Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  502  503  504   ..

 

 

Анализ и оценка кредитоспособности организации заемщика

Анализ и оценка кредитоспособности организации заемщика

Федеральное агентство по образованию


Рис. 1. Классификация моделей оценки кредитоспособности заемщиков

2.2.Скоринговая модель кредитования.

В России все большее распространение наряду с этими традиционными способами оценки класса кредитоспособности заемщика получает распространение система «скоринг – кредитование».

Система «кредит - скоринг» в США - специальная шкала для измерения рейтинга заемщика, пред­ставляющая начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности. Важная черта системы «кредит - скоринг» заключается в том, что она не может применяться по шаблону, а должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывая характер банковского законодательства и традиций страны, т. е. подлежит постоянному наблюдению и видоизменению.

Сегодня известно достаточно много методик кредитного скоринга. Одной из самых известных яв­ляется модель Д. Дюрана, который выделил группы факторов, позволяющих максимально определить степень кредитного риска, и коэффициенты для различных факторов, характеризующих кредитоспособность.

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score). Чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

Рассмотрим простую скоринговую модель Д. Дюрана с тремя балансовыми показателями (Табл. 2), позволяющую распределить предприятия по классам:

Таблица 2

Группировка предприятий на классы по уровню платежеспособности

Коэффициенты 1 категория 2 категория 3 категория
0,1 и выше 0,05 - 0,1 менее 0,05
0,8 и выше 0,5 - 0,8 менее 0,5
1,5 и выше 1,0 - 1,5 менее 1,0
кроме торговли и лизинговых компаний 0,4 и выше 0,25 - 0,4 менее 0,25
для торговли и лизинговых компаний 0,25 и выше 0,15 - 0,25 менее 0,15
0,10 и выше менее 0,10 нерентаб.
0,06 и выше менее 0,06 нерентаб.

Показатель

Границы классов согласно критериям
I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс
Рентабельность совокупного капитала, %

30% и выше

- 50 баллов

от 29,9 до 20% - от 49,9 до 35

баллов

от 19,9 до 10% от34,9 до 20

баллов

от 9,9 до 1%

от 19,9 до 5

баллов

Менее 1%

0 баллов

Коэффициент

текущей

ликвидности

2,0и выше -

30 баллов

от 1,99 до 1,7

от 29,9 до 20

баллов

от 1,69 до 1,4

от 19,9 до 10

баллов

от 1,39 до 1,1 от 9,9 до 1

балла

1 и ниже

0 баллов

Коэффициент

финансо­вой

независимости

0,7 и выше -

20 баллов

от 0,69 до 0,45

от 19,9 до 10

баллов

от 0,44 до 0,3 от 9,9 до 5

баллов

от 0,29 до 0,20 от 5 до 1

балла

менее 0,2-

0 баллов

Границы

классов

100 баллов

и выше

от 99 до 65

баллов

от 64 до 35

баллов

от 34 до 6

баллов

0 баллов

I класс - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс-предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс - проблемные предприятия;

IV класс - предприятия с высоким риском банкротства. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

V класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают снижение уровня невозврата кредита, быстроту и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

Таким образом, состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятия с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность совершать платежи и погасить кредиты в заранее определенные сроки.


Заключение

Оценка кредитоспособности заемщика и сам термин «кредитоспособность» изучались и разрабатывались в разные времена.Вопросы кредитоспособности были и остаются в настоящее время достаточно актуальными.

В период развития рыночных отношений особое внимание стали уделять ликвидности активов заемщика. Поэтому анализ изменения подходов к определению понятия «кредитоспособность» позволяет говорить о том, что оно подвержено влиянию со стороны развивающейся экономической среды функционирования кредитора и заемщика.

При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий Российский опыт. Анализ кредитоспособности, состоит из различных подходов. Механизм предоставления ссуд включает в себя подробный анализ финансового состояния заемщика.

В ходе анализа финансового состояния состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятия с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность совершать платежи и погасить кредиты в заранее определенные сроки.

Таким образом, в настоящее время для выдачи кредита предприятию основной задачей является не только проведение анализа и представление финансовой отчетности, но и разработка рекомендаций и путей развития по улучшению показателей или качественных характеристик анализируемого объекта.

Расчетная часть

Вариант №2

Финансовый менеджер компании ОАО «Восход» обратил внимание на то, что за последние двенадцать месяцев объем денежных средств на счетах значительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход» приведена в таблице 1. Все закупки и продажи производились в кредит, период- 1 месяц.

Показатели

2003 г., руб. 2004 г., руб.
Выручка от реализации продукции 477 500 535 800
Закупки сырья и материалов 180 000 220 000
Стоимость потребленных сырья и материалов 150 000 183 100
Себестоимость произведенной продукции 362 500 430 000
Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000
Средние остатки
Дебиторская задолженность 80 900 101 250
Кредиторская задолженность 19 900 27 050
Запасы сырья и материалов 18 700 25 000
Незавершенное производство 24 100 28 600
Готовая продукция 58 300 104 200

Таблица 1

Требуется:

1) проанализировать приведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, в течении которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2003 и 2004 г.г.;

2) составить аналитическую записку о влиянии изменений исследуемые периоды.

3) построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период, при условии роста выручки от реализации на 15%.

Дополнительная информация:

1) Для расчета следует предположить, что год состоит из 360 дней.

2) Все расчеты следует выполнить с точностью до дня.

Решение:

1) Сформируем агрегированный баланс и определим его основные показатели. Недостающие показатели дополнены самостоятельно.

Агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2004 год.

Таблица 2

Активы тыс. руб.
Оборотные средства:
Денежные средства 60 000
Дебиторская задолженность 101 250
Материальные запасы 25 000
Запасы готовой продукции 104 200
Итого оборотных средств 290 450
Основные средства:
Земля 60 000
Здания и оборудование 300 000
Накопленный износ 50 000
Итого основных средств 410 000
Итого активов: 700 450
Пассивы
Краткосрочные и долгосрочные обязательства:
Счета к оплате 27 050
Налог, подлежащий к оплате 4 000
Итого краткосрочных обязательств 31 050
Собственный капитал:
Обыкновенные акции 200 000
Нераспределённая прибыль 469 400
Итого собственного капитала 669 400
Итого пассивов: 700 450

2) Проанализировать имеющуюся информацию по возможно большему диапазону направлений (Таблица 3)

Таблица 3. Динамический анализ прибыли

п/п

Показатели

2003 г.,

руб.

2004 г.,

руб.

Изменения
абс.,руб. отн., %
1 Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 58 300 12,21
2 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 20 000 5,7
3 Валовая прибыль (стр.1-стр.2) 127 500 165 800 38 300 6,51

Динамический анализ прибыли показал, что все показатели увеличились по сравнению с прошлым годом. Наибольшую долю занимает рост выручки, который составил 12,21 % . Валовая прибыль также увеличилась со 127 500 руб. до 165 800 руб. или на 6,51 %. Себестоимость реализованной продукции по сравнению с 2003 годом выше на 5,7 %.

3) Рассчитать величину оборотного капитала и коэффициент ликвидности без учета наличности и краткосрочных банковских ссуд (Таблица 4)

Таблица 4

Анализ оборотного капитала

п/п

Показатели

2003 г.,

руб.

2004 г.,руб. Изменения
абс.,руб. отн.,%
1 Дебиторская задолженность 80 900 101250 20 350 25,15
2 Запасы сырья и материалов 18 700 25 000 6300 33,69
3 Незавершенное производство 24 100 28 600 4500 18,67
4 Готовая продукция 58 300 104200 45 900 78,73
5 Кредиторская задолженность 19 900 27 050 7150 35,93
6 Чистый оборотный капитал (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4-стр.5) 162 100 232000 69 900 43,12
7 Коэффициент покрытия [(стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)/стр.5] 9,146 9,577 0,431 4,71

4) Определить по данным Таблицы 5 финансовый цикл и продолжительность одного оборота элементов оборотного капитала.

Таблица 5

Анализ оборачиваемости оборотного капитала

п/п

Показатели

2003 г.,

руб.

2004 г.,

руб.

Изменения
абс., руб.
1 Запасов сырья и материалов 44,88 49,15 4
2 Незавершенного производства 23,93 23,94 0
3 Запасов готовой продукции 59,97 101,38 41
4 Дебиторской задолженности 60,99 68,03 7
5 Кредиторской задолженности 40 44,3 4
6

Продолжительность оборота наличности

(стр.1+стр.2+стр.3+стр.4-стр.5)

149,77

198,2

48

Финансовый цикл (Тфц ) = Топ – Тоб/ кр = Тобраш. запасов + Тобращ. ДЗ – Т обращ.КЗ

Топ = Тобраш. запасов + Тобращ. ДЗ

Тфц 2003 год = 44,88 + 60,99 – 40 = 65,87

Тфц 2004 год = 49,15 + 68,03 – 44,3 = 72,88

Из расчетов видно, что цикл обращения денежной наличности увеличился на 7 дней по сравнению с 2003 годом.

Вывод : Объем реализованной продукции в 2004 г. на 12,21% выше, чем в 2003 г., а себестоимость реализованной продукции выше на5,71%. Вложения в запасы и дебиторскую задолженность за вычетом кредиторской задолженности возросли с 79700 тыс. руб. до 99200 тыс. руб., или на 24,47 %, что непропорционально росту объема продаж и свидетельствует о неудовлетворительном контроле периодов оборачиваемости оборотного капитала.

Прирост чистого оборотного капитала на 69900 тыс. руб. означает, что чистые поступления от прибыли 2004 г. на 26650 тыс. руб. больше той величины, которую можно было бы получить при отсутствии прироста запасов и дебиторской задолженности (за вычетом кредиторской задолженности) в течение 2004 г., поэтому компании, возможно, придется брать ненужную банковскую ссуду. При этом значительное увеличение чистого оборотного капитала означает, что в текущие активы вкладывается слишком много долгосрочных средств.

Вторая из перечисленных причин менее существенна. Длительность оборота запасов сырья и материалов увеличилась с 44 до 49 дней, несмотря на то, что это увеличение было компенсировано продлением срока кредита, предоставляемого поставщиками с 40 до 44 дней. Срок кредита для дебиторов увеличился с 60 до 68 дней. Этот срок представляется слишком малым. Однако наиболее серьезным изменением было увеличение продолжительности оборота готовой продукции с 51 до 101дня, причем точную причину этого установить возможно.

Список литературы:

1. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами от 30.06.2006 №285-5-р.

2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А..Д. Теория экономического анализа.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 536 c.

3. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 302 c.

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности : теория, практика и интерпретация /Пер. с анг. Елисеева Е.И. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 684 c.

5. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – М. – Питер, 2005.– 432 c.

6. Букато В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России. –М.: ФИС, 2006. – 204 c.

7. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 527 c.

8. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 703 c.

9. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2004. – 424 c.

10. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и Сервис, 2001. – 401 c.

11. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) //Деньги и кредит. – 2005. – №2. – С.50-54.

12. Нидлз Б, Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета / Под ред. Я. В, Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 496 c.

13. Пласкова Н.С. Экономический анализ. – М.: Эксмо, 2007. – 704 c.

14. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.:ЮНИТИ, 2006. – 572 c.

15. Русанов Ю.Ю.Банковский менеджмент.- М.: Перспектива, 2003. – 394 c.

16. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2004. – 640 c.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ООО «Новое издание», 2006. – 651 c.

18. Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент. – М: ЮНИТИ, 2006. – 494 c.

19. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2004. – 655 c.

20. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 c.

21. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. Под ред. Белых Л.П. – М.: Аудит; ЮНИТИ , 2003. – 663 c.

22. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2006. – 573 c.

23. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366 c.

24. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций - М.: ИНФРА – М., 2005 – 237 c.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  502  503  504   ..