Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..

 

 

Управление финансовой деятельностью предприятия

Управление финансовой деятельностью предприятия

Содержание

Введение

1 Анализ результатов финансово-экономической деятельности организации

1.1 История развития организации, её правовой статус

1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации

2 Постановка функции финансового менеджмента в организации

3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации

4 Управление финансовой деятельностью организации

Заключение

Список использованных источников


Введение

Рыночная экономика в Республике Беларусь набирает всё большую силу. В современных экономических условиях возрастает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений. При этом деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Финансовое состояние и финансовые результаты – важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, степень гарантированности экономических интересов самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Положительные финансовые результаты предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.

Цель преддипломной практики – исследование финансового состояния предприятия, определение его слабых сторон и выявление резервов. Закрепление теоретических знаний.

Объектом исследований является Частное Унитарное Производственно-торговое предприятие «Универсал».

Задачи:

- изучение результатов финансово-экономической деятельности ЧУПТП «Универсал»;

- изучение постановки функции финансового менеджмента ЧУПТП «Универсал»;

- изучение инновационной активности ЧУПТП «Универсал»;

- детальное изучение управления финансовой деятельностью на ЧУПТП «Универсал», эффективность управления финансами, финансовое состояние предприятия.

Анализируемый период – 2006, 2007, 2008 годы.

Источники информации, используемые в процессе изучения финансовой деятельности предприятия: бухгалтерский баланс с приложениями за анализируемый период.


1 Анализ результатов финансово-экономической деятельности организации

1.1 История развития организации, её правовой статус

Частное унитарное производственно-торговое предприятие «Универсал» основано учредителем Можейко Олегом Александровичем 30 декабря 1996 года.

При создании предприятия главными целями являлись удовлетворение потребностей, как населения, так и юридических лиц не зависимо от форм собственности в товарах народного потребления и оказание услуг. Поставленные цели предприятие реализовывало, выполняя следующие работы и услуги (по общегосударственному классификатору):

- 20101 - антисептирование древесины;

- 20102 - лесопильное и строгальное производство;

- 51709 - оптовая торговля широким ассортиментом товаров;

- 72500 - техническое обслуживание и ремонт канцелярских, бухгалтерских и электронно-вычислительных машин;

- 72600 - прочая деятельность, связанная с компьютерной техникой.

Организационно-правовая форма – унитарное предприятие, т.е. ЧУПТП «Универсал» является коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В данном случае имущество находится в частной собственности Можейко Олега Александровича.

Учредительным документом ЧУПТП «Универсал» является устав.

Управление предприятием осуществляется управляющим. В настоящее время эту должность занимает учредитель ЧУПТП «Универсал» Можейко Олег Александрович.

С июля 2001 года основным видом деятельности ЧУПТП «Универсал» является: 60240 – деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд). Предприятие осуществляет только международные перевозки грузов автомобильным транспортом. Для оказания услуг используются автомобильные сцепки объёмом 82м3 и 120м3 . Основные направления – Венгрия, Словакия, Украина, Россия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан.

В 2008 году в связи с тяжёлой экономической обстановкой и вводом распределения российских разрешений в/из третьих стран третьей категории ЧУПТП «Универсал» значительно сократил свой подвижной состав и количество персонала. На конец 2008 года подвижной состав предприятия составил 5 большегрузных автомобилей (4 сцепки по 120 м3 и 1 седельный тягач 82 м3 ). На предприятии работает 10 человек, в т.ч. управленческий персонал – 1 чел., специалисты – 1 чел., обслуживающий персонал – 1 чел.

1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации

Анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.

Эффективность деятельности транспортного предприятия определяется эффективностью транспортного процесса при выполнении автоперевозки грузов и доходностью данного вида деятельности. Оценка эффективности транспортного процесса является ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта автоперевозок грузов. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи.

Основные технико-экономические показатели работы ЧУПТП «Универсал» приведены в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1 – Технико-экономические показатели ЧУПТП «Универсал»

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Изменение 2007 к 2006

Изменение 2008 к 2007

1

2

3

4

5

6

Выручка от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. (без налогов)

234586

367811

596579

133225

228768

Затраты на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб.

226900

346853

566644

119953

219791

Выручка за 1 перевозку, тыс. руб.

1503,8

1571,8

5142,9

68

3571,1

Затраты на 1 перевозку, тыс. руб.

1454,5

1482,3

4884,9

27,8

3402,6

Прибыль за 1 перевозку, тыс. руб.

49,3

89,5

258

40,2

168,5

Количество перевозок

156

234

116

78

-118

Подвижной состав предприятия в среднем за год

7

10

6

3

-4

Среднее расстояние перевозки, км.

2438

1894

3834

-544

1940

Порожний пробег,%

38

29

24

-9

-5

Суммарная грузоподъёмность автомобилей, т.

134

186

112

52

-74

Средний коэффициент использования грузоподъёмности

0,89

0,76

0,90

-0,13

0,14

Коэффициент использования пробега

0,62

0,71

0,76

0,09

0,05

Расход топлива, л/100км

31,9

32,6

35,8

0,7

3,2

Простои под погрузкой и разгрузкой в% от продолжительности перевозки

28,6

36,4

16,7

7,8

-19,7

Средняя продолжительность 1 перевозки, дн.

14

11

18

-3

7

В деятельности ЧУПТП «Универсал» наблюдается устойчивая тенденция к увеличению выручки в динамике, положительным моментов здесь является то, что выручка растёт более высокими темпами по сравнению с затратами, что приводит к увеличению прибыли от перевозки. Так прибыль от 1 перевозки в 2006 году составляла 49,3 тыс. руб., а в 2007 году уже 89,5 тыс. руб., т.е. увеличилась практически вдвое. В 2008 году прибыль от 1 перевозки увеличилась в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом.

Изменения такого показателя, как количество перевозок в год обусловлено изменениями в подвижном составе предприятия и среднего расстояния перевозки Подвижной состав предприятия постоянно увеличивался до 2008 года. В 2008 году предприятие было вынуждено продать часть автомобилей из-за нехватки российских разрешений, т.к. 99% перевозимых грузов доставляются в РФ и излишний подвижной состав простаивал, не принося дохода. В связи с этим предприятие вынуждено было искать альтернативные направления перевозок, что привело к увеличению продолжительности перевозок и, следовательно, к сокращению их количества, а также к снижению рентабельности оказываемых услуг.

Увеличение коэффициента использования пробега говорит о более эффективной организации перевозок и уменьшении порожнего пробега. В динамике – устойчивая тенденция к увеличению. Также положительным фактором в деятельности организации является увеличении коэффициента использования грузоподъёмности.

Отрицательным явлением является увеличение расхода топлива, так как это приводит к увеличению затрат на перевозки и уменьшению прибыли.

Предприятию следует стремиться к снижению затрат на перевозки путём:

- сокращения затрат на топливо путём определения оптимальных мест заправки с учётом различной стоимости топлива в странах, а также разрешённого ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;

- сокращения затрат на «суточные» и «квартирные» путём нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем;

- сокращения расходов на дорожные сборы за счёт выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории.

Существует еще один показатель, который часто используется для анализа — производительность труда, которая представляет собой отношение выручки без НДС к количеству работников предприятия (или фонду заработной платы). Важность этого показателя заключается в том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных средств увеличения выручки и прибыли предприятия; но нельзя этим увлекаться, т. к. фонд объемов выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия.

ПТ 2006 = 234586 / 12 = 19549 тыс. руб.

ПТ 2007 = 367811 / 19 = 19358 тыс. руб.

ПТ 2008 = 596579 / 13 = 45891 тыс. руб.

Наблюдается увеличение производительности труда в 2008 году по сравнению с 2007 годом, что положительно влияет на экономическую эффективность работы предприятия.

Организационная структура ЧУПТП «Универсал» изменялась на протяжении изучаемого периода, что связано с изменениями подвижного состава и количества персонала организации (рисунок 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).

Управлением предприятия в целом занимается управляющий. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, также он выполняет обязанности финансового директора и фактически управляет деятельностью предприятия на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью, оформление и обработка рейсовых документов.


Рисунок 1.2.1 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2006 г.


Рисунок 1.2.2 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2007 г.

В транспортном отделе работают водители, в обязанности которых помимо выполнения перевозок входит обслуживание автомобиля, мелкий ремонт, подготовка к ТО и т.п.

Заместитель управляющего по транспорту следит за техническим состоянием транспортных средств, своевременностью прохождения ТО и получения лицензионных карточек и т.п., своевременностью проведения ремонтов и занимается их организацией; снабжает транспортный отдел смазочными материалами и запчастями, необходимыми для мелкого ремонта; заключает договора на обслуживание и ремонт транспортных средств; занимается страхованием автомобилей.


Рисунок 1.2.3 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» в 2008 г.

В 2007 году организационная структура ЧУПТП «Универсал» была нерациональной, о чём свидетельствует снижение производительности труда.


2 Постановка функции финансового менеджмента в организации

Если рассматривать организацию как систему, в ней можно выделить функциональные области: маркетинг, финансы, персонал, инновации, собственно управление. Финансовый менеджмент относится к блоку функциональных менеджментов и носит соподчиненный характер по отношению к общему менеджменту предприятия. Отличительной чертой мелких предприятий является то, что владельцы вовлечены в процесс принятия деловых, в том числе и финансовых решений.

Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.

Финансовый менеджмент предприятия направлен на реализацию следующих основных задач: обеспечение достаточного объема внешнего и внутреннего финансирования; обеспечение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия; оптимизация всех ресурсов, затрат, структуры капитала с целью обеспечения финансовой устойчивости в процессе развития предприятия; повышение результативности деятельности; снижение степени риска; проведение обоснованной амортизационной, налоговой, дивидендной политики.

Необходимыми условиями реализации финансового менеджмента на предприятии являются наличие рыночных механизмов, экономическая самостоятельность предприятий (возможность выбора собственной стратегии), профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров в области управления финансами), экономическая заинтересованность.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.

Функции финансового менеджмента как управляющей системы, то есть как субъекта управления:

1. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия и влияющих на нее факторов внешней среды.

2. Финансовое прогнозирование, которое представляет собой основу финансового планирования.

3. Разработка финансовой стратегии предприятия и осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям: операционная, финансовая, инвестиционная деятельность.

4. Организация финансовой работы на предприятии через создание эффективной системы управления финансами и установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий.

5. Разработка действенной системы стимулирования реализации финансовых решений (системы поощрения и санкций).

6. Осуществление контроля за реализацией принятых финансовых решений.

Финансовая служба предприятия – это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определённые функции в системе управления предприятием. Цель деятельности финансовых служб предприятий – обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Функции финансовой службы:

- обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;

- разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;

- определение кредитной политики;

- установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;

- разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

- финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;

- осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;

- обеспечение страхования от финансовых рисков;

- проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;

- анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

На ЧУПТП «Универсал» финансовая служба не выделенf в отдельное структурное подразделение, все функции финансовой службы возложены на управляющего, что обусловлено размерами фирмы.

Финансовый анализ – процесс и исследования, и оценки финансовых условий (внешних и внутренних) функционирования субъекта хозяйствования с целью выработки обоснованных решений по изменению финансовых условий функционирования предприятия. Финансовый анализ сводится к анализу экономического потенциала с точки зрения финансовых отношений и факторов на него влияющих. Экономический потенциал – способность предприятия достигать поставленных целей, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Основными задачами финансового анализа являются:

- общая оценка финансового положения организации;

- изучение соответствия между имуществом и обязательствами;

- определение ликвидности и финансовой устойчивости организации;

- прогнозирование устойчивости финансового состояния.

Для решения этих задач выполняется оценка:

- динамики состава и структуры активов и пассивов организации;

- наличия, структуры и изменения оборотных и внеоборотных активов;

- платежеспособности и ликвидности организации;

- показателей финансовой устойчивости.

Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.

На ЧУПТП «Универсал» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический.

Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д.

Горизонтальный анализ – это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования.

Источники информации для финансового анализа: бухгалтерский баланс (форма №1), отчёт о прибылях и убытках (форма №2), отчёт об изменении капитала (форма №3), отчёт о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).

Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств.

Задачами финансового планирования являются:

- определение потребности в финансовых ресурсах;

- определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов и на основе этого расчет объема и структуры финансирования;

- установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность капитальных вложений, размер дивидендов, размер фондов накопления и потребления и т.д.;

- синхронизация поступления денежных средств с их выплатой;

- оценка результативности всех видов деятельности предприятия и т.д.

На ЧУПТП «Универсал» осуществляется оперативное финансовое планирование – разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 – 3 года).

Функции финансового анализа и финансового планирования исполняет, главным образом, управляющий предприятия.

Проанализируем состав, структуру и динамику прибыли организации (таблица 2.1). Источником информации является форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

Прибыль отчётного периода за 2008 год уменьшилась как по отношению к 2007, так и по отношению к 2006 году. Причиной этого послужили убытки от операционных доходов и расходов, которые связаны с реализацией нерентабельных основных средств предприятия.

В 2006 и 2007 годах по внереализационным доходам и расходам наблюдался убыток, что отрицательно сказывалось на прибыли предприятия. В 2008 году по этому показателю имеется прибыль, это объясняется тем, что внереализационные доходы увеличиваются более высокими темпами, чем внереализационные расходы. Внереализационные доходы и расходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились более чем в 15 раз. Это связано с нестабильностью иностранной валюты и списанием задолженностей предприятия.

Таблица 2.1 – Состав, структура и динамика прибыли ЧУПТП «Универсал»

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Изменение 2007 к 2006

Изменение 2008 к 2007

сумма, тыс.руб.

уд. вес,%

сумма, тыс.руб.

уд. вес,%

сумма, тыс.руб.

уд. вес,%

суммы, тыс. руб.

уд. веса, проц. пунктов

темп роста,%

суммы, тыс. руб.

уд. веса, проц. пунктов

темп роста,%

Выручка от реализации товаров продукции, работ, услуг (за вычетом налогов)

234586

367811

596579

133225

156,8

228768

162,2

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

226900

346853

566644

119953

152,9

219791

163,4

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

Расходы на реализацию

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от реализа-ции товаров, продукции, ра-бот, услуг

7686

101 ,8

20958

100,7

29935

476,1

13272

-1,1

272,7

8977

375,4

142,8

Операционные доходы (без НДС)

-

-

63604

-

-

63604

0

Операционные расходы

-

-

88962

-

-

88962

0

Прибыль (убыток) от совмест-ной деятельности

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от опера-ционных доходов и расходов

0

0

0

0

-25358

-403,3

0

0

-25358

-403,3

0

Внереализационные доходы (за минусом НДС)

713

2769

47030

2056

388,4

44261

1698,4

Внереализационные расходы

847

2915

45319

2068

344,16

42404

1554,7

Прибыль (убыток) от внереа-лизационных доходов и рас-ходов

-134

-1,8

-146

-0,7

1711

27,2

-12

1,1

109,0

1857

27,9

1171,9

Прибыль (убыток) за отчёт-ный период

7552

100

20812

100

6288

100

13260

-

275,6

-14524

-

30,2

Положительным явлением является устойчивое увеличение прибыли от реализации услуг, которая в 2007 году выросла на 172,7% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – на 42,8% по сравнению с 2007 годом.

Задачи анализа распределения прибыли зависят от того, является ли он внутренним или внешним. При внутреннем анализе основной задачей является изыскание резервов роста чистой прибыли. Для её решения в процессе анализа изучается: формирование налогооблагаемой прибыли; факторы формирования и динамика налогов; пропорции и конкретные направления распределения прибыли, а также пути наиболее рационального размещения созданной прибыли; факторы формирования, распределения и использования чистой прибыли.

Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может использоваться им по следующим направлениям:

- направляться в фонды предприятия, формируемые по решению учредителя;

- направляться учредителю, по его письменному решению;

- на предоставление работникам предприятия беспроцентных займов;

- другие цели.

Порядок использования фондов предприятия определяется учредителем.


3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации

Изменение условий производства – рыночная неопределённость, риск, конкурентная борьба – приводит к изменению методов управления современным предприятием. Успех в деятельности сегодня неразрывно связан с новыми знаниями и умением их применить. Инновации рассматриваются как один из важнейших ресурсов, требующий системного управления, преобразования знаний в коммерческий продукт или услугу, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.

Современный менеджмент только тогда может быть действительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации, накопление ею инновационного потенциала и целеустремлённость. В рыночных условиях выживаемость предприятия обеспечивается, прежде всего, за счёт осуществления перехода к активной политике инновационного обновления и, главное, способности предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды.

Инновация – это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, норм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности.

Инновации обычно рассматриваются, как изменение в какой-либо сфере деятельности, а инновационный процесс – как ряд последовательных действий от возникновения идеи до её практической реализации. Всякое новое явление только тогда получает общественное признание, когда оно принято к распространению, после чего его можно считать инновацией. Инновация проходит все стадии жизненного цикла продукта (услуги) и фазы производства. Только признав все формы проявления нововведений, можно говорить об управлении этим процессом. Знание отличительных особенностей всех форм инноваций в различных сферах деятельности позволит выбрать успешную инновационную стратегию на рынке, а также условия её эффективной реализации.

Для менеджера промышленного предприятия, планирующего организацию внедрения нововведения, важно знать особенности того или иного инновационного процесса, что позволит:

· обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

· обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;

· обеспечить программное планирование и системное управление нововведением во всех фазах его жизненного цикла;

· разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения в целях обеспечения стратегических задач организации;

· выработать соответствующий механизм компенсации нежелательных последствий и реакций, позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие производственной системы.

На ЧУПТП «Универсал» инновационная деятельность не осуществляется в силу специфики деятельности организации.

Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.

Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заёмных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.

Инвестиции (лат. investire – облачать, одевать, вкладывать) – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве и имущественные права, вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения иного значимого результата. Гражданским законодательством вещное право определяется как совокупность норм гражданского права на предметы материального мира, по поводу которых возникают правовые отношения.

Инвестиции – это то, что «откладывается» на завтра, чтобы больше употребить в будущем. Одна их часть оставляет потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас; другая – ресурсы, направляемые на расширение или поддержание на необходимом уровне производственной мощности, например вложения в сооружения, машины, оборудование и т.д. По экономическому содержанию инвестиции – это расходы на создание, реконструкцию или техническое перевооружение основного и оборотного капитала; по финансовому – вложение средств в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, в использование иных инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридических и физических лиц, государства (его административно-территориальной единицы) по вложениям инвестиций в производство продукции (работ, услуг), иному использованию для получения прибыли (дохода), достижения иного полезного результата. Объекты этой деятельности – движимое и недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность и др. Она может осуществляться в форме создания юридического лица, либо приобретения имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных фондов).

Инвестирование – это процесс аккумуляции государством, юридическими и физическими лицами ресурсов в стоимостной и натуральной формах для их последующего использования в различных сферах деятельности.

Часто объектами инвестиционной деятельности (вложения средств) являются строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определённой задачи, например на производство новых товаров или услуг, увеличение их объёма или улучшения качества и т.д. Они могут различаться по объёмам производства и видам продукции; направленности – производственные, социальные и др.; по периодам (этапам) осуществления проектов – на весь период или только на отдельные этапы проекта; формам собственности – государственные или частные; формам участия государства – кредиты, пакет акций, гарантии и др.; окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам.

На ЧУПТП «Универсал» инвестиционная деятельность не ведётся в силу размеров и экономического состояния фирмы.


4 Управление финансовой деятельностью организации

Для определения эффективности финансовой работы в организации проведём анализ финансового состояния организации.

Финансовое состояние организации – это экономическая категория, отражающая на определённый момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. Оно выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), кредитов банков и займов, временно привлечённых свободных средств специальных фондов.

Основными задачами анализа являются:

- общая оценка финансового положения организации;

- изучение соответствия между имуществом и обязательствами, рациональности размещения капитала и эффективности его использования;

- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

Анализ финансово-экономического состояния организации начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.

Статьи актива располагаются в зависимости от степени ликвидности имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.

Изучим состав и структуру имущества организации. Источником информации является форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Данные таблицы 4.1 говорят о том, что на предприятии общая сумма капитала предприятия в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб., что произошло главным образом из-за уменьшения внеоборотного капитала на 58286 тыс. руб. или 18,78%. В 2008 году общая сумма активов предприятия увеличилась на 17,9% или 54299 тыс. руб., что произошло главным образом за счёт увеличения оборотных активов на 85,8% или 44105 тыс. руб.

В общей сумме капитала предприятия наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, что обуславливается спецификой деятельности организации. В состав внеоборотных активов входят только основные средства.

Оборотный капитал – это наиболее мобильная, постоянно находящаяся в обороте часть общего капитала. Существенных изменений в структуре оборотных активов не произошло, за исключением резкого увеличения дебиторской задолженности в 2008 году, что говорит об ухудшении расчётов с дебиторами и несвоевременности платежей.

Для общей оценки имущественного потенциала организации проводится анализ динамики состава и структуры пассива баланса (обязательств).

Изучим состав и структуру пассивов организации (таблица 4.2). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Из таблицы 4.2 следует, что сумма пассивов организации в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб. Главным образом это произошло из-за того, что уменьшение заёмных средств происходило быстрее, чем увеличение собственных. В 2008 году пассивы организации увеличились на 17,9% или 54299 тыс. руб. Главным образом благодаря увеличению собственных средств в части добавочного фонда.

На протяжении анализируемого периода наблюдается устойчивая тенденция к увеличению собственных средств ЧУПТП «Универсал» и сокращению заёмных. Так если в 2006 году удельный вес собственных средств составлял только 37,2%, то в 2008 году удельный вес собственных средств составил уже 76,7%. Это говорит о повышении финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Структура заёмных средств также претерпела серьёзные изменения в анализируемом периоде. Так были полностью произведены расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а также с прочими кредиторами; 96% всей кредиторской задолженности в 2008 году составляют расчёты с персоналом по прочим операциям.

Таблица 4.1 – Анализ наличия, состава и структуры пассивов организации

Пассив баланса

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

Изменение 2007 к 2006

Изменение 2008 к 2007

сумма, тыс. руб.

уд. вес,%

сумма, тыс. руб.

уд. вес,%

сумма, тыс. руб.

уд. вес,%

суммы, тыс. руб.

уд. веса, проц. пунктов

Темп роста,%

суммы, тыс. руб.

уд. веса, проц. пунктов

Темп роста,%

1. Капитал и резервы

130540

37,2

136674

45,0

274306

76,7

6134

7,8

104,7

137632

31,7

200,7

1.1 Уставный фонд

2097

0,6

2097

0,7

2097

0,6

0

0,1

100,0

0

-0,1

100,0

1.2 Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.3 Резервный фонд

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.4 Добавочный фонд

128067

36,5

122375

40,3

257894

72,1

-5692

3,8

95,6

135519

31,8

210,7

1.5 Прибыль (убыток) отчётного года

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.6 Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)

376

0,1

12202

4,0

14315

4,0

11826

3,9

3245

2113

0,0

117,3

1.7 Целевое финанси-рование

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.8 Доходы будущих периодов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Обязательства

220710

62,8

166797

55,0

83464

23,3

-53913

-7,8

75,6

-83333

-31,7

50,0

2.1 Долгосрочные кредиты и займы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2 Краткосрочные кредиты и займы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3 Кредиторская задолженность

220710

62,8

166797

55,0

83464

23,3

-53913

-7,8

75,6

-83333

-31,7

50,0

2.3.1 перед поставщи-ками и подрядчиками

722

0,2

2511

0,8

-

-

1789

0,6

347,8

-2511

-0,8

0

2.3.2 перед покупате-лями и заказчиками

29460

8,4

84053

27,7

-

-

54593

19,3

285,3

-84053

-27,7

0

2.3.3 по оплате труда

2762

0,8

12844

4,2

2435

0,7

10082

3,4

465,0

-10409

-3,5

19,0

2.3.4 по прочим расчё-там с персоналом

52452

14,9

10636

3,6

80312

22,4

-41816

-11,3

20,3

69676

18,8

755,1

2.3.5 по налогам и сбо-рам

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3.6 по социальному страхованию и обеспе-чению

1096

0,3

1528

0,5

717

0,2

432

0,2

139,4

-811

-0,3

46,9

2.3.7 перед прочими кредиторами

134218

38,2

55225

18,2

-

-

-78993

-20,0

41,1

-55225

-18,2

0

2.4 Задолженность перед учредителями

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.5 Резервы предстоя-щих расходов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.6 Прочие виды обязательств

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

БАЛАНС

351250

100

303471

100

357770

100

-47779

-

86,4

54299

-

117,9

Оценка структуры источников формирования капитала производится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние источники оценивают изменение доли собственных средств в общей сумме источников с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Внутренний анализ связан с оценкой альтернатив вариантов финансирования деятельности предприятия.

Для изучения процесса формирования и изменения пассивов предприятия необходим сравнительный анализ источников и средств предприятия по различным направлениям. Сравнение активов и пассивов предприятия позволяет сделать вывод об эффективности финансовой политики за изучаемый период.

При анализе источников формирования внеоборотных активов исходят из того, что это, как правило, долгосрочные кредиты и займы, и собственные источники. Причём должен соблюдаться принцип целевого назначения, т.е. покрытие определённых активов осуществляется определёнными источниками.

Проанализируем источники формирования внеоборотных активов (таблица 4.3). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Из данных таблицы 4.3 следует, что в 2006 и 2007 годах формирование внеоборотных активов только на половину осуществлялось за счёт собственных средств предприятия: 130540 тыс. руб. в 2006 году и 136674 тыс. руб. в 2007 году. Остальная часть внеоборотных активов формировалась за счёт привлечённых средств. Отрицательным фактором в данной структуре является использование краткосрочных обязательств на покрытие внеоборотных активов: 40884 тыс. руб. в 2006 году и 60181 тыс. руб. в 2007 году. Причём наблюдается увеличение этого показателя в динамике.

В 2008 году внеоборотные активы предприятия полностью формировались за счёт собственных средств предприятия, что является положительной динамикой в развитии предприятия и делает его более финансово независимым.

Таблица 4.3 – Анализ источников формирования внеоборотных активов, тыс. руб.

Внеоборотные активы

2006 год

2007 год

2008 год

Измене-ние 2007 к 2006

Измене-ние 2008 к 2007

Источники покрытия внеоборотных активов

2006 год

2007 год

2008 год

Измене-ние 2007 к 2006

Измене-ние 2008 к 2007

1. Внеоборотные активы

310366

252080

262274

-58286

10194

1. Долгосроч-ные обяза-тельства

134218

55225

0

-78993

-55225

1.1 Основные средства

310366

252080

262274

-58286

10194

2. Капитал и резервы (плюс резервы предс-тоящих расходов)

130540

136674

274306

6134

137632

1.2 Нематериаль-ные активы

-

-

-

-

-

2.1 Истользуе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов

130540

136674

262274

6134

125600

1.3 Доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

-

-

2.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (стр.2-
- стр.2.1)

0

0

12032

0

12032

1.4 Вложения во внеоборотные активы

-

-

-

-

-

3. Краткосроч-ные обяза-тельства

86492

111572

83464

25080

-28108

1.5 Прочие внеоборотные активы

-

-

-

-

-

3.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов

45608

60181

0

14573

-60181

-

-

-

-

-

-

3.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ние оборотных активов

40884

51391

83464

10507

32072

-

-

-

-

-

-

4. Итого:стр.1+
+ стр.2.1 +
+ стр.3.1

310366

252080

262274

-58286

10194

-

-

-

-

-

-

5. Собствен-ный капитал, используемый на покрытие оборотных активов(стр.2 -
- стр.2.1)

0

0

12032

0

12032

Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов) (стр. 2 табл. 4.3) определяется как сумма капитала и резервов (стр. 1 табл. 4.2) и резервов предстоящих расходов (стр. 2.5 табл. 4.2).

Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов), используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3); но не более суммы капитала и резервов (плюс резервов предстоящих расходов).

Краткосрочные обязательства, используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 3.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3) за минусом капитала и резервов, используемых на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3).

Аналогично основному капиталу исследуются источники формирования оборотного капитала. Проанализируем источники формирования оборотных активов (таблица 4.4). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Оборотные средства в 2006 и 2007 годах полностью формируются за счёт заёмных средств предприятия. В 2008 году оборотные активы уже формируются за счёт заёмных и за счёт собственных средств предприятия: 83464 тыс. руб. и 12032 тыс. руб. соответственно. Большая часть оборотного капитала сформирована за счёт заёмных средств.

Желательно, чтобы текущие активы наполовину были сформированы за счёт собственного, на половину – за счёт заёмного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.

В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотного капитала) принято делить на две части: а) переменную (создана за счёт краткосрочных обязательств предприятия); б) постоянную (образуется за счёт перманентного капитала – собственный и долгосрочный заёмный). Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.

Проанализируем финансовую устойчивость и платёжеспособность организации.

Рассчитаем показатели ликвидности (таблица 4.5). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации, т.е. достаточно ли оборотных средств у организации, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.

Таблица 4.4 – Анализ источников формирования оборотных активов, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..

 

Оборотные активы

2006 год

2007 год

2008 год

Измене-ние 2007 к 2006

Измене-ние 2008 к 2007

Источники покрытия оборотных активов

2006 год

2007 год

2008 год

Измене-ние 2007 к 2006

Измене-ние 2008 к 2007

1. Оборотные активы

40884

51391

95496

10507

44105

1. Капитал и резервы (плюс резервы пред-стоящих расходов)

130540

136674

274306

6134

137632

в том числе:

1.1 Запасы и затраты

16178

21511

36695

5333

15184

1.1 Используе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов (табл.4.3)

130540

136674

262274

6134

125600

1.1.1 Сырьё, мате-риалы и другие активы

3431

8413

23785

4982

15372

1.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (табл.4.3)

0

0

12032

0

12032

1.1.2 Животные на выращивании и откорме

-

-

-

-

-

2. Краткосроч-ные обязатель-ства

86492

111572

83464

25080

-28108

1.1.3 Незавершён-ное производство и полуфабрикаты

-

-

-

-

-

2.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов

45608

60181

0

14573

-60181

1.1.4 Расходы на реализацию

-

-

-

-

-

2.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ниес оборот-ных активов

40884

51391

83464

10507

32073

1.1.5 Готовая про-дукция и товары для реализации

-

-

-

-