СОДЕРЖЖАНИЕ
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение финансового решения.
Финансовое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации.
11. Ковалев В.В, Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с. ил
2.2 Классификация финансовых решений.
В процессе управления организациями принимается огромное количество финансовых решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:
Т а б л и ц а 1. Классификация финансовых решений
Классификационный
признак
|
Группы
финансовых решений
|
Степень повторяемости
проблемы
|
Традиционные |
Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические |
Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные |
Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные |
Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия
решения
|
Корректируемые |
Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные |
Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные |
Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные |
Недокументирован. |
Характер использованной
информации
|
Детерминированные Вероятностные |
Рассмотрим её более подробно.
· Степень повторяемости проблемы
. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
· Значимость цели
. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
· Сфера воздействия
. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
· Длительность реализации
. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
· Прогнозируемые последствия решения
. Часть финансовых решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Другая, довольно значительная, часть решений, имеет необратимые последствия.
· Метод разработки решения.
Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. 12
12. Станиславчик Е. Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89», 2001. – 128 с.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.13
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы , используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.
· Количество критериев выбора
.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
· Форма принятия решений
.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа , т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.
13. В.Н. Вяткин, В.А.ГАмза, Ю.Ю.Екатеринославский, Дж.Дж.Хемптон./ Управление риском в рыночной экономике – М.: ЗАО «Экономика», 2002. – 195 с.
· Способ фиксации решения.
По этому признаку финансовые решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. ), и недокументированные ( не имеющие документальной формы, устные ). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения , принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
· Характер использованной информации
.
В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, финансовые решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.14
14. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
2.3 Детерминированные и вероятностные решения
.
Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Примером решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности 20 % облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Финансовый менеджер в этом случае точно знает, что за исключением крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, из-за которых правительство РФ не сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 20 % годовых на вложенные средства. Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.15
Анализ финансовых решений в условиях определенности это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов . Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов . Рассмотрим две возможные ситуации :
а) Имеется два возможных варианта;
n=2
В данном случае аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов. Последовательность действий здесь следующая :
15. Джай К. Шим, Джой Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / пер. с англ. – СПБ.: Азбука, 2001.- 496 с.
· определяется критерий, по которому будет делаться выбор;
· методом “ прямого счета ” исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;
· вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.
Возможны различные методы решения этой задачи. Как правило, они подразделяются на две группы:
Первая группа методов основывается на следующей идее. Денежные доходы, поступающие на предприятие в различные моменты времени, не должны суммироваться непосредственно; можно суммировать лишь элементы приведенного потока. Если обозначить F1,F2 ,....,Fn прогнозируемый коэффициент дисконтирования денежного потока по годам , то i-й элемент приведенного денежного потока Рi рассчитывается по формуле :
Pi = Fi / ( 1+ r ) i
где r- коэффициент дисконтирования.
Назначение коэффициента дисконтирования состоит во временной упорядоченности будущих денежных поступлений (доходов) и приведении их к текущему моменту времени. Экономический смысл этого представления в следующем: значимость прогнозируемой величины денежных поступлений через i лет ( Fi ) с позиции текущего момента будет меньше или равна Pi . Это означает так же , что для инвестора сумма Pi в данный момент времени и сумма Fi через i лет одинаковы по своей ценности . Итак последовательность действий аналитика такова (расчеты выполняются для каждого альтернативного варианта):
* рассчитывается величина требуемых инвестиций (экспертная оценка);
* оценивается прибыль (денежные поступления) по годам Fi;
* устанавливается значение коэффициента дисконтирования , r ;
* определяются элементы приведенного потока, Pi;
* рассчитывается чистый приведенный эффект ( NPV ) по формуле:
NPV= E Pi - IC
· сравниваются значения NPV;
· предпочтение отдается тому варианту, который имеет больший NPV (отрицательное значение NPV свидетельствует об экономической нецелесообразности данного варианта).
Вторая группа методов продолжает использование в расчетах прогнозных значений F. Один из самых простых методов этой группы - расчет срока окупаемости инвестиции. Последовательность действий аналитика в этом случае такова:
*
рассчитывается величина требуемых инвестиций , IC ;
*
оценивается прибыль (денежные поступления) по годам, Fi ;
*
выбирается тот вариант, кумулятивная прибыль по которому за меньшее число лет окупит сделанные инвестиции.
б) Число альтернативных вариантов больше двух.
n > 2
Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов , техника “ прямого счета “ в этом случае практически не применима . Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования ( в данном случае этот термин означает “ планирование ” ) . Этих методов много ( линейное , нелинейное, динамическое и пр. ), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование. В частности рассмотрим транспортную задачу как пример выбора оптимального варианта из набора альтернативных . Суть задачи состоит в следующем .
Имеется n пунктов производства некоторой продукции ( а1,а2,...,аn ) и k пунктов ее потребления ( b1,b2,....,bk ), где ai - объем выпуска продукции i - го пункта производства , bj - объем потребления j - го пункта потребления . Рассматривается наиболее простая , так называемая “закрытая задача ” , когда суммарные объемы производства и потребления равны . Пусть cij - затраты на перевозку единицы продукции . Требуется найти наиболее рациональную схему прикрепления поставщиков к потребителям , минимизирующую суммарные затраты по транспортировке продукции . Очевидно , что число альтернативных вариантов здесь может быть очень большим , что исключает применение метода “ прямого счета ” . Итак необходимо решить следующую задачу :
E E Cg Xg -> min
E Xg = bj E Xg = bj Xg >= 0
Известны различные способы решения этой задачи-распределительный метод потенциалов и др. Как правило для расчетов применяется ЭВМ.
При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться методы машинной имитации , предполагающие множественные расчеты на ЭВМ . В этом случае строится имитационная модель объекта или процесса ( компьютерная программа ) , содержащая b-е число факторов и переменных , значения которых в разных комбинациях подвергается варьированию . Таким образом машинная имитация - это эксперимент , но не в реальных , а в искусственных условиях . По результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов , являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе дополнительных формальных и неформальных критериев .16
Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.17
16. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496
17. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
В ряде случаев, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает , что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.18
Пример решения, принятого в условиях риска ,- решение транспортной компании застраховать свой парк автомобилей. Финансовый менеджер не знает точно, будут ли аварии и сколько и какой ущерб они причинят, но из статистики транспортных происшествий он знает, что одна из десяти машин раз в году попадает в аварию и средний ущерб составляет $ 1 000 (цифры условные). Если организация имеет 100 автомашин, то за год вероятны 10 аварий с общим ущербом $ 10 000. В действительности же аварий может быть меньше, но ущерб больше, или наоборот. Исходя из этого, и принимается решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере страховой суммы.19
Анализ и принятие решений в условиях риска встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей . При этом пользуются:
а) известными , типовыми ситуациями ( типа - вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5 ) ;
б) предыдущими распределениями вероятностей ( например,из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали ) ;
в) субъективными оценками ,сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов .
18. Гридчина М.В, Финансовый менеджмент: Курс лекций. – 2-е изд, перераб и доп. – К.: МАУП, 2002. – 160 с.: ил.
19. Джай К. Шим, Джой Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / пер. с англ. – СПБ.: Азбука, 2001.- 496 с.
Последовательность действий аналитика в этом случае такова :
· прогнозируются возможные исходы Ak , k = 1 ,2 ,....., n ;
· каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk , причем Е рк = 1
· выбирается критерий(например максимизация математического ожидания прибыли ) ;
· выбирается вариант , удовлетворяющий выбранному критерию .
Пример :
имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений . Величина планируемого дохода в каждом случае не определенна и приведена в виде распределения вероятностей :
Проект А
|
Проект В
|
Прибыль |
Вероятность |
Прибыль |
Вероятность |
3000 |
0. 10 |
2000 |
0 . 10 |
3500 |
0 . 20 |
3000 |
0 . 20 |
4000 |
0 . 40 |
4000 |
0 . 35 |
4500 |
0 . 20 |
5000 |
0 . 25 |
5000 |
0 . 10 |
8000 |
0 . 10 |
Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно :
У ( Да ) = 0 . 10 * 3000 + ......+ 0 . 10 * 5000 = 4000
У ( Дб ) = 0 . 10 * 2000 +.......+ 0 . 10 * 8000 = 4250
Таким образом проект Б более предпочтителен. Следует, правда, отметить, что этот проект является и относительно более рискованным, поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А ( размах вариации проекта А - 2000 , проекта Б - 6000 ) . Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов.
Сталкиваясь с неопределённостью, финансовый менеджер может использовать две основные возможности:
1) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную , предполагаемую вероятность возможных результатов;
2) когда не хватает времени и / или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
.
3.1 Усложнение планирования, потребность в дополнительных источниках финансирования.
Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. Как было показано ранее, такой выбор основывается на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точности прогноза денежных поступлений и величины задаваемого менеджером приемлемого уровня эффективности инвестиций. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:
· не держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, сократить займы и кредиты знакомым и контрагентам;
· свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;
· по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими будущую кредитоспособность).20
20. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.—2-е изд., перераб. И доп.—М.: Финансы и статистика, 2000.
В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т. е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится прежде всего к перспективному финансовому планированию.
Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить прежде всего из принципа, что выбранное решение должно по крайней мере не уменьшать экономического потенциала предприятия. Можно привести такой пример. Допустим, что предприниматель владеет суммой в 1 млн. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 850 тыс. руб.
Аналитические расчеты подобного типа можно делать как на основе общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индексов. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуальных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точное описание приведенных процедур и аппарат статистической обработки полученных результатов приводятся в литературе по методам экспертных оценок.21
21. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс : В2-хт. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева.- СПб.: Экономическая школа, 2000 г. Т.2. 669 с.
3.2 Увеличение процентов по ссудам и займам и с
нижение роли облигаций.
В условиях инфляции инвесторы, пытаясь обезопасить свой капитал, предоставляют его на условиях повышенного процента, называемого текущим и отличающегося от номинального поправкой на инфляцию. Отметим, что в западной учетно-аналитической практике терминология несколько иная: реальный процент (realrateofinterest) означает процентную ставку при отсутствии инфляции; номинальный процент (nominalrateofinterest) представляет собой процентную ставку с инфляционной добавкой — именно эта ставка используется на рынке капитала.
Существуют различные формулы, связывающие индекс инфляции (i), текущую (р) и номинальную (r) процентную ставки, наиболее простая из них имеет вид:
р = г + i.
Таким образом, видно, что в условиях инфляции цена привлекаемого капитала возрастает, что необходимо учитывать финансовому менеджеру при планировании источников средств и расходов, связанных с их обслуживанием.
В рыночной экономике облигации являются одним из основных источников финансирования хозяйственной деятельности. В условиях инфляции инвесторы, во-первых, отдают предпочтение краткосрочному кредитованию и, во-вторых, требуют повышенного процента на свой капитал в случае его долгосрочного инвестирования. Более привлекательными становятся облигации с плавающей процентной ставкой, привязанной к уровню инфляции. Такая политика особенно популярна в странах с постоянно высоким уровнем инфляции, например в латиноамериканских странах.
Приобретение ценных бумаг является одним из не самых последних по важности направлений финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Ранее было показано, что ценные бумаги используются для достижения трех основных целей: а) обеспечение необходимой ликвидности предприятия, б) как источник средств для реализации непланировавшегося, т. е. случайного, выгодного инвестиционного проекта; в) как источник доходов.
В условиях инфляции возрастает риск банкротства предприятия, ценные бумаги которого приобретены. Поэтому комплектованию инвестиционного портфеля должно быть уделено особо пристальное внимание. Здесь хороши две житейские мудрости: а) не храните яйца в одной корзине (достаточный уровень диверсификации); б) не обольщайтесь на ценные бумаги с аномально высоким уровнем обещаемого дохода.
Уже отмечалось, что инфляция существенно искажает финансовую отчетность, причем это искажение может быть как в сторону преуменьшения экономического потенциала предприятия, его финансовых возможностей, так и в сторону преувеличения. Последнее особенно опасно. В отчетности может быть показана инфляционная сверхприбыль, но если предприятие планирует свою деятельность, основываясь на такой прибыли, в дальнейшем могут быть финансовые трудности.
Вполне естественным является требование, что любой сделке должно предшествовать тщательное ознакомление с финансовой отчетностью возможного контрагента. Нередки случаи, когда предприниматели заключали контракты с заведомо неплатежеспособными контрагентами. Поэтому финансовый менеджер, как никто другой, должен знать структуру отчета и отчетности, предъявляемые к ним требования, уметь работать с ними.22
22. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496 с.
3.3 Управление дебиторской задолженностью в условиях инфляции.
Дебиторская задолженность представляет собой по сути иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.
Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив). Это — следствие основного принципа деятельности предприятия: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше оборачиваемость.
Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются, «облегчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем инфляции.
В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.
В основу расчетов закладываются известные подходы, базирующиеся на учете динамики падения покупательной способности денежной единицы. Основными показателями, используемыми для расчетов, являются индекс цен (Iц
), рассчитываемый по формуле (11.3), и коэффициент падения покупательной способности денежной единицы (Кпс
), связанный с индексом цен формулой
Логика рассуждения здесь такова. Если сумма договора об оплате продукции равна S, а цены за период с момента поставки до момента платежа выросли, допустим, на 20%, то реальная ценность величины S в момент получения платежа с учетом изменения покупательной способности денег будет меньше и составит:
Таким образом, величина косвенных потерь зависит от двух факторов: уровня инфляции (прогнозного или фактического, в зависимости от вида проводимого анализа) и количества дней, на которое сокращается период погашения дебиторской задолженности.23
Следует обратить внимание на необходимость соблюдения корректности при проведении аналитических выкладок. Так, ключевым показателем в подобных расчетах является индекс инфляции, который в оперативных и статистических информационных справочниках чаще всего приводится по месяцам. В этом случае иногда используют не вполне корректные методы перехода от месячных данных к данным об изменении цен за произвольное число дней. Например, если ежемесячный темп инфляции равен I
, то на период в k дней предлагают распространять его прямо пропорционально количеству дней, т. е. индекс цен за k дней (I
) равен:
где I
—индекс цен в долях единицы за период в k дней;
р — дневной индекс цен в долях единицы.
23. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496 с.
Двадцатипроцентный темп прироста цен в месяц эквивалентен ежедневному приросту в размере 0,61%. Поэтому для периодов в 20 и 50 дней имеем соответственно:
для 20-дневного периода (k = 20): |
для 50-дневного периода (k == 50): |
|
|
Для удобства выполнения подобных расчетов на практике можно пользоваться табулированными значениями коэффициента падения покупательной способности рубля в зависимости от различных значений темпов инфляции и продолжительности периода, для которого ведутся расчеты (табл. 2). Каждый член матрицы (аij
) рассчитывается по следующему алгоритму:
где рi
— i-й ежедневный темп инфляции в долях единицы;
j — продолжительность периода погашения дебиторской задолженности в днях. 24
Рассмотренная методика может применяться различными способами в ретроспективном и перспективном анализе. Наиболее целесообразно проведение имитационных расчетов, когда варьируют прогнозными величинами темпа инфляции, банковской процентной ставкой и числом дней сокращения периода погашения, рассчитывая оптимистическое, наиболее вероятное я пессимистическое значения этих показателей. Придавая различные вероятности значениям этих показателей, легко рассчитать среднюю величину экономии от сокращения потерь, а следовательно, и ориентировочную величину скидки, которую можно предложить своим клиентам.
24. Станиславчик Е. Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89», 2001. – 128 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе рассмотрены лишь некоторые из основных проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры и финансовые менеджеры в условиях инфляции.
С позиции руководителя предприятия инфляция может приводить к снижению экономического потенциала данного предприятия. Логика рассуждения в этом случае такова: списание затрат сырья и материалов по низким ценам приобретения, а также небольшие амортизационные отчисления приводят к образованию инфляционной сверхприбыли и тем самым к уплате повышенного налога. Поскольку приобретают сырье по более высоким ценам, уплата налога на сверхприбыль, обусловленную инфляцией, приводит к снижению экономического потенциала.
С позиции начинающих инвесторов инфляция — неблагоприятный процесс. Основная проблема — трудно накопить необходимые финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать однозначный и безапелляционный вывод об инфляции — одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью сказать, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.
Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, М., 1996.
2. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.—2-е изд., перераб. И доп.—М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 528 с.:ил
5. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
6. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс : В2-хт. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева.- СПб.: Экономическая школа, 2000 г. Т.2. 669 с.
7. Гридчина М.В, Финансовый менеджмент: Курс лекций. – 2-е изд, перераб и доп. – К.: МАУП, 2002. – 160 с.: ил.
8. Джай К. Шим, Джой Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / пер. с англ. – СПБ.: Азбука, 2001.- 496 с.
9. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 496 с.
10. Ковалев В.В, Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с. ил
11. Станиславчик Е. Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89», 2001. – 128 с.
содержание ..
48
49
50 ..
|