Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  292  293  294   ..

 

 

Рынок труда среагировал на мировой финансовый кризис

Рынок труда среагировал на мировой финансовый кризис

Специальность

%

Специальность

%

1

Менеджер по продажам

9,03

11

Региональный представитель

1,67

2

Инженер

4,98

12

Менеджер по работе с клиентами

1,56

3

Квалифицированный рабочий

4,57

13

Врач

1,54

4

Бухгалтер

3,88

14

Программист

1,52

5

Продавец

3,37

15

Медицинский представитель

1,52

6

Торговый представитель

3,23

16

Менеджер по логистике

0,83

7

Неквалифицированный рабочий

2,49

17

Дизайнер

0,79

8

Водитель

2,09

18

Оператор ПК / оператор call-центра

0,75

9

Секретарь

1,98

19

Супервайзер

0,72

10

Юрист

1,68

20

Менеджер по закупкам

0,70

Пять регионов с самым низким уровнем регистрируемой безработицы

Уровень безработицы

Пять регионов с самым высоким уровнем регистрируемой безработицы

Уровень безработицы

Июнь 2009 г.

Москва

0,83

Республика Адыгея

4,62

Краснодарский край

1,06

Республика Алтай

4,79

Санкт-Петербург

1,11

Амурская область

4,88

Тюменская область

1,13

Кабардино-Балкарская Республика

6,75

Калужская область

1,14

Республика Тыва

8,90

Октябрь 2008 г.

Москва

0,30

Республика Калмыкия

3,70

Санкт-Петербург

0,40

Амурская область

3,70

Калужская область

0,45

Республика Дагестан

4,00

Краснодарский край

0,50

Кабардино-Балкарская Республика

5,80

Московская область

0,50

Республика Тыва

6,20

*Без учета Чечни и Ингушетии

Уровень регистрируемой безработицы, %

Рост уровня регистрируемой безработицы

Июнь 2009 г.

Октябрь 2008 г.

Вологодская область

4,4

1,1

В 3,9 раза

Нижегородская область

1,8

0,5

В 3,6 раза

Челябинская область

3,6

1,0

В 3,6 раза

Ярославская область

3,5

1,0

В 3,4 раза

Владимирская область

3,8

1,2

В 3,3 раза

Свердловская область

3,5

1,1

В 3,3 раза

Тверская область

1,9

0,6

В 3,2 раза

Республика Татарстан

3,2

1,0

В 3,2 раза

Калининградская область

3,7

1,2

В 3,1 раза

Московская область

1,5

0,5

В 2,9 раза

В Кузбассе на борьбу с безработицей за 2010 год направят более 1 млрд. рублей. Будет создано 22 тыс. временных рабочих мест и обеспечена временная занятость 27,5 тыс. человек. Для 3,115 выпускников образовательных учреждений (или 80,6% от численности выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве) запланирована стажировка на предприятиях и в организациях Кузбасса. Помощь в организации предпринимательской деятельности будет оказана 1,5 тыс. безработных.

2.4 Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал

В принятой правительством антикризисной программе декларируется, что первым приоритетом государственной политики является выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением. Особо выделены меры, направленные на борьбу с безработицей и организацию социальной поддержки безработных лиц, находящихся под угрозой увольнения. В 2009 г. на повышение пособий по безработице было выделено 29,8 млрд. руб., а на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда 43,7 млрд. руб. Солидные ассигнования на эти цели планируются и в 2010 г. Важно, чтобы выделенные средства были использованы с учетом стратегического курса страны на модернизацию экономики. При этом необходимо учитывать опыт и по возможности не повторять ошибок прошлого.

Сложившаяся ситуация и реакция на нее государства в некоторой степени напоминают начало 90-х гг.. Тогда из обширного набора реальных и мнимых угроз, обозначившихся в социально-трудовой сфере, наибольшую тревогу вызывали прогнозы обвального роста безработицы. Однако ее фактические масштабы оказались намного меньше ожидаемых, а с началом экономического роста на большей части территории страны открытая безработица довольно быстро вошла в границы естественной нормы и перестала ощущаться как серьезная социальная проблема. Куда более опасными и труднопреодолимыми последствиями трансформационного кризиса оказались деградация структуры занятости, снижение трудовых доходов, массовое вымывание из промышленности квалифицированных кадров и в конечном счете утрата значительной части накопленного человеческого капитала.

По мере постепенного восстановления спроса на труд в 2000-е гг. обнаружились «узкие места», возникшие в результате произошедшего экономического спада. Только к середине десятилетия структурные дефициты на рынке труда начали медленно выправляться. Растущий спрос экономики на квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля привел к опережающему росту их зарплат.

Согласно данным кадровой компании «Анкор», в 2007 г. дефицит работников технических специальностей привел к росту их зарплат в 1,5 раза. Технические консультанты по логистике за год стали получать на 93% больше, директора по развитию бизнеса – на 74%, начальники смен на производстве – на 61,3%. Это способствовало повышению престижа инженерного образования и осторожному возобновлению притока молодежи в реальный сектор. В то же время усилилось старение трудовых коллективов. Сохранившие верность предприятию и профессии зрелые специалисты начали вступать в пенсионный возраст. Даже на относительно успешных предприятиях образовались своего рода демографические ямы, обусловленные отсутствием в составе коллективов работников среднего поколения (находящихся на пике трудоспособности). Ядро трудовых коллективов там, где оно сохранилось, составляли работники старших возрастных групп, по мере сил обучавшие молодые кадры. Менее успешные предприятия (с низкой конкурентоспособностью на рынке труда) не могли привлечь молодежь и испытывали острый кадровый голод.

В значительной мере причины, объясняющие структурные дефициты на рынке труда, связаны также с провалами в развитии системы формального профессионального образования. Наряду с констатацией низкого качества подготовки выпускников, особенно в части практических навыков, работодатели отмечали, что по многим необходимым направлениям учебные заведения либо не готовили специалистов вообще, либо готовили слишком мало. Эта проблема частично стала решаться путем развития внутрифирменных систем подготовки кадров. На крупных предприятиях приступили к разработке специальных программ обучения молодых перспективных работников, начал возрождаться институт наставничества. Однако нынешний кризис эти процессы затормозил. В результате нам реально грозит повторение сценария 90-х гг..

Как на старте реформ, социально-трудовая сфера сталкивается с двумя вызовами: тактическим, вызванным необходимостью смягчения обострившихся социальных проблем (из-за снижения зарплат и доходов, обесценения накоплений, угрозы безработицы), и стратегическим, связанным с сохранением и развитием национального человеческого потенциала.

Первый, сугубо социальный вызов, сегодня ощутимо слабее, чем в 90-х гг. Брошенные на укрепление банковской системы средства Стабилизационного фонда помогли избежать массовой паники населения. Рост потребительских цен (хотя значительно более высокий, чем в развитых странах и даже, чем в странах ЦВЕ) не идет ни в какое сравнение с разгулом инфляции 90-х. По данным Росстата, максимальное снижение реальной заработной платы по сравнению с докризисным уровнем составило лишь около 5%, тогда как в 90-е гг. она сократилась более чем втрое. Задержки заработной платы затронули менее 0,5 млн. человек по сравнению с 10-15 млн. в конце 90-х.

Вопреки паническим настроениям первых месяцев теперешнего экономического спада рост безработицы также не носит катастрофического характера. Ее уровень, зафиксированный ежеквартальными обследованиями Росстата по проблемам занятости населения, в 2008-2009 гг. примерно соответствует уровню спокойных 2003-2004 гг. (см. Таблица 5), когда страна находилась на волне экономического подъема и проблема борьбы с безработицей уже сдвинулась далеко вниз в списке приоритетов правительства.

Таблица 5 – Динамика показателей безработицы

Принято

Выбыло

Из них

По

В связи с

По

Декабрь 2008 г.

405,2

724,5

446,3

34,2

100,2

Январь 2009 г.

281,6

424,0

260,3

34,2

50,5

Февраль 2009 г.

306,8

452,6

280,6

45,9

50,4

Март 2009 г.

327,2

502,4

310,6

46,1

60,1

Апрель 2009 г.

344,4

525,2

322,4

38,8

57,8

Май 2009 г.

322,8

483,3

297,6

38,2

47,9

Июнь 2009 г.

385,3

521,2

326,1

43,3

48,3

Июль 2009 г.

457,4

526,1

328,7

35,9

41,4

Год

Уровень безработицы в среднем за период

февраль

май

август

ноябрь

февраль-ноябрь

2003

9,3

8,2

7,8

7,8

8,3

2004

9,1

7,2

6,9

8,1

7,8

2005

7,9

6,9

6,8

7,1

7,2

2006

7,6

7,1

6,1

6,3

6,8

2007

7,2

5,9

5,6

5,6

6,1

2008

7,1

5,4

5,8

7,0

6,3

2009

9,5

8,5

7,6

Составлено по данным обследования Росстата относительно занятости населения

Противоположным образом обстоит дело с вторым вызовом, лежащим в области структурных и качественных характеристик национального человеческого потенциала. Сегодня текущие проблемы сокращения спроса на труд и нехватки достойных рабочих мест накладываются на стратегический дефицит квалифицированных кадров, корни которого были заложены в 90-е гг. Данные обследований промышленных предприятий показывают, что даже в условиях кризиса руководители многих из них не поддерживают меры, стимулирующие выход пожилых работников на пенсию. Они опасаются, что это может ускорить отток опытных специалистов, а заменить их пока некем. как находящиеся в крайне тяжелом положении, так и относительно благополучные предприятия придерживаются сходной линии поведения: во что бы то ни стало сохранять квалифицированные кадры.

Как только кризис перекинулся на реальный сектор, перед предприятиями, имеющими «демографическую яму» и вынужденными прекратить прием молодежи, встает реальная опасность окончательной утраты преемственности поколений.

Эта проблема дала о себе знать не сразу. На начальном этапе происходило некоторое оздоровление спроса на труд, связанное с избавлением от так называемого офисного планктона, в основном состоящего из недавних выпускников коммерческих вузов и факультетов, в массовом порядке фабрикующих экономистов и менеджеров сомнительного качества. Однако очень скоро ситуация изменилась. Уже в первом квартале 2009 г. стало понятно, что кризис перекинулся на реальный сектор: началось сокращение занятости в высокотехнологичных отраслях – в оборонной промышленности, машиностроении.

В случае, если старшее поколение уйдет с предприятий, не успев подготовить себе смену, человеческий потенциал российской промышленности будет безвозвратно потерян. Новый виток растраты накопленного человеческого капитала будет еще опаснее, чем имевший место в первое десятилетие реформ, так как ключи к его восстановлению в этом случае будут утрачены окончательно.

В западных экономиках, которые были взяты за образец при разработке российских антикризисных программ содействия занятости, эта проблема далеко не столь актуальна. там антикризисные меры в сфере труда закономерно ориентированы либо на сохранение рабочих мест, либо на смягчение социальных последствий для потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения лиц. Примерно такие же приоритеты, практически игнорирующие стратегическую задачу сохранения профессионально-квалифицированного потенциала предприятий, определили содержание и структуру российских программ содействия занятости.

Особенности российской структуры занятости, а также ее специфика в различных регионах страны практически оказались проигнорированы. Между тем преуменьшать их значение никак нельзя. Ведь в России и в благополучные, и в кризисные периоды безработица распределялась по регионам и территориям крайне неравномерно. По данным Росстата, в августе-сентябре 2009 г. она превышала среднеевропейский уровень (8,6%) в 33 из 82 российских регионов. В то же время в 35 регионах безработица была ниже, чем в среднем по стране, а в 12 – ниже минимального уровня (5,6%), достигнутого в стране ОЭСР за последние 25 лет. Эти сопоставления показывают, что в нашей стране социальный вызов, связанный с ростом безработицы, не имеет общенационального характера. А значит, выделяемые государство средства нецелесообразно распределять по всем регионам по принципу «всем сестрам по серьгам». Меры должны быть точечными, а расходы четко сфокусированными на вполне определенных территориях (регионах с высоким уровнем безработицы, а внутри них – на проблемных зонах, к которым относятся прежде всего моногорода и сельские поселения).

На практике же в распределении государственной помощи все регионы страны приняли участие на равных, а масштабы полученной поддержки во многом зависели от того, насколько активно и успешно каждый из них сумел пролоббировать свои интересы.

Как видно из Таблицы 6, средняя сумма средств, выделенных в 2009 г. из федерального бюджета регионам с низким уровнем безработицы (среди которых такие благополучные во всех отношениях, как Москва и Тюменская область), несколько выше, чем в регионах с высокой безработицей, которые к тому же в большинстве своем относятся к числу беднейших в стране. Такое распределение федеральных средств поддержки можно было бы в какой-то степени оправдать, если бы эта поддержка имела целью решение стратегической задачи сохранения и воспроизводства квалифицированных кадров. Однако анализ конкретного содержания программ содействия занятости свидетельствует о том, что подавляющая часть их преследует сугубо социальные цели.

Таблица 6 – Финансирование антикризисных программ содействия занятости в регионах

Десять регионов с самым низким уровнем безработицы

Уровень

безработицы (август-сентябрь 2009 г.), %

Федеральные ассигнования (2009 г.), тыс. руб.

Десять регионов с самым высоким уровнем безработицы

Уровень безработицы (август-сентябрь 2009 г.), %

Федеральные ассигнования (2009 г.), тыс. руб.

Москва

1,8

386057

Республика Ингушетия

51,2

241607

Липецкая область

3,1

283369

Чеченская Республика

36,2

680559

Тульская область

4,4

594375

Республика Тыва

19,2

147172

Брянская область

4,6

457170

Республика Калмыкия

15,4

276227

Санкт-Петербург

4,8

209243

Иркутская область

13,9

458816

Пензенская область

5,1

551940

Республика Дагестан

12,6

356109

Калужская область

5,1

578180

Псковская область

12,0

284876

Чукотский автономный округ

5,1

16456

Еврейская автономная область

11,9

29458

Продолжение Таблицы 6

Московская область

5,3

394382

Кировская область

11,8

692815

Тюменская область

5,3

324625

Республика Алтай

11,7

115284

В среднем на регион с низким уровнем безработицы

379578

В среднем на регион с высоким уровнем безработицы

328297

Составлено по данным Обследования населения по проблемам занятости Росстата и Федеральной службы по труду и занятости РФ

Так, почти три четверти выделенных средств (73,8%) приходится на организацию общественных работ, временного трудоустройства и стажировок выпускников. При этом на единственный активный компонент программы – стажировку выпускников вузов в целях приобретения ими опыта работы и закрепления на предприятиях, приходится лишь 3% общих ассигнований[2] . Львиная доля средств уходит на финансирование организации общественных работ, основной смысл которых, по признанию самих же разработчиков программы, - в дополнительной материальной поддержке безработных.

Второе по масштабам выделяемых средств направление – содействие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости (18,4%). Для безработных, готовых организовать такого рода бизнес, предусмотрена возможность получить единовременную субсидию в размере годового максимального пособия по безработице. Именно на эту программу часто уповают региональные власти в надежде ослабить социальное напряжение в моногородах, где закрытие единственного крупного предприятия лишает большую часть населения возможности зарабатывать на жизнь. Так, осенью этого года бывший губернатор Свердловской области Э. Россель призвал потерявших работу жителей региона собирать дикоросы и восстанавливать разрушенные свинофермы. Руководство Волгоградской области видит спасение от кризиса в возвращении к ремеслам: квалифицированным работникам промышленности предлагается освоить гончарное ремесло, вязание и художественное литье.

Таким образом, концептуальный недостаток антикризисной программы государства в области содействия занятости состоит с том, что она почти полностью сосредоточена на том, чтобы как-то снизить социальную напряженность в обществе. Однако надо отдавать себе отчет в том, что не только явная длительная безработица, но и ее скрытый аналог – выживание за счет подсобных производств и примитивных общественных работ – неминуемо ведет к растрате и деградации знаний у стратегически важных и дефицитных категорий квалифицированных работников. И это в условиях провозглашенного курса на модернизацию.

Корректировки, которые намечается внести в 2010 г., в некоторой степени разворачивают программу содействия занятости на стратегический вызов. Так, в отдельное направление предполагается выделить субсидирование стажировок выпускников учреждений профессионального образования, несколько увеличились масштабы его финансирования, реанимировать и поддержать институт наставничества. Но выделяемые на эти цели ресурсы мизерны. Для наставников предусмотрено символическое вознаграждение – половина минимальной заработной платы.

Игнорируется острейшая потребность в повышении качества основной программы общественных работ. Они по-прежнему представлены низкозатратными видами деятельности: такими, например, как уборка территорий. При этом участники общественных работ, хотя и остаются на учете в службе занятости, уже не могут быть полноценными претендентами на заполнение постоянных вакансий, соответствующих их профессионально-квалификационному уровню В результате происходит привыкание к примитивным занятиям, чреватое снижением профессиональных и человеческих амбиций, постепенная утрата навыков квалификационного труда.

Между тем проверенная практикой многих стран переориентация общественных работ на строительство дорог и объектов инфраструктуры, хотя и требует куда более значительных финансовых вложений, нежели расходы на экипировку уборщиков, способна принести реальную отдачу. Такие проекты позволили бы задействовать часть квалифицированных высвобожденных из промышленности работников, а значит, уберечь от деградации их человеческий капитал. Инвестиции в инфраструктуру создают импульс к экономическому развитию периферийных территорий, улучшают условия маятниковой трудовой миграции жителей села и малых городов.

Как показывают экспертные опросы, расширение локальных рынков труда, повышение транспортной доступности областных центров и относительно крупных городов сегодня значительно более востребованы населением «глубинки», нежели стагнирующая программа содействия переезду в другую местность.

Огромные трудности испытывает программа так называемого опережающего обучения и переподготовки кадров. При грамотном построении она могла бы отчасти компенсировать кризисное сокращение масштабов подготовки и повышения квалификации кадров, которое до этого осуществлялось рядом предприятий за счет собственных ресурсов. Однако изначально условием предоставления средств на переподготовку было выдвинуто обеспечение трудоустройства работников после обучения, хотя такая практика продемонстрировала свою эффективность еще в 90-е гг. За девять месяцев 2009 г. с трудом была освоена лишь половина выделенных средств, и то в основном после того, как требование гарантий трудоустройства было снято.

В 2010 г. предполагается вновь вернуться к заключению договоров о переподготовке под обязательство предоставления рабочего места. Этот шаг назад неминуемо приведет к сокращению и без того скромных масштабов профессионального обучения. Более целесообразно в данном случае использование системы образовательных ваучеров, дающих работникам право выбора – где и чему переобучаться.

Конечно, ориентация программ содействия занятости на решение стратегических задач потребует привлечение дополнительных финансовых и кадровых ресурсов. Но в федеральном бюджете на 2010 г. на деятельность служб занятости намечено выделить менее 0,3% ВВП. Кадровое обеспечение этих служб осталось на докризисном уровне, что, с одной стороны, приводит к значительной интенсификации труда их работников, с другой, к вполне рациональному с их стороны стремлению «облегчить себе жизнь», делая выбор в пользу наиболее простых с точки зрения администрирования программ (таких, как общественные работы).

В какой-то мере сделанный в политике федеральных и региональных властей акцент на смягчение болезненных последствий кризисного экономического спада и пассивную социальную поддержку безработных можно объяснить сиюминутными интересами властей, желанием не допустить обострения обстановки в стране. Однако при определении приоритетов в социально-трудовой сфере на завтра и послезавтра необходимо иметь в виду масштабы опасности, связанной с новой волной деградации человеческого потенциала российских предприятий. Учитывая крайне неблагоприятную демографическую ситуацию и образовавшиеся в ходе реформ структурные и региональные дефициты рынка труда, в перспективе восполнить новые потери квалифицированных рабочих и инженерных кадров будет гораздо проблематичнее, чем компенсировать ущерб первого провального десятилетия рыночных преобразований [8].

3 КУЗБАССКИЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

3.1 Анализ рынка труда в Кузбассе

В конце февраля Grant Thornton International опубликовала данные опроса ру­ководителей 7200 компаний из 36 стран в рам­ках ежегодного «Международного исследова­ния бизнеса». В официальном пресс-релизе компании приводится мнение руководителя направления Grant Thornton International по предоставлению услуг компаниям, управля­емым собственниками Алекса МакБита. По его прогнозу, подавляющее большинство рес­пондентов по всему миру заявит о сокращени­ях персонала в своих фирмах. На текущий мо­мент более 30% респондентов в России ожида­ют, что персонал в их компаниях, возможно, придется сокращать. Также, по данным опроса, проведенного Grant Thornton International, 38% российских компаний не будут увеличивать фонд заработной платы в ближайшие 12 меся­цев, а некоторые из них, вероятно, даже пой­дут на сокращение зарплат своему персоналу. По этому показателю РФ заняла восьмое место в мире.

Ситуация в Кемеровской области впол­не вписывается в обозначенную общероссий­скую тенденцию. В октябре 2008 - феврале 2009 гг. кадровый холдинг «АНКОР» провел исследование «Практика управления персона­лом в условиях кризиса». 11% участников оп­роса – компании различных секторов бизне­са, работающие в городе Кемерово, планиру­ют сокращать персонал в текущем году, 28% — еще не приняли такого решения. При этом за последние пять месяцев 39% респондентов холдинга «АНКОР» уже уволили часть сотруд­ников. Среди 33% кемеровских компаний, ко­торые планируют изменить заработные платы в 2009 г., 28% намерены их увеличить, 6% — уменьшить. В Новокузнецке на сокращение персонала в 2009 г. готовы пойти 15% рес­пондентов холдинга «АНКОР», 25% пока не при­няли решения. С октября 2008 г. 35% ново­кузнецких компаний - участников исследова­ния - сократили персонал. Решение об изменении заработной платы в этом году при­няли 30% респондентов. Причем в половине случаев речь идет об ее увеличении, а в поло­вине — об уменьшении. По словам директора ООО «Агентство ПРОФИ» (Кемерово) Натальи Михайловской, в настоящее время наиболее популярными методами снижения издержек на персонал у компаний региона являются сокра­щение численности сотрудников и уменьшение заработной платы. Помимо этого, многие пред­приятия сокращают бюджеты на проведение обучения сотрудников, в частности, с привле­чением внешних провайдеров образовательных услуг, отменяются в целях экономии и раз­нообразные корпоративные мероприятия.

Кадровые агентства, работающие в Кеме­ровской области, за последнее полугодие за­фиксировали две волны высвобождения квалифицированных специалистов. Первая волна, имевшая место в октябре 2008 г., затронула преимущественно маркетологов, менеджеров по рекламе, мерчендайзеров, менеджеров по продажам, менеджеров по персоналу и специ­алистов IT-служб. Вторая волна, отмеченная в конце января - начале февраля 2009 г., со­провождалась увольнением специалистов прак­тически всех уровней в организациях финан­сового сектора, сотрудников отделов персона­ла, маркетинга и рекламы, IТ-отделов. Также сокращения затронули руководящий и рядовой кадровый состав закрываемых представи­тельств и филиалов различных компаний. «Пер­вым под удар попал финансовый сектор, он в полной мере ощутил на себе «прелести» миро­вого кризиса, — говорит Наталья Михайловская, — За ним последовали строительство, промыш­ленность, оптовая и розничная торговля. По большому счету, не могу сказать, что какие-то отрасли в меньшей степени оказались подвер­жены данным процессам». Однако говорить о всплеске в Кузбассе безработицы среди высо­коквалифицированных специалистов предста­вители рекрутинговых агентств не склонны. По различным оценкам, их доля в массе безработ­ных в регионе в среднем составляет около 10%. «Федеральная служба занятости сейчас актив­но публикует статистику по рынку занятости. Од­нако не секрет, что в центры занятости обраща­ются в основном неквалифицированные специ­алисты, — напоминает Наталья Михайловская. — Квалифицированные специалисты, управ­ленцы имеют некое предубеждение перед по­лучением статуса официального безработного, поскольку в дальнейшем это может отразиться на их карьере. В результате четкой и понятной статистики относительно ситуации, которая складывается на рынке квалифицированного персонала, нет».

Анализ показывает, что среди специа­листов, которые потеряли работу за после­дние несколько месяцев, значительную часть составляют те, кто имел незначительный опыт, низкую производительность труда, а также те, кто выполнял вспомогательные и администра­тивные функции. Исключение — финансовый сектор, где сокращения коснулись всех зве­ньев, а также случаи полной ликвидации ком­паний или филиалов. «В первую очередь ком­пании сокращают издержки за счет тех отде­лов, от сокращения которых потери для оперативной деятельности предприятия будут минимальны, так как они не имеют прямого отношения к получению прибыли, — поясня­ет директор кадрового агентства «Альтер­натива» (Кемерово) Ирина Лучшева. — В сложной экономической ситуации любая ком­пания дорожит своими ключевыми сотрудни­ками, поэтому специалистов высокой квали­фикации, эффективно работающих и прино­сящих прибыль, стараются удержать». Как замечает директор красноярского филиала HeadHunter Наталья Середа, компа­нии, которые начинают предпринимать ради­кальные меры без четкого понимания ситуа­ции (например, массово увольнять работни­ков, снижать заработную плату без экономического обоснования), рискуют ос­таться в определенный момент без ценных вы­сококвалифицированных работников. А именно они являются залогом успешного вы­ведения предприятия из кризисной ситуации. В силу чего работодатели вполне логично из­бавляются прежде всего от наименее квали­фицированных сотрудников, от тех, кому ин­тересна была польза исключительно для себя, а не для компании, в которой они работают. «Это должно сработать на укрепление рынка», — полагает Наталья Середа.

Ассоциация консультантов по подбору персонала — крупнейшее профессиональное объединение рекрутеров в России, СНГ и на тер­ритории Восточной Европы — и компания «Кад­ровый дозор» в ходе мониторинга трендов рос­сийского рынка труда в ноябре прошлого года выявили несколько основных источников кри­зиса, с которым столкнулся отечественный кад­ровый рынок осенью минувшего года. Один из них — экономическое и эмоциональное давле­ние мирового финансового кризиса на отече­ственную экономику, приведшее в третьем квартале 2008 г. к принципиальному пере­лому на кадровом рынке. Активность работода­теля в поиске персонала стала быстро падать. В то время как активность наемных работников, наоборот, под влиянием увольнений в финан­совом и связанных с ним секторах продолжала свой рост.

Например, ежедневное количество обра­щений соискателей в кемеровское «Агентство ПРОФИ» в октябре 2008 г. увеличилось в два раза по сравнению с январем-сентябрем про­шлого года. Некоторое снижение в ноябре-декаб­ре вновь сменилось ростом в течение первых двух месяцев 2009 г.. При этом количество размещенных работодателями вакансий сокра­тилось в октябре 2008 – феврале 2009 гг. на 78% по сравнению с показателями октября 2007 – февраля 2008 гг.. Для агентства «Альтернатива» пиковым по числу обращений стал ноябрь 2008 г.. Количество обращений стало возрастать здесь во второй половине ок­тября 2008 г., и рост составил примерно 30% к уровню начала года. «Но в нашем случае труд­но по этой цифре делать какие-то выводы, — замечает Ирина Лучшева, — так как контингент обращающихся к нам специалистов достаточно узкий: мы специализируемся на работе с торго­выми компаниями». Вместе с тем «заметное уве­личение» среднего уровня обращений высоко­квалифицированных специалистов корреспон­денту журнала «Деловой Кузбасс» подтвердили и в Новокузнецком «Кадровом агентстве «Аб­рис», которое взаимодействует с предприятия­ми широкого спектра отраслей.

Параллельно специалисты агентств фик­сируют достаточно ощутимое снижение имею­щихся на рынке вакансий. По информации груп­пы компаний HeadHunter, на конец февраля текущего года соотношение резюме и вакансий на рынке труда среди специалистов и менедже­ров высшего и среднего звена в Кемеровской области составляет 1,94- на одну вакансию при­ходится почти два резюме. Пика этот показатель достиг в январе 2009 г., а в феврале начал снижаться. Для сравнения: по данным портала hh.ru, в феврале соотношение резюме и вакан­сий в Иркутске было равно 1,92, в Новосибирс­ке — 2,03, в Красноярске — 2,21 (данные по г.Кемерово – см. Приложение Б) .

Сегодня значительная доля высококвалифицированных специалистов, находящихся в поиске работы, — руководители среднего звена (начальники отделов, руководители проектов, коммерческие директоры), технические специалисты (инженеры-проектировщики, главные инженеры). Как правило, это мужчины. Их по определению на такого рода позициях больше, констатирует Ирина Лучшева, «да и женщину сократить труднее при наличии детей определенного возраста». Более половины среди мужчин-соискателей – в возрасте от 26 до 35 лет. Свыше 90% специалистов, ищущих работу в настоящее время через кадровые агентства, имеют высшее образование. «Еще год назад специалисты высокой квалификации выходили на рынок труда исключительно в поисках карьерного и материального роста, —вспоминает директор кадрового агентства «Альтернатива». – В текущих условиях они считают слишком рискованным менять место работы, поэтому появившиеся на рынке труда специалисты в большинстве своем – бывшие сотрудники отраслей, наиболее подвергшихся кризисным явлениям». Значительная часть нынешних соискателей работала прежде в следующих сферах: банки / инвестиционные / страховые / лизинговые компании; компании, торгующие дорогостоящим оборудованием и техникой; компании, реализующие строительные / отделочные материалы; автодилерские компании; розничные операторы; консалтинговые организации. По словам Натальи Середа, больше всего резюме соискатели размещают в профессиональной области «продажи», «банки / инвестиции / лизинг» и «информационные технологии». Существенных изменений предпочтений среди соискателей не наблюдается, самой популярной профессией по-прежнему остается менеджер по продажам.

Соотношение спроса и предложения на кадровом рынке привело к тому, что стали изменяться требования и притязания его участников. По подсчетам специалистов ООО «Агентство ПРОФИ», в Кемеровской области уровень предлагаемых заработных плат по новым вакансиям уменьшился в среднем от 15% до 45% в зависимости от позиции. По данным агентства «Альтернатива», сокращение предлагаемой величины оплаты труда в регионе составило в среднем 10%, по отдельным компаниям и 30%. Причем в основном снижение зарплат происходит за счет уменьшения бонусных частей или премий. Также компании пересматривают структуру дополнительных льгот: отказываются от оплаты мобильной связи сотрудникам, от компенсации за использование личного автомобиля, перестают предоставлять абонементы в спортивные залы / бассейны, отказываются от программ добровольного медицинского страхования и т.п. Заметим, по результатам исследования ситуации на кадровом рынке Кемерова и Новокузнецка, которое организовал кадровый холдинг «АНКОР», в 33-35% организаций двух крупнейших городов Кузбасса за период октября 2008 г. по февраль 2009 г. были отменены все или часть льгот для сотрудников. По оценке Натальи Михайловской, велика вероятность того, что уровень заработных плат на кузбасском рынке уже в ближайшее время вернется к показателям начала 2008 г.

Предложений от работодателей сейчас больше всего в сегменте «продажи» и «сфера услуг», традиционно открыты вакансии на специалистов, способных «подправить финансовое положение предприятия». Вакансии появляются, главным образом, в компаниях малого и среднего бизнеса, у которого теперь есть возможность привлекать квалифицированный персонал за адекватные деньги. Темпы роста оплаты труда в России (и Кемеровская область, не исключение), которые стали быстро расти, обгоняя производительность и отрываясь от реального вклада работника в деятельность организации, Ассоциация консультантов по подбору персонала и компания «Кадровый надзор» обозначают в качестве одного из источников разразившегося на кадровом рынке кризиса. «В мае-августе 2008 г. дефицит персонала перешел в новое качество, став вместе с галопирующим ростом зарплаты не только количественным, но и качественным явлением, непосильной для многих коммерческих структур финансовой нагрузкой, связанной с обеспечением персоналом, —отмечается в отчете по итогам совместного исследования, проведенного данными организациями. – Бизнес-проекты один за другим переставали быть рентабельными. Росло количество предприятий, которые взялись за реструктуризацию бизнес-процессов и оптимизацию штатов».

В настоящее время это приводит, напри­мер, к тому, что нередко работодатели стара­ются специалистов обслуживающего направле­ния (реклама, маркетинг, управление персона­лом, информационные технологии) либо привлекать под выполнение каких-то конкрет­ных проектов, либо использовать в качестве консультантов. «Раздувать штаты, как это было весной или летом прошлого года, компании сейчас не могут себе позволить, — рассказы­вает Наталья Михайловская («Агентство ПРО­ФИ»), — однако они заинтересованы в знани­ях и опыте данных специалистов. Поэтому им предлагают временные работы «за штатом», иные формы взаимодействия». В свою очередь квалифицированные специалисты – как поте­рявшие работу, так и попавшие в ситуацию сокращенной рабочей недели на своем пред­приятии –начинают проявлять заметный инте­рес к вакансиям по совместительству и со сво­бодным графиком. Еще одна тенденция, кото­рая отмечена на кузбасском кадровом рынке, — рост популярности «полифункциональных» специалистов. «Работодатели пытаются в целях экономии совмещать в одном специалисте функциональные обязанности нескольких со­трудников, — поясняет директор «Кадрового агентства «Абрис» (Новокузнецк) Наталья Швалёва. — В результате к нам в агентство поступают заказы на сотрудников — «секре­тарь-референт, инспектор отдела кадров» или «инспектор отдела кадров, экономист по тру­ду и заработной плате».

Ощущая большое количество высвобо­дившегося персонала на рынке труда, работода­тели значительно ужесточили требования к ло­яльности сотрудников и соблюдению ими трудо­вой дисциплины, а также критерии отбора на вакансии. «Если раньше можно было взять спе­циалиста «на вырост», то теперь предпочтения отдают уже готовым специалистам, — говорит Ирина Лучшева («Альтернатива»). – Есть, конеч­но, компании, которые и по сей день готовы брать людей с незначительным опытом работы, но ис­ключительно из соображений экономии, предлагая таким кандидатам достаточно низкую оплату труда».

По мнению представителей кадровых агентств региона, соискатели пока не в полной мере осознают те процессы, что происходят на рынке труда, в частности, в Кемеровской области. Только по истечении двух-трех месяцев безрезультатного поиска работы они готовы поступаться зарплатными и карьерными амбициями, задумываются о повышении своего уровня профессионализма, чтобы оставаться конкурентоспособными. Наталья Швалёва приводит пример, который иллюстрирует, как происходила смена настроений соискателей на рынке труда региона за последние несколько месяцев. В середине прошлого года в агентство «Ирбис» обратился специалист, переехавший из Кемерова в Новокузнецк. В августе соискатель претендовал на должность с заработной платой в 60 тысяч рублей. В октябре его пожелания сократились до 30 тысяч рублей. В декабре он был согласен уже на любую работу. «С изменившимися притязаниями соискателей, в том числе и высококвалифицированных специалистов / управленцев, мы сталкиваемся ежедневно, - подтверждает Ирина Лучшева. В основном специалисты соглашаются на более скромный социальный пакет и меньшую зарплату. Те кандидаты, которые еще полгода назад не видели смысла общаться по вакансии с зарплатой ниже 60-80 тысяч рублей, сегодня проявляют интерес к позициям с заявленной зарплатой в 40-45 тысяч рублей. Только в третью очередь специалисты готовы на понижение в должности. Происходит это, как правило, по причине того, что вакансий их уровня на рынке крайне мало, и в ближайшее время не предвидится. А большинство соискателей имеют кредитные обязательства, поэтому готовы рассматривать позиции значительно ниже при условии, если доход будет адекватен их минимальным потребностям (выплата кредитов, прожиточный минимум семьи)». По словам Натальи Швалёвой, нередко ей приходится сталкиваться с тем, что соискатели оказываются в буквальном смысле в состоянии отчаяния. Особенно это касается высококвалифицированных специалистов, которые были уволены или до кризиса, или в период кризиса с достаточно высоких постов. По мнению директора «Кадрового агентства «Абрис», если такие люди и говорят о согласии работать чуть ли не охранниками или менеджерами по продажам, то это все-таки самообман.

В такой ситуации специалисты, которые сегодня имеют работу, не склонны искать лучшей доли на стороне. Желание сменить место жительства для того, что найти новую работу, в большинстве случаев на данный момент перекрывается желанием сохранить за собой уже имеющееся место работы. Однако те, которые вынужденно оказались в состоянии поиска, становятся сейчас более мобильными. «Если предлагается хорошее место работы с адекватной зарплатой, с интересными проектами, то специалисты готовы переезжать как из других регионов в Кемеровскую область, так и из Кузбасса в другие территории, – утверждает Наталья Михайловская. – Кроме того, стоит отметить, что сегодня на вакансии, связанные с организацией рабочего места где-то в пригороде, которые еще весной-летом прошлого года было достаточно тяжело закрыть, люди реагируют адекватно. То есть для них теперь нормально, что до своего рабочего места им придется ежедневно добираться в течение двух часов на машине в один конец, или что домой они будут приезжать только на выходные». Директор красноярского филиала HeadHunter Наталья Середа полагает, что нынешняя экономическая ситуации стимулирует миграцию специалистов: уже сейчас многие готовы рассматривать предложения с переездом в другой регион. «Определенные передвижения будут, но оценивать масштаб миграций достаточно сложно, – предупреждает она. – Например, уровень заработных плат в некоторых регионах значительно отличается, и один этот фактор будет для многих определяющим при принятии решения о переезде» [5].

3.2 Антикризисные меры на кузбасском рынке труда

Начиная с октября 2008 г. ры­нок труда, в том числе в Кузбассе, претерпева­ет кардинальные изменения: «рынок соискате­ля» трансформируется в «рынок работодателя» [2]. И, по мнению участников кадрового рынка, в буду­щем это положительно скажется на его развитии. Поскольку нынешняя ситуация более есте­ственная для рынка труда, чем докризисная.

Вместе с тем, кризисные явления напря­мую повлияли на финансовые показатели рекрутинговых компаний. «Работы стало больше, а денег — меньше», — признает Наталья Ми­хайловская. Дело в том, что основной доход HR-агентств складывается из гонораров за подбор специалистов, которые выплачивают компании-работодатели. По словам Ирины Лучшевой, с началом кризиса большая часть предприятий отказалась от услуг рекрутинговых агентств: «Кто-то просто занял выжидательную позицию и ввел мораторий на подбор персонала. Кто-то начал активную политику оптимизации числен­ности персонала, преимущественно за счет со­кращений. Новые проекты были заморожены, остановлен и подбор персонала для них. Ком­паниями был значительно уменьшен бюджет на работу с агентствами, при большом количестве высвободившегося персонала многие рассчи­тывают закрывать вакансии своими силами». Эксперты не ожидают дальнейшего роста рын­ка рекрутинговых услуг в Кузбассе в ближайшие годы — «будет происходить исключительно трансформация». Речь идет о возможном сокра­щении количества кадровых агентств в регио­не. Поданным ООО «Агентство ПРОФИ», до не­давнего времени в области насчитывалось по­рядка 70 частных HR-агентств, из них немногим более 60 были сосредоточены в Кемерове и Новокузнецке. Сколько из них активно действуют в настоящее время? Сами участники рынка сказать затрудняются. При этом точно извест­но, что многие рекрутинговые агентства пере­квалифицировались в агентства по трудоуст­ройству и стали оказывать платные услуги со­искателям. Например, количество платных заказов от работодателей у «Кадрового агент­ства «Абрис» с момента начала кризиса сни­зилось в 25 раз. «В итоге, если раньше мы за­нимались подбором персонала по заказу ра­ботодателей, то сегодня оказываем платные услуги по поиску работы для соискателей, — говорит в беседе с корреспондентом журнала «Деловой Кузбасс» директор агентства Наталья Швалёва. — И подобным же образом переори­ентировались практически все рекрутинговые агентства Новокузнецка». В ряде регионов от­мечена тенденция укрупнения агентств за счет объединения нескольких, в Кемеровской об­ласти пока такого не наблюдается. Представи­тели кадровых агентств уверены, что их бизнес, возникший в США в период великой депрес­сии, выживет и а этот кризис, конечно, несколь­ко преобразившись, но вновь укрепившись в роли компенсатора спроса и предложения на рынке труда. Тем более, что работа — всегда востребованный товар.

В области существует «План мероприятий по преодолению последствий мирового финансового кризиса и повышению конкурентоспособности экономики Кемеровской области», от 25 декабря 2008 г.

18–19 февраля 2009 г. Федеральной службой по труду и занятости подписаны Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в Кемеровской области. Предметом данных соглашений является реализация Программ по стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 г..

Программой «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2009 год» предусматриваются дополнительные мероприятия по четыре направлениям:

— организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего дня, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников) — 4790 человек, на сумму 56164,2 тысяч рублей;

— организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения — 40011 человек на сумму 898149,6 тысяч рублей;

— адресная поддержку безработных граждан и граждан, ищущих работу, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места временного характера — 208 человек на сумму 10521 тысяч;

— содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 320 безработных на сумму 16098,9 тысяч рублей, что позволит создать 480 рабочих мест.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит снизить уровень регистрируемой безработицы с ранее прогнозируемого показателя 4,3% до 3,2%.

Программа реализуется на условиях софинансирования — 931,9 миллионов рублей будет выделено из федерального бюджета, 49 миллионов — из областного. И первые 372 млн рублей (40%) в область уже поступили.

В настоящее время проходит процедуру согласования Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об организации общественных работ в Кемеровской области на 2009 год», расширяющие перечень общественных работ.

С 1 мая 2009 г.: выделение средств на приобретение коров и сена многодетным семьям, проживающим в сельской местности. Эта дополнительная помощь будет оказана каждой кузбасской семье, воспитывающей трех и более детей, которая проживает в деревне, пригороде или рабочем поселке. Областной бюджет будет выделять средства на эти цели по 30 тысяч рублей на семью с 1 мая 2009 г. до начала пастбищного сезона.

С 1 апреля дети, родители которых потеряли работу, будут обеспечены в школах ежедневным горячим питанием. Новой льготой смогут воспользоваться семьи, в которых средний доход на одного человека ниже установленного прожиточного минимума и один (или оба) из родителей потеряли работу и состоят на учёте в службе занятости населения в качестве безработных с 1 января 2009 г.

Сроки «монетизации» льгот по оплате услуг ЖКХ переносятся еще на пять месяцев. Теперь сроки введения «монетизации» для льготников установлены с 1 сентября 2009 г. Численность граждан, имеющих право на льготы по оплате ЖКУ, составляет 579 тыс. человек. Губернатор А.Г.Тулеев обратился к главам городов и районов, службам социальной защиты населения организовать разъяснительную работу среди населения и обеспечить готовность баз данных для расчета компенсации на оплату ЖКУ до 1 августа 2009 г.

В рамках антикризисных мероприятий проводится работа по открытию «семейных детских садов» (семейных групп в дошкольных образовательных учреждениях). Заработная плата родителя-воспитателя составляет 5000 рублей в месяц. Кроме того, он получает на питание каждого ребенка по 70 рублей в день, в месяц это составляет 1540 рублей из расчета пятидневной рабочей недели. Таким образом, семья с тремя детьми получает в месяц около 10 тысяч рублей. С ноября 2008 г. на их базе открыто 595 семейных групп для 1700 детей. С 1 апреля 2009 г. планируется создание 300 аналогичных групп для семей, имеющих одного-двух детей дошкольного возраста и одного ребенка-инвалида, для 900 детей. Охват детей дошкольным образованием будет увеличен на 1,5 %. Открытие «семейных детских садов» позволяет частично решать проблемы трудоустройства и занятости многодетных матерей, а также снижать очередность на прием в дошкольные образовательные учреждения.

Выпускникам школ Кемеровской области из малообеспеченных семей, в которых доход на члена семьи не выше прожиточного минимума, будет оказана материальная помощь в размере 10 тысяч рублей. Такую помощь в подготовке к выпускному балу получат за счёт средств областного бюджета около трёх тысяч выпускников школ.

Оказание материальной помощи в натуральном виде:

— многодетным семьям, проживающим в сельских районах и частном секторе муниципальных образований, нуждающимся в создании личного подсобного хозяйства будут предоставлены по две крольчихи и одному кролику. Помощь получат 2 тысячи семей. Акция будет проходить с апреля по октябрь;

— выдача малоимущим пенсионерам и инвалидам, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума (менее 3 тысяч 148 рублей), а также вдовам с тремя и более детьми и одиноким отцам-вдовцам с детьми — по 5 кг сахара. Всего такой помощью будет охвачено 16 тысяч человек;

— снабжение сельских пенсионеров и ветеранов с уровнем доходов ниже прожиточного минимума посадочным материалом (семенами);

— предоставление бесплатной земли (обработанной) под посадку картофеля тем, кто находится в трудной жизненной ситуации (в вынужденном отпуске, или работает неполную рабочую неделю, кому сократили зарплату, а также кто остался без работы). Максимум земли, которую может взять семья бесплатно для посадки картофеля — 10 соток. Семена для посадки перечисленные категории граждан могут приобрести по льготной цене — 6 рублей за килограмм из расчета 25 килограммов на 1 сотку.

Аман Тулеев предложил давать кроликов многодетным семьям, живущим в частных домах и не имеющим возможность держать крупный скот. По мнению губернатора, эта мера поможет смягчить последствия кризиса для малоимущих семей.

Рассматривая вариант оказания натуральной помощи сельским многодетным семьям в виде коровы и сена, специалисты областной администрации учли, что не каждая семья возьмет на себя ответственность содержать КРС. Губернатор Аман Тулеев предложил таким семьям бесплатно выдавать кроликов, а именно целую кроличью семью — двух крольчих и одного кролика. Причем они будут уже привиты от болезней.

Напомним, что на этой неделе Аман Тулеев озвучил сразу несколько новых видов поддержки малообеспеченных слоев населения. В том числе — обеспечение многодетных семей, проживающих в частном секторе, крупным рогатым скотом и сеном; выдача малоимущим пенсионерам и инвалидам, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума, а также вдовам с тремя и более детьми и одиноким отцам-вдовцам с детьми — по пять килограммов сахара; снабжение сельских пенсионеров и ветеранов с уровнем доходов ниже прожиточного минимума посадочным материалом, семенами.

Всего такими видами поддержки будет охвачено 32 тыс. семей, проживающих в Кемеровской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сокращение количества безработных в середине 2009 г., может смениться значительным ростом в конце 2009 - начале 2010 гг.. Об этом в Лондоне на Российском банковском форуме заявил заместитель главы ведомства Андрей Клепач. Предполагается, что под увольнение могут попасть еще около полумиллиона россиян. «Мы ожидаем, что может быть серьезная волна безработицы зимой, в конце этого - начале следующего года», - цитирует выступление замминистра РИА Новости.

В итоге, общая численность безработных граждан России в 2010 г. ожидается в размере 6,3 млн. человек - 8,6% экономически активного населения, сообщил в Совете Федерации вице-премьер России Александр Жуков. Число официально зарегистрированных безработных в 2010 г. составит 2,2 млн. человек - 3% экономически активного населения.

«Безработица в 2010 г. останется одной из самых серьезных проблем России», - об этом заявил Дмитрий Медведев на встрече с главой Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым. По словам российского президента, рынок труда восстанавливается медленнее всего, но это не должно служить оправданием для бездействия правительства, профсоюзов и работодателей. В то же время Медведев отметил, что не стоит пренебрегать и общественными видами работ.

Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

Правительство принимает все необходимые мер для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:

· опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила;

· переобучение работников и повышение квалификации.

Есть и позитив: рынок труда серьезно оздоровился, прекратился безумный и неоправданный рост зарплат, компании начали избавляться от «компромиссных» наймов, сделанных в прошлом году, увольнять сотрудников, взятых по принципу «хоть кто-то», и нанимать тех, кто умеет трудиться и отрабатывать вложенные работодателем деньги. Появилась конкуренция среди кандидатов (иногда очень серьезная). Люди начали понимать, что деньги платят за реальный результат, а не просто за «красивые глаза». Компании начали гораздо серьезней относиться к своим расходам и сравнивать, что выгоднее, «наращивать» непрофильные бизнесы у себя или отдавать их на аутсорс. В этом смысле рынок начинает постепенно цивилизовываться, работодатели осознают, что надо концентрироваться на основном бизнесе и бросать все имеющиеся ресурсы на него, а все остальное можно «отдать» профессионалам в соответствующих секторах. И это очень хорошо, потому что способствует повышению эффективности бизнеса, а так давно уже живет весь цивилизованный мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Апокин, А., Юдкевич, М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда [Текст] // Вопросы экономики, 2009.

2. Время разбрасывать кадры [Текст] // Деловой Кузбасс - Новый век. - 2008. - № 11.

3. Дунаева, Н., Салахутдинов, Р. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема [Текст] / Н. Дунаева, Р. Салахутдинов // Человек и труд. – 2010. - №2. – С. 19-23.

4. Как рынок труда реагирует на кризис [Текст] / Человек и труд. – 2009. - №8. – С. 49-50.

5. Логинова, Е. Кадры: перезагрузка [Текст] / Е. Логинова // Деловой Кузбасс - Новый век. – 2009. - №3. – С. 26-30.

6. Мазин, А. Взаимоотношения нанимателя и работника в условиях кризиса [Текст] / А. Мазин // Человек и труд. – 2009. - №12. – С. 11-13.

7. О трудовой мотивации безработных [Текст] / Человек и труд. – 2009. - №8. – С. 51.

8. Соболева, И. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий [Текст] / И. Соболева // Человек и труд. – 2010. - №2. – С. 10-15.

9. Экономическая теория [Текст] : Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова) – ISBN 5-16-002905-2.

Электронные ресурсы:

10. 2009: трудный год. Открытая экономика, 23.12.2008 / Сайт ГУ-ВШЕ [Электронный ресурс] // http://www.hse.ru

11. Аргументы и факты. Программа антикризисных мер. №13, 2009 [Электронный ресурс] // http://www.aif.ru/money

12. Величина прожиточного минимума в целом по РФ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=33936;

13. Выпускники вузов оказались самыми уязвимыми на рынке труда [Электронный ресурс] // http://www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_id=10905321

14. Данным Официального сайта Кемеровской области [Электронный ресурс] // http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/anti_kris.asp

15. Делягин, М. Глобальный финансовый кризис: фундаментальные предпосылки и некоторые последствия, 11.11.2008 / Сайт Клуба мировой политической экономики [Электронный ресурс] // http://wpec.ru

16. Информация о зарплате [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/Зарплата

17. Кому безработица грозит меньше всего [Электронный ресурс] // http :// www . abird . ru / articles / unemployment

18. Мурзаева, А.Кризис и рынок труда. Трехсторонний взгляд: кандидаты, работодатели, кадровые агентства [Электронный ресурс] // http://www.treko.ru/show_article

19. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru

20. По данным Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03

21. Повышение МРОТ в России не планируется [Электронный ресурс] // http://www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_id=11391346

22. Потребительская корзина [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/

23. Федеральная служба государственной статистики; «Визави с миром», Юрий Герцен, Голос России, 30 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] // http://www.rostrud.info/press/reviews/?act=show_news&id=1410

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 7 – Потребительская корзина в РФ [18]

1. Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0

14,0

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Продолжение Таблицы 7

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

3. Услуги

Наименование

Единица измерения/срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт·ч в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Данные по рынку труда в городе Кемерово

В январе-феврале 2010 г. численность ищущих работы составляет 9223 человек, из них 2500 человек ищут работу по специальности. В общей численности безработных женщин меньше, чем мужчин.

Профессиональное образование имеют 110 человек на 2009 г., 142 человека на 2010 г.

Уволенные в 2009 г. было больше, чем в 2010 г. На конец марта 2010 г. зарегистрировано 6791 уволенных.

Сейчас 1,4 человека на вакансию, всего 3098 вакансий на март 2010 г., из числа которых большая доля – негосударственный сектор.

Уровень безработицы в Кемерово – 2%.

В общественных работах задействовано 145 человек (уборка территорий, технический персонал в больницах и других учреждениях нашего города), 47 самозанятых (каждому из них было выделено 58 тыс. руб.).

Работодатели проводят стажировки сроком в 6 месяцев (раньше – 3 месяца) для безработных, ищущих работу, людей с начальным, средние и высшим профессиональным образованием.. Первоначальная заработная плата – 5620 руб. в месяц.

Спросом у работодателей пользуются каменщики, слесари, фасовщицы, пекаря, штукатуры. Также востребованы медсестры, врачи, учителя, операторы ПК, сторожа, вахтеры, продавцы непродовольственных товаров.

Главный бухгалтер, экономист, начальник отдела – предложение превышает спрос (например, вакансий на главного бухгалтера предоставлено только 28, а на рынке 169 безработных людей с этой профессией).

Для методистов, секретарей-машинистов, лаборантов, заведующих складом, директоров по производству, архитекторов и инспекторов вакансий нет вообще.

В целом количество вакансий уменьшается: 2008 г. – 2674, 2009 г. – 371, 2010 г. – 333 (например, завод «Азот» - в 2008 г. он предлагал 520 вакансий, в 2009 г. – 66, а в 2010 г. – всего 3 вакансии; «Подорожник» - в 2008 г. – 213 вакансий, в 2009 г. – 51, в 2010 г. - 24).

Для разрядки тяжелой ситуации на рынке труда центр занятости г. Кемерово проводит ярмарки вакансий (каждый месяц). 2 июня состоится ярмарка вакансий для студентов.


[1] По данным обследования трудовых отношений ИЭ РНА, в середине 2000-х гг. в негосударственном секторе в соответствии с законодательством оплачивалось лишь около половины сверхурочных работ.

[2] Всего на подпрограмму «организации общественных, временных работ и стажировки» в 2009 г. предусмотрено направить в соответствии с заключенными договорами 22,8 млрд руб., в том числе на «стажировку» - 863 млн руб.