Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  682  683  684   ..

 

 

Домашние хозяйства как субъект экономики

Домашние хозяйства как субъект экономики

РАЗДЕЛ 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ

ЭКНОМИКИ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. 6
1.1. 6
1.2. Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе 17
2. 20
2.1. 20
2.2. 27
3. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Статьи доходов Величина в евро Величина в %
Доходы от работы по найму 5792 51,5
В т.ч. главы семьи 3417 30,4
В т.ч. супруга / супруги 2375 21,1
Доходы от самозанятости 708,5 6,3
Доходы от имущества 1304,5 11,6
Доходы от трансфертов государства, в т.ч. 2890 25,7
Государственные пенсии 1383 12,3
Пособия по безработице 1462 13,0
Доходы от негосударственных трансфертов и сдачи в аренду имущества 551 4,9
Итого доходы 11246 100
Статьи расходов Величина в евро Величина в %
Вычеты: подоходный и аналогичные налоги 2058 18,3
Индивидуальные обязательные отчисления на социальное страхование 315 2,8
Располагаемый доход 8873 78,9
Потребительские расходы 6916 61,5
В т.ч. продукты питания, напитки, табачные изделия 965 8,7
Одежда и обувь 348 3,1
Аренда жилья, электроэнергия, коммунальные услуги 2246 20,0
Бытовая техника, предметы интерьера 393 3,5
Здравоохранение 257 2,3
Транспортные расходы 1000 8,9
Средства коммуникаций 213 1,9
Досуг, культура, развлечения 810 7,2
Образование 67 0,6
Посещение ресторанов и т.п. 303 2,7
Прочие товары и услуги 314 2,8
Сбережения 1957 17,4
Статья доходов Величина в иенах (тыс.) Величина в %
Доходы от работы по найму 505,6 49,9
В т.ч. главы семьи 438,6 43,3
В т.ч. супруги/супруга 55 5,4
В т.ч. детей 12 1,2
Доходы по банковским вкладам 360 35,6
Другие доходы 146,4 14,5
Итого: 1012 100
Статьи расходов Величина в иенах (тыс.) Величина в %
Налоги 69,8 6,9
Выплаты в систему социального страхования 74,9 7,4
На потребление: 395,7 39,1
В т.ч. продукты питания 83,9 8,3
В т.ч. жилье и коммунальные услуги 53,6 5,3
В т.ч. мебель, домашняя утварь 26,3 2,6
В т.ч.медицинское обслуживание 23,3 2,3
В т.ч. образование 27,3 2,7
В т. ч отдых и развлечения 42,5 4,2
В т.ч. транспортные расходы 44,6 4,4
В т. ч. прочие расходы на потребление 94,2 9,3
Выплаты по кредитам (за жилье) 125,5 12,4
Сбережения 346,1 34,2
Статьи доходов Величина в кронах Величина в%
Заработная плата 25381 44
Социальные пособия, доходы по банковским вкладам, от продажи имущества 32303 56
В т.ч. пособие по безработице 7116 12,3
Итого: 57684 100

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

На социальное обеспечение, помимо средств из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование. Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии и социальные пособия.

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане. Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий. Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В республике существует система досрочных пенсий для лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

Социальные пенсии назначаются гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.

Для повышения эффективности мер по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция — 2000 г.)

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

Одной из составляющих социальной защиты населения является социальная работа. В Беларуси социальная работа находится на стадии своего развития и профессионального становления. Однако практика социальной работы должна быть теоретически обоснована. Поэтому, оценив богатый опыт теоретической базы зарубежных стран, я считаю, что важнейший элемент, который должен присутствовать в области социальной защиты населения – ее подкрепленность теоретической базой. В связи с этим необходимо провести исследования, которые обеспечат социальных работников знаниями о развитии человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных проблемах на разных стадиях развития личности, потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человечества.

Следующим этапом совершенствования социальной работы, на мой взгляд, могут являться:

1) cлужба социально-бытовой помощи. Ее цель - расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специально оборудованных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и для повышения конкурентоспособности человека с ограничениями на рынке труда;

2) служба семейного досуга. Ее цель - стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;

3) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения. Ее цель - работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

На мой взгляд, в белорусских условиях, существует возможность применения такого вида социальной работы, как социальное страхование, включающее обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.

Опыт зарубежных стран, свидетельствующий о движении от государственно-распределительным к смешанным системам финансирования, говорит о том, что наилучший способ рационального использования недостаточных финансовых ресурсов – возможности государственно-распределительной системы в сочетании с разнообразными частными схемами социального обеспечения. Для создания, становления и развития смешанной системы финансирования в Республике Беларусь необходимы следующие мероприятия:

1) расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных организациях медицинского страхования;

2) нетрадиционные способы привлечения средств фирм и домашних хозяйств к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры;

3) расширение сферы платности социальных услуг, различных по качеству;

4) привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне.

ВЫВОДЫ:

1) в Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности;

2) основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;

3) к базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»;

4) опыт зарубежных стран может быть применен в таких сферах социальной политики Республики Беларусь, как: создание теоретической базы практического осуществления социальной защиты; создание служб социальной помощи; введение обязательного социального страхования, обеспечивающего более высокий уровень социальной защищенности граждан; реструктуризация ответственности между государством, работодателями и работниками с преобладанием роли хозяйствующих субъектов в финансировании инструментов социальной защиты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была изучена следующая тема – «Домашнее хозяйство как субъект экономики». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание работы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

1) изучено домашнее хозяйство как субъект экономических отношений;

2) раскрыто понятие доходов и расходов домашних хозяйств, выявлена их структура;

3) проанализирована структура расходов и доходов домашних хозяйств в зарубежных странах;

4) сформулированы предложения по возможности перенятия опыта в сфере социальной политики зарубежных стран.

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Домохозяйство можно рассматривать как: а) особый субъект экономической деятельности на всех этапах воспроизводственного цикла; б) специфический институт в экономической системе. В первом случае домашнее хозяйство – малая группа людей, объединенная по определенному признаку и проявляющаяся, прежде всего как потребитель экономических благ. Во втором случае домашнее хозяйство – совокупность формальных и неформальных норм и правил, определяющих поведение его участников, упорядочивающих отношения между ними и обусловливающих модели взаимодействия домашнего хозяйства с другими институтами (фирмами и государством).

Являясь одним из главных субъектов хозяйствования, домашние хозяйства связывают всех субъектов экономики в единую систему. Одной из функций домашнего хозяйства является воспроизводственная функция, т. е. домашние хозяйства ответственны за создание наиболее важного ресурса – человека, его труда. Домашнее хозяйство стало первой ступенькой в развитии экономических отношений. Кроме того, от поведения домашних хозяйств во многом зависит национальная экономика

Доход домашнего хозяйства – сумма денежных средств, которую присваивает данная общность людей за определенный промежуток времени.

Основными направлениями расходов домашних хозяйств являются:

4) расходы на личное потребление;

5) уплата налогов и сборов в пользу государства;

6) личные сбережения.

Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран.

Структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер.

Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения, обращая внимание на взаимосвязь социальных доходов с ростом стоимости жизни.

Несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

При написании работы использовались общенаучные методы: анализ и синтез, историческое и логическое познание, качественно-количественного анализ, системный подхода.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы:

1) в процессе формирования государственной социальной политики, в сфере социальной защиты;

2) программ-рекомендаций по формированию и сведению бюджетов домашних хозяйств и т.д.;

3) в учебном процессе для преподавания курсов "Экономическая терия", "Микроэкономика", "Макроэкономика", "Государственное регулирование экономики", "Маркетинг".


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева О.В. Домашние хозяйства и их государственная поддержка в современных условиях / Казан. финансово-эконом. ин-т. – Казань, 2000. – 19 с.

2 Бок З.К. Экономика Японии. Какая она?/ Бок Зи Коу. – М.:Экономика, 2002. – 349 с.

3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: «Юристъ», 2003. –311 с.

4 Булатов А.С. Экономика. М, 2002. – 557 с.

5 Войтов А. Г. Экономика. Общий курс.: Учебник. - 8‑е изд. перераб. и доп. - М.: «Дашков и К°», 2003. - 600 с.

6 Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2000.- 454 с.

7 Волков А. Семья и домохозяйство / Вестн. статистики. - 1991. - N 7. - С.40-46.

8 Все о Чехии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим дотупа: http://www.in-prague.ru/czech/

9 Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2002. – 416 с.

10 Германия – Википедия [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Deutschland.

11 Германия – все о Германии, сайты Германии, ы и статьи о Германии – Социальная защищенность в Германии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.de-web.ru/article/a-53.html

12 Жук И.Н. Компаративный анализ тенденций изменения источников финансирования социальной политики в зарубежных странах// Экономика и управление. – 2007. - №3. – С.144-151. РБ

13 Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз / Б.Е. Зарицкий. – М.:Юристъ, 2003. – 298 с.

14 Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. – М.,1999. – 298 с.

15 Курс экономической теории. ─ Киров, 1998. – 283 с.

16 Лаврова Т.В. Домашнее хозяйство как субъект экономических отношений, его интересы и противоречия / Лаврова Татьяна Валериевна – Воронеж, 2008. – 24 с.

17 Лемешевский И.М. Микроэкономика: социально-экономический аспект. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: ФУ Аинформ, 2006. – 512 с.

18 Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. - М., 2003. – 329 с.

19 Лучкина Л.С. Доходы и расходы домашних хозяйств в странах Центральной и Восточной Европы // Труд за рубежом. - 1999. - N 4. - С.13-26.

20 Лучкина Л.С. Формирование и использование бюджетов домашних хозяйств в странах Восточной Европы // Мироваяэкономика и междунар. отношения. - 1992. - N 6. - С.145-147.

21 Микроэкономика: учебное пособие. / Плотницкий М.И., Корольчук А.К., Лемешевская Л.В., Радько М.К.; под ред. Плотницкого М.И. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2005. – 407 с.

22 Министерство иностранных дел Республики Беларусь – Беларусь – Социальная политика [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/ru/republic/politics/

23 Мироненко О.В. Домашние хозяйства в системе социально-трудовых отношений. / Мироненко Ольга Владимировна. – Хабаровск, 2008. – 20 с.

24 Недвижимость Чехии – Полезная информация – Новости Чехии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.abrupt.cz/poleznaja-informacija/novosti/gosudarstvennuju-kaznu-razorjajut-bezrabotnye.html

25 Общая экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П.. – М., 2005. – 336 с.

26 Очерки политической экономии. / под. общ. ред. Лемещенко П.С. – Мн.: БГУ, 1999. – 426 с.

27 Попов М.В. Домашнее хозяйство: эволюционно-функциональный подход. / Попов Михаил Витальевич. – Волгоград, 2003 – С. 16-19.

28 Самуэльсон П. Экономика. ─ М.: Прогресс, 1964.

29 Социальная политика. Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Италии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://ru.belembassy.it/respublika-belarus/sotsialnaya-politika

30 Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для средней школы. ─ СПб.: Экономическая школа, 1999.

31 Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – Основные черты германской модели социальной полтики [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/272788.html

32 Хейне Пол, Боутке Питер, Причитко Дэвид – Экономический образ мышления, 10-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 554 с.

33 Честихина Е. П. Домашнее хозяйство как основной субъект предложения рабочей силы на рынке труда. / Честихина Екатерина Павловна. – Брянск, 2006. – 22 с.

34 Экономика общественного сектора: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. ─ М.: ТЕИС, 2004.- 356 с.

35 Экономика России – Социальное обеспечение: опыт Японии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexpub136.htm

36 Экономика Японии и стран Запада: сравнительный анализ. / сост. и ред. Соколов А.И., Маковский В.Д. – М.: ИНИОН, 1983. – 219 с.

37 Экономика. Учебник. / под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 792 с.

38 Экономическая теория. / Под редакцией д.э.н. Добрынина А.И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг», 2003. – 479 с.

39 Экономическая теория. / Под редакцией проф. Николаевой И.П.: Учебник. - Москва, «Финстатинформ», 1999. – 282 с.

40 Юнгблюд Д. Социальные системы стран Западной Европы // Общество и экономика. – 2008 - №9. – С. 125-146.

Статьи расходов Величина в кронах Величина в %
Налоги 9806 17
Коммунальные услуги 4960,8 8,6
На потребление 22496,6 39
В т. ч. питание, одежда, обувь 19727,9 34,2
В т. ч. транспортные услуги 576,8 1
В т. ч. образование (детский сад) 1269 2,2
В т.ч. интернет, мобильная связь 922,9 1,6
Выплаты по кредитам (за жилье) 13555,7 23,5
Прочие расходы 5076 8,8
Сбережения 1788,9 3,1