Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  797  798  799   ..

 

 

Общая характеристика банковской системы РБ

Общая характеристика банковской системы РБ

 

2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотноше­ния с коммерческими банками.

Первый уровень банковской системы занимает Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк-это центральный банк государства, который находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в её интересах.

О функциях Национального банка сказано в ст. 26 БК РБ «Функции Национального банка »:

Национальный банк выполняет следующие функции:

Разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

Осуществляет эмиссию денег;

Регулирует денежное обращение;

Регулирует кредитные отношения;

Является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

Осуществляет валютное регулирование;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;

Консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

Осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

Осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по её безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

Устанавливает порядок банковских операции;

Регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банка и небанковских кредитно-финансовых организации;

Определяет порядок проведения наличных и безналичных расчетов в Республике Беларусь;

Осуществляет операции необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

Организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в уставе Национального банка;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса в Республике Беларусь;

Создает золотовалютные резервы в том числе золотой запас и управляет ими;

Устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

Организует инкассацию и перевозку денежной наличности валютных и других ценностей;

Осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

Заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

Дает соглашение на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями над операцией с ценными бумагами;

Выполняет другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами в Республике Беларусь.

Особенности правового статуса Национального банка предопределяются тем, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, наделенным широкими властными полномочиями, а с другой – юридическим лицом, участвующим в гражданском обороте. Таким образом, и это отмечается в специальной литературе, Национальный банк имеет двойственную правовую природу.

Говоря об этом, следует подчеркнуть, что осуществление Национальным банком хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Осуществляя, в частности, операции с иными банками в целях реализации своего предпринимательского интереса и получения прибыли, которая, кстати сказать, в соответствии со ст. 25 Банковского кодекса не является основной целью деятельности Национального банка, последний тем самым оказывает и соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитно-финансовых организаций, определяя денежно-кредитную политику в государстве в целом. Условия, на которых совершаются такие операции, вырабатываются Национальным банком в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

Основными целями деятельности Национального банка как органа управления являются, ст. 25 БК РБ «Основные цели деятельности Национального банка »:

Основными целями деятельности Национального банка являются:

Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля , в том числе его покупательной способносте и курса по отношению к иностранным валютам;

Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Для достижения названных целей работа проводится по трем основным направлениям: организация и проведение денежно-кредитной политики ст. 27 БК РБ «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь »:

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1октября текущего года представляет Президент Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объёме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

организация денежного обращения ст. 31 БК РБ «Права Национального банка в области денежного обращения »:

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:

Порядок ведения кассовых операций, порядок работы банка с денежной наличностью, формы отчетности о работе банка с денежной наличностью и сроки её представления, а также меры ответственности за их нарушение;

Правила хранения инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

Правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

Правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банктнот и поврежденных банктнот и монет, а также порядок их уничтожения;

осуществление пруденциального регулирования банковской деятельности.

В рамках реализации функции организации и проведения денежно-кредитной политики Национальный банк осуществляет регулирование кредитных отношений, ст. 32 БК РБ «Права Национального банка по регулированию кредитных отношений »:

Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

Объём кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

Систему рефинансирования банков;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервы требования);

Процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка).

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц; и валютное регулирование ст. 33 БК РБ «Права Национального банка в области валютного регулирования »:

Национальный банк в области валютного регулирования:

Устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

Создает золотовалютные резервы и управляет ими;

Регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

Устанавливает порядок и условия открытия, ведения и режим счетов в драгоценных металлах резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь;

Устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

Устанавливает порядок осуществления операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, а также порядок и лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами;

Устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки предоставления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики и иных целей;

Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вызова и пересылки в Республику Беларусь и за её пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;

Контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;

Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза в Республику Беларусь и вывоза за пределы Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций;

Определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

Определяет меры ответственности, применяемые к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям за нарушение валютного законодательства;

Выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

Осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В области организации денежного обращения Национальный банк осуществляет денежную эмиссию и изъятие денег из обращения ст. 28 БК РБ «Права Национального банка по эмиссии денег »:

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично – денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.

Объёмы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно – кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк эмитирует белорусский рубль.

Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных едениц на территории Республики Беларусь запрещен.

Названные операции находятся в исключительной компетенции Национального банка. С эмиссией тесно связан оборот наличных денег. Для организации обращения наличных денег Национальному банку предоставляется следующие права ст. 29 «Права Национального банка по организации обращения наличных денег на территории Республики Беларусь »:

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.

Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на все территории Республики Беларусь.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет. При этом не допускается установление каких – либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об объявлении недействительными (утратившими силу законного платежного средства) банкнот и монет, выпушенных в обращение Национальным банком, и их обмене на банкноты и монеты нового образца принимается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет.

Национальный банк без ограничений обменивает ветхие банкноты и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создаёт резервные фонды банкнот и монет и распоряжается этими фондами.

Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а так же слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.

Памятные банкноты, а также юбилейные, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования по стоимости, отличающейся от номинальной.

Национальный банк вправе осуществлять вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь юбилейных, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, а также их реализацию на международном рынке.

Функции пруденциального регулирования – это, иначе говоря, функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе государства. Пруденциальное регулирование Национальный банк осуществляет по следующим основным направлениям:

- путем ведения дополнительных ограничений для субъектов, желающих заняться банковской деятельностью, прежде всего в форме установления особых правил регистрации и лицензирования деятельностью;

- установления экономических стандартов и ограничений банковской деятельности, которые определяют основные параметры функционирования банков;

- осуществление надзора за деятельностью банков с реализацией права применения предусмотренных законодательством мер воздействия ст. 34 БК РБ «Права Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею »:

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею.

Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства.

Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею является поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Для осуществления деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального банка или по его поручению ─ аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.

Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объёме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка и небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

Проверять счета и другие документы банка и небанковской кредитно-финансовой организации;

Потребовать от администрации и работников банка и небанковской кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функции Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акции (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации.

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком.

Национальный банк в целях выявления ситуации, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные статьёй 135 настоящего Кодекса.

Список литературы

1. Е.А. Салей Банковское право: Ч.1, юридическое пособие 2003-142с.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь 2004-189с.

3. Конституция Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  797  798  799   ..