Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  510  511  512   ..

 

 

Маркетинговое исследование рынка кинопродукции

Маркетинговое исследование рынка кинопродукции


Введение

Для закупки кинопродукции магазин использует надежные каналы поставки. Руководство уверено, что качество продукции на высоком уровне – для этого закупается лицензированная продукция.

Миссия магазина - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Разные авторы по-разному определяют его. Одни называют миссию организации гиперцелью или «таким выражением цели, которое позволяет легко отличить данный бизнес от других подобных ему фирм»[4] .

Другие считают, что миссия фирмы определяется посредством описания всего спектра параметров ее производственной системы»[5] . И всё же о том, что для аналитических целей удобнее рассматривать миссию фирмы как ту роль, которую она собирается играть в рамках своего бизнеса.

Рамки бизнеса магазина «Оскар» определяются параметрами отрасли, рынка кинопродукции и макросредой своего кинобизнеса. Роль определяется отличительными особенностями, дающими возможности достижения делового успеха, и внутренним потенциалом магазина.

Потенциал магазина «Оскар» складывается из ресурсов и источников их пополнения, которыми она располагает, ее связей, положения и организационной системы в целом. Организационная структура магазина представлена в Приложении 1.

Потенциал магазина сам по себе представляет источник формирования ее конкурентного преимущества и именно поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

Потенциал магазина «Оскар» является его стратегическим ресурсом, который обеспечивает устойчивость в неадекватных условиях макросреды, позволяет нейтрализовать негативное влияние внешних факторов.

Целевые установки магазина представлены как долгосрочные результаты, которые она стремится достичь для осуществления своей миссии. Эти установки жизненно важны для успеха магазина, поскольку они являются ориентирами направлений ее развития, основанием для оценки достижений, фундаментом синергетического эффекта, отправными точками мотивации персонала.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться фирма в ближайшей перспективе. Цели поставлены перед фирмой в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением с миссией, а также должны иметь временные рамки достижения.

Эти отличительные черты целей называются SMART-характеристикой (SMART - это аббревиатура следующих пяти понятий: Specific (определенность)- быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования; Measuruble (измеримость) - выражать количественно все, что можно и даже в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута; Achievable (достижимость) - и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима; Related (соотнесенность) - соотноситься со стратегией, хозяйственными целями фирмы, интересами исполнителя; Time-bound (временная ограниченность) – определенность на шкале времени по срокам ее достижения.

Миссия магазина «Оскар» - совокупность целей фирмы. Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор ее целей. В этой связи, миссия - это основная общая цель фирмы - четко выраженная причина ее существования. Цели фирмы вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам магазина «Оскар», невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Руководителимагазина знают, какова основная цель их фирмы, и у них есть логическая точка отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха всей фирмы.

Миссия магазина «Оскар» детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка ее миссии содержит следующее: задача фирмы с точки зрения основных ее услуг, основных рынков и технологий; внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы; культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Рассматривая миссию магазина с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем.

Руководство магазина заботится о выборе и формулировании миссии своей фирмы. Эта миссия кажется для них очевидной. Ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если обдумать этот вопрос, то несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится явным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему фирмы. Поскольку магазин «Оскар» является открытой системой, он может выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ему для выживания, он должен следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель.

Выбрав соответствующую миссию, руководство отвечает на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?» Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации.

Таким образом, миссия магазина «Оскар» может быть сформулирована следующим образом: наиболее полное удовлетворение потребительского спроса по определенной группе товаров за счет максимально качественного обслуживания покупателя и наличия большого ассортимента кинопродукции.

2.2 Разработка стратегических ориентиров магазина «Оскар»

Модель стратегического управления выглядит по-разному. Однако наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Дэвида (рис. 1), Джона Л. Томпсона (рис. 2).



Рис. 1. Модель стратегического управления [6]

Несмотря на определенные отличия, общего в них гораздо больше. Прежде всего, сразу можно отметить, что в каждой модели выделяется три стадии процесса стратегического управления: стадия стратегической организации или настройки организационной системы в соответствии с выбранной стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии); стадия стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения). На стадии стратегического планирования определяются стратегии фирмы путем установления ее миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ.



Рис. 2. Модель стратегического управления [7]

На стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией. Здесь же проводятся необходимые организационные изменения внутри магазина и вырабатывается политика каждого из ее структурных подразделений.

Исходным пунктом процесса стратегического управления в магазине «Оскар» можно считать зарождение и формулирование бизнес-идеи. Бизнес-идея - это «фундамент» любой производственно-коммерческой деятельности. На её основе вырабатываются целевые установки торгующего предприятия, те результаты, которые он хотел бы получить в конце концов от своей деятельности. Затем, исходя из оценки позиций, на которых в данный момент находится магазин в стратегическом пространстве своего бизнеса, определяютсястратегии.

На основе принятых стратегий разрабатывается система целей, которые требуется достичь по истечении определенного периода времени. Эти цели заведомо будут хорошо сочетаются с целевыми установками фирмы.

На основании поставленных целей разрабатываются программы, проекты и вся система организационного обеспечения производственно-коммерческой деятельности фирмы по реализации кинопродукции.

В процессе выполнения намеченных действий контролируются и анализируются получаемые результаты и эффект, и при необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения (рис.3).

Рис. 3. Модель стратегического управления магазина «Оскар»[8]

Магазин «Оскар» имеет определенные стратегии в области маркетинга, организации продаж, финансов, инвестиций, персонала и т.п. Это так называемые функциональные стратегии.

На корпоративном уровне данная фирма представляется как многопродуктовая организация. На отдельно взятом рынке кинопродукции весьма мало конкурентов-фирм. Однако корпоративные стратегии малочисленных конкурентов отличает их нацеленность на глобальные конкурентные преимущества, которые проявляются в более низких издержках и отличительном качестве кинопродукции.

Более низкие издержки отражают способность фирмы осуществлять свою деятельность с меньшими по сравнению со средними на рынке затратами. Продавая товар по той же цене, что и в среднем на рынке, фирма в этом случае получает большую прибыль.

Критериями конкурентного преимущества в этом случае выступают такие показатели как прибыль на капитальные вложения (ROI), прибыль на активы (ROA).

Достижение отличительного качества - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества продукции,особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Отличительное качество позволяет фирме диктовать высокие цены, что опять-таки дает большую прибыль. Фирма получает конкурентное преимущество одновременно на основе отличительного качества и низких издержек.

Добиться этого результата трудно потому, что отличительное качество, нацеленное на получение очень высоких потребительских свойств товара, как правило, связано с повышенными издержками и влечет за собой определенное удорожание товара. Однако, если оно достигается на основе применения новой технологии производства, то такое комбинированное конкурентное преимущество может быть достигнуто.

На бизнес-уровне определяется подход фирмы к достижению, удержанию и капитализации конкурентных преимуществ в конкретной области бизнеса, которая представляется стратегически важной с корпоративных позиций.

Назначение функциональных стратегий - обеспечить решение задач, поставленных на корпоративном и бизнес-уровнях, с максимально возможной эффективностью. Их главным отличием от корпоративных и бизнес-стратегий является внутрифирменная направленность. Стратегия маркетинга, стратегия внутрифирменного менеджмента, финансовая стратегия, организационная стратегия, производственная стратегия и т.д. – все они имеют центростремительное действие по отношению к самой фирме.

В соответствии с изложенным выше можно предложить следующую стратегию развития магазина «Оскар». Во-первых, углубление ассортимента за счет увеличения ассортимента по существующим позициям, а также введение новых позиций, спрос на которые подтвержден заявками потребителей. Во-вторых, необходимо расширить сбытовую сеть за счет использования различных инструментов, некоторые из них рассмотрены далее. Реализация таких стратегических задач, позволит наиболее полно реализовать миссию магазина «Оскар».

2.3 Анализ и оценка внешней среды деятельности магазина «Оскар»

Для увеличения шансов на благоприятный исход необходимо активное воздействие фирмы на ход событий и структуру внешней среды, иными словами, необходимо осуществлять управление деятельностью фирмы.

Внешняя среда магазина «Оскар» представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой разнообразные события возникают как результат взаимодействия между собой очень многих элементов. Оказывая воздействия на ход одних событий, никогда нельзя быть уверенными, что это не приведет к такой реакции всей системы, которая сведет на нет все усилия по достижению поставленных целей. Однако без вмешательства в структуру внешней среды вообще не стоит надеяться, что цели фирмы когда-нибудь будут достигнуты.

Анализ состояния отрасли показывает, что производство и сбыт современной кинопродукции развиты достаточно широко. Однако, всё же услуги продвигаются и при подготовке плана продвижения фирмы на рынке предусматриваются события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели.

Для целей стратегического анализа на фирме применяется методика учета внешних факторов, названная «Анализ STEP-факторов».

STEP - факторы внешнего окружения магазина «Оскар» представлены на рисунке 4.

структура конкуренции Технологический фактор договорные обязательства
рынок «Оскар» цены
социальный фактор технологический фактор политический фактор

Рис.4.Внешнее окружение магазина «Оскар»

На прибыльность компании в данном периоде времени влияют следующие факторы (рисунок 5):

потенциальные конкуренты
Поставщики зависимость от поставщиков Прибыльность Магазина «Оскар» Покупатели зависимость от покупателей
конкуренты

Рис.5.Силы, влияющие на прибыльность магазина

Специалисты магазина учитывают и анализируют состояние и давление внешних факторов на фирму, и, кроме того, прогнозируют их при выборе стратегии. При выборе стратегии рассматривается как воздействие этой стратегии на окружающую среду, так и действие на фирму со стороны внешней окружающей среды.

К социальным факторам относится человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня, в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы, на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику компании факторы: стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям; субкультура в рамках единой культуры; временные изменения вторичных жизненных ценностей; мнение супружеских пар о размере семьи; отношение людей к употреблению кинопродукции. Первый из перечисленных факторов влияет на компанию. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

Технологические факторы. Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу компании, являются техническая и прикладная наука.

Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Не будет являться исключением и продукция кинобизнеса.

Экономические факторы. Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, а также: обменный курс национальной валюты,уровень оплаты по закладным, уровень инфляции,экономический цикл. Какой фактор важнее для компании - обменный курс или процентная ставка - определяется профилем рынка. Безусловно, существенное влияние оказывает так называемый экономический цикл - период подъема или спада в экономике. Немногие компании могут противостоять общим тенденциям развития бизнеса.

Политические фактор. На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

Макросреда фирмы включает также такие факторы как демографическая среда, правовая среда, природная среда.

Демографическая среда. Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенные демографические тенденции: снижение рождаемости; старение населения;перемены в семье;миграция населения.

Природная среда. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирма производят и предлагают рынку: дефицит некоторых видов товара; вздорожание энергии; рост загрязнения среды;решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовая среда. На все мероприятия фирмы (в особенности в области маркетинга) в возрастающей мере влияет правовое окружение: законодательство по регулированию предпринимательской деятельности; повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов; рост числа групп по защите интересов общественности.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности предприятия, необходим не только их анализ, но и целенаправленный прогноз. В основе большинства прогнозов лежат методы прогнозирования: изучение мнений, подсчет, экстраполяция статистических тенденций, поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

Как известно, внешнее окружение компании делится на две группы факторов: внешняя среда и конкурентное окружение. Одни факторы влияют на другие и наоборот. Но без определенных средств и методов структурирования существует опасность, что анализ станет беспорядочным, а важные факторы будут проигнорированы.

Не менее важное значение имеет анализ и прогноз конкурентного окружения, которые включают изучение всех составляющих конкурентного окружения. Какие из СТЭП-факторов в настоящее время являются наиболее важными для данного рынка? Как они воздействуют на уровень спроса? Каковы тенденции возможного изменения степени важности отдельных СТЭП-факторов? На какие сегменты может быть поделен рынок? Каковы тенденции изменения сегментации в будущем?Как выглядит кривая жизненного цикла товара? Какой дополнительный анализ рынка нужно провести? Этот анализотвечает на вопрос: «Чего мы не знаем из того, что должны знать?»

Теория стратегического планирования насчитывает достаточное число стратегий, которые и стали основой для вывода из кризиса или его предотвращенияв магазине «Оскар». Особенностью современных условий планирования фирмы является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. Американский исследователь М. Портер, отмечает, что к успеху в условиях жесткой конкурентной борьбы могут привестиследование одной из рыночных стратегий функционирования: стратегия лидерства в снижении издержек; стратегия дифференциации; стратегия фокусирования. Матрица рыночного поля магазина «Оскар» выглядит сегодня следующим образом (рис. 6).

Угрозы появления новых участников рынка

Угрозы

со стороны поставщиков

Угрозы со стороны

имеющихся участников рынка –

реальных конкурентов

Угрозы со стороны потребителей
Угрозы появления субститутов - товаров-заменителей

Рис.6.Матрица рыночного поля магазина «Оскар»


Выбор конкурентной стратегии формируется под влиянием рыночного поля в магазине «Оскар» формируется следующим образом (рис.7).

Угрозы со стороны вновь пришедших в отрасль:

легкость проникновения в отрасль для крупных инвесторов с огромными финансовыми возможностями

Власть поставщиков:

могут повысить цены, так как компания не желает терять старые связи

Конкуренция

на рынке кинопродукции


незначительная

Власть потребителей:

спрос велик, власть потребителей не сильна

Угроза со стороны товаров-заменителей незначительна, так как продукция, представленная на рынке, лучше

Рис.7. Матрица рыночного полямагазина «Оскар»

Цель анализа рыночного поля - эффективно использовать ресурсы, оптимизировать действия по использованию внешних факторов.

Периодически магазин проводит критические оценки маркетинговой эффективности в целом, переоценивая свой подход к рынку, пользуясь ревизией маркетинга - комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, её задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

Оценка сильных и слабых сторон фирмы при SWOT-анализе изображена на рисунке 8.

Мощь Возможности

1. Значительные доли на рынке по нескольким видам продукции 2. Хороший имидж компании

3. Устойчиво поддерживается и обеспечивается ключевая компетентность в бесперебойной работе

4. Компетентность и активность персонала выше, чем у малочисленных конкурентов

Предприятием используются новейшие технологии и методики продажи

Развитие рынка услуг Магазин вынужден увеличивать инвестиции в свое развитие

Оживление отдельных секторов экономики повышает потребность в кинопродукции

Слабость Угрозы

Неприемлемые сроки вывода на рынок новой (лицензированной) продукции

Большая доля накладных расходов в структуре себестоимости продукции, снижающая резерв поддержания конкурентных цен

Усиление конкуренции со стороны магазинов, реализующих схожую или аналогичную продукцию

Давление проверяющих служб

Рис.8. SWOT-анализ магазина «Оскар»

Анализ ССВУ фирмы представлены на рисунке 9.

Сильные стороны Слабые стороны

малое количество конкурентов;

широкий спектр ассортимента;

широкое применение всех видов кинопродукции;

высокое качество продукции;

ценовые преимущества за счет эффекта масштабов предоставляемых разнообразных видов продукции;

хорошая репутация;

компетентное руководство;

квалифицированные кадры;

наличие кредиторской и дебиторской задолженности
Возможности

Продолжение рис.9

Угрозы

расширение сферы реализации:

появление новых клиентов, быстрота продаж кинопродукции, получение кредита, расширение возможностей;

возвращение бывших покупателей: за счет улучшения ассортимента продукции и повышения её качества

падение спроса на продукцию (спад в экономике, безработица населения);

повышение цен на продукцию

Рис.9. Результаты анализа ССВУ магазина «Оскар»

Цель бизнеса магазина «Оскар» - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе без серьезных рисков и конечная цель, это максимально полное удовлетворение потребностей клиентов.

Миссия магазина «Оскар» - стремление к комплексномурешению проблемы кинобизнеса через реализацию кинопродукцииконкретным потребителям.

Позиционирование кинопродукции на рынке означает предложение самой услуги и её имиджа, что позволит целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию магазина и понять его отличие от конкурентов. Позиционирование определяет характер восприятия предприятия целевыми покупателями.

Для определения положения кинопродукции на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым магазин определяют для себя ценность, на чем основывается их выбор с учетом предложения конкурентов. Маркетинговое позиционирование предполагает построение карты позиционирования - графической модели, в которой указываются наиболее значимые для потребителя критерии оценки и выбора товара.

Проведеманализстратегий роста компании. Для этого рекомендуется воспользоваться матрицей «товар - рынок» (рисунок 10).

Модель предназначена для разработки стратегий в зависимости от обновления рынка. В рамках данной модели магазин может оценить свои возможности, качество кинопродукции и направления деятельности.

РЫНОК Кинопродукция
старый новый
старый Глубокое проникновение на рынок кинопродукции Разработка продукции
новый Развитие рынка кинопродукции Диверсификация

Рис.10. Матрица «кинопродукция-рынок»

Данная модель позволяет магазину выработать основные стратегические рекомендации. Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и готовности к риску. Кроме того, она позволяет фирме выработать основные стратегические рекомендации. Выбор стратегии зависит от ресурсов компании и готовности к риску. Необходимо предложить для каждой занятой ячейки матрицы, конкретные маркетинговые мероприятия, оценить уже используемые. Рыночная доляфирмы и перспектива сбыта услуг фотографии определяется следующей матрицей (рис.11).

ДОЛЯ РЫНКА
большая маленькая
РОСТ ОБЪЕМА РЫНКА быстрый

«Звезды»

СБЕ 2


СБЕ 1

«Дикие кошки»

СБЕ 1

медленный

«Дойные коровы»

СБЕ 2

«Собаки»

СБЕ 3 СБЕ 4

Рис.11. Матрица «рост - рыночная доля» магазина «Оскар»

Точное знание места расположения продукции на матрице позволяет оценить перспективы их сбыта. Модель направлена на достижение максимального сотрудничества между различными группами товаров. Каждая ячейка матрицы предполагает использование характерных для нее маркетинговых инструментов.

Если говорить о занимаемой доли на рынке, то здесь используются три основные стратегии: атакующая, оборонительная и стратегия отступления.

Для магазина «Оскар» характерной является стратегия диверсификации. Стратегия диверсификации - одна из стратегий развития фирмы путем расширения деятельности за рамки существующих товаров и рынков. Она гарантирует «непотопляемость» магазина, устойчивое положение на рынке кинопродукции.

Таким образом, анализ возможностей фирмы - это комплексное исследование, которое проводится с целью определения основных аспектов функционирования фирмы, определения ее конкурентных позиций и стратегии маркетинга. Результаты анализа позволяют судить о текущем состоянии фирмы, отсечь начальные точки для определения эффективности. В целом анализ возможностей позволяет руководству фирмы определить стратегию и тактику, в соответствии с которыми будет функционировать фирма.

2.4 Определение стратегии магазина «Оскар»

Анализ стратегических альтернатив магазина заключается не только в рассмотрении собственной продукции и доли рынка фирмы, но и в анализе стратегического положения конкурентов и конкурентного положения фирмы на рынке товаров и услуг. Как и все прочие классические модели стратегического планирования, определить стратегии магазина можно путём использования так называемой модели DPM, представляющая таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны фирмы и отраслевуюпривлекательность (рис. 12). Точнее, ось Х отражает конкурентоспособность бизнес-сектора магазина (или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес-области). Ось Y является общим измерением состояния и перспектив отрасли. Разбивка модели DPM на 9 клеток (в виде матрицы 3х3) сделана не случайно. Каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии, которые рассмотрены ниже:


Рис. 12. Представление модели DPM


Позиция «Лидер бизнеса». Отрасль привлекательна и фирма имеет в ней сильные позиции, являясь лидером. Потенциальный рынок велик, темпы роста рынка высокие. Слабых сторон фирмы, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается. Возможные стратегии: продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей.

Позиция «Стратегия роста». Отрасль умеренно привлекательна, но фирма занимает в ней сильные позиции. Здесь фирма является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента. Возможные стратегии: стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.

Позиция «Стратегия генератора денежной наличности». Фирма занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Она не лидер, но один из лидеров. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность фирмы высока, а издержки низки. Возможные стратегии: бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода фирмы. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.

После того, как руководство фирмы рассматривает имеющиеся стратегические альтернативы, оно затем обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность предприятия. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю фирму. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергнуться тщательному исследованию и оценке.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями магазина «Оскар» влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:

1. Риск. Какой уровень риска руководство магазина считает приемлемым? Риск является фактом его жизни, но высокая степень риска может ее разрушить.

2. Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.

3. Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче фирмы. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу фирмы.

Процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических планов, политики, процедур и правил, является весьма сложным. Этот раздел стратегического планирования вместе с исследованием «соответствия» между стратегическим планом и структурой организации заслуживает отдельного рассмотрения.

Помимо прочего, одним из главных элементов стратегического менеджмента являются маркетинговые исследования, позволяющие магазину «Оскар» четко оценить свое место на рынке кинопродукции Хакасии и определить направления дальнейшей деятельности.


2.5 Проведение маркетингового исследования и анализ полученных данных

Магазин «Оскар» является предприятием сферы киноуслуг, одним из лидеров продаж услуг на территории республики Хакасия. Несмотря на активную деятельность, существует хоть и малая, но определённая конкуренция на рынке Хакасии. По этой причине автором было проведено маркетинговое исследование, целью которого было решение проблемы, с которой может столкнуться данное торгующее предприятие - увеличение рыночной доли, совершенствование маркетинговой деятельности предприятия в целом.

Выбран тип исследования - описательный. Автором было решено использовать один из известных методов проведения маркетингового исследования - опрос потребителей, ориентированный на массовых респондентов различной квалификации и компетенции. Исследование протекало в одном направлении - определение отношения клиентов к продаваемым услугам магазина «Оскар». Были определены задачи исследования:

· определить востребованность в услугах магазина,

· выяснить причины предпочтения пользования услугами магазина,

· выявить предпочтение покупателей при выборе вида кинопродукции,

· узнать мнение потребителей об ассортименте продукции,

· выяснить, какую оценку качества работы заслуживает данное предприятие,

· определить мнение об ассортименте продукции магазина,

· проанализировать цены на продукцию магазина,

· определить соответствие качества продукции её цене,

· выявить максимальную стоимость продукции, которую может приобрести потребитель,

· выяснить, удобно ли расположен магазин,

· определить предпочтение покупателей при выборе места просмотра кинофильма,

· выявить намерение клиентов оставаться постоянными пользователями услуг,

· определить демографический профиль покупателей, с использованиемтаких параметров, как возраст, пол, образование, доход.

Инструмент реализации опроса в данной работе -анкета (Приложение 2).

С помощью вопросника была получена первичная информация, необходимая для определения недостатков в организации предоставления услуг, охвата исследуемой проблемы. Тип вопросов - закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования - дихотомические и многовариантные.

Сбор информации заключался в опросе респондентов различной квалификации и компетенции. Количество опрашиваемых - 50 человек (Приложение 3) к курсовой работе.Первичные данные были собраны в течение нескольких дней. Подход к сбору данных - самостоятельный. Были получены ответы респондентов практически на все вопросы анкет.

Анализ анкет показал, что основной части респондентов (80%) хорошо знаком магазин «Оскар», 16% отметили, что не знают, 4 - затруднились ответить (рис. 13).

Рис. 13. Степень известности магазина


На второй пункт вопросника о частоте пользования услугами магазина кинопродукции, был получен ответ: несколько раз в неделю - 38 человек, 1 раз в неделю - 12 человек. На вопросы «несколько раз в месяц» и «1 раз в неделю» не ответил никто (рис. 14).

В данном случае это отрадно - данный магазин знаком большей части опрашиваемых клиентов.

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
несколько раз в неделю 38
1 раз в неделю 12
несколько раз в месяц 0
один раз в месяц 0
Всего: 50

Рис. 14. Частота обращения к услугам магазина

Проанализировав ответы на следующий пункт анкеты, удалось выяснить, что потребитель отдаёт своё предпочтение при обращении в магазин в первую очередь высокому качеству продукции - положительно ответили 30 человек.

Следующие ответы распределились следующим образом:

более хорошее отношение к клиентам - 7 человек, более удобное расположение - 5 человек, профессионализм работников - 4 человека, реклама - 2 человека, надежность фирмы - 2 человека, неудовлетворенность контактов с другими фирмами и без особых причин - 0 (рис.15).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
высокий профессионализм и компетентность сотрудников 4
высокое качество продукции 30
привлекла реклама 2
неудовлетворённость контакта с другими магазинами 0
более удобное расположение 5
более хорошее отношение к клиентам 7
более надёжная фирма 2
без особых причин 0
Всего: 50

Рис. 15. Предпочтение при выборе магазина «Оскар»

Ответы на следующий вопрос анкеты, где спрашивалось о фильмах, которые предпочитают приобретать покупатели, показали, что основная масса потребителей приобретают фильмыхудожественные (28 человек), документальные - 5, исторические - 5, киноновинки - 12 опрошенных респондентов (рис. 16).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
Художественные 28
Документальные 5
Исторические 5
Новинки 12
Всего: 50

Рис. 16. Приобретение кинопродукции

Качество работы магазин было оценено как высокое. Средний бал - 8 из 10 предложенных (рис. 17).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
1 0
2 0
3 0
4 3
5 5
6 5
7 10
8 13
9 8
10 6
Всего: 50

Рис. 17. Оценка качества работы магазина


Ответы на следующий вопрос анкеты показали, что респонденты считают ассортимент высоким (рис. 18).

Рис. 18. Оценка ассортимента магазина

Примечание: 3 - узкий, 4 - средний, 5 - широкий

Следующий вопрос анкеты гласил о высоте цен в магазине «Оскар». И большинство респондентов ответили, что они приемлемые (рис. 19).

Рис. 19. Оценка цен в магазине

На вопрос о приемлемости цены и качества на кинопродукцию ответы распределились следующим образом:

100-150 руб. 150-200 руб. 200-250 руб. 250-300 руб. 300-350 руб. 350-400 руб.
16 23 8 3 0 0

Рис. 20. Допустимые цены на кинопродукцию


Следующий вопрос в анкете ставился об удобстве расположения магазина. Для большинства посетителей расположение удобно. Положительно ответили 46 человек. Неудобным расположение оказалось для 3 человек, 1 респондент отметил неудобное расположение, 3 - затруднились ответить (рис. 21).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
Удобно 46
Неудобно 1
Затрудняюсь ответить 3
Всего: 50

Рис. 21. Удобность расположения магазина

На вопрос о предпочтении в отношении посещения кинотеатра, ответы распределились следующим образом. Купить фильм на диске предпочли 35 человек, 15 -сходить в кинотеатр (рис. 22).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
Купить фильм на диске 35
Сходить в кинотеатр 15
Всего: 50

Рис. 22. Предпочтение при выборе носителя

В ходе исследования выяснилось, что большинство клиентов намерены и в дальнейшем оставаться потребителями кинопродукции данного магазина (рис. 23).

Варианты ответов Всего опрошенных, чел.
Да 45
нет 4
Затрудняюсь ответить 1
всего 50

Рис. 23. Намерение о дальнейшем сотрудничестве


Последними вопросами анкеты были вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о возрасте, поле, уровне дохода. Удалось выяснить, что большинство клиентов - мужчины, возрастной ценз: от 20 до 60 лет, т.е. как работающее, так и неработающее население (рис. 24).

В отношении дохода клиентов можно сказать, что они достаточно платежеспособны - большинство респондентов отметили параметр дохода от10000 до 15000руб.

Подведя итог исследованию, можно заключить, что оно позволило проследить поведение клиентов и оценить деятельность магазина «Оскар». Большинство клиентов знают о магазине и посещают его, в основном, несколько раз в неделю. Степень приверженности клиентов к конкретному данному предприятию усилена. Основные факторы при выборе магазина - высокое качество продукции, реклама и компетентность сотрудников.

Абсолютное большинство покупателей в настоящее время оцениваюткачество работы магазина как высокое. Что касается ассортимента товаров, то он достаточно широкий. Респонденты отметили также приемлемость цен в магазине.

Кроме того, большинство респондентов предпочитают приобретать фильмы на дисках, что говорит о востребованности продукции. Потребителями приобретаются различные виды кинопродукции: и фильмы художественные,документальные, и исторические, и новинки кино.

Что же касается месторасположения магазина «Оскар», то большинство респондентов отметили удобство расположения - это объясняется наличием отличной транспортной развязки и населенностью данного района города. А о своих намерениях оставаться и впредь клиентами данного магазина, заявили большинство опрошенных.

Таким образом, реализация целей и задач, поставленных в плане маркетингового исследования, подтвердила основную гипотезу: магазин «Оскар» имеет достаточно сильные конкурентные позиции. На выбор стратегии данного предприятия влияет как общее состояние конъюнктуры рынка в сфере кинобизнеса, степень сбалансированности спроса и предложения, тенденции их развития, уровень насыщенности рынка Хакасии товарами кино, ценовая политика, ассортиментная политика, темп роста реализации продукции, а также, что не маловажно - отношение к потребителям кинопродукции.


3. Проектная часть. Разработка плана маркетинга

3.1 Разработка комплекса маркетинга на предприятии

Комплекс маркетинга магазина «Оскар» включает в себя четыре составляющих: товарная политика, ценовая политика, политика формированиясбытовой сети и коммуникационную политику.

Товарная политика

Прианализе концепции маркетинга значительная роль принадлежиттовару - ведь именно он должен удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара - это средство, с помощью которого можноудовлетворить определенную потребность.[9] Товар автоматически включает все основные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя.[10]

Товарная политика обуславливает определенный курс действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе четко сформулированной программы поведения на рынке. [11]

Товарная политика предполагает меры по повышению конкурентоспособностипродукции фирмы, позиционированию товара, созданию новых товаров, разработкеторговой марки и упаковки товаров, удлинению жизни цикла товаров, оптимизации товарного ассортимента фирмы. Она предполагает:

· систематическое исследование оценок товара, исследование реакций потребителей на маркетинговые исследования на этапах продвижения товара

· разработку систем управления качествомтовара

· контроль качества выпускаемого товара

· сертификацию качества товара

· активизациюусилий сотрудниковв обеспечениикачества товара

· организацию специальныхподразделений, ведающих вопросами планирования и контроля качества товаров

Далее, анализируя позиции конкурентов, предприятие должно поставить вопрос о собственном позиционировании, т.е. обеспечение кинопродукции четко отличного от других, желательного местана рынке. Цель позиционирования – помочь покупателю выделить данный товар из круга аналогичных по какому-либо признаку и отдать предпочтениепри покупке именно ему.

Стержневое звено товарной политики - инновационная политика - совокупностьуправленческих методов,обеспечивающихускорение процессов интеграции всех типов нововведений.Основная ее цель -сократитьсрокивнедрения новойпродукции и увеличитьрентабельность ееи сбыта.

Жизненный цикл товара - занимает особое место в товарной политике фирмы. Он выделяет 4 этапа: этап выведения товара на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка.

Одна же из задач формирования оптимального ассортимента - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных дляуспешной работы на рынке. Этот выбор предопределяетсяассортиментной стратегией фирмы и принципами ассортиментной политики. Ими являются: принцип гибкости, принцип синергизма.

Ценовая политика

Достижение долгосрочной прибыли предполагаетосуществление ценовой политики.[12]

В условиях превышения предложения над спросом, характерных для мировых рынков, ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения фирмы оказываетсяограниченным и затрудненным. На формирование ценыоказывает влияние множество факторов: спрос, цены конкурентов, уровень спроса,уровень доходов,стадия ЖЦТ и т.д. – это внешние факторы. К внутренним относятся: маркетинговые и ценовыецели и стратегии фирмы, ее издержки производстваи обращения и др.

Наиболее применима следующая схема построения ценообразования:

· фирма определяет цель своего маркетинга (выживаемость, максимизация прибыли, завоевание лидерства)

· фирма выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке

· фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различныхуровнях производства

· фирма изучает цены конкурентов

· фирма выбирает для себя предпочтительный метод ценообразования

· фирма устанавливает окончательную ценуна товар

Но фирма не всегда в состоянии проработать варианты своих действийнепосредственнов момент изменения цен. Единственный способ сократить срок ответной реакции со своей стороны - предвидеть возможные ценовые маневры.[13]

Сбытовая политика

Важный инструмент маркетинга – определение оптимального места продажи товара и доставка его наилучшим образом. Товародвижение - перемещение товаровв экономическом и физическом пространстве, т.е. процесс движения товара от производителя к потребителю. Политика организации товаров товародвижения занимает существенное место в системе комплекса маркетинга. Результативность оптимального построения каналов товародвижения считается более эффективными, чем, например ценовая политика.

Каналы товародвижения. Каналы характеризуются числомуровней канала:

· канал прямого маркетинга (канал нулевого уровня)

· канал косвенного маркетинга (одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый)

Классификация типов КТД:

· прямой канал товародвижения

· непрямой

· сочетание прямых и косвенных каналов товародвижения

Мероприятия по стимулированию сбыта содействуютрасширению продажи товаров, уже не считающихся новинками.

Задача - побудить к повторнымпокупкам, а также в соответствии с жизненным циклом товара на рынке.[14]

Коммуникационная политика

Ныне понятие «коммуникационная политика» уже не отражаетвсех мер воздействияпредприятий на покупателя. На рынок. Поэтому в современных условиях наиболее адекватнымявляется термин «система коммуникационных коммуникаций».[15]

Отдельные исследователи считают, что коммуникация – это сознательныйобмен информацией посредством символов и образов. [16]

Отдельные отечественные исследователи вполне обоснованно относятразвитиетеории коммуникации к главным достижениям американской социологии в областиразвития так называемых теорий среднего уровня.[17]

Целью коммуникационной политики, в первую очередь, является продвижение товара на рынок. Основными ее элементами являются: реклама, связи с общественностью, средства стимулирования сбыта, персональные продажи.

Реклама. Реклама, размещаемая вами, реально влияет на увеличение прибыли родной фирмы.[18]

Реклама - платная форма представления идей, товаров. Ее виды: фирменная реклама (реклама достоинств фирмы); товарная реклама (информирует о достоинствах товара).

Каналы распространения: прямые личные каналы; безличные средства массовой рекламы.

Немаловажную рольиграет правильное планирование рекламной кампании, с целью повышения информированности покупателя о товаре, о его характеристиках. Для этого необходимо:

· определить объект рекламы

· выбрать субъект рекламы

· установить адресат рекламы

· определить мотив рекламы

· выбрать вид СМИ

· составить рекламное сообщение

· установить график рекламных выступлений

· составить смету расходов на рекламные мероприятия

· определить ее эффективность

Связи с общественностью. Они подразумевают установление доброжелательных отношений с широкой общественностью, т.е. это - проведение конференций, семинаров, благотворительная деятельность, презентации,участие в выставках и ярмарках. Хотя ярмарка ярмарке рознь, и трудно прогнозировать результат, однако качества товара, удачно подобранный ассортимент, конкурентоспособные цены и (важно!) бойкий, умеющий расположить к себе людей стендист-продавец станут фундаментом успешного участия.

Также немаловажную роль в политике коммуникации играют персональные продажи - работалично с каждым отдельным потребителем, распространение рекламных материалов, демонстрация товара в реальных условияхиспользования.

3.2Составление сметы затрат и планируемых финансовых результатов

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации кинопродукции магазина «Оскар», реализации основных средств и иного имущества предприятия, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Таблица 3.2. Смета затрат и планируемые финансовые результаты на 2010 год

Статья прибыли / затрат Ед. измерен. 2010г.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Объем реализации шт. 2000 1800 1900 2 275
Цена реализации руб. 150 150 150 150
Выручка от реализации руб. 300000 270000 285000 330000
Прямые затраты на сырье, материалы и труд (себестоимость) руб. 135000 121500 128250 148500
Валовая прибыль руб. 165000 148500 156500 181500
Затраты на НИОКР руб. - - - -
Затраты на организацию сбыта руб. 24750 22275 23475 27225
Затраты на организацию продвижения руб. - - - -
Прибыль до налогов руб. 140250 126225 133025 154275
Ставка налога % 18 18 18 18
Прибыль/убытки руб. 115005 103504,5 109080,5 126505,5

В таблице 3.2 планируемые финансовые результаты деятельности рассчитывались исходя из следующих данных:

Объем реализации рассчитывался с учетом спроса на кинопродукцию. Если в теплое время года (с апреля по сентябрь) магазин«Оскар» продает до 2000 единиц товаров и услуг, то в конце года спрос на услуги возрастает в связи с проведением новогодних праздников. В планируемом периоде предполагается увеличить продажу кинопродукции.

Цена реализации рассчитывалась как средняя цена на наиболее популярные (по результатам проведенного маркетингового исследования) фильмы. Она составила 150 руб.

Проанализировав показатели таблицы 3.2, становится очевидным, что объемы реализации планируется увеличивать постепенно, на 15% в квартал по отношению к предыдущему периоду. При неизменной средней цене реализации товаров выручка от реализации значительно возрастет.

Прямые затраты на сырье, материалы и труд планируется сократить на 5%. Затраты на организацию сбыта магазина «Оскар» возможно частичнокомпенсировать за счет прибыли предприятия. Кроме всего, на этапе интенсивного развития потребуется вложение дополнительных финансовых средств в мероприятия по продвижению кинопродукции. Предполагается, что в течение планируемого периода ставка налога останется неизменной.

Таким образом, увеличение объемов реализации кинопродукции приведет к увеличению чистой прибыли магазина «Оскар», и в перспективе,предприятие значительно выиграет от увеличения объемов реализации продукции кино.

3.3 Определение параметров контроля маркетинговой деятельности в магазине «Оскар»

Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.

На этапе планирования идет выбор элементов маркетинга, которые объединяются в наиболее оптимальный, с точки зрения поставленных целей, комплекс «4Р», а также распределение финансовых средств в рамках бюджета маркетинга.

В зависимости от адресата программа маркетинга может быть для высшего руководства или низовых звеньев. Для высшего руководства программы коротки и сжаты, выделяют только наиболее важные направления последующей работы. Для низовых звеньев они детализированы, подробны и включают конкретные системы маркетинговых мероприятий.

По срокам маркетинговые программы могут быть краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Контроль маркетинга - постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга.

Процесс контроля обычно протекает в 4 стадии: установление плановых величин и стандартов - цели и нормы; выяснение реальных значений показателей; сравнение; анализ результатов сравнения. Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятий, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и целями могут быть: установление степени достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.

Система маркетингового контроля магазина «Оскар» предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности магазина, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер руководством.

Контроль результатов направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных показателей реально достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям. Контроль направлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные составляющие его элементы.

Динамичность рынка, структурные изменения в экономике, новые общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально - этические нормы производства и потребления товаров, экологические аспекты - все эти и многие другие важные для предприятия факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов.

Магазин «Оскар» периодически проводит оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды, т.е. проводит ревизию маркетинга. Это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно - коммерческой деятельности. Цель данного контроля - выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности магазина. В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных процессов и структур.

В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной деятельности и при необходимости изменения стратегического курса магазина. Ясно, что предприятие должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль.

Анализ возможностей сбыта заключается в замерах и оценке фактических запродаж в сопоставлении с плановыми. Одновременно предприятие должно проверить, все ли конкретные величины (товары), территории и прочие единицы разбивки обеспечили выполнение своей доли оборота.

Анализ доли рынка. Статистика сбыта еще не говорит о положении магазина относительно конкурентов. Предположим, что объем продаж растет. Рост этот может объясняться либо улучшением экономических условий, что благотворно сказывается на всех учреждениях, либо совершенствованием деятельности магазина в сравнении с конкурентами. Руководству необходимо постоянно следить за показателями доли рынка. Если доля эта увеличивается, конкурентное положение предприятия укрепляется, если уменьшается – предприятие начинает уступать конкурентам.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом. Контроль за выполнением годового плана требует удостовериться, что предприятие не тратит слишком много в своем стремлении обеспечить намеченные цели сбыта. Постоянный контроль за соотношением между затратами на маркетинг и объемом продаж поможет предприятию держать маркетинговые издержки на нужном уровне.

Наблюдение за отношением клиентов. Выявляя изменения в потребительских отношениях до того, как они скажутся на сбыте, руководство получает возможность заблаговременно принять необходимые меры. Основными методами слежения за отношениями клиентуры являются системы жалоб и предложений, потребительские панели и опросы клиентов.

Корректирующее действие. Когда фактические показатели слишком сильно отличаются от целевых установок годового плана, руководство предприятия предпринимают корректирующее действие. Контроль прибыльности заключается в определении фактической рентабельности различных услуг, территорий, сегментов рынка иканалов сбыта. Такие сведения помогут руководству решить, следует ли расширять, сокращать или совсем сворачивать производство тех или иных товаров, проведение той или иной маркетинговой деятельности.

Стратегический контроль заключается в регулярной проверке соответствия исходных стратегических установок банка имеющимся рыночным возможностям.

Одна из форм маркетингового контроля - аудит текущих конкурентов. Большинство компаний не в состоянии предпринять всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную вашей технологию. Руководством магазина «Оскар» не проводятся подобные анализы. Здесь было бы целесообразно, подсчитав расходы, принять в штат дополнительную единицу маркетолога, который бы занимался проблемами анализа конкурентной среды. Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования предлагаемой на рынке кинопродукции, его текущих задач, стратегий, главных достоинств и недостатков и предположительных последующих шагов. Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности реагировать на изменения, также должны быть приняты во внимание.

Собранная информация даст возможность магазину «Оскар» предсказать поведение будущего конкурента и его реакцию. Таким образом, руководству магазина необходимо систематически проводить работу по данным о фирмах - конкурентах. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.


Заключение

Подводя итог проделанной работе, изучив маркетинговую политику магазина кинопродукции «Оскар», можно сказать, что предприятие является стабильным, конкурентоспособным учреждением среди подобных себе в регионе.

Выдвижение наиболее важных задач в области товарной, производственной, ценовой, сбытовой политики предприятия, определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействияна покупателей (потребителей) и конкурентов составляют суть стратегии маркетинга в магазине «Оскар». Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов магазина, расширения того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели магазина.

В современных условиях данное предприятие заинтересовано в эффективном проведении своей маркетинговой деятельности. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Таким образом, суть маркетингана данном предприятии заключается в опирающемсяна современный инструментарий поиске решений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и на получение у них преимуществ по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий. Грамотное, обоснованное маркетинговое решение поможет предприятию выжить в неблагоприятной внешней среде.

У магазина «Оскар» есть своя клиентура, у него налажены отношения с контрагентами. Предприятием проводится большая работа по привлечению покупателя, с этой целью разрабатываются и внедряются новая кинопродукция.

Магазин широко предоставляет клиентам комплекс продукции кино.

Предприятием широко изучается потребность покупателей в своих услугах, анализ товаров, предлагаемых другимипредприятиями в сфере предоставления кинопродуктов.

На основемаркетинговых исследований выяснилось, что сегодня, такому магазину, как «Оскар», необходимо более точно представлять запросы потребителя, как существующего, так и потенциального, отрабатывать специальные ускоренные технологии работы, ориентированные на принятие конкретных решений.

Результаты проводимых ранее исследований позволяют сказать о большой потенциальной емкости рынка кинопродукции в регионе. Магазин должен хорошо знать своих клиентов «изнутри», понимать цели и задачи потребителя и предлагать различные варианты оптимизации и совершенствования продаваемых механизмов.

В ходе исследования потребительского рынка кинопродукции автором были получены следующие основные результаты:

· определена востребованность в услугах магазина,

· выяснены причины предпочтения пользования услугами магазина,

· выявлено предпочтение покупателей при выборе вида кинопродукции,

· определено мнение потребителей об ассортименте продукции,

· выяснено, какую оценку качества работы заслуживает данное предприятие,

· определено мнение об ассортименте продукции магазина,

· проанализированы цены на продукцию магазина,

· определено соответствие качества продукции её цене,

· выявлена максимальная стоимость продукции, которую может приобрести потребитель,

· выяснено, удобно ли расположен магазин,

· определено предпочтение покупателей при выборе места просмотра кинофильма,

· выявлено намерение клиентов оставаться постоянными пользователями услуг,

· определен демографический профиль покупателей, с использованиемтаких параметров, как возраст, пол, образование, доход.

Таким образом, можно заключить, что перспективы развития рынка кинопродукции в регионе в целом, и в магазине «Оскар», в частности довольно обширные. «Оскар» - несомненный лидер среди подобных специализированных магазинов региона.

Рассмотрев теоретически процессы маркетинговой деятельности в магазине «Оскар», основываясь на результаты маркетингового исследования потребительского рынка кинопродукции, а также проведя обзор маркетинговой позиции магазина на рынке предоставления кинопродукции, можно дать следующие рекомендательные выводы:

Магазину «Оскар» необходимо продолжать осуществлять основную цель - создание фундамента для прочных партнерских отношений магазина и клиента, выращивать лояльного магазину клиента, с которым он начинал, и будет продолжать свой бизнес, посредством политики маркетинговых стратегий. Магазину необходимо активно осваивать потенциал территории в ширину, увеличивая продажу кинопродукции, а также в глубину, продавая потенциальным клиентам весь спектр продукции магазина, увеличивая получение прибыли, выполняя тем самым задачи удержания рыночной доли в республике Хакасия.


Список используемой литературы

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 6-е издание. – СПб.: Питер, 2002.

2. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц./А.Дайян, Ф.Букерсель, Р.Ланкар и др. - М.: Экономика, 1993.

3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования: Монография /Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004.

4. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2005.

5. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2002.

6. Басовсикй Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2006.

7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

9. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем.- М.: АО Интерэксперт, Экономика, 1995.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005.

11. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 2006.

12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996.

13. Дойль П. Маркетинг – менеджмент и стратегии. 3-е издание. – СПб: Питер, 2002.

14. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

16. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практ. Пособие. – М.: Финстатинформ, 2004.

17. Левшин Ф.М. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: 2001.

18. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2001.

19. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.

20. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИКФ Омега-Л, 2004.

21. Парсяк В.Н., Рогов Г.К. Маркетинговые исследования. - Киев: Наукова думка, 2003.

22. Пимашков П.И., Фирсенко С.С. Маркетинговые исследования товарных рынков: теория, методология, практические рекомендации. – Красноярск: Универс, 2006.


Приложения

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемые покупатели, мы рады приветствовать Вас в качестве клиентов нашего магазина!

Опрос проводится с целью выявления предпочтений потребителей, влияющих на выбор фотографических услуг и улучшению качества работы фирмы. Ваши ответы помогут персоналу магазина повысить уровень обслуживания клиентов и качество предоставляемых услуг.

1. Знаком ли Вам магазин «Оскар»?

ДаНетЗатрудняюсь ответить

2. Как часто Выпользуетесь услугами магазина кинопродукции?

несколько раз в неделю

1 раз в неделю

несколько раз в месяц

один раз в месяц

3. Почему Вы предпочитаете пользоваться услугами именно нашего магазина?

 высокий профессионализм и компетентность сотрудников

 высокое качество продукции

 привлекла реклама

 неудовлетворённость контакта с другими магазинами

 более удобное расположение

 более хорошее отношение к клиентам

 более надёжная фирма

 без особых причин

4.Какие фильмы Вы предпочитаете покупать?

™Художественные

™Документальные

™Исторические

™Новинки

5 .Ваша оценка качества работы нашего магазина «Оскар»?

Низкое___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10 Высокое

6.Как Вы считаете, ассортимент предлагаемой фирмойкинопродукции?

™ широкий

™ средний

™ узкий

7.Как Вы считаете, по сравнению с другими фирмами цены в магазине«Оскар»:

™ низкие™ высокие™ приемлемые

8.Соответствует ли, по Вашему мнению, цена кинопродукции магазина «Оскар» её качеству?

™ цена выше качества

™ цена соответствует качеству

™ затрудняюсь ответить

9. По какой максимальной цене Вы могли бы купить кинопродукцию с хорошим качеством проката?

100-150 руб. 150-200 руб. 200-250 руб. 250-300 руб. 300-350 руб. 350-400 руб.

10.Удобно ли, на Ваш взгляд,месторасположениемагазина?

ДаНетЗатрудняюсь ответить

11. Что для Вас предпочтительнее:

купить фильм на диске

посетить кинотеатр

12.Намериваетесь ли Вы оставаться и в дальнейшем покупателем магазина?

™ Да ™Нет™Затрудняюсь ответить

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

13.Ваш пол? муж жен

14.Ваш возраст:

До 20 лет 20-24 года 25-29 лет 30-34 года 35-39 лет 40-44 года 45-49 лет 50-54 года 55-59 лет 60 лет и старше

15.Каков средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

 5000 -10000 руб.

 10000 – 15000 руб.

 от 15000 руб. и более

Благодарим Вас за ответы!

Мы рады видеть Вас в нашем магазине!


[1] Маркетинг: учебник / Коллектив авторов; Под ред. проф. Н.П. Ващекина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

[2] Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с.111

[3] Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии, - М., 2003.

[4] John A. Pearce II. The Company Mission As a Strategic Tool Sloan Management Review (Spring 1982): 15.

[5] Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. Санкт-Петербург.: Специальная Литература, 1995, 38.

[6] Fred R. David. Fundamentals of Strategic Management. Merrill Publishing Company, 1986, p. 19.

[7] John L. Thompson. Strategic Management: Awareness and Change. Chapman & Hall, 1994, p. 33.

[8] Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции планирования / Учебное пособие. – М.:Финпресс,1998. с. 12.

[9] Котлер Ф, Управленеи маркетингом, -Москва,-1980г, -стр. 17

[10] Маджаро С, Международный маркетинг, -Москва, -1977, стр.42-44

[11] В.П.Федко, Маркетинг: 100 экзаменационных ответов, -Москва-Ростов-на-Дону, 2004г, -стр.117

[12] Начала маркетинга, Ч.1,2, Новосибирск, -1990г.

[13] Ивановская Т.И. , Маркетинг, Курс лекций для студентов. 2003, -стр. 52

[14] В. Федько, Маркетинг, -Москва-Ростов-на-Дону, МарТ, -2004.-стр.236.

[15] Мани И.Б.Система маркетинговых коммуникаций. Маркетинг, Москва, -1993

[16] Крылов И.В, Маркетинговые коммуникации как социальный институт, Москва, -1998, -стр. 108

[17] Парсонсон Т, Теория среднего уровня, социальная терминология

[18] Я.Яненко, Заказ и размещение рекламы, – Москва, ПИТЕР, 2005. –стр. 27.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  510  511  512   ..