Содержание
1.
|
Содержание и задание на курсовой проект…………………………...
|
2
|
2.
|
Анализ выполнения основных показателей объёма работы
дороги……………………………………………………………………
|
3
|
3.
|
Анализ обобщающих показателей использования подвижного состава в грузовом движении……………………………………...
|
9
|
4.
|
Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок …
|
13
|
5.
|
Анализ доходов железной дороги……………………………………..
|
18
|
6.
|
Анализ прибыли от перевозок…………………………………………
|
26
|
7.
|
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности железной
дороги……………………………………………………………………
|
31
|
Использованная литература……………………………………………
|
35
|
Приложение 1…………………………………………………………...
|
36
|
Приложение 2……………………………………………………………
|
37
|
Приложение 3……………………………………………………………
|
38
|
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Экономический анализ имеет важное значение в системе управления транспортным комплексом, в том числе в основном звене – железной дорогой. Он предшествует принятию любого решения, является обоснованием их на базе имеющейся информации. Поэтому владение его методами необходимо всем, кто принимает участие в управлении производством.
Основной задачей экономического анализа является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства.
Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности применяются различные способы, выбор которых зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчётов и т.д. (рис. № 1.1).
Цель курсового проекта – овладение методами и приёмами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
· изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе [1, 3, 5];
· выполнить факторный анализ грузооборота в тарифных ткм;
· оценить влияние важнейших факторов на среднесуточную производительность вагона;
· определить влияние факторов, влияющих на величину эксплуатационных расходов и себестоимость перевозок;
· оценить изменение доходов за счёт влияния основных факторов;
· проанализировать причины отклонения фактической прибыли от базовой величины;
· выполнить анализ изменения уровня рентабельности дороги;
· сделать обобщающие выводы по результатам анализа.
Исходные данные взять из приложений №№ 1, 2, 3.
2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОБЪЁМА РАБОТЫ ДОРОГИ
Основными показателями, характеризующими работу дороги, являются:
· отправление грузов, т;
· грузооборот, ткм;
· пассажирооборот, пасс-км;
· приведённая продукция, прив. ткм.
Анализ начинаем со сравнения фактических значений с базовыми.
Расчёты сводим в таблице № 2.1.
Таблица № 2.1
Сравнительный анализ основных показателей объёма работы дороги
Показатель
|
Базовый период
|
Фактический период
|
Отклонение от базового значения
|
Абсолютное
|
Относительное, %
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Погружено грузов, тыс.т
|
54086
|
52500
|
-1586
|
-2,93
|
Приведенная продукция, млн.ткм
|
96100
|
94400
|
-1700
|
-1,77
|
Пассажирооборот, млн.пасс-км
|
9600
|
9440
|
-160
|
-1,67
|
Грузооборот в экспл.ткм, млн.
|
89180
|
87509
|
-1671
|
-1,87
|
Грузооборот в тарифных ткм, млн.
|
86500
|
84960
|
-1540
|
-1,78
|
Коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм, %
|
3,098
|
3,000
|
-0,098
|
-3,163
|
Для характеристики соотношения между тарифным и эксплуатационным грузооборотом используют коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм:
Повышение этого показателя означает увеличение эксплуатационной работы, что вызывает дополнительные расходы на перевозки, уменьшение прибыли дороги.
k
r
0
= (89180/86500 -1)*100 =3,098
k
r
1
= (87509/84960 -1)*100 =3,0
Вывод :
Количество приведенной продукции уменьшилось в отчетном периоде по сравнению с базовым на 1,77 %. Это связано с тем, что так же уменьшился пассажирооборот на 1,67% и грузооборот. Уменьшение грузооборота произошло в результате снижения количества погруженных грузов на 2,93%.
Уменьшение коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм на 3,163% указывает на увеличение прибыли.
Для анализа изменения объемных показателей работы дороги используют факторный анализ. В курсовом проекте предлагается выполнить анализ грузооборота в тарифных ткм методом корректировок. Схема взаимосвязи показателей объема перевозок представлена на рис.2.1.
Величина грузооборота анализируется по формуле:
=
,
где
– количество перевезенных грузов, тыс. т;
– средняя дальность перевозки грузов, км.
Рис. 2.1. Схема взаимосвязи показателей перевозок грузов
Грузовые перевозки:
Находим общее количество перевезённых грузов для базового периода:
å
Рпер 0
= 173923 + 121594 = 295517 тыс. т;
для фактического:
å
Рпер1
= 179080 + 106444 =285524 тыс. т.
Определяем структуру перевозки грузов по видам сообщений для базового и фактического периодов:
å
Pl
Т(прям.сооб)
б
= (86500 · 75,4)/100 = 65221 млн. ткм,
å
Pl
Т(мест.сооб)
б
= (86500· 24,6)/100= 21279 млн. ткм,
å
Pl
Т(прям.сооб)
ф
= (84960 · 78,2)/100 = 66438,72 млн. ткм,
å
Pl
Т(мест.сооб)
ф
= (84960· 21,8)/100= 18521,28 млн. ткм.
Находим структуру перевозки грузов в местном сообщении для базового и отчётного периодов:
для базового:
å
PlТ(уголь)
б
= (21279 · 12,3)/100=2617,32 млн. ткм,
å
PlТ(нефть)
б
= (21279 · 15,1)/ 100=3213,13 млн. ткм,
å
PlТ(хл.гр.)
б
= (21279 · 7,1)/100=1510,81млн. ткм,
å
PlТ(руда)
б
= (21279 · 22,4)/ 100=4766,49млн. ткм,
å
Pl
Т(проч.гр.)
б
=( 21279 · 43,1)/100=9171,25 млн. ткм;
для отчётного:
å
PlТ(уголь)
ф
= (18521,28 · 11,9) /100= 2204,03млн. ткм,
å
PlТ(нефть)
ф
=( 18521,28 · 15,0) /100=2778,19 млн. ткм,
å
PlТ(хл.гр.)
ф
= (18521,28 · 7,6) /100=1407,62 млн. ткм,
å
PlТ(руда)
ф
= (18521,28 · 21,3) /100= 3945,03млн. ткм,
å
Pl
Т(проч.гр.)
ф
=( 18521,28 · 44,2)/100=8186,41 млн. ткм.
Определяем индекс корректировки по количеству перевезённых грузов (для каждого вида сообщения и по каждому роду груза отдельно) по формуле:
Отсюда:
I
åР(всего)
=
|
285524
|
=0,966,
|
295517
|
I
åР(прям.сооб)
=
|
179080
|
» 1,029,
|
173923
|
I
å
Р(мест.сооб)
=
|
106444
|
»
0,875,
|
121594
|
I
å
Р(уголь)
=
|
11600
|
»
0,859
|
13491
|
I
å
Р
(
нефть
)
=
|
15433
|
»
0,874
|
17655
|
I
å
Р
(
хл
.
гр
.)
=
|
7822
|
»
0,833
|
9384
|
I
å
Р(руда)
=
|
25288
|
»
0,795
|
31777
|
I
å
Р(проч.гр.)
=
|
46301
|
»
0,939
|
49287
|
Находим величину грузооборота, скорректированного на выполненный объём перевезённых грузов по формуле:
å
PlТ
* = I
åР
·
å
PlТ
0
,
где å
PlТ0
–
грузооборот по базовому периоду, млн. руб.
Изменение грузооборота под влиянием изменения объёма перевозок грузов и под влиянием средней дальности перевозки грузов определяем по следующим формулам:
å
PlТ(
åР)
=
å
PlТ
* -
å
PlТ0
;
å
PlТ(
`
l )
=
å
PlТ1
-
å
PlТ
* ,
где å
PlТ1
–
грузооборот по фактическому периоду, млн. ткм.
Полученные данные сводим для анализа в таблицу № 2.2.
Вывод:
Проанализировав грузооборот в тарифных тонно-километрах, можно сказать, что за отчётный период величина показателя снизилась на 1540 млн.ткм по сравнению с базовым периодом .
Величина грузооборота под влиянием объёма перевозок снизилась на 768,48 млн.ткм., в местном сообщении произошло снижение на 2659,88 млн.ткм, а в прямом – увеличение на 1891,4млн.ткм.
Величина грузооборота под влиянием средней дальности увеличилась на 771,52 млн.ткм, при этом, в местном сообщении произошло уменьшение на 97,84 млн.ткм, а в прямом сообщении на 673,68 млн.ткм.
Перевозки в местном сообщении уменьшились на 2757,72 млн.ткм, уменьшение наблюдается во всех сферах грузов, кроме прямого сообщения.
Величина грузооборота в местном сообщении под влиянием объёма перевозок уменьшилась на 2659,88 млн.ткм.
Под влиянием средней дальности грузооборот в местном сообщении увеличился на 43,58 млн.ткм.
Анализ грузооборота в тарифных ткм, млн. Таблица № 2.2
№
|
Показатели
|
База
|
Индекс корректировки
|
Скорректированное значение базы
|
Факт
|
Отклонение
|
Всего
(гр. 4 – гр. 1)
|
в том числе за счёт изменения
|
объёма перевозок грузов (гр. 3 – гр. 1)
|
средней
дальности
(гр. 4 – гр. 3)
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузооборот всего
|
86500,00
|
0,966
|
83559,00
|
84960,00
|
-1540,00
|
- 2941
|
1401
|
2
|
в том числе по видам сообщения:
- местное
- прямое
|
21279,00
65221,00
|
0,875
1,029
|
18619,12
67112,40
|
18521,28
66438,72
|
- 2757,72
1217,72
|
- 2659,88
1891,4
|
- 97,84
- 673,68
|
3
|
Итого грузооборот
|
86500,00
|
-
|
85731,52
|
84960,00
|
- 1540
|
- 768,48
|
- 771,52
|
4
|
Влияние изменения структуры по видам сообщения (стр.1 – 3)
|
-
|
-
|
- 2172,52
|
-
|
-
|
- 2172,52
|
2172,52
|
5
|
Перевозки в местном сообщении всего
|
21279,00
|
0,875
|
18619,12
|
18521,28
|
- 2757,72
|
- 2659,88
|
- 97,84
|
6
|
в том числе по родам груза:
- уголь
- нефть
- хлебные грузы
- руда
- прочие грузы
|
2617,32
3213,13
1510,81
4766,49
9171,25
|
0,859
0,874
0,833
0,795
0,939
|
2248,27
2808,27
1258,50
3550,86
8611,80
|
2204,03
2778,19
1407,62
3945,03
8186,41
|
- 413,29
- 434,94
- 103,19
- 821,46
- 984,84
|
- 369,05
- 404,86
- 252,31
- 1215,63
- 559,45
|
- 44,24
- 30,08
149,12
394,17
- 425,39
|
7
|
Итого местные перевозки
|
21279,00
|
-
|
18477,7
|
18521,28
|
- 2757,72
|
- 2801,3
|
43,58
|
8
|
Влияние изменения структуры по родам груза (стр. 5 – 7 )
|
-
|
-
|
141,42
|
-
|
-
|
141,42
|
- 141,42
|
3. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ
В деятельности железной дороги решающая роль принадлежит работе подвижного состава, поэтому анализу показателей его использования придаётся большое значение, т.к. с его помощью изыскиваются резервы повышения интенсивности использования подвижного состава.
К обобщающим показателям относятся производительность вагона и производительность локомотива.
Система показателей использования вагонов рабочего парка железной дороги приведена на рис. № 3.1.
Рис. № 3.1. Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов
Наиболее широко для анализа показателей использования грузовых вагонов используется метод цепных подстановок и способ долевого участия.
Аналитическая модель среднесуточной производительности вагона представляется формулой:
где a
- доля порожнего пробега вагона, %;
Рдин
гр
–
динамическая нагрузка на гружёный вагон, т;
Sв
–
среднесуточный пробег вагона, км.
Дано:
Показатель
|
Базовые
данные
|
Фактические
показатели
|
Динамическая нагрузка на гружённый вагон, Рдин
гр
,
т
|
42,2
|
42,0
|
Среднесуточный пробег вагона, S
в
,
км
|
294
|
289
|
Коэффициент порожнего пробега вагона, a
,
%
|
30,0
|
30,0
|
Грузооборот в эксплуатационных ткм, å
Pl
э
,
млн.
|
89180
|
87509
|
Отсюда:
Нв 0
=
|
42,2 · 294
|
» 9543,7 ткм,
|
1 + 0,30
|
Нв1
=
|
42,0 · 289
|
»
933
6,9 ткм.
|
1 + 0,30
|
Анализ производительности вагона методом цепных подстановок выполняем в таблице № 3.1.
Таблица № 3.1
Анализ производительности вагона, ткм
Номер подстановки
|
Факторы
|
Разность подстановок
|
Sв
|
1 + a
|
Рдин
гр
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
2
3
4
|
294
289
289
289
|
1,3
1,3
1,3
1,3
|
42,2
42,2
42,2
42,0
|
9543,7
9381,4 – 9543,7 = - 162,3
9381,4 – 9381,4 = 0
9336,9-9381,4 = - 44,5
|
Баланс отклонений
|
9336,9 - 9543,7 = = - 206,8=
= - 162,3 +0 – 44,5=
= -206,8
|
Далее рассчитываем отклонение рабочего парка вагонов от базового значения в зависимости от объёма перевозок и производительности вагона, а также анализ отклонений рабочего парка по факторам среднесуточной производительности вагона.
Величину рабочего парка вагонов по базе и по факту определяем по следующей формуле:
nр
=
|
__
å
Plэ
__
|
365 · Нв
|
Отсюда:
nр 0
=
|
89180 · 106
|
=25601 вагон,
|
365 · 9543,7
|
nр1
=
|
87509 · 106
|
»
2567
8 вагонов,
|
365 · 9336,9
|
D
nр
= 25678 – 25601 = 77 вагонов.
Используя способ разниц, рассчитываем отклонение фактического рабочего парка вагонов от базового в зависимости от объёма перевозок и производительности вагона:
D
nр(
å
Plэ)
=
|
å
Plэ1
-
å
Plэ 0
|
=
|
87509 · 106
– 89180 · 106
|
»
- 480 вагонов,
|
365 · Нв 0
|
365 · 9543,7
|
D
nр(Нв)
=
|
[
|
__1_
|
-
|
__1
_
|
]
|
·
|
å
Plэ1
_
|
=
|
Нв1
|
Нв 0
|
365
|
=
|
(0,0001071-0,0001047)
|
·
|
87509 ·106
|
» 575 вагонов.
|
365
|
D
nр
= - 480 + 575 = 95 вагонов.
Затем используем способ долевого распределения для анализа отклонений рабочего парка вагонов по факторам, определяющим среднесуточную производительность вагона.
На первом этапе рассчитываем коэффициент долевого распределения k
по формуле:
Отсюда:
k =
|
_____575 ___
|
» - 2,78
|
9336,9 – 9543,7
|
На втором этапе измеряем влияние на величину рабочего парка:
- среднесуточного пробега вагона:
D
nр(
Sв)
=
DНв(
Sв)
·
k = - 162,3 · (-2,78)
» +451 вагон,
- динамической нагрузки на гружёный вагон:
D
nр(
Рдин
гр
) =
DНв(
Рдин
гр
) ·
k = 0 · (-2,78) = 0 вагонов,
- коэффициента порожнего пробега вагона:
D
nр(
a)
=
DНв(
a)
·
k = - 44,5 · (-2,78)
» +124 вагона.
Результаты расчётов оформляем в виде схемы (рис. № 3.2).
Рис. № 3.2. Схема влияния показателей, определяющих изменение величины
рабочего парка вагонов
Вывод
:
За отчётный период рабочий парк вагонов увеличился на 95 единиц, при этом, под влиянием производительности – увеличился на 575 единиц, а под влиянием грузооборота – уменьшился на 480 единиц.
Величина рабочего парка под влиянием производительности изменилась из-за увеличения рабочего парка под влиянием среднесуточного пробега на 451 вагон и увеличения рабочего парка под влиянием порожнего пробега на 124 вагона.
4. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК
Важной частью анализа хозяйственной деятельности железной дороги является анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
Следует определить влияние изменения объёма перевозок и их себестоимости на величину эксплуатационных расходов. Для анализа используем метод корректировок.
Взаимосвязь факторов, определяющих величину эксплуатационных рас-ходов, представлена формулой:
Э =
å
Pl
пр
·
`
с,
где Э –
эксплуатационные расходы, млн. руб.;
å
Pl
пр
–
объём перевозок, млн. прив. ткм.;
`
с
– средняя себестоимость перевозок, коп. за 10 прив. ткм.
Отсюда:
базовая:
|
`
с б
=
|
11090 · 106
|
»
115,40 коп. за 10 прив. ткм.,
|
96100 · 106
|
фактическая:
|
`
с ф
=
|
11090 · 106
|
»
117,48
коп. за 10 прив. ткм.,
|
94400 · 106
|
D
`с = 115,40 –
117,48
= - 2,08 коп. за 10 прив. ткм.
На первом этапе определяем эксплуатационные расходы, скорректированные на выполненный объём перевозок:
Э
* =
Э
0
·
I
å
Pl
пр
,
где Э0
– эксплуатационные расходы по базовому периоду, млн. руб.;
I
å
Pl
пр
–
коэффициент корректировки по приведённым ткм.
I
å
Pl
пр
=
|
94400
|
=
0,
98231.
|
96100
|
Отсюда:
Э* = 11090 · 0,98231
»
10893,817 млн. руб.
Изменение эксплуатационных расходов под влиянием изменения объёма перевозок и себестоимости определяем по формулам:
D
Э(
å
Pl
пр
)
= Э0
– Э* = 11090 – 10893,817
»
+ 196,18 млн. руб.,
D
Э(
`
с)
= Э* – Э1
= 10893,817 – 11090
»
- 196,18 млн. руб.
При анализе эксплуатационных расходов их увеличение (перерасход) обозначается знаком «–
», снижение (экономию) – знаком « + ».
Далее оцениваем влияние на расходы факторов, определяющих уровень себестоимости перевозок: объёма перевозок, структуры перевозок по их видам и типам тяги, качественных показателей использования подвижного состава, нормы затрат и цен, разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами.
Важным условием для анализа себестоимости является предварительная группировка эксплуатационных расходов по степени зависимости от объёма перевозок, по видам перевозок и типам тяги.
Расчёты группировки сводим в таблице № 4.1.
Таблица № 4.1
Группировка эксплуатационных расходов
Показатели
|
Удельный вес в общей сумме расходов, %
|
Абсолютное значение,
млн. руб.
|
Расходы по базовому периоду
в том числе
независящие от объёма перевозок
зависящие от объёма перевозок
· грузовые
в том числе по типам тяги:
- электротяга
- теплотяга
- расходы общие для всех видов тяги
· пассажирских
в том числе по типам тяги:
- электротяга (без МВС)
- теплотяга
- МВС
- расходы общие для всех видов тяги
|
100
67,5
32,5
25,3
11,4
6,9
7,0
7,2
2,3
1,6
1,2
2,1
|
11090
7485,75
3604,25
2805,77
1264,26
765,21
776,3
798,48
255,07
177,44
133,08
232,89
|
Оценку влияния отдельных факторов на изменение себестоимости пере-возок производим следующим образом:
1.
Влияние себестоимости на расходы в связи с изменением объёма перевозок:
D
Эс(
å
Pl
пр
)
= Энзо
·
I
å
Pl
пр
- Энзо
,
где Энзо
– независящие от объёма перевозок расходы по базовому периоду.
Отсюда:
Эзо
= (11090 · 32,5)/100 = 3604,25 млн. руб.,
Энзо
= (11090 · 67,5)/100 = 7485,75 млн. руб.,
D
Эс(
å
Pl
пр
)
=
7485,75
·
0,
98231–7485,75 =
- 132,423
млн. руб.
2. Влияние на расходы изменений структуры перевозок по их видам:
,
где Эзо
–
базовое значение зависящих от объёма перевозок расходов.
Отсюда:
DЭ(у
пер)
=
|
3604,25 ·
0,
98231 –
|
(
|
2805,77·
|
84960
|
+
|
798,48 ·
|
86500
|
·
|
_9440
|
)
|
» - 0,498 млн. руб.
|
9600
|
3. Влияние на расходы изменения соотношения между тарифными и эксплуатационными ткм:
D
Э
( k
р
)
=
Эзо
гр
· I
å
Pl
Т
–
Эзо
гр
· I
å
Pl
Э
=
Эзо
гр
· (I
å
Pl
Т
–
I
å
Pl
Э
)
,
где Эзо
гр
– базовое значение зависящих расходов в грузовом движении.
Отсюда:
DЭ(
k
р)
=
|
2805,77 ·
|
(
|
84960
|
–
|
87509
|
)
|
» 2,62 млн. руб.
|
86500
|
89180
|
4. Влияние на расходы изменения структуры перевозок по типам тяги:
D
Э( у
i
)
=
D
Э( у
i
)
гр
+
D
Э( у
i
)
пасс
,
где D
Э( у
i
)
гр
,
D
Э( у
i
)
пасс
–
изменение расходов за счёт влияния изменения структуры перевозок по типам тяги соответственно в грузовом и пассажирском движении:
а) по грузовым перевозкам:
=
,
где ЭзоТ
гр
, ЭзоЭ
гр
, ЭзоОбщ
гр
–
базовые значения зависящих расходов, приходящихся соответственно на теплотягу, электротягу и общие для всех типов тяги.
Отсюда:
|
DЭ( у
i
)
гр
=
|
2805,77 ·
|
87509
|
- (
|
1264,26 ·
|
53320
|
+
|
89180
|
53950
|
+ 765,21 ·
|
34189
|
+ 776,3 ·
|
87509
|
)
|
» - 0,6526 млн. руб.
|
35230
|
89180
|
б) по пассажирским перевозкам:
=
–
+
,
где Эзо
Т
пасс
, Эзо
Э
пасс
, Эзо
содержание ..
403
404
405 ..
|
|
|