Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  260  261  262   ..

 

 

Выручка от реализации продукции, работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий, особенности ее формирования и использования в рыночных условиях хозяйствования (на материалах ТКУП "Столичный")

Выручка от реализации продукции, работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий, особенности ее формирования и использования в рыночных условиях хозяйствования (на материалах ТКУП "Столичный")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Наименование продтоваров

Удельный вес в т/о 1- полуг.2005г. % Отклонения %
Мясо, птица 8,4 9,9 1,5
Колбасные изделия 10,0 10,1 0,1
Цельномолочная продукция 2,6 2,5 -0,1
Рыботовары 1,7 1,8 0,1
Масло животное 0,6 0,8 0,2
Сыр 0,7 1,0 0,3
Яйцо 1,3 1,3 -
Сахар 3,9 3,7 -0,2
Кондитерские изделия 10,7 10,4 -0,3
Хлебобулочные изделия 3,6 3,4 -0,2
Крупа 1,3 1,3 -
Водка 9,1 6,7 -2,4
Вино 10,7 5,6 -5,1
Шампанское 5,9 2,2 -3,7
Пиво 6,1 3,6 -2,5
Безалкогольные напитки 9,0 9,8 0,8
Мороженое 6,3 6,5 0,2
Овощи 1,1 1,3 0,2
Другие продтовары 7,0 18,1 11,1
Итого: 100 100 -
Наименование товарных групп Ед.изм. Фонд, квота 1 полуг.2005 г. Факт.2005 г. 1 полуг.2005 г. % осв.
Колбасные изделия тн 39,4 32 81,2
Масло животное тн 5,9 3,4 57,6
Сыр (в т.ч. мягкий и плавл.) тн 9,4 4,3 45,7
Мороженое тн 20 10,7 53,5
Мясо, птица тн 66 49,1 74,4
Мучные кондитерские изделия тн 7,9 7,3 92,4
Шоколад тн 2,4 1,0 41,7
Макаронные изделия тн 5 2,1 42,0
Яйцо тыс.шт 290 264 91,0
Маргарин тн 0,7 0,4 57,1
Сахар тн 42 30,7 73,0
Ликероводочные изделия тыс.дал. 7,25 3,5 ,48,3
Кварталы Сумма в % к товарообороту
1 271,2 11,5
2 275,7 11,9
3 307,6 13,7
4 329,8 12,4

№ п/п

2004 г.

2004 г.

2004 г.

2004 г.

сумма уд.вес.% сумма уд.вес.% сумма уд.вес.% сумма уд.вес.%
1.издержки обращения всего 271,2 100 275,7 100 307,6 100 329,8 100
2. материальные затраты 49 18,1 38 13,8 40 13 52,3 15,9
3. расходы на оплату труда 124 45,7 135 49 149 48,4 164 49,7
4.отчисления на соц. нужды 46 17 46 16,7 47 15,3 57 17,3
5.аммортизация осн. ср. 16,1 5,9 15,8 5,7 16,1 5,2 16 4,8
6. прочие затраты 36,1 13,3 40,9 14,8 55,5 18,1 40,5 12,3
.Кварталы 2004 года Сумма расходов на электро- и теплоэнергию Уд.вес в сумме материальных затрат
1 13 26,5
2 11 28,9
3 12 30
4 19 36

№п/п

2005 год
1 кв. 2 кв.
сумма уд.вес% сумма уд.вес
1 издержки обращения всего: 331,1 100 360,5 100
2 материальные затраты 56 16,9 53 14,7
3 расходы на оплату труда 164 49,5 187 51,9
4 отчисления на соц. нужды 59 17,8 63 17,5
5 аммортизация осн.ср-в 16 4,9 16 4,4
6 прочие затраты 36,1 10,9 41,5 11,5

Доходы : бонус 9,3 млн.руб

аренда предкассового пространства 4,6 млн.руб.

переоценка товаров 2,5 млн.руб.

проценты за пользование ден.ср-ми по счету 1,2 млн.руб.

округления 0,4 млн.руб.

операции с векселями 3,5 млн.руб.

прочие внереал. доходы 0,5 млн.руб.

Итого внереализационные доходы: 22,0 млн.руб.

Расходы : износ основных средств 0,8 млн.руб

материалы 3,4 млн.руб.

списание остаточн.стоимости осн.ср-в 0,6 млн.руб.

операции с векселями 3,5 млн.руб.

списание резерва на забывчивость

покупателей 37,8 млн.руб.

налог на добавленную стоимость 3,2 млн.руб.

уценка товаров 0,2 млн.руб.

премии , мат. помощь 1,6 млн.руб.

отчисления профкому 1,0 млн.руб.

прочие внереализационные расходы 3,9 млн.руб.

Итого внереализационные расходы : 56,0 млн.руб.

Сальдо внереализационных доходов и расходов: (- 34,0) млн.руб.

Использована прибыль за 2004 год на следующие цели:

налог на прибыль 34,3 млн.руб.

налог на недвижимость 12,2 млн.руб.

транспортный сбор 4,3 млн.руб.

сбор на оздоровление реки Свислочь 0,7 млн.руб.

отчисление части прибыли унитарных 4,8 млн.руб.

предприятий

резервный фонд 4,7 млн.руб.

фонд накопления 14,0 млн.руб.

фонд потребления 28,0 млн.руб.

Рентабельность магазина ( отношение прибыли от реализации к товарообороту без налога с продаж ) в 2004 году составила 1,46 % и за 1-е полугодие 2005 г. 0,8 %.

Балансовая прибыль за 1-е полугодие 2005 года получена в размере 26 млн.руб., в т.ч. прибыль от реализации 42 млн.руб. , сальдо операционных доходов и расходов – (-1) млн.руб., сальдо внереализационных доходов и расходов – (-15) млн.руб.

Состав операционных доходов и расходов за 1-е полугодие 2005 года :

Доходы : реализация макулатуры ,

драгоценных металлов 0,3 млн.руб.

Итого: 0,3 млн.руб.

Расходы : затраты , связанные с реализацией

макулатуры , драгметаллов 1,3 млн.руб.

Итого: 1,3 млн.руб.

Сальдо операционных доходов и расходов : (-1) млн.руб.

Состав внереализационных дохов и расходов за 1-е полугодие 2005 года :

Доходы : бонус 4,3 млн.руб

аренда предкассового пространства 1,5 млн.руб.

переоценка товаров 0,2 млн.руб.

проценты по счету 0,1 млн.руб.

кредиторская задолженность 2,6 млн.руб.

маркетинговые услуги 1,0 млн.руб.

прочее 0,3 млн.руб.

Итого внереализационных доходов : 10,0 млн.руб.

Расходы: амортизация осн.средств 0,5 млн.руб

отчисления от з/пл. профкому 0,5 млн.руб.

материалы 1,6 млн.руб.

арендная плата (50%) ГУПР 0,5 млн.руб.

списание резерва на «забывчивость 19,9 млн.руб.

покупателей»

налог на добавленную стоимость 1,3 млн.руб.

финанс.помощь 0,5 млн.руб.

прочее ( судебн.издержки , 0,2 млн.руб.

округления , течь молочн.пакетов )

Итого внереализационных расходов : 25,0 млн.руб.

Сальдо внереализационных доходов и расходов (-15,0) млн.руб.

Использование балансовой прибыли за 1-е полугодие 2005 года в размере 20 млн.руб. на следующие цели :

налог на прибыль -10,4 млн.руб.

налог на недвижимость 7,0 млн.руб.

транспортный сбор 1,1 млн.руб.

сбор на оздоровление реки Свислочь 0,3 млн.руб.

фин.санкции 1,2 млн.руб.

Итого : 20,0 млн.руб.

Остаток неиспользованной прибыли составляет на 1.07.2005 года - 6 млн.руб.

Сальдо по счету 82 “ Резервный фонд ”на 1.07.05г. составило 6,4 млн.руб. с учетом остатка на 1.07.04г. 1,7 млн.руб. . В декабре 2004 года начислено 4,7 млн.руб. , использование “Резервного фонда ” не было .

Сальдо по счету 83/1 “ Фонд переоценок ” на 1.01.04г.составило 666 млн.руб. , в декабре 2004 года произведена переоценка основных средств и незавершенного производства на 149 млн.руб.. Кредитовое сальдо на 1.07.05г. составило 815,0 млн.руб. .

Сальдо по счету 83/2 “ Фонд пополнения СОС ( 6% от валового дохода) ” на 1.01.04г. составило 33,5 млн.руб. Начисление в ревизуемом периоде не производилось . Использовано в декабре 2004 года в сумме 4,5 млн.руб. на закрытие перерасхода по “ Фонду потребления ” . Кредитовое садьдо на 1.07.05г. составило 29 млн.руб.

Сальдо по счету 83/3 “ Фонд накопления использованный ”на 1.01.04г. сотавило 10 млн.руб. . Использование и начисление по данному фонду в ревизуемом периоде не осуществлялось.

Сальдо по счету 84/3 “ Фонд накопления начмсленный ”на 1.01.04г. составило 5,0 млн.руб.. Начислено в декабре 2004 года данный фонд 14,0 млн.руб. Использование фонда не осуществлялось. Сальдо на 1.07.05г. 19,0 млн.руб.

В декабре 2004 года начислено в “ Фонд потребления ”28,0 млн.руб. Использовано данного фонда 35,0 млн.руб.

Перерасход “Фонда потребления ” за 2004 г. составил 4,5 млн.руб. ( при проведении реформации баланса перекрыт средствами “ Добавочного фонда ”субсчет “ Фонд пополнения СОС (6% от валового дохода)”.

Однако при этом не наблюдается постоянный рост прибыли, которая за 9 месяцев каждого года составила: в 2003 году – 60,3 млн.руб., в 2004 году 115,5 млн.руб., в 2005 году – 30 млн.руб.

То есть, после значительного роста в 2004 году, в 2005 году произошло резкое снижение прибыли, что во многом связано с тем, рост издержек обращения превышает рост валового дохода, что снизило прибыль и рентабельность.

Поэтому необходимо определить мероприятия по совершенствованию формированию как объема, так и структуры выручки.

3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ В ТОРГОВЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Формирование объема товарооборота на основе безубыточности торгового предприятия

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

1. Постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание здании, помещении, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществляет реализацию товаров;

2. Переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму проданных или запланированных к продаже товаров в розничных ценах. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли. Таким образом, имеем:

Тр.ц. = Нп.ц. + ТН (3.1.)

где Тр.ц. — объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц. — объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН — сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

ТН = ИО + П (3.2.)

где П — сумма прибыли, руб.;

ИО — сумма издержек обращения, руб.

ИО = ИОпер + И0пост (3.3.)

где ИОпер — сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост— сумма постоянных издержек обращения, руб,

Тогда:


Тр.ц. = Тп.ц. + ИО пер + ИОпост + П (3.4.)

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

Ткр = Тп.ц. + ИОпер + ИОпост (3.5)

где Ткр — критический объем товарооборота по розничным ценам.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

Ткр = Зпер + ИОпост (3.6.)

где Зпер — переменные затраты.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

Ткр/Ткр = Зпер/Ткр + ИОпост/Ткр (3.7.)

где Зпер/Ткр = Д – доля переменных затрат в розничном товарообороте, или

1 = Д + ИОпост/Ткр (3.8.)

отсюда: Ткр = ИОпост/(1 – Д) (3.9.)


Теперь рассчитаем критический объем товарооборота по филиалу на 2002 год.

Исходные данные:

1) плановый объем товарооборота на 2005 год – 10000 млн.руб;

2) плановый валовый доход – 1300 млн.руб.;

3) доля валового дохода в объеме товарооборота (d) – 13%;

4) издержки обращения, в том числе:

- постоянные – 750 млн.руб.

- переменные – 450 млн.руб.

По этим данным рассчитаем переменные издержки (Vпер) и их долю в объеме товарооборота (D):

Vпер = Тп.ц. + ИОпер = Тр.ц. (1- d) + ИОпер

Vпер = 10000×(1-0,13)+450 = 9150 млн.руб.

D = Vпер/Тр.ц. = 9150/10000 = 0,915

При этих условиях критический объем товарооборота равен:

Ткр. = 750/(1-0,915) = 8823,5 млн.руб.

Таким образом, критический объем товарооборота оказался меньше планового. Благодаря этому в 2005 году предприятие будет работать прибыльно, однако, как видно из расчетов предприятию необходимо увеличить разрыв между плановым (фактическим) и критическим товарооборотом, это можно сделать благодаря расширения ассортимента предлагаемой продукции, увеличения торговых площадей, а также повышения длительности работы (из мировой практики известно, что дополнительные 2 часа работы после 21-00 приносят в среднем дополнительный 7% прироста выручки). При этом необходимо также учитывать и правильность принятия тех или иных коммерческих решений.


3.2 Коммерческие решения, направленные на рост выручки

Коммерческие решения на рынке товаров и услуг предполагают выполнение целого ряда операций, таких как обоснование потребности в товарах, разработка заказов и заявок на них, выбор поставщиков для установления хозяйственных связей с ними, контроль выполнения договорных обязательств, управление товарными ресурсами, продажа товаров и ее стимулирование и т.д. То есть коммерческие решения - это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя [10, с.55]. При этом под коммерческим решением понимается управленческие решения в торговле, касающиеся покупки и продажи товаров.

Сейчас мы рассмотрим основные коммерческие решения, которые необходимо принять розничному торговцу в данном случае УП «Столичный» в отношении целевого рынка, товарного ассортимента и комплекса услуг, цен, стимулирования и места размещения своего торгового предприятия.

1) Решение о целевом рынке. Самое важное решение, которое предстоит принять розничному торговцу, - это выбор целевого рынка. Не выбрав целевого рынка и не составив его профиля, невозможно принимать последовательные, согласующиеся между собой решения относительно товарного ассортимента, оформления магазина, рекламных, обращений и средств рекламы, уровней цен и т.п. Некоторые магазины совершенно точно ориентированы на свой целевой рынок. Розничному торговцу необходимо регулярно заниматься маркетинговыми исследованиями, чтобы быть уверенным в удовлетворенности своих клиентов.

2) Решение о товарном ассортименте и комплексе услуг. Розничным торговцам предстоит принять решение о трех основных «товарных» переменных: товарном ассортименте, комплексе услуг и атмосфере магазина.

Товарный ассортимент розничного торговца должен отвечать покупательским ожиданиям целевого рынка. Между прочим, именно товарный ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными розничными предприятиями. Розничному торговцу предстоит принять решение о широте товарного ассортимента (узкий или широкий) и его глубине (мелкий или глубокий). Так, в сфере общепита заведение может предлагать узкий и мелкий ассортимент (небольшая буфетная стойка), узкий и глубокий ассортимент (буфет с холодными закусками), широкий и мелкий ассортимент (кафетерий) или широкий и глубокий ассортимент (крупный ресторан). Еще одной характеристикой товарного ассортимента является качество предлагаемых товаров. Потребителя интересует не только широта выбора, но и качество товара.

Розничному торговцу предстоит также решить вопрос о комплексе услуг, которые он предложит клиентам. Семейные бакалейно-гастрономические магазинчики прошлого предлагали доставку товаров на дом, продажу в кредит и неторопливую беседу. В сегодняшних универсамах эти услуги полностью исчезли. В таблице 3.1 перечислены некоторые основные услуги, которые могут предложить розничные предприятия с полным циклом обслуживания. Комплекс услуг является одним из решающих орудий неценовой конкуренции для выделения магазина из числа остальных.

Таблица 3.1. Типичные услуги, оказываемые розничными торговыми предприятиями

Месяц 2004 год 2005 год
Балансовая прибыль (убыток) помесячно Балансовая прибыль (убыток) с нарастающим итогом Балансовая прибыль (убыток) помесячно Балансовая прибыль (убыток) с нарастающим итогом
январь 8 8 13 13
февраль 22 30 2 15
март 20 50 16 31
апрель 14 64 11 42
май 18 82 2 44
июнь 17 99 -18 26
июль 3 102
август 4 106
сентябрь 9 115
октябрь 12 127
ноябрь 1 128
декабрь -25 103
Предпродажные услуги Послепродажные услуги Дополнительные услуги
1.Прием заказов по телефону 1.Доставка покупок 1.Инкассирование чеков
2.Прием заказов (или отправка покупок по почте) 2.Обычная упаковка (или затаривание) покупок 2.Справочная служба
3.Проведение рекламы 3.Подарочная упаковка 3.Бесплатная автостоянка
4.Оборудование витрин 4.Подгонка товара 4.Рестораны, кафе
5.Внутримагазинные экспозиции 5.Возврат товаров 5.Услуги по ремонту
6.Примерочные 6.Переделка товара 6.Оформление интерьеров
7.Часы работы 7.Портновские услуги 7.Предоставление кредитов
8.Показы мод 8.Установка товара 8.Комнаты отдыха
9.Принятие старых товаров 9.Нанесение надписей на товары 9.Присмотр за детьми
10.Доставка наложенным платежом

Примечание. Источник: [17, c.165 табл.3]

Третьим элементом товарного арсенала розничного торговца является атмосфера магазина. У каждого торгового помещения своя планировка, которая может и затруднять и облегчать передвижение покупателей. Каждый магазин производит определенное впечатление. Один воспринимается грязным, другой - очаровательным, третий - роскошным, четвертый - мрачным. Магазин должен воплощать в себе атмосферу, которая соответствует вкусам потребителей целевого рынка и оказывает положительное влияние на совершение покупок.

В похоронном бюро уместны тишина, приглушенный свет, умиротворенность, а в дискотеке - яркие краски, громкие звуки, биение жизни. Атмосферу создают творческие работники, знающие, как совместить зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные раздражители для достижения желаемого эффекта.

3) Решение о ценах. Цены, запрашиваемые розничными торговцами, - ключевой фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров. Способность розничного торговца совершать тщательно продуманные закупки - важнейшая составляющая его успешной деятельности. Помимо этого, к назначению цен следует подходить очень внимательно и по ряду других причин. На некоторые товары можно произвести низкие наценки с целью превращения этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то, что, оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с более высокими наценками. Кроме того, руководству розничных предприятий необходимо владеть искусством уценки товаров замедленного сбыта.

4) Решение о методах стимулирования.Для охвата потребителей розничные торговцы пользуются обычными орудиями стимулирования - рекламой, методом личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой. Розничные торговцы дают рекламу в газетах, журналах, по радио и телевидению. Время от времени массовую рекламу дополняют письмами, которые вручают лично, и отправлениями прямой почтовой рекламы. Личная продажа требует тщательного обучения продавцов приемам установления контакта с покупателями, удовлетворения покупательских нужд, порядку разрешения сомнений и жалоб клиентов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении внутри-магазинных показов, использовании зачетных талонов, разыгрывании призов, устройстве визитов знаменитостей. Розничные торговцы, у которых есть что сказать интересного, всегда могут воспользоваться и приемами пропаганды.

5) Решение о месте размещения предприятия. Выбор места расположения магазина - один из решающих конкурентных факторов с точки зрения возможностей привлечения покупателей. Клиенты, например, как правило, выбирают тот банк, который находится к ним ближе всех. Сети универмагов, предприятия общепита быстрого обслуживания особенно тщательно выбирают места размещения своих предприятий, пользуясь для этого самыми совершенными методами выбора и оценки участков [17,c.167-171].

Оптовые торговые предприятия, так же как и розничные, должны принимать ряд маркетинговых решений, основные из которых касаются выбора целевого рынка, формирования товарного ассортимента и комплекса услуг, ценообразования, стимулирования и выбора места размещения предприятия.

1) Решение о целевом рынке. Оптовому предприятию (оптовику) необходимо определить свой целевой рынок, а не пытаться обслужить сразу всех. Оптовик может выбрать целевую группу оптовых покупателей по признакам их размеров (например, только магазины продовольственных товаров), остроты их заинтересованности в услуге (например, предприятия, нуждающиеся в кредитовании) и на основании прочих критериев. В рамках целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов, разработать для них заманчивые предложения и установить с ними более тесные отношения. Он может предложить таким клиентам систему автоматической выдачи повторных заказов, организовать курсы для обучения руководства и консультационную службу и даже выступить в качестве спонсора добровольной сети. Одновременно -оптовик может отвадить от себя менее выгодных клиентов, установив более высокие объемы минимальных заказов или надбавки к цене за заказы небольшого объема.

2) Решение о товарном ассортименте и комплексе услуг. «Товаром» оптовика является предлагаемый им ассортимент. На оптовиков оказывают сильное давление, чтобы они предлагали полный ассортимент и поддерживали достаточные запасы товаров для немедленной поставки. Но это может отрицательно сказаться на прибылях. Оптовики должны решить, каким количеством ассортиментных групп товаров заниматься, и отобрать наиболее выгодные для себя товарные группы.

Одновременно оптовик решает, какие именно услуги помогают добиваться наиболее тесных отношений с клиентами, а от каких услуг следует отказаться или сделать их платными. Основное - сформировать четко выраженный комплекс услуг, наиболее ценных с точки зрения клиентов.

3) Решение о ценах. Для покрытия своих издержек оптовики обычно производят определенную наценку, около 20%, на первоначальную стоимость товаров. Издержки могут достигать 17% суммы валовой прибыли, и тогда чистая прибыль оптового пред приятия составит всего около 3%. Оптовые предприятия должны использовать новые подходы к проблемам ценообразования. Они, например, могут сократить размеры чистой прибыли на какие-то товары, чтобы завоевать себе больше нужных клиентов. Они могут обратиться к поставщику с предложением установить низкую льготную цену, если у них есть возможность до биться благодаря этому увеличения общего объема сбыта товаров этого поставщика.

4) Решение о методах стимулирования. Большинство оптовых предприятий должны решать вопросы стимулирования сбыта товаров. Однако до сих пор использование ими рекламы на сферу торговли, стимулирования сбыта, пропаганды и методов личной продажи носит в основном случайный характер. Практически не используется техника личной продажи, поскольку оптовики до сих пор рассматривают сбыт как переговоры одного поставщика с одним клиентом, а не как коллективные усилия по обе печению продаж основным клиентам, укреплению отношений с этими клиентами и удовлетворению их потребностей в услугах. Необходимо использовать некоторые приемы неличного стимулирования, применяемые розничными торговцами. Оптовикам необходимо разработать всеобъемлющую стратегию стимулирования. Им следует шире пользоваться материалами и программами стимулирования, сбыта.

5) Решение о месте размещения предприятия. Оптовики обычно размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой, промышленных зонах и тратят минимум средств на благоустройство территории и оборудование помещений. Нередко применяемые ими методы грузообработки и прохождения заказов отстают от уровня современной техники и технологии. Для борьбы с растущими издержками передовые оптовики разрабатывают новые методы и приемы деятельности. Одной из таких разработок стало создание автоматизированных складов с записью поступающих заказов на ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения с помощью механических устройств и подаются транспортером на отгрузочную платформу, где происходит комплектование заказа. Складская механизация, равно как и механизация многих конторских работ, развивается очень высокими темпами. Многие оптовые предприятия обращаются к компьютерам, используя их для бухгалтерских операций, выставления счетов, управления товарно-материальными запасами и прогнозирования.

Таким образом, каждому торговому предприятию необходимо принимать ряд коммерческих решений как перед осуществлением (открытием), так и в ходе своей работе. При этом коммерческие решения - это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

При этом, осуществив конкретные мероприятия по исследованию рынка и обеспечению спроса, можно обеспечить увеличение объемов товарооборота УП «Столичный», что во многом возможно благодаря использованию АСУ в процессе формирования товарооборота.

3.3 Использование возможностей АСУ в процессе формирования товарооборота

На основании анализа известно, что наблюдается снижение товарооборачиваемости и предприятию приходиться дополнительно вовлекать в оборот собственные средства. Поэтому для обеспечения полного и своевременного контроля за наличием товарных запасов УП «Столичный», а также осуществления прогнозирования потенциального спроса, издержек и цен на них необходимо использовать программы для автоматизации бухгалтерского учета, например, 1С: Бухгалтерию, а также различные программы для анализа и прогнозирования.

Среди таких программ выделяют, например MSExcel которая обеспечивает не только простой ввод данных для анализа и прогнозирования, но и сам процесс анализа и прогнозирования, таким образом, обеспечивая формирование товарооборота в наиболее приемлемой форме, обеспечивающей быстроту и правильность расчетов.

При этом автоматизация решает следующие основные задачи:

· показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;

· показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические лица;

· осуществляет контроль над издержками путём их учёта по видам и центрам затрат;

· накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определённом разрезе и выявляет общие тенденции;

· осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;

· ведёт оперативный учёт расчётов с отдельными контрагентами, взаиморасчётов между собственными юридическими лицами.

Так, например, наиболее быстро и легко позволяет ввести и систематизировать данные для осуществления прогнозирования электронная таблица, в нашем случае Excel. Для создания электронной таблицы достаточно выполнить команду Пуск – Программы – MSExcel,после чего можно вводить данные. Построение функций(графиков) осуществляется благодаря команде Вставка – Функция (Диаграмма). На основании введённых данных можно осуществлять анализ, определять динамику, строить графики, также можно осуществлять их группировку и сортировку с помощью команды Данные – Фильтр – Автофильтр.

Эффективный анализ и обработка данных

· Быстрый и эффективный анализ, удобные средства для работы с данными (мастер сводных таблиц позволяет быстро обрабатывать большие массивы данных и получать итоговые результаты в удобном виде);

· Механизм автокоррекции формул автоматически распознает и исправляет ошибки при введении формул. Microsoft Excel умеет распознавать 15 наиболее распространенных ошибок, которые допускаются пользователями при вводе формул в ячейку. Например, автоматически исправляются ошибки, связанные с неправильными ссылками, полученными в результате перемещения ячеек. Введенный по ошибке символ "х" автоматически преобразовывается в знак умножения и т.д. Естественно, при этом Excel сначала спрашивает пользователя, нужно ли производить исправление;

· Использование естественного языка при написании формул;

· Проведение различных вычислений с использованием мощного аппарата функций и формул;

· Исследование влияния различных факторов на данные;

· Решение задач оптимизации;

· Получение выборки данных, удовлетворяющих определенным критериям;

· Построение графиков и диаграмм;

· Статистический анализ данных. В Excel для Windows есть настолько мощный аппарат математической статистики, что можно заниматься статистическим моделированием.

Во всех версиях Excel содержится большой набор инструментов для анализа данных, упрощающих элементарную обработку данных и одновременно расширяющих верхний предел возможностей их анализа.

Иногда требуется произвести глубокий статистический и финансовый анализ исходной информации. При этом встроенных инструментов Excel может не хватить. В таком случае следует использовать надстройку, которая называется Пакет анализа. В нем содержится целый набор предназначенных для статистического и финансового анализа средств, которые делятся на две подгруппы: команды, выбираемые через меню, и функции VBA, доступные из рабочего листа.

Для успешного применения процедур надстройки Пакет анализа необходимы дополнительные сведения в области статистических расчетов.

Надстройка Пакет анализа позволяет решать самые различные задачи, связанные со сложным статистическим анализом данных. Набора его средств вполне достаточно для реализации большинства инженерных запросов.

Нужно отметить, что в списке доступных надстроек по умолчанию Пакет анализа отсутствует, поэтому сначала его следует установить:

1.Выберите команду Сервис, Надстройки. Откроется диалоговое окно Надстройки.

2.Установите флажок напротив элемента Пакет анализа в списке доступные надстройки. Нажмите кнопку ОК.

Зачастую сложно получить реальные данные, даже если известны критерии их определения. В таком случае приходится моделировать процессы создания реальных данных с помощью каких-то математических методов. Пакет анализа данных содержит почти все необходимые для этого средства.

Таким образом, применение автоматизированных средств управления в торговле позволяет решать множество задач и тем самым облегчает работу всех служб торгового предприятия.


Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1) Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях выручки торгового предприятия – розничного товарооборота.

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи.

На величину товарооборота оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом, если на внешние факторы нельзя оказать существенного воздействия, то внутренние факторы, полностью управляемы и контролируемы.

2) Товарооборот оказывает существенное влияние на количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как валовый доход, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. С ростом объема товарооборота увеличиваются условно-переменные издержки. Условно-постоянные издержки могут оставаться постоянными или увеличиваться незначительно. Снижение условно-постоянных затрат на 1 рубль товарооборота обеспечит рост прибыли и рентабельности предприятия.

3) Выручка от реализации продукции (работ, услуг) может рассчитываться либо по мере отгрузки и предъявления заказчику расчетных документов либо по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению денежных средств в кассу предприятия. Право выбора метода определения предоставлено самим предприятиям, которые отражают принятое решение в учетной политике предприятия.

4) Выручка от реализации продукции является основным регулярным источником финансовых средств для предприятия и занимает наибольший удельный вес среди всех возможных поступлений средств. Она включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Каждая часть имеет свое направление использования.

5) От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения УП «Столичный», состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, работниками и служащими предприятия.

По данным 9 месяцев 2005 года валовый товарооборот составил 7473,1 млн.руб., то есть увеличился с 6915,2 млн.руб. за 9 месяцев 2004 года на 557,9 млн.руб. За 9 месяцев 2003 году он составил 5393,2 млн.руб.

При этом растет и величина розничного товарооборота, которая за 9 месяцев каждого года составила: в 2003 году – 5354,2 млн.руб., в 2004 году 6862,7 млн.руб., в 2005 году – 7408,2 млн.руб.

Однако при этом не наблюдается постоянный рост прибыли, которая за 9 месяцев каждого года составила: в 2003 году – 60,3 млн.руб., в 2004 году 115,5 млн.руб., в 2005 году – 30 млн.руб. То есть, после значительного роста в 2004 году, в 2005 году произошло резкое снижение прибыли, что во многом связано с тем, рост издержек обращения превышает рост валового дохода, что снизило прибыль и рентабельность.

Товарооборачиваемость также снизилась, и если за 9 месяцев 2004 года она составляла (6915,2/398,8 = 17,3 оборота), то за 9 месяцев 2005 года – (7473,1/480,2 = 15,6 оборотов), что не только привело к вовлечению дополнительных ресурсов, но и вызвало снижение эффективности торговой деятельности УП «Столичный». Но несмотря на это, основным источником функционирования предприятия согласно данным баланса являются собственные средства, в том числе и выручка от реализации, являющаяся основным источником получения прибыли.

6) Для предприятия важно знать какая продукция пользуется наибольшим спросом и какая принесет наибольший доход. Исходя из этого должна формироваться структура товарооборота. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по формированию этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

В нашем случае критический объем товарооборота оказался меньше планового. Благодаря этому в 2005 году предприятие будет работать прибыльно, однако, как видно из расчетов предприятию необходимо увеличить разрыв между плановым (фактическим) и критическим товарооборотом, это можно сделать благодаря расширения ассортимента предлагаемой продукции, увеличения торговых площадей, а также повышения длительности работы (из мировой практики известно, что дополнительные 2 часа работы после 21-00 приносят в среднем дополнительный 7% прироста выручки).

7) УП «Столичный» необходимо принять ряд решений в отношении целевого рынка, товарного ассортимента и комплекса услуг, цен, стимулирования и места размещения своего торгового предприятия.

8) Для обеспечения полного и своевременного контроля за наличием товарных запасов УП «Столичный», а также осуществления прогнозирования потенциального спроса, издержек и цен на них необходимо использовать программы для автоматизации бухгалтерского учета, например, 1С: Бухгалтерию, а также различные программы для анализа и прогнозирования.

Среди таких программ выделяют, например MSExcel которая обеспечивает не только простой ввод данных для анализа и прогнозирования, но и сам процесс анализа и прогнозирования, таким образом, обеспечивая формирование товарооборота в наиболее приемлемой форме, обеспечивающей быстроту и правильность расчетов.


Список использованных источников

1. Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник для экон.спец.вузов.-Мн.:Выш.шк., 2000. 447с.

2. Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга: Учеб.пос.для экон.спец.вуз. Мн.:"Выш.шк.", 1998. 236с.

3. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник/ Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х.Анн; Под общ.ред.Г.Л.Багиева. 2-е изд.,перераб.и доп.-М.:Экономика, 2001. 718с.

4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб.пособ.-3-е изд.,перераб.и доп.-Новосибирск:ТОО"ЮКЭА":НПК"Модус", 1996. 408с.

5. Баскакова О.Б., Смоленчук А.А. Розничный товарооборот: Учебное пособие/Моск.универс.потребит.кооп. М., 1994. 51с

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. Киев: Украинско-Финский ин-т менеджмента и бизнеса, 1997. 405с.

7. Бугаев А. Учет выручки для целей бухгалтерского учета// Национальный бухгалтерский учет. 2005. N 14. С. 6-13.

8. Бухгалтерский учет в торговле: Учебник для экон. спец. вуз. / Л.Ф.Жилинская, Е.Ильющенко, В.В.Кожарский и др.; Под общ. ред. В.В.Кожарского. Мн.: Экоперспектива, 1999. 604с

9. Валевич Р. П, Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособ.для студ.спец."Коммерческая деят. на рынке товаров и услуг" вузов. Мн.: Выш. шк., 1996. 367с.

10. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1998. 325 с.

11. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 192с

12. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М.: Изд-во "ДИС", 1997. 317с

13. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пос. для экон. спец. вузов / Под ред.И.К.Беляевского.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2000. 255с.

14. Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле. Мн.:Информпресс,1999. 10с

15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2004. 544 с.

16. Крамарев А.Н. Характеристики розничного товарооборота // Менеджмент в России, № 3, 2003. С. 23-24.

17. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга: Учеб. пособие / Под ред.О.Т.Лебедева.-2-е изд. , доп. СПб. :ИД "МиМ", 1997. 221с.

18. Лебедева С.Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие по спец. "Мир.экон.и междунар. экон. отн." для вузов/ С.Н.Лебедева, Н.А.Казиначикова, А.В.Гавриков; Подред.С.Н.Лебедевой.-2-е изд. Мн.: Новое знание,2002. 240с.

19. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для ун-тов и программ МВА. Сборник деловых ситуаций. Тесты:[Для экон.спец.вузов]. 2-е изд., доп. и испр. / Высш. шк. менеджмента. М.: Изд-во БЕК, 2001. 575с.

20. Малей Е. Выручка как элемент реализации// Финансы, учет, аудит. 2005. N 9. С. 61-64.

21. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учеб. пос.по дисциплине "Междунар.маркетинг". М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 312с

22. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. 176с.

23. Николаева С. А. Доходы и расходы организации: Практика, теория, перспективы/Ауд.фирма "ЦБА".-М.:Аналитика-Пресс,2000. 203 с.

24. Номенклатура товаров, учитываемых в розничном товарообороте: Товарный словарь / Стат. ком. Содружества Незав. гос в. М.:"Статинформ", 1992. 73с.

25. О результатах внебюджетных исследований по теме:"Тенденции развития розничного товарооборота в условиях трансформируемой экономики":Отчет о НИР / БГЭУ; Рук. Е.Ф. Волонцевич. NГР 46 00 ФУ. Мн.,2000. 94с

26. О стандартизации терминологии в области торговли / Приказ Мини стерства торговли Республики Беларусь № 80 от 14.12.1995 (в редакции приказа Минторга от 05.11.1998 № 145 и постановления Минторга от 10.07.2001 №28).

27. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. Мн.2000. 63 с.

28. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец.-М.: Финансы:ЮНИТИ, 1998. 639с.

29. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000. 427 с.

30. Пашко Н.Л. Сбалансированность спроса и предложения // Гермес, №6, 2004. С. 30-32.

31. Полещук И.И. Ценовая политика фирмы в современном маркетинге: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. Мн.: БГЭУ, 1996. 34с.

32. Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001-2005гг. Мн.: Беларусь, 2001. 78 с.

33. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 - 2005 гг. Мн.2000. 57 с.

34. Прыгун И.В. Анализ развития розничной торговли и общественного питания Беларуси: программно-целевой подход // Бухгалтерский учет и анализ, №6, 2003. С. 29-34.

35. Розничная торговля Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2004 г.

36. Сайт Министерства статистики и анализа (материалы по торговле) http://www.belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main.htm

37. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. М.:ЮРИСТЬ, 1998. 659 с.

38. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник для вузов по напр.и спец."Статистика"/ И.К. Беляевский, Г.Д.Кулагина, А.В.Коротков и др.; Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. 431с.

39. Торгово - закупочная деятельность. Ч.1: Подборка законод .и норм. актов / Сост. Г.И.Коротаева. Мн.: Издатель Коротаева Г.И., 1998. 106с.

40. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ Под общ.ред.: Л.А.Брагина и др. М.:ИНФРА М, 1997. 255с.

41. Финансы предприятий: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. М.В.Романовского.-СПб.: Бизнес-пресса, 2000. 527с.

42. Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. Л.Г.Колпиной. Мн.:Выш.шк., 2003. 336с.

43. Финансы предприятий: учебное пособие/ Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. Мн.: Выш.шк, 2005. 528с.

44. Финансы предприятий: Учебное пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская. Мн.:Высш.шк.,1995. 256с.

45. Челюбеева Р. Т. и др. Бухгалтерский учет товаров, тары и товарооборота в оптовых торговых организациях: Лекция / Р.Т. Челюбеева, Н.Т.Волкова, А.С.Писаренко; Мос. ун-т потребит. кооперации. М.: Маркетинг, 2001. 51с.

46. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2000. 752с.

47. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для уч-ся проф. лицеев и училищ /Авт. сост. М.Н.Греховодова. Ростов н / Д. : Феникс, 2001. 190с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  260  261  262   ..