Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  547  548  549   ..

 

 

Принципы обеспечения и управления качеством продукции

Принципы обеспечения и управления качеством продукции

Содержание

Рис. 2. Функциональная схема управления качеством продукции на предприятии.

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества (спиралью) в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 3) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение (МТС); подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

Рис. 3. Петля (спираль) качества

Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 2 и включает: планирование; организацию; контроль; управление воздействием.

Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке – квалиметрии. Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта, но кроме свойств необходимо учитывать и условия, в которых продукт был использован.

Суть измерения качества в квалиметрии состоит в следующем:

1. Для каждого вида продукции учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях. Качество характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительным свойством).

2. Выбирается эталон качества

3. Достигнутое качество сопоставляется с эталоном.

Качество может соответствовать эталону, быть выше или ниже эталона.

Важными свойствами для оценки качества чвляются: технический, эстетический и эксплуатационный уровень качества.

Действительный уровень качества продукции можно установить только путем комплексного системного анализа качества, охватывающего все аспекты и стороны производимой продукции, все ее свойства и характеристики в целом.


Заключение

Качество — понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество занимает ключевую позицию в экономической и социальной стратегии ведущих стран, а уровень качества служит надежным индикатором общего состояния экономики. Постоянное повышение качества служит средством преодоления кризисных ситуаций. Выделяя и решая проблему качества как первоочередную, можно добиться стабилизации и подъема экономики.

В последние годы во всем мире резко вырос спрос на специалистов по управлению качеством на производстве. В России в настоящее время отсутствует система непрерывного обучения кадров в области качества, пока у нас работают только ее отдельные элементы. Осознав проблему качества как стратегическую, выбрав и внедрив в организации систему управления качеством, можно рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.


Задание 1

Дать характеристику продукции по 13 показателям качества. Вид продукции – легковой автомобиль. Характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика качества легкового автомобиля.

Группа показателей качества Характеристика группы Показатели качества
1. Назначение Характеризует природные или технические совершенства продукции и соответствие ее своему функциональному назначению Функциональное назначение легкового автомобиля состоит в том, что он является средством транспорта, обеспечивающим доставку мелких грузов и людей из одного пункта в другой.
2. Технологичность Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обуславливающих необходимость производить общественный продукт Приспособленность автомобиля к техническому обслуживанию и текущему ремонту. Периодичность и трудоемкость технического обслуживания и ремонта.
3. Сохраняемость Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течении и после хранения и транспортировки Способность механизмов и агрегатов автомобиля сохранять заданные показатели качества, устойчивость к повреждениям и негативным воздействиям окружающей среды.
4. Ремонтопригод ность Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте Приспособленность автомобиля к ремонту и техническому обслуживанию, предупреждение коррозии деталей, своевременность и простота замены отдельных частей и блоков автомобиля.
5. Безотказность Характеризует способность изделия сохранять работоспособность в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов в следствии возникновения отказов Приспособленность автомобиля к эксплуатации в различных условиях без утраты его качественных характеристик
6. Долговечность Характеризует способность изделия сохранять работоспособность до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта К основным показателям долговечности легкового автомобиля относятся пробег, измеряемый в километрах или срок службы в соответствии с технической документацией в годах.
7. Эргономичность Характеризует свойства изделия, которые проявляются в системе "человек – изделие – среда использования" и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизеологические) Использование экологически чистых материалов при автомобилестроении, удобство эксплуатации автомобиля и управления им, комфортность салона, определенная цветовая гамма корпуса и салона автомобиля, отсутствие психофизеологических раздражителей (яркий цвет, слишком яркое или очень тусклое освещение и пр)
8. Стандартизация и унификация Характеризует насыщенность изделия стандартными и унифицированными частями Простота и удобство ремонта ввиду использования стандартных запасных частей, отдельных блоков и деталей автомобиля
9. Патентное право Характеризует качество и весомость реализованных в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом. Возможность свободной продажи автомобилей как внутри страны, так и за ее пределами, а также свободное приобретение автомобилей у иностранных производителей и перегон их на территории других стран.
10. Эстетичность Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте К показателям эстетичности относится внешнее оформление автомобиля: внешний вид его корпуса, дизайн, цвет и т.д.
11. Транспортабельность Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность продукции данного качества к ее перевозкам Транспортировка автомобилей может осуществляться несколькими способами: своим ходом, железнодорожным, авиационным, морским транспортом, а также грузовым автомобильным транспортом
12. Безопасность Характеризует особенности продукции, обуславливающие безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией Наличие в салоне автомобиля некоторых средств, обеспечивающих безопасность человека во время езды: ремни безопасности, подушки безопасности и пр.
13. Экология Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений, сопровождающих процесс использования данной продукции Постепенный переход на экологически чистые виды топлива, установка системы очистки выхлопных газов и т.д.

Задание 2

Программа повышения качества работы экономиста на предприятии связи представлена в таблице 2.

Таблица 2. Программа повышения качества работы экономиста.

Мероприятия Сроки Ресурсы Ответственный исполнитель
1. Автоматизация деятельности Установление компьютера на рабочем месте в течение недели Денежные средства предприятия в сумме 40 тыс. туб Работники отдела снабжения
2. Подключение и настройка компьютера В течении одного-двух рабочих дней Около 1,5 – 2 тыс. руб. Программист сторонней организации
3. Приобретение комплектующих и оргтехники В течении двух дней Денежные средства в сумме 30 тыс. руб. Работники отдела снабжения
4. Покупка и установка программного обеспечения В течении одного рабочего дня 7 – 10 тыс. руб. Отдел автоматизированной системы управления, программист
5. Перевод документов в электронный вид В течении одного года Заработная плата в размере 8 тыс. руб. Экономист на своем рабочем месте
6. Подключение к сети Internet В течении одного рабочего дня Подключение через телефонную линию - бесплатно Программист
7. Создание системы электронных взаиморасчетов с банком В течении рабочего дня От 3 до 5 тыс. руб. Программист

После внедрения данных мероприятий произошло улучшение таких показателей качества, как:

1. Скорость и качество оформления документов;

2. Оперативность принятия управленческих решений;

3. Простота и скорость расчетов, автоматизация вычислений;

4. Скорость и надежность взаиморасчетов с банком;

5. Оперативное получение необходимой информации через сеть "Интернет", правовой и нормативной документации.

Задание 3

Сертификацияпродукции – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям, документальное подтверждение соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям. Это гарантия потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям.

Сертификация продукции производится методом испытаний, который проводится в испытательных лабораториях. При проведении испытаний осуществляется выборочная проверка изделий. Если изделие соответствует требованиям сертификации, то принимается решение о выдаче сертификата. Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируется продукция. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации орган по сертификации выдает заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями. После проверки представленных документов, в том числе соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию – орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.

Существует несколько видов системы сертификации. Основными из них являются: обязательная, добровольная, самостоятельная сертификация и сертификация третьей стороной. Обязательная система создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовывать продукцию, но и производить ее.

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя.

Самостоятельная система сертификации создается самим предприятием-изготовителем продукции, при этом сертификаты выдает само предприятие под свою ответственность.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.

Процесс сертификации осуществляется в несколько этапов:

1. Подача заявки на сертификацию продукции, ее анализ органом сертификации, назначение экспертов.

2. Экспертиза исходных материалов, составление заключения о целесообразности проведения сертификации.

3. Составление программы проверки, ее принятие.

4. Непосредственно проверка продукции и составление акта о ее результатах.

5. Принятие решения о сертификации и выдача (отказ) сертификата.

6. Оформление актов проверок.

К основным видам сертификатов относятся следующие:

1. Сертификат качества – документ, удостоверяющий качество продукции. Содержит показатели качества, технические характеристики и пр.

2. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

3. Экологический сертификат – документ, подтверждающий экологическую безопасность продукции, а также экологическое качество (чистоту) продукции.


Список использованной литературы

1. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 199 с.

2. Гиссин В. И. Управление качеством. – М.: МарТ, 2003. – 400 с

3. Ребрин Ю. И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.

4. Пустовалов Б. И. Как сохранить автомобиль. – М.: ДОСААФ, 1987. – 208 с.

5. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  547  548  549   ..