Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  706  707  708   ..

 

 

Учет реализации готовой продукции, расчетов с покупателями и заказчиками

Учет реализации готовой продукции, расчетов с покупателями и заказчиками

 

ВВЕДЕНИЕ

Реализация выпущенной готовой продукции – конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.

20, 23, 29, 37, 40 (45)

Фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг) Суммы по предъявленным покупателям платежным документам за отгруженную (отпущенную) продукцию (работы, услуги) 62
43 Коммерческие расходы относящиеся к отгруженной продукции (работ, услуг) Суммы зачисленные на счета денежных средств в банках за отгруженную продукцию (работы, услуги) 51, 52
10 Стоимость тары, оплачиваемой сверх цены продукции Суммы, внесенные в кассу за отпущенную продукцию (работы, услуги) 50
68 Сумма НДС за отгруженную продукцию. Суммы акцизов. Результаты от реализации (убытки) 80
80 Результат от реализации (прибыль).

Средневзвешенная

Стоимость остатка

Стоимость поступления продукции по всем партиям
Количество продукции в остатке + Количество поступившей продукции по всем партиям
Дата поступления и списания

Кол-во

Цена

Сумма

1 2 3 4

Остаток на 01.12.99

25

180

4500

Дата поступления и списания

Кол-во

Цена

Сумма

1 2 3 4

Остаток на 01.12.99

25

180

4500

НДС, уплачиваемый в бюджет

НДС, полученный от покупателей по реализованной ими готовой продукции

НДС, уплачиваемый поставщикам по приобретенным от них товарно-материальных ценностей, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

= -
Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

1. Оприходованы ГП, полученные от поставщиков (без НДС)

41

60

Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

1. Поступила выручка от реализации ГП

50

46

Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

1. При поступлении ГП от поставщиков:

41

60

Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

1. депонированные кредитные средства согласно заявке (основание – банковская выписка)

55

80

До наступления срока погашения товарный вексель может быть передан векселедержателям третьему лицу, который может быть любое юридическое или финансовое лицо. Передача может осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в качестве средств расчетов за кредиты и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги. С момента получения векселя третьими лицами он теряет свойство товарного, и его обращение будет регламентироваться правилами, действующими для финансовых векселей, т.е. в зависимости от срока действия он будет учитываться на счете 06 или счете 58.

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки у покупателя (векселедателя) и поставщика (векселедержателя).

Таблица 8.

Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

1. отражен финансовый результат от реализации

46

80

Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3

У векселедателя

1. оприходована ГП от поставщика согласно накладной:

- стоимость ГП

- Сумма НДС

2. выдан вексель

3. отраженны причитающиеся к уплате % по векселю

4. принят на забалансовый учет выданный вексель

5. перечислена поставщику задолжность по векселю

6. отнесена на расчеты с бюджетом сумма уплаченного поставщику НДС

7. снят с заболансового учета оплаченный вексель

У векселедержателя

1. произведена отгрузка ГП под вексель

2. отражены причитающиеся по векселю %

3. списаны себестоимость отгруженной ГП

4. начислен НДС от реализации

- «по отгрузке»

- «по оплате»

5. получены денежные средства в оплату векселя

6. не оплачен вексель в установленный срок

7. начислены расходы по оформлению претензий

8. передан вексель другому предприятию в счет предоплаты

9. отражен финансовый результат

10. учтен вексель на забалансовом счете

11. списан вексель после сообщения об его оплате

40

19

60, 76

с/с «векселя выданные»

20, 23, 25, 26, 31, 44 или

41,12, 81

009

60

68

62-3

62-3

46

46

46

51

63

80

61

46

009

60, 76

60, 76

60, 76

с/с «расчеты с поставщиками»

60, 76,

с/с «векселя выданные»

51

19

009

46

80-3

20

68

76

62-3

62-3

63

62-3

80

009

Теперь рассмотрим расчет чеками на схеме (рис. 4).


Покупатель называется трассат, поставщик-трассант. Переводный вексель выписывается в 2х экземплярах: первый (прима) передается в обеспечение трассанту, а второй (секунда) остается у трассата.

Другие формы расчетов (чеки, платежное поручение, платежное требование-поручение) рассмотрены в приложении 1.

4. Совершенствование организаций движения готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.

В данном вопросе будут отражены изменения, произошедшие в учете и налогообложении готовой продукции, что повлияло на совершенствования бухгалтерского учета в данной сфере.

С принятием Федерального закона от 2.01.2000г.№36-ФЗ . О внесении изменений в закон РФ «О налоге да добавленную стоимость» рекомендуется предприятием, одновременно реализующие готовую продукцию, закупленную ими как у физических лиц (индивидуальных предпринимателей), так и аналогичную продукцию, закупленную у юридических лиц вести раздельный учет покупной стоимости такой готовой продукции, а также оборотов по ее реализации. В случае отсутствия раздельного учета сложится ситуация, когда облагаемый оборот будет определяться на основе полной стоимости реализуемой продукции или результатов ее переработки без включения НДС, т.е. в общеустановленном порядке без определения разницы в ценах.

Теперь для всех предприятий торговли действует общий порядок, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость, подлежащее внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажи готовой продукции, в т.ч. по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога полученными от покупателей за реализованную готовую продукцию, и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органом по поступившей готовой продукции, предназначенной для продажи.

Как следствие внесенных изменений в расчет НДС, на предприятиях упростился порядок движение готовой продукции из оптовой торговли в розничную и наоборот. Действительно, при передаче готовой продукции, товаров, изначально закупленных для последующей реализации оптом, в розничную торговлю предприятию следовало восстановить в дебет счета 41 «Товары» сумму НДС, относящуюся к этим товаром (готовой продукции), отнесенную при опреходовании в дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям». Теперь передача товаров из оптовой торговли в розничную отразится лишь записями в аналитическом учете по счету 41.

В результате совершенствования бухгалтерского учета при реализации готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками уточняется порядок ведения книги покупок и книги продаж в розничной торговле.

Если раньше счета-фактуры поставщиков готовой продукции фиксировались в книге покупок без участия в расчете итого НДС к возмещению из бюджета, то теперь они должны обычным образом участвовать в расчете этого итога. Как и по материальным ресурсам, счета-фактуры поставщиков готовой продукции должны фиксироваться в книги покупок предприятий розничной торговли и общественного питания только после фактического оприходования и оплаты этой готовой продукции.

Розничные предприятия и предприятия общественного питания при реализации готовой продукции физическим лицам за начисленный расчет счета-фактуры как таковые не выписывают. Для этих предприятий требования считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек, содержащий реквизиты: наименования организации – продавца; номер кассового аппарата; номер и дата выдачи чека; стоимость продаваемой готовой продукции с учетом НДС.

Основанием для записи в книги продаж для таких предприятий является лента контрольно-кассового аппарата.

В плане совершенствования бухгалтерского учета принят Приказ министерства финансов РФ от 31.10.2000г. «Об утверждении нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций»№94 н. В связи с этим не только изменилась нумерация и содержания счетов. Остановимся лишь на тех, которые не посредственно используются при реализации готовой продукции, расчетов с покупателями и заказчиками.

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость приобретенным ценностям» имеет теперь три субсчета:

19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным не материальным активом»;

19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасом».

Отразим взаимодействие 19 счета с другими счетами в краткой форме (рис.5).

Дебет Кредит

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

08 Вложения во внеоборотные активы

44 Расходы на продажу

68 Расчеты по налогам и сборам

91 Прочие доходы и расходы

94 Недостачи и потери от порчи ценностей

99 Прибыли и убытки

Рис.5.Корреспонденция 19 счета с другими счетами.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» теперь предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции от нормативной. Этот счет используется организацией при необходимости. По дебету счета 40 отражается фактическая производственная себестоимость выпущено из производства готовой продукции, а по кредиту – нормативная себестоимость. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 определяется отклонением фактической производственной себестоимости от нормативной. Экономия сторнируется по кредиту сч.40 и дебету сч.90 «Продажа». Перерасход списывается со сч.40 в дебет сч.90 дополнительной записью. Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

Принятия к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в т.ч. и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организаций, отражается по дебету счета 43 «Готовой продукции» в корреспонденции со счетами учета затрат на производства или счета 40. Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 может не приходоваться, а учитываться на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

При назначении в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 в дебет счета 90. Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товара отгруженные». При фактической отгрузки ее производится запись по кредиту счета 43 в корреспонденции со счетом 45.

При учете готовой продукции на синтетическом счете 43 по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движения ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которой формируются организаций исходи из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

Аналитический учет по счету 43 ведется по местам хранения и отдельным видом готовой продукции.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогом и сбором, уплачиваемым организацией. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются, суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

В соответствии с новым планом счетов появится счет 90 «Продажи», где отражается выручка и себестоимость по готовой продукции полуфабрикатам собственного производства.

Заключение.

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствия утвержденным стандартом и оформленные приема – сдаточной документации.

В процессе работы над курсовой были рассмотрены такие цели, как правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах; контроль за сохранностью готовой продукции контроли за своевременной оплаты за реализованной продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.

На всех стадиях производства и реализации готовая продукция оформляется накладными, приемными актами и другими первичными и свободными документами.

Обороты по реализации готовой продукции на территории РФ, а так же внутри предприятия, затраты по которым не относятся на издержки обращения, являются объектами налогообложения и НДС исчисляется по двум ставкам: 10%,20%. Сведения о прибыли, ставках, суммах и налога на прибыль организация отражает в налоговой декларации, которую предоставляет в налоговые органы по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с принятием нового плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности, в курсовой работе отражены изменения, которые произойдут в сфере реализации готовой продукции и какие в связи с этим будут бухгалтерские проводки.

Список использованных источников.

1. Законы, указы, постановления.

Налоговый кодекс РФ в 2-х частях.

Инструкция министерства РФ по налогом и сбором от 15 июня 2000г. №62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

Положения ЦБ РФ от 8 сентября 2000г. №120-П «О безналичных расчетов РФ»

Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. №94-Н «О введении нового плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций».

2.Книга под фамилией автора.

Барышников Н.П. бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение: Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Фиминь 1998г.

Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика 1997г.

Ламыскин И.А. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: Фиминь 2000г.

Ладунко Н.И. Учет продукции, работ, услуг, их реализации. – Минск: Наука и техника 1994г.

3.Книга под заглавием.

Бухгалтерский учет. Учебник / Под общ. ред. И.Е.

Пешкова. – Минск 1994г.

4.Статьи из журнала.

Бастриков А.А. счет – фактура: вопросы оформления, применения // бухгалтерский учет. – 2000 - №12.

Бубенов С.Н. Применение аккредитива для расчетов с партнерами //главбух. – 2000- №11. С.51

Жуков В.Н. Учет расчетов чеками // Бухгалтерский учет.- 2000-№2

Иванцов И.В. перерасчет НДС. Кому это выгодно? //главбух. – 2000-№9.с. 24.

Иванцев И.В. Реализация продукции по договору смены // главбух. – 2000 - №11 – с.16.

Лихомат В.М. Исчисления НДС при изменении ставки налога // главбух. – 2000 - №13 – с.80.

Макарова В.И. Реализация готовой продукции населению: торговля или нет? // главбух. – 1999 - №7

Макарова В.И Реализация готовой продукции малыми предприятиями // главбух. – 1999 - №8

Рабинович А.М Расчеты с использованием переводных векселей // главбух. – 2000 - №5 – с.61

Сухов М.В. Новый порядок исчисления НДС предприятиями розничной торговли // главбух. – 2000 - №4 – с.44.

Приложение 1.

В настоящее время в российском деловом обороте преобладают расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручения банку оплатить указанную сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручения плательщика за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщикам лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаем и делового оборота.

Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочными, досрочные и отсроченные. Срочные платежи совершаются в следующих вариантах: авансовый платеж, т.е. платеж до отгрузки готовой продукции; платеж после отгрузки готовой продукции, т.е. путем прямого акцепта готовой продукции; частичные платежи при крупных сделках (рис.)


Рис. Схема расчетов платежными поручениями.

1. Платежное поручение направляется от покупателя в обслуживающий его банк.

2. Происходит списание суммы с расчетного счета покупателя.

3. Сообщение в банк поставщика о списании суммы с расчетного счета покупателя.

4. Идет зачисления суммы на расчетный счет поставщика.

5. Выписка из расчетного счета о зачислении суммы платежа.

Данная форма расчетов применяется при расчетах по не товарным операциям (налоги в бюджет, суммы штрафов), и тогда будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

1. Д-т сч.10 К-т сч.60 – оприходованные платежные документы поставщика за полученную готовую продукцию;

2. Д-т сч.19 К-Т сч.60 - выделен НДС ;

3. Д-т сч.60 К-т 51 – оплачена задолженность поставщика;

4. Д-т сч.68 К-т сч.19- НДС подлежит возмещению с бюджета;

Также данная форма расчетов может применяться по товарным операциям за полученную готовую продукцию или оказанную услугу. В

Бухгалтерском учете найдут отражение записи:

1. Д-т сч. 69 К-т сч.51- перечисление суммы в социальный фонд;

2. Д-т сч.67 К-т сч.51- начислена сумма налога на пользования дорог и т.д.

Вместе с тем организации не редко становятся участниками других форм расчетных отношений, в частности, расчетов с использованием чеков .

Согласно ст.877 ГК РФ чеком признается документ установленной формы, содержащий приказ или распоряжении банку списать указанную в чеке сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа.

Участниками чекового обращения выступают три лица: чекодатель, плательщик по чеку и чекодержатель.

Действующая методология бухгалтерского учета не предусматривает отнесение чеков к финансовым вложениям организаций. По существующим правилам эти ценные бумаги для цели учета и отчетности рассматриваются в качестве средства обеспечении депонированных на специальном счете денежных средств и средств обеспечении дебиторской и кредиторской задолженности.

Основанием для выдачи чеков является соглашения между чекодателем и плательщиком (чековый договор), согласно которому последний обязуется оплатить чеки при условии наличия у чекодателя средств на социальном счете. Законодательство не регламентирует форму такого договора, но доказательством его наличия может служить факт выдачи банком чековой книжки.

Синтетический учет наличия и движения денежных средств, находящихся в чековых книжках, чекодатель организует на сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки». Аналитический учет ведется по каждой полученной чековой книжки и движению чеков. Во втором случае к субсчету 55-2 рекомендуется открывать три аналитические позиции:

1. «Не использованные чеки»;

2. «Выданные чеки»;

3. «Аннулированные чеки».

Т.о., операция по депонированию чекодателем денежных средств сопровождается следующими записями:

1. Д-т сч.55-1-1 К-т сч.51,52- депонированы в чековую книжку собственные денежные средства;

2. Д-т сч.55-1-1 К-т сч.90- депонированы в чековую книжку заемные денежные средства (краткосрочная ссуда банка).

Чекодатель выписывает чек для осуществления платежа по обязательству, связывающему его с чекодержателем по договору. Однако сама по себе выдача. Этой ценной бумаги не помогает существующего денежного обязательства. Обязательство считается исполненным только в момент получения чекодержателем платежа по чекам. Поэтому для учета операций, связанных с выдачи чеков, чекодатель использует синтетические счета, предназначенные для формирования информации об обязательств организации, главным образом счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К ниму открываются специальные субсчета для отражения кредиторской задолженности, обеспеченной выданными чеками, например, субсчет 2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным чекам, срок оплаты которых не наступил» и субсчет 3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой чеком». Аналитический учет здесь ведется по каждому выданному чеку.

Передача чекодержателю чека сопровождается внутренней записью на счете 60, при которой задолженность, обеспеченная чеком, переносится с субсчета 1 на субсчет 2.

Чекодержатель организует учет аналогичных операций на счетах, предназначенных для отражения информации о требованиях организаций, и прежде всего на сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», предварительно открыв к нему три дополнительных субсчета, например: субсчет 4 «Расчета с покупателями и заказчиками по чекам, срок оплаты которых не наступил», субсчет 5 «Расчеты с покупателями и заказчиками по чекам, переданными на инкассо» и субсчет 6 «Расчеты с покупателями и заказчиками по чекам, денежные средства по которым чеки поступили в срок». Операция по получению от чекодержателя чека отражается по дебету субсчета 4 и кредиту субсчета 1.

Отгрузив покупателю готовую продукцию и получив от него чек, поставщик сделает следующие записи:

1. Д-т сч.62-1 К-т сч.46- отгружена продукция покупателю;

2. Д-т сч.62-1 К-т сч.40- отгружена многооборотная тара покупателю;

3. Д-т сч.46 К-т сч.40- списывается производственная себестоимость отгруженной продукции;

4. Д-т сч.46 К-т сч.68- начислено задолженность бюджету по НДС ;

5. Д-т сч.46 К-т сч.43- списаны коммерческие расходы, относящиеся к отгруженной продукции

6. Д-т сч.46 (80) К-т сч.80 (46)- отражен финансовый результат (прибыль убыток) от реализации продукции;

7. Д-т сч.62-4 К-т сч.62-1 получен чек от покупателя (на общую сумму дебиторской задолженности).

Все полученные чеки чекодержатель обязан зарегистрировать в книге учета ценных бумаг. Данный регистр должен иметь следующие обязательные реквизиты: наименования чекодателя, № и дату выписки чека, его сумму, наименования плательщика. Книга учета ценных бумаг брошюруется, скрепляется печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера.

Чек представляется к платежу в рабочий день и рабочие часы банка. Если последний срок представления совпадает с нерабочим днем в банке, то чек должен быть предоставлен к платежу в течении следующего рабочего дня. Предоставления чека к платежу возможно 2-мя способами: получение его непосредственного предъявления баку плательщику и путем предъявления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо. Во втором случае оплата чека происходит в порядке исполнения инкассового поручения.

Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является законным владельцем чека. После оплаты чека плательщик в праве потребовать передачи ему чека с распиской и получении платежа. В случае оплаты предложенного или похищенного чека может возникнуть вопрос о распределении возникших субъектов между чекодателем и банком. Согласно ст.879 ТК РФ убытки возлагаются на ту сторону, по чьей вине они были причинены.

Операции по оплате чека чекодержатель отразит следующим образом:

1. Д-т сч.62-5 К-т сч.62-4 – предъявлен чек в банк на инкассо;

2. Д-т сч.51,52 К-т сч.62-5 – зачислено на банковский счет дебиторская задолженность чекодателя.

Чекодатель, оплатив чек, сделает такие записи:

1. Д-т сч.60-2 К-т сч.55-2-2 – перечислено со специального счета кредиторская задолженность чекодержателю;

2. Д-т сч.68 К-т сч. 19-3 – принято к зачету сумма»Входящего» НДС.


Рис. Схема расчетов чеками.

1. Покупатель представляет в обслуживающий его банк заявления на получения чеков и платежное поручение на депонирование сумм или заявления в 2-х экземплярах для приобретения чеков и платежное поручения чеков, оплата которых гарантированна банком.

2. В банке, обслуживающем покупателя, бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляются наименования банка, номер лицевого счета, названия чекодателя сумма чека.

3. Покупателю выдаются чеки и чековая карточка.

4. Поставщик объявляет покупателю документы на отгруженную продукцию.

5. Покупатель выдает чек поставщику.

6. Поставщик предъявляет чек в банк, обслуживающий поставщика при реестре чеков.

7. В банке, обслуживающего поставщика, зачисляются денежные средства на счет поставщика.

8. Банк поставщика предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя.

9. Банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет ранее забронированных сумм.

10. Банки выдают клиентам выписки из счетов банка

Учет расчетов платежными требованиями – поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив готовую продукцию, заполняет первую часть (требование),выписывая платежное требование (приложение) на покупателя – плательщика, отзывает ему или доставляет нарочным, или передает в свой банк. Получив платежные требования – поручения, плательщик обязан заполнить вторую часть – платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного указанную сумму, т.к. обязательства поставщиком выполнены. Организация – плательщик сдает этот полностью заполненный документ в банк для оплаты. Банк после списание средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет.


Рис. Схема расчетов платежными требованиями поручениями

1. Договор – соглашение с указанием формы расчетов – платежными требованиями – поручениями;

2. Отгрузка ГП;

3. Документы на отгрузку и платежные требования – поручения отправлены покупателю;

4. покупатель дооформил платежные документы и сдал в свой банк на оплату;

5. документы о зачислении платежа переданы покупателю;

6. выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Согласие на акцепт (оплату) плательщик обязан дать в течении 3 дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание – знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты но в письменной форме. Плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты, в случаи, если ГП не заказана; продукция поставлена досрочно без согласия покупателя; документально установлена не доброкачественность или не комплектность продукции; несогласованна цена. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки на ряду с заказанными незаконной продукции или отгрузки в большем количестве чем указано в счете.

При отказе от оплаты покупатель в том случаи, если право собственности на ГП к нему не перешло, принимает поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.

Со счетов плательщика оплачивают без его согласия требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентскую за телефон, проценты за кредит и др.

Характерная особенность данной формы в том, что она направлена на защиту интересов покупателя в части проверки объема и качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам, возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам. В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика предъявившего требования, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за продукцию.

У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т сч.62 К-т сч.46 в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании – поручении. По мере зачисления платежа – согласно выписке банка из расчетного счета: Д-т сч.51 К-т сч.62 в сумме договорной стоимости. У покупателя учитывается факт приобретения ГП: Д-т сч.10 К-р сч.60

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  706  707  708   ..