Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 20

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  403  404  405   ..

 

 

Анализ выполнения основных показателей объёма работы ОАО РЖД

Анализ выполнения основных показателей объёма работы ОАО РЖД

Содержание

1.

Содержание и задание на курсовой проект…………………………...

2

2.

Анализ выполнения основных показателей объёма работы

дороги……………………………………………………………………

3

3.

Анализ обобщающих показателей использования подвижного состава в грузовом движении……………………………………...

9

4.

Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок …

13

5.

Анализ доходов железной дороги……………………………………..

18

6.

Анализ прибыли от перевозок…………………………………………

26

7.

Анализ рентабельности хозяйственной деятельности железной

дороги……………………………………………………………………

31

Использованная литература……………………………………………

35

Приложение 1…………………………………………………………...

36

Приложение 2……………………………………………………………

37

Приложение 3……………………………………………………………

38

1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Экономический анализ имеет важное значение в системе управления транспортным комплексом, в том числе в основном звене – железной дорогой. Он предшествует принятию любого решения, является обоснованием их на базе имеющейся информации. Поэтому владение его методами необходимо всем, кто принимает участие в управлении производством.

Основной задачей экономического анализа является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства.

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности применяются различные способы, выбор которых зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчётов и т.д. (рис. № 1.1).

Цель курсового проекта – овладение методами и приёмами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.

При выполнении курсового проекта необходимо:

· изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе [1, 3, 5];

· выполнить факторный анализ грузооборота в тарифных ткм;

· оценить влияние важнейших факторов на среднесуточную производительность вагона;

· определить влияние факторов, влияющих на величину эксплуатационных расходов и себестоимость перевозок;

· оценить изменение доходов за счёт влияния основных факторов;

· проанализировать причины отклонения фактической прибыли от базовой величины;

· выполнить анализ изменения уровня рентабельности дороги;

· сделать обобщающие выводы по результатам анализа.

Исходные данные взять из приложений №№ 1, 2, 3.

2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОБЪЁМА РАБОТЫ ДОРОГИ

Основными показателями, характеризующими работу дороги, являются:

· отправление грузов, т;

· грузооборот, ткм;

· пассажирооборот, пасс-км;

· приведённая продукция, прив. ткм.

Анализ начинаем со сравнения фактических значений с базовыми.

Расчёты сводим в таблице № 2.1.

Таблица № 2.1

Сравнительный анализ основных показателей объёма работы дороги

Показатель

Базовый период

Фактический период

Отклонение от базового значения

Абсолютное

Относительное, %

А

1

2

3

4

Погружено грузов, тыс.т

54086

52500

-1586

-2,93

Приведенная продукция, млн.ткм

96100

94400

-1700

-1,77

Пассажирооборот, млн.пасс-км

9600

9440

-160

-1,67

Грузооборот в экспл.ткм, млн.

89180

87509

-1671

-1,87

Грузооборот в тарифных ткм, млн.

86500

84960

-1540

-1,78

Коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм, %

3,098

3,000

-0,098

-3,163

Для характеристики соотношения между тарифным и эксплуатационным грузооборотом используют коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм:

Повышение этого показателя означает увеличение эксплуатационной работы, что вызывает дополнительные расходы на перевозки, уменьшение прибыли дороги.

k r 0 = (89180/86500 -1)*100 =3,098

k r 1 = (87509/84960 -1)*100 =3,0

Вывод :

Количество приведенной продукции уменьшилось в отчетном периоде по сравнению с базовым на 1,77 %. Это связано с тем, что так же уменьшился пассажирооборот на 1,67% и грузооборот. Уменьшение грузооборота произошло в результате снижения количества погруженных грузов на 2,93%.

Уменьшение коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм на 3,163% указывает на увеличение прибыли.

Для анализа изменения объемных показателей работы дороги используют факторный анализ. В курсовом проекте предлагается выполнить анализ грузооборота в тарифных ткм методом корректировок. Схема взаимосвязи показателей объема перевозок представлена на рис.2.1.

Величина грузооборота анализируется по формуле:

= ,

где – количество перевезенных грузов, тыс. т;

– средняя дальность перевозки грузов, км.


g i

å Р м.с

å P пр.с


Рис. 2.1. Схема взаимосвязи показателей перевозок грузов

Грузовые перевозки:

Находим общее количество перевезённых грузов для базового периода:

å Рпер 0 = 173923 + 121594 = 295517 тыс. т;

для фактического:

å Рпер1 = 179080 + 106444 =285524 тыс. т.

Определяем структуру перевозки грузов по видам сообщений для базового и фактического периодов:

å Pl Т(прям.сооб) б = (86500 · 75,4)/100 = 65221 млн. ткм,

å Pl Т(мест.сооб) б = (86500· 24,6)/100= 21279 млн. ткм,

å Pl Т(прям.сооб) ф = (84960 · 78,2)/100 = 66438,72 млн. ткм,

å Pl Т(мест.сооб) ф = (84960· 21,8)/100= 18521,28 млн. ткм.

Находим структуру перевозки грузов в местном сообщении для базового и отчётного периодов:

для базового:

å PlТ(уголь) б = (21279 · 12,3)/100=2617,32 млн. ткм,

å PlТ(нефть) б = (21279 · 15,1)/ 100=3213,13 млн. ткм,

å PlТ(хл.гр.) б = (21279 · 7,1)/100=1510,81млн. ткм,

å PlТ(руда) б = (21279 · 22,4)/ 100=4766,49млн. ткм,

å Pl Т(проч.гр.) б =( 21279 · 43,1)/100=9171,25 млн. ткм;

для отчётного:

å PlТ(уголь) ф = (18521,28 · 11,9) /100= 2204,03млн. ткм,

å PlТ(нефть) ф =( 18521,28 · 15,0) /100=2778,19 млн. ткм,

å PlТ(хл.гр.) ф = (18521,28 · 7,6) /100=1407,62 млн. ткм,

å PlТ(руда) ф = (18521,28 · 21,3) /100= 3945,03млн. ткм,

å Pl Т(проч.гр.) ф =( 18521,28 · 44,2)/100=8186,41 млн. ткм.

Определяем индекс корректировки по количеству перевезённых грузов (для каждого вида сообщения и по каждому роду груза отдельно) по формуле:

I åР =

åРпер ф

åРпер б

Отсюда:

I åР(всего) =

285524

=0,966,

295517

I åР(прям.сооб) =

179080

» 1,029,

173923

I å Р(мест.сооб) =

106444

» 0,875,

121594

I å Р(уголь) =

11600

» 0,859

13491

I å Р ( нефть ) =

15433

» 0,874

17655

I å Р ( хл . гр .) =

7822

» 0,833

9384

I å Р(руда) =

25288

» 0,795

31777

I å Р(проч.гр.) =

46301

» 0,939

49287

Находим величину грузооборота, скорректированного на выполненный объём перевезённых грузов по формуле:

å PlТ * = I åР · å PlТ 0 ,

где å PlТ0 грузооборот по базовому периоду, млн. руб.

Изменение грузооборота под влиянием изменения объёма перевозок грузов и под влиянием средней дальности перевозки грузов определяем по следующим формулам:

å PlТ( åР) = å PlТ * - å PlТ0 ;

å PlТ( ` l ) = å PlТ1 - å PlТ * ,

где å PlТ1 грузооборот по фактическому периоду, млн. ткм.

Полученные данные сводим для анализа в таблицу № 2.2.

Вывод:

Проанализировав грузооборот в тарифных тонно-километрах, можно сказать, что за отчётный период величина показателя снизилась на 1540 млн.ткм по сравнению с базовым периодом .

Величина грузооборота под влиянием объёма перевозок снизилась на 768,48 млн.ткм., в местном сообщении произошло снижение на 2659,88 млн.ткм, а в прямом – увеличение на 1891,4млн.ткм.

Величина грузооборота под влиянием средней дальности увеличилась на 771,52 млн.ткм, при этом, в местном сообщении произошло уменьшение на 97,84 млн.ткм, а в прямом сообщении на 673,68 млн.ткм.

Перевозки в местном сообщении уменьшились на 2757,72 млн.ткм, уменьшение наблюдается во всех сферах грузов, кроме прямого сообщения.

Величина грузооборота в местном сообщении под влиянием объёма перевозок уменьшилась на 2659,88 млн.ткм.

Под влиянием средней дальности грузооборот в местном сообщении увеличился на 43,58 млн.ткм.


Анализ грузооборота в тарифных ткм, млн. Таблица № 2.2

Показатели

База

Индекс корректировки

Скорректированное значение базы

Факт

Отклонение

Всего

(гр. 4 – гр. 1)

в том числе за счёт изменения

объёма перевозок грузов (гр. 3 – гр. 1)

средней

дальности

(гр. 4 – гр. 3)

А

1

2

3

4

5

6

7

1

Грузооборот всего

86500,00

0,966

83559,00

84960,00

-1540,00

- 2941

1401

2

в том числе по видам сообщения:

- местное

- прямое

21279,00

65221,00

0,875

1,029

18619,12

67112,40

18521,28

66438,72

- 2757,72

1217,72

- 2659,88

1891,4

- 97,84

- 673,68

3

Итого грузооборот

86500,00

-

85731,52

84960,00

- 1540

- 768,48

- 771,52

4

Влияние изменения структуры по видам сообщения (стр.1 – 3)

-

-

- 2172,52

-

-

- 2172,52

2172,52

5

Перевозки в местном сообщении всего

21279,00

0,875

18619,12

18521,28

- 2757,72

- 2659,88

- 97,84

6

в том числе по родам груза:

- уголь

- нефть

- хлебные грузы

- руда

- прочие грузы

2617,32

3213,13

1510,81

4766,49

9171,25

0,859

0,874

0,833

0,795

0,939

2248,27

2808,27

1258,50

3550,86

8611,80

2204,03

2778,19

1407,62

3945,03

8186,41

- 413,29

- 434,94

- 103,19

- 821,46

- 984,84

- 369,05

- 404,86

- 252,31

- 1215,63

- 559,45

- 44,24

- 30,08

149,12

394,17

- 425,39

7

Итого местные перевозки

21279,00

-

18477,7

18521,28

- 2757,72

- 2801,3

43,58

8

Влияние изменения структуры по родам груза (стр. 5 – 7 )

-

-

141,42

-

-

141,42

- 141,42


3. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ

В деятельности железной дороги решающая роль принадлежит работе подвижного состава, поэтому анализу показателей его использования придаётся большое значение, т.к. с его помощью изыскиваются резервы повышения интенсивности использования подвижного состава.

К обобщающим показателям относятся производительность вагона и производительность локомотива.

Система показателей использования вагонов рабочего парка железной дороги приведена на рис. № 3.1.


Рис. № 3.1. Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов

Наиболее широко для анализа показателей использования грузовых вагонов используется метод цепных подстановок и способ долевого участия.

Аналитическая модель среднесуточной производительности вагона представляется формулой:

Нв =

Рдин гр · Sв

1 + a

где a - доля порожнего пробега вагона, %;

Рдин гр динамическая нагрузка на гружёный вагон, т;

Sв среднесуточный пробег вагона, км.

Дано:

Показатель

Базовые

данные

Фактические

показатели

Динамическая нагрузка на гружённый вагон, Рдин гр , т

42,2

42,0

Среднесуточный пробег вагона, S в , км

294

289

Коэффициент порожнего пробега вагона, a , %

30,0

30,0

Грузооборот в эксплуатационных ткм, å Pl э , млн.

89180

87509

Отсюда:

Нв 0 =

42,2 · 294

» 9543,7 ткм,

1 + 0,30

Нв1 =

42,0 · 289

» 933 6,9 ткм.

1 + 0,30

Анализ производительности вагона методом цепных подстановок выполняем в таблице № 3.1.

Таблица № 3.1

Анализ производительности вагона, ткм

Номер подстановки

Факторы

Разность подстановок

Sв

1 + a

Рдин гр

А

1

2

3

4

1

2

3

4

294

289

289

289

1,3

1,3

1,3

1,3

42,2

42,2

42,2

42,0

9543,7

9381,4 – 9543,7 = - 162,3

9381,4 – 9381,4 = 0

9336,9-9381,4 = - 44,5

Баланс отклонений

9336,9 - 9543,7 = = - 206,8=

= - 162,3 +0 – 44,5=

= -206,8

Далее рассчитываем отклонение рабочего парка вагонов от базового значения в зависимости от объёма перевозок и производительности вагона, а также анализ отклонений рабочего парка по факторам среднесуточной производительности вагона.

Величину рабочего парка вагонов по базе и по факту определяем по следующей формуле:

nр =

__ å Plэ __

365 · Нв

Отсюда:

nр 0 =

89180 · 106

=25601 вагон,

365 · 9543,7

nр1 =

87509 · 106

» 2567 8 вагонов,

365 · 9336,9

D nр = 25678 – 25601 = 77 вагонов.

Используя способ разниц, рассчитываем отклонение фактического рабочего парка вагонов от базового в зависимости от объёма перевозок и производительности вагона:

D nр( å Plэ) =

å Plэ1 - å Plэ 0

=

87509 · 106 – 89180 · 106

» - 480 вагонов,

365 · Нв 0

365 · 9543,7

D nр(Нв) =

[

__1_

-

__1 _

]

·

å Plэ1 _

=

Нв1

Нв 0

365

=

(0,0001071-0,0001047)

·

87509 ·106

» 575 вагонов.

365

D nр = - 480 + 575 = 95 вагонов.

Затем используем способ долевого распределения для анализа отклонений рабочего парка вагонов по факторам, определяющим среднесуточную производительность вагона.

На первом этапе рассчитываем коэффициент долевого распределения k по формуле:

k =

D nр(Нв)

в

Отсюда:

k =

_____575 ___

» - 2,78

9336,9 – 9543,7

На втором этапе измеряем влияние на величину рабочего парка:

- среднесуточного пробега вагона:

D nр( Sв) = в( Sв) · k = - 162,3 · (-2,78) » +451 вагон,

- динамической нагрузки на гружёный вагон:

D nр( Рдин гр ) = в( Рдин гр ) · k = 0 · (-2,78) = 0 вагонов,

- коэффициента порожнего пробега вагона:

D nр( a) = в( a) · k = - 44,5 · (-2,78) » +124 вагона.

Результаты расчётов оформляем в виде схемы (рис. № 3.2).


Рис. № 3.2. Схема влияния показателей, определяющих изменение величины

рабочего парка вагонов

Вывод :

За отчётный период рабочий парк вагонов увеличился на 95 единиц, при этом, под влиянием производительности – увеличился на 575 единиц, а под влиянием грузооборота – уменьшился на 480 единиц.

Величина рабочего парка под влиянием производительности изменилась из-за увеличения рабочего парка под влиянием среднесуточного пробега на 451 вагон и увеличения рабочего парка под влиянием порожнего пробега на 124 вагона.

4. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК

Важной частью анализа хозяйственной деятельности железной дороги является анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

Следует определить влияние изменения объёма перевозок и их себестоимости на величину эксплуатационных расходов. Для анализа используем метод корректировок.

Взаимосвязь факторов, определяющих величину эксплуатационных рас-ходов, представлена формулой:

Э = å Pl пр · ` с,

где Э – эксплуатационные расходы, млн. руб.;

å Pl пр объём перевозок, млн. прив. ткм.;

` с – средняя себестоимость перевозок, коп. за 10 прив. ткм.

` с =

__Э__

å Pl пр

Отсюда:

базовая:

` с б =

11090 · 106

» 115,40 коп. за 10 прив. ткм.,

96100 · 106

фактическая:

` с ф =

11090 · 106

» 117,48 коп. за 10 прив. ткм.,

94400 · 106

D `с = 115,40 – 117,48 = - 2,08 коп. за 10 прив. ткм.

На первом этапе определяем эксплуатационные расходы, скорректированные на выполненный объём перевозок:

Э * = Э 0 · I å Pl пр ,

где Э0 – эксплуатационные расходы по базовому периоду, млн. руб.;

I å Pl пр коэффициент корректировки по приведённым ткм.

I å Pl пр =

94400

= 0, 98231.

96100

Отсюда:

Э* = 11090 · 0,98231 » 10893,817 млн. руб.

Изменение эксплуатационных расходов под влиянием изменения объёма перевозок и себестоимости определяем по формулам:

D Э( å Pl пр ) = Э0 – Э* = 11090 – 10893,817 » + 196,18 млн. руб.,

D Э( ` с) = Э* – Э1 = 10893,817 – 11090 » - 196,18 млн. руб.

При анализе эксплуатационных расходов их увеличение (перерасход) обозначается знаком « », снижение (экономию) – знаком « + ».

Далее оцениваем влияние на расходы факторов, определяющих уровень себестоимости перевозок: объёма перевозок, структуры перевозок по их видам и типам тяги, качественных показателей использования подвижного состава, нормы затрат и цен, разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами.

Важным условием для анализа себестоимости является предварительная группировка эксплуатационных расходов по степени зависимости от объёма перевозок, по видам перевозок и типам тяги.

Расчёты группировки сводим в таблице № 4.1.

Таблица № 4.1

Группировка эксплуатационных расходов

Показатели

Удельный вес в общей сумме расходов, %

Абсолютное значение,

млн. руб.

Расходы по базовому периоду

в том числе

независящие от объёма перевозок

зависящие от объёма перевозок

· грузовые

в том числе по типам тяги:

- электротяга

- теплотяга

- расходы общие для всех видов тяги

· пассажирских

в том числе по типам тяги:

- электротяга (без МВС)

- теплотяга

- МВС

- расходы общие для всех видов тяги

100

67,5

32,5

25,3

11,4

6,9

7,0

7,2

2,3

1,6

1,2

2,1

11090

7485,75

3604,25

2805,77

1264,26

765,21

776,3

798,48

255,07

177,44

133,08

232,89

Оценку влияния отдельных факторов на изменение себестоимости пере-возок производим следующим образом:

1. Влияние себестоимости на расходы в связи с изменением объёма перевозок:

D Эс( å Pl пр ) = Энзо · I å Pl пр - Энзо ,

где Энзо – независящие от объёма перевозок расходы по базовому периоду.

Отсюда:

Эзо = (11090 · 32,5)/100 = 3604,25 млн. руб.,

Энзо = (11090 · 67,5)/100 = 7485,75 млн. руб.,

D Эс( å Pl пр ) = 7485,75 · 0, 98231–7485,75 = - 132,423 млн. руб.

2. Влияние на расходы изменений структуры перевозок по их видам:

,

где Эзо базовое значение зависящих от объёма перевозок расходов.

Отсюда:

пер) =

3604,25 · 0, 98231 –

(

2805,77·

84960

+

798,48 ·

86500

·

_9440

)

» - 0,498 млн. руб.

9600

3. Влияние на расходы изменения соотношения между тарифными и эксплуатационными ткм:

D Э ( k р ) = Эзо гр · I å Pl Т Эзо гр · I å Pl Э = Эзо гр · (I å Pl Т I å Pl Э ) ,

где Эзо гр – базовое значение зависящих расходов в грузовом движении.

Отсюда:

( k р) =

2805,77 ·

(

84960

87509

)

» 2,62 млн. руб.

86500

89180

4. Влияние на расходы изменения структуры перевозок по типам тяги:

D Э( у i ) = D Э( у i ) гр + D Э( у i ) пасс ,

где D Э( у i ) гр , D Э( у i ) пасс изменение расходов за счёт влияния изменения структуры перевозок по типам тяги соответственно в грузовом и пассажирском движении:

а) по грузовым перевозкам:

= ,

где ЭзоТ гр , ЭзоЭ гр , ЭзоОбщ гр базовые значения зависящих расходов, приходящихся соответственно на теплотягу, электротягу и общие для всех типов тяги.

Отсюда:

( у i ) гр =

2805,77 ·

87509

- (

1264,26 ·

53320

+

89180

53950

+ 765,21 ·

34189

+ 776,3 ·

87509

)

» - 0,6526 млн. руб.

35230

89180

б) по пассажирским перевозкам:

=

+ ,

где Эзо Т пасс , Эзо Э пасс , Эзо

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  403  404  405   ..