Либерализация
внешнеэкономической
деятельности
и предоставление
права выхода
на внешний
рынок практически
любому хозяйствующему
субъекту, включая
физических
лиц, занимающихся
предпринимательской
деятельностью
без образования
юридического
лица, привели
к возникновению
новой для российской
экономики и
законодательства
проблемы массовой
утечки из России
за рубеж валютных
средств. Суммы,
размещенные
на зарубежных
счетах российских
физических
и юридических
лиц, исчисляются
миллионами
долларов. Отмечая
масштабность
этих процессов,
эксперты указывают,
что в случае
возврата в
Россию ее валютных
ресурсов страна
смогла бы не
только решить
проблему выплаты
внешней задолженности,
но и отказаться
от финансовой
помощи других
государств
и международных
организаций.
Таким образом,
сформировалась
система утечки
финансовых
ресурсов из
России, в основе
которой лежит
незаконная
реализация
российскими
предпринимателями
прав на осуществление
внешнеэкономической
деятельности
(злоупотребление
данным правом).
Причины существования
этой системы
- непривлекательность
инвестиционного
климата России
не только для
иностранных,
но и для собственных
предпринимателей.
Острота
проблемы незаконного
вывоза российского
капитала побудила
Президента
и Правительство
Российской
Федерации
принять меры,
направленные
на обеспечение
поступления
в страну экспортной
валютной выручки
и упорядочивающие
вывоз валюты
из страны за
рубеж (система
валютного
регулирования,
важнейшим
направлением
которого является
валютный контроль).
Фундамент
нормативной
базы валютного
регулирования
образовали
Закон РФ "О
валютном
регулировании
и валютном
контроле"1,
а также принятые
в его развитие
многочисленные
подзаконные
акты. В 1992-1995 годах
в основном было
завершено
строительство
системы органов
и агентов валютного
регулирования
и валютного
контроля: образованы
Федеральная
служба России
по валютному
и экспортному
контролю и ее
территориальные
органы - 12 региональных
центров и 3
отделения.
Однако
более чем трехлетняя
деятельность
по применению
законодательства
о валютном
регулировании
и валютном
(экспортном
и импортном)
контроле
свидетельствует
о том, что тенденция
утечки капитала
из страны пока
не преодолена.
Главная причина
этого, на мой
взгляд, коренится
в негодности
методов и средств,
применяемых
государством
для решения
данной проблемы.
Гражданско-правовая
природа отношений,
которые используются
для переброса
валюты за рубеж,
отторгает
неадекватные
ей методы
регулирования,
имеющие главным
образом административный
характер.
Существуют
и иные многочисленные
способы нелегального
или полулегального
оставления
российских
валютных ресурсов
за рубежом
(занижение
контрактных
цен; применение
в противоправных
целях особенностей
международных
валютных расчетов;
использование
оффшорного
бизнеса в качестве
легального
канала утечки
капитала и
"отмывания"
"грязных денег"
и др.). Эти примеры
- наглядная
иллюстрация
бессилия
административных
методов решения
проблем, имеющих
гражданско-правовой
характер. Результатом
такого рассогласования
является тот
факт, что законодательство
о валютном
регулировании
несовершенно
и не работает
на те цели, ради
которых оно
создавалось.
Более того,
ужесточение
законодательства
о валютном
контроле в
качестве обратной
реакции предпринимателей
обусловило
поиск ими новых
каналов и способов
утечки валюты
за рубеж: изменение
методов валютного
регулирования
влечет совершенствование
способов
противодействия
ему.
Однако, так
или иначе на
настоящий
момент сложилась
система валютного
регулирования
и валютного
контроля Российской
Федерации,
составляющая
неотъемлемую
часть финансовой
системы страны.
Существует
понятие законодательства
о валютном
регулировании
и валютном
контроле, система
контролирующих
органов и определены
санкции за
нарушения в
сфере валютного
регулирования
и контроля.
В настоящей
работе представляется
интересным
рассмотреть
правовые основы
валютного
регулирования
и контроля, в
том числе основные
понятия, систему
контролирующих
органов, а так
же виды санкций,
как один из
способов
регулирования.
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Валюта Российской
Федерации:
а) находящиеся
в обращении,
а так же изъятые
или изымаемые
из обращения,
но подлежащие
обмену рубли
в виде банковских
билетов, банкнот
Центрального
банка Российской
Федерации и
монеты;
б) средства
в рублях на
счетах в банках
и иных кредитных
учреждениях
в Российской
Федерации;
в) средства
в рублях на
счетах в банках
и иных кредитных
учреждениях
за пределами
Российской
Федерации на
основании
соглашения,
заключаемого
Правительством
Российской
Федерации и
Центральным
банком Российской
Федерации с
соответствующими
органами иностранного
государства
об использовании
на территории
данного государства
валюты Российской
Федерации в
качестве законного
платежного
средства.
Иностранная
валюта
а) денежные
знаки в виде
банкнот, казначейских
билетов, монеты,
находящиеся
в обращении
и являющиеся
законным платежным
средством в
соответствующем
иностранном
государстве
или группе
государств,
а так же изъятые
или изымаемые
из обращения
но подлежащие
обмену денежные
знаки;
б) средства
на счетах в
денежных единицах
иностранных
государств
и международных
денежных или
расчетных
единицах.
Валютные
ценности
а) иностранная
валюта;
б) ценные
бумаги в иностранной
валюте;
в) драгоценные
металлы;
г) природные
драгоценные
камни.
Валютные
операции
Понятие
валютных операций
дано в п. п. 7-10 ст.
1 Закона о валютном
регулировании.
К валютным
операциям
законодатель
отнес: операции,
связанные с
переходом права
собственности
и иных прав на
валютные ценности,
в том числе
использование
в качестве
средства платежа
иностранной
валюты и платежных
документов
в иностранной
валюте; ввоз
и пересылку
в Российскую
Федерацию и
из нее валютных
ценностей;
осуществление
международных
денежных переводов.
Таким образом,
предварительная
оплата по
внешнеторговому
контракту
однозначно
должна квалифицироваться
как валютная
операция, связанная
с использованием
в качестве
средства платежа
иностранной
валюты.
Операции
с иностранной
валютой и ценными
бумагами в
иностранной
валюте подразделяются
на текущие
валютные операции
и валютные
операции, связанные
с движением
капитала.
К текущим
валютным операциям
относятся:
- переводы
в Российскую
Федерацию и
из Российской
Федерации
иностранной
валюты для
осуществления
расчетов без
отсрочки платежа
по экспорту
и импорту товаров,
работ и услуг,
а также для
осуществления
расчетов, связанных
с кредитованием
экспортно -
импортных
операций на
срок не более
180 дней;
- получение
и предоставление
финансовых
кредитов на
срок не более
180 дней;
- переводы
в Российскую
Федерацию и
из Российской
Федерации
процентов,
дивидендов
и иных доходов
по вкладам,
инвестициям,
кредитам и
прочим операциям,
связанным с
движением
капитала;
- переводы
неторгового
характера в
Российскую
Федерацию и
из Российской
Федерации,
включая переводы
сумм заработной
платы, пенсии,
алиментов,
наследства,
и также другие
аналогичные
операции.
Валютными
операциями,
связанными
с движением
капитала, являются:
- прямые инвестиции,
то есть вложения
в уставный
капитал предприятия
с целью извлечения
дохода и получения
прав на участие
в управлении
предприятием;
- портфельные
инвестиции,
то есть приобретение
ценных бумаг;
- переводы
в оплату права
собственности
на здания, сооружения
и иное имущество,
включая землю
и ее недра, относимое
по законодательству
страны его
местонахождения
к недвижимому
имуществу, а
также иных прав
на недвижимость;
- предоставление
и получение
отсрочки платежа
на срок более
180 дней по экспорту
и импорту товаров,
работ и услуг;
- предоставление
и получение
финансовых
кредитов на
срок более 180
дней;
- все иные
валютные операции,
не являющиеся
текущими валютными
операциями.
Практическое
значение деления
валютных операций
на два указанных
вида состоит
в том, что текущие
валютные операции
осуществляются
резидентами
без ограничений,
то есть в безлицензионном
порядке, а вывоз
из страны капитала
требует предварительного
получения
экспортером
такой лицензии
(ст. 6 Закона о
валютном
регулировании).
Данной статье
корреспондирует
ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ,
согласно которой
отдельными
видами деятельности,
перечень которых
установлен
законом, юридическое
лицо вправе
заниматься
только на основании
специального
разрешения
(лицензии).
Применительно
к осуществлению
капитальных
валютных операций
обязанность
по их лицензированию
устанавливают
"Основные
положения о
регулировании
валютных операций
на территории
СССР", утвержденные
Госбанком СССР
24 мая 1991 года, с
последующими
изменениями,
внесенными
в 1991-1994 годах2,
действие которых
пролонгировано
на территории
России телеграммой
ЦБ России от
19 мая 1993 года No.
83-933.
"Основные
положения о
регулировании
валютных операций
на территории
СССР" применяются
с учетом правил,
содержащихся
в Положении
об изменении
порядка проведения
в Российской
Федерации
некоторых видов
валютных операций,
утвержденном
приказом Центрального
банка РФ 24 апреля
1996 года No. 02-94.4
Положение
уточняет некоторые
виды валютных
операций,
осуществление
которых возможно
без разрешения
ЦБ России.
Оно фактически
исключило из
числа капитальных
некоторые виды
операций с
валютой.
Действующий
порядок лицензирования
капитальных
валютных операций
российских
резидентов
заключается
в следующем.
На вывоз капитала
всякий раз
необходимо
получать в
Главном управлении
валютного
регулирования
и валютного
контроля Банка
России разрешение
(лицензию),
представив
заверенные
копии учредительных
документов,
технико-экономическое
обоснование,
справки из
обслуживающего
банка, копии
аудиторского
заключения.
Средний срок
получения
каждой лицензии
- до двух месяцев.
При этом порядок
обжалования
отказа в выдаче
лицензии действующим
законодательством
не урегулирован.
По понятным
причинам обязанность
получения
разовых разрешений
на вывоз капитала
является
дополнительным
обременением
для хозяйствующих
субъектов.
ВИДЫ
ВАЛЮТНОГО
КОНТРОЛЯ
Перечислим
основные направления
валютного
регулирования
и валютного
контроля:
1.
Таможенно-банковский
контроль за
поступлением
валютной выручки
от экспортных
операций:
Первой задачей,
поставленной
правительством
РФ перед Центральным
Банком России
(ЦБ РФ) и ГТК России
в 1993 году , было
обеспечение
возврата валютной
выручки по
экспортным
операциям.
Правовой поддержкой
этого мероприятия
было утверждение
12.10.1993 г. совместной
инструкции
ЦБ РФ № 19 и ГТК
России № 01-20-10283 «О
порядке осуществления
валютного
контроля за
поступлением
в Российскую
Федерацию
валютной выручки
от экспорта
товаров» ( далее
Инструкция).
В инструкции
установлен
порядок осуществления
и механизм
реализации
валютного
контроля за
поступлением
валютных средств
на счета предприятий,
организаций-резидентов,
осуществляющих
экспорт товаров,
на основе организации
обмена информацией
между таможенными
органами и
уполномоченными
банками.
В совместном
письме ЦБ РФ
№ 73 и ГТК РФ №
01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых
вопросах организации
валютного
контроля и
применения
инструкции»
уточнена сфера
применения
инструкции.
Действие последней
распространяется
на все сделки,
предусматривающие
вывоз товаров
с таможенной
территории
РФ в таможенном
режиме экспорта,
по которым:
расчеты
между резидентами
РФ и нерезидентами
осуществляются
в валютах иных
чем валюта
Российкой
Федерации;
хотя
бы часть требований
российского
экспортера
к иностранному
покупателю
будет удовлетворена
платежами в
иностранной
валюте, т.е контроль
предусматривает
компенсацию
экспортируемого
товара частично
платежом в
иностранной
валюте и частично
встречными
поставками
товаров либо
платежами в
рублях;
В инструкции
определен
перечень учетной
документации,
с помощью которой
обеспечивается
контроль как
за прохождением
товаров через
таможенную
границу, так
и за поступлением
валютной выручки
на счета экспортера.
В перечень
обязательных
документов
входит:
паспорт
сделки (ПС) –
базовый документ
валютного
контроля,
оформляемый
экспортером
в уполномоченном
банке, по
стандартизованной
форме;
учетная
карточка (УК)
– возвратный
документ,
составляемый
таможенными
органами на
основании ГТД
и направляемый
ими для контроля
в уполномоченные
банки;
реестр
– документ,
объединяющий
УК и включающий
информацию
об отгрузках
товаров на
экспорт, ожидаемых
сроках и суммах
поступления
выручки;
досье
– специальная
подборка документов
по контролю
за поступлением
валютной выручки
от экспорта
товаров.
2. Валютный
контроль за
обоснованностью
платежей в
иностранной
валюте по импортным
товарам.
Необходимость
введения
таможенно-банковского
контроля за
импортными
операциями
была вызвана
широким применением
отечественными
импортерами
при расчетах
– предоплаты,
завышением
импортных цен
по сравнению
с мировыми и
т.п., что привело
к значительным
переводам
валютных средств
за рубеж, не
подтвержденных
поставками
товаров.
Методическое
и техническое
решение задачи
организации
валютного
контроля при
импорте товаров
базировалось
на опыте, приобретенном
таможенными
органами и
уполномоченными
банками при
осуществлении
контроля за
поступлением
валютной выручки
от экспорта.
Правовой
основой для
создания эффективной
системы валютного
контроля по
импортным
операциям
явилось создание
совместной
инструкции
ЦБ РФ №30 и ГТК
России № 01-20/10538 от
26.07.95 «О порядке
осуществления
валютного
контроля за
обоснованностью
платежей в
иностранной
валюте за
импортируемые
товары», далее
инструкция.
Действие инструкции
распространяется
на все сделки,
предусматривающие
ввоз товаров
на таможенную
территорию
РФ в таможенных
режимах «выпуск
для свободного
обращения»
и «реимпорт»
по которым:
расчеты
осуществляются
в валютах иных,
чем валюта РФ;