Содержание
Рис. 2. Функциональная схема управления качеством продукции на предприятии.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества (спиралью) в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 3) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение (МТС); подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
Рис. 3. Петля (спираль) качества
Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 2 и включает: планирование; организацию; контроль; управление воздействием.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке – квалиметрии. Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта, но кроме свойств необходимо учитывать и условия, в которых продукт был использован.
Суть измерения качества в квалиметрии состоит в следующем:
1. Для каждого вида продукции учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях. Качество характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительным свойством).
2. Выбирается эталон качества
3. Достигнутое качество сопоставляется с эталоном.
Качество может соответствовать эталону, быть выше или ниже эталона.
Важными свойствами для оценки качества чвляются: технический, эстетический и эксплуатационный уровень качества.
Действительный уровень качества продукции можно установить только путем комплексного системного анализа качества, охватывающего все аспекты и стороны производимой продукции, все ее свойства и характеристики в целом.
Заключение
Качество — понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество занимает ключевую позицию в экономической и социальной стратегии ведущих стран, а уровень качества служит надежным индикатором общего состояния экономики. Постоянное повышение качества служит средством преодоления кризисных ситуаций. Выделяя и решая проблему качества как первоочередную, можно добиться стабилизации и подъема экономики.
В последние годы во всем мире резко вырос спрос на специалистов по управлению качеством на производстве. В России в настоящее время отсутствует система непрерывного обучения кадров в области качества, пока у нас работают только ее отдельные элементы. Осознав проблему качества как стратегическую, выбрав и внедрив в организации систему управления качеством, можно рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Задание 1
Дать характеристику продукции по 13 показателям качества. Вид продукции – легковой автомобиль. Характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика качества легкового автомобиля.
Группа показателей качества |
Характеристика группы |
Показатели качества |
1. Назначение |
Характеризует природные или технические совершенства продукции и соответствие ее своему функциональному назначению |
Функциональное назначение легкового автомобиля состоит в том, что он является средством транспорта, обеспечивающим доставку мелких грузов и людей из одного пункта в другой. |
2. Технологичность |
Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обуславливающих необходимость производить общественный продукт |
Приспособленность автомобиля к техническому обслуживанию и текущему ремонту. Периодичность и трудоемкость технического обслуживания и ремонта. |
3. Сохраняемость |
Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течении и после хранения и транспортировки |
Способность механизмов и агрегатов автомобиля сохранять заданные показатели качества, устойчивость к повреждениям и негативным воздействиям окружающей среды. |
4. Ремонтопригод ность |
Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте |
Приспособленность автомобиля к ремонту и техническому обслуживанию, предупреждение коррозии деталей, своевременность и простота замены отдельных частей и блоков автомобиля. |
5. Безотказность |
Характеризует способность изделия сохранять работоспособность в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов в следствии возникновения отказов |
Приспособленность автомобиля к эксплуатации в различных условиях без утраты его качественных характеристик |
6. Долговечность |
Характеризует способность изделия сохранять работоспособность до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта |
К основным показателям долговечности легкового автомобиля относятся пробег, измеряемый в километрах или срок службы в соответствии с технической документацией в годах. |
7. Эргономичность |
Характеризует свойства изделия, которые проявляются в системе "человек – изделие – среда использования" и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизеологические) |
Использование экологически чистых материалов при автомобилестроении, удобство эксплуатации автомобиля и управления им, комфортность салона, определенная цветовая гамма корпуса и салона автомобиля, отсутствие психофизеологических раздражителей (яркий цвет, слишком яркое или очень тусклое освещение и пр) |
8. Стандартизация и унификация |
Характеризует насыщенность изделия стандартными и унифицированными частями |
Простота и удобство ремонта ввиду использования стандартных запасных частей, отдельных блоков и деталей автомобиля |
9. Патентное право |
Характеризует качество и весомость реализованных в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом. |
Возможность свободной продажи автомобилей как внутри страны, так и за ее пределами, а также свободное приобретение автомобилей у иностранных производителей и перегон их на территории других стран. |
10. Эстетичность |
Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте |
К показателям эстетичности относится внешнее оформление автомобиля: внешний вид его корпуса, дизайн, цвет и т.д. |
11. Транспортабельность |
Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность продукции данного качества к ее перевозкам |
Транспортировка автомобилей может осуществляться несколькими способами: своим ходом, железнодорожным, авиационным, морским транспортом, а также грузовым автомобильным транспортом |
12. Безопасность |
Характеризует особенности продукции, обуславливающие безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией |
Наличие в салоне автомобиля некоторых средств, обеспечивающих безопасность человека во время езды: ремни безопасности, подушки безопасности и пр. |
13. Экология |
Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений, сопровождающих процесс использования данной продукции |
Постепенный переход на экологически чистые виды топлива, установка системы очистки выхлопных газов и т.д. |
Задание 2
Программа повышения качества работы экономиста на предприятии связи представлена в таблице 2.
Таблица 2. Программа повышения качества работы экономиста.
Мероприятия |
Сроки |
Ресурсы |
Ответственный исполнитель |
1. Автоматизация деятельности |
Установление компьютера на рабочем месте в течение недели |
Денежные средства предприятия в сумме 40 тыс. туб |
Работники отдела снабжения |
2. Подключение и настройка компьютера |
В течении одного-двух рабочих дней |
Около 1,5 – 2 тыс. руб. |
Программист сторонней организации |
3. Приобретение комплектующих и оргтехники |
В течении двух дней |
Денежные средства в сумме 30 тыс. руб. |
Работники отдела снабжения |
4. Покупка и установка программного обеспечения |
В течении одного рабочего дня |
7 – 10 тыс. руб. |
Отдел автоматизированной системы управления, программист |
5. Перевод документов в электронный вид |
В течении одного года |
Заработная плата в размере 8 тыс. руб. |
Экономист на своем рабочем месте |
6. Подключение к сети Internet |
В течении одного рабочего дня |
Подключение через телефонную линию - бесплатно |
Программист |
7. Создание системы электронных взаиморасчетов с банком |
В течении рабочего дня |
От 3 до 5 тыс. руб. |
Программист |
После внедрения данных мероприятий произошло улучшение таких показателей качества, как:
1. Скорость и качество оформления документов;
2. Оперативность принятия управленческих решений;
3. Простота и скорость расчетов, автоматизация вычислений;
4. Скорость и надежность взаиморасчетов с банком;
5. Оперативное получение необходимой информации через сеть "Интернет", правовой и нормативной документации.
Задание 3
Сертификацияпродукции – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям, документальное подтверждение соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям. Это гарантия потребителю в том, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям.
Сертификация продукции производится методом испытаний, который проводится в испытательных лабораториях. При проведении испытаний осуществляется выборочная проверка изделий. Если изделие соответствует требованиям сертификации, то принимается решение о выдаче сертификата. Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируется продукция. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации орган по сертификации выдает заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями. После проверки представленных документов, в том числе соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию – орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.
Существует несколько видов системы сертификации. Основными из них являются: обязательная, добровольная, самостоятельная сертификация и сертификация третьей стороной. Обязательная система создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовывать продукцию, но и производить ее.
Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя.
Самостоятельная система сертификации создается самим предприятием-изготовителем продукции, при этом сертификаты выдает само предприятие под свою ответственность.
Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.
Процесс сертификации осуществляется в несколько этапов:
1. Подача заявки на сертификацию продукции, ее анализ органом сертификации, назначение экспертов.
2. Экспертиза исходных материалов, составление заключения о целесообразности проведения сертификации.
3. Составление программы проверки, ее принятие.
4. Непосредственно проверка продукции и составление акта о ее результатах.
5. Принятие решения о сертификации и выдача (отказ) сертификата.
6. Оформление актов проверок.
К основным видам сертификатов относятся следующие:
1. Сертификат качества – документ, удостоверяющий качество продукции. Содержит показатели качества, технические характеристики и пр.
2. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
3. Экологический сертификат – документ, подтверждающий экологическую безопасность продукции, а также экологическое качество (чистоту) продукции.
Список использованной литературы
1. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 199 с.
2. Гиссин В. И. Управление качеством. – М.: МарТ, 2003. – 400 с
3. Ребрин Ю. И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.
4. Пустовалов Б. И. Как сохранить автомобиль. – М.: ДОСААФ, 1987. – 208 с.
5. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.
содержание ..
547
548
549 ..
|