Приложение
2. Основные бюджетные
понятия
............................................... 26
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний
день США - это
передовая
держава, обладающая
большой производственной
мощью и огромным
потенциалом
развития.
После второй
мировой войны
в США заметно
возросли расходы
на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
работы, ускорились
и углубились
процессы перестройки
промышленности
в пользу наукоемких
отраслей, возникли
и получили
развитие новые
методы стимулирования
научно-технического
прогресса.
Основу экспортной
экспансии
американских
монополий
составляют
машины и оборудование
(в первую очередь
наукоемкая
продукция) и
продукция
сельского
хозяйства.
Импортируя
большое количество
электронных
компонентов
и бытовой техники,
США остаются
лидером в мировом
производстве
и торговле
промышленной
электроникой.
Важнейшее
значение для
положения США
в мировом хозяйстве
имеет то, что
на их долю приходится
сегодня около
половины мирового
экспорта зерна.
Вместе с тем
в традиционных
отраслях -
сталелитейной
промышленности,
судостроении,
производстве
станков, легкой
промышленности
и производстве
потребительских
товаров длительного
пользования
- США проигрывает
своим конкурентам
не только из
Западной Европы
и Японии, но
и из «новых»
индустриальных
стран. Все более
важным фактором
международной
экономической
жизни становятся
американские
транснациональные
корпорации
и их филиалы
за границей.
Примерно с
начала 70-х годов
в вывозе капитала
из страны на
первое место
выходит экспорт
капитала в
ссудной форме.
Американское
государство,
используя
имеющиеся в
его распоряжении
рычаги, осуществляет
перераспределение
материальных,
финансовых
и иных ресурсов
страны, принимает
меры по укреплению
международных
экономических
позиций США
и по расширению
экспансии
американских
монополий.
Обострение
противоречий
в экономике
страны способствовало
усилению
экономической
роли государства,
что выразилось
в развитии
системы
государственно-монополистического
регулирования
экономики. На
протяжении
ряда десятилетий
формировались
теоретические
концепции и
практические
методы государственного
регулирования
экономики США,
разросся и
принял огромные
размеры государственный
механизм
экономической
политики.
В послевоенный
период одним
из широко
используемых
инструментов
государственно-монополистического
регулирования
экономики стал
в США государственный
(федеральный)
бюджет. Бюджетно-налоговое
регулирование
применяется
правительством
для сглаживания
остроты кризисных
явлений в экономике
или для создания
искусственных
стимулов по
поддержанию
снижающихся
темпов экономического
роста.
Все эти достижения
были получены
благодаря
руководящей
роли государства.
Бюджет является
одним из мощнейших
орудий в руках
государства
в сфере управления
экономикой.
Поэтому я выбрал
тему моей курсовой
работы «Бюджетный
процесс в США»,
чтобы более
подробно рассмотреть
бюджетные
процессы в США.
Понятие этих
процессов
позволит перенести
наиболее удачные
моменты бюджетного
устройства
США в российский
бюджет. Будем
надеяться, что
это поможет
исправить те
проблемы с
бюджетом, которые
имеются на
сегодняшний
день и ускорить
стабилизацию
экономики
России.
1. БЮДЖЕТ США
1.1. Федеральное
правительство
и бюджетные
средства.
Бюджетные
документы дают
сведения по
всем федеральным
ведомствам
и программам.
Общие доходы
и расходы
федерального
правительства
состоят из
бюджетных и
внебюджетных
доходов и расходов.
По закону доходы
и расходы социального
страхования
(Федеральное
страхование
престарелых
и оставшихся
в живых и Федеральные
доверительные
фонды страхования
от нетрудоспособности)
и фонд почтовой
службы исключены
из бюджетных
средств и из
расчета дефицита
согласно поправке
Гремма - Рудмана
- Хеллингса.
Внебюджетные
сделки отдельно
указаны в бюджете.
Бюджетные и
внебюджетные
средства складываются
вместе, чтобы
определить
общие средства
для федерального
правительства.
Таблица 1.
Средства
для бюджета
и федерального
правительства
(млрд. долл.)
1994
исполнен
1995
ожид.
1996
ожид.
Бюджетные:
Бюджетные
полномочия
Расходы
Доходы
1246
1182
923
1266
1247
995
1305
1308
1045
Дефицит
-259
-252
-262
Внебюджетные:
Бюджетные
полномочия
Расходы
Доходы
283
279
335
298
292
351
309
305
370
Превышение
56
60
66
Средства
федерального
правительства:
Бюджетные
полномочия
Расходы
Доходы
1528
1461
1258
1564
1539
1346
1614
1612
1415
Дефицит
-203
-193
-197
Ни бюджетные,
ни внебюджетные
средства не
включают сделки
финансируемых
правительством
предприятий,
таких как Федеральное
общество национальной
ипотеки и
Студенческое
общество
взаимопомощи.
Эти организации
были учреждены
федеральными
законами для
общественных
целей, но находятся
в частной
собственности
и управляются
корпоративно.
Из-за их тесной
связи с правительством
они рассматриваются
в некоторых
разделах бюджета,
и их финансовые
показатели
приводятся
в приложениях
к бюджету и в
некоторых
таблицах.
Представление
для совета
управляющих
Федеральной
резервной
системы включается
в приложение
только для
сведения. Средства
системы не
включаются
ни в бюджетные,
ни во внебюджетные
средства из-за
независимого
положения
Резервной
системы. Однако
ее чистые доходы
ежегодно переводятся
в Казначейство
и указываются
в бюджете как
доходы.
Распределение
по видам деятельности
расписывает
бюджетные
полномочия,
расходы и другие
бюджетные
показатели
согласно главным
направлениям,
таким, как сельское
хозяйство,
страхование
доходов и
национальная
оборона. Всего
19 крупных направлений,
большинство
из которых
разделены.
Например, направление
сельского
хозяйства
ориентировано
на укрепление
сельскохозяйственного
дохода и
сельскохозяйственные
и исследовательские
услуги. Распределение
средств по
видам деятельности
- составная
часть бюджетного
процесса и
требует постановления
Конгресса для
отражения в
бюджете национальных
нужд и нужд
ведомств, целей
и программ. При
указании
функциональных
понятий и обозначении
видов деятельности
используются
следующие
понятия:
деятельность
включает все
виды действий
со схожими
целями, обращенными
на важную
национальную
потребность.
Ударение делается
на то, как федеральное
правительство
намерено исполнить,
а не на сами
средства исполнения,
на приобретаемые
предметы или
на участников
и области страны;
деятельность
должна быть
длительной,
национальной
важности, и
средства, выделяемые
на нее, должны
быть значительными;
каждая основная
определяемая
единица (обычно
назначенная
или счет средств)
устанавливается
в соответствии
с ее преобладающей
целью и предназначается
только одному
действию. Однако
некоторые
большие счета,
служащие достижению
более одной
крупной цели,
разделены на
два или более
действия;
виды деятельности
и программы,
как правило,
устанавливаются
в соответствии
с их первичной
целью (или
деятельностью)
вопреки ведомству,
которое ведет
эту деятельность.
1.3. Виды фондов.
Деятельность
фондов финансируется
из федеральных
и доверительных
фондов. Федеральные
охватывают
разные виды
фондов. Обычные
фонды, составляющие
большую часть
бюджета, пополняются
доходами, не
предназначенными
законом для
определенной
цели, каковыми
являются почти
все поступления
подоходного
налога, а также
доходами от
обычного
заимствования.
Счета назначений
обычных фондов
отражают их
расходы. Назначения
обычных фондов
покрываются
совокупно их
доходами и не
связаны определенно
с доходными
счетами. Особые
фонды состоят
из доходных
счетов для
доходов федерального
фонда, предназначенных
законом для
определения
целей и связанных
со счетами
назначений
для расходов
целевых доходов.
Оборотные фонды
государственных
предприятий
используются
для программ,
разрешенных
законом для
ведения сделок
предпринимательского
образца, прежде
всего с обществом,
в котором расходы
порождают
сборы. Внутригосударственные
фонды являются
оборотными
фондами, совершающими
сделки предпринимательского
образца, прежде
всего с и между
государственными
ведомствами.
Доверительные
фонды создаются
для учета денежных
доходов и расходов
государства
для достижения
определенных
целей и выполнения
особых программ
в соответствии
с положениями,
определяющими
фонд как доверительный
(таковым является
Доверительный
фонд автодорог)
или для выполнения
условия договора-доверия
(таковы доверительные
фонды для дарений
и пожертвований
для определенных
целей). Доверительные
оборотные фонды
- это доверительные
фонды, пополняемые
сборами, предназначенными
законом для
выполнения
сделок предпринимательского
образца.
Значения понятия
«доверительные»
для федерального
бюджета заметно
отличаются
от его значения,
используемого
в частном секторе,
где лицо, пользующееся
доверительными
средствами,
обычно владеет
доверительными
активами, которыми
управляет
попечитель,
обязанный
соблюдать
условия договора-доверия.
Напротив, федеральное
правительство
владеет активами
большинства
федеральных
доверительных
фондов и может
повысить или
понизить сборы
и выплаты
доверительных
фондов или
изменить цели,
для которых
используются
сборы, путем
изменения
действующих
законов. Но нет
существенной
разницы между
доверительным
фондом и особым
фондом или
между доверительным
оборотным
фондом и оборотным
фондом государственного
предприятия.
1.4. Текущие деловые
расходы2
и капитальные
вложения.
Бюджет включает
все виды расходов,
включая текущие
деловые расходы
и капитальные
вложения.
Капитальные
вложения охватывают
прямую покупку
земли, строений
и оборудования.
Они также включают
расходы на
капитальные
вложения,
совершенные
путем прямых
займов и ссудных
залогов, приобретения
других финансовых
активов, пожертвования
штату или местным
органам власти
для покупки
физических
активов, на
ведение исследований,
разработок,
образование
и подготовку
кадров.
2. БЮДЖЕТНЫЙ
ПРОЦЕСС
Бюджетный
процесс в США
имеет три основных
этапа, каждый
из которых
взаимосвязан
с другими:
составление
бюджета президента;
работа Конгресса
над бюджетом;
исполнение
бюджета.
2.1. Составление
бюджета президента.
Бюджет Соединенных
Штатов состоит
из нескольких
томов, излагающих
финансовые
предложения
президента
и порядок
распределения
средств. Основное
внимание уделяется
предстоящему
бюджетному
году, для которого
Конгресс должен
одобрить бюджетные
назначения.
Бюджет предлагает
также изменения
в уровне финансирования
уже установленных
программ. Бюджетные
показатели
охватывают
и последующие
четыре года,
чтобы отразить
действие бюджетного
решения на
длительный
срок. Кроме
того, бюджет
включает данные
по исполнению
последнего
финансового
года, чтобы
бюджетные
оценки могли
быть сравнимы
с этими данными.
Составление
бюджета начинается
не позднее
весны каждого
года, самое
малое за 9 месяцев
до его передачи
в Конгресс и
за 18 месяцев
до начала финансового
года. Президент
устанавливает
общие направления
бюджетной и
финансовой
политики. Основываясь
на эти указания
Служба управления
и бюджета (СУБ)
совместно с
федеральными
ведомствами
работает над
определениями
особых политических
указаний и
уровня планирования
для ведомств
как для бюджетного
года, так и для
последующих
четырех лет,
чтобы управлять
подготовкой
их бюджетных
запросов.
В ходе составления
бюджета происходит
длительный
обмен сведениями,
предложениями,
оценками и
политическими
решениями между
президентом,
руководителем
СУБ, другими
служащими
Исполнительной
службы президента
(ИСП), министрами
и другими главами
государственных
ведомств. Решения
относительно
разработки
бюджета определяются
итогами ранее
утвержденных
бюджетов, включая
бюджет текущего
финансового
года, и отношением
к последнему
представленному
бюджету, который
подлежит рассмотрению
Конгрессом.
Решения определяются
также оценками
экономического
положения,
подготовленными
совместно с
Советом экономических
советников
(СЭС), СУБ и Управлением
казначейства3.
Осенью ведомства
предоставляют
бюджетные
заявки в СУБ,
где их изучают
и выявляют
спорные вопросы
для обсуждения.
Многие спорные
вопросы решаются
между ведомствами
и СУБ. Иные требуют
вмешательства
президента
и служащих
Белого дома.
Обычно принятие
решения заканчивается
в конце декабря,
и начинается
разработка
подробных
бюджетных
показателей
и подготовка
бюджетных
документов.
Лица, принимающие
бюджетные
решения, должны
учитывать
влияние экономических
и технических
предположений
на бюджетные