам» и 67 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сум­му возникшей задолженности по принятым работам и оказанным услугам; 687 «Прочие» подраздела 68 «Прочая кредиторская задолженность и на­числения» — при начислении расходов по текущей аренде; подразделов 11 «Амортизация нематериальных активов» и 13 «Износ основных средств» — при начислении сумм амортизации по внеоборотным активам, используемых в процессе реализации, и др. По кредиту этого счета в конце года производится списание расходов, связанных с реализацией товарно-материальных запасов, на счет 571 «Ито­говый доход (убыток)». Аудитор должен проверить правильность произведенных бухгалтерских записей и соответствие данных Главной книги журналу-ордеру № 14 по кредиту счета 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)».

Совершенствование учета и аудита расходов по реализации в ТОО «Фалькон» расширяется путем введения компьютерной программы «1С – Бухгалтерия».

По результатам изученного материала по учету и аудиту операций, связанных с реализацией, выявлены следующие недостатки и предложены мероприятия по их устранению:

1. Затраты по доставке товаров от поставщиков и на погрузочно-разгрузочные работы относят на затраты по реализации, т.е. на 811 счет. По нашему мнению эти затраты должны быть включены в себестоимость товаров, т.е. на 801 счет, в качестве транспортно-заготовительных расходов.

2. Заработная плата продавцов на предприятии исчисляется по тарифной системе, т.е. независимо от произведенного объема продаж за отчетный период. По нашему мнению заработную плату работников торговли необходимо «привязать к объемам реализации. Предлагается следующая схема: а) установить оклад, зависящий от выхода – дней; б) установить размер премий в процентах от суммы реализации, превышающий минимальный объем. Для применения данной системы предварительно необходимо тщательно все рассчитать и проанализировать, сравнить прогнозные данные с имеющимися данными.

Применение данной системы не предполагает снижение расходов по реализации, а, скорее всего, использование так называемого человеческого фактора. Это рекомендация больше направлена на улучшение кадровой политики, которая, в конечном итоге, влияет на финансовый результат деятельности предприятия.

Как показывает практика деятельности предприятия, состав бригад продавцов очень часто меняется, происходят кражи, недостачи, подставляется для реализации товар, не числящийся у предприятия, тем самым снижается выручка от реализации. Это все происходит из-за того, что продавцы не заинтересованы в конечном результате деятельности. По нашему мнению применение новой системы оплаты труда как раз этот недостаток и устранит.

3. Налоги, уплачиваемые предприятием, полностью относятся на расходы по реализации. Считаем это не верным, поскольку объекты исчисления налогов могут быть использованы и в реализации и в административных целях.

4. Услуги банка, по нашему мнению должны отражаться не на расходах по реализации, а как общие и административные расходы.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что предприятие практически все текущие затраты относит на расходы по реализации, объясняя это тем, что предприятие носит характер торгово-посреднической фирмы. Однако, если исходить из этой логики, тогда все затраты можно было бы относить на себестоимость продукции. Мы считаем, что это неверно, должна быть четкая система распределения затрат: 1) себестоимость, 2)расходы по реализации, 3) общие и административные затраты, 4) расходы по процентам. Предлагается соответствующая номенклатура затрат, применительно к предприятию.

Надеемся, рекомендованные мероприятия найдут применение на практике исследуемого предприятия и принесут положительный эффект в деятельности фирмы в целом, так и в учете расходов по реализации в частности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Республики Казахстан (имеющий силу закона) «О бухгалтерском учете» от 26.12.95 г.

2. Закон Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

3. Стандарты бухгалтерского учета, утвержденные Национальной комиссией РК по бухгалтерскому учету от 13.11.93 г.

4. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. А. Д. Ларионова. –М.: «Проспект»,1999.-392с.

5. Бухгалтерский учет на производстве, А. М. Абашина, А. А. Маковский, М. Н. Симонова, И. К. Талье. – 2-е изд., перераб. – М.:Филинъ,1998.-374с.

6. Дюсенбаев К.Ш., «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы, 1998г.

7. Ержанов М.С. «Учетная политика на казахстанском предприятии, Алматы, 1997 г.

8. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,1997.-558с.

9. Макарьева В. И. Учет в условиях рынка: Консультация. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Финансы и статистика,1993.-80с.

10. Нидлз Б. и др. «Принципы бухгалтерского учета», Москва, 1996 г.

11. Радостовец В.К., В.В. Радостовец, О.И.Шмидт «Бухгалтерский учет на предприятиях», г. Алматы, 1998 г.

12. Радостовец В.В., О.И.Шмидт «Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета», г. Алматы, 1998 г.

13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 3-е изд. – Минск: Экоперспектива,1999.-498с.

14. Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет», Алматы, 2000 г.

15. Соловьева О. «Зарубежные стандарты учета и отчетности». Москва, 1998 г.

16. Акулова Н.А. Экономический анализ. Учебно-практическое пособие - Караганда, 1999г.- с.

17. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; под редакцией проф. В.И. Подольского - М.: Аудит, Юнити, 1997: - 304 с.

18. Безруких П.С., Власенко Л.И., Горшков Н.П. и другие. Бухгалтерско - аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора). – М.: «Соминтекс»,1994. –752 с.

19. Бухгалтерский учет. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432 с.: ил.

20. Бухгалтерский учет: Учебник / П.П. Новиченко, Т.Н. Шеина, Ф.П. Васин и др.; под ред. П.П. Новиченко. –изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 1990. -268 с.: ил.

21. Жакупова О.М. Финансовый учет. Часть 2. Учебно-практическое пособие. - Караганда,1999г.-6с.

22. Камышанов П.Н., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет и аудит –М.: «Приор», 1998г. –125с.

23. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита: Пер. с англ. –М.: Аудит, Юнити,1995. –153с.

24. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. –М.: Финансы и статистика, 1994г.- 34 с.: ил.

25. Кужельский Н.В. Бухгалтерский учет и его контрольные функции: Практическое руководство. –М.: Финансы и статистика, 1985г.-145с.

26. Любушин Н.П., Лецева В.Б., Дьянова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Любушина Н.П. –М.: Юнити-Дана, 1999г. –145с.

27. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц. Под ред. Л.П. Белых. –М.: Аудит, Юнити, 1997г. –203с

28. Сейдахметова Ф.С. Документирование и инвентаризация бухгалтерского учета. Учебное пособие. –Алматы, Издательство «LEM», 2001г. –60с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  347  348  349   ..