Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  495  496  497   ..

 

 

Экономические проблемы современного российского предпринимательства

Экономические проблемы современного российского предпринимательства

План

Введение

Глава 1. Определение сущности понятия предпринимательство

Глава 2. Экономические проблемы современного российского предпринимательства

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях становления рыночной экономики в России роль предпринимателей как субъектов процесса динамического обновления экономического и социального реструктурирования общества значительно усиливается. Интерес к современным российским предпринимателям определяется, прежде всего, особой важностью их функций в обществе. Однако, предпринимательство в нашей стране все еще относится к мало изученным проблемам. Многое здесь остается еще не до конца ясным, сформулированным.

Важность и актуальность разработки этой темы связаны и с национально-историческими особенностями обстановки, в которой сейчас происходит становление предпринимательства. В обществе на протяжении многих лет само понятие "предпринимательство" носило негативный характер. Поэтому обществу придется приложить немалые усилия, чтобы, с одной стороны, раскрывать его позитивную роль в обеспечении благосостояния и прогрессивного развития общества, а с другой - помочь посредством научных рекомендаций способствовать искоренению различных негативных проявлений предпринимательской деятельности, из-за которых она отклоняется от своего социального предназначения, необходимого и полезного для общества, человека.

Специфика развития отечественного предпринимательства вызвана следующими причинами:

исторически быстрым и спонтанным ходом социально-экономических преобразований, определившим необходимость ускоренного формирования новых экономических отношений при незавершенности реорганизации их базисной основы

неспособностью государства к выполнению управляющей роли в процессах политического, административного и правового регулирования развитием предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную переориентацию,

формирование качественно новых моделей трудового поведения; - устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных в условиях всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.

Глава 1. Определение сущности понятия предпринимательство

Строго говоря, термин предприниматель или, тем более, предприятие "без образования юридического лица" в каком-то смысле - юридический нонсенс, т.к. в классических нормах и категориях права предприятие это и есть юридическое лицо, тогда как физические лица (в экономических терминах - домохозяйства) реализуют в обществе не предпринимательские, а потребительские функции. Если физическое лицо помимо потребительских функций выполняет предпринимательские (поставляет товары или услуги на рынок), то это - уже предприятие (предпринимательство), сколько бы работников и какое количество часов там не трудилось (хотя и сам один хозяин три часа в неделю).

Однако в известном смысле, эти малые формы хозяйствования, лишенные нормального и традиционного для мировой практики юридического статуса, труднее реализуются как объекты целенаправленной политики налогового регулирования и стимулирования в позитивном смысле.

В имеющихся многочисленных научных и экспертно-аналитических разработках решение задач выхода российского малого бизнеса на качественно новый виток или этап развития обосновано адресуется государству и его специализированным органам. Разумеется, в отдельных случаях без таковой поддержки, особенно, в качестве мощного "стартового" механизма для малого бизнеса, не обойтись. Однако превращение факторов поддержки (а проще говоря, постоянной бюджетной подпитки) в необходимое и бесконечное условие выживаемости российского малого бизнеса в целом было бы крайне деконструктивно. Действительно, проведение государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства продолжает сталкиваться со многими нерешенными проблемами, что снижает действенность осуществляемых мер и результативность привлекаемых для этого финансовых и иных ресурсов, в том числе, и в контексте стимулирования инвестиционной активности малого бизнеса. Недостаточно понимание того, что стабильное развитие малого предпринимательства, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою очередь, должны получить реальные стимулы и финансовые ресурсы для активного кооперационного и иного взаимодействия с малым бизнесом. [1]

Глава 2. Экономические проблемы современного российского предпринимательства

На нынешнем этапе подъема российской экономики роль предпринимательства не только не ослабевает, а напротив, существенно усиливается. В рамках нынешнего этапа реформ развитие предпринимательства по-прежнему выступает одной из главных компонентов общей экономической либерализации и, в частности, формирует собой важнейшее связующее звено между процессами формального разгосударствления и все еще актуальной реальной рыночной адаптации российской экономики. Сказанное включает в себя такие проблемы, как расширения "поля" предпринимательских и инвестиционных инициатив, преодоление деформации процессов концентрации и централизации капитала, реструктуризацию и рыночную адаптацию крупных предприятий, активизация инновационных процессов в экономике. Другими словами, сохраняет свою актуальность задача формирования в российской экономике мощной многопрофильной (многоотраслевой) прослойки частного малого и среднего бизнеса, в том числе, и интегрированного с крупными предприятиями в единые инновационные и производственно-технологические "цепочки". [2]

Пока же можно констатировать, что макроэкономические позиции российского малого бизнеса все еще весьма слабы и, значит, потенциально имеют большой резерв для увеличения. Так, доля малых предприятий в ВВП России невелика (порядка 10-12%) и долгое время остается без существенных изменений, причем, что немаловажно, - существенно ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования и даже заметно ниже этих показателей для близких к нынешним российским условиям и трендам развития европейских стран с экономикой переходного типа.

Предпринимательство России, которому, как мы полагаем, предстоит мощный "рывок" вперед в ближайшей перспективе, будет формировать собой наиболее важную сферу количественного "приращения" сферы рыночных отношений в российской экономике. Именно предпринимательство будет в этой перспективе качественно формировать собой наиболее важный "рычаг" позитивного воздействия экономического подъема на тенденции социального развития, прежде всего, на ситуацию в области занятости, доходов, экономической дифференциации населения, сужения межрегиональной экономической дифференциации, миграционные процессы и пр.

Вместе с тем, названные выше позитивные предпосылки или потенции в развитии российского предпринимательства в настоящее время реализуются в далеко неполной мере. Наоборот, развитие предпринимательских структур постоянно сталкивается с многочисленными сложностями и препятствиями как экономического, так и внеэкономического характера. Те или иные меры поддержки форм хозяйствования на федеральном и региональном уровне часто “балансируются” сохраняющимися бюрократическими ограничениями, попытками административно определить "как" и "куда" развиваться российскому малому бизнесу. То же касается периодических мер, связанных с “завинчиванием” налогового пресса, бессмысленными барьерами на пути хозяйственных взаимодействий и кооперационных связей малых предприятий, а равно и иных форм их взаимовыгодной партнерской интеграции с крупными предприятиями-лидерами российской экономики и пр. [3]

Серьезную озабоченность вызывает и то, что фактическая стабилизация, а часто даже и формальное сокращение числа малых предприятий в российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой структуре. Малыми предприятиями плохо востребуются отечественные разработки и инновации, причем чаще всего потому, что представители предпринимательства не имеют достаточных средств и опыта для доведения данных разработок до уровня конкурентоспособных инвестиционных проектов и, тем более, - на их практическую реализацию. Наконец, существенной проблемой развития национальной среды предпринимательства выступает высокая степень дифференциации фактической ситуации с бизнесом в различных регионах России. Среди последних есть и регионы - лидеры, и регионы-аутсайдеры, которым еще крайне далеко до достижения хотя бы среднероссийского уровня и где предпринимаемые с этой целью меры носят откровенно разрозненный, экономически и организационно слабообеспеченный характер. [4]

Одним из следствий этих негативных воздействий стал процесс "деформации" единой, экономически и юридически обоснованной модели структуризации субъектов. Российское предпринимательство явно выросло за рамки одной единственной обобщающей формы "субъект малого предпринимательства" и требует более гибких подходов к определению его качественных составляющих. Если этого не делается официально, процесс структуризации принимает стихийные, чаще всего, малоконструктивные формы.

Заключение

Сказанное говорит о необходимости переориентации государственной политики в области поддержки предпринимательства на цели радикального изменения общеэкономической и институционально-правовой среды его развития, стимулирование многообразия форм хозяйствования сообразно их целям и задачам в различных отраслях экономики, усиления позиций предпринимательства в общем процессе становления российского рынка, предпринимательства и частного капитала. При этом важно и то, что ориентированная на эти цели политика должна отражать в себе не только новые экономические и социальные реалии в стране, сложившиеся в результате прохождения низшей, наиболее болезненной точки экономического кризиса, но и качественно новую степень зрелости самих российских малых предприятий.

Список литературы

1. Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства //. Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - С.30 - 50.

2. Виленский А.В. Стратегия формирования благоприятной предпринимательской среды // Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - С.7 - 29

3. Рунов А.В. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства в России // Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - С.51 - 69.


[1] Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства// .. Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 30

[2] Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства// .. Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 30

[3] Виленский А.В. Стратегия формирования благоприятной предпринимательской среды // Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 7

[4] Рунов А.В. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства в России// Предпринимательство, рынок и экономический рост. - М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 51

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  495  496  497   ..