Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  561  562  563   ..

 

 

Управление персоналом кризисного предприятия на примере ПМК

Управление персоналом кризисного предприятия на примере ПМК

Содержание

1.1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия
Эмоциональная Инструментальная оснащенность
Составляющая Кадровый состав организации
Кадровый состав обладает необходимыми профессиональными навыками не обладает необходимыми профессиональными навыками
не ориентирован на изменения Ситуация 1 Ситуация 2
ориентирован на изменения Ситуация 4 Ситуация 3

Инструментально- деятельностная

кадровый состав организации
умеет работать в новых условиях не умеет работать в новых условиях

Социаль-но-эмо-

кадровый

желает работать в новых условиях

Управленец

Организатор

не желает работать в новых условиях

Администра­тор

Руководитель

Метод Условия применения Преимущества Недостатки

1. Принудитель-

Большая срочность Быстрота изменений Большое сопротивление
2. Адаптивный Небольшая срочность Слабое сопротивление Медленность
3. Кризисный Угроза существования Слабое сопротивление

Жесткий дефицит времени

4. Управление сопротивлением

Средняя срочность

Слабое сопротивление

Сложность

Этапы кадровой

Объекты кадровой работы
а) управленческая команда б) управленец высшего звена
1. Создание структуры

- определенность функциональной структуры управления

2. Планирование потребности в кадрах

оценка “наполненности оргструктуры кадрами”

прогноз кадровой потребности по должностям

Этапы кадровой

а) управленческая команда б) управленец высшего звена

3. Институционали

закрепленность в нормативных документах стратегии управления,

4. Набор (от­бор) персонала - наличие способов привлечения и включения персонала в управленческую команду - наличие способов привлечения специалистов и включения их в работу
5. Обучение

- осознание проблем в деятельности группы

- осознание проблем в деятельности

6. Оценка

- сбалансированность по качественному составу

- степень соответствия требованиям деятельности

7. Стимулирование труда наличие эффективных форм оплаты и поощрения

- оценка степени удовлетворенности оплатой собственного труда

8. Продвижение - наличие кадрового резерва, степень его готовности к включению в командную работу

- сформированность представлений и удовлетворенность перспективами карьеры


Служба механизации
Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год
Объем выполненных СМР, тыс. р. 5111 4773 6075
Тоже, в сопоставимых ценах, тыс. р. 4344 3651 6075
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. р. 6630 6494 7350
Затраты на производство и реализа­цию работ, тыс. р. 6970 6370 7313
- материальные затраты 4455 3502 3249
- расходы на оплату труда 1322 1733 2483
- амортизация основных фондов 175 124 120
Затраты на 1 рубль произведенных работ, тыс. р. 1,019 0,981 0,995

Среднегодовая стоимость

8147,5 8263,4 5386
Численность персонала, чел. 137 133 120
- служащие 28 28 23
- рабочие 109 105 97
Среднемесячная заработная плата, р. 3285 4144 5724
Балансовая прибыль (убыток), тыс. р. -241 -52 -142
Предприятия Кол.-во Цена, руб. (без НДС)
Завод железобетонных конструкций г. Ароя Нижегородская область 1 1500
ЖБК-9 г. Чебоксары 1 1400

ЗАО «Стройконструкция»

1 1358
ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» 1 1629
Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
1 2 3
1. Производство Профессионализм в своем деле. Опыт складывается в течение 15 лет. Последние семь лет не обновлялась техника
2. Кадры Наличие учебно-курсового комбината в акционерном обществе. Все работники имеют высший разряд. Отток высококвалифици-рованных работников, специалистов. Трудности в найме специалистов из-за задержки заработной платы и трудности в обучении.
3. Маркетинг

Выпуск прайс-листов,

Нехватка средств и опыта в области маркетинга, нехватка профессиональных кадров в этой области.
4. Организация Высокая мобильность. Возросли затраты на приобретение основных строительных материалов. Трудности с поставками из-за банкротства предприятий поставщиков.
5. Финансы Приемлемые расценки для заказчиков. Отсутствие наличных средств, расчеты бартером.
Факторы макросреды Баллы
1. Состояние экономики 2
2. Политические факторы 3
3. Научно-технический прогресс 4
4. Социально-культурные факторы 4
5. Международные события 4
Показатели

Норм.

2006 г. 2007 г.

Изменения

1. Коэффициент текущей ликвидности >=2,0 0,85 0,82 -0,03
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

>=0,1

-0,15

-0,20

-0,05

Показатели финансового состояния Границы классов согласно критериям
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,5 и выше – 20 баллов 0,4 и выше–16 баллов 0,32 = 12 баллов 0,2 = 8 баллов 0,1= 4 балла менее 0,1 = 0 баллов
2.Коэффициент критической оценки 1,5 и выше – 18 баллов 1,4 = 15 баллов 1,3 = 12 баллов 1,2 – 1,1 = 9-6 баллов 1,0 = 3 балла менее 1,0 = 0 балл.
3.Коэффициент текущей ликвидности 2 и выше – 16,5 балла 1,9 – 1,7 = 15-12 бал. 1,6 – 1,4 = 10,5–7,5 б. 1,3 – 1,1 = 6-3 балла 1=1,5 балла менее 1 = 0 баллов
4.Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше – 17 баллов 0,59 – 0,54 =16,2-12,2 баллов

0,53 – 0,43

0,42 – 0,41 = 6,6-1,8 балла 0,4=1 балл менее 0,4 = 0 баллов
5.Коэффициент обес-печенности собствен-ными источниками финансирования 0,5 и выше – 15,0 балл. 0,4 = 12 баллов 0,3 = 9 баллов 0,2 = 6 баллов 0,1 = 3 балла менее 0,1 = 0 балл.
6.Коэффициент финан-совой независимости в части формирования запасов и затрат 1 и выше – 13,5 балла 0,9 = 12 баллов 0,8 = 8,5 балла 0,7 – 0,6 = 6,0 – 3,5 балла 0,5 = 1 балл менее 0,5 = 0 баллов
7.Минимальное значение границы 100 85,2 - 66 63,4 – 56,5 41,6 – 28,3 14 -
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
факти-ческое значение коли-чество баллов факти-ческое значение коли-чество баллов факти-ческое значение коли-чество баллов
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,001 0 0,011 0 0,018 0
2.Коэффициент критической оценки 0,63 0 0,72 0 0,72 0
3.Коэффициент текущей ликвидности 0,80 0 0,85 0 0,82 0
4.Коэффициент финансовой независимости 0,36 0 0,34 0 0,04 0
5.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования -0,15 0 -0,15 0 -0,20 0
6.Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат 0,53 1 0,26 0 0,06 0
Итого 1 0 0
Класс 5 5 5
Коэффициенты Первый класс Второй класс Третий класс
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 и выше 0,15-0,20 менее 0,15
Коэффициент срочной ликвидности 1,0 и выше 0,5-1,0 менее 0,5
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше 1,0-2,0 менее 1,0
Коэффициент автономии 0,7 и выше 0,5-0,7 менее 0,5
Показатели 2005 год 2006 год 2007 год
Факти-ческое значение класс заемщика Факти-ческое значение класс заемщика Факти-ческое значение класс заемщика
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,001 3 0,011 3 0,018 3
2.Коэффициент критической оценки 0,63 2 0,72 2 0,72 2
3.Коэффициент текущей ликвидности 0,80 3 0,85 3 0,82 3
4.Коэффициент финансовой независимости 0,36 3 0,34 3 0,04 3
Сумма баллов 280 280 280

Структурное

Всего работников В том числе Соотношение специалистов с высшим и ср. спец. обр.
С высшим образованием

Со средним спец.

1 Руководящий состав 2 2 - 2 : 0
2 Планово-техни-ческий отдел 3 1 2 1 : 2
3 Бухгалтерия 4 1 3 1 : 3
4 ОГИ 3 1 2 1 : 2
5 Отдел снабжения 2 - 2 0 : 2
6 Линейный персонал 3 2 1 2 : 1
7 Отдел кадров 2 1 1 1 : 1
8 ВСЕГО 19 8 11 1 : 1,4

Наименование

2005 год 2006 год 2007 год

Отклонение,

Чел. Уд. вес, % Чел. Уд. вес, % Чел. Уд. вес, % Абсол., чел.

Относ.

Среднесписочная численность, всего 137 100 133 100 120 100 -17 87,6
- рабочие 109 80 105 79 94 78 -15 86,2
- служащие 28 20 28 21 26 28 -2 92,9
Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год Изменение за период
2005-2006 гг. 2006-2007 гг.
Средняя заработная плата, в целом, р. 3285 4144 5724 859 1580
- рабочие 2709 3250 4038 541 788
- служащие 4461 5735 7410 1274 1675
2005 год 2006 год 2007 год

48,4

48,8

61,3

3.4. Основные направления кадровой политики

Успех в конкурентной борьбе сегодня все более зависит не от технического уровня производства, размере инвестиций или уровня применяемых технологий, а от фактора управления, совершенства тех систем и структур управления, которыми располагает предприятие. Эффективное использование «человеческих ресурсов» зависит от применяемой на предприятии системы отбора и найма кадров, организации и стимулирования труда.

Основными направлениями кадровой политики ОАО «Параньгинская ПМК» на 2006-2007 гг. являются:

1.Совершенствование профессионализма всех сотрудников, дальнейший рост образовательного уровня сотрудников.

С целью реализации поставленной задачи планируется в 2007 году увеличить число специалистов, имеющих высшее образование на 3 человека, специалистов, имеющих среднее специальное образование на 2 человека. В соответствии с планом - графиком работы учебного центра продолжиться обучение работников предприятия по различным направлениям деятельности предприятия, посредством проведения семинаров, курсов повышения квалификации.

Общеобразовательная программа предусматривает следующие направления:

· Постоянное сотрудничество с учебными заведениями (ВУЗами, техникумами), занимающимися подготовкой специалистов, для создания кадрового резерва.

· Постоянная работа по подготовке и повышению квалификации работников предприятия, изучение новой техники и технологий, что в первую очередь проводиться в учебном центре ОАО «Марагрострой», а при необходимости в сторонних учебных заведениях.

Проведение аттестации руководителей, специалистов, перетарификации рабочих основных строительных профессий не реже одного раза в 3 года. Это дает возможность оценить профессионализм, деловой уровень работников предприятия, своевременно принять корректирующие меры по устранению недостатков. Для работников - поддерживания профессионального уровня на должном уровне, продвижение по работе, включение в резерв, увеличение заработной платы.

Анализ результатов профессионального обучения, итогов аттестации специалистов, перетарификации рабочих является обязательным, он позволяет внести необходимые коррективы в дальнейший процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки каждого работника. Такой анализ является составной и завершающей частью проекта профессионального обучения, который позволяет гибко и точно реагировать на все изменения в производстве и потребностях в обучении каждого работника.

2. Планирование и моделирование кадрового состава в соответствии с перспективными планами развития ОАО «Параньгинская ПМК».

Для обеспечения предприятия высококвалифицированными кадрами прием на работу осуществляется только на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке рассмотрения и конкурсного отбора на замещение вакантных должностей. Для формирования программы по обеспечению ОАО «Параньгинская ПМК» квалифицированными кадрами с соответствующим образовательным уровнем в течение 1 полугодия 2006 года планируется провести полный анализ кадрового состава предприятия на соответствие занимаемым должностям.

Под резервом руководящих кадров понимают специально сформированную группу работников, по своим качествам соответствующих требованиям, предъявленным к руководителям определенного ранга, прошедших отбор, достигших положительных результатов в производственной деятельности. Кадровый резерв предприятия формируется отдельно на должности, входящие в номенклатуру руководителя предприятия (заместители руководителя предприятия, руководителя подразделений и их заместителей).

Претендент в резерв должен обладать следующими деловыми качествами:

· Соответствующим образованием, практическим опытом работы, профессиональной осведомленностью в области техники, организации производства и экономики.

· Достаточными организаторскими способностями, умением нацелить и возглавить коллектив на выполнение производственных задач, обладать личной дисциплинированностью и исполнительностью.

Работу по формированию резерва на руководящие должности ОАО «Параньгинская ПМК» осуществляется отделом кадров под руководством генерального директора.

Подготовка кандидатов резерва проводится в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным непосредственно претендентом совместно с кадровым аппаратом и утвержденным руководителем соответствующего звена управления. Выбор формы обучения кандидатов резерва зависит от уровня их специального образования, прохождения ими квалификационной учебы, стажа работы. Основной формой подготовки резерва кадров является обучение специалистов непосредственно на производстве:

· Замещение отсутствующего руководителя на период командировки, болезни, отпуска.

· Привлечение к подготовке и участие в работе семинаров, совещаний, к выступлению с докладами перед специалистами предприятия.

· Привлечение к разработке предложений по улучшению производственной деятельности предприятия в целом или по отдельным направления.

Анализ результатов подготовки кандидатов резерва проводится ежегодно и по конечным результатам формируется резерв на следующий год.

3. Укрепление трудовой дисциплины и повышение ответственности сотрудников за результаты своей работы. Внутрифирменные правила и нормы трудового распорядка для работников ОАО «Параньгинская ПМК» регулируются и будут регулироваться «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников ОАО «Параньгинская ПМК», которые определяют порядок приема и увольнения, основные обязанности работников и администрации предприятия, трудовой распорядок дня. Соблюдение указанных Правил является обязательным для каждого работника предприятия.

4. Проведение постоянного анализа кадрового состава на предмет его профессионального соответствия занимаемым должностям, а также сложному технологическому оборудованию, эксплуатируемому ОАО «Параньгинская ПМК».

Аттестация персонала – неотъемлемая часть хорошо поставленной кадровой службы, показатель качества управления. Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда, ответственности за порученное дело, определение степени соответствия сотрудника установленным к его должности требованиям.

Аттестация проводится один раз в 3- 5 лет. Сроки и график проведения аттестации утверждаются генеральным директором, по согласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за два месяца до начала аттестации.

В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в данной должности менее одного года, молодые специалисты, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте 3 – х лет. Аттестация проводится комиссиями, назначенными приказом генерального директора предприятия.

На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем составляется отзыв (характеристика), которой представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до аттестации. Аттестуемый работник не менее, чем за две недели до аттестации, ознакамливается с представленным на него отзывом (характеристикой).

5. Совершенствование системы оплаты труда, обеспечение достойного уровня заработной платы, эффективное использование каждого сотрудника на своем рабочем месте. В соответствии с бизнес-планом ОАО «Параньгинская ПМК» на 2005 год средняя заработная плата увеличится по сравнению с 2007 годом на 24% и составит в абсолютном выражении 7384 руб.

6. В целях повышения качества труда и эффективности производства в ОАО «Параньгинская ПМК» действует Положение о премировании работников организации, в котором заложены повышающие и понижающие коэффициенты по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Дополнительно за успехи в работе может выплачиваться единовременное вознаграждение.

7. Сохранение социальных гарантий и благ.

В соответствии с коллективным договором предприятие в 2005 г. предоставит работникам следующие льготы: частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, выплату единовременных пособий при достижении пенсионного возраста, материальная помощь одиноким и многодетным родителям, материальная помощь неработающим пенсионерам, единовременная материальная помощь по заявлениям и др.

8. Неуклонное соблюдение требований трудового законодательства РФ.

Таким образом, кадровая политика формируется в соответствии с политикой предприятия ОАО «Параньгинская ПМК» в области качества и определяет отношения и правила взаимодействия человека и организации. Изменение стратегии предприятия влечет за собой изменение кадровой политики.

Кадровая политика ОАО «Параньгинская ПМК» определяет цели, задачи, методы, и средства работы с персоналом предприятия является система правил, в соответствии с которыми осуществляется вся кадровая работа в предприятии.


Заключение

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Как было показано, для организаций в кризисных условиях все большее значение приобретает более полное использование человеческих ресурсов организации. Это связано с теми проблемами, с которыми сталкиваются руководители большинства организаций. Вот неполный список наиболее острых проблем:

- уход квалифицированных работников;

- низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала;

- недостаточная квалификация персонала, работающего в организации, недостаточный уровень квалификации отдельных руководителей;

- неудовлетворительный морально-психологический климат

- низкий уровень мотивации работников, недостаточная инициативность работников при решении производственных проблем;

- наличие проблемы "Мы - Они" (конфронтация администрации и персонала).

Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководителями вопрос о совершенствовании системы управления персоналом. Однако, очень часто приходится сталкиваться с тем, что стараясь поставить на должный уровень работу с персоналом в организации, руководители делают целый ряд ошибок, которые не позволяют достичь тех целей, ради достижения которых, собственно, и была начата работа с персоналом.

Стабильная работа и развитие предприятия зависит от многих факторов, одним из которых является профессионализм работников структуры управления.

Успешное развитие производства в значительной степени зависит от уровня организации управления. Для данного предприятия - ОАО «Параньгинская ПМК» - характерна линейно-штабная организационная структура управления, которая предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений. Все подразделения предприятия действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника. При этом достигается рационализация процессов управления с применением технических средств и вычислительной техники.

Подбор новых людей на предприятии идет с учетом их профессиональных и деловых качеств и использованием социально-психологических аспектов. Подбор и расстановка кадров проводится с целью достижения наиболее целесообразного использования трудовых качеств работника, который обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения порученной работы. Контроль исполнения на предприятии позволяет координировать, контролировать процесс производства, своевременно реагировать на происходящие в производстве изменения.

Целью антикризисного управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их спосо­бностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда. Важно, чтобы на руководящей работе были активные, творчески мыслящие люди, предпочтительнее сангвиники, волевые, с положительными чертами характера.

Библиографический список

1. Антикризисное управление: учебник / Под ред. Э.М.Короткова. М.:ИНФРА-М, 2006, 432 с.

2. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса. В кн.: Теория и практика антикризисного управления. М., ЮНИТИ, 1996, 324 с.

3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. М.: ИНФРА-М, 1999, 392 с.

4. Гаврилин, Юрий Федорович. Маркетинг. Стратегия и тактика менеджера: Учеб. пособие / - Челябинск, 2000. – 101 с.

5. Грейсон Дж.К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М., Экономика, 1991, 287 с.

6. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: "Дело ЛТЛ", 1995, с. 176.

7. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. М.: АО “Финстатинформ”, 1995, 96 с.

8. Курошева Г.М.Теория антикризисного управления предприятием: Учебное пособие. СП б.: Речь, 2006, 372 с.

9. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994, 252 с.

10. Модели управления персоналом корпораций // В.С.Пономаренко, А.И.Пушкарь, Ле Ван Шон. — Харьков: ХГЭУ, 1997. - 232с.

11. Моделирование процессов управления персоналом кризисного предприятия // Пушкарь А.И., Колос А.Л. — В кн.: Экономика труда, сборник научных трудов, выпуск 3. — Хмельницкий, Технологический университет Подолья; НПП “Эврика” ООО, 1999, с. 137—140.

12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на-Дону,- 1997.- 380 с.

13. Семенов А.К. Современный менеджмент. М.: Экономика.- 1996.-23 с.

14. Соколинский В.М. психологические основы экономики: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 215 с.

15. Спивак В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. С-Пб., 1995, 214 с.

16. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Под общ. Ред.А.П. Градова и Б.И.Кузина. СПб.: Специальная литература.-1996.-510 с.

17. Теория и практика антикризисного управления: Учеб/ Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996, 469 с.

18. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., Дело, 1995, 326 с.

19. Управление организацией: Учеб/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 2-е изд, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1999, 669 с.

20. Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянце­вой, Н.А. Саломатина. М,:ИНФРМА-М.- 1998.- 669 с.

21. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 1997, 400 с.

22. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 349 с.

23. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие. Ростов н/Д: издательский центр «МАРт», 2006. 176 с.

24. Шкатулла В.И. Кадровая политика в современных условиях. Часть третья. Библиотека журнала “Кадры”, 1995, № 47, С. 18-24.

25. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев ГВ.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2007. 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  561  562  563   ..