Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  466  467  468   ..

 

 

Учебная книга: Информационные системы и технологии в финансах

Учебная книга: Информационные системы и технологии в финансах

Министерство образования и науки Украины

Глава 1. Финансово-кредитная информация как

Глава 2. Аппаратные особенности информационных систем

Глава 3. Основные направления автоматизации

банковской деятельности

Глава 4. Международная система межбанковских расчетов SWIFT

Разрешение доступа Воздействие на файлы Воздействие на каталоги
Read Просмотр содержимого файла Просмотреть список файлов и подкаталогов в каталоге
Write Модификация содержимого файла Помещать файлы в каталог
Execute Выполнить файл, если он является исполняемым Проход через каталог
Delete Удалить файл Уничтожить каталог и его содержимое

Change

Модификация

Модификация разрешений файла
Take Owner- Стать владельцем Стать владельцем
Разрешение доступа Воздействие файлы на Воздействие каталоги на
ship файла каталога
Категория Название Описание
0

Системные сообщения (System

Сообщения категории 0 позволяют пользователю взаимодействовать с сетью. Системные сообщения используются: - для запроса определенных действий и получения специальных отчетов; - поиска сообщений в базе данных; - для учебных и тренировочных целей. Пользователь может получать от сети запросы или она может информировать его о своем текущем состоянии, обновлениях, новых услугах и т.д. Системные сообщения пользуются наивысшим приоритетом, поскольку содержат информацию, касающуюся функционирования сети
Категория Название Описание
1 Клиентские платежи и чеки (Customer Payments and Cheques) Сообщения категории 1 связаны с платежами или информацией о них, когда плательщик или/и получатель не являются финансовыми организациями
2 Переводы финансовых организаций (Financial Institution Transfers)

Сообщениями категории 2 обмениваются в своих интересах финансовые организации.

3

Финансовые рынки - обмен валюты; денежные и производные рынки (Treasury Markets -

Сообщения категории 3 подтверждают информацию, уже известную обеим сторонам, сообщая сведения о подтверждении и урегулировании сделок. К ним относятся: - информация о валютно-обменных контрактах;

4

Инкассо и прохождение платежей

Сообщениями категории 4 обмениваются при проведении операций инкассо
5 Ценные бумаги (Securities Подробно описано ниже

Литература

Практические занятия

Практическое занятие № 1.

Создание шаблона документа

Цель занятия: Научиться создавать шаблон фирменного бланка Университета экономики и управления и сохранять его в папке шаблонов для быстрого создания в последующем деловых писем на его основе.

План занятия:

Ознакомление с общим видом шаблона.

Вставка и настройка декоративных элементов и текста.

Настройка стилей и подготовка шаблона к работе. Создание документа на основе шаблона.

Порядок выполнения работы.

Шаблон документа будет выглядеть следующим образом:

1. Постоянные элементы в верхней и нижней части листа располагаются в колонтитулах. Для настройки верхнего колонтитула выберите команду "Вид – Колонтитулы". При этом откроется для редактирования верхний колонтитул. Добавим в него гербы Украины и Крыма. Гербы разместим в надписях, для более простого их перемещения. Итак, добавим в колонтитул надпись, затем добавим в нее рисунок герба командой "Вставка – Рисунок – Из файла". (Гербы находятся в папке "Сетевое окружение – Prep2 – Практические – Word – Документы" и называются Crimea.bmp, Ukraine.bmp) [1] . Герб Крыма поместите в левой части колонтитула, а Украины – в правой. Для этого установите обтекание надписей сверху и снизу (текст должен располагаться соответственно слева и справа от надписей).

2. Добавим заголовок: "Университет экономики и управления" (Arial, 20, выравнивание – по ширине). Под ним добавим адрес: " Симферополь, ул. Крымской Правды, 4". Далее разместим телефоны. Добавим таблицу из 3 строк и 2-х столбцов. Заполните ее так:

Категория Название Описание
Markets)
6

Финансовые рынки - драгоценные металлы; сообщения между участниками синдикатов (Treasury

Сообщения категории 6 могут содержать: - информацию по операциям с драгоценными металлами (торговые подтверждения, уведомления/инструкции по сделкам, отчетная информация);

7

Документарные аккредитивы и гарантии (Documentary

Сообщениями категории 7 обмениваются банки, вовлеченные в аккредитивные операции и в операции по предоставлению гарантий
8

Дорожные чеки

В категорию 8 входят сообщения, которые содержат информацию о продаже и оплате дорожных чеков, а также сообщения, которыми обмениваются чекодатели и банки, осуществляющие переводы денежных

9

Управление наличностью и отчетность по клиентам (Cash Management &

К категории 9 относятся сообщения, связанные:

Категория Название Описание
N

Общая группа сообщений (Common

Каждое сообщение из общей группы можно использовать в любой из указанных выше категорий сообщений. Коды типов сообщений общей группы выглядят как n9M, где n - заменяется номером той категории, которая наилучшим образом соответствует цели сообщения;

Приемная комиссия 333-222-333
Приемная 333-222-332
Отдел кадров 333-222-300

3. Сделайте границы таблицы невидимыми.

4. Далее добавим линию-разделитель. Нарисуйте линию, используя панель инструментов "Рисование". Сделайте ее синей, двойной и толщиной 6 пт.

5. Перейдем к редактированию нижнего колонтитула (нажав кнопку "верхний/нижний колонтитул"). Добавьте в него текст: "документ создан:", после чего нажмите кнопки "Дата" и "Время" на панели инструментов "Колонтитулы".

6. Отредактируйте стиль "Обычный": Шрифт: 12, Arial, выравнивание по ширине, текст: русский, красная строка: 1 см.

7. Сохраните документ под именем "Фирменный бланк", выбрав тип документа: "шаблон документа". Закройте Word.

8. Выберите в меню кнопки "пуск" пункт: "Создать документ Office". Дважды щелкните созданный Вами шаблон "Фирменный бланк". В открывшийся документ добавьте текст: "Уважаемый Иван Иванович! Приемная комиссия сообщает Вам, что Вы приняты по конкурсу в Университет экономики и управления. Установочное собрание курса состоится 31 августа в 9-00 в актовом зале Университета". Сохраните документ и покажите результат преподавателю.

Контрольные вопросы:

1 .Для чего служат шаблоны документов?

2. Что такое колонтитул?

3. Добавление рисунка в документ и его настройка.

4. Что такое стиль? Настройка стиля. Как использовать созданный пользователем шаблон?

Практическое занятие № 2-3.

Создание и использование электронных форм

Цель занятия : изучить компоненты текстового редактора Word, ориентированные на создание электронных форм. Разработать собственные электронные формы по предлагаемому шаблону.

План занятия:

1. Изучение свойств компонентов панели инструментов "Формы" и "Элементы управления".

2. Разработка формы "Учет выдачи материальных ценностей".

3. Разработка формы "Ведомость".

4. Настройка вычисляемых полей формы.

Порядок выполнения работы

2. Запустите текстовый редактор Word (Пуск – Программы – Microsoft Word). Выведите на экран панели инструментов "Формы" и "Элементы управления". Для этого необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на любом месте панели инструментов и включить панели, которые обозначены в окне своими именами.

– панель инструментов "Фор-

мы"

3. Приступаем к созданию электронной формы "Учет выдачи материальных ценностей". Форма будет выглядеть следующим образом:

с панели инструментов "Формы".

Заполнение формы проводите в следующем порядке:

Введите первые 2 строки заголовка.

Введите поле для фамилии.

Вставьте таблицу размером 3 на 4 и сделайте ее границы невидимыми. Для этого таблицу необходимо выделить (команда меню: Таблица – выделить строки) и нажав кнопку и выбрав отсутствие границ.

Добавьте в ячейки таблицы заголовки полей и сами поля ввода. Для полей "Размер одежды", "Пол" и "Размер обуви" используйте не простое поле ввода, а поле со списком, которое устанавливается с помощью кнопки на панели инструментов "Формы".

Настраиваем поля ввода.

Для настройки необходимо 2 раза щелкнуть поле ввода правой кнопкой мыши. Откроется окно настройки параметров поля:

Для поля "Цех" установите текст по умолчанию "Цех № 1".

Для должности установите текст по умолчанию "Токарь". Для участка установите текст по умолчанию "1".

Для размера головы установите текст по умолчанию "51".

Поле дата поступления должно автоматически отображать текущую дату. Для этого необходимо в его свойствах указать тип: "Текущая дата".

Настройка полей ввода:

Для настройки поля ввода необходимо 2 раза щелкнуть поле ввода правой кнопкой мыши. Откроется окно настройки параметров поля:

Для заполнения поля списком элементов следует набирать значения с клавиатуры и нажимать клавишу "Enter". Максимальное количество элементов в таком списке – 25.

Заполните поле "Размер одежды" значениями от 38 до 50.

Заполните поле "Пол" соответствующими значениями.

Заполните поле "Размер обуви" значениями от 38 до 45.

Поверьте правильность работы элементов.

Установите шрифты, отступы и другие параметры документа на свой вкус.

3. Защита формы от изменений

Для защиты формы от изменений следует выбрать команду меню "сервис – установить защиту". Откроется диалоговое окно:

Выберите пункт "Запретить любые изменения, кроме ввода данных в поля форм".

Сохраните форму как шаблон.

Создайте на его основе документ и покажите результат преподавателю.

Создайте электронную форму "Накладная".

Форма должна иметь следующий вид:

Для выравнивания элементов формы используйте таблицы с невидимыми границами, как показано на рисунке:

Наберите текст и вставьте все элементы формы.

Для поля, содержащего текущую дату, установите тип "Текущая дата" и в поле "Формат даты" введите "dd". Это приведет к тому, что в поле будет отображаться только число текущего месяца.

Для поля месяца и года выберите тип "Текущая дата" и в поле "Формат даты" введите "MMMM yyyy". Это приведет к тому, что в поле будет отображаться только название текущего месяца и год.

Добавим в столбец "Сумма" главной таблицы вычисляемые поля, которые будут автоматически вычислять суммарную стоимость товара, умножая значение поля "нетто" на значение поля "цена". Для этого необходимо щелкнуть мышью в требуемую ячейку таблицы и воспользоваться командой меню "Таблица – формула". Откроется диалоговое окно:

В поле "Формула" введите " I3*H3 ".

Обратите внимание на порядок именования ячеек в Word: столбнумеруются ла-

тинскими буквами по алфавиту, строки – сверху вниз. В остальные ячейки

столбца "Сумма" вве-

дите такую же формулу, с соответствующими изменениями в номерах строк.

В самую правую нижнюю ячейку вставьте формулу, вычисляющую общую сумму по всем товарам (sum(above)).

Отформатируйте документ на свой вкус и сохраните как шаблон.

Создайте на основе созданного шаблона новый документ, заполните таблицу произвольными товарами.

Обновление полей. Для обновления полей (пересчета формул) необходимо выделить поле (или несколько полей) и нажать клавишу F9.

Выделите все ячейки, содержащие вычисляемые поля и нажмите F9.

Сохраните документ и покажите результат преподавателю.

Контрольные вопросы.

1. Как сохранить документ в качестве шаблона?

2. Какие типы полей ввода Вы знаете?

3. Как настраиваются поля ввода?

4. Как создать вычисляемое поле? 5. Как провести обновление полей во всем документе?

Практическое занятие № 4-5.

Расчет амортизации

Цель занятия: освоить приемы работы с функциями Excel, предназначенными для расчета амортизации и способами организации элементов пользовательского интерфейса на рабочих листах.

План занятия:

1. Создать на листе Excel исходную таблицу.

2. Заполнить расчетный блок формулами и настроить ячейки для выбора данных в соответствии с указаниями, приведенными ниже.

3. Самостоятельно создать расчетные блоки для функций расчета амортизации.

4. Построить динамический график для сравнения методов, применяемых в исследуемых функциях.

Порядок выполнения работы

Создайте новый документ Exсel и в нем заполните приведенную ниже таблицу, начиная с ячейки А1.

Инвентарный номер Наименование Начальная стоимость Годовая норма амортизации Дата приобретения Дата постановки на учет Остаточная стоимость
10010 ПК 17 770р. 20,0% 30.09.99 01.10.99 0
20010 ПК 18 700р. 20,0% 01.04.96 01.10.00 0
12000 ПК 2 300 000р. 10,0% 01.05.96 01.09.96 0
20001 Здание 120 000р. 1,0% 09.05.00 10.05.00 0
25001 Сооружение 125 000р. 5,0% 01.04.00 01.06.00 0
56789 Машина 250 000р. 10,0% 01.05.00 01.05.00 0

Начиная с ячейки А9, создайте таблицу для ввода параметров функции АМР:

Инвентарный номер
Наименование
Стоимость
Ликвидационная стоимость
Время амортизации
АМР

В ячейке В9 создадим раскрывающийся список для ввода данных об инвентарном номере. Для этого необходимо выделить ячейку В9 и выбрать команду меню Данные – Проверка. Указать тип данных – Список. Источник – блок ячеек А2-А7, содержащий инвентарные номера (см. рис).

Для остальных ячеек ввести расчетные формулы:

В10: ПРОСМОТР(B9;A2:A7;B2:B7) – Возвращает значение из строки, из столбца или из массива. В данном случае она показывает название компонента с данным инвентарным номером.

В11: ПРОСМОТР(B9;A2:A7;C2:C7) – возвращает цену выбранного компонента.

В12: ПРОСМОТР(B9;A2:A7;G2:G7) – возвращает ликвидационную стоимость из исходной таблицы

В13: 1/ПРОСМОТР(B9;A2:A7;D2:D7) – возвращает величину, обратную норме амортизации. Эта величина используется для вычисления значения функции АМР.

В14: АМР(B11;B12;B13) – вычисляет амортизацию.

Проверьте работу расчетного блока, выбирая в ячейке В9 различные инвентарные номера.

Создадим расчетный блок для вычисления функции АМОРУВ.

Объедините ячейки А18 и В18 и введите в них заголовок: Функции АМОРУВ и АМОРУМ.

Создайте заготовку таблицы, начиная с ячейки А19.

Инвентарный номер
Наименование
Стоимость
Ливидационная стоимость
Дата приобретения
Первый период
Норма амортизации
Базис
Период расчета

В ячейке В19 создадим раскрывающийся список для ввода данных об инвентарном номере. Для этого необходимо выделить ячейку В19 и выбрать команду меню Данные – Проверка. Указать тип данных – Список.

Источник – блок ячеек А2-А7, содержащий инвентарные номера (см. рис).

В остальные ячейки поместите расчетные формулы:

В20: ПРОСМОТР(B19;A2:A7;B2:B7)

В21: ПРОСМОТР(B19;A2:A7;C2:C7)

В22: ПРОСМОТР(B19;A2:A7;G2:G7)

В23: ПРОСМОТР(B19;A2:A7;E2:E7)

В24: КОНМЕСЯЦА(B23;12-МЕСЯЦ(B23)) – Функция МЕСЯЦ возвращает месяц в дате, заданной в числовом формате. Месяц возвращается как целое число в диапазоне от 1 (январь) до 12 (декабрь). Возвращает числовой формат последнего дня месяца, отстоящего на указанное количество месяцев от начальной даты. Функция КОНМЕСЯЦА используется для вычисления даты вступления в силу или даты платежа, которая приходится на конец месяца.

В25: ПРОСМОТР(B19;A2:A7;D2:D7)

В26: Создадим раскрывающийся список. Выберите команду меню

Данные – Проверка, укажите тип данных – Список, источник – значения 0,

1, 3, 4.

Создадим таблицу для вычисления амортизации по периодам для искомых функций, начиная с ячейки А27. Таблица будет иметь вид:

Период расчета 1 2 3 4 5 6 7 8
Аморув
Аморум

В строку АМОРУВ добавьте формулу

АМОРУВ($B$21;$B$23;$B$24;$B$22;B27;$B$25;$B$26) и размножьте ее по всем ячейкам строки.

В строку АМОРУМ добавьте формулу

АМОРУМ($B$21;$B23;$B$24;$B$22;B27;$B$25;$B$26) и размножьте ее по всем ячейкам строки.

Проверьте работу расчетного блока, выбирая в ячейке В19 различные инвентарные номера.

Создадим диаграмму, отражающую сравнительные результаты применения функций расчета амортизации.

Нажмите кнопку добавления диаграммы.

Выберите тип: Обычная гистограмма.

Выберите вкладку РЯД.

Нажмите кнопку ДОБАВИТЬ. В поле ЗНАЧЕНИЯ укажите ряд значений функции АМОРУВ. В поле ПОДПИСИ ПО ОСИ Х укажите ряд номеров периодов (1, 2, …).

Нажмите кнопку ДОБАВИТЬ. В поле ЗНАЧЕНИЯ укажите ряд значений функции АМОРУМ. В поле ПОДПИСИ ПО ОСИ Х укажите ряд номеров периодов (1, 2, …).

Нажмите кнопку ДАЛЕЕ и введите подписи по осям. Выберите размещение диаграммы на текущем листе.

Разместите диаграмму таким образом, чтобы она была видна одновременно с расчетными данными.

Проверьте автоматическое изменение диаграммы при выборе в ячейке В19 различных инвентарных номеров.

Сделайте вывод о различии алгоритмов функций АМОРУВ и АМОРУМ.

Контрольные вопросы:

1. Как использовать команду "Проверка"?

2. Каков синтаксис функции "Просмотр"?

3. Какие функции служат для вычисления амортизации и каков их синтаксис?

Практическое занятие № 6-7.

Решение задач оптимизации

Цель занятия: освоить методику решения оптимизационных задач при помощи средства поиска решения в MS Excel. Применить эту методику к решению задачи об оптимальном управлении капиталом.

План занятия:

1. Изучить постановку задачи об управлении портфелем активов.

2. Построить модель, описывающую данную задачу.

3. Решить задачу, используя средство подбора параметров.

4. Самостоятельно решить задачу управления активами с учетом возможных рыночных рисков.

Порядок выполнения работы

Рассмотрим задачу об управлении портфелем активов.

Пусть перед некоторым инвестором стоит проблема принятия решения о вложении имеющегося у него капитала. Набор характеристик потенциальных объектов для инвестирования, имеющих условные имена от А до F, задаются в таблице.

Название Доходность, в %

Срок выку-

па, год

Надежность, баллы
A 5,5 2001 5
B 6,0 2005 4
C 8,0 2010 2
D 7,5 2002 3
E 5,5 2000 5
F 7,0 2003 4

Предположим, что при принятии решения о приобретении активов должны быть соблюдены условия:

Суммарный объем капитала, который должен быть вложен, составляет $100 000.

Доля средств, вложенная в один объект, не может превышать четверти от всего объема.

Более половины всех средств должны быть вложены в долгосрочные активы (пусть к таковым относятся активы со сроком погашения после 2004 года).

Доля активов, имеющих надежность менее 4 баллов, не может превышать трети суммарного объема.

Опишем экономико-математическую модель данной задачи оптимизации. В качестве управляемых переменных выступают объемы средств, вложенных в активы той или иной фирмы. Обозначим их как X A ,

X B , X C , X D , X E , X F .

Тогда суммарная прибыль от размещенных активов, которую получит инвестор, может быть представлена в виде: P=0,055X A + 0,006X B + 0,08X C +0,075X D +0,055X E +0,07X F.

На следующем этапе моделирования необходимо формально описать перечисленные выше ограничения1 - 4 на структуру портфеля.

1. Ограничения на суммарный объем активов: X A + X B + X C + X D + X E + X F <= 100 000 2. Ограничение на размер доли каждого актива:

X A <=25 000, X B <= 25 000, X C <= 25 000, X D <= 25 000, X E <= 25

000, X F <= 25 000

3. Ограничение, связанное с необходимостью вкладывать половину средств в долгосрочные активы: X B + X C >= 50 000

4. Ограничение на долю ненадежных активов: X C + X D <= 30 000

5. Система ограничений в соответствии с экономическим смыслом задачи должна быть дополнена условиями неотрицательности для искомых переменных:

X A >= 0, X B >= 0, X C >= 0, X D >= 0, X E >= 0, X F >= 0.

Перечисленные условия образуют математическую модель поведения инвестора. В рамках этой модели может быть поставлена задача поиска таких значений переменных X A , X B , X C , X D , X E , X F , при которых достигается наибольшее значение прибыли и одновременно выполняются ограничения на структуру портфеля активов.

Перейдем к решению сформулированной задачи с помощью MS Excel. Оно распадается на следующие шаги:

На рабочем листе задать ячейки, которые будут предназначены для сохранения переменных решаемой задачи (X A , X B , X C , X D , X E , X F ).

Задать ячейку, содержащую формулу целевой функции Р (формулу см. выше) - ячейка Н2.

Заполнить ячейки для формул "сложных ограничений" (типа X C + X D <= 30 000). В нашем примере это ячейки С4, С5, С6.

Ввод ограничений осуществляется при помощи кнопки Добавить .

Аналогично можно изменять и удалять ограничения

После ввода всех ограничений и заполнения окна Поиск решения нажать кнопку Выполнить , после чего будет осуществлена процедура поиска решения, удовлетворяющего всем ограничениям. По результатам выводится сообщение о найденном решении (или невозможности его обнаружить).

Полученные результаты можно сохранить, изменив таким образом содержимое ячеек (нажать ОК) или отказаться от сохранения результатов. Можно сформировать отчет с более подробной информацией о том, как происходил процесс решения. Для этого необходимо выбрать тип отчета.

После сохранения найденного решения, получим следующие результаты:

Таким образом, получили, что при оптимальном распределении прибыль инвестора составит 6374,408.

Задания для самостоятельной работы:

Вариант 1
фирма процент Риск ограничения

Средневзвешенный риск

не более 7%

Общая сумма вклада

100000 руб.

Повторить расчет модели при снятых ограничениях на минимальную сумму вклада.

A 30 90 <=10%
B 12 10 <=30%
C 7 2 <=50%
D 15 9 <=25%
E 9 3 <=50%
Вариант 2
фирма процент Риск ограничения

Средневзвешенный риск не более 5%

Общая сумма вклада

100000 руб.

Повторить расчет модели при снятых ограничениях на минимальную сумму вклада.

A 19 12 <=10%
B 18 10 <=30%
C 7 2 <=50%
D 15 7 <=25%
E 9 3 <=50%

Средневзвешенный риск рассчитывается по формуле:

,

где p – риски соответствующих банков, s – сумма вклада в данный

банк. Контрольные вопросы:

1. Каковы составляющие модели оптимизации?

2. Что такое целевая функция?

3. В чем различие простых и сложных ограничений?

4. Как рассчитывается средневзвешенное значение?

5. Какую дополнительную информацию выдает средство поиска решения?

Практическое занятие № 8.

Использование информационной технологии подбора параметра

Цель занятия: освоить методику применения средства подбора параметра для решения нелинейных однопараметрических задач с помощью Excel.

План занятия:

1. Изучить постановку задачи.

2. Создать на листе Excel таблицу с исходными данными. Ввести в таблицу необходимые формулы.

3. Определить процентную ставку с помощью подбора параметра. 4. Решить самостоятельно три нелинейные задачи.

Порядок выполнения работы

Решение задач с помощью команды «Подбор параметра»

Задача. Определить, при какой ежемесячной процентной ставке можно за год накопить 5 тыс. грн., внося каждый месяц платеж на 10% больше предыдущего, начав с первого платежа 100 грн.

С помощью одной лишь финансовой функции решить эту задачу нельзя, так как в ней слишком много неизвестных. Для начала необходимо смоделировать реальный поток платежей. Сформируйте таблицу, заполнив только колонки А, В, С, F.

В январе Платеж составляет 100 грн., а каждый следующий мы наращиваем на 10 % относительно предыдущего.

Найдем накопленную к концу года сумму, нарастив каждый платеж по предполагаемой ставке (предположим, ставка =0,12) на соответствующее число процентных периодов (первый платеж на 12 месяцев вперед, второй - на 11 и т.д). это можно сделать двумя способами:

вручную, т.е. будущая стоимость каждого платежа будет зависеть

от того, сколько месяцев на этот платеж будут производиться начисления. Например, на январский платеж в 100 грн. начисления будут производиться 12 раз, в феврале 11раз и т.д. формула будет иметь вид: сумма *(1 ставка ) числопериодов

При помощи функции БЗ . Эта функция определена следующим образом:

БЗ(ставка;кпер;плата;нз;тип)

Ставка - это процентная ставка за период.

Кпер - это общее число периодов выплат годовой ренты.

Плата - это выплата, производимая в каждый период;

Нз - общая сумма всех будущих платежей с настоящего момента.

Тип — это число 0 или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Если аргумент тип опущен, то он полагается равным 0.

Тип Когда нужно платить
0 В конце периода
1 В начале периода

Для ознакомления с функцией БЗ решим на листе 2 следующую задачу:

Необходимо зарезервировать деньги для специального проекта, который будет осуществлен через год. Предположим, предполагается вложить 1000 рублей под 6% годовых (что составит в месяц 6%/12 или 0,5%) и вкладывать по 100 рублей в начале каждого следующего месяца в течение следующих 12 месяцев. Сколько денег будет на счету в конце 12 месяцев?

Перейдите на лист 2.

В любую ячейку занесите формулу БЗ и заполните параметры:

Процентная ставка – 0,5%.

Число периодов – 12.

Плата – (-100). Отрицательное число, т. к. поток платежей идет от нас.

Нз – (-1000).

Окончательно получаем: БЗ(0,5%; 12; -100; -1000; 1) равняется 2301,40 р.

Перейдите на лист 1.

Вычислите Будущую стоимость каждого платежа любым способом. Результат приведен ниже. Вычислите накопленную к концу года сумму.

С помощью Подбора параметра найдем истинное значение процентной ставки.

Установите курсор в ячейку Е14. Выберите в меню Сервис вкладку Подбор параметра и установите следующие значения:

Нажмите ОК . Просмотрите окно Результат подбора параметра .

ОК .

В конечном итоге истинное значение процентной ставки равно 14, 72 %. Соответственно изменяются будущие стоимости каждого платежа при найденной процентной ставке и сумма к концу года равна 5 000 грн.

Найдите корни следующих уравнений. Значение первого приближения выберите из предлагаемого отрезка изоляции корня.

Составьте на листе 3 таблицу, содержащую результаты вычислений (необходимо с помощью подбора параметра решить любые 2 уравнения из списка):

функция Параметр невязка
1 x 3 0.2 x 2 0.2 x 1.2 0 Значение x формула
.. ………………… …………….. …………….

Контрольные вопросы:

1. В каких случаях используется средство подбора параметра?

2. Как подготовить данные для использования подбора параметра?

3. Что такое абсолютная адресация ячеек?

4. Каковы особенности решения уравнений со многими корнями с помощью средства подбора параметра?

Практическая работа № 9.

Использование формул массивов для решения систем линейных уравнений

Цель занятия: Освоить методику применения формул массивов и изучить их особенности на примере решения системы линейных уравнений.

План занятия:

Изучить особенности применения формул массивов.

Следуя указаниям, приведенным ниже, решить предлагаемую систему уравнений.

Решить самостоятельно три системы уравнений и проверить полученные значения корней.

Порядок выполнения работы

Решим следующую систему линейных уравнений:

Занесем основную матрицу системы в ячейки А1-D4 листа1:

2 1 -5 1
1 -3 0 -6
0 2 -1 2
1 4 -7 6

В ячейки F1:F4 занесем столбец свободных членов:

0
9
-5
0

Выделите ячейки A6:D9. Вызовите мастер функций и выберите в разделе математических функцию МОБР. Она вычисляет обратную функцию. Укажите в качестве ее параметров основную матрицу системы. Нажмите CTRL+SHIFT+ENTER.

Выделите ячейки F6:F9. Вызовите мастер функций и выберите в разделе математических функцию МУМНОЖ. Она вычисляет произведение матриц.

Укажите в качестве ее первого параметра вычисленную обратную матрицу системы, а в качестве второго параметра – столбец свободных членов. Нажмите CTRL+SHIFT+ENTER.

Полученные значения представляют корни исходной системы.

В качестве проверки подставьте эти значения в уравнения и определите невязки.

Решите следующие системы уравнений (для самостоятельного решения выберите 2 любых системы):

7,9 x 1 5.6 x 2 5.7 x 3 7.2 x 4 6.68

8.5 x 1 4.8 x 2 0.8 x 3 3.5 x 4 9.95

4.3 x 1 4.2 x 2 3.2 x 3 9.3 x 4 8.6

1. 3.2 x 1 1.4 x 2 8.9 x 3 3.3 x 4 1

32

2. 42

x 1 3 x 2 2 x 3 2 x 5 0,5

3 x 1 4 x 2 5 x 3 x 4 3 x 5 5.4

2 x 1 5 x 2 3 x 3 2 x 4 2 x 5 5 x 2 2 x 3 5 x 4 3 x 5 7.5

3. 2 x 1 3 x 2 2 x 3 3 x 4 4 x 5 3.3

4.

4 x 1 0,24 x 2 0,08 x 3 8

0,09 x 1 3 x 2 0,15 x 3 9

5. 0,04 x 1 0,08 x 2 4 x 3 20

3 x 1 x 2 x 3 3

3 x 1 5 x 2 2 x 3 1

6. x 1 4 x 2 10 x 3 0

2 x x 1

5 x

7. 10 x

10 x 1 x 2 x 3 12

2 x 1

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  466  467  468   ..