Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 7

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  525  526  527   ..

 

 

Налоги и налоговая система 2 Налоговая система

Налоги и налоговая система 2 Налоговая система

Тема 1. Экономическая сущность налогов и налоговой системы

1. Экономическая сущность и эволюция налогов и налоговой системы

2. Функции и принципы системы налогообложения

3. Система налоговых органов Украины

Тема 2. Классификация налогов

1. Элементы налога

2. Классификация налогов

Тема 3. Налог на добавленную стоимость

Тема 6. Налог на прибыль

1. Основные понятия

Сбор за специальное использование природных ресурсов

Тема 9. Налог на промысел

Тема 10. Налоги на имущество

Налог на недвижимое имущество.

Тема 11. Таможенная пошлина

Тема 12. Единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины

Тема 13. Сбор за использование радиочастотного ресурса Украины

Тема 14. Сбор в Фонд гарантирования вкладов физических лиц

Тема 15. Сбор на развитие виноградарства садоводства и хмелеводства

Тема 16. Сбор на обязательное социальное страхование

Тема 17. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

Тема 18. Местные налоги и сборы

Тема 19. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства была введена в 1998 году. В настоящее время все больше субъектов предпринимательской деятельности предпочитают эту систему и принимают решение о переходе на уплату единого налога.

Ввод единого налога направлен на поддержку малого предпринимательства, его эффективное использование, а также существенное уменьшение налогового давления на субъектов малого предпринимательства, упрощение их учета и отчетности.

Основным документом, регулирующим порядок применения единого налога, стал Указ Президента Украины от 3.07.98 г. №727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства".

Плательщиками упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности могут быть такие субъекты малого предпринимательства:

- физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года пребывает не больше 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. гривен за год;

- юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

Юридические лица определяют среднеучетную численность с учетом работающих по совместительству и по договора гражданско-правового характера, а также работников филиалов, отделений и других отдельных подразделений.

Плательщиками единого налога не могут быть:

- субъекты предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" в части приобретения специального патента;

- доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

- субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля юридических лиц - участников и учредителей данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства превышают 25процентов;

- физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются ею без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;

- лиц, осуществляющих совместную деятельность без создания юридического лица, на основании договора о совместной деятельности, которая предусматривает объединение средств или имущества участников для достижения общей хозяйственной цели.

При определении выручки субъекты предпринимательской деятельности, которые желают перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны руководствоваться следующим:

- объем выручки определяется по "кассовому" методу, т.е. по сумме фактических поступлений на банковский счет или в кассу предприятия, включая полученные авансы;

- объем выручки учитывается с учетом НДС, акцизного сбора и других налогов и сборов, которые входят в цену продукции, товаров, работ, услуг;

- при определении выручки от реализации основных средств, в расчет берется разница между суммой, полученной от реализации основных средств и их остаточной стоимостью.

Транзитные платежи, которые поступают на счет предприятия, такие, например, как суммы рыночного, гостиничного сборов, суммы, которые поступают от продажи товаров комитента, у предприятия-комиссионера не считаются при расчете объема выручки для целей перехода на уплату единого налога.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

При переходе не уплату единого налога, предприниматель должен получить свидетельство об уплате единого налога. Для этого физическое лицо не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого он избирает способ налогообложения доходов по единому налогу, представляет в налоговый орган по месту регистрации письменное заявление по форму, установленной Порядком выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 октября 1999 года № 599.

В заявлении указывается поименный состав и численность наемных работников, включая членов его семьи, с которыми заключены трудовые соглашения, Их численность не должна превышать 10 человек, включая самого предпринимателя.

Совместно с заявлением предприниматель предоставляет платежный документ об уплате единого налога и налоговый орган в течение 10 дней должен бесплатно выдать свидетельство или дать письменный мотивированный отказ.

На каждого из наемных работников, включая членов его семьи, включенных в заявление, и за которых уплачивается единый налог, налоговый орган выдает справку по установленной форме. Справка не может передаваться другим работникам и должна находиться на рабочем месте и предъявляться работникам контролирующих органов. В случаях, если производится замена работника, то уплаченная сумма налога за освобожденного работнике не возвращается, а за вновь принятого работника уплачивается единый налог в размере 50 процентов от ставки, по которой облагается предприниматель.

После окончания срока действия свидетельство вместе со всеми справками в пятидневный срок возвращается налоговому органу. Срок действия свидетельства продлевается записью в нем с подписью руководителя органа Государственной налоговой службы или его заместителя, удостоверенной печатью. Такие же записи производятся и в справках на каждого работника. Основанием для продления срока действия свидетельства на каждый квартал является предоставление плательщиком заявления и платежных документов об уплате единого налога за предыдущие периоды и следующий период не менее одного календарного месяца.

Срок уплаты налога - ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца.

Физическое лицо перечисляет единый налог на отдельный счет казначейства. Казначейство не позднее следующего дня поступившие суммы налога перечисляет в размере:

- 43 процента местному бюджету;

- 42 процента Пенсионному фонду;

- 15 процентов - на обязательное социальное страхование (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 процента).

Уплаченная физическим лицом сумма единого налога является окончательной, не подлежащей включению в состав его совокупного дохода по результатам налогообложения за год.

Субъекту предпринимательской деятельности - юридическому лицу, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предоставлено право самостоятельного выбора одной из ставок единого налога:

- 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, но при уплате налога на добавленную стоимость по действующему законодательству;

- 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, с включением налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Срок уплаты для юридических лиц установлен - до 20 числа месяца, следующего за тем в котором получен доход. Налог перечисляется на отдельный счет отделения Государственного казначейства Украины, которое на следующий день поступившие суммы данного налога перечисляет:

- 20 процентов в Государственный бюджет Украины;

- 23 процента в местный бюджет;

- 42 процента в Пенсионный фонд;

- 15 процентов - на обязательное социальное страхование (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 процента).

Субъект малого предпринимательства, который выплачивает единый налог, не является плательщиков таких видов налогов и сборов:

- налога на добавленную стоимость;

- налога на прибыль предприятий;

- налога на доходы физических лиц;

- сбора за специальное использование природных ресурсов;

- сбора в Государственный инновационный фонд;

- сбора на обязательное социальное страхование;

- отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

- коммунального налога;

- сбора на обязательное государственное пенсионное обеспечение;

- налога на промысел;

- сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

- взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

- взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

- платы за патенты в соответствии с Законом Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности".

Плательщик единого налога не освобождается от уплаты таких налогов и сборов, как:

- НДС (для налогоплательщиков единого налога, которые избрали ставку 6 процентов);

- акцизный сбор;

- таможенная пошлина;

- государственная пошлина;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство;

- сбор за загрязнение окружающей среды.

Также в соответствии с Указом №746 плательщики единого налога не освобождены от обязанности уплаты местных налогов и сборов, рентных платежей и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  525  526  527   ..

 

Вид транспортного средства Вместимость или общая масса транспортного средства с грузом Ставка единого сбора за единицу транспортного средства в евро
За проведение контроля За проезд автомобильными дорогами за каждый километр пробега
Автобусы От 10 до 30 мест 2 0,02
Более 30 мест 5 0,02
Грузовые автомобили с/или без прицепов и тягачи с/или без полуприцепов До 20 тонн включительно
5 0,02
От 20 до 40 тонн включительно 10 0,02
Большегрузные транспортные средства От 40 до 44 тонн включительно 10 0,1
От 44 до 52 тонн включительно 10 0.2
От 52 до 60 тонн включительно 10 0,27
Более 60 тонн 10 0,78
Большегрузные автотранспортные средства с превышением осевых нагрузок До 5% включительно - 0,05
От 5% до 10% включительно - 0,1
От 10% до 20% включительно - 0,27
Более 20% за каждые следующие 5% - 0.15
Единый сбор перечисляется в Государственный бюджет Украины в полном объеме.