Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  279  280  281   ..

 

 

Цена в рыночной экономике: понятие, виды механизмы формирования

Цена в рыночной экономике: понятие, виды механизмы формирования

НА ТЕМУ


2. Классификация и виды цен

Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.

- Виды цен в зависимости от сфер торговли: на цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы[12] .

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово - сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Обычно по оптовым ценам предприятия - производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

- По степени и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жестко фиксированные , твердыецены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определенный урон наносится и производителям - по низким ценам не выгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.

Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности(прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

Отметим, что жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны , ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий рост цен в процентах. Показатель уровня инфляции равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.

В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В ходе осуществления планово - управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес - планы, планы фирм, индикативные государственные планы - прогнозы.

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым[13] .

3.Механизмы формирования цены в рыночной экономике

3.1 Факторы рыночного ценообразования

Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов. Для выбора цены на товар или услугу сначала нужно выявить и проанализировать ценообразующие факторы.

Основные ценообразующие факторы.

· спрос и предложение

Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор имеет едва ли не самую ключевую роль в рыночной экономике.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенное время.

Предложение – количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

· эластичность спроса

При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение в ответ на изменения цены товара или какого-либо другого параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на 1%.

· финансово-кредитная сфера

Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, когда на цены непосредственно влияют изменения покупательной способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно

· потребители

· государственное регулирование цен

3.2 Рыночный механизм ценообразования

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов. В то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и будет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его "пружин и винтиков" скрыто от глаз. Недаром Адам Смит называл его "невидимой рукой". Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.

Истина рождается в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из "полезностного" подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к "своей" цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.

В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, - договорной.

Сколько бы ни ломали копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики-теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни была социальная реакция любителей "твердых" цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок - это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка - нет и объективной цены.

Обрисуем несколько детальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действуют закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке.

На конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар фактически равен предложению товара и они зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены (так называемой "цены равновесия"). Это действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любое иное положение означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;

б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее к дефициту или перепроизводству).

В некоторых случаях государство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне, выше или ниже которой она не может меняться. Государство может ставить две цели:

1. Обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара. В этом случае устанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это называется "потолком" цены. Выше этого уровня производители не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению товара будет не достигнута из-за дефицита. Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное установление цены будет дополнено другими мерами. Главный критерий вмешательства государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за вмешательство, не должна превышать тот результат, который будет получен.

Так например в России 3 августа 2010 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 г. Москва "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" , в котором установлен перечень предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее - продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены: говядина , свинина , баранина , куры ,рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста, белокочанная свежая, лук репчатый, морковь ,яблоки[14] . 2. Обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки. В этом случае устанавливается минимальная цена законодательно. Она превышает цену равновесия. В результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки не покрываются. Для поставщиков ресурсов означает, что ресурсы все равно не продаются и не обеспечивается желаемый уровень дохода, и может быть не достигнута первоначально поставленная цель. Можно избежать излишков, если дополнить эту меру некоторыми другими. Критерий вмешательства можно определить по тому, достигнута ли первоначально поставленная цель и не превышают ли затраты по вмешательству в ценовой механизм ту пользу, которую мы получаем в результате.

Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню. Равновесная цена жестко зафиксирована со всех сторон: а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара); б) по вертикали - стремлением к достижению предельной выгодности (механизм-изменение уровня цен) .

Купля-продажа результатов производства (товаров) - факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть рыночная экономика.

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн "ускоренного" решения экономических проблем путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях управление ценами на короткий срок может быть оправдано, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики нерационально.

В условиях рыночной экономики , в случае отсутствия монопольного вмешательства , цена любого товара или услуги определяется путем взаимодействия конкурирующих сил спроса и предложения .Соответственно, ключевым понятием , выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Именно конкуренция является той мощной силой , которая экономическим способом заставляет всех хозяйствующих субъектов изготовлять , продавать и покупать товары по равновесной цене и достигать равновесия на рынке.

Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке[15] .

В Росси конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления , включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность. Так например 28 сентября 2010 года в рамках семинара «Обеспечение конкуренции в розничной торговле», организованным Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и Будапештским региональным центром по конкуренции ОЭСР-Венгрия (РЦК), состоялась встреча статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России, и президента Венгерского конкурентного ведомства. В ходе встречи стороны подписали соглашение о сотрудничестве.

Принципиально новым шагом в активизации сотрудничества между ведомствами стало подписание соглашения «О сотрудничестве в области конкурентной политики».

В соглашении прописан общий механизм обмена информацией, а также принципы взаимодействия при проведении совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на территории Российской Федерации и Венгерской Республики.

В целом встреча характеризовала общее развитие российско-венгерских отношений в области конкурентной политики[16] .

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования[17] .

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке[18] .

Заключение

В предлагаемой курсовой работе были использованы трудов известных учёных в области экономики .

В ходе достижения основных целей настоящей работы я старалась показать своё видение поставленных в ней проблем.

Исследование поставленных в курсовой работе вопросов позволяет сделать следующие выводы :

1) Рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. Так как при этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории

2) При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доход производителя, доход оптовика, доход розничного продавца и «потоварные» налоги. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

3) Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.

4) Все цены классифицируются по различным признакам и подразделяются на отдельные виды.

5) Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, таких как : спрос и предложение, эластичность спроса, государственное регулирование цен и т.д.

6) Под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что уровень цен находится под воздействием закона спроса и предложения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 ноября 2007 года.-М.:Эксмо,2007.-832с.-(Российское законодательство)

2. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.

3. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 332с.

4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория:учеб.для студентов,обучающихся по экономическим специальностям-12-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л»,2010.-684с

5. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд.-СПб.:2009.-448с.

6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М,2010,-224с.

7. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория.Микроэкономика:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2010.-440с.(Высшее образование).

8. Липсиц И.В. Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по напрвлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб.-М.: Издательство «Омега-Л»,2010.-607с.

9. Микроэкономика, Принципы и анализ :учебник/Фрэнк Коуэлл-М.: Изд-во «Дело»АНХ,2010-720с.

10. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

11. Экономическая теория: Полный курс: Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой,Изд.2-е,перераб и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.-448с.

12. Экономическая теория(Политэкономия):учебник для вузов/под ред.д-ра экон.наук,проф.Д.В.Валового.-Изд.5-е.-М.:Издательския дом «АТИСО»,2010.-536с.

13. Текущий сайт КАДИС – Информационно правовой портал//www.kadis.ru – По состоянию на 03.02.2010.

14. Текущий сайт Российской газеты //www.rg.ru - По состоянию на 26.07.2010.

15. Текущий сайт Российский бизнесс//www.rb.ru – По состоянию на 25.05.2009.

16. Текущий сайт «Системы и технологии »//sprbuh.systecs.ru - По состоянию 01.09.2010.

17. Текущий сайт Федеральной антимонопольной службы //www.fas.gov.ru – По состоянию на 06.10.2010.


[1] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 ноября 2007 года.-М.:Эксмо,2007.-832с.-(Российское законодательство)

[3] Текущий сайт «Системы и технологии »//sprbuh.systecs.ru-По состоянию 01.09.2010.

[4] Текущий сайт КАДИС – Информационно правовой портал//www.kadis.ru – По состоянию на 08.02.2010.

[5] Текущий сайт КАДИС – Информационно правовой портал//www.kadis.ru – По состоянию на 03.02.2010.

[6] Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.

[7] Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 332с.

[8] Баликоев В.З. Общая экономическая теория:учеб.для студентов,обучающихся по экономическим специальностям-12-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л»,2010.-684с.

[9] Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М,2010,-224с.

[10] Экономическая теория:Полный курс:Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой,Изд.2-е,перераб и доп.-М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.-448с.

[11] Липсиц И.В. Экономика:учебник для студентов вузов,обучающихся по напрвлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л»,2010.-607с.

[12] Микроэкономика,Принципы и анализ:учебник/Фрэнк Коуэлл-М.:Изд-во «Дело»АНХ,2010-720с.

[13] Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд.-СПб.:2009.-448с.

[14] Текущий сайт Российской газеты //www.rg.ru - По состоянию на 26.07.2010.

[15] Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория.Микроэкономика:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2010.-440с.(Высшее образование).

[16] Текущий сайт Федеральной антимонопольной службы //www.fas.gov.ru – По состоянию на 06.10.2010.

[17] Текущий сайт Российский бизнесс//www.rb.ru – По состоянию на 25.05.2009.

[18] Экономическая теория(Политэкономия):учебник для вузов/под ред.д-ра экон.наук,проф.Д.В.Валового.-Изд.5-е.-М.:Издательския дом «АТИСО»,2010.-536с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  279  280  281   ..