Вот уже не
одно столетие
как кофе перебрался
с северо-востока
Африки на Аравийский
полуостров,
он играет
значительную
роль в мировой
истории. Переход
через Красное
море сам по
себе оказал
значительное
виляние на
политическую,
экономическую
и социальную
жизнь, как и
Африканского
континента,
так и ближнего
востока, а в
дальнейшем
эти перемены
коснулись и
Европы и Америки
и даже России.
1655 год принято
считать датой
появления кофе
в России. Именно
в этом году
придворный
лекарь Самюэль
Коллинс прописал
царю Алексею
Михайловичу
рецепт: «Вареное
кофе, персиянами
и турками знаемое,
и обычное после
обеда… изрядное
есть лекарство
против надмений,
насморков и
главоболений…»
По мнению
специалистов,
в Россию кофе
шел по двум
направлениям:
с Запада и с
Востока. В начале
17 века у Российского
государства
были обширные
торговые связи
со странами
Ближнего и
Среднего востока,
где кофе уже
давно был
распространенным
напитком. Однако
продвижение
кофе в России
шло медленно,
виной тому –
религиозные
предрассудки:
считалось, что
он дурманит
разум.
Большой вклад
в дело распространения
кофе внес Петр
1. Он очень часто
бывал в Голландии
и именно там
он пристрастился
к этому напитку,
а по возвращению
ввел его в обычай
на своих ассамблеях.
По распоряжению
Петра 1 кофе
угощали даже
при входе в
кунсткамеру.
Любовь к кофе
была настолько
велика, что
были времена,
когда кофе
переваривали
кофейную гущу.
Считалось, что
этот напиток
гораздо вкуснее
самого кофе.
В мае 1884 года
в Петербурге
открылась
международная
выставка садоводства.
На ней желающие
могли научиться
искусству
обжарки кофе
и приготовления
самого напитка.
После этой
выставки спрос
на кофе возрос,
что повлекло
за собой увеличение
импорта.
Кофе - очень
распространенный
напиток. Нет
такой страны,
где бы ни употреблялся
кофе. Даже на
родине чая в
Китае кофе
пользуется
большим успехом
у населения.
Широкое
распространение
кофе объясняется
тем, что он обладает
высокими вкусовыми
качествами
и благотворно
влияет на организм
человека. Кофе
принадлежит
к тем немногим
культурам,
которые определяли
собой целые
эпохи в экономическом
развитии таких
стран, как Бразилия,
Колумбия, Эфиопия,
Йемен, Гвинея
и ряд других.
История
кофе теряется
в глубокой
древности и
окутана поэтическими
легендами.
Сейчас уже
трудно отделить
легенды от
действительно
романтической
и полной драматизма
истории культуры.
Вот изложение
нескольких
легенд, связанных
с началом
употребления
кофе.
...Шейх
Омар, врач и
священник,
проживая отшельником
в пещере, часто
видел птицу
с прекрасными
яркими перьями,
сидящую на
дереве и распевающую
сказочно гармоничные
трели. Не однажды
зачарованный
ее трелями Омар
пытался поймать
птицу, но каждый
раз при попытке
схватить ее
на дороге вмиг
возникали
благоухающие
цветы и привлекательные
плоды. Как-то
Омар оторвал
несколько таких
плодов и использовал
их как приправу
к отвару из
разных плодов
и растений,
который он
давал больным,
навещавшим
его. Отвар стал
обладать
исключительно
лечебными
свойствами.
Слух о чудодейственном
напитке из этих
плодов вскоре
разнесся по
всей Аравии.
Омара провозгласили
святым и пригласили
в Мекку, где в
его честь был
выстроен монастырь.
Вторая
легенда, которую
и сейчас еще
можно услышать
от народных
сказителей,
рассказывает
о первооткрывателе
кофе - пастухе
Калдиме.
...По
горным склонам,
обожженным
солнцем, пастух
Калдим часто
перегонял стадо
коз на пастбище.
На склонах гор
рос вечнозеленый
кустарник с
яркими блестящими
листьями, среди
которых виднелись
зеленые, желтые
и красные плоды
величиной с
вишню. Калдим
заметил, что
каждый раз, как
только козы
проходили через
кустарники,
охотно поедая
листву и молодые
побеги, они
преображались.
Спокойные до
тех пор животные
возбуждались
и начинали
весело прыгать
и неистово
носиться среди
кустов. Пастух
рассказал о
своих наблюдениях
настоятелю
монастыря,
которого
заинтересовал
этот рассказ.
Настоятель
решил на себе
испытать действие
загадочного
кустарника
и был удивлен
освежающим
и возбуждающим
действием
настоя из листьев
и плодов кустарника.
Это натолкнуло
его на мысль
использовать
отвар как
возбуждающий
напиток для
поддержания
бодрости у
монахов, часто
засыпавших
при длинных
ночных молитвах.
Вскоре, как
повествует
легенда, употребление
отвара вошло
в обычай у монахов
и широко распространилось
за пределами
монастыря. Так
было положено
начало использованию
листьев и плодов
кустарника
для приготовления
напитка.
Это
случилось в
провинции Каффа
- малоизученной
и труднодоступной
области на
юго-западе
Эфиопии. В память
о ней дерево,
семена и изготовляемый
из них напиток
получили название
кофе.
Кофейни
того времени
представляли
собой веранды
или открытые
здания в восточном
стиле с диванами
у стен и фонтаном
в центре зала.
Чаще же всего
любители кофе
располагались
прямо на улице,
на ярких персидских
коврах в тени
густой чинары.
В жаркий
послеобеденный
час кафеджи,
угощая чашкой
кофе, сопровождал
угощение чарующими
душу рассказами.
Перс, араб или
турок, сидя на
мягких подушках,
потягивая через
длинный мундштук
кальян и попивая
кофе, то слушал
"Шехерезаду"
кафеджи, то вел
неторопливые
витиеватые
разговоры.
Блаженствуя,
он забывал свои
земные обязанности.
Напрасны в этот
час были призывы
муэдзина с
высокого минарета
к молитве во
славу Аллаха.
Магометанин
за чашкой кофе
просиживал
в кофейне целый
день, пропуская
обеденный и
вечерний намаз.
Из стран
Ближнего Востока
кофе проник
в Стамбул, где
в 1564г. была открыта
первая кофейня.
Первая
чашка кофе была
продемонстрирована
европейцам
в Риме в 1626 году
Делла Балле,
который, живя
в Иране (Персии)
в качестве
посла Папы
Римского,
пристрастился
к ежедневному
употреблению
кофе и научился
искусно его
готовить.
Спустя
20 лет в Венеции
было открыто
первое кафе,
и еще через 14
лет кафе открылось
и в Марселе. В
1652 году кофейни
открываются
в Лондоне. Англичане
быстро оценили
достоинства
напитка. Кофейни
начали появляться
в различных
частях столицы
Британского
Королевства,
и к 1693 году в Лондоне
их уже насчитывалось
более трёх
тысяч.
В 1664 году
французский
король Людовик
XIV специальным
указом одобрил
напиток, и вскоре
кофе появился
на званом обеде
в Лувре. За королем
потянулось
титулованное
дворянство,
за дворянством
чиновничество
и купечество,
а за чиновничеством
и все те, кому
позволяли
средства. Кофе
в то время стоил
очень дорого
и не всякий мог
себе позволить
чашку "напитка
жизни".
В 1672 году
в Париже открылась
первая публичная
кофейня.
О кофе
писали драмы
и комедии, слагали
поэмы и оды,
распевали
песни. Кофейни
превратились
в, своего рода,
клубы, где
передавались
последние
политические
новости, произносились
пламенные
революционные
речи. В литературных
кофейнях Парижа
Вольтер и Руссо
писали свои
бессмертные
произведения.
Постоянным
посетителем
кафе, большим
любителем и
знатоком кофе
был В. Гюго.
Тема
кофе увлекла
не только поэтов
и писателей.
Скульпторы,
художники,
музыканты
посвящали ему
свои произведения.
Среди них были
художник Ван
Лоо, композитор
Иоганн Себастьян
Бах, сочинивший
кантату о кофе.
Качество
кофе опреляют
по органолептическим
и физико-химическим
показателям,
а также при
помощи ГОСТ
6805-53. Настоящий
ГОСТ нормирует
внешний вид
кофе, запах,
цвет, вкус,
содержание
примесей и
зольность,
качество помола
и др.
35
Введение.
Сегодня кофе
и кофейные
напитки употребляют
практически
во всех уголках
земного шара,
от Лондона до
Сиднея и Токио.
Кофе выращивают
примерно в 80
странах: Южная
и Центральная
Америка, на
побережье
Карибского
моря, в Африке
и Азии. Крупнейшие
страны поставщики
кофе – Бразилия
и Колумбия,
третье место
занимает Индонезия.
В мировой
торговле продажа
необжаренных
зерен кофе
занимает второе
место после
продажи нефти.
В зависимости
от урожая, 4-5 млн.
тонн кофе ежегодно
отправляют
на экспорт.
Потребление
кофе в странах
происхождения
занимает около
1,3 млн. тонн.
Во всем мире
под плантации
кофе занято
более 10 млн. га,
на которых
растет 15 млрд.
кофейных деревьев.
С 1 кофейного
дерева можно
получить урожай
0,5 ,8 кг (3500 – 5000 зерен).
Выращивание
кофе очень
трудоемкий
процесс. Во
всем мире около
25 млн. людей
зарабатывают
на жизнь тем,
что выращивают
или обрабатывают
кофе. В зависимости
от социально-экономического
строя страны
выращивание
и обработка
кофе главным
образом осуществляется
в небольших
хозяйствах,
кооперативах,
на средних и
крупных плантациях.
Продажей
кофе на мировом
рынке занимаются
торговые компании,
брокеры, агенты.
Кроме того,
крупные предприятия
по обжариванию
кофе и государственные
экспортные
организации
заключают между
собой прямые
контракты. Цены
на кофе устанавливаются
на биржах сырьевых
материалов
в Нью-Йорке (с
1882 г., Арабика) и
Лондоне (с 1954 г.,
Робуста) по
результатам
заключенных
контрактов.
Мифы и тайны
о кофе.
Где зародилась
идея пить кофе,
как мы пьем его
сегодня, до сих
пор остается
загадкой.
Разнообразие
гипотез низменно
вызывает жаркие
споры. Врачи,
юристы, поэты,
философы все
приводят множество
аргументов
в пользу своих
теорий, и с каждым
из этих открытий
связаны многочисленные
героические
поступки. Так,
в средние века
на эту тему
было распространено
множество
легенд в Аравии,
позднее, в 17 веке
подобные же
истории и легенды
нашли место
в Европе.
Автор одного
из трактатов
о кофе, маронисткий
писатель конца
18 века Банезий,
высказал гипотезу,
что, «поскольку
кофе – лекарственное
снадобье, а
большинство
лекарств были
открыты по
случайности,
открытие этого
напитка было
нечаянным
плодом опыта
в той же мере,
что и иные снадобья».
Развивая свою
идею, Банезий
приводит известную
притчу об арабском
или эфиопском
пастухе Калди,
который пришел
жаловаться
шаману соседнего
суфийского
братства на
свое стадо.
«Два или три
раза в неделю
стадо не только
оставалось
бодрствовать
всю ночь, но
при этом прыгало
и скакало весьма
необычным
образом». Полагая
что поведение
животных может
объясняться
пищей, которую
они ели, шаман
отправился
в то место, где
козы обнаруживали
волнение. Там
от нашел кустики,
на которых
росли ягоды,
и решил их
попробовать
сам.
Велев обдать
ягоды кипятком
и выпив затем
эту воду, шаман
нашел, что и
он может не
спать всю ночь
без малейшего
беспокойства.
Воодушевленный
этим опытом
он предписал
своим дервишам
«ежедневное
употребление
этого напитка,
который отвращает
их от сна, позволяет
им охотно и
наверняка
отдаваться
молитвам, кои
они обязаны
были совершать
по ночам».
Напиток
поддерживал
их в добром
здравии и охотно
стал пользоваться
спросом во всем
королевстве.
По исламской
точке зрения
существует
другая легенда,
в которой главным
героем выступает
дервиш Омар,
прославившийся
своей способностью
исцелять больных
людей посредством
молитвы. Изгнанный
из своего родного
города Мохи,
омар нашел
пристанище
в пещерах посреди
пустыни и едва
не погиб там
от голода. Он
начал жевать
ягоды с кустов,
росших поблизости,
но нашел их
чрезмерно
горькими. Надеясь
улучшить вкус,
он поджарил
ягоды, а затем
решил обдать
их кипятком,
чтобы размягчить
их. Потом он
выпил воду от
этого варева
и сразу почувствовал
прилив сил. В
этом состоянии
он пребывал
несколько дней.
У этой истории
есть и более
красочный
вариант. Омар
увидел на дереве
сладкоголосую
птицу с чудным
оперением, он
попытался
поймать птицу,
но нашел на
дереве одни
лишь цветы и
плоды. Ими он
наполнил свою
корзину и вернулся
к себе в пещеру
с намерением
сварить каких-нибудь
трав для своей
скудной трапезы.
Тут то и пришла
ему идея обдать
кипятком сорванные
плоды. Получился
ароматный
напиток.
В обоих вариантах
истории рассказывается,
как к нему в
пещеру пришли
за советом
больные, Омар
отпаивал их
этим напитком
и напиток исцелил
их от недугов.
Когда весть
о «чудесном
исцелении»
дошла до Мохи,
Омар с триумфом
вернулся в