Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  798  799  800   ..

 

 

Анализ экономики отраслевого рынка, на котором функционирует ОАО АК Транснефть

Анализ экономики отраслевого рынка, на котором функционирует ОАО АК Транснефть

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические особенности анализа предприятия, функционирующего на отраслевом рынке.

Глава 2. Исследование ОАО «АК "Транснефть", функционирующего на отраслевом рынке.

2.1. Анализ отраслевого рынка.

2.1.1. Характеристика отраслевого рынка

«Трансне́фть» (TRNFP) — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве. В виде ОАО зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года, является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.

«Транснефти» принадлежит около 47,50 тыс. км магистральных нефтепроводов, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти. [1]

В структуру системы АК «Транснефть» входят 12 дочерних обществ, основным видом деятельности которых является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам и 1 общество – ОАО «АК «Транснефтепродукт», основным видом деятельности которого является организация транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. Кроме того, в структуру системы АК «Транснефть» входят 12 сервисных организаций, основными видами деятельности которых являются: погрузочно–разгрузочная деятельность в морских портах; обеспечение технологической связью; ремонт подводных переходов, диагностика магистральных нефтепроводов; метрологическое обеспечение транспорта нефти; проектно-изыскательские работы; осуществление функций заказчика-застройщика; оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета; оказание страховых услуг; негосударственное пенсионное обеспечение; издание профессионального журнала «Трубопроводный транспорт нефти». В состав системы АК «Транснефть» входит 1 зависимое общество - ООО «Трубопроводный Консорциум «Бургас-Александруполис», основным видом деятельности которого является проектирование, строительство, эксплуатация нефтепровода «Бургас-Александруполис».

Основные направления деятельности:

- перекачка, координация и управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам по территории России и за ее пределы;

- профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефте- и нефтепродуктопроводах;

- координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов и других объектов нефтепроводного транспорта;

- взаимодействие с нефтепроводными предприятиями других государств по вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с межправительственными соглашениями;

- координация деятельности организаций в решении задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, во внедрении новых технологий и материалов;

- привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции объектов дочерних обществ, входящих в структуру системы АК "Транснефть";

- организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Собственники и руководство :

100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[2]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос» и «Нафта-Москва», но они продали их неизвестным лицам.

16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».

Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Сергей Шматко.

"Транснефть" в цифрах:

-около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм

-261 нефтеперекачивающих станций

-897 резервуаров для нефти емкостью около 16,5 млн куб м

-Транспорт 93% добываемой в России нефти

Уставный капитал. Акции:

Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть» составляет 7 101 722 (семь миллионов сто одна тысяча семьсот двадцать два) рубля.

На величину уставного капитала выпущены:

• 5 546 847 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая на сумму 5 546 847 рублей (78,1 % от величины уставного капитала);

• 1 554 875 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая на сумму 1 554 875 рублей (21,9 % от величины уставного капитала).

Основные нефтепроводы:

- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74млн тонн в год)

- Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)

- Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)

- Нефтепровод Баку — Новороссийск

- Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе

- Основные продуктопроводы

- Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)

- Нефтепродуктопровод Южный

Структура компании:

Компания управляет следующими дочерними обществами:

-ОАО «Сибнефтепровод»

-ОАО «МН „Дружба“»

-ОАО «СЗМН»

-ОАО «Приволжскнефтепровод»

-ОАО «Транссибнефть»

-ОАО «Уралсибнефтепровод»

-ОАО «Верхневолжскнефтепровод»

-ОАО «Центрсибнефтепровод»

-ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»

-ОАО «Черномортранснефть»

-ОАО «Связьтранснефть»

-ООО «Балтнефтепровод»

-ОАО «Волжский подводник»

-ОАО «Гипротрубопровод»

-ЗАО «Центр МО»

-ЗАО «Страховая компания „Транснефть“»

-ОАО ЦТД «Диаскан»

-ООО «Транспресс»

-Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть»

-ООО «Центр управления проектом „Восточная Сибирь-Тихий океан“»

-ООО «Востокнефтепровод»

-ООО «Транснефть Финанс»

-ОАО «АК „Транснефтепродукт“»

-ООО «Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов»

-ООО «Транснефтьэнерго»

-ООО «Дальневосточная строительная дирекция»

-ООО «Транснефтьстрой»

2. 1 .2 Положение ОАО «АК «Транснефть» в отрасли

1. Период деятельности ОАО «АК «Транснефть» в отрасли

С учетом правопреемственности ОАО «АК «Транснефть» в отношении таких организаций как Главное производственное управление по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Министерства нефтяной промышленности СССР и АК «Транснефть» (с сентября 1993 года), период деятельности ОАО «АК «Транснефть» в отрасли можно рассчитывать с 1970 года.

2. Основные конкуренты ОАО «АК «Транснефть»

В настоящее время основную конкуренцию ОАО «АК «Транснефть» в сегменте транспортировки нефти составляют:

- ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум»,

- «Харьяга-Уса» (владелец ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»).

3. Доля ОАО «АК «Транснефть» на соответствующем сегменте рынка (транспортировка российской нефти) в разрезе всех видов деятельности общества и изменение данного показателя за последние три года, %

Виды деятельности

2007 г

2008 г

2009 г

Транспортировкароссийской

нефти по территории России, %

90

89

88

4. Максимально допустимая проектная мощность,данные по загрузке проектной мощности

В 2009 году в ОАО «АК «Транснефть» эксплуатировалось 50 142 км. магистральных нефтепроводов, 870 резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов суммарной емкостью 16,165 млн.куб.м по строительному номиналу.

Система магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» загружена на 100 %.

2.1.3. Анализ основных финансово-экономические показатели

ОАО «АК «Транснефть»

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи товаров (работ, услуг)

Вид выручки

2009 год,

тыс. руб.

2008 год,

тыс. руб.

Изменение,
тыс. руб.

Изменение, %

Услуги по транспортировке

российской нефти

292 319 421

235 228 999

57 090 422

24,3

Услуги по транспортировке транзитной нефти

11 904 538

7 835 803

4 068 735

51,9

Компаундирование

3 972 244

3 061 659

910 585

29,8

Сдача имущества в аренду

3 099 252

2 505 721

593 531

23,7

Строительство

6 126 599

-

6 126 599

-

Прочее

1 096 747

638 116

458 631

71,9

Итого

318 518 801

249 270 298

69 248 503

27,8

Изменение выручки от продажи товаров (работ, услуг) Компании в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло в результате:

- роста выручки за услуги по транспортировке нефти, что обусловлено индексацией тарифов;

- роста выручки за услуги по компаундированию нефти в связи с увеличением объемов оказанных услуг;

- увеличения выручки от сдачи имущества в аренду, что связано в основном с увеличением стоимости услуг по договору в связи с дооценкой сдаваемых в аренду объектов;

- получением выручки по строительству в связи с выполнением контрактных обязательств ОАО «АК «Транснефть» по государственному контракту на строительство и разработку проектной и рабочей документации, а также строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры (нефтепровода и продуктопровода) в рамках реализации инвестиционного проекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамске» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 1708-р;

- увеличения прочей выручки, в основном, в связи с оказанием агентских услуг по проведению торгов.

Себестоимость услуг по видам выручки

2009 год,

тыс. руб.

2008 год,

тыс. руб.

Изменение,

тыс. руб.

Изменение,
%

Услуги по транспортировке российской нефти

286 112 996

220 360 790

65 752 206

29,8

Услуги по транспортировке транзитной нефти

9 934 107

10 724 415

(790 308)

(7,4)

Компаундирование

2 383 668

1 831 362

552 306

30,2

Сдача имущества в аренду

2 614 026

2 249 029

364 997

16,2

Строительство

6 136 519

-

6 136 519

-

Прочее

166 756

88 555

78 201

88,3

Итого

307 348 072

235 254 151

72 093 921

30,6

Изменение себестоимости проданных товаров (работ, услуг) в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло в результате:

- увеличения расходов по договорам подряда на транспортировку нефти с дочерними обществами в связи с ростом расходов по эксплуатации магистральных нефтепроводов, затратами, связанными с реконструкцией и модернизацией действующих нефтепроводов;

- роста расходов по компаундированию нефти в связи с увеличением объемов оказанных услуг;

- увеличения расходов по сдаче имущества в аренду, что связано с увеличением амортизационных отчислений по объектам основных средств, сданным в аренду, в результате проведенной на 01.01.2009 дооценки;

- возникновению в 2009 году расходов, связанных с выполнением строительных работ по государственному контракту;

- увеличения себестоимости прочих выполненных работ, оказанных услуг.

Валовая прибыль

тыс. руб.

Наименование показателя

2009 год

2008 год

Изменение

Валовая прибыль

11 170 729

14 016 147

(2 845 418)

Снижение валовой прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом обусловлено в основном снижением валовой прибыли, полученной от реализации услуг по транспортировке нефти.

Чистая прибыль

тыс. руб.

Наименование показателя

2009 год

2008 год

Изменение

Чистая прибыль

3 893 243

3 681 621

211 622

Увеличение чистой прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло в основном в результате снижения в 2009 году отрицательного эффекта от курсовых разниц по операциям в иностранной валюте.

Стоимость чистых активов

тыс. руб.

Наименование показателя

На 01.01.2009

На 31.12.2009

Изменение

Стоимость чистых активов

113 028 984

116 554 035

3 525 051

Увеличение стоимости чистых активов связано с получением ОАО «АК «Транснефть» чистой прибыли по результатам 2009 года в сумме 3 893 243 тыс.руб., выплатой в 2009 году дивидендов по итогам работы за 2008 год в сумме 368 163 тыс.руб., а также снижением доходов будущих периодов на конец 2009 года по сравнению с началом года на 29 тыс.руб.

Дебиторская и кредиторская задолженность

1. Долгосрочная дебиторская задолженность

тыс. руб.

Вид задолженности

По состоянию на 01.01.2009

По состоянию на 31.12.2009

Изменение

Расчеты по продаже доли в простом товариществе

110 202

106 769

(3 433)

Расчеты по начисленным процентам по займам

904 598

1 083 262

178 664

Расчеты по предоставленным беспроцентным займам

-

17 348

17 348

Итого:

1 014 800

1 207 379

192 579

Задолженность по продаже доли в простом товариществе возникла в связи с продажей в 2002 году доли в простом товариществе, созданном для строительства Балтийской трубопроводной системы, с рассрочкой платежа на 25 лет. По сравнению с началом отчетного года она уменьшилась в связи с переходом части долгосрочной задолженности в краткосрочную, подлежащую погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Остаток задолженности выражен в условных единицах и подлежит погашению равными частями до декабря 2026 года. Оплата производится в российских рублях по курсу доллара США, установленного Банком России на дату осуществления платежа.

Краткосрочная дебиторская задолженность

тыс. руб.

Вид задолженности

По состоянию на 01.01.2009

По состоянию на 31.12.2009

Изменение

Покупатели и заказчики

5 158 525

1 168 532

(3 989 993)

Услуги по транспортировке нефти

7 422

12 924

5 502

Услуги по компаундированию

333 138

394 719

61 581

Расчеты по агентским договорам

152 497

296 053

143 556

Услуги по сдаче имущества в аренду

246 197

246 180

(17)

Расчеты по продаже незавершенных капитальных вложений

4 418 258

216 358

(4 201 900)

Прочее

1 013

2 298

1 285

Авансы выданные

4 344 477

4 738 329

393 852

По договорам подряда на транспортировку нефти

1 769 683

3 294 073

1 524 390

По агентским договорам на транспортировку нефти

703 272

1 012 240

308 968

На приобретение внеоборотных активов *

1 726 630

256 786

(1 469 844)

Прочие

144 892

175 230

30 338

Расчеты по налогам и сборам

12 299 608

17 204 667

4 905 059

Налог на прибыль

1 506 324

2 582 141

1 075 817

НДС

10 709 734

14 619 197

3 909 463

Прочие налоги и сборы

83 550

3 329

(80 221)

Прочие дебиторы

3 599 755

5 823 280

2 223 525

Расчеты по начисленным процентам по выданным займам

3 422 524

5 551 505

2 128 981

Расчеты по агентским договорам

100 246

145 625

45 379

Прочие расчеты

76 985

126 150

49 165

Итого:

25 402 365

28 934 808

3 532 443

* в том числе отражено в Бухгалтерском балансе по строке 131 «Авансы на капитальные вложения» на 01.01.2009 1 463 246 тыс. руб., на 31.12.2009 217 615 тыс. руб.

Изменение краткосрочной дебиторской задолженности на конец отчетного периода по сравнению с началом отчетного периода произошло в основном в результате следующих факторов:

- погашения дебиторской задолженности по реализованным в 2008 году незавершенным капитальным вложениям;

- увеличения авансов по договорам подряда на транспортировку нефти;

- снижения авансов, выданных на приобретение внеоборотных активов, в связи с приемкой в 2009 работ по строительству объектов связи, авансированных в 2008 году;

- ростом дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом в части НДС - в связи с предъявлением к вычету НДС по услугам, облагаемым по нулевой процентной ставке;

- увеличения задолженности по начисленным процентам по выданным займам.

2. Кредиторская задолженность

Наименование задолженности

По состоянию на 01.01.2009

По состоянию на 31.12.2009

Изменение

тыс. руб.

Поставщики и подрядчики

27 990 572

57 643 969

29 653 397

Расчеты по транспортировке нефти

27 340 844

57 128 214

29 787 370

Расчеты по компаундированию нефти

199 897

237 000

37 103

Расчеты по строительству, реконструкции, модернизации и приобретению основных средств

258 487

110 063

(148 424)

Прочие расчеты

191 344

168 692

(22 652)

Авансы полученные (без НДС)

14 896 130

20 820 450

5 924 320

По договорам транспортировки нефти

14 760 486

20 772 645

6 012 159

По прочим договорам

135 644

47 805

(87 839)

Задолженность перед бюджетом

492

11 457

10 965

Прочие кредиторы

5 695 025

5 918 173

223 148

Расчеты по агентским договорам транспортировки нефти

749 464

832 825

83 361

Расчеты с обществами Группы Транснефть по прочим агентским договорам

4 936 328

5 045 368

109 040

Прочие

9 233

39 980

30 747

Итого:

48 582 219

84 394 049

35 811 830

Увеличение кредиторской задолженности произошло в основном в результате:

- увеличения задолженности по расчетам с дочерними обществами по договорам подряда на транспортировку нефти;

- увеличения остатка авансов, полученных от грузоотправителей по договорам транспортировки нефти.

2.1.4 Показатели финансового состояния ОАО «АК «Транснефть»

Данные по рентабельности, оборачиваемости оборотных средств

Наименование показателя

2008

2009

Изменение

Коэффициент текущей ликвидности

0,84

3,52

2,68

Коэффициент быстрой ликвидности

0,81

3,48

2,67

Рентабельность продаж, %

4,55 %

2,21 %

-2,34 %

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

9,99

10,64

0,65

В 2009 году рост коэффициентов ликвидности вызван ростом оборотных активов. Снижение рентабельности продаж вызвано превышением темпов роста себестоимости над темпами роста выручки. Оборачиваемость дебиторской задолженности выросла вследствие роста выручки на 28 % при незначительном изменении дебиторской задолженности.

2.1.5. Основные факторы риска, связанные с деятельностью ОАО «АК «Транснефть»

1. Производственные риски

Производственные риски в 2009 году были связаны с ведением ОАО «АК «Транснефть» и его дочерними обществами основного вида деятельности - оказанием услуг по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации.

2. Отраслевые риски

Основными клиентами ОАО «АК «Транснефть» являются российские нефтедобывающие компании, поэтому деятельность Компании подвержена рискам, связанным с динамикой их производственной деятельности, которая, в свою очередь, зависит от цен на сырую нефть и эволюции структуры их издержек, включающей тарифы за перекачку нефти и экспортные пошлины.

Осуществление ОАО «АК «Транснефть» основной деятельности также сопряжено с необходимостью закупок материально-технических ресурсов и использования услуг сторонних организаций. Изменение цен на МТР и услуги в 2009 году происходило в пределах значений индексов-дефляторов, учтенных при планировании деятельности, что не потребовало корректировки запланированных расходов и внесения изменений в планы по реализации инвестиционных программ. Тем не менее, в целях уменьшения указанных рисков ОАО «АК «Транснефть» осуществляло оптимизацию затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и услуг.

3. Страновые и региональные риски

Мировой финансовый кризис оказывал существенное влияние на российскую экономику в 2009 году, в том числе в виде следующих факторов:

• нестабильности на сырьевых рынках, в т.ч. колебаниях цены на нефть марки Urals;

• высокой волатильности финансовых рынков, приведшей к увеличению стоимости финансирования (индикативная ставка межбанковского кредитования MOSPRIME поднималась до уровня выше 25 % в начале 2009 года);

• обесценения национальной валюты в начале 2009 года.

Влияние текущего кризиса на операционную деятельность ОАО «АК «Транснефть» было ограничено в связи с тем, что стоимость предоставляемых услуг регулируется государством (Федеральной службой по тарифам). Кроме того, ОАО «АК «Транснефть» является естественной монополией на российском рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов, что обеспечивает устойчивый спрос на ее услуги. Потоки денежных средств от операционной деятельности были достаточными для финансирования текущей деятельности Компании и выполнения ее долговых обязательств.

4.Региональные риски

Значительный объем услуг ОАО «АК «Транснефть» связан с транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам на экспорт в дальнее зарубежье, что обеспечивало около 46 % всего объема транспортировки нефти по системе ОАО «АК «Транснефть» в 2009 году (52 % в 2008 году). При этом транспортировка нефти осуществляется через ряд транзитных стран, в связи с чем возникают риски несанкционированного отбора нефти при ее транзите через данные государства. В 2009 году ОАО «АК «Транснефть» не имело потерь, связанных с несанкционированным отбором нефти при транзите нефти.

5.Риски, связанные с географическими особенностями страны и региона

Магистральные нефтепроводы проходят в различных (по характеру рельефа, по соотношению тепла и влаги, по господствующей растительности) и несопоставимых географических зонах. Значительная доля добычи российской нефти приходится на Западную Сибирь, что связано с суровыми климатическими условиями и повышенной опасностью стихийных бедствий. Климатические условия в Европейской части России менее суровые, однако наиболее значительный ущерб экономике региона и социальную напряженность могут вызывать паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары, засухи, пожары, нарушения в функционировании объектов ТЭК, аварии на транспорте.

В целом ОАО «АК «Транснефть» осуществляет свою деятельность в регионах с достаточно развитой инфраструктурой и минимально подвержено рискам, связанным с прекращением транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью.

6. Финансовые риски

А)Риски, связанные с изменениями валютных курсов

Общая стратегия ОАО «АК «Транснефть» направлена на снижение риска курсовых разниц, связанного с использованием иностранных валют. ОАО «АК «Транснефть» не имеет существенных вложений в иностранные компании, стоимость чистых активов которых подвержена риску изменения курсов валют, и не имеет значительных поступлений, выраженных в иностранной валюте.

Преимущественно, подверженность Компании изменениям курсов валют возникает вследствие привлеченных займов, номинированных в долларах США и евро, которые были получены в 2007-2009 годы. Доля валютных займов составляет 34,05 % и 54,36 % от валюты баланса на 31 декабря 2008 года и на 31 декабря 2009 года соответственно. Доля активов, выраженных в иностранной валюте, составляет 62,39 % по состоянию на 31 декабря 2009 года.

ОАО «АК «Транснефть» не использовало в 2009 году валютные или форвардные контракты.

Б) Риски, связанные с изменениями процентных ставок

В части оптимизации структуры долгового портфеля и повышения предсказуемости денежных потоков Компания стремится использовать кредиты и займы с фиксированной процентной ставкой, вследствие чего указанный риск несколько снижается. В случае привлечения заимствований с плавающей процентной ставкой Компания стремится использовать механизмы ограничения процентных расходов. Изменение процентных ставок в 2009 году не привело к удорожанию обслуживания долга ОАО «АК «Транснефть».

В) Инфляционные риски

Инфляционное воздействие на экономику России, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат Российской Федерации), в 2002-2006 годы и в 2009 году имело тенденцию к снижению.

Изменение индекса потребительских цен оказывает определенное влияние на уровень рентабельности ОАО «АК «Транснефть» и результаты финансово-хозяйственной деятельности Компании, однако это влияние не является фактором прямой зависимости.
Существующий в настоящее время уровень инфляции не оказывал в 2009 году существенного влияния на финансовое положение ОАО «АК «Транснефть». Критический для Компании показатель инфляции оценивается на уровне 30 % годовых.

7. Правовые риски

ОАО «АК «Транснефть» осуществляет основную деятельность на территории Российской Федерации, в связи с этим правовые риски возникают, в основном, при осуществлении деятельности на внутреннем рынке.

ОАО «АК «Транснефть» является налогоплательщиком, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, сборов и платежей во внебюджетные фонды. В условиях экономического кризиса принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки, что положительно сказалось на результатах деятельности Компании.

В условиях несовершенного и часто меняющегося налогового законодательства Компания прилагает максимум усилий, направленных на его соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах. ОАО «АК «Транснефть» осуществляло постоянный мониторинг судебной практики, что позволило Компании использовать эту информацию как для достижения положительных судебных решений в качестве истца, так и для защиты в качестве ответчика.

2.1.5. Перспективы развития ОАО «АК «Транснефть»

1. Возможные направления развития с учетом тенденций рынка и потенциала ОАО «АК «Транснефть». Планируемые к реализации инвестиционные проекты

Основные направления развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определены Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 №1234-р.

При этом целью энергетической политики является максимальное обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Кроме того, в настоящее время Компанией разрабатываются или находятся на различных стадиях реализации следующие инвестиционные проекты:

2.Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан»

Система магистральных нефтепроводов «Восточная Сибирь – Тихий океан» обеспечивает выход России на энергетический рынок стран АТР, что принципиально меняет существовавшую ранее систему поставок российских энергоносителей, традиционно имевшую европейскую направленность.

Целью проекта является также формирование новых центров нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), развитие производительных сил и социальной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока.

3.Нефтепровод «НПС «Пур-Пе» – НПС «Самотлор»

Для обеспечения роста объемов перекачки нефти по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» ОАО «АК «Транснефть» ведется реализация проекта нефтепровода «НПС «Пур-Пе» - НПС «Самотлор», что позволит транспортировать нефть Ванкорского месторождения и севера Красноярского края на НПЗ России и на экспорт.

4..Нефтепровод «Сковородино – граница КНР»

В соответствии с Межправительственным Соглашением, заключенным между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 21 апреля 2009 года, ОАО «АК «Транснефть» выполняется строительство нефтепровода «Сковородино - граница КНР».

После ввода в эксплуатацию трубопровода «Сковородино – граница КНР» российская нефть будет поступать на китайскую НПС «Мохэ», расположенную в провинции Хэйлунцзян, а затем, пройдя по трубопроводу еще около 1 000 км, достигнет НПЗ Дацина. Границей между российским и китайским участками нефтепровода является переход через р. Амур.

5.Балтийская трубопроводная система

С целью управления транзитными рисками поставок углеводородов европейским потребителям на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 №1754-р ОАО «АК «Транснефть» приступило к активной стадии реализации проекта строительства Балтийской трубопроводной системы – 2 (БТС-2) по маршруту г.Унеча (Брянская область) – г.Усть-Луга (Ленинградская область).

В рамках проекта «БТС-2» предусматривается строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 1 000 км мощностью 38 млн.тонн нефти в год (с выделением первого этапа мощностью 30 млн.тонн), пяти нефтеперекачивающих станций, реконструкция действующих НПС Унеча, НПС Андреаполь.

6.Магистральный нефтепродуктопровод

«Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»)

Целью проекта «Юг» является создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов от Черноморского побережья в Западную и Южную Европу и другие страны.

Реализация проекта позволит решить общегосударственную задачу повышения эффективности экспорта нефтепродуктов за счет развития собственных экспортных перегрузочных комплексов, укрепления энергетической безопасности и экономики России.

Направления участия ОАО «АК «Транснефть» в международных проектах развития трубопроводного транспорта

7.Нефтепровод «Бургас – Александруполис»

Реализация проекта нефтепровода «Бургас–Александруполис» создаст новый маршрут, который позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из портов Черного моря до порта Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу - в порт Александруполис (Греция) с дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на мировые рынки.

Предложенная схема послужит укреплению энергобезопасности Европы, а также позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы.

8.Нефтепровод «Самсун-Джейхан»

Реализация проекта нефтепровода «Самсун-Джейхан» создаст новый маршрут, который позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из бассейна Черного моря до порта Джейхан (Турция) с дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на мировые рынки.

9. Расширение Каспийского трубопроводного консорциума(КТК)

Нефтепровод Тенгиз-Новороссийск Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) создан для экспорта российской и казахстанской нефти через черноморский порт. Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1 510 км.

Пропускная способность действующей системы КТК – 28,2 млн. тонн нефти в год. С использованием присадок максимальная пропускная способность достигает 35 млн. тонн нефти в год.

Проект расширения предполагает увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн. тонн нефти в год (с использованием антифрикционной присадки – до 76 млн. тонн нефти в год), строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 – на территории Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под г. Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замена 88 километров трубопровода на территории Казахстана.

10.Строительство волоконно-оптических линий связи для построения Единой информационной системы ОАО «АК «Транснефть»

ОАО «АК «Транснефть», реализуя концепцию развития нефтепроводной системы России, не только вводит в эксплуатацию новые производственные объекты нефтепроводов, но и совершенствует производственную инфраструктуру. Все большее значение приобретает оперативность и достоверность передачи информации. Для этого Компания осуществляет строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и цифровых радиорелейных линий связи (ЦРРЛ) с целью построения транспортной сети связи для единой информационной системы ОАО «АК «Транснефть», цифровизацию существующих аналоговых линий связи.

11.Выполнение ОАО «АК «Транснефть» задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством РФ

11.1. Увеличение закупок продукции российского производства

В настоящее время ОАО «АК «Транснефть» осуществляет планомерную политику замещения закупки импортной продукции на продукцию отечественного производства.

В 2009 году были проведены торги и заключены договоры на поставку оборудования и материалов в количестве 54 тысяч позиций на общую сумму 61,7 миллиардов рублей, из них оборудование и материалы российского производства – 48 тысяч позиций на сумму 54,8 миллиардов рублей или 88,8 % от общей суммы закупленной продукции, оборудование и материалы импортного производства – 6 тысяч позиций на сумму 6,9 миллиардов рублей или 11,2 % от общей суммы закупленной продукции.

В 2009 году доля оборудования и материалов импортного производства от общей суммы закупленной продукции уменьшилась на 3,3 %.

11.2. Реализация программ в области энергосбережения и энергоэффективности

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» ОАО «АК «Транснефть» была разработана и утверждена «Программа энергосбережения ОАО «АК «Транснефть» на 2009-2011 годы».

В дочерних обществах ОАО «АК «Транснефть» разработаны и фактически отработаны организационные и технические мероприятия по снижению потребления электроэнергии, котельно-печного топлива и тепловой энергии.

В 2009 году ОАО «АК «Транснефть» реализовывались, предусмотренные «Программой энергосбережения ОАО «АК «Транснефть» на 2009-2011 годы» такие энергосберегающие мероприятия как, оптимизация режимов потребления электроэнергии и теплоэнергии, совершенствование схем электроснабжения и теплоснабжения, реконструкция и модернизация электроприемников и теплопринимающих устройств, внедрение автоматизированной системы технического учета электроэнергии (АСТУЭ) и автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ) для оптимизации потребления энергоресурсов, в т.ч. топлива, а также внедрение программных средств контроля соблюдения режима работы нефтепровода.

11.5. Реализация Инвестиционной программы

Инвестиционная программа ОАО «АК «Транснефть направлена на развитие инфраструктуры системы магистральных нефтепроводов. В основе ее формирования лежит необходимость решения государственных, общенациональных задач, определяемых Президентом, Правительством Российской Федерации для обеспечения энергетической безопасности государства.

Выполнение утвержденной Советом директоров ОАО «АК «Транснефть» Инвестиционной программы ОАО «АК «Транснефть» на 2009 год по итогам года составило 155 188 млн.руб.

11.6. Реализация программы сокращения издержек и управленческих расходов

В соответствии с программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации от 19 июля 2009 года, определившей приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны, была намечена реализация мероприятий, направленных на повышение внутренней эффективности субъектов естественных монополий и снижение издержек.

Мероприятия по сокращению издержек в 2009 году реализовывались по двум направлениям: 1) Сокращение издержек дочерними обществами Компании, включенными в реестр естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование; 2) Экономия издержек по головной Компании.

Результатом реализации программы сокращения издержек в 2009 явилось суммарное сокращение издержек по дочерним обществам ОАО «АК «Транснефть» и головной Компании более, чем на 22 млрд.руб.


Заключение

ОАО «АК «Транснефть» - естественная монополия, осуществляющая транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Стоимость услуг, оказываемых Транснефтью, устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.

«Транснефти» принадлежит около 47,50 тыс. км магистральных нефтепроводов, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти

100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[2]. В свободном обращении находятся привилегированные акции.

Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть» составляет 7 101 722 рубля. На величину уставного капитала выпущены 5 546 847 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль (78,1 % от величины уставного капитала) и 1 554 875 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая (21,9 % от величины уставного капитала). Привилегированные акции свободно обращаются на ММВБ и в РТС.

В 2009 г. через систему АК « Транснефть » на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти , в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК « Транснефть » осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам « Транснефти ».

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК « Транснефть » доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 6). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК « Транснефть » около 12 млн тонн нефти .

Список литературы

1. Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;

2. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о разделе продукции);

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";

6. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе";

7. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту";

8. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов";

9. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";

10. Годовые отчеты ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" за 2006-2009года

11. Лукина В.И. Теория статистики Пособие – Изд-во ТюмГУ, 2007

12. Пелих А.С.Экономика отрасли,2004.

13. Поздняк В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: Учебное пособие.- М.: ИНФАРМ-М, 2009.-З09с.

14. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.-М.:ИНФАРМ-М, 2009.-442с.

15. С.И.Коренкова, Д.Л.Скипин, Ю.А. Юхтанова Экономический анализ:Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТГУ, 2008.176с.

16. С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова Теория организации отраслевых рынков: Учебник-М.: 1998

17. Шмойлова Р.А. Теория статистики Учебник – М.: Финансы и статистика, 2005

18. http://www.economy-industry.ru/ng_t8r1part1.html

19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Транснефть

20. http://www.transneft.ru/

21. http://www.mintrans.ru/pressa/TransStrat_Strateg_Magistral_3_1.htm

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  798  799  800   ..