Содержание
Введение
1 Анализ результатов финансово-экономической деятельности организации
1.1 История развития организации, её правовой статус
1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации
2 Постановка функции финансового менеджмента в организации
3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации
4 Управление финансовой деятельностью организации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рыночная экономика в Республике Беларусь набирает всё большую силу. В современных экономических условиях возрастает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений. При этом деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Финансовое состояние и финансовые результаты – важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, степень гарантированности экономических интересов самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
Положительные финансовые результаты предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.
Цель преддипломной практики – исследование финансового состояния предприятия, определение его слабых сторон и выявление резервов. Закрепление теоретических знаний.
Объектом исследований является Частное Унитарное Производственно-торговое предприятие «Универсал».
Задачи:
- изучение результатов финансово-экономической деятельности ЧУПТП «Универсал»;
- изучение постановки функции финансового менеджмента ЧУПТП «Универсал»;
- изучение инновационной активности ЧУПТП «Универсал»;
- детальное изучение управления финансовой деятельностью на ЧУПТП «Универсал», эффективность управления финансами, финансовое состояние предприятия.
Анализируемый период – 2006, 2007, 2008 годы.
Источники информации, используемые в процессе изучения финансовой деятельности предприятия: бухгалтерский баланс с приложениями за анализируемый период.
1 Анализ результатов финансово-экономической деятельности организации
1.1 История развития организации, её правовой статус
Частное унитарное производственно-торговое предприятие «Универсал» основано учредителем Можейко Олегом Александровичем 30 декабря 1996 года.
При создании предприятия главными целями являлись удовлетворение потребностей, как населения, так и юридических лиц не зависимо от форм собственности в товарах народного потребления и оказание услуг. Поставленные цели предприятие реализовывало, выполняя следующие работы и услуги (по общегосударственному классификатору):
- 20101 - антисептирование древесины;
- 20102 - лесопильное и строгальное производство;
- 51709 - оптовая торговля широким ассортиментом товаров;
- 72500 - техническое обслуживание и ремонт канцелярских, бухгалтерских и электронно-вычислительных машин;
- 72600 - прочая деятельность, связанная с компьютерной техникой.
Организационно-правовая форма – унитарное предприятие, т.е. ЧУПТП «Универсал» является коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В данном случае имущество находится в частной собственности Можейко Олега Александровича.
Учредительным документом ЧУПТП «Универсал» является устав.
Управление предприятием осуществляется управляющим. В настоящее время эту должность занимает учредитель ЧУПТП «Универсал» Можейко Олег Александрович.
С июля 2001 года основным видом деятельности ЧУПТП «Универсал» является: 60240 – деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд). Предприятие осуществляет только международные перевозки грузов автомобильным транспортом. Для оказания услуг используются автомобильные сцепки объёмом 82м3
и 120м3
. Основные направления – Венгрия, Словакия, Украина, Россия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан.
В 2008 году в связи с тяжёлой экономической обстановкой и вводом распределения российских разрешений в/из третьих стран третьей категории ЧУПТП «Универсал» значительно сократил свой подвижной состав и количество персонала. На конец 2008 года подвижной состав предприятия составил 5 большегрузных автомобилей (4 сцепки по 120 м3
и 1 седельный тягач 82 м3
). На предприятии работает 10 человек, в т.ч. управленческий персонал – 1 чел., специалисты – 1 чел., обслуживающий персонал – 1 чел.
1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации
Анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.
Эффективность деятельности транспортного предприятия определяется эффективностью транспортного процесса при выполнении автоперевозки грузов и доходностью данного вида деятельности. Оценка эффективности транспортного процесса является ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта автоперевозок грузов. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи.
Основные технико-экономические показатели работы ЧУПТП «Универсал» приведены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 – Технико-экономические показатели ЧУПТП «Универсал»
Наименование показателя
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Изменение 2007 к 2006
|
Изменение 2008 к 2007
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Выручка от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. (без налогов)
|
234586
|
367811
|
596579
|
133225
|
228768
|
Затраты на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб.
|
226900
|
346853
|
566644
|
119953
|
219791
|
Выручка за 1 перевозку, тыс. руб.
|
1503,8
|
1571,8
|
5142,9
|
68
|
3571,1
|
Затраты на 1 перевозку, тыс. руб.
|
1454,5
|
1482,3
|
4884,9
|
27,8
|
3402,6
|
Прибыль за 1 перевозку, тыс. руб.
|
49,3
|
89,5
|
258
|
40,2
|
168,5
|
Количество перевозок
|
156
|
234
|
116
|
78
|
-118
|
Подвижной состав предприятия в среднем за год
|
7
|
10
|
6
|
3
|
-4
|
Среднее расстояние перевозки, км.
|
2438
|
1894
|
3834
|
-544
|
1940
|
Порожний пробег,%
|
38
|
29
|
24
|
-9
|
-5
|
Суммарная грузоподъёмность автомобилей, т.
|
134
|
186
|
112
|
52
|
-74
|
Средний коэффициент использования грузоподъёмности
|
0,89
|
0,76
|
0,90
|
-0,13
|
0,14
|
Коэффициент использования пробега
|
0,62
|
0,71
|
0,76
|
0,09
|
0,05
|
Расход топлива, л/100км
|
31,9
|
32,6
|
35,8
|
0,7
|
3,2
|
Простои под погрузкой и разгрузкой в% от продолжительности перевозки
|
28,6
|
36,4
|
16,7
|
7,8
|
-19,7
|
Средняя продолжительность 1 перевозки, дн.
|
14
|
11
|
18
|
-3
|
7
|
В деятельности ЧУПТП «Универсал» наблюдается устойчивая тенденция к увеличению выручки в динамике, положительным моментов здесь является то, что выручка растёт более высокими темпами по сравнению с затратами, что приводит к увеличению прибыли от перевозки. Так прибыль от 1 перевозки в 2006 году составляла 49,3 тыс. руб., а в 2007 году уже 89,5 тыс. руб., т.е. увеличилась практически вдвое. В 2008 году прибыль от 1 перевозки увеличилась в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом.
Изменения такого показателя, как количество перевозок в год обусловлено изменениями в подвижном составе предприятия и среднего расстояния перевозки Подвижной состав предприятия постоянно увеличивался до 2008 года. В 2008 году предприятие было вынуждено продать часть автомобилей из-за нехватки российских разрешений, т.к. 99% перевозимых грузов доставляются в РФ и излишний подвижной состав простаивал, не принося дохода. В связи с этим предприятие вынуждено было искать альтернативные направления перевозок, что привело к увеличению продолжительности перевозок и, следовательно, к сокращению их количества, а также к снижению рентабельности оказываемых услуг.
Увеличение коэффициента использования пробега говорит о более эффективной организации перевозок и уменьшении порожнего пробега. В динамике – устойчивая тенденция к увеличению. Также положительным фактором в деятельности организации является увеличении коэффициента использования грузоподъёмности.
Отрицательным явлением является увеличение расхода топлива, так как это приводит к увеличению затрат на перевозки и уменьшению прибыли.
Предприятию следует стремиться к снижению затрат на перевозки путём:
- сокращения затрат на топливо путём определения оптимальных мест заправки с учётом различной стоимости топлива в странах, а также разрешённого ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;
- сокращения затрат на «суточные» и «квартирные» путём нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем;
- сокращения расходов на дорожные сборы за счёт выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории.
Существует еще один показатель, который часто используется для анализа — производительность труда, которая представляет собой отношение выручки без НДС к количеству работников предприятия (или фонду заработной платы). Важность этого показателя заключается в том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных средств увеличения выручки и прибыли предприятия; но нельзя этим увлекаться, т. к. фонд объемов выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия.
ПТ 2006
= 234586 / 12 = 19549 тыс. руб.
ПТ 2007
= 367811 / 19 = 19358 тыс. руб.
ПТ 2008
= 596579 / 13 = 45891 тыс. руб.
Наблюдается увеличение производительности труда в 2008 году по сравнению с 2007 годом, что положительно влияет на экономическую эффективность работы предприятия.
Организационная структура ЧУПТП «Универсал» изменялась на протяжении изучаемого периода, что связано с изменениями подвижного состава и количества персонала организации (рисунок 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
Управлением предприятия в целом занимается управляющий. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, также он выполняет обязанности финансового директора и фактически управляет деятельностью предприятия на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.
Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью, оформление и обработка рейсовых документов.
Рисунок 1.2.1 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2006 г.
Рисунок 1.2.2 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2007 г.
В транспортном отделе работают водители, в обязанности которых помимо выполнения перевозок входит обслуживание автомобиля, мелкий ремонт, подготовка к ТО и т.п.
Заместитель управляющего по транспорту следит за техническим состоянием транспортных средств, своевременностью прохождения ТО и получения лицензионных карточек и т.п., своевременностью проведения ремонтов и занимается их организацией; снабжает транспортный отдел смазочными материалами и запчастями, необходимыми для мелкого ремонта; заключает договора на обслуживание и ремонт транспортных средств; занимается страхованием автомобилей.
Рисунок 1.2.3 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» в 2008 г.
В 2007 году организационная структура ЧУПТП «Универсал» была нерациональной, о чём свидетельствует снижение производительности труда.
2 Постановка функции финансового менеджмента в организации
Если рассматривать организацию как систему, в ней можно выделить функциональные области: маркетинг, финансы, персонал, инновации, собственно управление. Финансовый менеджмент относится к блоку функциональных менеджментов и носит соподчиненный характер по отношению к общему менеджменту предприятия. Отличительной чертой мелких предприятий является то, что владельцы вовлечены в процесс принятия деловых, в том числе и финансовых решений.
Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.
Финансовый менеджмент предприятия направлен на реализацию следующих основных задач: обеспечение достаточного объема внешнего и внутреннего финансирования; обеспечение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия; оптимизация всех ресурсов, затрат, структуры капитала с целью обеспечения финансовой устойчивости в процессе развития предприятия; повышение результативности деятельности; снижение степени риска; проведение обоснованной амортизационной, налоговой, дивидендной политики.
Необходимыми условиями реализации финансового менеджмента на предприятии являются наличие рыночных механизмов, экономическая самостоятельность предприятий (возможность выбора собственной стратегии), профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров в области управления финансами), экономическая заинтересованность.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.
Функции финансового менеджмента как управляющей системы,
то есть как субъекта управления:
1. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия и влияющих на нее факторов внешней среды.
2. Финансовое прогнозирование, которое представляет собой основу финансового планирования.
3. Разработка финансовой стратегии предприятия и осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям: операционная, финансовая, инвестиционная деятельность.
4. Организация финансовой работы на предприятии через создание эффективной системы управления финансами и установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий.
5. Разработка действенной системы стимулирования реализации финансовых решений (системы поощрения и санкций).
6. Осуществление контроля за реализацией принятых финансовых решений.
Финансовая служба предприятия – это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определённые функции в системе управления предприятием. Цель деятельности финансовых служб предприятий – обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.
Функции финансовой службы:
- обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
- разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;
- определение кредитной политики;
- установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
- разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;
- финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;
- осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
- обеспечение страхования от финансовых рисков;
- проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
- анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.
На ЧУПТП «Универсал» финансовая служба не выделенf в отдельное структурное подразделение, все функции финансовой службы возложены на управляющего, что обусловлено размерами фирмы.
Финансовый анализ – процесс и исследования, и оценки финансовых условий (внешних и внутренних) функционирования субъекта хозяйствования с целью выработки обоснованных решений по изменению финансовых условий функционирования предприятия. Финансовый анализ сводится к анализу экономического потенциала с точки зрения финансовых отношений и факторов на него влияющих. Экономический потенциал – способность предприятия достигать поставленных целей, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Основными задачами финансового анализа являются:
- общая оценка финансового положения организации;
- изучение соответствия между имуществом и обязательствами;
- определение ликвидности и финансовой устойчивости организации;
- прогнозирование устойчивости финансового состояния.
Для решения этих задач выполняется оценка:
- динамики состава и структуры активов и пассивов организации;
- наличия, структуры и изменения оборотных и внеоборотных активов;
- платежеспособности и ликвидности организации;
- показателей финансовой устойчивости.
Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.
На ЧУПТП «Универсал» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический.
Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д.
Горизонтальный анализ – это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования.
Источники информации для финансового анализа: бухгалтерский баланс (форма №1), отчёт о прибылях и убытках (форма №2), отчёт об изменении капитала (форма №3), отчёт о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.
Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств.
Задачами финансового планирования являются:
- определение потребности в финансовых ресурсах;
- определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов и на основе этого расчет объема и структуры финансирования;
- установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность капитальных вложений, размер дивидендов, размер фондов накопления и потребления и т.д.;
- синхронизация поступления денежных средств с их выплатой;
- оценка результативности всех видов деятельности предприятия и т.д.
На ЧУПТП «Универсал» осуществляется оперативное финансовое планирование – разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 – 3 года).
Функции финансового анализа и финансового планирования исполняет, главным образом, управляющий предприятия.
Проанализируем состав, структуру и динамику прибыли организации (таблица 2.1). Источником информации является форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».
Прибыль отчётного периода за 2008 год уменьшилась как по отношению к 2007, так и по отношению к 2006 году. Причиной этого послужили убытки от операционных доходов и расходов, которые связаны с реализацией нерентабельных основных средств предприятия.
В 2006 и 2007 годах по внереализационным доходам и расходам наблюдался убыток, что отрицательно сказывалось на прибыли предприятия. В 2008 году по этому показателю имеется прибыль, это объясняется тем, что внереализационные доходы увеличиваются более высокими темпами, чем внереализационные расходы. Внереализационные доходы и расходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились более чем в 15 раз. Это связано с нестабильностью иностранной валюты и списанием задолженностей предприятия.
Таблица 2.1 – Состав, структура и динамика прибыли ЧУПТП «Универсал»
Показатели
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Изменение 2007 к 2006
|
Изменение 2008 к 2007
|
сумма, тыс.руб.
|
уд. вес,%
|
сумма, тыс.руб.
|
уд. вес,%
|
сумма, тыс.руб.
|
уд. вес,%
|
суммы, тыс. руб.
|
уд. веса, проц. пунктов
|
темп роста,%
|
суммы, тыс. руб.
|
уд. веса, проц. пунктов
|
темп роста,%
|
Выручка от реализации товаров продукции, работ, услуг (за вычетом налогов)
|
234586
|
367811
|
596579
|
133225
|
156,8
|
228768
|
162,2
|
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг
|
226900
|
346853
|
566644
|
119953
|
152,9
|
219791
|
163,4
|
Управленческие расходы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Расходы на реализацию
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль (убыток) от реализа-ции товаров, продукции, ра-бот, услуг
|
7686
|
101
,8
|
20958
|
100,7
|
29935
|
476,1
|
13272
|
-1,1
|
272,7
|
8977
|
375,4
|
142,8
|
Операционные доходы (без НДС)
|
-
|
-
|
63604
|
-
|
-
|
63604
|
0
|
Операционные расходы
|
-
|
-
|
88962
|
-
|
-
|
88962
|
0
|
Прибыль (убыток) от совмест-ной деятельности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль (убыток) от опера-ционных доходов и расходов
|
0
|
0
|
0
|
0
|
-25358
|
-403,3
|
0
|
|
0
|
-25358
|
-403,3
|
0
|
Внереализационные доходы (за минусом НДС)
|
713
|
2769
|
47030
|
2056
|
388,4
|
44261
|
1698,4
|
Внереализационные расходы
|
847
|
2915
|
45319
|
2068
|
344,16
|
42404
|
1554,7
|
Прибыль (убыток) от внереа-лизационных доходов и рас-ходов
|
-134
|
-1,8
|
-146
|
-0,7
|
1711
|
27,2
|
-12
|
1,1
|
109,0
|
1857
|
27,9
|
1171,9
|
Прибыль (убыток) за отчёт-ный период
|
7552
|
100
|
20812
|
100
|
6288
|
100
|
13260
|
-
|
275,6
|
-14524
|
-
|
30,2
|
Положительным явлением является устойчивое увеличение прибыли от реализации услуг, которая в 2007 году выросла на 172,7% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – на 42,8% по сравнению с 2007 годом.
Задачи анализа распределения прибыли зависят от того, является ли он внутренним или внешним. При внутреннем анализе основной задачей является изыскание резервов роста чистой прибыли. Для её решения в процессе анализа изучается: формирование налогооблагаемой прибыли; факторы формирования и динамика налогов; пропорции и конкретные направления распределения прибыли, а также пути наиболее рационального размещения созданной прибыли; факторы формирования, распределения и использования чистой прибыли.
Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может использоваться им по следующим направлениям:
- направляться в фонды предприятия, формируемые по решению учредителя;
- направляться учредителю, по его письменному решению;
- на предоставление работникам предприятия беспроцентных займов;
- другие цели.
Порядок использования фондов предприятия определяется учредителем.
3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации
Изменение условий производства – рыночная неопределённость, риск, конкурентная борьба – приводит к изменению методов управления современным предприятием. Успех в деятельности сегодня неразрывно связан с новыми знаниями и умением их применить. Инновации рассматриваются как один из важнейших ресурсов, требующий системного управления, преобразования знаний в коммерческий продукт или услугу, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.
Современный менеджмент только тогда может быть действительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации, накопление ею инновационного потенциала и целеустремлённость. В рыночных условиях выживаемость предприятия обеспечивается, прежде всего, за счёт осуществления перехода к активной политике инновационного обновления и, главное, способности предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды.
Инновация – это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, норм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности.
Инновации обычно рассматриваются, как изменение в какой-либо сфере деятельности, а инновационный процесс – как ряд последовательных действий от возникновения идеи до её практической реализации. Всякое новое явление только тогда получает общественное признание, когда оно принято к распространению, после чего его можно считать инновацией. Инновация проходит все стадии жизненного цикла продукта (услуги) и фазы производства. Только признав все формы проявления нововведений, можно говорить об управлении этим процессом. Знание отличительных особенностей всех форм инноваций в различных сферах деятельности позволит выбрать успешную инновационную стратегию на рынке, а также условия её эффективной реализации.
Для менеджера промышленного предприятия, планирующего организацию внедрения нововведения, важно знать особенности того или иного инновационного процесса, что позволит:
· обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
· обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;
· обеспечить программное планирование и системное управление нововведением во всех фазах его жизненного цикла;
· разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения в целях обеспечения стратегических задач организации;
· выработать соответствующий механизм компенсации нежелательных последствий и реакций, позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие производственной системы.
На ЧУПТП «Универсал» инновационная деятельность не осуществляется в силу специфики деятельности организации.
Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.
Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заёмных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.
Инвестиции (лат. investire – облачать, одевать, вкладывать) – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве и имущественные права, вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения иного значимого результата. Гражданским законодательством вещное право определяется как совокупность норм гражданского права на предметы материального мира, по поводу которых возникают правовые отношения.
Инвестиции – это то, что «откладывается» на завтра, чтобы больше употребить в будущем. Одна их часть оставляет потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас; другая – ресурсы, направляемые на расширение или поддержание на необходимом уровне производственной мощности, например вложения в сооружения, машины, оборудование и т.д. По экономическому содержанию инвестиции – это расходы на создание, реконструкцию или техническое перевооружение основного и оборотного капитала; по финансовому – вложение средств в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, в использование иных инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридических и физических лиц, государства (его административно-территориальной единицы) по вложениям инвестиций в производство продукции (работ, услуг), иному использованию для получения прибыли (дохода), достижения иного полезного результата. Объекты этой деятельности – движимое и недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность и др. Она может осуществляться в форме создания юридического лица, либо приобретения имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных фондов).
Инвестирование – это процесс аккумуляции государством, юридическими и физическими лицами ресурсов в стоимостной и натуральной формах для их последующего использования в различных сферах деятельности.
Часто объектами инвестиционной деятельности (вложения средств) являются строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определённой задачи, например на производство новых товаров или услуг, увеличение их объёма или улучшения качества и т.д. Они могут различаться по объёмам производства и видам продукции; направленности – производственные, социальные и др.; по периодам (этапам) осуществления проектов – на весь период или только на отдельные этапы проекта; формам собственности – государственные или частные; формам участия государства – кредиты, пакет акций, гарантии и др.; окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам.
На ЧУПТП «Универсал» инвестиционная деятельность не ведётся в силу размеров и экономического состояния фирмы.
4 Управление финансовой деятельностью организации
Для определения эффективности финансовой работы в организации проведём анализ финансового состояния организации.
Финансовое состояние организации – это экономическая категория, отражающая на определённый момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. Оно выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), кредитов банков и займов, временно привлечённых свободных средств специальных фондов.
Основными задачами анализа являются:
- общая оценка финансового положения организации;
- изучение соответствия между имуществом и обязательствами, рациональности размещения капитала и эффективности его использования;
- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансово-экономического состояния организации начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.
Статьи актива располагаются в зависимости от степени ликвидности имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.
Изучим состав и структуру имущества организации. Источником информации является форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Данные таблицы 4.1 говорят о том, что на предприятии общая сумма капитала предприятия в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб., что произошло главным образом из-за уменьшения внеоборотного капитала на 58286 тыс. руб. или 18,78%. В 2008 году общая сумма активов предприятия увеличилась на 17,9% или 54299 тыс. руб., что произошло главным образом за счёт увеличения оборотных активов на 85,8% или 44105 тыс. руб.
В общей сумме капитала предприятия наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, что обуславливается спецификой деятельности организации. В состав внеоборотных активов входят только основные средства.
Оборотный капитал – это наиболее мобильная, постоянно находящаяся в обороте часть общего капитала. Существенных изменений в структуре оборотных активов не произошло, за исключением резкого увеличения дебиторской задолженности в 2008 году, что говорит об ухудшении расчётов с дебиторами и несвоевременности платежей.
Для общей оценки имущественного потенциала организации проводится анализ динамики состава и структуры пассива баланса (обязательств).
Изучим состав и структуру пассивов организации (таблица 4.2). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Из таблицы 4.2 следует, что сумма пассивов организации в 2007 году снизилась на 13,6% или 47779 тыс. руб. Главным образом это произошло из-за того, что уменьшение заёмных средств происходило быстрее, чем увеличение собственных. В 2008 году пассивы организации увеличились на 17,9% или 54299 тыс. руб. Главным образом благодаря увеличению собственных средств в части добавочного фонда.
На протяжении анализируемого периода наблюдается устойчивая тенденция к увеличению собственных средств ЧУПТП «Универсал» и сокращению заёмных. Так если в 2006 году удельный вес собственных средств составлял только 37,2%, то в 2008 году удельный вес собственных средств составил уже 76,7%. Это говорит о повышении финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних источников финансирования.
Структура заёмных средств также претерпела серьёзные изменения в анализируемом периоде. Так были полностью произведены расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а также с прочими кредиторами; 96% всей кредиторской задолженности в 2008 году составляют расчёты с персоналом по прочим операциям.
Таблица 4.1 – Анализ наличия, состава и структуры пассивов организации
Пассив баланса
|
На 01.01.2007
|
На 01.01.2008
|
На 01.01.2009
|
Изменение 2007 к 2006
|
Изменение 2008 к 2007
|
сумма, тыс. руб.
|
уд. вес,%
|
сумма, тыс. руб.
|
уд. вес,%
|
сумма, тыс. руб.
|
уд. вес,%
|
суммы, тыс. руб.
|
уд. веса, проц. пунктов
|
Темп роста,%
|
суммы, тыс. руб.
|
уд. веса, проц. пунктов
|
Темп роста,%
|
1. Капитал и резервы
|
130540
|
37,2
|
136674
|
45,0
|
274306
|
76,7
|
6134
|
7,8
|
104,7
|
137632
|
31,7
|
200,7
|
1.1 Уставный фонд
|
2097
|
0,6
|
2097
|
0,7
|
2097
|
0,6
|
0
|
0,1
|
100,0
|
0
|
-0,1
|
100,0
|
1.2 Собственные акции, выкупленные у акционеров
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.3 Резервный фонд
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.4 Добавочный фонд
|
128067
|
36,5
|
122375
|
40,3
|
257894
|
72,1
|
-5692
|
3,8
|
95,6
|
135519
|
31,8
|
210,7
|
1.5 Прибыль (убыток) отчётного года
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.6 Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)
|
376
|
0,1
|
12202
|
4,0
|
14315
|
4,0
|
11826
|
3,9
|
3245
|
2113
|
0,0
|
117,3
|
1.7 Целевое финанси-рование
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.8 Доходы будущих периодов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2. Обязательства
|
220710
|
62,8
|
166797
|
55,0
|
83464
|
23,3
|
-53913
|
-7,8
|
75,6
|
-83333
|
-31,7
|
50,0
|
2.1 Долгосрочные кредиты и займы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.2 Краткосрочные кредиты и займы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.3 Кредиторская задолженность
|
220710
|
62,8
|
166797
|
55,0
|
83464
|
23,3
|
-53913
|
-7,8
|
75,6
|
-83333
|
-31,7
|
50,0
|
2.3.1 перед поставщи-ками и подрядчиками
|
722
|
0,2
|
2511
|
0,8
|
-
|
-
|
1789
|
0,6
|
347,8
|
-2511
|
-0,8
|
0
|
2.3.2 перед покупате-лями и заказчиками
|
29460
|
8,4
|
84053
|
27,7
|
-
|
-
|
54593
|
19,3
|
285,3
|
-84053
|
-27,7
|
0
|
2.3.3 по оплате труда
|
2762
|
0,8
|
12844
|
4,2
|
2435
|
0,7
|
10082
|
3,4
|
465,0
|
-10409
|
-3,5
|
19,0
|
2.3.4 по прочим расчё-там с персоналом
|
52452
|
14,9
|
10636
|
3,6
|
80312
|
22,4
|
-41816
|
-11,3
|
20,3
|
69676
|
18,8
|
755,1
|
2.3.5 по налогам и сбо-рам
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.3.6 по социальному страхованию и обеспе-чению
|
1096
|
0,3
|
1528
|
0,5
|
717
|
0,2
|
432
|
0,2
|
139,4
|
-811
|
-0,3
|
46,9
|
2.3.7 перед прочими кредиторами
|
134218
|
38,2
|
55225
|
18,2
|
-
|
-
|
-78993
|
-20,0
|
41,1
|
-55225
|
-18,2
|
0
|
2.4 Задолженность перед учредителями
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.5 Резервы предстоя-щих расходов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.6 Прочие виды обязательств
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
БАЛАНС
|
351250
|
100
|
303471
|
100
|
357770
|
100
|
-47779
|
-
|
86,4
|
54299
|
-
|
117,9
|
Оценка структуры источников формирования капитала производится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние источники оценивают изменение доли собственных средств в общей сумме источников с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Внутренний анализ связан с оценкой альтернатив вариантов финансирования деятельности предприятия.
Для изучения процесса формирования и изменения пассивов предприятия необходим сравнительный анализ источников и средств предприятия по различным направлениям. Сравнение активов и пассивов предприятия позволяет сделать вывод об эффективности финансовой политики за изучаемый период.
При анализе источников формирования внеоборотных активов исходят из того, что это, как правило, долгосрочные кредиты и займы, и собственные источники. Причём должен соблюдаться принцип целевого назначения, т.е. покрытие определённых активов осуществляется определёнными источниками.
Проанализируем источники формирования внеоборотных активов (таблица 4.3). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Из данных таблицы 4.3 следует, что в 2006 и 2007 годах формирование внеоборотных активов только на половину осуществлялось за счёт собственных средств предприятия: 130540 тыс. руб. в 2006 году и 136674 тыс. руб. в 2007 году. Остальная часть внеоборотных активов формировалась за счёт привлечённых средств. Отрицательным фактором в данной структуре является использование краткосрочных обязательств на покрытие внеоборотных активов: 40884 тыс. руб. в 2006 году и 60181 тыс. руб. в 2007 году. Причём наблюдается увеличение этого показателя в динамике.
В 2008 году внеоборотные активы предприятия полностью формировались за счёт собственных средств предприятия, что является положительной динамикой в развитии предприятия и делает его более финансово независимым.
Таблица 4.3 – Анализ источников формирования внеоборотных активов, тыс. руб.
Внеоборотные активы
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Измене-ние 2007 к 2006
|
Измене-ние 2008 к 2007
|
Источники покрытия внеоборотных активов
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Измене-ние 2007 к 2006
|
Измене-ние 2008 к 2007
|
1. Внеоборотные активы
|
310366
|
252080
|
262274
|
-58286
|
10194
|
1. Долгосроч-ные обяза-тельства
|
134218
|
55225
|
0
|
-78993
|
-55225
|
1.1 Основные средства
|
310366
|
252080
|
262274
|
-58286
|
10194
|
2. Капитал и резервы (плюс резервы предс-тоящих расходов)
|
130540
|
136674
|
274306
|
6134
|
137632
|
1.2 Нематериаль-ные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.1 Истользуе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов
|
130540
|
136674
|
262274
|
6134
|
125600
|
1.3 Доходные вложения в материальные ценности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (стр.2- - стр.2.1)
|
0
|
0
|
12032
|
0
|
12032
|
1.4 Вложения во внеоборотные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3. Краткосроч-ные обяза-тельства
|
86492
|
111572
|
83464
|
25080
|
-28108
|
1.5 Прочие внеоборотные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов
|
45608
|
60181
|
0
|
14573
|
-60181
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ние оборотных активов
|
40884
|
51391
|
83464
|
10507
|
32072
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4. Итого:стр.1+ + стр.2.1 + + стр.3.1
|
310366
|
252080
|
262274
|
-58286
|
10194
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5. Собствен-ный капитал, используемый на покрытие оборотных активов(стр.2 - - стр.2.1)
|
0
|
0
|
12032
|
0
|
12032
|
Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов) (стр. 2 табл. 4.3) определяется как сумма капитала и резервов (стр. 1 табл. 4.2) и резервов предстоящих расходов (стр. 2.5 табл. 4.2).
Капитал и резервы (плюс резервы предстоящих расходов), используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3); но не более суммы капитала и резервов (плюс резервов предстоящих расходов).
Краткосрочные обязательства, используемые на покрытие внеоборотных активов (стр. 3.1 табл. 4.3) определяется как разность внеоборотных активов (стр. 1 табл. 4.3) и долгосрочных обязательств (стр. 1 табл. 4.3) за минусом капитала и резервов, используемых на покрытие внеоборотных активов (стр. 2.1 табл. 4.3).
Аналогично основному капиталу исследуются источники формирования оборотного капитала. Проанализируем источники формирования оборотных активов (таблица 4.4). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Оборотные средства в 2006 и 2007 годах полностью формируются за счёт заёмных средств предприятия. В 2008 году оборотные активы уже формируются за счёт заёмных и за счёт собственных средств предприятия: 83464 тыс. руб. и 12032 тыс. руб. соответственно. Большая часть оборотного капитала сформирована за счёт заёмных средств.
Желательно, чтобы текущие активы наполовину были сформированы за счёт собственного, на половину – за счёт заёмного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.
В зависимости от источников формирования общую сумму текущих активов (оборотного капитала) принято делить на две части: а) переменную (создана за счёт краткосрочных обязательств предприятия); б) постоянную (образуется за счёт перманентного капитала – собственный и долгосрочный заёмный). Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что также свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.
Проанализируем финансовую устойчивость и платёжеспособность организации.
Рассчитаем показатели ликвидности (таблица 4.5). Источник информации – форма №1 «Бухгалтерский баланс».
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации, т.е. достаточно ли оборотных средств у организации, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.
Таблица 4.4 – Анализ источников формирования оборотных активов, тыс. руб.
Оборотные активы
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Измене-ние 2007 к 2006
|
Измене-ние 2008 к 2007
|
Источники покрытия оборотных активов
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Измене-ние 2007 к 2006
|
Измене-ние 2008 к 2007
|
1. Оборотные активы
|
40884
|
51391
|
95496
|
10507
|
44105
|
1. Капитал и резервы (плюс резервы пред-стоящих расходов)
|
130540
|
136674
|
274306
|
6134
|
137632
|
в том числе:
|
1.1 Запасы и затраты
|
16178
|
21511
|
36695
|
5333
|
15184
|
1.1 Используе-мые на покры-тие внеоборот-ных активов (табл.4.3)
|
130540
|
136674
|
262274
|
6134
|
125600
|
1.1.1 Сырьё, мате-риалы и другие активы
|
3431
|
8413
|
23785
|
4982
|
15372
|
1.2 Используе-мые на покры-тие оборотных активов (табл.4.3)
|
0
|
0
|
12032
|
0
|
12032
|
1.1.2 Животные на выращивании и откорме
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2. Краткосроч-ные обязатель-ства
|
86492
|
111572
|
83464
|
25080
|
-28108
|
1.1.3 Незавершён-ное производство и полуфабрикаты
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.1 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на покрытие внеоборотных активов
|
45608
|
60181
|
0
|
14573
|
-60181
|
1.1.4 Расходы на реализацию
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.2 Кратко-срочные обя-зательства, используемые на формирова-ниес оборот-ных активов
|
40884
|
51391
|
83464
|
10507
|
32073
|
1.1.5 Готовая про-дукция и товары для реализации
|
-
|
-
|
-
|
-
|
содержание ..
307
308
309 ..
|
|
|