Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..

 

 

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Содержание

2.1.1 Анализ макроокружения

1.2 Определяющее влияние потенциала организации на формирование стратегии фирмы

2.1 Анализ основных ресурсов организации

2.1.1 Анализ макроокружения

Экономическая компонента.

Срезы внутренней среды[12]

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

- взаимодействие менеджеров и рабочих

- наем, обучение и продвижение кадров

- оценка результатов труда и стимулирование

- создание и поддержание отношений между работниками

Организационный срез включает:

- коммуникационные процессы

- организационные структуры

- нормы, правила, процедуры

- распределение прав и ответственности

- иерархию подчинения

В производственный срез входят:

- изготовление продукции

- снабжение и ведение складского хозяйства

- обслуживание технологического парка

- осуществление исследований и разработок

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

- стратегия продукта, стратегия ценообразования

- стратегия продвижения продукта на рынке

- выбор рынков сбыта и систем распределения

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

- поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности

- создание инвестиционных возможностей

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной структурой , которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

2.2 Методические подходы к анализу ресурсного потенциала предприятия

Представляется, что анализ ресурсного потенциала предприятия может включать следующие основные аспекты:[13]

1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов.

2. Анализ имущественного комплекса предприятия.

3. Финансовый анализ.

В рамках стратегического анализа предприятия анализ производственно – хозяйственной деятельности необходим для определения эффективности использования ресурсов предприятия, его прибыльности и прогнозирования ресурсных возможностей. Анализ производственно – хозяйственной деятельности выполняется в следующей последовательности:

· анализ основных технико – экономических показателей;

· анализ производственной программы и ее рентабельности;

· анализ расходов;

· анализ финансовых результатов.

Состав показателей, по которым выполняется анализ основных технико – экономических показателей, может варьироваться в зависимости от социальной приоритетности данного предприятия в регионе и принятой системы организации его финансово – хозяйственной деятельности.

Целесообразно отслеживать общие тенденции развития предприятия, соответствие темпов изменения показателей развития предприятия средним темпам изменения аналогичных показателей в среднем по отрасли, региону или среди предприятий конкретной зоны стратегического хозяйствования.

Определение темпов изменения показателей позволяет оценить текущее состояние предприятия и его развитие за отчетный период. При анализе необходимо учитывать влияние инфляции, которая может существенно исказить динамику основных показателей. Устранение влияния инфляции может осуществляться с использованием различных методик, основанных на применении индекса цен. При выполнении анализа технико – экономических показателей следует выделять ряд аспектов.

Динамика объема производства продукции в натуральном выражении показывает изменение структуры производства по видам деятельности.

Объем товарной продукции в действующих ценах зависит от динамики изменения выпуска в натуральном измерении и от уровня цен. При достаточно высоком уровне инфляции для приведения данного показателя к сопоставимому виду применяется показатель выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах определенного года. На объем товарной продукции в действующих ценах влияют следующие факторы:[14]

· структура ассортимента выпускаемой продукции. Если предприятие увеличило объем производства продукции с более низкими ценами, то при увеличении объемов в натуральном исчислении объем товарной продукции будет расти более медленными темпами и наоборот;

· уровень цен на выпускаемую продукцию. При неизменных объемах производства товарная продукция вырастет за счет роста цен, вызванного инфляцией.

В процессе анализа выпуска товарной продукции обязательным является сравнение темпов изменения товарной продукции с темпами изменений аналогичных предприятий отрасли или региона.

Анализ объема реализации наиболее достоверно определяет эффективность работы предприятия. Рост объема реализации является основным показателем планирования увеличения конкурентного преимущества предприятия. Взаимосвязь увеличения объема реализации и прибыльности предприятия может быть положительной и отрицательной. Ради увеличения темпов роста продукции предприятия могут жертвовать размером прибыли, однако в большинстве случаев именно прибыль подталкивает предприятие к желанию наращивать объемы. Наращивание темпов роста объемов реализации в большинстве случаев является положительной тенденцией при условии сохранения на том же уровне или росте показателя рентабельности.

На размер объема реализации влияют:[15]

· объем выпуска товарной продукции;

· наличие остатков продукции на складе готовой продукции;

· состояние расчетов с дебиторами и кредиторами;

· уровень цен.

Динамика себестоимости реализованной продукции показывает на снижение или увеличение возможностей предприятия по повышению доходности. Анализ изменений расходов проводится с целью выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия в процессе подготовки производства, процесса производства, обращения и реализации продукции. Наилучшим образом динамика расходов может быть проанализирована на основе метода сравнения показателей снижения расходов на производство продукции по отношению к изменению объемов ее производства.

Динамика изменений балансовой прибыли предприятия характеризует эффективность бизнеса. Максимизация прибыли является одной из основных стратегических целей большинства предпринимателей. При исследовании вопроса о связи между прибыльностью и рыночной структурой необходимо учитывать следующие факторы:[16]

· производственные издержки, связанные с применяемыми технологиями в отрасли;

· взаимоотношения между продавцами и потенциальными конкурентами при однородном дифференцированном продукте.

Анализ производственной программы предприятия.

Анализ производственной программы выполняется по всем видам деятельности и в разрезе ассортимента основной номенклатуры производства. Детализация данного анализа зависит от поставленных задач, но в общем виде может предусматривать:

· анализ структуры видов деятельности предприятия;

· анализ структуры доходности по видам деятельности;

· анализ структуры затрат по различным видам деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия может проводиться по следующим основным направлениям:[17]

· анализ и оценка динамики изменения прибыли и основных факторов, обусловливающих эти изменения;

· изучение состава портфеля ценных бумаг и оценка их ликвидности, а также определение эффективности отвлечения средств на эти вложения;

· определение тенденций изменения объемов основных фондов, которые оцениваются в зависимости от изменения объемов производства и характера использования производственных мощностей;

· исследования тенденций изменения объемов оборотных средств предприятия;

· исследование производственных запасов предприятия;

· анализ изменения дебиторской задолжности предприятия.

Анализ имущественного комплекса.

Необходимо исследовать при выполнении анализа имущественного комплекса предприятия динамику изменений и эффективность использования:

· основных фондов;

· материальных ресурсов;

· трудовых ресурсов;

· финансовых ресурсов.

Анализ основных средств выполняется для определения:

· структуры основных фондов;

· возможностей предприятия по увеличению объемов производства;

· эффективности использования основных фондов;

· мероприятий по консервации, реализации или реструктуризации отдельных объектов;

· показателей выбытия и обновления основных фондов.

Задачей анализа использования производственных мощностей предприятия является:

· изучение структуры и динамики основных фондов, технического состояния и темпов обновления активной их части;

· исследование хода технического перевооружения и реконструкции предприятия;

· определение показателей использования производственных мощностей и основных производственных фондов;

· определение факторов, влияющих на эффективность использования производственных мощностей.

Анализ материальных ресурсов связан с оценкой эффективности их использования и определяется уровнем:

· оборачиваемости производственных запасов;

· обеспеченности запасами потребностей производства;

· эффективности использования запасов по сравнению с удельными нормами и выявления сверхнормативных и ненужных запасов;

· удельного расхода материалов на единицу выпускаемой продукции;

· темпов прироста материальных расходов к темпам прироста производства.

Рациональное использование материалов в производстве – одно из важнейших условий роста объемов производства и снижения себестоимости выпускаемой продукции. Эффективность использования материальных ресурсов определяется рядом показателей, основными из которых являются: динамика материальных запасов; изменение удельных норм расхода; отношение темпов роста материальных затрат к темпам роста объемов производства; оборачиваемость материальных ресурсов.

Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:

· квалификационного состава;

· возрастного состава;

· производительности труда в денежном и натуральном выражении;

· изменений структуры персонала;

· текучести персонала.

Необходимо отметить, что трудовые ресурсы являются одним из наиболее существенных факторов производственного процесса, влияющих на все сферы деятельности предприятия и не подающиеся конкретному количественному анализу в стоимостном виде. Анализ динамики изменения численности по категориям и по взрасту дает оценку сложившихся тенденций и позволяет определить степень влияния этих изменений на обеспеченность кадрами, что имеет значение для будущих инвесторов.


Заключение

Зарубежный опыт теории и практики современного менеджмента свидетельствует что переход от потокового внутрифирменного планирования к стратегическому в странах с рыночной экономикой вызван ускорением темпов научно-технического и социально экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний.

В этой связи возросла роль стратегического анализа, как инструмента дающего базу для принятия стратегических решений. Появление новых методов анализа является важным источником повышения конкурентоспособности фирмы, помогая ей в рамках неопределенности четко выработать основные направления деятельности.

Стратегический анализ требует понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится организация, прежде чем решать куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

Высшее руководство фирмы в современных рыночных условиях должно привлекать к разработке стратегических решений аналитиков, иначе, без тщательно проведенного стратегического анализа, такое решение может носить случайный характер, быть не эффективным и способно в условиях жесткой конкуренции привести к банкротству.

Внешняя среда является источником возможностей и проблем для предприятия. Чтобы выявить эти возможности и проблемы, необходимо рассматривать организацию как открытую систему, испытывающую воздействие внешней среды.[18]

Анализ внешней среды организации показывает, какие возможности открываются для организации и какие угрозы таятся во внешней среде. Для того чтобы выявить, насколько организация способна предотвратить угрозы, таящиеся во внешней среде, проводится анализ внутренней среды организации, часто называемый управленческим анализом. Он помогает выявить наличные ресурсы организации, которые позволят ей обоснованно разработать стратегию и обеспечить в будущем прибыльность организации.


Список использованной литературы.

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000 г.

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой, М.:ЮНИТИ, 1997 г.

3. Бумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме, М.: «Академия», 2007 г.

4. Деловое планирование (Методы,организация, современная практика): уч.пособие, под.ред.В.М.Попова – М.:Финансы и статистика, 1997 г.

5. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч.пособие – М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997 г.

6. Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 г.

7. ТомпсонА.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер. с англ. Под ред.Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М.:Банки и биржи:ЮНИТИ, 1998 г.


[1] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента, М.:ЮНИТИ, 1997 – 175с.

[2] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 49 с.

[3] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 50 с.

[4] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента, М, ЮНИТИ, 1997-236 с.

[5] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента, М., ЮНИТИ, 1997-238 с.

[6] Виханский О.С. Стратегическое управление, М, Гардарики, 2000 – 56 с.

[7] Деловое планирование (Методы, организация, современная практика), М, Финансы и статистика, 1997

[8] Виханский О.С. Стратегическое управление, М, Гардарики, 2000

[9] Виханский О.С. Стратегическое управление, М, Гардарики, 2000

[10] Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000

[11] Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000

[12] Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000

[13] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 76 с.

[14] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 77 с.

[15] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008

[16] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 79 с.

[17] Петров А.П. Стратегический менеджмент, СПб.:Питер, 2008 – 81 с.

[18] Бумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме, М.: «Академия», 2007 – 91 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..