Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  808  809  810   ..

 

 

Организационные инновации

Организационные инновации

Введение


1 Понятие и виды организационных инноваций. Технический и организационный прогресс на предприятии


2 Анализ организационных инноваций на примере КФХ «Нива»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) «Нива» зарегистрировано Постановлением Главы Администрации Уссурийского района № 15 от 24.01.1992 года, свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 001 серия ПК-18-9 от 24.01.1992 года. Местонахождение КФХ «Нива»: 692511, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Агеева, д. 3А.Хозяйство является самостоятельным субъектом с правами юридического лица, образованным с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.Предметом деятельности КФХ «Нива» является производство и реализация хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий.

Для достижения вышеуказанных целей руководство хозяйства занимается развитием горизонтальной интегрированной структуры производства по принци­пу замкнутого технологического цикла (выращивание, хранение, переработка и реализация). Данная схема деятельности позволяет:

1) снижать себестоимость продукции за счет уменьшения транспортных и управленческих затрат;

2) привлекать сторонние инвестиции для перерабатывающего производства;

3) своевременно обеспечивать производство денежными ресурсами в зави­симости от сезонности затрат;

4) эффективно использовать трудовые ресурсы;

5) оптимизировать налогообложение за счет единой системы бухгалтерского учета.

Таким образом, основной целью коммерческой деятельности КФХ «Нива» является получение высокой нормы прибыли от реализации собственной и заку­паемой у сторонних производителей высококачественной продукции по ценам ниже рыночных.

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Нива» - это мощное современное предприятие, которое составляет достойную конкуренцию лидеру хлебопекарной промышленности края ОАО «Влад-хлеб».

КФХ «Нива» - это один из крупнейших производителей хлебобулочных, кондитерских изделий, макарон и печенья, где трудится 150 человек.

В настоящее время организационная структура КФХ «Нива» выглядит сле­дующим образом. Офис-менеджмент из 20 человек находится в г. Уссурийске по ул. Агеева, 3 «а» и является центральным управлением.

Структурные подразделения КФХ «Нива» представлены на рисунке 1.


Начальник охраны

Рис. 1. Структурные подразделения КФХ «Нива»

В КФХ «Нива» принята цеховая структура производства и в соответствии с ней цеховая структура управления.

Данная структура управления включает в себя главу, заместителя главы, аппарат управления, руководство производственными и вспомогательными под­разделениями и осуществляется через промежуточное звено – начальников цехов.

Данная структура управления обеспечивает соответствие между производ­ственными задачами и конкретной экономической технологической ситуацией и производственной структурой.

Организация управления на предприятии строится следующим образом.

Основное производство включает следующие цеха: хлебобулочный цех, овощной цех, кондитерский цех. Каждый из цехов имеет начальника цеха.

Первичным производственным подразделением управляет бригадир, кото­рый подчиняется начальнику цеха.

Основным производственным направлением хозяйства является производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Структура товарной продукции КФХ «Нива» за 2007-2009 г.г. представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Структура товарной продукции КФХ «Нива» за 2007-2009 г.г.

Наименование

2007 г.

2008

г.

2009

г.

Динамика 2009 г. к 2007 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

% / раз

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Хлебобулочные изделия

24600

69,97

34848

73,16

58150

67,18

33550

в 2,4 раза

Кондитерские изделия

4456

12,67

6046

12,69

14922

17,24

10466

в 3,3 раза

Макаронные изделия

4447

12,65

1033

2,17

3566

4,12

-881

80,19

Растениеводство

1654

4,71

5458

11,46

9418

10,88

7764

в 5,7 раза

Товар

-

-

246

0,52

502

0,58

502

х

Итого

35157

100,00

47631

100,00

86558

100,00

51401

в 2,5 раза

Из таблицы 1. видно, что произошло увеличение почти по всем видам то­варной продукции в общей сумме на 51401 тыс. руб. или в 2,5 раза. Так, в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось производство хлебобулочных изде­лий на 33550 тыс. руб. или в 2,4 раза, увеличение кондитерских изделий состави­ло 10466 тыс. руб. или 3,3 раза, производство макаронных изделий снизилось на 881 тыс. руб. или 19,81 % по сравнению с 2007 годом. Увеличение продукции рас­тениеводства составило 7764 тыс. руб. или 5,7 раза, товарная продукция в 2009 году по сравнению с 2007 годом возросла на 502 тыс. руб.

В структуре товарной продукции КФХ «Нива» за 2007-2009 г.г. наибольший удельный вес занимают хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и продук­ция растениеводства. В 2009 году их удельный вес соответственно составил 67,18 %, 17,24 % и 10,88 %. За анализируемый период структура товарной продук­ции существенно не изменилась.

Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является её платежеспособность. Предприятие является таковым, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчёты покрывают его краткосрочные обязательства.

Финансовая устойчивость предприятия – это его платежеспособность, обеспеченность источниками финансирования затрат на формирование необходимых запасов и осуществление предстоящих платежей.

Финансовая устойчивость предприятия может быть охарактеризована финансовыми показателями, которые характеризуют степень зависимости предприятия от кредиторов, платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде.

Характеристика коэффициентов финансовой устойчивости КФХ «Нива» приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия КФХ «Нива» за 2007-2009 г.г.

Показатель

Норма

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 г. от 2008 г.

Изменение 2009 г. от 2007 г.

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

0,5-0,7

0,6

0,08

0,07

-0,01

-0,53

Суммарные обязательства к суммарным активам

0,2-0,5

0,57

0,59

0,58

-0,01

+0,01

Долгосрочные обязательства к активам

≥3

0,70

0,71

0,71

0

+0,01

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств

0,25-1,0

0,74

0,70

0,72

+0,02

-0,02

Коэффициент маневренности

≥0,2-0,5

0,54

0,52

0,59

+0,07

+0,05

Коэффициент финансирования

≥0,5

0,51

0,44

0,49

+0,05

-0,02

Коэффициент финансовой устойчивости

≥0,5

0,79

0,79

0,70

-0,09

-0,09

На основе полученных данных таблицы 2 выявлено, что коэффициент финансовой независимости в 2007 году составил 0,6 и 2008 году составил 0,08, в 2009 году наблюдается его незначительное увеличение на 0,01, и он составляет 0,07. Данный показатель соответствует нормативному значению, что свидетельствует о значительной доли собственного капитала в источниках финансирования, и невысоком риске неплатежеспособности КФХ «Нива». Не отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицитных средств.

Суммарные обязательства к суммарным активам превышают нормативное значение: в 2007 году и 2008 году данный показатель равен 0,57 и 0,59 соответственно, в 2009 году наблюдается его снижение на 0,01 и он составил 0,58. Положительное значение коэффициентов свидетельствует о низкой доли финансирования активов за счёт долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Показатель долгосрочных обязательств к активам в 2009 году и в 2008 году не соответствовал оптимальному значению 0,70, в 2007 году он также не соответствовал норме и составил 0,71. Свидетельствует о высокой доли финансировании активов за счёт долгосрочных займов.

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств в 2007 году соответствовал норме – 0,74, в 2008 году наблюдается его незначительное снижение 0,70, в 2009 году наблюдается снижение по сравнению с 2007 годом, но увеличение по сравнению с 2008 годом и составляет 0,72, что свидетельствует о низкой доли заёмных средств.

Коэффициент маневренности соответствует нормативному значению на протяжении всего исследуемого периода: наибольшее его увеличение наблюдается в 2009 году – 0,59, в 2008 году данный показатель сократился и составил 0,52, но уже в 2007 году увеличился – 0,54, отрицательное изменение 2009 года от 2007 года составляет 0,05. Положительная тенденция показателей свидетельствует, о низкой доли заёмных средств у предприятия, что позволяет расширить возможности предприятия для маневрирования своими средствами.

Коэффициент финансирования уменьшился на 0,02 в 2009 году по сравнению с 2007 годом и составил 0,49, но увеличился по сравнению с 2008 годом (0,44), что также ниже нормы. Это свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации. Но так как отклонение от нормы составляет 0,01, то на данном предприятии необходимо судить о благоприятной финансовой ситуации.

Коэффициент финансовой устойчивости в 2009 году равен 0,70. Он увеличился по сравнению с 2007 годом на 0,09 и он составил 0,79, что показывает, что на конец года 79 % всех активов финансируются из устойчивых источников.

Таким образом, все коэффициенты финансовой устойчивости свидетельствуют, что КФХ «Нива» является финансово независимым и имеет устойчивое финансовое положение.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность предприятия определяется с помощью ряда финансовых коэффициентов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Расчёт коэффициентов ликвидности

Коэффициенты ликвидности

Норматив

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 г. от 2008 г.

Изменение 2009 г. от 2007 г.

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент абсолютной ликвидности

≥0,2-0,5

2,07

2,91

2,95

+0,88

+0,04

Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности

≥1,0-2,0

0,2

0,45

0,62

+0,42

+0,17

Коэффициент текущей (общей) ликвидности

≥1,0-2,0

3,4

4,8

4,81

+0,01

+1,41

На основании рассчитанных данных установлено, что значение коэффициента абсолютной ликвидности соответствует норме за три года: в 2007 году он составил 2,07, причём наблюдается увеличение данного показателя в отчётном 2009 году (2,95) по сравнению с 2008 годом (2,91), в 2009 году наблюдается положительная тенденция увеличения коэффициента абсолютной ликвидности по сравнению с 2007 годом на 0,88. Это свидетельствует о способности предприятия погасить всю или часть имеющейся краткосрочной задолженности за счёт денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Значение коэффициента промежуточной (критической) ликвидности не соответствует норме: в 2007 году (0,2), наблюдается увеличение данного показателя в 2009 году (0,62) по сравнению с 2008 годом (0,45), но в 2009 году наблюдается положительная тенденция увеличения коэффициента промежуточной ликвидности по сравнению с 2007 годом на 0,17. Это свидетельствует о недостатке у КФХ «Нива» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Третий из коэффициентов, характеризующий способность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счёт текущих активов, соответствует норме на протяжении всего исследуемого периода: в 2007 году (3,4) наблюдается снижение данного показателя в 2009 году (4,81) по сравнению с 2008 году (4,8), но в 2009 году также наблюдается положительная тенденция увеличения коэффициента промежуточной ликвидности по сравнению с 2007 годом на 1,41, т.е. предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства за счёт текущих активов.

Таким образом, один показатель ликвидности не соответствуют оптимальному значению. Однако при этом следует отметить положительную тенденцию к увеличению всех показателей в отчетном 2009 году по сравнению с 2008 годом и 2007 годом.


1. Александрова Л А. Конкурентоспособные промышленные клас­теры. Теория и практика формирования. - Саратов: СГСЭУ, 2005.

2. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.

3. Глазьев С. Ю, Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-эко­номических систем: возможности и границы центрального регу­лирования. - М.: Наука, 1992.

4. Головач Л Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л Ф. Регулирование ин­новационных процессов в регионе. - СПб.: Государственный ин­женерно-экономический университет, 1997.

5. Гунин В. Н., Бараuчеев В. п., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управле­ние инновациями: 17 - модульная программа для менеджеров «Уп­равление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Илъяшев А. В. Менеджмент: организация и технология: Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 2000.

7. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. - М.: РАГС, 2000.

8. Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологи­ческие проблемы социогуманитарного познания: Сб. статей / Отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н /Д., 1995.

9. Инновационный менеджмент: Учебник / с. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин И др. - М.: ЮНИТИ, 1997.

10. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. 3авлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - СПб.: 2000.

11. 11. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под peд. Л. Н. Оголевой. - М.: ИН ФРА-М, 2001.

12. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2003.

13. Инновационный путь развития для новой России / Отв. рер.В. П. Горегляд. - М.: Наука, 2005.

14. Интеллектуальная собственность: Сборник типовых договоров / Сост. Н. 14. В. Лынник, А. Г. Кукушкин. - М.: ИН ФРА-М, 1995.

15. Качалина Л Н. Конкурентоспособный менеджмент. - М.: Эксмо, 2006.

16. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л, Качалов Р. М. Предприятие в неста­бильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под общей ред. С. А. Панова. - М.: Экономика, 1997.

17. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации: Учебное посо­бие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

18. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д. С. Львова. - М.: Ступень, 1996.

19. Кузык Б. н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновацион­ного прорыва. - 2-е изд., доп. - М.: Экономика, 2005.

20. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспек­тива / Пер. с фр. - СПб.: Наука, 1996.

21. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

22. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник 2-е изд. - М.: ИКФ Оме­га - Д 2005.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  808  809  810   ..