Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  848  849  850   ..

 

 

Ценообразование

Ценообразование

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Кондитерские изделия, всего 5579 5010 5942 3274 3809
В том числе:
1. Сахаристые 5523 4583 5441 2896 3420
Карамель 2048 1778 2285 1288 1690
Конфеты глазированные шоколадом 2963 2094 2285 1144 965
Ирис 131 115 93 48 96
Драже 8 81 81 16 188
Зефир, пастила 373 515 635 318 327
Восточные сладости --- --- 65 74 142
Шоколадные фигуры --- --- --- 8 12
2. Мучнистые 56 427 498 446 413
Из них вафли 56 427 498 378 389
3. Хлеб --- --- 33 68 24
В расфасовке и завертке 5175 4048 4900 2546 2802
в том числе фасовка 427 305 346 220 325
Полуфабрикаты 19 63 43 12 ---
Шоколадная глазурь 173 76 65 19 337
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Списочная численность работающих на начало года 725 705 737 689 574

Из них

181

192

209

195

137

За год принято 133 160 84 62 54
Уволено 153 93 132 177 49
В т.ч. по собственному желанию 88 40 88 101 19
В связи с выездом 11 9 2 16 10
В связи с уходом на пенсию по возрасту 19 14 6 8 4
По инвалидности 4 2 3 1 2
По ст.33 п.78 7 2 3 5 1
По сокращению штатов -- -- 10 28 --
Прочие причины 24 26 25 18 13
Из числа работающих учатся в ВУЗах и техникумах 9 15 16 21 24
на конец 1997 год на конец 1998 год на конец 1999 год
П А С С И В р. % к итогу р. % к итогу р. % к итогу
1 3 4 5 6 7 8
Собственные средства 33619385 61,13 32736141 54,53 31444388 38,70
Уставный капитал 30877690 56,14 30765000 51,25 30765000 37,86
Накопленный Капитал 2741695 4,98 1971141 3,28 679388 0,84
Заемные Средства 21379737 38,87 27293225 45,47 49816017 61,30
Долгосрочные обязательства 0 0 28748178 35,38
Краткосрочные обязательства
Краткосрочные кредиты 7448639 13,54 6950000 11,58 7375103 9,08
Счета к оплате 6687462 12,16 4414498 7,35 10667846 13,13
Авансы 712759 1,30 626950 1,04 107885 0,13
Расчеты по налогам 1967475 3,58 3364588 5,60 2069842 2,55
Расчеты по зарплате 897620 1,63 519764 0,87 847163 1,04
Прочие 3665782 6,67 11417425 19,02 0 0,00
Итого пассивов 54999122 100,00 60029366 100,00 81260405 100,00

2.1 Ценообразование на различных рынках

Показатели 1997 1998 1999
А 1 2 3
1.Общая сумма текущих активов (итог 2 раздела баланса) 29911799 32862831 51370824
2.Общая сумма краткосрочных долгов предприятия (6 раздел баланса) 21379737 27293225

49816017

3.Сумма собственного оборотного капитала (2 –6 разделы баланса)

8532062

5569606 1554807

4.Доля в сумме текущих активов, %

28,5

16,9

0,3

2.4 Разработка ценовой стратегии

Слишком

Возможная цена

Слишком высокая цена

Себестоимость продукции Цены конкурентов и цены товаров-заменителей Уникальные достоинства товара
Цели

Факторы, воздействующие на решения по ценам

Общая политика ценообразования
Ценовая стратегия
Реализация ценовой стратегии
Приспособление цен
Годы Производство кондитерских изделий, тыс.т. Потребление, кг./чел.
1965 2315 10
1970 2896 11.9
1975 3247 12.8
1980 3861 14.5
1985 4285 15.4
1990 5240 16.9
1991 2639 11,2
1992 1824 9,4
1993 1746 9,2
1994 1530 9,6
1995 1372 9
1996 1262 8,7
1997 1370 9,1
1998 1100 9,5
1999 за 9 мес. 886 7,0
1999 прогнозируемый 1240 11,5
Регионы 1995 1996 1997 1998

Адыгея

1634

1524.9

2365

2500

Продолжение таблицы 3.2 (т.)
Регионы 1995 1996 1997 1998

Алтайский край

187.5

48.4

34.1

50

Доля фабрики
Доля фабрики
Доля фабрики
Доля фабрики
Доля фабрики
Доля фабрики
Год Цена, Себестоимость Затраты на 1 рубль
тыс. р. фактическая, тыс. р. фактические
1995 47161 35371 0,75
1996 61388 49110 0,80
1997 75684 62061 0,82
1998 65388 49041 0,75
1999 89006 78325 0,88

Наименование

Наименование

Сырье на 1 тонну
кол-во, кг цена, р. Сумма, р.
Шербет Южный

Сахар

Патока

Молоко сгущ.

Арахис

Како-порошок

Ванилин

490

96

269

130

51

0,10

6

12

18

25

30

461

2940

1152

4842

3250

1570

41,60

Итого сырья 13796,6
Наименование затрат Сумма, р. Итого

Вспомогательные

материалы на 1 т.

534,6 534,6
Продолжение таблицы 3.3
Наименование затрат цена, р. Сумма, р.
Транспортные расходы 430
Энергия, пар, холод 400
Заработная плата 376,33
Начисления на зарплату 147
Цеховые расходы 188
Общезаводские расходы 1505
Содержание оборудования 263

ИТОГО

Себестоимость 1т.

17640,33
Внепроизводственные расходы 353
Полная себестоимость 17993,33

Данная таблица 3.3 показывает, какие расходы несет фабрика на производство одной тонны шербета. Исходя из таблицы, по перечню затрат можно сделать выводы, по каким пунктам следует снизить расходы до оптимального уровня. Сведем данные постатейной структуры затрат в сводную таблицу.

Таблица 3.4 -Постатейная структура полной себестоимости, %
Калькуляционные статьи 1999г. 1998г. 1997г.
сырье и полуфабрикаты 49.9% 49.2% 48.7%
вспомогательные материалы 14.0% 13.6% 13.7%
тара 2.0% 2.1% 2.1%
топливо, электроэнергия, вода, холод на технологические нужды 10.2% 10.1% 9.7%
заработная плата производственных рабочих 2.1% 2.4% 2.9%
общепроизводственные расходы 8.1% 9.1% 9.5%
общехозяйственные расходы 10.9% 10.3% 10.8%
коммерческие расходы 2.8% 3.2% 2.6%
ИТОГО: 100% 100% 100%

Постатейная структура затрат, как показывает таблица 3.4, практически не изменилась, хотя в течение года наглядно прослеживалась тенденция к сокращению прямых материальных затрат за счет увеличения веса накладных расходов. Напротив, с августа стали быстрее расти затраты на приобретение материальных ресурсов.

В целом по 1999 году это привело к практически полному повторению структуры затрат предыдущего, 1998 года.

Снижение удельного веса комплексной статьи затрат "общепроизводственные расходы" по сравнению с прошлым годом произошло за счет использования в 1999 году механизма замедленной амортизации по технологическому оборудованию. Рост доли общехозяйственных расходов объясняется возрастанием размера банковских кредитов, проценты по которым отражаются в этой статье затрат. Кроме того, эффект дало широкое использование в производстве нетрадиционного отечественного сырья взамен дорогостоящего импортного.

Себестоимость конкретного вида продукции отражает затраты предприятия на производство этого вида продукции. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность определить, на сколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости). Если сложившаяся себестоимость выше рыночного уровня цен на данный вид продукции, предприятие вынуждено либо снимать с производства этот вид продукции, либо снижать свои затраты. В связи с этим предприятие, в принципе не регламентированное действующим законодательством к определению себестоимости каждого вида продукции, вынуждено постоянно рассчитывать этот показатель для организации безубыточного производства.

Проведем калькуляцию себестоимости 1т. продукции по отдельным видам продукции. Возьмем самые распространенные виды: карамель, конфеты шоколадные, зефир, драже, ирис и вафли. Большую часть себестоимости составляю сырье и вспомогательные материалы, примерно 60% удельного веса. Следует отметить достаточно большой процент общезаводских расходов в составе себестоимости – около 10% удельного веса. Как видно из приведенной таблицы сложившаяся себестоимость ниже рыночного уровня цен на данный вид продукции, что еще раз демонстрирует достаточную рентабельность производимой фабрикой продукции, около 30 – 35%. Приведенная оптовая цена продукции показывает, что она достаточно конкурентоспособна на сложившемся рынке кондитерских изделий.


Таблица 3.4 - Калькуляция себестоимости 1 тонны продукции.

Наименование затрат Карамель Конфеты шоколадные Зефир Драже Ирис Вафли
Сумма затрат, р. Уд. Вес, % Сумма затрат, р. Уд. Вес, % Сумма затрат, р. Уд. Вес, % Сумма затрат, р. Уд. Вес, % Сумма затрат, р. Уд. Вес, % Сумма затрат, р. Уд. Вес, %
Сырье 3520400 47 4170000 46,8 4790000 50,2 3040800 49,7 4751200 51,1 3807100 51,9
Вспомогательные материалы 1432600 19 1310000 14,7 810000 8,5 810000 13,2 1555100 16,7 810000 11,1
Транспортные расходы 445300 6 527000 6,2 530000 5,6 415000 6,8 430700 4,6 507000 6,9
Электроэнергия, пар, холод 769000 10 769000 9,1 769000 8,1 769000 12,6 769000 8,3 769000 10,5
Заработная плата основная и дополнительная 136000 2 239000 2,7 305500 3,2 92000 1,5 201900 2,2 192500 2,6
Начислено на зарплату. 53040 0,7 93210 1,0 119100 1,2 35900 0,6 78700 0,9 75100 1,0
Цеховые расходы 106800 1,4 186000 2,1 238200 2,5 71500 1,2 157400 1,7 150100 2,0
Содержание оборудования 133200 1,8 234200 2,6 299400 3,1 90100 1,5 197800 2,1 180600 2,5
Общезаводские расходы 543900 7,3 956000 10,7 1221900 12,8 504400 8,2 807200 8,7 570500 7,8
Производственная себестоимость 7140240 95,2 8484410 95,9 9083100 95,2 5828700 95,3 8949000 96,3 7061900 96,3
Внепроизводственные расходы 357000 4,8 424220 4,1 454100 4,3 291000 4,7 347300 3,7 268000 3,7
Полная себестоимость 7497240 100,0 8908630 100,0 9537200 100,0 6119700 100,0 9296300 100,0 7329900 100,0
Оптовая цена продукции 8800000 10500000 11500000 7000000 10500000 8200000

3.3 Анализ прибыли предприятия и рентабельности продукции

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

На АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Прибыль общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прибыль, остающаяся у АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская»после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» может объединить часть своего имущества с имуществом государственных, кооперативных и иных организаций для совместного производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

На АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» на прибыль влияют как внешние так и внутренние факторы

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Внешние – через поведение конкурентов, состояния рынка и государственной экономической политики.

Проанализируем изменение показателей прибыли АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» за период 1997-1999 годы

Таблица 3.5 - Изменения показателей отчета о прибылях, тыс. р.

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации продукции уменьшилась в 1998 году относительно 1997 года на 8855 тыс.р. Это объясняется не только увеличением цены произведенного товара из-за резкого скачка стоимости сырья, в связи с финансовым кризисом 1998 года, но и падением объемов производства. В 1998 году выпуск кондитерских изделий составил 3274 тонны, что в сравнении с 1997 годом меньше на 2668 тонн или 55% к 1997 году. Снижение объемов производства по всему ассортименту изделий, имеет основную причину - падение уровня покупательской способности населения и, как следствие, резкое сокращение спроса на кондитерские изделия. Выручка от реализации продукции в 1999 году составила 123899 тыс.р., что на 70442 тыс.р. больше, чем аналогичный показатель в 1998 году. Наблюдающееся на протяжении анализируемого периода увеличение выручки от реализации обусловлено влиянием инфляции, а не ростом объема производства продукции.

Рост прибыли наблюдался в 1997 году в размере 1683 тыс. р. В 1998 году прибыль сократилась относительно показателей 1997 года на 10502 тыс.р. Немаловажное значение имело и то, что отдельные компоненты закупаются по импорту. Серьезные финансовые потери понесла фабрика в связи с обвалом рубля 17 августа 1998 года. Сразу в несколько раз возросли долги за сырье и этикет, поскольку какао-продукты и их заменители, а также этикет и многие другие вспомогательные материалы, поступающие по импорту, исчисляются в долларовом эквиваленте. В 1999 году также наблюдается снижение прибыли. Отклонение от данных 1998 года составили 33 тыс.р. Однако эти отклонения не столь значительны как в динамике с 1997 года.

В течение отчетного года предприятие испытывало постоянную проблему недостатка собственных оборотных средств, в связи с чем приходилось пользоваться кредитами банковских учреждений, что в свою очередь приводит к увеличению себестоимости продукции и снижению прибыли.

Рост цен на готовую продукцию в 1998 году, как результат роста цен на сырье, материалы, энергоносители используемые в производстве составил 23%, против 6%- в 1997 году. В течение 1998 года цены на готовую продукцию менялись в три раза. В 1999 году также наблюдался рост цен на готовую продукцию, он составил 8,3%.

Анализ структуры прибыли отчетного 1999 года (вертикальный анализ) позволил установить, что она, главным образом, сформирована за счет прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Прибыль от реализации продукции в отчетном году значительно ниже прибыли от реализации товаров, продукции (работ, услуг) прошлого года, как отмечалось выше. Резкое снижение прибыли от реализации в 1998 году было вызвано сокращением платежеспособного спроса на продукцию предприятия, что повлекло за собой сокращение выручки от реализации, и некоторое увеличение удельного веса постоянных расходов в себестоимости продукции. Следует отметить, что в 1999 году падение прибыли замедлилось, прирост себестоимости также оказал существенное влияние на сокращение прибыли, и произошел вследствие увеличения удельного веса постоянных расходов, инфляционного давления, и возможно был вызван также нерациональным использованием производственных ресурсов, списанием различного рода затрат, нецелесообразно отнесенных на себестоимость. Сокращение коммерческих расходов 1998 году положительно повлияло на прибыль от реализации, и вызвано, главным образом, снижением объема продаж, однако в 1999 году удельный вес коммерческих расходов практически оставался на одном уровне (1998год – 1,46%, 1999 год – 1,6%), что положительно отразилось на прибыли от реализации.

Но прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции в 1998 году на – 3806 тыс.р. Аналогичная ситуация сложилась и в 1997 году, где прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции на –1906тыс. р. Такая же ситуация наблюдается в 1999 году , где прибыль отчетного года меньше прибыли от реализации продукции на – 3085 тыс.р. Все это свидетельствует о полученных убытках от прочей реализации и от внереализационных операций.

Прибыль от финансовой деятельности в отчетном году составила 1836 тыс.р. в прошлом году – 4336 тыс.р. В 1997 г. 13245 тыс.р. Снижение прибыли от финансовой деятельности отрицателен для АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская».

Операционные расходы (налог на имущество, уборку территорий, на содержание милиции и социальной сферы, налог на образование), а также финансовый результат от реализации основных средств, прочего имущества, не привели к получению убытка, хотя рост операционных расходов 1999 году очевиден.

Одним из основных показателей характеризующих результаты деятельности предприятия, является чистая прибыль. За 1999 год объем чистой прибыли составил 316125 р. Как негативный момент необходимо отметить тенденцию к снижению доли чистой прибыли в общих результатах деятельности фабрики за 1999 год. Так доля чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия возросла до 79,6% в 1998 году и упала до 34,6% в 1999 году.

Причиной указанных изменений является опережающий рост суммы налогов, выплачиваемых из прибыли, по сравнению с ростом балансовой прибыли. Так в 1997 году, доля налогов из прибыли к балансовой прибыли составила 38,4% в 1998 году снизилась до 20,3 % и сделала резкий скачек до 65,3% в анализируемом 1999 году.

Анализ абсолютных величин и доли прибыли от основной деятельности в общем объеме выручки от реализации, показывает, что снижение объемов чистой прибыли в 1999 году является следствием падения доходов от основной деятельности, которая составляет 201% в структуре балансовой прибыли и 408% в 1998 году (110 строка ф. 2 / 140 строка ф. 2). Источниками снижения прибыли на АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» в течение 1999 года, являлись операции не относящиеся к основной деятельности. К ним относятся прочие внереализационные расходы значительно превышающие прочие внереализационные доходы.

Резервами увеличения объема чистой прибыли для АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» являются, во-первых, снижение постоянных затрат, во-вторых, увеличение цены реализуемую продукцию. Препятствием на пути увеличения цен на готовую продукцию может быть ограничение платежеспособного спроса.

Анализ рентабельности позволяет оценить соотношение получаемых предприятием доходов и вложенных в производство продукции средств.

Таблица 3.6 –Анализ рентабельности продукции

Наименование Действующая Себесто- Рентабель-
отпускная имость, р. ность, %
цена, р.
янв.99г. янв.2000 г. янв.99г. янв.2000 г. янв.99г. янв.2000 г.
Фруктовая карамель 19,12 28,68 14,5 22,1 31,9 29,6
Молочная карамель 22 33 16,8 26,8 31,0 22,9
Леденцовая карамель 19,12 28,68 14,8 22,6 29,2 27,0
Пом. конфеты с темным корпусом 32,4 48,6 23,9 36,5 35,6 33,2
Пом. конфеты со светлым корпусом 30,12 45,18 22,3 34,0 35,1 32,7
Ирис в завертке 23,4 35,1 18,7 28,5 25,1 23,0
Конфеты с вафельным корпусом 39,4 59,1 30,1 45,9 30,9 28,6
Конфеты куполообразные 33,6 50,4 24,9 38,0 34,9 32,6
Конфеты птичка 43,4 65,1 32,2 49,1 34,8 32,5
Конфеты комета 74,1 96,15 55,1 84,1 34,5 14,3
Конфеты из спиртованных фруктов 40,6 60,9 30,7 46,9 32,2 30,0
Конфеты с желейным корпусом 32,4 48,6 24,1 36,8 34,4 32,1
Зефир цветной 23,16 34,74 17,7 27,0 30,8 28,6
Зефир в шоколаде 32,4 48,6 24,2 36,9 33,9 31,6
Вафли 20,85 31,3 15,8 24,1 32,0 29,7
Рахат-Лукум 12,75 19,1 9,5 14,5 34,2 31,9
Карамель переслоенная 26,6 39,9 19,8 30,2 34,3 32,0

Анализируя данные приведенной выше в таблиц 3.6 можно отметить, что на протяжении отчетного 1999 года наблюдалось незначительное понижение рентабельности продукции предприятия по всем наименованиям. Эту тенденцию можно объяснить тем, что АОЗТ Кондитерская фабрика «Майкопская» следуя за конкурентами, уменьшает долю прибыли в цене продукции, и, соответственно, уменьшается рентабельность продукции.

Однако, можно заметить, что уровень рентабельности продукции по всем наименованиям в среднем держится на отметке 30%, что является достаточным уровнем прибыльности.

3.4 Оценка основных направлений ценовой политики предприятия

В 1999 году фабрика несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).

Политика фабрики в области цен и скидок была направлена на ускорение продаж. В частности:

-для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату продукции (размер скидки в течение года составлял 2%);

-предоставлялись скидки покупателям, выполняющим условия договора купли-продажи в части выполнения плановых объемов и ритмичности выборки продукции (5%).

Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (1998 год - 9.1%).

Рисунок 3.8 – Динамика средней цены и средней себестоимости на 1 т. продукции

Динамика средней цены (с учетом фактически предоставленных скидок, без НДС) и удельных затрат представлена на рис.. Видно, что доходность производства (разрыв между кривыми) в III - IV кварталах традиционно несколько возросла, что объясняется, с одной стороны предновогодним возрастанием платежеспособного покупательского спроса, а, с другой стороны, относительной стабильностью курса доллара и, соответственно, уровня затрат на основное сырье и материалы.

Фабрика имеет ряд цен в рамках групп товарного ассортимента в глазах покупателей это разница – разница в качестве продукции. К примеру, цена на карамель варьируется от 18 рублей 90 копеек до 27 рублей 60 копеек. Нижняя цена назначается на карамели с наиболее дешевыми начинками (сливовая, ягодная и т.д.). Верхняя цена устанавливается на дорогую начинку (карамель в складку). Также существуют следующие виды цен, используемые на АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская».

Зональный метод установления цены – это предусматривает установление цены по географическому принципу. На фабрике этот метод применяется крайне редко из-за отсутствия дилерской сети. Оплата постфактум в настоящее время не практикуется из-за частых задержек выплаты дебиторской задолженности.

Стратегия ценообразования заключается в следовании за лидером. Фабрика следует за волгоградской фирмой «Конфил», поскольку эта фирма выпускает те же изделия, что и наша. Также она следует за фабрикой «Южная звезда» (ст. Динская) в области установления цены на шоколадные конфеты. Также используется метод определения цены по принципу «издержки плюс». Этот метод должен включать в цену изделия все издержки, включая НДС и плюс запланированную прибыль.

Охарактеризуем тип рынка, рынок кондитерских изделий является рынком монополистической конкуренции. На этом рынке присутствую множество фирм, стремящихся отличаться друг от друга по ценовым и вкусовым параметрам.

Существует несколько способов распространения товаров: прямой (нулевой уровень) и опосредованный. Фабрика использует в основном одноступенчатый уровень. Этот уровень подразумевает наличие мелкооптового торговца, посредством которого товар доходит до потребителя.

В прошлые годы имелась сеть фирменных магазинов, но в настоящее время она прекратила свое существование. Остался лишь один магазин, находящийся на фабрике. Рассмотрим качество обслуживания в фирменном магазине.

Поскольку фабрика использует в основном розничных торговцев то говорить о качестве обслуживания в этих магазинах не представляется возможным. Причиной этого является личный вкус собственника предприятия. Поэтому остановимся на обслуживании в фирменном магазине АОЗТ кондитерской фабрики «Майкопская».

Единственный фирменный магазин после кризиса 17 августа 1998 года остался лишь на самой фабрике. Это современное оборудованное здание располагающееся слева от центрального входа. В магазине используется электронно-весовое обеспечение, что значительно упрощает определение веса и цены покупаемого изделия. Сотрудники магазина одеты в фирменную одежду включающую в себя пиджак и длинную юбку для женщины и пиджак и брюки для мужчины.

Продукция, предлагаемая в фирменном магазине АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская» отличается свежестью и сравнительной дешевизной для покупателя. К основным недостаткам относятся теснота помещения что вызывает очереди при большом наплыве покупателей.

Также кондитерской фабрикой «Майкопская» в 1999 году была создана сеть франчайзинговых магазинов.

После кризиса 17 августа 1998 года в связи с резким повышением курса доллара, что вызвало невозможность содержания нескольких магазинов торговые учреждения, находящиеся в городе Майкопе были проданы частным лицам на правах франчайзинга. Франчайзинг означает использование каким либо предприятием, сохраняющим свою юридическую независимость, марки другого предприятия АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская» обязала предпринимателей выкупивших ее фирменные магазины не менять профиль торговли в течении 5 лет. Фабрика обеспечивает этим франчайзинговым магазинам поставку кондитерских изделий со скидкой в 4%. Это сотрудничество положительно сказывается как для предприятия-франчайзера, в роде которого выступает АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская», так и для предприятий франчайзи – в их роли выступают частные предприниматели, выкупившие фирменные магазины, условия этих договоров отражены в приложении.

Следует отметить использование неценовых методов продвижения товаров. Основными методами продвижения товаров являются, реклама стимулирование сбыта и пропаганда.

Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.

Фабрика, планируя использование средств рекламы должна хорошо знать какие показатели охвата частотности, и силы воздействия обеспечивает то или иное средство. Краткую характеристику основных средств распространения информации дадим в нижеследующей таблице.

АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская» использует все выше перечисленные средства рекламы за исключением «Директ мейл». Хотя во время презентаций и различных выставок фабрика выпускает различные брошюры справочного характера.

Однако следует отметить и недостатки, связанные с рекламой АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская».

Газеты – местные газеты игнорируются предприятием для рекламы.

Радио – используется крайне редко, хотя в городе и республике действуют около десятка радиостанций.

Журналы – поскольку в Республике Адыгея не выпускаются никакие журналы, то реклама ведется лишь в специальных торговых журналах с незначительной читательской аудиторией.

Наружная реклама – расположена в городе крайне неудачно: лишь на самой кондитерской фабрике и возле бывшего фирменного магазина фабрики работающего ныне на правах франчайзингового.

Телевидение – наиболее удачная реклама использующая игровой ролик с участием известный актеров республиканского театра.

Таблица 3.7 -Основные виды средств распространения рекламы
Средство рекламы Преимущества Ограничения
Газеты Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка; широкое признание и принятие; высокая достоверность Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначительная аудитора «вторичных» читателей
Телевидение Сочетание изображения, звука и движения; чувственное воздействие; - высокая степень привлечения внимания: широта охвата

Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой;

Мимолетность рекламного контакта; Меньшая избирательность аудитории

«Директ мейл» Избирательность: аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов в отправлении; личностный характер

Относительно высокая стоимость; образ «макулатурности»

Радио Массовость использования; высокая географическая и демографическая избирательность; низкая стоимость

Представление только звуковыми средствами; степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения; отсутствие стандартной структуры тарифов; Мимолетность рекламного контакта

Журналы Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность и престижность; высокое качество воспроизведения; длительность существования; значительное число «вторичных» читателей

Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы: наличие бесполезного тиража; отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте

Наружная реклама Гибкость, высокая частота повторных контактов; невысокая стоимость; слабая конкуренция Отсутствие избирательности аудитории; ограничения творческого характера

Использование многообразных средств стимулирующего воздействия призванных ускорить и /или усилить ответную реакцию рынка.

К ним относятся стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, продаваемы по льготной цене, премии, конкурсы, зачётные талоны, демонстрации), стимулирование сферы торговли (зачёты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачёты дилерам, за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров) и стимулирование собственного торгового персонала (конкурсы среди продавцов).

АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская» слабо стимулирует сбыт: лишь в области цены при закупке свыше определенной суммы.

Пропаганда включает в себя использование редакционного а не платного места и /или времени во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами, для решения конкретной задачи.

АОЗТ кондитерская фабрика «Майкопская» не использует этот метод ни в какой форме.

Одним из элементов стратегического анализа является SWOT анализ. Результаты анализа внутренней среды отражены в таблице:

Таблица 3.8 Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
1. Производство

1. Высокий производственный потенциал предприятия

2. Возможность расширения производственные мощностей

3. Высокий уровень качества продукции

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  848  849  850   ..