Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  424  425  426   ..

 

 

Оценка стоимости предприятия на примере ОАО Хлебная база

Оценка стоимости предприятия на примере ОАО Хлебная база

ОУП «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Екатеринбургский филиал

Специальность – 080507 «Менеджмент организации»

По дисциплине «Антикризисное управление»

На тему:

Оценка стоимости предприятия на примере ОАО «Хлебная база»

Студента 5-го курса А.Ю. Ечков

Руководитель П.В. Бочков

Оценка работы_________________

Екатеринбург 2011

Содержание

Введение ………………...……………………….………………………стр. 2

I . Теоретическая часть ………………………………………………..стр. 5

1.1. Понятие и особенности гудвилла как

нематериального актива……………………………………………..стр. 5

1.2. Российские и международные стандарты учета гудвилла……стр. 10

1.3. Группа методов, применяемых для оценки гудвилла………...стр. 13

1.4. Амортизация гудвилла………………………………………….стр. 18

II . Оценка стоимости гудвилла на примере

ОАО «Хлебная база» …………………………………………………..стр. 20

2.1. Описание объекта……………………………………………….стр. 20

2.2. Оценка рыночной стоимости гудвилла………………………..стр. 22

2.3. Согласование и обоснование полученных результатов………стр. 31

Заключение ………………...………………………………....…...…....стр. 35

Список литературы ..……..………………………….….…..…............стр. 36

Введение

Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и деловой репутацией, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке, то есть тем, что на первый взгляд оценить сложно. Однако при продаже бизнеса, покупке готовой фирмы, слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать цену нематериальных активов компании.

«И зачем нам эти сложности? Жили раньше как-то без их «гудвиллов» и нормально!», — подобное мнение распространено среди бухгалтеров. Однако на самом деле то, что называют иностранным словом «гудвилл», вовсе не выдумка досужих законодателей. Это понятие включает в себя весьма важные для бизнеса категории. Как экономическую величину «деловую репутацию» чаще всего оценивают в связи с куплей-продажей бизнеса. Фактически гудвилл возникает тогда, когда покупатель по доброй воле отдает за фирму больше денег, чем реально стоят ее чистые активы.

Меня заинтересовала данная тема, потому что оценка гудвилла до конца ещё не изучена и нет чётких формул и подходов к её оценке. Эта тема весьма не проста, но при создании данной работы, я могу более подробно познакомится с такими понятиями как: репутация, известность, уважение, увидеть как репутация может влиять на изменение цены продажи бизнеса. В работе любой компании огромную роль играют доверительные отношения с покупателями и поставщиками, владение известными торговыми марками и брендами, признание на рынке, выгодное географическое расположение, эффективное управление. То есть все то, что привлекает внимание клиентов именно к этой фирме, а значит, приносит ей дополнительную прибыль.

Цель моей курсовой работы: изучить подходы и методы к оценки гудвилла, ознакомиться с международной практикой оценки данного нематериального актива, на примере увидеть все сложности, которые встают перед оценщиком при аналогичной работе.

I . Теоретическая часть

1.1. Понятие и особенности гудвилла как нематериального актива

Первые упоминания о гудвилле относятся еще к началу XV в. Первоначально трактовка гудвилла опиралась на его составляющие — на благоприятные обстоятельства, способные повлиять на результаты деятельности предприятия, на особенные конкурентные преимущества фирмы. Позднее он стал рассматриваться как надежда на лучшее, основанная на вероятности реализации потенциала предприятия. Однако со временем определения гудвилла все больше теряют причинную окраску и приобретают процедурно-арифметический характер. Сегодня все они, по сути, сводятся к определению изучаемой категории как расчетной величины — как разницы между стоимостью покупки предприятия и справедливой стоимостью его чистых активов.

Гудвилл (англ. goodwill) – активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: например, репутация, техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и др. [1]

В соответствии со стандартом BVS-I [2] , принятым в 1988 году и дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Эти факторы специально не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

Поскольку гудвилл нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по успешности бизнеса. К примеру, если среди компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает большее количество клиентов, чем остальные, то это свидетельствует о том, что ее гудвилл дороже. Для бизнеса большое значение имеет узнаваемость торговой марки, бренда и формирование постоянной клиентуры. Все это влияет на стоимость гудвилла.

Как показывает зарубежная практика, цена, уплаченная за приобретаемую фирму, может превышать рыночную оценку всех ее активов и обязательств. Возникающая при этом разница именуется в зарубежном бухгалтерском учете гудвиллом (goodwill), или согласно российским стандартам бухгалтерского учета "деловой репутацией". Таким образом, согласно международным стандартам учета гудвилл или отрицательный гудвилл, возникающий при приобретении, представляет собой "разницу между затратами по приобретению (инвестированию) и долей инвестора в справедливой (т.е. оценочной) стоимости идентифицируемых активов и обязательств над затратами по покупке компании", т.е. разницу между покупной и рыночной ценами предприятия.

Различают положительную и отрицательную деловую репутацию. Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Таким "нечто" может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географическое положение, репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, технические ноу-хау, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т.п. Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных нематериальных факторов.

На практике имеют место ситуации, когда компания продается за цену ниже рыночной стоимости. Такую разницу между рыночной стоимостью и стоимостью продажи принято называть отрицательным гудвиллом, или бэдвиллом (badwill). Она может возникнуть при завышении стоимости активов, занижении стоимости обязательств или при недостаточной информированности об истинной стоимости компании.

Рис. 1. Определение гудвилла (отрицательного гудвилла) [3]

Гудвилл предприятия включает в себя:

· опыт управления предприятием;

· уровень квалификации персонала;

· стратегическое положение на рынке;

· наличие стабильных покупателей;

· наличие постоянных поставщиков;

· кредитоспособность предприятия;

· выгодное географическое положение;

· уровень цен на товары и услуги;

· качество продукции и услуг;

· деловые связи;

· репутацию

и др. факторы, обеспечивающие предприятию более высокий уровень прибыли по сравнению с аналогичными предприятиями, которые уступают ему в вышеназванных характеристиках.

Согласно и международным, и российским стандартам учета гудвилл относится к нематериальным активам.

Однако данный объект учета обладает целым рядом особенностей, отличающих его от "традиционных" нематериальных активов:

  • деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое имущество, которым нельзя распоряжаться отдельно от предприятия. Оно не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности;
  • отсутствие у деловой репутации вещественной формы не вызывает сомнения, в то время как у других нематериальных активов элемент вещественности присутствует: товарные знаки имеют графическое изображение, фирменные наименования и лицензии оформлены документально, ноу-хау подтверждаются технической документацией;
  • все нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости по сумме фактических затрат, связанных с приобретением, или каким-либо другим образом в зависимости от способа оплаты. В то же время стоимостной измеритель деловой репутации является довольно условным. В отчетах некоторых британских компаний можно встретить статью "Деловая репутация", в которой проставлена символическая сумма в 1 & (при измерителе баланса в 1000 &). Это означает, что репутация имеется или была, но ее стоимость не определена или списана;
  • нематериальные активы используются длительное время, в течение которого их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. При этом первоначальная стоимость нематериальных активов в текущем учете не подлежит изменению, кроме случаев установленных законодательством РФ, а в балансе они отражаются по остаточной стоимости. Стоимость деловой репутации можно списать (погасить), но при этом предприятие не лишается самой репутации. По международным стандартам бухгалтерского учета гудвилл так нее, как и нематериальные активы, отражается в текущем учете по первоначальной, а в балансе - по остаточной стоимости. Однако сейчас существует тенденция переоценки гудвилла в текущем учете. Об этом свидетельствует принятый в США новый стандарт FAS № 142 "Бухгалтерский учет гудвилла и нематериальных активов", отменяющий амортизацию и предписывающий проводить ежегодно анализ и переоценку гудвилла с одновременным списанием суммы уценки на расходы компании. Не исключено, что в ближайшем будущем данный подход будет адаптирован и рекомендован к использованию Комиссией по международным стандартам финансовой отчетности. В России до недавнего времени гудвилл учитывался по остаточной стоимости и в текущем учете, и в балансе. Так, Министерство финансов РФ в своем Письме от 23.12 92 г. № 117 "Об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с приватизацией предприятий" рекомендовало списывать деловую репутацию ежемесячно в течение 10 лет (но не более срока деятельности организации) непосредственно со счета нематериальных активов, минуя счет 05 "Амортизация нематериальньх активов".

1.2. Российские и международные стандарты учета гудвилла

Для лучшего понимания сущности гудвилла сравним методы, принятые за рубежом, с российскими методами учета данного нематериального актива.

Во-первых, согласно и российским, и международным методам учета гудвилл отражается только при покупке предприятия. В международном стандарте финансовой отчетности № 38 "Нематериальные активы" и других МСФО, в частности, говорится, что внутренне созданная деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен. Таким образом, успешно работающая компания не может отразить в отчетности стоимость своей деловой репутации. Более того, согласно МСФО № 22 "Учет хозяйствующих объединений", который был издан в ноябре 1993 г. и пересмотрен в 1998г., гудвилл возникает только при использовании учета объединения компании по методу покупки. В этом случае активы и обязательства покупаемой фирмы доводятся до их чистой текущей рыночной стоимости путем переоценки на дату совершения операции приобретения. Сумма, выплачиваемая за всю фирму, будет приниматься в образовавшемся объединении за новую учетную базу для оценки основных и некоторых оборотных средств. Согласно МСФО № 22 любое превышение стоимости, выплаченной приобретающей стороной, над рыночной стоимостью активов и обязательств, контроль над которыми переходит в результате приобретения новым владельцем, должно быть записано как гудвилл и отражено в балансе как актив.

Во-вторых, Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000) определяет деловую репутацию в виде разницы между ценой приобретения организации (стоимостью приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Такое определение значительно отличается от определения, содержащегося в МСФО № 22, где гудвиллом понимается разница между ценой приобретения и рыночной стоимостью нетто-активов фирмы. При расчете гудвилла в странах с переходной экономикой (с высоким уровнем инфляции) в виде разницы между ценой приобретения имущественного комплекса и балансовой стоимостью его чистых активов теряется экономическая сущность данного нематериального актива. Расчет и учет гудвилла согласно международным стандартам осуществляются в несколько этапов:

  • определяется суммарная величина дооценки балансовой стоимости активов и пассивов до их текущей рыночной стоимости;
  • определяется рыночная стоимость нетто-активов; рассчитывается гудвилл как разница между ценой приобретения и рыночной стоимостью нетто-активов;
  • превышение цены покупки над рыночной стоимостью показывается в балансе как актив, который амортизируется в течение срока полезной службы, определяемого руководством самой компании;
  • в случае отрицательного гудвилла, согласно МСФО № 22, разницу между рыночной и покупной стоимостью активов можно рассматривать как доход будущих периодов.

Вместе с тем ее можно распределять между приобретенными внеоборотными (неденежными) активами, на которые начисляется износ пропорционально их рыночной стоимости.

В российской системе бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" положительный гудвилл должен "рассматриваться как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитываться в качестве отдельного инвентарного объекта" в составе нематериальных активов. В соответствии с новым Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, для учета гудвилла (по купленным предприятиям) организация может к счету 04 "Нематериальные активы" дополнительно создавать одноименный субсчет. Согласно ПБУ 14/2000 отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации высокого качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов. Отсюда следует, что компания должна иметь отдельный субсчет "Отрицательный гудвилл" к счету 98 "Доходы будущих периодов" и показывать его результат по балансу в составе долгосрочных обязательств. Как уже указывалось, в бухгалтерском учете гудвилл возникает только при покупке предприятия. Однако оценка стоимости предприятия, обусловливающая необходимость стоимостного выражения его деловой репутации, производится при самых разнообразных обстоятельствах, далеко не всегда связанных с покупкой: при обмене ценными бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, подготовке к допуску акций для котировки на бирже и т.д.

1.3. Группа методов, применяемых для оценки гудвилла

Эта группа методов применима для оценки специфического НМА, которым является гудвилл.

Бухгалтерский метод. Суть метода, применяемого при покупке предприятия (бизнеса), заключается в том, что в бухгалтерских документах учитываются все активы – как материальные, так и нематериальные. Последние учитываются по стоимости приобретения. Если цена покупки предприятия превышает стоимость активов, то разницу приписывают стоимости гудвилла. Иными словами, принимается, что стоимость гудвилла равна разности между ценой покупки и совокупной стоимостью всех остальных активов – материальных и нематериальных – за вычетом предполагаемых пассивов.

Метод американских налоговых органов. Суть метода заключается в том, что на основе нормы прибыли, считающейся стандартной для предприятий определённого типа, вычисляется прибыль на среднегодовую рыночную стоимость материальных активов предприятия за вычетом пассивов (здесь прослеживается аналогия с иногда используемым у нас «вмененным доходом»). Затем, после налогообложения дохода предприятия, величина прибыли вычитается из среднегодового дохода. Если появляется положительный остаток, то он приписывается среднегодовому доходу от НМА предприятия. Этот остаток капитализируется (приводится к текущей стоимости), и результат принимается в качестве стоимости гудвилла предприятия. (Принимаемое при этом неявное допущение, что гудвилл приравнивается к НМА, является спорным).

Статистический метод. В России создана экспертная система, с помощью которой можно оценить стоимость гудвилла (а также стоимость товарного знака) на основе данных, содержащихся в бухгалтерских документах за 2-3 последних годах функционирования предприятия. Эта экспертная система базируется на результатах статистической обработки более 10 тысяч бухгалтерских балансов. При автоматическом подсчете стоимости гудвилла (а также товарного знака) учитываются более 120 показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Существует множество способов оценки гудвилла, которые условно можно разделить на прямые и косвенные методы. Прямые методы исходят из сочетания имущественной оценки и оценки рентабельности предприятия. Косвенные же методы учитывают данное сочетание с помощью средней взвешенной.

Стоимость гудвилла – разница между рыночной стоимостью действующего предприятия и материальными и нематерильными идентифицированными активами предприятия.

Гудвилл может быть оценен, но его нельзя продать или передать отдельно от предприятия, поскольку он не отчуждаем и не принадлежит предприятию на правах собственности.

Во многих случаях, гудвилл составляет определяющую часть стоимости бизнеса. Такие предприятия стоят во много раз дороже, чем совокупность их имущества. Классический пример – приобретение компанией Ford торговой марки Jaguar за 1 млрд. 600 млн. долл., из которых 1 млрд. долл. было заплачено за нематериальную составляющую стоимости - гудвил. Корпорация Nestle приобрела фирму Rowntry за 2,55 млрд долл. США, что более чем в пять раз превысило балансовую стоимость фирмы; а корпорация Morris в октябре 1988 г. купила фирму Craft почти за 13 млрд долл. США, что в четыре раза больше балансовой стоимости этой фирмы. В основном же ситуация, когда рыночная стоимость предприятий намного превышает стоимость всех активов, отраженных в бухгалтерской отчетности предприятия, относится к информационным и консалтинговым предприятиям, которые не располагая большими материальными активами и имея относительно небольшую балансовую стоимость, генерирует значительные финансовые потоки [4] .

Необходимо отметить, что стоимость гудвилла нередко оказывается условной. Его легко лишиться из-за сделанных руководством предприятия ошибок, в силу других обстоятельств.

Гудвилл в бухгалтерском учете и в практике экспертной оценки значительно различается. В бухгалтерии все операции, связанные с расчетом стоимости гудвилла с целью постановки на баланс производятся после покупки одного предприятия другим. Экспертная оценка производится до проведения сделки с целью рассчитать реальную рыночную цену той дополнительной прибыли, которую формирует гудвилл предприятия.

Прямые методы оценки гудвилла

Среди прямых методов наибольшее распространение получили синтетические методы. Данные методы направлены на общую оценку гудвилла с помощью показателей деловой активности или финансового результата.

Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности. Обычно таким показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель k (GW = k × CA / 100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые значения статистического показателя k [5]

Вид коммерческой деятельности

Шкала (в зависимости от объема

продаж или прибыли)

Туристическое агентство 95-100% годового объема продаж
Агентство недвижимости 1-1,5% ежегодной средней чистой прибыли
Торговля антиквариатом 45-160% годового объема продаж
Булочная 70-80% годового объема продаж
Комиссионный магазин 45-80% годового объема продаж
Торговля канцтоварами 15-25% годового объема продаж
Парикмахерская 75-115% годового объема продаж
Торговля игрушками 45-65% годового объема продаж
Книгоиздание 50-80% годового объема продаж
Ателье 40-65% годового объема продаж
Ресторан 60-120% годового объема продаж
Супермаркет 15-20% годового объема продаж

Главное преимущество этого метода - его простота. Но оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.

В соответствии с «Порядком экспертной оценки нематериальных активов» экспертная оценка стоимости нематериальных активов, в том числе и гудвилла, не отраженных в бухгалтерском балансе, может быть осуществлена следующим образом:

Снма = Бпр/Ск – Сцик

где, Снма - стоимость нематериальных активов, не отраженных в балансе;

Бпр - балансовая прибыль предприятия после вычитания налога на прибыль;

Ск -ставка капитализации;

Сцик стоимость целостного имущественного комплекса по балансу.

Этот метод, применяющийся для оценки нематериальных активов не отраженных в балансе, базируется на определении стоимости предприятия методом прямой капитализации прибыли дохода минус стоимость предприятия по балансу.

1.4. Амортизация гудвилла

Согласно ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Чтобы определить число лет, за которые будет амортизирован гудвилл, необходимо определить полезный срок использования данного нематериального актива.

Согласно МСФО №22 при оценке срока полезного использования гудвилла следует исходить:

  • из прогнозируемого срока существования производства или отрасли;
  • устаревания продукта, изменения спроса и других экономических факторов;
  • ожидаемых действий со стороны существующих или потенциальных конкурентов;
  • законодательных и договорных положении, влияющих на срок полезного использования и т.д.

Срок амортизации данного нематериального актива в ГТБУ 14/2000 определяется в 20 лет (но не более срока деятельности организации), причем он должен быть отражен в учетной политике организации. Максимальный срок амортизации положительного гудвилла согласно МСФО № 22 также составляет 20 лет.

Для ежемесячного отражения амортизационных отчислений положительного гудвилла предназначен специальный субсчет "Амортизация гудвилла" к счету 05 "Амортизация нематериальных активов" (в корреспонденции с одноименным субсчетом, открытым к счету 26 "Общехозяйственные расходы"). Отрицательный гудвилл должен равномерно относится на операционные доходы проводкой:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов"
Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".

Никаких ограничений по срокам отнесения отрицательного гудвилла на операционные доходы ПБУ 14/2000 не установлено.

Вместе с тем Совет по стандартам финансового учета США (FASB US) не так давно принял новый стандарт FAS № 142 "Бухгалтерский учет гудвилла и нематериальных активов", который отменяет амортизацию гудвилла. Теперь компании, ведущие учет по системе GAAP, будут вынуждены ежегодно проводить анализ и переоценку гудвилла с одновременным списанием суммы уценки на расходы компании. Не исключено, что в ближайшем будущем данный подход будет адаптирован и рекомендован к использованию Комиссией по Международным стандартам учета.

Таким образом, российские стандарты бухгалтерского учета в отношении гудвилла не полностью соответствуют международным стандартам. Возникает необходимость внесения изменений в российские стандарты в направлении их сближения с международными стандартами, более адекватно отражающими экономическую сущность гудвилла. И первым шагом в этом направлении должно стать принятие международного определения гудвилла, что в свою очередь потребует использование международных методов учета данного нематериального актива.

II . Оценка стоимости гудвилла

на примере ОАО «Хлебная база»

2.1. Описания объекта

ОАО «Хлебная база» (Новопавловский элеватор) - крупный элеватор, находящийся в Ставропольском крае. Расположение – 100 км от Минеральных Вод.

Предприятие основано в 1948 году (бывшая база Госрезерва).

Предприятие имеет емкости для хранения одновременно 140000 тонн зерна.

Предприятие выполняет следующие функции: хранение зерновых сельскохозяйственных культур, сушка, очистка, обеззараживание, отгрузка потребителям железнодорожным и автомобильным транспортом.

Предприятие является одним из ведущих предприятий по хранению зерна, в том числе зерна регионального фонда.

Напольное хранение – 90 тыс. тонн, силосное хранение – 50 тыс. тонн.

Предприятие полностью укомплектовано и находится в надлежащем работающем состоянии, оборудовано зерносушилками, термометрией, пунктами приемки и отгрузки, лабораторией и опытным персоналом специалистов и рабочих. Ж/д и автотранспортный подъезд, собственный тепловоз, автоприемники, бункеры, автономная система отопления, весовое хозяйство.

Собственное (артезианское) водоснабжение: компрессорная, насосная станции, водонапорная башня с сетью водопровода.

Земля – 11 га (в собственности)

Персонал – 86 человек.

Управляющий персонал – 20 человек.

Цена продажи 25 декабря 2007 г. составила 1200000 руб.

Причина продажи – направление средств акционеров в другую отрасль.

Стабильность работы общества обеспечивают работники предприятия. Основной контингент имеет профильное образование, многолетний опыт работы в системе хлебопродуктов. На предприятии почти отсутствует текучесть кадров, молодежи предоставляется возможность получения высшего и среднего специального образования, что оказывает положительное воздействие на работу всего общества. Предприятие тесно сотрудничает с Кисловодским механико-технологическим техникумом, который является основным поставщиком кадров, а также отправной точкой в карьерном росте специалистов нашей отрасли. Около половины работников предприятия являются его выпускниками. Большая часть управленческого персонала имеет высшее образование, и эти люди работают профессионально, со знанием дела и любовью к своему труду.

2.2. Оценка рыночной стоимости гудвилла

Для лучшего понимания сущности гудвилла сравним методы, принятые за рубежом, с российскими методами учета данного нематериального актива.

Рассмотрим применение данной схемы на конкретном примере компании ОАО «Хлебная база». Компанию ОАО «Хлебная база» приобрела какая-то компания, назовём её компанией А, и на момент приобретения баланс ОАО «Хлебная база» имеет вид, представленный в табл. 2.

На основе экспертного заключения выявляем рыночную стоимость активов и пассивов компании ОАО «Хлебная база» и рассчитываем величину ее нетто-активов (см. табл. 2).

Таблица 2

Определение величины дооценки балансовой стоимости нетто-активов компании ОАО «Хлебная база» до их рыночной стоимости [6]

Статья баланса компании Балансовая стоимость Рыночная стоимость Величина дооценки
Основные средства 129057 115103 (13954)
Нематериальные активы 35633 37452 1819
Запасы 45955 44066 (1889)
Денежные средства 74129 99554 25425
Дебиторская задолженность 39013 68942 29929
Кредиторская задолженность (53597) (22661) 30936
Нетто активы 270190 342456 72266

Рассмотрим четыре возможных варианта соотнесения между собой цены приобретения компании, рыночной и балансовой стоимости ее нетто-активов, приведенных в табл. 3:

Вариант 1: сумма, уплаченная за активы и обязательства компании ОАО «Хлебная база», больше их балансовой и рыночной стоимости;

Вариант 2: цена приобретения больше балансовой стоимости, но равна рыночной;

Вариант 3: цена покупки равна балансовой стоимости, но ниже рыночной;

Вариант 4: цена покупки ниже и рыночной и балансовой стоимости.

Таблица 3

Величина гудвилла по международным и российским стандартам учета

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Цена приобретения 380000 342456 270190 240000
Балансовая стоимость нетто-активов 270190 270190 270190 270190
Величина гудвилла по российским стандартам учета 109810 72266 - (30190)
Рыночная стоимость нетто-активов 342456 342456 342456 342456
Величина гудвилла по международным стандартам учета 37544 - (72266) (102456)

Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный - в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения отрицательного гудвилла по международным стандартам учета отражен

в таблице 4.

Таблица 4

Распределение отрицательного гулвилла по видам активов (превышение рыночной стоимости внеоборотных активов над ценой их приобретения)

Внеоборотные активы Рыночная стоимость активов Доля в общей сумме Величина отрицательного гудвилла (по международным стандартам) Перераспределение (графа 2 × графа 3) Расчетная стоимость покупки (графа 1 -- графа 4)
графа 1 графа 2 графа 3 графа 4 графа 4
Вариант 3 Основные средства 115103

115103/

152555

72266 54525 60578
Нематериальные активы 37452

37452/

152555

72266 17741 19711
Итого 152555 - - 72266 80289
Вариант 4 Основные средства 115103

115103/

152555

102456 77303 37800
Нематериальные активы 37452

37452/

152555

102456 25153 12299
Итого 152555 - - 102456 50099

Полное распределение гудвилла компании ОАО «Хлебная база» в балансе компании после её продажи должно быть отражено на соответствующих счетах отдельными бухгалтерскими записями, которые для каждого из рассмотренных случаев представлены в таблице 5.

Таблица 5

Условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения

Учет Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Дебет Основные средства 115103 115103 60578 37800
Нематериальные активы 37452 37452 19711 12299
Запасы 44066 44066 44066 44066
Денежные средства 99554 99554 99554 99554
Дебиторская задолженность 68942 68942 68942 68942
Гудвилл 37544 37544 37544 37544
Кредит Кредиторская задолженность 22661 22661 22661 22661
Другие статьи пассива баланса 380000 342456 270190 240000

Приведенный в таблице 5 условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения во многом упрощен. Так, при полном расчете деловой репутации учитывают долю инвестора в приобретаемых идентифицируемых нетто-активах, а статья инвестиций показывается в балансе отдельно.

Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности.

Стоимость гудвилла рассчитывается как произведение объёма продажи (CA) (чаще всего средний объем продаж за последние три года) на скорректированный множитель k[7] .

GW = k × CA / 100%

GW = 70% × 780498 / 100% = 546348,6 руб.

Бухгалтерский метод (Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов)

Совокупная стоимость активов ОАО «Хлебная база» составляет 736884 руб.. В качестве готового бизнеса компания была оценена и продана за 1200000 руб.[8] . Такая высокая оценка связана с тем, что новый владелец получил не только хлебную фабрику, но и возможность использовать известную торговую марку, отлаженные бизнес-процессы и другие явные конкурентные преимущества. Иными словами, купив компанию, новый владелец, в первую очередь, приобрел его гудвилл, который составил = 1200000 ─ 736884 = 463116 руб.

Метод избыточной прибыли

Для оценки гудвилла компании ОАО «Хлебная база» методом избыточных прибылей необходимо установить следующими данные: чистые активы компании ОАО «Хлебная база» составили 332442 руб., а годовая чистая прибыль — 49621 руб.

Рентабельность чистых активов =

(Годовая чистая прибыль / Чистые активы) × 100%

Таким образом, рентабельность чистых активов равна 15%.

Согласно результатам проведенного анализа деятельности предприятий-аналогов было определено, что рентабельность их активов составляет в среднем 12,9% [9] , то есть рентабельность активов ОАО «Хлебная база» на 2,1% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям.

Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли такое расхождение возникло из-за того, что не была учтена часть активов ОАО «Хлебная база», а именно гудвилл.

Соответственно, для того чтобы получить прибыль в размере 49621 руб. при рентабельности активов 12,9%, предприятию необходимо располагать активами на сумму 384859 руб. (49621 / 12,9%).

Таким образом, стоимость гудвилла компании составляет = 384859 ─ 332442 = 52417 руб.

В соответствии с «Порядком экспертной оценки нематериальных активов» экспертная оценка стоимости нематериальных активов, в том числе и гудвилла, не отраженных в бухгалтерском балансе, может быть осуществлена следующим образом:

Сгуд = Бпр / Ск – Сцик

где, Сгуд - стоимость нематериальных активов, не отраженных в балансе;

Бпр - балансовая прибыль предприятия после вычитания налога на прибыль;

Ск -ставка капитализации;

Сцик стоимость целостного имущественного комплекса по балансу.

Расчёт ставки капитализации производится по модели Шарпа:

R = Rf + β × (Rm ─ Rf ) + S1 + S2 ,

Где: Rf - безрисковая ставка (доходность по долгосрочным облигациям федерального займа (ОФЗ) к концу декабря 2007 г. ─ 6,53 % [10] );

β - коэффициент, являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими изменениями происходящими в стране;

Rm - общая доходность рынка в целом, доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг (среднерыночная доходность по долгосрочным облигациям на конец декабря 2007 г. ─ 8,2 % [11] );

S1 - премия для малых предприятий, учитывает размеры оцениваемой

компании (8 % [12] );

S2 - премия за риск инвестиций в конкретную компанию (в зависимости от отрасли).

Таблица 6

Расчёт премии за риск инвестиций в ОАО «Хлебная база»

Факторы Премия в %-ом выражении
Клиентская база 1 %
Ключевая фигура управления 2 %
Цены на сырьё 3%
Страновой риск 1,75 %
Итого: 7,75 %

Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.

Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся на каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента. Фактор немного не соответствует оптимальному значению.

Фактор «ключевая фигура управления» отвечает не всем необходимым требованиям, а именно отсутствует сформированный кадровый резерв, таким образом риск по этому превышает оптимальные значения и в будущем может ещё вырасти. Премиальная надбавка составляет 2 %.

В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Dailond&Tysh, где учитываются следующие факторы риска:

1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).

2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; наличие и стоимость рабочей силы; влияние организованной преступности; государственное регулирование).

3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки аналогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС);

Наша компания подвержена в большей степени социальным и фанансовым рискам, поэтому премиальная надбавка будет значительной – 1,75 %. В дальнейшем она может вырасти из-за недостаточности информации, необходимой для стратегического (долгосрочного) прогноза.

Остальные риски оцениваются экспертным путем.

β = 0,84 × (1 + (1 - t) × (Заёмные ср-ва / Собственные ср-ва))

t – ставка налога на прибыль (24 %),

β = 0,84 × (1 + (1 – 0,24) × (39013 / 74129)) = 1,176

R = 6,53 + 1,176 × (8,2 – 6,53) + 8 + 7,75 = 24,25 %

Тогда, Сгуд = 49621/0,2425 – 172396 = 32226,7 руб.

Оценка гудвилла по объему реализации

Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. В этом случае стоимость гудвилла компании (GW) определяется по формуле:

GW = (NOI ─ Qf × Rq ) / Rg' ,

Где: NOI — чистый операционный доход от деятельности компании. Рассчитывается как валовой доход за вычетом операционных издержек и расходов на возмещение (на текущий момент);

Qf — стоимость реализованной продукции;

Rq — среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции;

Rg' — коэффициент капитализации нематериальных активов (отношение прибыли компании к стоимости нематериальных активов, учтенных на балансе).

Rq = Прибыль от реализации продукции / Полную себестоимость реализованной продукции = 95599 / 723604 = 0,13 (Коэффициент рентабельности реализации продукции нашего предприятия). В результате исследования установлено, что средний коэффициент рентабельности аналогичной продукции по отрасли равняется 0,126 [13] .

Rg' = Прибыль компании / Стоимость нематериальных активов, учтённых в балансе = 49621 /35633 = 1,392

GW = (143653 ─ 723604 × 0,126) / 1,392 = 37700,4 руб.

2.3. Согласование и обоснование полученных результатов

Я попробую согласовать полученные данные по оценке гудвилла и дать обоснования полученным стоимостям.

Согласование – это процесс механического усреднения результатов, полученных с использованием разных методов. Это процесс логического рассуждения и принятия обоснованного решения. При этом я должен определиться с ситуацией – выбрать, какой метод к оценке будет основополагающим, имеющим наибольший вес при вынесении конечного решения о стоимости оцениваемого гудвилла, а какие остальные методы потребуются для ориентирования и для помощи в логических рассуждениях.

Приступая к согласованию полученных после проведённых расчётов результатов, я составлю таблицу для наглядного сравнения полученных стоимостей.

Таблица 7

Полученные стоимости разными методами

Метод оценки

Стоимость

гудвилла, руб.

Оценка гудвилла по стоимости нетто-активов

Величина гудвилла по

российским стандартам учета

72266 ÷ 109810

Величина гудвилла по

международным стандартам учета

37544
Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности 546348,6
Бухгалтерский метод (Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов) 463116
Метод избыточной прибыли 52417
Экспертная оценка гудвилла 32226,7
Оценка гудвилла по объему реализации 37700,4

При оценке гудвилла по методу стоимости нетто-активов мы можем увидеть, что величина гудвилла по российским стандартам оценки значительно отличается (примерно в 2,42 раза) от международных. Это говорит о том, что российские стандарты бухгалтерского учета в отношении гудвилла не полностью соответствуют международным стандартам. Возникает необходимость внесения изменений в российские стандарты в направлении их сближения с международными стандартами, более адекватно отражающими экономическую сущность гудвилла. И первым шагом в этом направлении должно стать принятие международного определения гудвилла, что в свою очередь потребует использование международных методов учета данного нематериального актива.

Главное преимущество метода оценки гудвилла с помощью показателя деловой активности - его простота. Итак, мы можем увидеть что стоимость гудвилла получилась слишком завышенной и почти в 2,02 раза больше стоимости нетто-активов компании. Оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.

Оценка стоимости гудвилла бухгалтерским методом (оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов) тоже не может считаться реальной и в большей степени отражать реальную ситуацию. Такая высокая оценка связана с тем, что новый владелец получил не только хлебную фабрику, но и возможность использовать известную торговую марку, отлаженные бизнес-процессы и другие явные конкурентные преимущества. Иными словами, купив компанию, новый владелец, в первую очередь, приобрел его гудвилл, который составил 463116 руб.

Оценка гудвилла путем расчета избыточной прибыли основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его деловая репутация. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов, нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и рассчитать объем неучтенных активов, то есть гудвилл. Для предприятий с низким уровнем риска ставка дохода для материальных активов составляет 8%, для нематериальных — 15%; для предприятий с высоким уровнем риска — 10 и 20% соответственно. В российской практике подобного рода коэффициенты прибыльности законодательно не закреплены. С одной стороны, это усложняет проведение оценки, с другой — тщательный подбор предприятий-аналогов для сравнения доходности позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. Стоимость гудвилла этим методом равняется 52417 руб.

При расчёте гудвилла методом экспертной оценки большую роль играют три фактора. Первый – наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации. Второй – необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени. Третий – фактор риска. Инвестиции в компанию, курс акций которой, а следовательно, и общая доходность отличаются высокой изменчивостью, являются более рисковыми, и наоборот. Большая сложность в получении внешних показателей говорит о возможных погрешностях при расчёте рыночной стоимости данного нематериально актива. В нашем случае при применении выше указанного метода стоимость гудвилла составила 32226,7 руб.

Стоимость гудвилла по методу объёма реализации составила 37700,4 руб. При определении стоимости данным методом, главная проблема состоит в сложности получения внешних показателей, например коэффициента среднеотраслевой рентабельности. Поэтому выбор метода оценки гудвилла зависит в первую очередь от доступности информации, которая необходима компании для расчетов.

Таким образом, я считаю, что более реальной и обоснованной стоимостью гудвилла является стоимость, рассчитанная методом оценки гудвилла по стоимости нетто-активов (по международным стандартам учёта) и оценка гудвилла по объёму реализации.Стоимость гудвилла по этим методам будет составлять 37700,4 × 0,5 + 37544 × 0,5 = 37622,2 рублей.

Заключение

В глобальной экономике в условиях с жесточайшей конкуренцией одним из способов завоевать и удержать долю на рынке являются слияния и поглощения, снижающие за счет экономии на масштабах издержки производства. Слияния и поглощения промышленных предприятий в последние несколько лет стали одним из наиболее характерных путей развития российского бизнеса. В результате приобретения у головной организации в консолидированной финансовой отчетности возникает проблема оценки и отражения гудвилла.

Выводы: оценка гудвилла требует значительных затрат времени, сил и денег. Поэтому при выборе метода его расчета следует иметь в виду, что затраты на проведение оценки не должны превышать ценности полученной информации.

Состояние рынка оценки гудвилла и использования ее результатов в настоящее время в России оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием достоверной информации о предприятиях, что затрудняет работу оценщиков (оценка на основании официальной бухгалтерской отчетности может быть в несколько раз ниже реальной стоимости). Кроме того, недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли-продажи готового бизнеса не позволяет проводить качественный сравнительный анализ. Тем не менее ошибки, допущенные западными компаниями при определении гудвилла, свидетельствуют о необходимости совершенствования методов оценки и внедрении их в практику. Более широкому применению оценки гудвилла должна способствовать и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний как на одну из основных стратегических целей.


Список литературы

1. Азгальдов Гарри Гайкович. «Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов»: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 351000 «Антикризис. упр.» / Г. Г. Азгальдов, Н. Н. Карпова ; Междунар. акад. оценки и консалтинга. - Москва: Междунар. акад. оценки и консалтинга, 2006 г. (М. : Тип. изд-ва "Учеба"). - 398 с.

2. Г.И. Микерин (руководитель), М.И. Недужий, Н.В. Павлов, Н.Н. Яшина. «Оценка нематериальных активов». Доп.2 в книге Международные стандарты оценки. М.: ОАО «Типография» Новости», 2000 г.

3. А. Брыжик. «Международная практика подсчета гудвилла» / Бюллетень ДП - Консультант. Право. - № 41. – 2001 г.

4. Б.Б. Леонтьев. «Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе». - М.: Издательский центр "Акционер", 2002 г.

5. Э. Брукинг. «Интеллектуальный капитал». – СПб: Питер, 2001.

6. Колосс Бернар. «Управление хозяйственной деятельностью». – М.: 2001 г.

7. Журнал «Аудитор», № 7, 2002 г.

8. Журнал «Business Lunch», № 9, 2004 г.

9. Журнал «Финансовый директор» см. статью «Модель оценки стоимости компании: разработка и применение», № 12, 2003 г.

10. Журнал «Реформа», № 95, 2007 г.

11. Т. Дружиловская. «Учет нематериальных активов в России и по МСФО», ж. «Закон. Финансы. Налоги», № 29 (197), 2002 г., http://www.zfn.nizhny.ru

12. «Национальная экономическая газета», 11 февраля 2005 г.

13. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)

14. http://www.gaap.ru/

15. http://www.fd.ru/

    http://www.agroru.com

[1] Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)

[2] BVS (Business Valuation Standards) – Стандарты по оценке бизнеса. BVS-I содержит минимальный набор критериев, которыми следует руководствоваться оценщикам при подготовке полной письменной формы отчета по оценке бизнеса.

[3] «Финансовый Директор® ISSN 1680 – 1148», № 6(22), 2004 г.

[4] Э. Брукинг. «Интеллектуальный капитал». – СПб: Питер, 2001.

[5] Колосс Бернар. «Управление хозяйственной деятельностью». – М.: 2001 г.

[6] См. Приложение 1

[7] См. Раздел I, пункт 1.3.

[8] http://www.agroru.com/

[9] Журнал «Слияния и поглощения» № 9/13, 2007 г. из статьи «…Ранее активы в хлебной отрасли считались недостаточно привлекательными из-за низкой рентабельности (12-14 %)…»

[10] www.cbrf.ru , www.budgetrf.ru/Publications/Magazines

[11] www.cbrf.ru

[12] Необходимость введения поправки на риск вложения в небольшие компании обуславливается тем, что при вложениях в небольшие компании инвесторы требуют большую компенсацию за риск нежели, чем при вложении в крупные компании. Премия за размер компании по данным SBBIVALUATIONEDITION составила 8 %.

[13] «Хлебное равновесие» № 9 (71), 2007 г. www.paramon.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  424  425  426   ..