УДК
Стратегия развития ООО «Лукойл-Коми» на Европейском Севере
Чаплюк Н.В., Штобе К.И.
Научный руководитель - Павловская А.В.
г.Ухта,Ухтинский Государственный Технический Университет
Моя работа заключается в том, чтобы быть уверенным, что у компании есть
стратегия и что все ей следуют
Кэннет Х. Олсон,
главный исполнительный директор,
DigitalEquipmentCorporation
В условиях рыночной экономики неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.
В настоящее время нефтяная отрасль всё ещё находится в процессе реорганизации: идёт активный процесс укрупнения вертикально-интегрированных компаний с одновременной реорганизацией их систем управления, продолжается процесс совершенствования законодательства. Поглощение более мелких конкурентов является наиболее эффективным инструментом достижения большинства стратегических приоритетов многих компаний. Это одновременно позволяет и нарастить объёмы добычи, и достичь снижения себестоимости продукции за счёт снижения доли условно постоянных издержек, и повысить возможности финансирования инвестиционных проектов, оптимизировать хозяйственные связи в рамках вертикально-интегрированной структуры компании, и, укрупнившись, занять более выгодные позиции в социально-политических процессах, с которыми исторически тесно связан нефтяной бизнес в России. Перед российскими компаниями остро встают вопросы международной конкурентоспособности и стратегических направлений развития.
Стратегия
- программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент
- теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путём разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на её руководителей.
Формирование стратегии конкретного предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.
Основные задачи разработки стратегии предприятия:
- повышение контролируемой доли рынка;
- предвидение требований потребителя;
- выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставок;
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- репутация и имидж предприятия.
В мировой и отечественной практике применяются следующие классификации стратегий.
Виды стратегий по уровням иерархии:
1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом);
2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании);
3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности);
4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений)).
Стратегии инвестиций в товарные рынки:
1. Модель Гарвардской школы;
2. Матрица Бостонской консалтинговой группы;
3. Модель «Дженерал Электрик –МакКинзи»;
4. Матрица Ансоффа.
Стратегии по функциональным направлениям деятельности:
1. Функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании;
2. Функциональные стратегии, проявляющиеся во внешней сфере.
Общие стратегии конкуренции (по М. Портеру):
• Стратегия лидерства по издержкам;
• Стратегия широкой дифференциации;
• Стратегия оптимальных издержек;
• Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках;
• Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции.
Изучив результаты анализа стратегий развития вертикально-интегрированных компаний, можно сделать следующие выводы:
1. Стратегии компаний-лидеров носят комплексный характер;
2. Компании-лидеры стараются быть информационно открытыми;
3. Стратегии компаний-лидеров носят детальный и проработанный характер;
4. Для крупнейших компаний особую остроту приобретают проблемы организации управления;
5. Проведенный анализ стратегий российских компаний позволяет утверждать, что характер стратегии напрямую зависит от размера компании и ее положения на рынке;
6. Стратегические приоритеты носят самый общий характер.
Лидеры отрасли - «Роснефть» и «Лукойл» - опираются в большей степени на долгосрочные проекты, тогда как остальные компании ориентированы на краткосрочные мероприятия более локального характера. Это свидетельствует о том, насколько компания уверена в своих силах.
Основными направлениями усиления конкурентных позиций компаний остаются:
- курс на жесткий контроль над производственными издержками;
- наращивание добычи и расширение рынков сбыта продукции.
Процесс разработки стратегии предприятия
Номер этапа |
Характеристика этапа |
Используемые методы |
I |
Предварительный этап:
- анализ внешней и внутренней среды
- анализ личного потенциала руководства;
- диагностика предприятия
|
Анкетный опрос
Бизнес-диагностика
Обучение персонала
|
II |
Определение целей и генерация стратегических альтернатив |
«Мозговой штурм»
Проблемно-деловая игра
Коллективная работа
|
III |
Ранжирование стратегических проблем, отбор всех возможных альтернатив развития |
Экспертные методы
Сетевые модели и стохастические графы
|
IV |
Выбор одной или нескольких стратегий развития
Разработка целевых программ
|
Экспертные методы |
Объектом исследования является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Дочернее общество ОАО «ЛУКОЙЛ» - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» зарегистрировано 12 апреля 2001 года. Работает в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (регионе, охватывающем территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа), обладающей самой крупной на Северо-Западе России ресурсной базой углеводородного сырья.
Основной вид деятельности – разведка, обустройство и разработка месторождений углеводородного сырья.
Более половины запасов нефти Тимано-Печоры относятся к категории трудноизвлекаемых, характеризующихся высокой вязкостью. Это требует применения специальных дорогостоящих технологий добычи.
В насоящее время в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» входят 3 территориальных производственных предприятия (ТПП) - «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и "ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз", расположенное в городе Нарьян-Мар.
Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г.
|
Темп роста, % |
2004 г. к 2003 г. |
2005 г. к 2004 г. |
2006г. к 2005г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Валовая добыча нефти, т. т. |
5 885,916 |
6 651,185 |
8 059,099 |
9 721,324 |
113,00 |
121,17 |
120,63 |
2. Валовая добыча
попутного газа, млн. м3
|
383,178 |
541,661 |
668,071 |
817,691 |
141,36 |
123,34 |
122,39 |
3. Валовая добыча
природного газа, млн. м3
|
0,309 |
0,280 |
0,280 |
0,089 |
90,61 |
100,00 |
31,79 |
4.Товарная добыча нефти, т т |
5 845,401 |
6 610,524 |
8 007,457 |
9 660,852 |
113,09 |
121,13 |
120,65 |
5. Товарная добыча
попутного газа, млн. м3
|
21,265 |
96,457 |
145,216 |
202,966 |
453,60 |
150,55 |
139,77 |
6. Товарная добыча
природного газа, млн. м3
|
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы говорит о том, что все основные показатели имеют тенденцию к росту.Темп прироста валовой добычи нефти в 2004 году составил 13,00%, в 2005 году – 21,17%, в 2006 году – 20,63% по сравнению с 2005 годом. Темп роста товарной добычи нефти практически совпадает с ростом валовой добычи.
Динамика показателей эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Темп роста, % |
2004 г. к 2003 г. |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г.к
2005г.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг, тыс. руб. |
21547874 |
32719184 |
45154260 |
57209488 |
151,84 |
138,00 |
126,7 |
2.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3296370 |
4793542 |
8779696 |
12689186 |
145,42 |
183,16 |
144,53 |
3.Прибыль до налогообложения (балансовая), тыс. руб. |
2854526 |
3 747 698 |
4155712 |
9767445 |
131,29 |
110,89 |
235,04 |
4.Чистая прибыль, тыс. руб.
|
2 035 647 |
2 147 735 |
2 026 349 |
6963896 |
105,51 |
94,35 |
343,67 |
5.Рентабельность
продукции, %
|
18,06 |
17,81 |
24,14 |
29,73 |
98,62 |
135,54 |
123,16 |
6.Рентабельность продаж, %
|
15,30 |
14,65 |
19,44 |
22,18 |
95,75 |
132,70 |
144,09 |
7.Рентабельность производственной деятельности, % |
11,15 |
7,69 |
5,57 |
16,12 |
56,61 |
85,56 |
289,41 |
8.Рентабельность реализованной продукции, % |
9,45 |
6,56 |
4,49 |
12,17 |
58,84 |
80,76 |
271,05 |
Анализ эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы показал,
что рентабельность продукции в 2006 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 64,62%, рентабельность продаж возросла на 44,97%, рентабельность производственной деятельности - на 44,57%, а рентабельность реализованной продукции - на 28,78%. Увеличение данных показателей в 2006 году свидетельствует о повышении эффективности добычи в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Первым этапом разработки стратегии развития предприятия является SWOT-анализ.
SWOT-анализ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
Сильные стороны
1. Наличие освоенных месторождений;
2. Большое количество месторождений, которые еще не разведаны;
3. Существующие нефте- и газопроводы;
4. Наличие в базовых городах необходимой производственной базы;
5. Наличие квалифицированной рабочей силы;
6. Разработка новых технологий;
7. Привлечение на различных стадиях подрядчиков и обслуживающих компаний;
8. Надёжная репутация предприятия.
|
Слабые стороны
1. Удаленность от промышленно-развитых регионов;
2. Отсутствие сети магистральных автодорог;
3. Непростая экологическая ситуация;
4. Трудные климатические условия;
5. Недостаточная пропускная способность железной дороги;
6. Болотистая местность;
7. Близость к полярному кругу;
8. Высокий % в добыче высоковязкой нефти;
9. Большая глубина нефтесодержащих пластов;
10. Высокая чувствительность к внешним факторам.
|
Возможности
1. Увеличение объема добычи нефти;
2. Лидерство на внутреннем рынке;
3. Диверсификация рынков сбыта нефти;
4. Применение современных технологий;
5. Строительство автодорог;
6. Приобретение электроэнергетических активов для снижения затрат на электроэнергию;
7. Снижение издержек;
8. Диверсификация деятельности в газовую отрасль.
|
Угрозы
1. Политическая нестабильность;
2. Падение цен на нефть;
3. Несвоевременная поставка оборудования и материалов;
4. Может пострадать репутация предприятия при неосторожных действиях (например, розлив нефти);
5. При отсутствии новых разработанных месторождений возможность снижения добычи;
6. Потеря высококвалифицированных работников в связи с нестабильной ситуацией в стране.
|
В ходе выполнения работы проведен анализ портфеля нефтегазовых активов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по состоянию на 01.01.2005 г., и на его основе сделаны следующие выводы.
Месторождения в промышленной разработке выработаны на 61,4%, лишь несколько месторождений выработаны менее чем на 50%. По всем месторождениям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» средний процент использования научно-извлекаемых запасов составляет 53,8%. Таким образом, месторождения находятся во второй и третей стадиях разработки, что увеличивает себестоимость добычи нефти. Это говорит о том, что в нефтяной промышленности республики достигнут порог развития. Необходимы вложения денежных средств в разведку и разработку новых месторождений, что в свою очередь влечет вложения в инфраструктуру. В связи с этим ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» произвело технико-экономическое обоснование к развитию 11 месторождений на основе определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности и внутренней нормы доходности.
Отток денежных средств в t-ом году:
Чистый доход в t-ом голу Фt
может рассчитываться по формуле: ,
где Пчt
– прирост прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в t-ом году, руб.,
At
– амортизационные отчисления в t-ом году, руб.
Чистый дисконтированный доход ЧДД (чистая текущая стоимость – NetPresentValue, NPV) при оценке коммерческой эффективности рассчитывается по формуле:
Индекс доходности (ProfitabilityIndex, PI) рассчитывается по формуле:
Внутренняя норма доходности (InternalRateofReturn, IRR) определяется на основе решения уравнения:
Срок окупаемостикапитальных вложений показывает число лет, в течение которых капитальные вложения окупаются за счет ежегодно получаемых доходов.
Срок окупаемости Ток
определяется на основе решения уравнения:
Месторождения к развитию не имеют достаточно больших извлекаемых запасов, что не может гарантировать больших объемов добычи в будущем. Вследствие этого можно сделать вывод о необходимости покупки новых лицензий на новые месторождения. Большие залежи нефти обнаружены севернее от уже разрабатываемых месторождений, то есть на шельфе Баренцева и Карского морей, что влечет за собой огромные трудности при их разработке и большие затраты. Без помощи государства в строительстве инфраструктуры компании Республики Коми и Ненецкого Автономного округа будут не в состоянии рентабельно добывать нефть на шельфе Баренцева и Карского морей.
Месторождения к развитию
Ранг по NPV на тонну |
Месторождение |
Добыча, тыс. т. |
Капитальные вложения, млн. руб. в ценах 2005 г. |
Удельные капитальные вложения в ценах 2005 г., руб./т |
NPV(15), млн. руб. |
IP |
IRR, % |
NPV(15) на тонну добычи, руб./т |
по проекту |
ожидаемая накопленная на 01.01.2006 |
% от НИЗ |
по проекту |
факт на 01.01.2006 |
% освоения |
1 |
Макаръельское |
3 295,0 |
296,7 |
6,1 |
1 030,9 |
609,6 |
59,1 |
312,9 |
2 309,0 |
3,24 |
110,5 |
700,8 |
2 |
Южно-Терехевейское |
2 247,0 |
666,8 |
21,6 |
1 871,9 |
242,1 |
12,9 |
833,1 |
1 233,0 |
1,66 |
54,2 |
548,7 |
3 |
Южно-Кыртаельское |
1 732,0 |
2 383,6 |
52,4 |
1 409,6 |
0,0 |
0,0 |
813,9 |
709,0 |
1,50 |
22,1 |
409,4 |
4 |
Восточно-Мастеръельское |
3 665,0 |
174,6 |
3,2 |
1 799,2 |
121,0 |
6,7 |
490,9 |
1 315,0 |
1,73 |
39,8 |
358,8 |
5 |
Северо-Кожвинское |
1 753,0 |
554,3 |
19,5 |
989,6 |
213,2 |
21,5 |
564,5 |
590,0 |
1,60 |
61,3 |
336,6 |
6 |
Низевое |
1 176,0 |
55,3 |
10,4 |
722,4 |
33,0 |
4,6 |
614,3 |
289,7 |
1,40 |
23,7 |
246,3 |
7 |
Южно-Харьягинское поднятие |
4 859,0 |
120,0 |
2,5 |
3 468,0 |
1 138,5 |
32,8 |
713,7 |
1 001,0 |
1,29 |
38,1 |
206,0 |
8 |
Леккерское |
2 172,0 |
530,1 |
28,1 |
2 239,8 |
195,1 |
8,7 |
1 031,0 |
265,1 |
1,12 |
20,7 |
122,1 |
9 |
Кыртаельское |
8 327,0 |
3 501,9 |
22,2 |
6 666,9 |
95,0 |
1,4 |
800,6 |
773,0 |
1,12 |
20,1 |
92,8 |
10 |
Южно-Лыжское |
3 238,6 |
586,0 |
8,6 |
6 321,8 |
432,8 |
6,8 |
1 952,0 |
186,0 |
1,03 |
15,2 |
57,4 |
11 |
Южно-Низевое |
988,0 |
338,1 |
25,9 |
855,6 |
465,2 |
54,4 |
865,0 |
33,0 |
1,04 |
15,6 |
33,4 |
ИТОГО: |
33 452,6 |
9 207,4 |
17,7 |
27 375,7 |
3 545,5 |
13,0 |
818,3 |
8 703,8 |
1,32 |
38,3 |
260,2 |
Из анализа месторождений к развитию видно, что наиболее эффективным является Макаръельское месторождение, удельные капитальные вложения по которому составляют 312,9 руб./т, чистый дисконтированный доход – 2309 млн. руб., индекс доходности – 3,24, внутренняя норма доходности – 110,5%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 700,8 руб. Наименее эффективным месторождением является Южно-Низевое, чистый дисконтированный доход по которому имеет значение 33 млн. руб, индекс доходности – 1,04, а внутренняя норма доходности – 15,6%. В целом по всем месторождениям к развитию чистый дисконтированный доход составляет 8703,8 млн. руб., индекс доходности равен 1,32, внутренняя норма доходности – 38,3%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 260,2 руб.
Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2004 году
Компания |
Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс.т |
Доля в общем объеме добычи по РФ, % |
Среднесуточная добыча, тыс.т |
Проходка на 1000 т добытой нефти, м. |
Капитальные вложения на 1 т добытой нефти, руб. |
Отношение числа простаивающих скважин к эксплуатационному фонду, % |
Доля экспорта в объеме добычи, % |
Всего |
В том числе |
В эксплуатационном бурении |
В разведочном бурении |
ЛУКОЙЛ |
84068,4 |
18,3 |
230,3 |
3,9 |
12,2 |
1,1 |
429,4 |
17,9 |
37,8 |
ТНК-ВР |
70515,3 |
15,4 |
193,2 |
11,6 |
11,0 |
0,6 |
278,3 |
40,3 |
41,4 |
Роснефть |
21301,6 |
4,7 |
59,2 |
23,5 |
21,7 |
1,8 |
835,6 |
6,7 |
34,5 |
Сургутнефтегаз |
59619,9 |
13,0 |
163,3 |
50,9 |
47,3 |
3,6 |
675,5 |
11,9 |
35,0 |
Сибнефть |
33997,7 |
7,4 |
93,1 |
24,1 |
23,7 |
0,4 |
361,6 |
57,3 |
29,7 |
Татнефть |
25099,5 |
5,4 |
68,8 |
22,0 |
20,1 |
1,9 |
309,8 |
18,0 |
46,0 |
Славнефть |
22008,3 |
4,8 |
60,3 |
13,8 |
12,9 |
0,9 |
288,6 |
19,1 |
37,2 |
ЮКОС |
85678,5 |
18,7 |
234,7 |
9,0 |
8,7 |
0,2 |
217,9 |
26,1 |
35,4 |
РуссНефть |
8789,1 |
1,9 |
24,1 |
15,9 |
15,4 |
0,5 |
148,9 |
30,9 |
32,1 |
Башнефть |
12073,2 |
2,6 |
33,1 |
33,8 |
30,2 |
3,6 |
551,2 |
17,2 |
32,0 |
Нефтяные компании, всего |
423451,5 |
92,3 |
1160,1 |
20,0 |
18,7 |
1,3 |
394,6 |
23,8 |
36,9 |
Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2005 году
Компания |
Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс.т |
Доля в общем объеме добычи по РФ, % |
Среднесуточная добыча, тыс.т |
Проходка на 1000 т добытой нефти, м. |
Капитальные вложения на 1 т добытой нефти, руб. |
Отношение числа простаивающих скважин к эксплуатационному фонду, % |
Доля экспорта в объеме добычи, % |
Всего |
В том числе |
В эксплуатационном бурении |
В разведочном бурении |
ЛУКОЙЛ |
88293,0 |
18,8 |
241,9 |
14,7 |
13,5 |
1,2 |
508,0 |
16,8 |
38,6 |
ТНК-ВР |
75306,6 |
16,0 |
206,3 |
11,6 |
11,1 |
0,5 |
384,4 |
37,8 |
49,0 |
Роснефть |
74417,7 |
15,8 |
203,9 |
14,8 |
14,2 |
0,6 |
644,5 |
15,9 |
36,6 |
Сургутнефтегаз |
63858,7 |
13,6 |
175,0 |
49,0 |
46,4 |
2,6 |
752,5 |
9,3 |
43,4 |
Сибнефть |
33002,2 |
7,0 |
90,4 |
22,7 |
22,0 |
0,7 |
401,0 |
15,2 |
34,6 |
Татнефть |
25332,0 |
5,4 |
69,4 |
20,1 |
18,2 |
1,9 |
312,6 |
16,6 |
48,6 |
Славнефть |
24162,5 |
5,1 |
66,2 |
27,5 |
25,9 |
1,6 |
660,4 |
16,8 |
21,1 |
ЮКОС |
23861,3 |
5,1 |
65,4 |
4,7 |
4,4 |
0,3 |
142,9 |
28,9 |
4,5 |
РуссНефть |
13872,7 |
3,0 |
38,0 |
27,1 |
24,8 |
2,3 |
346,0 |
26,7 |
46,7 |
Башнефть |
11934,4 |
2,5 |
32,7 |
35,0 |
31,5 |
3,6 |
585,6 |
11,1 |
36,6 |
Нефтяные компании, всего |
434041,2 |
92,4 |
1189,2 |
21,2 |
20,0 |
1,2 |
511,7 |
19,8 |
38,4 |
Величина капитальных вложений на 1 тонну добытой нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2005 году составляет 818,3 руб., что превышает среднее значение данного показателя в отрасли (511,7 руб.). Средние удельные капитальные вложения для нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в целом в 2005 году составляют 508 руб./т, что на 18% больше аналогичного показателя предыдущего года.
Результаты расчета себестоимости добычи 1 тонны нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2006-2015 годы
Годы |
Годовая добыча нефти, тыс. т |
Условно-переменные затраты, тыс. руб. |
Условно-постоянные затраты, тыс. руб. |
Итого затрат, тыс. руб. |
Себестоимость добычи тонны нефти, руб. |
2005 |
8000 |
19723316 |
5562987 |
25286303 |
3157,80 |
2006 |
12300 |
30295884 |
11736168 |
42032052 |
3417,24 |
2007 |
13700 |
33744196 |
13746854 |
47491050 |
3466,50 |
2008 |
15200 |
37438816 |
15898744 |
53337560 |
3509,05 |
2009 |
19100 |
47044828 |
21499724 |
68544552 |
3588,72 |
2010 |
21600 |
53202528 |
25089912 |
78292440 |
3624,65 |
2011 |
22300 |
54926684 |
25591703 |
80518387 |
3610,69 |
2012 |
23400 |
57636072 |
26381411 |
84017483 |
3590,49 |
2013 |
24300 |
59852844 |
27026168 |
86879012 |
3575,26 |
2014 |
23900 |
58867612 |
25506797 |
84374409 |
3530,31 |
2015 |
23200 |
57143456 |
23714344 |
80857800 |
3485,25 |
Результаты расчета себестоимости 1 тонны нефти в ценах 2006 г. с учетом ввода в эксплуатацию месторождений к развитию показывают, что планируемое увеличение данного показателя за период с 2005 по 2010 г. составит 14,8% и достигнет величины 3624,65 руб. В дальнейшем происходит снижение себестоимости на 3,8% в 2015 г. по сравнению с 2010 г. Плановое значение себестоимости в 2015 г. находится на уровне 3485,25 руб. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» придерживается стратегии лидерства в низких издержках.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что при существующих ценах на нефть ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеет хорошие перспективы развития и стабильное финансовое положение.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основополагающими принципами формирования стратегических установок ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» являются следующие положения:
• В силу эволюции и специфики нефтяной отрасли, а также основных тенденций развития мирового экономического хозяйства успешное развитие нефтяной компании обеспечивается по пути транснационализации её деятельности.
• Конкурентные преимущества нефтяной компании основываются на лидерстве по издержкам, которое эффективно достигается в основном в направлениях улучшения сырьевой базы, повышения технологичности производства, оптимизации транспортных маршрутов, совершенствования структуры управления.
• В условиях глобализации мирового рынка нефти и недифференцированного по качеству производимого нефтяными компаниями продукта вопрос международной конкурентоспособности компании заключается в ее способности производить и реализовывать продукцию при приемлемом уровне затрат.
Для ОАО «Лукойл», выбравшего путь интеграции на мировой рынок, основными стратегическими направлениями развития являются:
- лидерство на внутреннем рынке;
- диверсификация рынков сбыта нефти;
- расширение добывающего сектора в мировые центры добычи нефти;
- интеграция в зарубежную систему нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов;
- диверсификация деятельности в газовую отрасль, как в России, так и за рубежом;
- лидерство в низких издержках.
Библиографические ссылки
1. Фатхутдинов Р.М. Стратегический менеджмент. – М.: Финам, 2005. – С. 58-69.
2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2005. – С. 325-327.
3. http://lukoil-komi.lukoil.com.
подписи подпись
содержание ..
510
511
512 ..
|
|
|